Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ по образовательной области "Музыка"
консультация на тему
Консультация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeistvie_vospitatelya_i_muzykalnogo_rukovoditelya_dou_po_obrazovatelnoi_oblasti.docx | 23.82 КБ |
pril1.doc | 39.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ по образовательной области "Музыка"
Проблема, касающаяся особенностей взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя не нова. Вопросы профессионального сотрудничества педагогов рассматривались в трудах Ветлугиной Н.А., Зиминой А.Н., Радыновой О.П., Гогоберидзе А.Г. и др.
В настоящее время, когда одним из требований ФГТ является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных личностных качеств детей, вопросы сотрудничества участников педагогического процесса высвечиваются наиболее остро. В связи с этим необходимо построить систему работы по взаимодействию педагогов ДОУ.
Вдохновителем и организатором процесса музыкального воспитания и развития ребенка дошкольника в детском саду является музыкальный руководитель при помогающем участии воспитателя. Однако на практике такое взаимодействие осуществляется не всегда.
Причины проблем в осуществления взаимного сотрудничества:
Музыкальный руководитель | Воспитатель |
1. Не знает (или плохо знает) особенности общекультурной компетентности воспитателей конкретного детского сада, их музыкальные потребности и интересы, а так же плохо представляет свою роль в педагогическом процессе. | 1. Не знает (или плохо знает) функциональные обязанности музыкального руководителя, его роль в педагогическом процессе ДОУ. |
2. Отсутствует профессиональная помощь и поддержка друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки (зачастую все сводится к подготовке утренников и развлечений). | |
3. Самоустранение от педагогического процесса в ДОУ (не участвует в методической работе, составлении годового плана, и т.д.) | 3. Не знает свои обязанности в процессе проведения музыкального занятия. |
4. Не достаточно владеет знаниями основ педагогики и психологии дошкольников. | 4. Не владеет специальными исполнительскими умениями, плохо ориентируется в мире музыкального искусства, практически не знаком со спецификой детского музыкального репертуара. Имеет слабые знания основ методики музыкального воспитания. |
5. Отсутствует система работы с семьей. |
|
Для решения возникающих противоречий музыкальному руководителю необходимо:
- осуществлять личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей;
- знать свои профессиональные функции (см. Приложение 1) и познакомить с ними воспитателей;
- проанализировать свою работу с воспитателями;
- провести диагностику (на основе наблюдений, бесед, анкетирования) уровня базовой компетентности воспитателя по вопросам музыкального воспитания дошкольников (см. приложение);
- планировать и по мере необходимости корректировать свою работу с педагогами по повышению профессиональной компетентности на основе имеющихся данных;
- совместно с воспитателем проектировать целостный, но при этом вариативный педагогический процесс в ДОУ, в котором каждый ребенок мог бы максимально проявляться, развиваться и образовываться;
- проводить работу с воспитателем в системе, с учетом особенностей ДОУ и конкретного педагога;
- активно участвовать в методической работе ДОУ.
Одним из ведущих направлений профессионального взаимодействия должно быть взаимное обогащение профессионального опыта педагогов. Нельзя допустить, чтобы оно было только односторонним, например, в традиционном смысле – от музыкального руководителя к воспитателю.
Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя ДОУ
(по Гогоберидзе А.Г.)
Воспитатель | Музыкальный руководитель |
1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальной деятельностью дошкольника. | 1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности. |
2. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей в целостном образовательном процессе. | 2. То же |
3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе и | 3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии. |
4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие дошкольника. | 4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на музыкальное развитие дошкольника. |
5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному развитию ребенка-дошкольника. | 5. Проектировать и организовывать целостный образовательный процесс, содействующий целостному музыкальному развитию ребенка-дошкольника. |
6. Ознакомление с репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога. | 6. Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста. |
7. Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя. | 7. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов. |
8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания. | 8. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности. |
9. Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду, семье воспитанника, в деском саду и учреждениях культуры. | 9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДО. |
10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка. | 10. Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка. |
11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование: увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей. | 11. То же |
Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя:
- разработка единых диагностических карт музыкальности ребенок; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности;
- совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
- взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
- взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;
- музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;
- совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки;
- совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;
- совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;
- организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе;
- составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников;
- взаимодействие с методической службой ДОУ.
В связи с тем, что в настоящее время в дошкольных учреждениях работает много педагогов, не имеющих специального дошкольного образования, музыкальному руководителю необходимо вести активную просветительскую работу. Он должен в короткие сроки дать педагогам конкретные знания по вопросам методики музыкального воспитания, сформировать у них базовый уровень исполнительских умений, познакомить с репертуаром (той группы, на которой работает педагог). Эффективной формой работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей являются семинары-практикумы (см. приложение). Их необходимо планировать вместе с методистом ДОУ и отражать в годовых задачах.
Еще одной эффективной формой работы музыкального руководителя с воспитателями являются смотры-конкурсы. Они активизируют творческий потенциал педагогов, детей, родителей. Один из вариантов – это смотр-конкурс музыкальных уголков (см. приложение). Музыкальные центры организуются в каждой возрастной группе. Эта работа ведется воспитателями при активной помощи музыкального руководителя.
Педагог-музыкант должен:
- рассказать воспитателям о требованиях к организации музыкальных зон, их наполнении (в соответствии с возрастными особенностями);
- предоставить перечень литературы по изготовлению вариантов инструментов для шумового оркестра и различных атрибутов;
- отметить необходимость привлечения родителей и детей (особенно старшего дошкольного возраста) к участию в оформлении музыкальной зоны;
- познакомить с положением смотра-конкурса.
Подводя итог выше сказанному, хочется еще раз отметить то , что современные цели и задачи дошкольного воспитания, обозначенные в ФГТ не могут выть реализованы каждым участником педагогического процесса в отдельности. Поэтому проблема сотрудничества специалистов и педагогов в контексте целостного развития ребенка должна быть решена в каждом детском саду.
Литература по теме:
- Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В.А.Деркунская. М.: Издательский центр “Академия”, 2005. – 320 с.
- Методика музыкального воспитания в детском саду. Учебник для учащихся пед. Училищ по специальности “Дошкольное воспитание”. Под ред. Н.А. Ветлугиной. М., “Просвещение”, 1976, с.247.
- Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. Институтов по спец. “Дошкольная педагогика и психология”. – М.: Просвещение, 1983, с.231.
- Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – Шуя.1993, с.67.
- Программы “Детство”, “Радуга”, “Малыш”, “Топ-хлоп, малыши”…
- Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2010.
Предварительный просмотр:
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ АНКЕТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
(по Гогоберидзе А.Г.)
- Насколько важно, на Ваш взгляд, музыкальное развитие ребенка?________________________________________________________________
- Как Вы считаете, на ком лежит основная ответственность за музыкальное воспитание детей?________________________________________________________
- Что больше всего любят делать дети Вашей группы?
а) петь;
б) танцевать;
в) слушать музыку;
г) играть на музыкальных инструментах.
- Какие музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, музыкально-дидактические игры есть в Вашей группе?________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как часто дети ими пользуются?___________________________________________
- Используете ли Вы записи песен (и какие) на занятиях в группе, в основные режимные моменты, как фон в группе?________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие приемы Вы используете, чтобы увлечь, заинтересовать детей музыкой?______________________________________________________________________________________________________________________________________
- Обмениваетесь ли Вы с детьми впечатлениями о прослушанных произхведениях?_________________________________________________________
- Какую музыку предпочитаете слушать Вы?____________________________________________________________________
- Какие произведения из детского репертуара Вам наиболее близки?________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как часто Вы посещаете концерты, театры? Какому жанру Вы отдаете предпочтение?__________________________________________________________________________________________________________________________________
- Любите ли Вы петь? Как часто и что Вы поете?_________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Перечислите не менее 10 песен детского репертуара?____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Какие песни Ваши воспитанники предпочитают слушать вне занятий?_______________________________________________________________________________________________________________________________________
- Нужна ли Вам помощь музыкального руководителя в вопросах музыкального воспитания детей Вашей группы и какая?_________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА
по теме: « Обеспечение взаимодействия всех участников образовательного процесса по реализации образовательной области «Музыка» в соответствии с требованиями ФГТ»
- Теоретическая часть
- Музыкально-художественная деятельность в детском саду: современные проблемы и решения.
- Построение системы работы в рамках образовательной области «Музыка» в соответствии с требованиями ФГТ.
- Модель взаимодействия музыкального руководителя и специалистов ДОУ в ходе воспитательно - образовательного процесса.
- Виды детской музыкальной деятельности:
- слушание;
- пение;
- музыкально-ритмические движения;
- игра на детских музыкальных инструментах;
- музыкально-дидактические игры.
- Формы организации детской музыкальной деятельности:
- непрерывно-образовательная деятельность;
- праздники, развлечения;
- самостоятельная музыкальная деятельность.
- Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ.
- Организация работы с родителями.
- Практическая часть
Практикумы:
- Учим детей слушать музыку (методика работы в разных возрастных группах).
- Методика обучения детей музыкально-ритмическим движениям в разных возрастных группах.
- Методика обучения детей пению в разных возрастных группах.
- Методика обучения детей игре на детских музыкальных инструментах в разных возрастных группах.
- Анализ музыкального занятия.
- Анализ сценария праздника/развлечения.
- Методика проведения музыкально-дидактических игр.
- Зачетная часть
- Смотр – конкурс музыкальных уголков.
- Открытый просмотр организации и проведения музыкально-дидактическихз игр во всех возрастных группах.
- Открытый просмотр проведения разных видов музыкальных занятий во всех возрастных группах.
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ СМОТРА – КОНКУРСА НА ТЕМУ:
«СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ УГОЛКОВ»
Цели проверки:
- выявление степени укомплектованности музыкальных уголков детскими музыкальными инструментами, пособиями;
- соответствие содержания уголков возрастным, программным, санитарным требованиям.
Оценочный лист состояния развивающей музыкально-образовательной среды.
№ п/п | Показатели | Баллы степени проявления показателей | |
Самооценка | Экспертная группа | ||
1. | Целесообразность размещения зоны. | ||
2. | Доступность оборудования для детей, хранение. | ||
3. | Разнообразие оборудования. | ||
4. | Учет возрастных особенностей детей. | ||
5. | Эстетическое оформление зоны и пособий. | ||
6. | Возможность переноса оборудования в другое место. | ||
7. | Наличие музыкальных инструментов. | ||
8. | Наличие озвученных игрушек. | ||
9. | Наличие не озвученных игрушек – самоделок. | ||
10. | Наличие инструментов для шумового оркестра. | ||
11. | Материал для творческих сюжетно-ролевых игр. | ||
12. | Музыкально-дидактические игры и пособия. | ||
13. | Иллюстративный материал. | ||
14. | Аудиовизуальные пособия. | ||
15. | Творческий подход педагогов. | ||
16. | Участие родителей. | ||
17. | Участие детей. | ||
Итоговый уровень |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
ФУНКЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
КООРДИНИРУЮЩАЯ
КОСУЛЬТАЦИОННАЯ
КОНТРОЛИРУЮЩАЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ по образовательной области "Музыка"
Консультация для воспитателей....
«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ по образовательной области "Музыка"
Выступление...
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ по образовательной области "Музыка"
Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя ДОУ по образовательной области...
Система взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении
Сегодня воспитатель дошкольного образовательного учреждения потерял статус главного лица образовательного процесса. Музыкальное воспитание дошкольников ограничивается функциональн...
Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем в процессе образовательной деятельности
Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем...
Взаимодействие воспитателя с музыкальным руководителем в процессе образовательной деятельности
В настоящее время, когда одним из требований является интеграция всех образовательных областей и, следовательно, деятельности всего коллектива детского сада в процессе формирования интегративных лично...
«Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Опыт работы по реализации проекта «Музыка вокруг нас».
Повышение качества музыкального образования, создание условий для приобщения дошкольников к ценностям музыкального искусства....