Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе: «История создания велосипеда»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Нестерова Мария Владимировна

1.                     Образовательная область: познание.

2.                     Вид занятия: интегрированное.

3.                     Форма проведения: путешествие.

4.                     Интеграция образовательных областей: «социализация», «коммуникация», «музыка»,  «чтение художественной литературы»,  «физическая культура».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_istoriya_sozdaniya_velosipeda_nesterova_m.v.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Волжского района                               муниципального образования «Город Саратов»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                   «Детский сад №6»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе:

«История создания велосипеда»

                                                                  Подготовила:

                                                                  воспитатель Нестерова М.В.

г. Саратов     2013г.

  1. Образовательная область: познание.
  2. Вид занятия: интегрированное.
  3. Форма проведения: путешествие.
  4. Интеграция образовательных областей: «социализация», «коммуникация», «музыка»,  «чтение художественной литературы»,  «физическая культура».
  5. Задачи:
  •  Обучающие:

формировать у детей знания о том, что велосипедист является участником дорожного движения. Дать представление о том, что и для велосипедиста существуют Правила дорожного движения.

Расширить представление о велосипеде: устройство велосипеда, история его возникновения, разные виды велосипедов.

Закреплять знание правил езды на велосипеде. Учить различать дорожные знаки для велосипедистов и правильно определять их назначение.

  • Развивающие:

Развивать речь, мышление, память, навыки исследовательской деятельности дошкольников.

  • Воспитательные:

Воспитывать интерес к событиям, выходящим за пределы жизненного опыта детей, познавательную активность ребёнка.

  1. Виды детской деятельности: игровая,  коммуникативная, музыкально – художественная, двигательная деятельность, чтение художественной литературы.
  2. Методы: словесные, практические, проблемные.
  3. Форма организации детей: индивидуальная, фронтальная.
  4. Средства обучения для детей: модель велосипеда, дидактическая игра «Подбери и назови недостающую часть», карандаши по количеству детей;  «Машина времени» - коробка, оклеенная самоклеющийся бумагой, передняя часть которой, оклеена в виде пульта управления с прозрачными карманами.  В одних карманах размещены арифметические примеры, в других необходимо вставить правильный ответ; большой прозрачный карман для размещения картинки, характеризующий тему путешествия.
  5. Средства обучения для педагога: мультимедийный проектор, слайды.
  6. Обогащение словаря: цирковой, двухместный,  многоместный, горный, спортивный, грузовой, велотакси, складной велосипед.

  1. Предварительная работа: рассматривание картинок на тему «Велосипед»; наблюдения на прогулке; беседы с детьми из личного опыта «Как я катался на велосипеде», дидактическая игра «Собери дорожный знак», чтение художественной литературы на тему         « Обучение детей правилам дорожного движения».

Инструкция: слайды меняются по щелчку.

Ход занятия: 

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Мы с вами уже многое узнали о Правилах дорожного движения. Сегодня мы продолжим беседу на эту тему, но отправимся в путешествие – в историю.

В этом нам опять поможет «машина времени». Подберите соответствующие цифры, чтобы  машина завелась, и вы сразу узнаете, куда мы отправимся.

(Дети решают примеры, вставляют ответы в соответствующие карманы на «пульте управления»).

Воспитатель: Молодцы, вы правильно выполнили  задание, но это ещё не всё, вам ещё предстоит отгадать загадку:

 Этот конь не ест овса, 
У него два колеса,
На цепи он не сидит,
Цепь-то есть, он с ней бежит,
Есть седло и две педали.
Вы коня с рулём узнали?
(Велосипед)

Воспитатель помещает картинку с изображением велосипеда в большой пластиковый карман.

Воспитатель: Как вы думаете, куда мы отправимся путешествовать? (Предложения детей). Правильно, сегодня мы узнаем историю возникновения велосипеда. (Слайд № 1 Название презентации)

Правила дорожного движения в России определяют велосипед как транспортное средство. Получается, велосипедист – это тоже водитель, и он обязан подчиняться Правилам дорожного движения.

Прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним, как выглядит велосипед. (Слайд №2)

Дети рассматривают слайд с изображением велосипеда, называют его детали: руль, седло, рама, багажник, педали, цепь, колёса, звонок.

Игра «Подбери и назови недостающую часть».

Воспитатель раздаёт детям карточки, на которых изображён велосипед  с одной отсутствующей частью. Дети говорят, какая часть отсутствует, и дорисовывают недостающую часть.

Воспитатель: А теперь давайте отправимся в историю возникновения велосипеда.

Дети рассаживаются вокруг мультимедийного проектора и рассматривают слайды. (Слайд № 3)

Воспитатель:  Первые велосипеды появились в Германии в 1817 году. Немецкий профессор барон Карл фон Дрез создал первый двухколёсный самокат, который он назвал «машиной для ходьбы». Самокат был снабжен рулём и выглядел как велосипед без педалей. Он был сделан из дерева, и рама, и руль, и колёса – всё было деревянное. Движения велосипедиста напоминали работу ног лыжника: человек передвигался, отталкиваясь ногами от земли, сидя на деревянной раме.

( Слайд № №4)

Воспитатель:  В 1839 году кузнец из Шотландии Киркпатрик МакМиллан решил добавить к такому деревянному велосипеду педали и седло. Педали толкали заднее колесо. Переднее колесо поворачивалось рулём, велосипедист сидел между передним и задним колёсами.

(Слайд № 5)

Воспитатель:  Через 30 лет, в 1862 году, во Франции мастер детских колясок Пьер Лалман увидел «машину для ходьбы» и придумал оснастить её педалями – на переднем колесе. Лалман ничего не знал о велосипеде  МакМиллана. В отличие от велосипеда МакМиллана, педали на переднем колесе велосипеда Лалмана нужно было не толкать, а вращать.

(Слайд № 6)

Воспитатель:  В 1870 году были придуманы велосипеды, переднее колесо которых было значительно больше заднего. Педали располагались на переднем колесе. Такой велосипед называли «паук». Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Как вы считаете удобно ли было ездить на таком велосипеде? Почему? (Ответы детей). Переднее колесо было больше заднего, и велосипедистам было неудобно ездить. Большая высота сидения делала такой велосипед весьма опасным.

Такие велосипеды все также изготавливались из дерева. Все деревянные велосипеды называли «костотрясами». Как вы думаете почему? (ответы детей). Да, деревянные велосипеды очень трясло на дороге.

Позже была изобретена шина, которая наполнялась воздухом. Если раньше велосипеды изготавливались преимущественно из дерева, то в последующие годы колёса одели в плотную резину, а для рам начали использовать железные трубки.

Велосипед, который впервые стал похож на известный нам сейчас, появился в 1884 году.  Он уже был оборудован цепной передачей, колёса в нём были почти одинаковыми, с шинами, и седло располагалось между ними, чуть ближе к заднему колесу.

Давайте с помощью карточек попробуем создать модель возникновения велосипеда.

Дети выкладывают карточки с изображением велосипедов в соответствующие ячейки ленты, ориентируясь на подсказки – модели.

Воспитатель: Велосипеды могут быть разными. Посмотрите, какие виды велосипедов существуют (демонстрация изображений): цирковой (сайд № 7), двухместный (слайд № 8), многоместный (слайд № 9), горный (слайд № 10), спортивный (слайд № 11), грузовой (слайд № 12), велотакси (слайд № 13), складной велосипед (слайд № 14).

А теперь, давайте немного отдохнём и поиграем – придумаем модель своего велосипеда. Для этого разделимся на команды.

Игра – эстафета «Соберём велосипед».

По сигналу дети бегут до обозначенного места и выкладывают по одной картонной части велосипеда.

Воспитатель.: Знаете ли вы, что для езды на велосипеде, есть свои правила безопасности? Какие правила для велосипедистов вы знаете?

(Ответы детей)

Воспитатель:  (Обобщает ответы детей). На велосипеде передвигаются по специальным велосипедным дорожкам. Ездить по дорожкам можно только в одном направлении, держась правой стороны. (Слайд № 15)

Ездить нужно осторожно, чтобы никого не столкнуть. Если случайно на дороге встретиться кто - нибудь из детей или взрослых, надо его объехать.

На велосипеде нужно сидеть прямо, не напрягая плечи и руки, смотреть вперёд по направлению движения, не отвлекаться от дороги.

Нельзя кататься в местах, где можно случайно выехать на проезжую часть.

Кататься можно на детской площадке.

Катаясь с горы, нужно смотреть только вперёд перед собой, не оглядываясь назад.

Нельзя ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой.

Нельзя перевозить пассажиров, большой груз.

Нельзя использовать велосипед как буксир.

Выезжать на дорогу на велосипеде можно только с 14 лет, обязательно одев защитный шлем. (Слайд № 16)

Логоритмическая пауза под музыкальное сопровождение: песня Кота Леопольда «Кручу  педали  кручу». Слова А. Хайт. Музыка Б. Савельев.

Воспитатель: Мы с вами знаем уже много дорожных знаков. Так вот, для велосипедистов тоже существуют дорожные знаки. Посмотрите на них и объясните, что они обозначают.

  1. «Велосипедная дорожка». (Слайд № 17)
  2. «Движение запрещено». (Слайд № 18)
  3. «Пересечение с велосипедной дорожкой». (Слайд № 19)

Воспитатель. Ребята, сядьте за столы. У каждого из вас есть схема улицы и три карточки к ней. Рассмотрите внимательно на схеме дорожные знаки, определить, где велосипедная дорожка, где тротуар и куда велосипедисту выезжать нельзя. Приклейте в пустые квадраты изображение соответствующего велосипедиста ( едет на велосипеде; сошёл с велосипеда и идёт рядом, ведя велосипед за руль; остановился, потому что движение запрещено).

(Слайд № 20)

Воспитатель оценивает правильность выполнения работы. Предлагает «возвратиться  из путешествия».

Подведение итога.

Ребята, что нового вы сегодня узнали? Если вам понравилось наше сегодняшнее путешествие, возьмите себе на память модель возникновение велосипеда и расскажите дома родителям о том, как создавался велосипед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по социально-коммуникативному развитию на тему: «Скоро в школу»

Цель: Развивать мышление, память, способность к умозаключениям.Программное содержание: Образовательная задача:1. Познакомить дошкольников с профессией учителя, врача, фармацевта, установить добро...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» тема "Школа"

Цель. Развитие речи детей.Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, физическое развитие.Образовательные задачи: расширение и систематизация знаний о предметном мире. Расширение, ут...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей «Мой любимый город»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе  по образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией образовательных областей&laq...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Школа будущих солдат»

   На посту стоит солдат,                  Защищает всех ребят,              Защищает всю страну....

«Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Велосипед – мой друг»

laquo;Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Велосипед – мой друг»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группы «По Страницам книжной истории»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группы «По Страницам книжной истории»...