Особенности применения дидактических игр на тифлопедагогических занятиях
статья (старшая группа) по теме
Рассуждения о необходимости примениения и испльзования дидактических игр на занятиях учителя-дефектолога (тифлопедагога)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Е.Ю.Скворцова
учитель-дефектолог
ГБДОУ 82 компенсирующего вида
Невского района
Особенности применения дидактических игр на тифлопедагогических занятиях
Изучение тифлопедагогической литературы, освещающей вопросы использования дидактических игр в коррекционно-педагогическом процессе, показало, что в целом эта проблема является достаточно изученной. Однако имеются лишь отдельные работы Л.И. Плаксиной, Е.С. Незнамовой и др., содержащие принципы и рекомендации по применению данного вида игр на коррекционных занятиях в группах для детей с амблиопией и косоглазием.
Авторами указывается на особенности развития детей с функциональными нарушениями и доказывается необходимость специальной адаптации обычных дидактических игр в соответствии с возможностями зрительного восприятия данной категории детей. При проведении игр прежде всего учитывается то, что зрительное восприятие, как известно, основано на функциях зрительной системы, которые у детей с нарушением зрения, как правило, страдают, нарушена избирательность восприятия, осмысленность, обобщенность, полнота и целостность, фрагментарность. Все это отрицательно сказывается на представлениях, а если формируется неправильное представление, то выправить стереотип сложно, поэтому необходимо, чтобы словесные знания были подкреплены чувственными знаниями. У детей с нарушением зрения чувственное познание без специального коррекционного воздействия развивается
медленно. Развитию препятствует неумение владеть поисковыми способами ориентировки при восприятии предмета. Поэтому основной задачей тифлопедагога является формирование у детей с нарушением зрения поисковых способов ориентировки и на этой основе вызывание интереса к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности, подведении детей к зрительной ориентировке. Применение развивающих и дидактических игр в работе тифлопедагога связано прежде всего с необходимостью стимуляции у детей с амблиопией и косоглазием познавательных интересов и создания положительного эмоционального отношения к предлагаемой деятельности, т.к. многие дети данной категории пассивны и не проявляют желание активно действовать с предметами и игрушками.
Использование развивающих и дидактических игр тифлопедагогом происходит как на занятиях, так и в свободной деятельности. Проведение их основывается на общедидактических принципах. Во-первых, это системность, которая предполагает последовательно развивающуюся и усложняющуюся систему игр по их содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Во-вторых, обучение детей и усвоение ими программных требований требует повторности. Затруднения в восприятии с первого раза обусловлены тем, что у ребенка-дошкольника с функциональным нарушением зрения нет опыта, нет накопленных представлений и способов усвоения знаний. Только в результате повторений дети учатся выделять в предметах признаки, качества. Детям с нарушением зрения для усвоения способов ориентировки в окружающем, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания этого или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Постепенно, в результате получения новых знаний малыми дозами и повторений, дети учатся видеть не только целое, но и часть, выделять свойства и признаки, материалы, из которых сделаны окружающие предметы.
Анализ специальной литературы доказывает, что выбор и организация дидактических игр тифлопедагогом во многом зависит от следующих показателей:
- уровня развития каждого ребенка, его особенностей, сопутствующих
заболеваний, зрительного диагноза. Некоторые дети с нарушением зрения
отличаются крайней неусидчивостью, неустойчивым вниманием; другие
пассивны. У значительной части детей наблюдаются тяжелые нарушения
речи. Поэтому педагог осуществляет подбор детей для проведения
развивающих и дидактических игр так, чтобы силы были равнозначны. При
этом обязательно учитывается состояние зрения на данный момент; - характера и содержания дидактических задач;
- педагогической ситуации, в которой осуществляется игра, т.е. настроение
детей, их интерес, желание играть, конкретные условия проведения игры и
т.д.; - периодов восстановительного лечения детей.
По рекомендациям врача-офтальмолога педагоги проводят с детьми дидактические игры и упражнения для активизации, стимуляции, упражнения зрительных функций. Например, в период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты
зрения, используются такие игры, где дети составляют из частей целое, обводят через кальку контурные изображения, игры, которые заставляют активно вглядываться и включать у детей все зрительные функции в процессе рассматривания, например, «Составь целое», «Лабиринты» и другие подобные игры. При отборе наглядного материала для развивающих и дидактических игр тифлопедагог учитывает коррекционные задачи, поэтому используемые наглядные пособия соответствуют следующим требованиям: яркие цвета, соответствие реальным предметам, четкость и доступность изображений.
Для активизации зрения детей с косоглазием в этот период лечения очень полезны игры с использованием электрофицированных игрушек. В период ортоптического лечения косоглазия широко используются такие игры и упражнения, как накладывание одного изображения на другое, соотнесение двух изображений (например, «Подбери пару»), направленные на специальную подготовку к лечению на синоптофоре. В период выработки стереоскопического зрения особенно эффективны настольные игры «Футбол», «Попади в обруч», а также игры с разными конструкторами и мозаиками. В этих играх упражняются глазомерные функции, дети учатся соизмерять различные по величине предметы, выделять расстояния между предметами и объектами. Перечень дидактических игр содержится в программе развития зрительного восприятия, разработанной Л.И. Плаксиной. Особое внимание обращается на то, что эффективное проведение дидактических игр с детьми с нарушением зрения зависит от умелого педагогического руководства ими. Учитывая то, что большинство детей со зрительной патологией имеют сниженный уровень эмоционального развития, становится важной эмоциональная сторона организации игры. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением вызывает у ребенка положительное отношение к игре, используя ее как средство развития их непринужденности, переживания радости от процесса игры и чувства удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Практика показала, что в специальных ДОУ, как и в общеобразовательных, роль взрослого в дидактической и развивающей игре двойственна: с одной стороны он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой - выполняет роль участника игры, партнера. Он направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий и при этом более длительное время выполняет руководящую функцию. Тифлопедагог, руководя игрой:
- обеспечивает возможность сочетания разнообразных форм деятельности
детей; - учит целенаправленно с помощью специальных приемов, целесообразным
игровым действиям, используя зрение, сохранные анализаторы; - обеспечивает условия сочетания разных форм деятельности с речевой
активностью детей. Обозначая словом качества предметов, действия,
движения и повторяя слово в различных условиях, ребенок закрепляет его в
своем словаре; - определяет темп проведения игры в зависимости от темпа умственной
активности, речи, большей или меньшей активностью игровых действий,
усвоения игровых правил детьми с нарушением зрения, эмоциональных
переживаний, большей или меньшей увлеченности;
- использует разнообразные средства, усиливающие моторно-двигательную деятельность детей. Это и физкультминутки, и введение в игру моментов, связанных с двигательной активностью, проведение игры с движениями.
Для тифлопедагога очень важным является результат игры - показатель уровня достижения детей или в усвоении знаний или в их применении, установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает как определенное достижение. Заканчивая игру, тифлопедагог обеспечивает интерес к дальнейшей игре и создает радостную перспективу ожидания, оценивает деятельность каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия II группе раннего возраста во по познавательному развитию "Маша и Медведь в гостях у малышей" с применением дидактической игры.
Занятие по познавательному развитию "Маша и Медведь в гостях у малышей" в группе раннеговозраста направлено на формирование познавательных действий. Все задачи реализуются через игровые ситуации...
Конспект тифлопедагогического занятия в средней группе по развитию сенсорного восприятия "Квадрат"
Представленный материал включает в себя цель и задачи коррекционного занятия для детей с нарушениями зрения в средней группе. Конспект содержит перечень и инструкции по проведению игровых заданий. Мат...
Конспект тифлопедагогического занятия в подготовительной группе "Путешествие по волшебной стране".
Представленный материал содержит цель и задачи коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в подготовительной группе. В конспекте излагается последовательное ...
Методические рекомендации для учителей-дефектологов (тифлопедагогов). Тема: «Схема анализа и самоанализа тифлопедагогического занятия (с примерами)»
Данный материал поможет начинающим дефектологам провести самоанализ занятия. Данная схема позволяет рассмотреть все этапы коррекционно-развивающего занятия, начиная от целеполагания, до за...
Конспект тифлопедагогического занятия по развитию зрительного восприятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему: «Геометрические фигуры».
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения....
Конспект тифлопедагогического занятия по развитию социально-бытовой ориентировки в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему: «Транспорт».
Коррекционные задачи:1. Учить описывать транспорт по алгоритму.2. Формировать умение узнавать транспорт в силуэтном и контурном изображении.3. Расширять представление о людях разных профессий (шофер, ...
«Применение дидактических пособий на занятиях по физической культуре у детей старшего возраста».
Формировать интерес и потребность к занятиям физической культуры, развивать интеллектуальные способности детей по средствам дидактических пособий...