Консультация на тему: "Развитие выразительности речи детей 5-7 лет в процессе театрализованной деятельности".
консультация (старшая группа) по теме
Вашему вниманию предлагаю консультацию, в которой представлены материалы для развития таких компонентов интонационной выразительности речи как: темп, ритм, тембр, мелодика. Считаю, что введение в образовательный процесс эффективных средств обучения положительно влияют на интонационную выразительность речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие выразительности речи детей 5-7 лет в процессе театрализованной деятельности. | 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация на тему: «Развитие выразительности речи детей 5-7 лет в процессе театрализованной деятельности».
Театрализованная деятельность заняла прочное место в работе по развитию интонационной выразительности речи. Незабываемые театрализованные представления доставляют дошкольникам множество положительных эмоций, раскрывают новые возможности для развития речи, способствуют глубокому и эмоциональному восприятию художественной литературы, развитию навыков выразительного чтения текста наизусть.
Педагоги постоянно стремятся к развитию чёткой и выразительной речи дошкольников. интонационно выразительная речь - это яркий показатель развития ребёнка. Чем выразительнее речь ребёнка в дошкольном возрасте, тем успешнее школьное обучение.
Но наблюдения показывают, что дошкольникам не всегда удаётся регулировать силу голоса, говорить умеренным темпом, интонационно выразительно. Следовательно, бедная речь приводит к агрессии, так как дошкольник не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Возникает проблема произнесения, проблема выразительности речи.
Решению проблемы поможет использование новых технологий в театрализованной деятельности, которые эффективно влияют на развитие темпа, ритма, тембра, логического ударения, мелодику речи дошкольников.
Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Мультимедийные средства обучения (слайд-фильмы, презентации): вызывают интерес у детей за счёт реалистичности и динамичности изображения, использования анимации. Их особенностью является то, что диски с записью литературного произведения можно предложить родителям для домашнего просмотра. Рекомендуется использовать хорошо знакомые и полюбившиеся детям произведения с богатыми диалогами, динамикой реплик и другими выразительными средствами.
В процессе просмотра, за счёт мультимедийных эффектов, у воспитанников повышается мотивация к участию в театрализованной деятельности. Движения, звук, мультипликация привлекают внимание детей. Дошкольники воспринимают чёткую дикцию, запоминают её, им легче восстановить услышанное для применения на практике.
Рекомендации педагогам:
- Средства наглядности можно применять только тогда, когда они могут усилить воздействие высказывания.
- Посоветовать детям повторять вслед за автором слова, выучивая их наизусть.
- Продолжительность сеанса должна быть ограничена во времени - не превышать 10—15 мин.
Следующей формой работы являются мини-спектакли. Разыгрывая мини-спектакли, дошкольники знакомятся с богатой языковой культурой русского народа.
Подготовка к мини-спектаклю – это разностороннее эстетическое воспитание: тут и слово, и мимика, и пластика, и декорация, и музыка. Во время подготовки и исполнения ролей у воспитанников закрепляются навыки актерского мастерства (владение темпом и интонацией речи, мимикой и пантомимикой). По наблюдениям Д.В.Менджерицкой, мини-спектакли старших дошкольников - это специально организуемые представления сначала для детей младших групп, затем – для родителей своей группы, затем – на общем родительском собрании детского сада. Когда дети участвуют в спектаклях, у них снимается скованность, расширяется сфера эмоциональных и мыслительных возможностей, развивается фантазия. Дошкольникам важно предоставлять свободу в действиях, фантазии при имитации движений.
Речевые семейные праздники занимают достойное место в жизни детского сада. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребёнка, установления доверительного делового контакта между семьей и детским садом.
Сказкотерапия – это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации. Сегодня сказки используются педагогами, психологами, логопедами. На сказках апробируются психотерапевтические приёмы, позволяющие смягчить поведенческий негативизм у ребёнка. Так, после чтения и беседы по сказке, педагог распределяет роли для проигрывания сюжетов сказки, включает психогимнастику, проводит нравственные беседы по прочитанному. Вопросы по содержанию сказок должны быть составлены таким образом, чтобы дать возможность поговорить о важных и значимых проблемах в непринуждённой форме, соотнося свои чувства и мысли с чувствами и мыслями персонажей сказок.
Арт-терапия – это метод благотворного психологического воздействия, направленный на восстановление и поддержание душевного баланса, а также на развитие выразительной речи дошкольника. Это один из самых эффективных психологических методов, в основе которого лежит многогранное художественное творчество: музыка, кинестетика, литература и пр. Именно обращение к искусству позволяет избавиться от стрессов, дает возможность успокоиться, научиться быть сосредоточенным, внимательным и жить в гармонии с собой. Арт-терапия учит ребёнка самовыражению, умению управлять своими эмоциями, развивает навык успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, выразительную речь. Арт-терапия – это огромный перечень увлекательных занятий: музыки, чтения художественной литературы, сказок, драматическое и изобразительное искусство и др. занятия проходят в игровой форме и уютной обстановке.
Эффективным является применение поисковых ситуаций, предлагаемых А.Н.Брызгаловой, побуждающих детей к самостоятельным действиям.
А также использование игровых упражнений или этюдов на отработку средств образной выразительности.
Исследователь Д.В.Менджерицкая предлагает использовать в работе по развитию выразительности речи приём «нравственной лесенки», где дети располагают героев на лестнице по личной симпатии
Эффективными является упражнения с использованием пиктограмм, ролевые диалоги по иллюстрациям. Такие упражнения заставляют дошкольников задуматься и осознать основное состояние персонажа (радость, печаль, страх, злость, восторг и др.) и применять способы их вербального и невербального выражения.
Одним из условий организации театрализованной деятельности является умение педагога вовремя менять методы руководства и брать на себя функцию не обучающую, а организующую детскую деятельность. Отношения взрослого и ребенка предполагают равенство и доверительную форму общения.
Как утверждают исследователи Е.А.Дубровская и С.А.Козлова, педагогу необходимо не только выразительно читать или рассказывать произведение, но уметь смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любимому «превращению», то есть владеть основами актёрского мастерства.
Одним из требований к педагогу является эмоциональное отношение к читаемому, искренность, неподдельность его чувств. Рядом с таким педагогом речь воспитанников станет выразительной и осознанно эмоциональной.
В заключение отметим, что умелое сочетание традиционных и новых технологий должны органично вливаться в систему работы воспитателя, специалиста дополнительного образования, музыкального руководителя не заменяя непосредственного общения с детьми, а лишь помогая решать поставленные задачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД во второй младшей группе по теме «Активизация связной речи детей второй младшей группы в процессе театрализованной деятельности».
Цель: Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать речь через театрализованную деятельность.Задачи:·...
Педагогический опыт на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально - театрализованной деятельности».
На протяжении ряда лет я успешно работаю по теме включения театрализованной деятельности в процесс музыкального образования дошкольников., где каждый ребенок может проявить свои чувства, эмоции, желан...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников»
Правильно выражать свои мысли, чувства – значит строго придерживаться норм литературной речи. Говорить точно – уметь из множества близких по смыслу слов выбирать такие, которые наиболее яр...
Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования произведений устного народного творчества
Устное народное творчество в содержании дошкольного образованияКультуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонс...
«Активизация связной речи детей второй младшей группы в процессе театрализованной деятельности».
Занятие по развитию речи. Конспект НОД во второй младшей группе: «Активизация связной речи детей второй младшей группы в процессе театрализованной деятельности». ОО: Коммуникация Цель: Развивать у...
Авторская программа по самообразованию "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности".
Программа создана для самообразования педагога....
Комментарии
Спасибо за консультацию!
Спасибо за консультацию!