Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в процессе использования произведений устного народного творчества
статья по развитию речи (старшая группа)
Устное народное творчество в содержании дошкольного образования
Культуру России невозможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являются частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должно найти «большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей». И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и «о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства» .
Народное искусство, являясь первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству, природе, окружающей действительности.
Т. С. Комарова отмечает, что «народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка простой, завершенностью формы, обобщенности образа». Именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему .
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости. Народное искусство позволяет приобщать детей к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.
Слушая произведения устного народного творчества, знакомясь с народной музыкой, рассматривая изделия декоративного искусства народных мастеров, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает. Дети знакомятся с художественным языком произведений, в результате чего обогащается и их собственное творчество, ярче и образнее становится речь за счет усвоения сравнений, эпитетов, синонимов, например: «добрый молодец», «красна девица», «ясный сокол», «малые детушки» [27, с. 80].
На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о доброте и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия видов и мотивов, проникаются уважением к народному мастеру, создавшему их, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.
Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, многие педагоги (Т. С. Комарова, Т. А. Ратанова, Г. П. Новикова, О. А. Соломенникова) отмечают его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешности осуществляемой деятельности, испытывая от этого чувство умелости и связанного с ним удовольствия. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий.
Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, в своих силах, ощущение радости.
Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и так далее - это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа .
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью.
Устное народное творчество представляет собой вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, которые в основе своей имеют единство взглядов на мир. Д. С. Лихачев так говорит об этом: «Народное искусство (фольклор) создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делал народ, единое представление о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней, защищало народное искусство от безвкусицы»
Словесное творчество народа, являясь видом народного искусства, синкретично по своей природе, синтетично по характеру. Оно изначально связано с трудовой деятельностью человека и представляет одновременно материальную и духовную культуру. Устное народное творчество сохраняет в своей основе мифопоэтическое чувство мира. Поэтому его невозможно рассматривать отдельно, вне связи с другими видами народного искусства и тем более отдавать предпочтение какому-либо жанру устного народного творчества. Используя словесное творчество народа в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста, необходимо применять не один-два жанра, как часто бывает в дошкольном учреждении, а как можно шире, комплексно. Причем, чтобы максимально достичь воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества, важно не только чтобы оно было представлено разнообразными жанрами, но и максимально было включено во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности, насколько это возможно.
Рассмотрим значение различных жанров произведений устного народного творчества в отдельности. Огромной любовью пользуется у детей сказка. С ней ребенок встречается, начиная с раннего возраста. Слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, он испытывает те или иные чувства, переживания. Нет, вероятно, ребенка, который без замирания сердца, без интереса воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами .
В русской народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и другими), например: красна девица; ясный сокол; травяной мешок, встань передо мной, как лист перед травой и тому подобное, которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно- эстетических аспектов раскрываемых тем и идей.
Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка-дошкольника, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах. За счет того, что ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали, у него формируется чувство меры, чувство той грани, которую не должно переходить воображение в искусстве, и вместе с тем у него начинают складываться реалистические критерии эстетических оценок.
Сказка, по мнению А. В. Запорожца, «выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого»
Все это указывает на большие возможности сказки в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников.
В сказках содержаться правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим («поклонился в пояс», «ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила», «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль»).
Таким образом, при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей, идейно-художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка.
Не меньшую роль в воспитательно-образовательном процессе детского сада могут сыграть русские народные песенки, пестушки, потешки и прибаутки которые развлекают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение, то есть вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым, подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах детской деятельности.
Исследования психологов (Л. Н. Павловой, Н. Н. Палагиной и др.) показывают, что народные песенки, потешки, пестушки и прибаутки оказывают на ребенка раннего возраста активизирующее воздействие, являются средством социализации, то есть с помощью малых фольклорных форм происходит усвоение, присвоение жизненного опыта многих поколений. Надо отметить, что такое влияние небольших по объему произведений устного народного творчества характерно и для дошкольного возраста. Это обусловлено, прежде всего, особенностями изобразительно-выразительных средств, используемых в песенках, прибаутках, потешках, пестушках и заключенным в них содержанием.
Таким образом, влияние произведений малых жанров фольклора на формирование личности ребенка дошкольного возраста неоспоримо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 0 байтов |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт по самообразованию "Развитие выразительности речи детей подготовительной к школе группы посредством приобщения к устному народному творчеству"
Перспективное планирование по самообразованию «Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству»...
«Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству»
Интонационная выразительность речи. Так ли она важна?...
Использование проектных технологий как средств развития связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности.
Статья для педагогов дошкольного образования...
Характерные особенности развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
В статье рассматривается понятие "выразительность речи". Описаны основные интонационные характеристики, особенности развития выразительности речи детей 6-7- лет....
Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Старший дошкольный возраст - период интенсивного формирования личности, который характеризуется целостностью сознания как единства эмоциональной и интеллектуальной сфер, становлением основ самостоятел...
Игра-драматизация - это средство развития выразительности речи детей старшего дошкольного возраста.
Игры-драматизации это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. Важно, что в такой игре малыш создает свой маленький мир и чувствует с...