Карта обследования нервно-психического развития ребенка младшего дошкольного возраста (3 – 4 года)
методическая разработка (младшая группа) по теме
Карта обследования нервно-психического развития ребенка младшего дошкольного возраста (3 – 4 года)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_obsledovaniya_nervno-psikhicheskogo_razvitiya_.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Карта обследования нервно-психического развития
ребенка младшего дошкольного возраста (3 – 4 года)
Фамилия, имя ребенка _____________________________________________
Дата рождения_______________________Группа № ____________________
Показатели развития | Начало года | Конец года |
Исследования поведения и эмоциональной сферы | ||
Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм) | ||
Адекватность эмоциональных реакций (осознанность, сдержанность) | ||
Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность) | ||
Исследование неречевых психических функций | ||
Исследование слухового восприятия: | ||
Дифференциация контрастного звучания двух игрушек | ||
Исследование распознавания направления звука | ||
«Угадай кто пришел» (звукоподражание) | ||
Исследование зрительного восприятия: | ||
Различение величины (большой - маленький) | ||
Различение цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый ) | ||
Различение плоских геометрических форм (круг, квадрат, треугольник) | ||
Собирание пирамидки из 4-х колец (зрительное соотнесение; методом проб; не принимает задания) | ||
Коробка форм (зрительное соотнесение; зрительное соотнесение + примеривание, прикладывание; пробы и ошибки) | ||
«Узнай и назови» (узнавание наложенных контуров 3-4 предметов) | ||
Исследование восприятия пространственных представлений: | ||
Ориентировка в пространстве (показывает или обозначает словом направление: вверху, внизу) | ||
Исследование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления: | ||
Складывание картинок из двух частей по образцу: - горизонтальный разрез - вертикальный разрез -диагональный разрез | ||
Складывание картинок из трёх частей по образцу: - горизонтальный разрез - вертикальный разрез -диагональный разрез | ||
Складывание фигур из трех палочек по образцу: - крыша -дерево | ||
Сооружение постройки из трех кубиков по образцу: - домик - башенка | ||
Работа с 3-х составной матрешкой (зрительное соотнесение; методом проб; не принимает задания): - раскладывает - собирает | ||
Практическая задача на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления «Достань ключик» | ||
Исследование зрительной памяти | ||
Игра «Чего не стало?» (4 предмета) | ||
Игра «Кто пришел?» (4-5 элементов) | ||
Исследование слуховой памяти | ||
Повтори фразу «Я очень люблю свою добрую маму!» | ||
Повтори слова: дом, стол, нога, кот | ||
«Запомни и найди такой же предмет» | ||
Исследование внимания | ||
«Найди такой же предмет» | ||
Сравнение картинок | ||
Лабиринт | ||
Исследование состояния моторной сферы: | ||
Состояние общей моторики (объём выполнения движений, темп. Активность, проявление моторной неловкости): | ||
Пройти или пробежать меду двумя линиями, нарисованными на полу на расстояние 25 см | ||
Переложить игрушку из одной руки в другую (перед собой, над головой) | ||
Бросить одной рукой мяч в горизонтальную цель, на расстоянии 1 метр: - правая рука -левая рука | ||
Мелкая моторика: | ||
Аномалии строения рук и пальцев рук | ||
Мышечный тонус рук | ||
Положение кистей рук | ||
Положение пальцев рук | ||
Сформированность дифференцированных захватов и противопоставление пальцев рук: - ладонный захват - захват нижней третью пальцев рук - захват двумя пальцами большим и указательным - захват тремя пальцами большой, средний, указательный | ||
Согласованность движений рук: - ведущая рука (собирание мелких предметов в мисочку) | ||
Кинестетическая основа движений: Сложить в колечко по очереди большой палец руки со всеми пальцами по очереди, начиная с большого: - правая рука - левая рука | ||
Кинетическая основа движений: Согнуть и разогнуть по очереди все пальцы, начиная с большого: - правая рука - левая рука | ||
Навыки работы с карандашом: | ||
Умение держать карандаш | ||
Умение рисовать вертикальные линии | ||
Умение рисовать горизонтальные линии | ||
Умение рисовать кружки | ||
Навыки работы с пластилином: | ||
Умение лепить шарики | ||
Умение лепить лепешки | ||
Умение лепить палочки | ||
Исследование мимической мускулатуры | ||
Надуть щеки («толстячок») | ||
Показать, как ты ешь лимон («кисло») | ||
Показать, как ты ешь мороженное(«сладко») | ||
Исследование состояния артикуляционной моторики (по подражанию, отметить тонус, темп, переключение, точность выполнения, добавочные движения) | ||
Широко улыбнуться | ||
Вытянуть губки хоботком | ||
Показать широкий язычок | ||
Положить язычок сначала на верхнюю губу, потом на нижнею | ||
Подвигать я зыком влево – вправо («часики») | ||
Пощелкать языком («лошадка») | ||
Широко открыть рот и зевнуть | ||
Исследование состояния речи | ||
Исследование импрессивной речи | ||
Понимание существительных (показать на картинке по просьбе взрослого): - предметы бытового обихода (стол, стул, окно) - части тела | ||
Понимание обобщающих слов: - игрушки - посуда - одежда - обувь - животные | ||
Понимание действий (показать по картинкам): - где мальчик рисует - идет - сидит - играет | ||
Выполнение поручений по словесной инструкции: - принеси машинку - покатай машинку - поставь машинку на стол - положи машинку в коробку | ||
Понимание грамматических форм | ||
Понимание форм ед. ч. и мн.ч. существительных - кот-коты - мяч-мячи - дом-дома - кукла-куклы - рыбка-рыбки - чашка-чашки | ||
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами: «на» «в» | ||
Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных: - дом-домик - стул-стульчик - кукла-куколка | ||
Различение форм ед.ч. и мн.ч. глаголов (показать по картинкам) - собака стоит – собаки стоят - самолет летит – самолеты летят | ||
Понимание содержания текста «Курочка ряба» | ||
Исследование экспрессивной речи | ||
Характеристика экспрессивной речи: - однословная - фразовая - связная | ||
Активный словарь. Существительные (назвать по 3-4 картинки по следующим лексическим темам): - игрушки - посуда - одежда | ||
Глаголы (назвать действия по картинкам): - стоит - сидит -играет - рисует | ||
Прилагательные (назвать признаки по картинкам): - красный - синий - зеленый - желтый - большой - маленький - сладкий - кислый | ||
Состояние грамматического строя речи | ||
Употребление существительных в И.п. ед.ч. и мн.ч. (назвать по картинкам) : - стол – столы - петух – петухи - дом – дома - сумка – сумки | ||
Употребление имен существительных в В.П. ед.ч. без предлога: - вижу дом - вижу рыбку | ||
Согласование прилагательных с существительными ед.ч. мужского и женского рода: - красный кубик - синий бант - красная чашка - синяя кофта | ||
Употребление предложно-падежных конструкций с предлогами: «на» «в» | ||
Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных: - дом-домик - мяч-мячик - чашка - чашечка | ||
Употребление форм ед.ч. и мн.ч. глаголов (назвать по картинкам) - кот мяукает – коты мяукают - мальчик стоит – мальчики стоят | ||
Употребление возвратных и невозвратных глаголов: - Мальчик умывается. – Мама умывает мальчика. - Девочка одевается. – Мама одевает девочку. | ||
Исследование фонетической стороны речи | ||
Имитационная сторона речи (с опорой на картинки): | ||
Девочка укачивает куклу (А-а-а) | ||
У девочки болят зубы (О-о-о) | ||
Гудит поезд (У-у-у) | ||
Пищит мышонок (И-и-и) | ||
Плачет малыш (Уа) | ||
Кричат в лесу (Ау) | ||
Лает собака (Ав) | ||
Кудахчет курица (Ко-ко-ко) | ||
Кричат гуси (Га-га-га) | ||
Мычит корова (Му-у-у) | ||
Мяукает кошка (Мяу) | ||
Кричит лошадка (И-го-го) | ||
Кричит ослик (Иа-иа) | ||
Дует ветер (В-в-в) | ||
Девочка задувает свечку (Ф-ф-ф) | ||
Мальчик стучит в барабан (Бум-бум) | ||
Молоток забивает гвозди (Д-д-д) | ||
Капает вода (Кап-кап) | ||
Стук в дверь (Тук-тук) | ||
Мальчик ноет (Н-н-н) | ||
Греем ручки (Х-х-х) | ||
Гудит кораблик (Ы-ы-ы) | ||
Накачиваем велосипед (С-с-с) | ||
Звенит комарик (З-з-з) | ||
Исследование звукослоговой структуры слов (повторить за взрослым с опорой на наглядность) | ||
Односложные слова (дом, кот, дуб, бык) | ||
Двусложные слова (вода, вата, Дима, Тома) | ||
Трехсложные слова (бананы, вагоны, батоны, панама) | ||
Односложные слова со стечением согласных (бант, стул, гном, бинт) | ||
Двусложные слова со стечением согласных (тапки, миска, бантик, столик) | ||
Состояния дыхания: | ||
Тип дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, смешанное) | ||
Объем дыхания (достаточный, недостаточный) | ||
Продолжительность речевого выдоха | ||
Сила голоса | ||
Модуляция голоса | ||
Особенности динамической стороны речи | ||
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный) | ||
Ритм (нормальный, дисретмия) | ||
Паузация (правильность расстановок пауз) | ||
Употребление основных видов интонации | ||
Состояние фонематического восприятия | ||
Слуховая дифференциация звуков (показать на картинке, называемые взрослым предметы) - кот-кит - бочка-почка - бочка-дочка - миска-киска | ||
Состояние фонематического анализа (показать картинку, услышав звук-символ) Р- собачка Л – самолет Ш – ветер Ж – жук Ц – кузнечик Ч – паровоз Щ – кипит чайник |
Заключение: _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель – дефектолог: ____________ ( )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей младшего дошкольного возраста (четвертого года жизни) Копия.
Разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др....
Проект для детей младшего дошкольного возраста " Времена года"
Многие родители детей нашей группы уделяют мало внимания наблюдениям за объектами природы и явлениями природы, не обращают внимания на неправильное отношение ребёнка к объектам природы, не привлекают ...
ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ – ОТ 3 ДО 4-Х ЛЕТ
Четвертый год жизни – пора вступления ребенка в дошкольное детство, начало качественно нового этапа в его развитии. Психологический совместной со взрослым позиции «Мы» и возникн...
Содержание и процедура проведения диагностического обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста.
презентация...
Технологическая карта образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.
Возраст: Вторая младшая группа (3 – 4 года).Тема: «Зимняя сказка».Цель: привлечь внимание детей; вызвать интерес к происходящему.Обучающая задача:- обучать детей делить готовую форму...
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( от 2 до 4 лет)
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГОИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА( от 2 до 4 лет)...