ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «МУЗЫКА» И «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
статья по музыке
Известно, что музыка – это интегрированный предмет. Музыка, литература и изобразительное искусство тесно взаимосвязаны друг с другом. В результате работы по интеграции наблюдается заметный рост художественного, музыкально - творческого развития детей, который выражается в оригинальности, продуктивности в работе детей, в умении видеть прекрасное в окружающем мире, в улучшении взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а это не что иное, как новый уровень развития личности ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veyp_e.a._-_statya.docx | 21.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «МУЗЫКА» И «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
Вейп Е.А. музыкальный руководитель
МАДОУ «ЦРР - детский сад «Солнышко»
п.Чернянка Белгородской области»
Самая яркая и запоминающаяся страница в жизни каждого человека – это детство. Именно в дошкольном возрасте закладывается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с окружающим миром, культурой, общечеловеческими ценностями. Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей. Современные дошкольные образовательные организации, решая задачу художественно – творческого развития детей в интегрированном образовательном пространстве, рассматривают интеграцию как способ приобщения детей к законам искусства и формирования целостной картины мира.
Всем известно, что музыка – это интегрированный предмет. Музыка, литература и изобразительное искусство тесно взаимосвязаны друг с другом. Поэтому форма проведения музыкальных интегрированных занятий нестандартна, а главное интересна, доступна и содержательна. Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через рисование, музыкальное творчество, чтение художественной литературы. При этом дошкольник раскрывает свой потенциал, постигает собственные возможности. Именно поэтому стала способствовать приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства. Для этого формирую у дошкольников представления о видах, жанрах и средствах художественной выразительности, развиваю художественное восприятие и детское творчество в продуктивных видах деятельности, воспитываю эстетическое отношение к окружающему миру. Раскрыть самоценность объектов природы, обогатить, окрасить их восприятие эмоционально-положительным отношением – задачи, которые успешно решаю с помощью музыкальной деятельности. Достичь этого можно воздействуя на эмоциональную сферу ребёнка.
Рисование под музыку, как один из приёмов арттерапии, довольно широко применяется в современной педагогике. Такой вид самовыражения позволяет детям ощутить и передать внутреннее эмоциональное состояние, которое появилось в результате наблюдения явлений природы, слушания литературных и музыкальных произведений.
Сначала вместе с детьми прослушиваем музыкальное произведение, беседуем о музыкальных характеристиках пьесы, затем – об изобразительных. Сравниваем музыкальное произведение со стихотворением, создаем тот или иной образ и только потом приступаем к рисованию. Таким образом, сочетая музыкальную деятельность, изобразительную деятельность и художественное слово мы можем не только обогащать эмоционально-волевую сферу, но и всесторонне развивать личность ребёнка. Переключение на разнообразные виды деятельности помогает удерживать внимание детей, что повышает эффективность занятия, снимает утомляемость и перенапряжение, способствует более лёгкому и быстрому запоминанию данного материала.
Система интегрированного обучения способствует более эффективному взаимодействию всех специалистов ДОУ. Подготовка к таким занятиям достаточно трудоемка, она требует согласованных действий музыкального руководителя и воспитателя. Каждое занятие тщательно разрабатывается, подбирается музыкальный и наглядный материал, соответствующий возрасту детей и программным задачам, объединенный одной темой или сюжетом, сказкой, игрой. Форма проведения непосредственно образовательной деятельности нестандартна и интересна. Это могут быть увлекательные и интересные проекты, познавательные экскурсии, яркие встречи, гостиные, квест – игры.
Так для детей старшей группы была проведена художественная гостиная «Яркая радуга», где дети с удовольствием выполняли задания по определению каждого цвета радуги, слушали музыкальные произведения, пели, читали стихи, затем сами рисовали радугу. Для детей подготовительной группы был подготовлен проект «Мама – первое слово, главное слово». Дети с удовольствием слушали произведение Ф.Шуберта «Ave Maria», учили стихи и песни о маме, играли в шумовом оркестре, рассматривали репродукции картин знаменитых художников, иллюстрации, фотографии, рисовали портреты своих мам, была организована выставка портретов «Наши мамы разные – все они прекрасные». Итогом проекта стал совместный с мамами праздник, где дети продемонстрировали свои умения и навыки. Для детей среднего возраста было организовано развлечение «Ах, какая зимушка», где дошкольники проявили любовь к природе родного края, доброжелательное отношение друг к другу, умение взаимодействовать друг с другом. Дети пели песни, читали стихи, отгадывали загадки, слушали «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, рисовали музыкальный образ, весело танцевали с султанчиками, играли, музицировали.
Таким образом, в результате работы по интеграции наблюдается заметный рост художественного, музыкально - творческого развития детей, который выражается в оригинальности, продуктивности в работе детей, в умении видеть прекрасное в окружающем мире, в улучшении взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, а это не что иное, как новый уровень развития личности ребёнка. В продуктивной деятельности происходит совершение умения изображать музыкальный образ по памяти, развивается наблюдательность, внимание, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их в рисовании.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников». Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д.-2004г.
2. Сажинова С.Д. «Технология интегрированного занятия в ДОУ», 2008г.
3. Интернет ресурс: ns.portal.ru.
4. Интеренет ресурс: maam.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
доминантное занятие Интеграция образовательных областей " Музыка" и "художественное творчество"
ДОМИНАНТНОЕ ЗАНЯТИЕ. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Художественное творчество» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Развивать умение детей определять характер, ...
Презентация опыта работы по теме: «Использование слайдовых презентаций как условие интеграции образовательных областей «Музыка», «Познание», «Художественное творчество».
Основная идея использования презентаций заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка. В материале представлен опыт работы п...
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗЫКА» И « ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» Тема«ВЕСЕННЕЕ СОЛНЫШКО» вторая младшая группа
Ведущий разказывает стихотворение про солнышко. Далее ведущий объясняет что ножки у солнышко это его лучики. Дети исполняют попевку "Солнышко". .Дети инсценируют песню есть у солнышка друзья. Де...
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ "МУЗЫКА» И « ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО» Тема«ВЕСЕННЕЕ СОЛНЫШКО» вторая младшая группа
Ведущий разказывает стихотворение про солнышко. Далее ведущий объясняет что ножки у солнышко это его лучики. Дети исполняют попевку "Солнышко". .Дети инсценируют песню есть у солнышка друзья. Де...
Мастер-класс для педагогов «Художественная литература как средство всестороннего развития личности ребенка раннего возраста»(презентация)
Ценность художественной литературы заключается в ее влиянии на всестороннее развитие ребенка - умственное, нравственное и эстетическое....
Мастер-класс для педагогов «Художественная литература как средство всестороннего развития личности ребенка раннего возраста» - доклад
Читать – важно и нужно. Это оказывает благотворное влияние на развитие связной речи, обогащает речь крылатыми выражениями, фразеологизмами, синонимами. Не читая, человек не развивается, не совер...