Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ по образовательной области "Музыка"
консультация на тему

Консультация.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ по образовательной области "Музыка"

Работа с дошкольниками

Проблема, касающаяся особенностей взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя не нова. Вопросы профессионального сотрудничества педагогов рассматривались в трудах Ветлугиной Н.А., Зиминой А.Н., Радыновой О.П., Гогоберидзе А.Г. и др.

В настоящее время, когда одним из требований ФГТ является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро. В связи с этим необходимо построить систему работы по взаимодействию педагогов ДОУ.

Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребенка дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя. Однако на практике такое взаимодействие осуществляется не всегда.

Причины проблем в осуществления взаимного сотрудничества:

Музыкальный руководитель

Воспитатель

1. Не знает (или плохо знает) особенности общекультурной компетентности воспитателей конкретного детского сада, их музыкальные потребности и интересы, а так же плохо представляет свою роль в педагогическом процессе.

1. Не знает (или плохо знает) функциональные обязанности музыкального руководителя, его роль в педагогическом процессе ДОУ.

2. Отсутствует профессиональная помощь и поддержка друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки (зачастую все сводится к подготовке утренников и развлечений).

3. Самоустранение от педагогического процесса в ДОУ (не участвует в методической работе, составлении годового плана, и т.д.)

3. Не знает свои обязанности в процессе проведения музыкального занятия.

4. Не достаточно владеет знаниями основ педагогики и психологии дошкольников.

4. Не владеет специальными исполнительскими умениями, плохо ориентируется в мире музыкального искусства, практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара. Имеет слабые знания основ методики музыкального воспитания.

5. Отсутствует система работы с семьей.

 

Для решения возникающих противоречий музыкальному руководителю необходимо:

  • осуществлять личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей;
  • знать свои профессиональные функции (см. Приложение 1) и познакомить с ними воспитателей;
  • проанализировать свою работу с воспитателями;
  • провести диагностику (на основе наблюдений, бесед, анкетирования) уровня базовой компетентности воспитателя по вопросам музыкального воспитания дошкольников (см. приложение);
  • планировать и по мере необходимости корректировать свою работу с педагогами по повышению профессиональной компетентности на основе имеющихся данных;
  • совместно с воспитателем проектировать целостный, но при этом вариативный педагогический процесс в ДОУ, в котором каждый ребенок мог бы максимально проявляться, развиваться и образовываться;
  • проводить работу с воспитателем в системе, с учетом особенностей ДОУ и конкретного педагога;
  • активно участвовать в методической работе ДОУ.

Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия должно быть взаимное обогащение профессионального опыта педагогов. Нельзя допустить, чтобы оно было только односторонним, например, в традиционном смысле – от музыкального руководителя к воспитателю.

Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ
(по Гогоберидзе А.Г.)

Воспитатель

Музыкальный руководитель

1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальной деятельностью дошкольника.

1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности.

2. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей в целостном образовательном процессе.

2. То же

3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе и

3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии.

4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие дошкольника.

4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на музыкальное развитие дошкольника.

5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному развитию ребенка-дошкольника.

5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному музыкальному развитию ребенка-дошкольника.

6. Ознакомление с репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога.

6. Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста.

7. Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя.

7. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов.

8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания.

8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности.

9. Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду, семье воспитанника, в деском саду и учреждениях культуры.

9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДО.

10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка.

10. Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка.

11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей.

11. То же

Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя:

  • разработка единых диагностических карт музыкальности ребенок; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности;
  • совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
  • взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
  • взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;
  • музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;
  • совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки;
  • совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;
  • совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;
  • организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе;
  • составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников;
  • взаимодействие с методической службой ДОУ.

В связи с тем, что в настоящее время в дошкольных учреждениях работает много педагогов, не имеющих специального дошкольного образования, музыкальному руководителю необходимо вести активную просветительскую работу. Он должен в короткие сроки дать педагогам конкретные знания по вопросам методики музыкального воспитания, сформировать у них базовый уровень исполнительских умений, познакомить с репертуаром (той группы, на которой работает педагог). Эффективной формой работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей являются семинары-практикумы (см. приложение). Их необходимо планировать вместе с методистом ДОУ и отражать в годовых задачах.

Еще одной эффективной формой работы музыкального руководителя с воспитателями являются смотры-конкурсы. Они активизируют творческий потенциал педагогов, детей, родителей. Один из вариантов – это смотр-конкурс музыкальных уголков (см. приложение). Музыкальные центры организуются в каждой возрастной группе. Эта работа ведется воспитателями при активной помощи музыкального руководителя.

Педагог-музыкант должен:

  • рассказать воспитателям о требованиях к организации музыкальных зон, их наполнении (в соответствии с возрастными особенностями);
  • предоставить перечень литературы по изготовлению вариантов инструментов для шумового оркестра и различных атрибутов;
  • отметить необходимость привлечения родителей и детей (особенно старшего дошкольного возраста) к участию в оформлении музыкальной зоны;
  • познакомить с положением смотра-конкурса.

Подводя итог выше сказанному, хочется еще раз отметить то , что современные цели и задачи дошкольного воспитания, обозначенные в ФГТ не могут выть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому проблема сотрудничества специалистов и педагогов в контексте целостного развития ребенка должна быть решена в каждом детском саду.

Литература по теме:

  1. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. М.: Издательский центр “Академия”, 2005. – 320 с.
  2. Методика музыкального воспитания в детском саду. Учебник для учащихся пед. Училищ по специальности “Дошкольное воспитание”. Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., “Просвещение”, 1976, с.247.
  3. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов по спец. “Дошкольная педагогика и психология”. – М.: Просвещение, 1983, с.231.
  4. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – Шуя.1993, с.67.
  5. Программы “Детство”, “Радуга”, “Малыш”, “Топ-хлоп, малыши”…
  6. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2010.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ


ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ АНКЕТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

(по Гогоберидзе А.Г.)

  1. Насколько важно, на Ваш взгляд, музыкальное развитие ребенка?________________________________________________________________
  2. Как Вы считаете, на ком лежит основная ответственность за музыкальное воспитание детей?________________________________________________________
  3. Что больше всего любят делать дети Вашей группы?

а) петь;

б) танцевать;

в) слушать музыку;

г) играть на музыкальных инструментах.

  1. Какие музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, музыкально-дидактические игры есть в Вашей группе?________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Как часто дети ими пользуются?___________________________________________
  3. Используете ли Вы записи песен (и какие) на занятиях в группе, в основные режимные моменты, как фон в группе?________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Какие приемы Вы используете, чтобы увлечь, заинтересовать детей музыкой?______________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. Обмениваетесь ли Вы с детьми впечатлениями о прослушанных произхведениях?_________________________________________________________
  6. Какую музыку предпочитаете слушать Вы?____________________________________________________________________
  7. Какие произведения из детского репертуара Вам наиболее близки?________________________________________________________________________________________________________________________________________
  8. Как часто Вы посещаете концерты, театры? Какому жанру Вы отдаете предпочтение?__________________________________________________________________________________________________________________________________
  9. Любите ли Вы петь? Как часто и что Вы поете?_________________________________________________________________________________________________________________________________________
  10. Перечислите не менее 10 песен детского репертуара?____________________________________________________________________________________________________________________________________
  11. Какие песни Ваши воспитанники предпочитают слушать вне занятий?_______________________________________________________________________________________________________________________________________
  12. Нужна ли Вам помощь музыкального руководителя в вопросах музыкального воспитания детей Вашей группы и какая?_________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН

СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА

по теме: « Обеспечение взаимодействия всех участников образовательного процесса по реализации образовательной области «Музыка» в соответствии с требованиями ФГТ»

  1. Теоретическая часть
  • Музыкально-художественная деятельность в детском саду: современные проблемы и решения.
  • Построение системы работы в рамках образовательной области «Музыка» в соответствии с требованиями ФГТ.
  • Модель взаимодействия музыкального руководителя и специалистов ДОУ в ходе воспитательно - образовательного процесса.
  • Виды детской музыкальной деятельности:

- слушание;

- пение;

- музыкально-ритмические движения;

- игра на детских музыкальных инструментах;

- музыкально-дидактические игры.

  • Формы организации детской музыкальной деятельности:

- непрерывно-образовательная деятельность;

- праздники, развлечения;

- самостоятельная музыкальная деятельность.

  •  Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ.
  • Организация работы с родителями.
  1. Практическая часть

            Практикумы:

  • Учим детей слушать музыку (методика работы в разных возрастных группах).
  • Методика обучения детей музыкально-ритмическим движениям в разных возрастных группах.
  • Методика обучения детей пению в разных возрастных группах.
  • Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах в разных возрастных группах.
  • Анализ музыкального занятия.
  • Анализ сценария праздника/развлечения.
  • Методика проведения музыкально-дидактических игр.
  1. Зачетная часть
  • Смотр – конкурс музыкальных уголков.
  • Открытый просмотр организации и проведения музыкально-дидактическихз игр во всех  возрастных группах.
  • Открытый просмотр проведения разных видов музыкальных занятий во всех возрастных группах.


ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ СМОТРА – КОНКУРСА НА ТЕМУ:

«СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ УГОЛКОВ»

Цели проверки:

  • выявление  степени укомплектованности музыкальных уголков детскими музыкальными инструментами, пособиями;
  • соответствие содержания уголков возрастным, программным, санитарным требованиям.

Оценочный лист состояния развивающей музыкально-образовательной среды.



п/п



Показатели


Баллы степени проявления показателей


Самооценка


Экспертная группа

1.

Целесообразность размещения зоны.

2.

Доступность оборудования для детей, хранение.

3.

Разнообразие оборудования.

4.

Учет возрастных особенностей детей.        

5.

Эстетическое оформление зоны и пособий.

6.

Возможность  переноса оборудования в другое место.

7.

Наличие музыкальных инструментов.

8.

Наличие озвученных игрушек.

9.

Наличие не озвученных игрушек – самоделок.

10.

Наличие инструментов для шумового оркестра.

11.

Материал для творческих сюжетно-ролевых игр.

12.

Музыкально-дидактические игры и пособия.

13.

Иллюстративный материал.

14.

Аудиовизуальные пособия.

15.

Творческий подход педагогов.

16.

Участие родителей.

17.

Участие детей.

Итоговый уровень

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ

ФУНКЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

КООРДИНИРУЮЩАЯ

КОСУЛЬТАЦИОННАЯ

КОНТРОЛИРУЮЩАЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ по образовательной области "Музыка"

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ по образовательной области...

Система взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении

Сегодня воспитатель дошкольного образовательного учреждения потерял статус главного лица образовательного процесса.  Музыкальное воспитание дошкольников ограничивается функциональн...

Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем в процессе образовательной деятельности

В настоящее время, когда одним из требований является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных лично...

«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Опыт работы по реализации проекта «Музыка вокруг нас».

Повышение качества музыкального образования, создание условий для приобщения дошкольников к ценностям музыкального искусства....