Использование эффективных приемов и методов в работе с дошкольниками по развитию общей и мелкой моторики
методическая разработка по теме

Для развития мелкой моторики рук и координации движений можно использовать различные  методы и приемы работы. Но сегодня я хотела бы акцентировать ваше внимание в большей степени на развитии мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_effektivnykh.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование эффективных

приемов и методов

в работе с дошкольниками

по развитию общей и мелкой моторики»

Подготовила:

Учитель-логопед

Белова Марина Александровна

МКДОУ № 17 города Коврова

Для развития мелкой моторики рук и координации движений можно использовать разные методы и приемы работы. Но сегодня я хотела бы акцентировать ваше внимание в большей степени на развитии мелкой моторики.

Пальчиковый игротренинг.

Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным, динамичным. К нетрадиционным игровым приемам в коррекционной работе с детьми относятся развлечения и досуги, которые включают самомассаж, пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры со стихами, скороговорками,  различные физкультминутки, рисование, сопряженную гимнастику. Проводимый в хорошем темпе, с веселым настроением, со сменой поз "театр пальчиков и языка" очень нравится детям.                                                                                Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей так называемые пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками, нитками (так называемая «ниткопись»). Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.                        Лепка имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Способствует развитию у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. Можно использовать в работе как пластилин, глину, так и соленое тесто; составлять  различные узоры с помощью природного материала (семена, крупы, мелкие камушки,                ракушки и т. д.) Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.                                                        Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Одним из видов работы с бумагой являются  рваные поделки. Способ обрывания  и скатывания бумаги, разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.                                                                        Усидчивости и терпения требует от детей техника «Оригами», (искусство бумажной пластики), которая так же способствует выработке  сложной  координации движений кисти.                                                        Для развития моторики можно использовать различные техники рисования        как классические, так и нетрадиционные. Детям с грубо нарушенной моторикой можно предложить вначале рисование пальчиками, ладошкой.  Впоследствии переходим к созданию художественных образов с помощью более сложных методов. «Кляксографии», «монотипии»,  гроттаж, где рисование сочетается с аппликацией, методика «тычка»,  «набрызга», рисование по мокрой бумаге, оттиск поролоном, оттиск смятой бумагой, отпечатки трафаретами, рисование свечой,  доставляют детям большое удовольствие.                                                                        Так же в работе по развитию сложнокоординированных движений руки у детей, графической моторики широко используется рисование по трафаретам, песочная терапия, различные виды штриховки, дорисовка (по принципу симметрии), лабиринты, графические диктанты, шнуровка, вышивка на картоне и т.д.        

Несколько слов о новых здоровьесберегающих технологиях.

Биоэнергопластика.

Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Усиливается кровообращение, укрепляются мышцы лица, развиваются гибкость отдельных частей речевого аппарата. Сочетание движений речевого аппарата и кистей рук создает предпосылки к развитию координации движений и мелкой моторики, произвольности поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности. Во время выполнения биоэнергокомплексов артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ.

Кинезиология.

Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое – гуманитарное, образное; левое – математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Под влиянием кинезологических тренировок межполушарного взаимодействия складывается единство мозга из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон. Во время кинезиологических тренировок обе руки ребенка  работают одновременно – синхронно.

Су Джок.

Регулярное и опосредованное стимулирование систем соответствия по Су Джок, особенно большого пальца (система соответствия голове), массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей стоп (участки соответствия головному мозгу) с помощью массажеров, семянотерапии, жгутотерапии способствуют созреванию нервных клеток и активному функционированию коры головного мозга.

        И, буквально несколько слов о развитии общей моторики.

Логопедическая ритмика.                                                                Почему – ЛОГОРИТМИКА? Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.                        Это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения, включающая в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.   Особенность метода заключается в том, что музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом.                 В последнее время широко распространен метод развития моторной сферы с использованием больших коррекционных мячей – фитболов. Достичь более эффективного результата в данной работе, особого эмоционального настроя у дошкольников позволяет сказкотерапия.

      В заключении хочется отметить следующее:                                                            

Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми.                Для достижения данной цели должны быть объединены усилия всех специалистов ДОУ, а также родителей.

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ МЕТОДИК ПО РАЗВИТИЮ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

У детей с нарушениями речи при обследовании выявляются расстройства двигательной сферы, как правило, выражающиеся в виде общей скованности движений с низкой дифференциацией и координацией сложных двиг...

Развитие общей и мелкой моторики у детей дошкольного у детей с задержкой психического развития.

Развитие общей и  мелкой моторики у детей  дошкольного у детей с задержкой психического развития....

Развитие общей и мелкой моторики, для развития речи у дошкольников, через искусство

Воображение позволяет ребёнку наделять героев пьесы человеческими свойствами, а эмоциональность и способность к подражанию делают ребёнка доверчивым, доступным педагогическому воздействию....

Планирование кружковой работы во второй младшей группе. «Развитие общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Цель работы кружка: - создание условий для развития общей и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.Задачи:Развивать общую моторику через координацию движений, овладение двигательными...