Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группы «По Страницам книжной истории»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Дойкова Прасковья Афанасьевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 в подготовительной к школе группы

«По Страницам книжной истории»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №11 «Яблонька»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 в подготовительной к школе группы

«По Страницам книжной истории»

Воспитатель: Дойкова П.А

Цель: Ознакомление детей о возникновении письменности в разных народах.

Задачи:

Обучающие:

- Закрепить знания о современных технических средствах хранения данных - - Познакомить с историей создания книг, с первыми письменными материалами – глиной, тканью, берестой, бумагой.

- Познакомить другими видами письменности

 Развивающие:

- Активизировать  познавательно - исследовательскую деятельность,

- Развивать любознательность творческие способности, связную речь.

- Обогащение  словарь

Воспитательные:

- Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений детей об истории возникновения книги;

- Воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям  народов разных стран; воспитывать культуру общения.

-  Воспитывать навыки самостоятельности, инициативности и сотрудничества.

Активизация словаря: сыпучий, глиняная книга, книга из шелковых страниц.

Обогащение словаря: иероглиф, клинки, жрецы, фараоны, летописцы, береста.

Методы и приёмы: игра (мотивация деятельности), экспериментирование, наблюдение, рассказ, беседа, демонстрация видеоматериала с использованием ИКТ, рисование

Виды деятельности:  познавательно - исследовательская, продуктивная, коммуникативная, игровая, двигательная. Предварительная работа: беседы о книгах, опыты с песком, глиной.

Оборудование: Видеопроектор, презентация, магнитофон с записью необходимых звуков и мелодий, карточки, деревянные палочки, тарелочка, песок цветной, дощечки, глина, подносы, пяльцы, ткань 25*25, краски, формочки для краски, подставки для кисти, кисти, салфетки, листы бумаги – на каждого ребенка.                                               

      Ход:

-Здравствуйте, ребята!   Ребята, сегодня к нам пришло много гостей, давай те мы сними, поздороваемся.

-  Посмотрите, пожалуйста и скажите, что это такое?

Совершенно верно – это флешка.

- А  вообще для чего она нужна?

Она умеет хранить много-много разной информации, а какую информацию, как вы думаете?

- Ребята я хочу вам задать очень важный вопрос. А  как же сейчас сохраняют информацию в наше время? И нам с вами как-то нужно сохранить информацию нашего сегодняшнего занятия, а как же нам это сделать? Вот так задача!

-А где еще можно? (на дисках, в компьютере, в письмах)

А на чем еще можно хранить информацию?  ( планшеты, компьютеры, диски, жесткие диски, книги, )    

- А вы любите, когда вам читают?

- А какие книги вам читают?

Ребята вы знаете, каждая книга имеет свою историю,  и сегодня мы с вами  узнаем, как появились первые книги. Мы сможем,  заглянем в далекое прошлое книг.

А как мы можем отправиться в прошлое?

- Скажите, на каком виде транспорта мы отправимся? (ответы детей)

Правильно, мы с вами отправимся в прошлое на машине времени. Открою вам секрет: она перед вами. Включите нам, пожалуйста, «машину времени». Мы хотим попасть в прошлое. (помощник включает «машину времени» световой и звуковой сигнал).

Встаем в круг.   Взялись все за руки.

 - Ребята, что это за страна? 

 Мы  с вами попали в древний Египет,  ребята прошлое книги началось с этой страны. Там открыли первую книгу. Египет — это красивая страна, там много пустынь, моря с красивыми рыбками, даже горы, реки. Этой страной правили фараоны, а помогали им жрецы, они были умными, образованными людьми, умели читать, писать... а писали они на природном материале, а на каком вы сейчас догадайтесь сами,

 На   3 столах  приготовлены различные природные материалы, которые жрецы использовали для написания, и на чем они писали мы с вами сейчас и узнаем.

Дети делятся на 3 группы подходят к столам и пробуют писать песок, глина, вода.

Давайте попробуем на них написать. Возьмите деревянные палочки острой стороной вниз и нарисуйте что - ни будь  (Дети пишут, рисуют)

Давайте мы с вами поделимся, что у вас получилось?

1.вода. песок. глина

-Покажите ваши изображения? (да)

- А что вы ребята нарисовали?

Что стало с вашей надписью? (ответы детей)

Она исчезла. А почему такое произошло? Почему надпись исчезла?

-Потому что песок какой? (сыпучий)

Ой, какие вы молодцы! Песок сыпучий.

Вода какая? прозрачная, без форменная

Так, молодцы, а теперь поставим пять точек, вдавливайте глину. Получилось?

роверим, можно ли эту информацию сохранить? Отложите в сторону палочки, возьмите свою доску для лепки, потрясите. Что стало с информацией? (сохранилась)

Она осталась? (да)

Подуйте на нее (дуют)

Что с ней стало? (сохранилась)

Значит, глина подходит для того, чтобы сохранить необходимую информацию? (да)

Вот к этому же выводу пришли и древние жрецы, (встает, обращает внимание на экран).

Давайте посмотрим, как они это делали (фото).

Для записи жрецы использовали почти такие же дощечки, на которых они писали, используя деревянные палочки, которые назывались клинки.

Палочкой надавливали, как вы сейчас на глину, и получалось изображение, а после эти пластины обжигали, складывали друг на друга, и получались такие книжные страницы из глины.

Вот какой секрет был в древнем Египте.

 нам пора отправляться дальше, нас ждет другая страна.

 Проходите в нашу машину времени,

 -Ребята, кто догадался   что за страна,

Вот перед нами китайская страна: это Великая китайская стена, это Дворец императора, а это храм Неба (слайды демонстрируются на экране).

В Китае люди всегда выращивали чай, рис.

А предлагаю вам пройти в китайскую книжную мастерскую и присесть на ковер, на подушки, потому что в Древнем Китае было принято работать, сидя на полу. (садятся на ковер)

- История древней книги в Китае была очень интересной: сначала китайцы писали на шелке - это такая нежная ткань, ее нарезали маленькими кусочками и потом эти странички сшивали, получались шелковые книги

 -Я сегодня мы свами стать создателями шелковых страниц, и написать на них специальные символы, которые называются иероглифы, а ну-ка, повторите за мной — иероглиф!

Миша скажи, Алена, Ренат  

Вот это — горы, этот иероглиф означает — человека, а это — рисовое поле.

- Я предлагаю вам написать понравившийся иероглиф на ваших шелковых страницах.

-Берите кисточки и начинаем работать! (дети рисуют, попутно воспитатель уточняет, что пишут дети, хвалит их).

Спрашиваю, кто что нарисовал.

Что означает твой иероглиф?

А вы знаете, что китайцы много времени уделяли своему здоровью.

Поэтому я предлагаю вам сделать китайскую гимнастику.

Давайте встанем вот здесь на ковре, чтоб друг другу не мешать, и ко мне повернемся лицом.

Молодцы.

Готовы?

ЗВУЧИТ МУЗЫКА

-Руки опустите вниз, ноги поставьте прямо. (звучит китайская музыка)

- Сначала поприветствуем солнце. Медленно руки поднимаем вверх, молодцы, - опускаем вниз .(2 раза)

- Китайцы очень любят зонтики, поэтому превратимся в зонтики, молодцы!

- Какие красивые зонтики! (2 раза)

- А теперь станем с вами деревьями, высокими и стройными! Руки соединили, взяли ногу и поставили стопу на колено, держим равновесие, подержали чуть-чуть, опустили… молодцы. .(2 раза)

-Китайцы любят чай, напоим гостей чаем. Одна рука на поясе, другая смотрит в сторону (в лево, в право 2 раза)  

-Чай горячий, подуем на него. Дуем.

Наклонимся вниз, поднимаем руки вверх и говорим «х-ха!» .(2 раза)

Какие молодцы, ребята. Положите кисточку на подставку, возьмите влажные салфетки, вытрите свои руки.

-Пойдемте в нашу машину времени!

Мы с вами перенеслись в Древнюю Русь. Русь всегда славилась деревянными городами красивыми, могучими сильными богатырями, своим рукоделием, ремеслом, конечно веселыми праздниками.

- Ребята, а вы знаете, что вначале на Руси писали на бересте.

-  А что это такое?

-  Кто – ни будь из вас знает?

-Давайте мы посмотрим, на что это похоже? (на кору берёзы).  Ребята верно, береста – это кора березы на ней писали с помощью специальной острой палочкой, а потом появилась бумага, на ней стали писать летописцы их труд был очень тяжелый, поэтому они так обрадовались, когда появилась настоящая печатная книга. А как же это произошло, смотрите, оказывается буквы вырезали из дерева, на них наносили краску, а потом прижимали к листам бумаги. Вот такая была первая печать. Предлагаю и вам стать книгопечатниками и тоже сделать такую печатную книгу, на книгу необходимо много времени, но давайте мы с создадим страницу.

-Ребята я вам подготовила лист, а про что будет наша страница, я предлагаю вам отгадать загадку.

 Загадка про весну.

 Рыхлый снег на солнце тает

Ветерок в ветвях играет

Звончьи птичьи голоса

Значит к нам пришла ….

Ребята, вы догадались о каком времени года идёт речь?

Ребят что нам необходимо для того что бы создать весеннею страницу?

Какого цвета? Что весной появляется?

-Сейчас мы будем делать наш отпечаток,  у нас есть разные  приспособления.

 Дети ставят печати работают

- Посмотрите ребята, какую мы с вами книжную страницу создали,

Какая она у нас получилась? (красивая, разноцветная, весенняя)

 (Перемещаются с палочкой в «машине времени» под  музыку)

Слайд площадь детский сад

Расскажите, что сегодня интересного было у вас в детском саду? (ответы детей)

Кому что понравилось?

Что было самым интересным?

А что было самым трудным?

Что бы вы хотели рассказать маме или папе?

А вот у нас Алена сохранила информацию о нашем путешествие, что мы с ней можем сделать?

Анализ НОД

Тема: «По страницам книжной истории»

Цель: Ознакомление детей о возникновении письменности в разных народах

Задачи:

Обучающие:

- Закрепить знания о современных технических средствах хранения данных - - Познакомить с историей создания книг, с первыми письменными материалами – глиной, тканью, берестой, бумагой.

- Познакомить другими видами письменности

 Развивающие:

- Активизировать  познавательно - исследовательскую деятельность,

- Развивать любознательность творческие способности, связную речь.

- Обогащение словарь

Воспитательные:

- Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений детей об истории возникновения книги;

- Воспитывать чувство уважения к традициям и обычаям  народов разных стран; воспитывать культуру общения.

-  Воспитывать навыки самостоятельности, инициативности и сотрудничества.

Активизация словаря: сыпучий, глиняная книга, книга из шелковых страниц.

Обогащение словаря: иероглиф, клинки, жрецы, фараоны, летописцы, береста.

  Занятие соответствовало уровню развития детей.

Для получения более высоких результатов деятельности детей и решения поставленных задач     были использованы разнообразные приемы, наглядные приёмы (показ иллюстраций, образцов), словесные приёмы (рассказ, ответы детей), практические приёмы (рисование).  ИКТ

На всех этапах занятия активизировалась речевая, познавательная, двигательная деятельность детей.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованы. Детям предлагались задания, побуждающие их к решению поставленных задач. Побуждала к высказыванию детей нерешительных и стеснительных. На занятии старалось поддерживать оптимальное соотношение диалогического и монологического общения между мной и детьми.

Занятие, по моему мнению, можно считать продуктивным и полезным как для детей, .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно – образовательная деятельность Подготовительная к школе группа. Тема «Удивительная Зима».

Приобщать детей к словесному искусству,  развивать  эмоциональное  восприятие и эстетический  вкус через разные виды детской деятельности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности ( подготовительная к школе группа)

« Большой России малый уголок» (посвящено празднованию 80-летия со дня образования Лямбирского района) ...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы Тема: «Люблю березу русскую»

Тема: «Люблю березу русскую» (зимний пейзаж)Цель: развивать познавательный интерес детей к художественной литературе и искусству.Задачи:Познавательное развитие:Расширять представления детей о пр...

Непосредственно образовательная деятельность. Подготовительная к школе группа." В гости к Едейко и Ничейко!"

Цель: Формировать представление детей о музыкальной культуре народов Севера.Программное содержание:Обучающие  задачи:·         Познакомить дете...

Непосредственно образовательная деятельность. Подготовительная к школе группа. "Красной ягоды глазок, золотистый завиток" Интеграция: музыка, ИЗО

Интеграция:  музыка, рисование.Цель:Способствовать приобщению воспитанников  к русской народной культуре.Задачи: Обучающие·        Обогащать словарн...

Конспект непосредственно образовательной деятельности подготовительной к школе группы по познавательному развитию "Неизведанное рядом. Речка Уржумка"

На данном занятии происходит знакомство дошкольников с жизнь небольшой речки - её истоком, устьем. Дети учатся отслеживать путь русла реки по карте....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Перспективное планирование НОД подготовительной к школе группы на 2022-2023 уч.гг....