Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей младшего дошкольного возраста (четвертого года жизни) Копия.
рабочая программа (младшая группа) на тему
Разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»
Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 86.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 68 «Ромашка»
Рабочая программа
группы общеразвивающей направленности
для детей младшего дошкольного возраста
(четвертого года жизни),
разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»
Под ред. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.
на 2015-2016 учебный год
Педагог: Пшеничная Л.В.
Целевой раздел.
- Пояснительная записка.
Рабочая программа образовательной работы с детьми составлена в соответствии с:
- Законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом МО и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;
- ФГОС дошкольного образования (приказ МО и науки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155);
- Федеральным законом «О физической культуре и спорте в РФ», письмом Минобразования России от 12.08.02 №13 – 51 – 99/ 14 «О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»;
- СанПиН 2.4.1.3049 – 13;
- Примерной образовательной программой дошкольного образования «Детство» (Т.И. Бабавева, А.Г. Гогоберидзе и др.);
- Программой «Развитие образования города Нижневартовска на 2015-2020 годы»;
- Программой «Развитие образования МАДОУ № 68 на 2015-2020 годы»»;
- Уставом МАДОУ и другими локальными актами (положениями, приказами ДОУ).
Содержание реализуемой в ДОУ основной части образовательной программы (не менее 60%) осуществляется по программе «Детство», вариативное части (не более 40%) осуществляется по программам дополнительного образования и реализуются через основные образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие». Основные задачи каждой образовательной области решаются и в ходе реализации других областей Программы, что обеспечивает реализацию принципа интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Поэтому программа «Детство» создана авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Три взаимосвязанных линии развития ребенка – линия чувств, линия познания, линия творчества – являются основополагающими и пронизывают все разделы программы «Детство», придавая ей целостность и единую направленность.
Линия чувств определяет направление эмоционального развития дошкольника.
Задача программы – способствовать развитию у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.
Линия познания основывается на характерном для дошкольника чувстве удивления и восхищения миром.
Задача программы - способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи.
Линия творчества осуществляется в единстве с развитием познания и чувств.
Поэтому программа «Детство» создана авторами как программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Цели и задачи воспитания и развития младшего дошкольника состоят в следующем:
Основная часть образовательной программы (по программе «Детство»). | Цель: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. |
Задачи:
| |
Региональный компонент (реализация программы «Экология для малышей» Е.В.Гончарова). | Цель: формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста. |
Задачи: 1.Приобщать детей к экологической культуре; 2.Формировать основы экологического миропонимания; 3.Способствовать формированию, расширению и углублению представлений дошкольников о природе; 4.Развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы); 5.Привлекать детей к экологически ориентированной деятельности: совершенствовать природоохранную деятельность; 6.Обогащать личный опыт положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширять экологически ценные контакты с растениями и животными, объектами неживой природы. | |
Приоритетное направление (инновационная деятельность ДОУ). | Цель: Создание условий для повышения качества образования по направлению «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» на основе системно-деятельностного подхода. |
Задачи:
| |
Сетевое взаимодействие. | Цель: Расширение возможностей социализации дошкольников. Удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса. |
Рабочая учебная программа группы общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет строится на основании следующих принципов:
|
Значимые для разработки программы характеристики.
Особенности развития детей младшего возраста (3-4 года). |
На рубеже трех лет любимым выражением ребёнка становится «Я сам!». Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый — характерное противоречие кризиса трех лет. Эмоциональное развитие ребёнка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций, как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребёнок способен к эмоциональной отзывчивости — он может сопереживать другому ребенку. В младшем дошкольном возрасте поведение ребёнка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, их последствия ребёнок чаще всего не представляет, нормативно развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Дети 3—4 лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»). В 3 года ребёнок идентифицирует себя с представителями своего пола. В этом возрасте дети дифференцируют других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. У развивающегося трёхлетнего человека есть все возможности овладения навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности) — самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться носовым платком, расчёской, полотенцем, отправлять свои естественные нужды. К концу четвёртого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате. Подобные навыки основываются на определённом уровне развития двигательной сферы ребёнка, одним из основных компонентов которого является уровень развития моторной координации. В этот период высока потребность ребёнка в движении (его двигательная активность составляет не менее половины времени бодрствования). Ребёнок начинает осваивать основные движения, обнаруживая при выполнении физических упражнений стремление к целеполаганию (быстро пробежать, дальше прыгнуть, точно воспроизвести движение и др.). Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, жёлтый, синий, зелёный). Трехлетний ребенок способен выбрать основные формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, допуская иногда незначительные ошибки. Ему известны слова больше, меньше, и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют, и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления (рядом, перед, на, под). Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребёнок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлоги и наречия). Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь); имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая машина, грузовая машина, троллейбус, самолёт, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофёр, дворник), праздниках (Новый год, День своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода тёплая и вода холодная, лёд скользкий, твёрдый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идёт дождь). На четвёртом году жизни ребенок различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает два-три вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых. Внимание детей четвёртого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость зависит от интереса к деятельности. Обычно ребенок этого возраста может сосредоточиться в течение 10—15 мин, но привлекательное для него дело может длиться достаточно долго. Память детей непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остаётся в их памяти без всяких внутренних усилий (понравившиеся стихи и песенки, 2-3 новых слова, рассмешивших или огорчивших его). Мышление трёхлетнего ребёнка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путём непосредственного действия с предметами (складывание матрёшки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В 3 года воображение только начинает развиваться, и прежде всего это происходит в игре. Малыш действует с одним предметом и при этом воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камешек вместо мыла, стул — машина для путешествий и т. д. В младшем дошкольном возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребёнка — носитель определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни — это скорее игра рядом, чем вместе. В играх, возникающих по инициативе детей, отражаются умения, приобретённые в совместных со взрослым играх. Сюжеты игр простые, неразвёрнутые, содержащие одну-две роли. Неумение объяснить свои действия партнёру по игре, договориться с ним, приводит к конфликтам, которые дети не в силах самостоятельно разрешить. Конфликты чаще всего возникают по поводу игрушек. Постепенно к 4 годам ребёнок начинает согласовывать свои действия, договариваться в процессе совместных игр, использовать речевые формы вежливого общения. В 3—4 года ребёнок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Однако ему всё ещё нужны поддержка и внимание взрослого. Главным средством общения со взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребёнок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков. В 3—4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребёнка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. Интерес к продуктивной деятельности неустойчив. Замысел управляется изображением и меняется по ходу работы, происходит овладение изображением формы предметов. Работы чаще всего схематичны, поэтому трудно догадаться, что изобразил ребёнок. Конструирование носит процессуальный характер. Ребёнок может конструировать по образцу лишь элементарные предметные конструкции из двух-трёх частей. Музыкально-художественная деятельность детей носит непосредственный и синкретический характер. Восприятие музыкальных образов происходит при организации практической деятельности (проиграть сюжет, рассмотреть иллюстрацию и др.). Совершенствуется звукоразличение, слух: ребёнок дифференцирует звуковые свойства предметов, осваивает звуковые предэталоны (громко — тихо, высоко — низко и пр.). Начинает проявлять интерес и избирательность по отношению к различным видам музыкально-художественной деятельности (пению, слушанию, музыкально-ритмическим движениям). |
Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры) |
|
Содержательный раздел
Проектирование образовательной деятельности по образовательным областям.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (приказ МО и науки РФ № 155 от 17.10.2013г.) организация образовательного процесса в ДОУ предполагает воспитание, обучение и развитие детей в непосредственно-образовательной деятельности, образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов и в свободной самостоятельной деятельности детей в течение всего дня.
Содержание программы реализуется через организацию образовательной деятельности по следующим образовательным областям и их интеграцию:
1.«Социально-коммуникативное развитие»
2.«Познавательное развитие»
3.«Речевое развитие»
4.«Художественно-речевое развитие»
5.«Физическое развитие».
Организация образовательной деятельности в ДОУ включает в себя обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Обязательная часть программы обеспечивает реализацию в ДОУ примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (Т.И. Бабаева и др.) по образовательным областям и составляет не менее 60% от общего объема реализации рабочей программы .
Реализация содержания обязательной части программы призвано обеспечить достижение планируемых результатов освоения программы.
Вариативная часть, формируемая участниками образовательных отношений представлена в рабочей программе выбранными и разработанными самостоятельно участниками образовательных отношений программы (парциальные программы, авторские программы), технологии (методики) по образовательным областям, направленные на развитие детей, которые составляет не более 40% от общего объема реализации рабочей программы. Выбор программ и технологий обусловлена образовательными потребностями, интересами и мотивами детей, родителей и ориентирована на специфику региональных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, возможностей ДОУ, педагогического коллектива.
Содержание вышеуказанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализуются в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
В дошкольном возрасте (от 3 лет до 8 лет):
- игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры);
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
- восприятие художественной литературы и фольклора;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд;
- конструирование из разного материала (включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал);
- изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
- музыкальная деятельность;
- двигательная деятельность (овладение основными движениями).
Содержание рабочей программы реализуется на основе комплексно – тематического принципа построения образовательного процесса.
Темы, в рамках которых решаются образовательные задачи социально значимые для общества, семьи, государства, кроме того, должны вызывать личностный интерес детей, положительное эмоциональное отношение. Комплексно – тематическое планирования позволяет интегрировать содержание образовательной задач в различные виды детской деятельности.
Комплексно – тематическое планирование в группе младшего возраста.
Учебный план
Обязательная часть | Вид деятельности | Образовательная область | Младший возраст 4 – год жизни | |
в нед. | в год | |||
Двигательная деятельность (физическая культура) | «Физическое развитие» | 3/ 15 | 114/ 28ч. | |
Познавательно-исследовательская деятельность (познание предметного и социального мира) | «Познавательное развитие» | 0,5 /45 | 19/ 4,7ч | |
Познавательно-исследовательская деятельность (математическое сенсорное и развитие) | «Познавательное развитие» | 1/ 15 | 38/ 9,5ч | |
Коммуникативная деятельность (развитие речи и освоение культуры общения) | «Речевое развитие» | 1/ 15 | 38/ 9,5ч | |
Коммуникативная деятельность (подготовка к обучению грамоте) | «Речевое развитие» | ----- | ----- | |
Чтение и общение по поводу прочитанного | «Речевое развитие» | 1/ 15 | 38/ 9,5ч | |
Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация/конструирование) | «Художественно-эстетическое развитие» | 3/ 15 | 114/ 28ч. | |
Музыкально-художественная деятельность и приобщение к музыкальному искусству | «Художественно-эстетическое развитие» | 2/ 15 | 76/ 19ч | |
Вариативная часть | Двигательная деятельность (плавание) | «Физическое развитие» | 1/ 15 | 38/ 9,5ч |
Познавательно-исследовательская деятельность (познание объектов живой и неживой природы, овладение основами экологической культуры) | «Познавательное развитие»
| 0,5/45 | 19/4,7ч | |
Познавательно-исследовательская деятельность (формирование ценностей ЗОЖ) | «Познавательное развитие» | 0,5 /45 | 19/ 4,7ч | |
Познавательно-исследовательская деятельность (освоение безопасного поведения) | «Социально-коммуникативное развитие» | -- | --- | |
Кружки по интересам | 1/ 15 | 38/ 9,5ч | ||
ИТОГО: | 11/ 2,45 | 396 /99ч. | ||
НОРМА(по СаНПиН):: | 11/ 2,45 | 396 /99ч. | ||
Объем инвариативной (обязательной) части: | 68% | |||
Объем вариативной части: | 32% |
Материально – техническое обеспечение Программы.
Перечень учебно-наглядных дидактических пособий, ТСО (магнитофоны, аудиозаписи и др.), игрушки
№ п/п | Наименование | Кол-во |
| ||
1 | Картинки «Предметный мир» | 36 |
2 | Сюжетные картинки «Времена года» | 1 |
3 | Сюжетные картинки «Все работы хороши» | 1 |
4 | «Мир глазами художников» | 1 |
5 | Д/и «Лабиринты» | 1 |
6 | Д/и «Герои русских народных сказок» | 1 |
7 | Д/и «Не играй с огнем» | 1 |
8 | Вкладыши «Маша и медведь» | 1 |
9 | Д/и «Флексики» | 1 |
10 | Д/и «Геометрические фигуры» | 1 |
11 | Магнитный конструктор | 1 |
12 | Домик «Вкладыши» | 1 |
13 | Пазлы | 1 |
14 | Наборы геометрических фигур (плоских и объемных). | 2 |
15 | Наборы цифр от 1до5 | 1 |
16 | Дид.игра « Играя, учись. Чей малыш?» | 1 |
17 | Мини-игра «Зверята» | 1 |
18 | Мини-игра «Круглый год» | 1 |
19 | Мини-игра «Фигуры» | 1 |
20 | Мини-игра «Профессии» | 1 |
21 | Мои первые игры «Мама, папа, я» | 1 |
22 | Песок кинетический | 1 |
23 | Стол для занятий с песком и водой | 1 |
| ||
1 | Магнитофон | 1 |
2 | Диски (сказки, песни ) | 3 |
| ||
1 | Куклы | 10 |
2 | Мебель кукольная | 2 |
3 | Игрушки мелкие | 40 |
4 | Конструктор ЛЕГО (большой) | 1 |
5 | Конструктор ЛЕГО (средний) | 1 |
6 | Конструктор ЛЕГО (мелкий) | 1 |
7 | Автопаркинг | 1 |
8 | Набор кубиков деревянных | 2 |
9 | Машины | 10 |
10 | Машины маленькие | 10 |
Организация развивающей предметно – пространственной среды в группе.
Центры активности | Содержание развивающей предметно-пространственной среды группы |
Социально-коммуникативное развитие | |
«Мы играем» «Центр труда» «Центр релаксации» | Игровая деятельность -кукольная мебель для комнаты и кухни; -гладильная доска; -атрибуты для игры в “Дом”, “Магазин”, “Парикмахерскую”, “Больницу”, моряков, водителей и др.; куклы крупные (35-40 см), средние (25-35 см); куклы девочки и мальчики; - игрушечные дикие и домашние животные; - наборы кухонной и чайной посуды; - набор овощей и фруктов; - машины крупные и средние; грузовые и легковые; -телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др.; - кукольные коляски; игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.п.); -одежда для ряжения; - предметы-заместители. Режиссерская игра - режиссерские поля; - маленькие фигурки людей, животных, домики и др. ОБЖ -полотно с изображением дорог, пешеходных переходов; средний транспорт. -макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели. -небольшие игрушки (фигурки людей, животных). -дидактические игры, плакаты, иллюстрации. Труд -леечки, палочки для рыхления почвы, -опрыскиватель, тряпочки, фартуки. тазики; клеенки; ведерки; -сюжетные картинки. Создание условий для проведения групповых традиций: -дни рождения - украшенный стул; -колпачок именинника; -чудо-сундучок для подарков; -сокровищницы-кусочек дома; -лента «Дружбы» «Уголок уединения» -Место, отгороженное от всех ширмой или занавеской -мягкий мебельный уголок; -мягкая варежка, подушка; -детские книги, альбом с семейными фотографиями; -телефон, волшебная палочка. |
Познавательное развитие | |
«Центр исследовательской деятельности» «Центр математического развития» «Центр развивающих игр» | Познавательно-исследовательская деятельность: -стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика, -пластиковый коврик, халатики, нарукавники. -.природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды. -.емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки резиновые и пластмассовые для игр с водой. -зеркальце для игр с солнечным зайчиком. - предметы для игр с тенью. -лупы, «волшебные» очки – цветные «стеклышки» (из пластмассы). - календарь природы. -альбомы: «Наша семья», «Улицы города», «Мой город», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду». -художественная литература: стихи о родном городе, рассказы и легенды . -папки-передвижки с иллюстрациями: «Природа родного края», «Растительный и животный мир», «Наш город в разные времена года». -рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе. -совместные работы из бросового и природного материала. -образцы декоративно-прикладного искусства; -куклы в национальных костюмах. Материалы по сенсорике и математике -крупная мозаика, -объемные вкладыши из 5-10 элементов, - сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), - шнуровки, -игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры. -нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания. -ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска. -комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках». -различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета. -.Блоки Дьенеша. -.Палочки Кюизенера. -.матрешки (из 5-7 элементов), -доски-вкладыши, рамки-вкладыши, -набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета). -набор объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндров, брусков и т.п.). -разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей). -разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали). -чудо-дерево. Материалы по познавательной деятельности. -наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой груп-пе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода. -наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.). -серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации). -серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения). -серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей). -сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, сказочной, социобытовой). |
Речевое развитие | |
Центр «Учимся говорить» Центр «Играем в театр» | -материал для развития мелкой моторики; - артикуляционная гимнастика и пальчиковые игры в картинках; -дидактические игры на развитие лексической стороны речи (классификации); -дидактические игры на развитие грамматического строя речи; -дидактические игры на развитие звуковой культуры речи; -дидактические игры на развитие связной речи; -сюжетные и предметные картинки; -наглядные пособия для занятий (муляжи овощей и фруктов); -игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания; - чудесный мешочек. «Книжный уголок» -стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр. -книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки. -альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад» и т.д. Театральная зона: -ширма, отделяющая зону от зон подвижных игр; -маленькие ширмы для настольного театра, -ковролиновое наборное полотно и картинки или фланелеграф. -набор масок сказочных животных, театр настольный, наборы кукол (пальчиковых, плоскостных и др.); -театр, сделанный воспитателем (конусы с головками-насадками, маски, декорации); -театр-драматизации- готовые костюмы, самодельные костюмы. |
Художественно-эстетическое развитие | |
Центр «Маленькие художники» «Маленькие строители» «Музыкальный центр» | Уголок изодеятельности: -толстые восковые мелки, цветной мел, цветные карандаши (12 цветов), фломастеры (12 цветов), гуашь, пластилин, глина. -цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани. -кисти, поролон, печатки, клише, клейстер, трафареты. -стаканчики, подставки для кистей, салфетки из ткани (15х15, 30х30), доски (20х20), розетки для клея, подносы. -готовые формы для выкладывания и наклеивания. -наборное полотно, доска, ковролиновое полотно, магнитная доска, фланелеграф. -губки из поролона; салфетки для рук; - пластилин, глина; доски для лепки; -большие клеёнки для покрытия столов; -навесные валики с рулонами бумаги; -школьные мелки для рисования на доске и асфальте или линолеуме. Строительный уголок: -крупный строительный конструктор -средний строительный конструктор. -набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали. -конструкторы типа «Лего». -нетрадиционный материал: картонные коробки разных размеров, оклеенные самоклеющейся бумагой, деревянные чурочки и контейнеры разных размеров с крышками. -небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.). -игрушечный транспорт средний и крупный. -грузовые, легковые машины, пожарная машина, машина «скорой помощи», паровоз и вагончики, лодка, самолет. Материалы для ручного труда: - бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.); вата, поролон, -текстильные материалы (ткань, верёвочки. шнурки, ленточки и т.д.); проволока в цветной оболочке; - природные материалы; - инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей. «Музыкальная шкатулка» -звучащие инструменты: металлофон, барабан, погремушки, игрушки-пищалки, бубен, молоточки. магнитофон. -пластиковые прозрачные емкости с разными наполнителями: горохом, желудями, камешками и другие нетрадиционные музыкальные инструменты; -карточки с картинками, -музыкальные дидактические игры. |
Физическое развитие | |
Центр двигательной активности» | -.Мячи большие, средние, малые, корзина для метания мячей. -обручи. -толстая веревка или шнур. флажки. -гимнастические палки. -модульные конструкции для пролезания, подлезания, перелезания. -ленты цветные короткие (10 шт.), платочки. -кегли. -мешочки с грузом малые (для бросания). -скакалка. -доска ребристая или дорожка ребристая, дорожки массажные. -скамейка; лестница гимнастическая; мат гимнастический; -нетрадиционное спортивное оборудование. ЗОЖ: -алгоритм одевания и раздевания, умывания; -дидактические игры, художественная литература, плакаты, иллюстрации. |
Методическое обеспечение Программы, средства обучения и воспитания.
Обязательная часть программы:
Бабаева Т.И., Римашевская Л.С. Как развивать сотрудничество и взаимоотношения дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды. – СПб.: Детство-Пресс, 2012.
Вербенец А.М., Солнцева О.В., Сомкова О.Н. Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения по примерной основной общеобразовательной программе «Детство». Учебно-методическое пособие. / Научн. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А., Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
Дошкольник 4-5 лет. Как работать по программе «Детство». // Сост. и ред. Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство». / Сост. и ред. А.Г.Гогоберидзе, Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
Деркунская В.А., Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сборник. / Науч. ред. Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2007.
Курочкина Н.А., Дети и пейзажная живопись. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: Детство-Пресс, 2006.
Курочкина Н.А., Знакомство с натюрмортом. Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: Детство-Пресс, 2009.
Методические советы к программе «Детство». // Отв. ред. Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова 3.А., Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2012.
Михайлова З.А., Игровые задачи для дошкольников. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2009.
Михайлова З.А., Иоффе Э.Н., Математика от трех до семи. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2009.
Михайлова З.А., Сумина И.В., Челпашкина И.Н. Первые шаги в математику. Проблемно-игровые ситуации для детей 4-5 лет. СПб.: – Детство-Пресс, 2009.
Михайлова З.А., Сумина И.В., Челпашкина И.Н. Первые шаги в математику. Проблемно-игровые ситуации для детей 5-6 лет. – СПб.: Детство-Пресс, 2009.
Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство». Учебно-методическое пособие. / Сост. и ред. Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
Мониторинг в детском саду Научно-методическое пособие. / Научн. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
Новицкая В.А. , Римашевкая Л.С., Хромцова Т.Г., Правила поведения в природе для дошкольников: Методическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.
Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. 1-я и 2-я младшие группы. Методическое пособие. /Под ред А.Г.Гогоберидзе. – М.: Центр Педагогического образования, 2008.
Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Средняя группа. Методическое пособие. / Под ред А.Г. Гогоберидзе. – М.: Центр Педагогического образования, 2008. – М.: Центр Педагогического образования, 2008.
Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Старшая группа. Методическое пособие. / Под ред А.Г. Гогоберидзе. – М.: Центр Педагогического образования, 2008.
Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для ДОУ. Подготовительная группа. Методическое пособие. / Под ред А.Г. Гогоберидзе. – М.: Центр Педагогического образования, 2008.
Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В., Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь, 2013.
Рабочие тетради для детей дошкольного возраста.
Михайлова З.А., Челпашкина И.Н. Математика – это интересно (5 рабочих тетрадей для разных возрастных групп: 2-3 года, 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет). – СПб: Детство-Пресс. 2010 – 2013.
Никонова Н.О., Талызина И.М., Экологический дневник» (4 рабочих тетради для разных возрастных групп: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет). – СПб: Детство-Пресс. 2010 – 2013.
Сомкова О.Н., Бадакова З.В., Яблоновская И.В., Путешествие по стране Правильной Речи. СПб: Детство-Пресс, 2013.
Учебно-наглядные пособия.
Курочкина Н.А. Знакомим дошкольников с пейзажной живописью. Наглядно-дидактическое пособие. – СПб.: Детство-Пресс, 2008.
Курочкина Н.А. Знакомим дошкольников с натюрмортом. Наглядно-дидактическое пособие. - – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
Курочкина Н.А. Знакомим дошкольников с портретной живописью. Наглядно-дидактическое пособие. - – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
Логические блоки Дьенеша: наглядно-дидактическое пособие. Методическое сопровождение З.А.Михайловой. – СПб.: Корвет, 1995-20
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года) на 2015 – 2016 учебный год.
Рабочая программа...
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей младшего дошкольного возраста 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) 2015-2016 учебн6ый год....
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей старшего дошкольного возраста 6-8 лет на 2017-2018 учебный год Составитель: Хасанова Г.С.
Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определѐнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.Основная идея Программы заключается в гармон...
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей старшего дошкольного возраста 6-8 лет
1. Цель и задачи реализации Программы Цель и задачи реализации Программы.Цель: обеспечить построение целостного педагогического процесса направленного на полноценное всестороннее развитие ребёнка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)
Рабочая программа определяет содержание и описание модели образовательного процесса, т.е. педагогической составляющей деятельности группы. В этом документе можно проследить особенн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ)
Цель Программы - создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ) НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ)НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД...