СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( от 2 до 4 лет)
учебно-методический материал по логопедии (младшая группа)
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО
И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
( от 2 до 4 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shema_obsledovaniya.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО
И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
( от 2 до 4 лет)
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка __________________________________________________________
Дата рождения, возраст _________________________________________________________
Национальный язык, двуязычие (если есть) ________________________________________
Домашний адрес _______________________________________________________________
Из какого ДОУ поступил _______________________________________________________
Решением медико-педагогической комиссии от ____________________________________
протокол № ___________ принят на срок __________________________________________
Заключение МПК ______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты__________________________________________________
Логопед ______________________________________________________________________
Решением МПК от _____________________________________________________________
выпускается с _________________________________________________________________
( состояние речи)
в ____________________________________________________________________________
(вид школы, ДОУ)
Ответственный за выпуск _______________________________________________________
Члены МПК (фамилии логопедов) ________________________________________________
Анамнез
Мать _________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Отец _________________________________________________________________________
(возраст при рождении ребенка)
Наличие наследственных, нервно-психических, хронических соматических заболеваний у родителей ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников _________________________
_____________________________________________________________________________
От которой по счету беременности ребенок ________________________________________
Протекание беременности ( токсикоз 1й половины, 2й половины беременности, падения, травмы, психозы, хронические заболевания, инфекции) _____________________________
_____________________________________________________________________________
Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) __________________
Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция) ________________________
_____________________________________________________________________________
Когда закричал ребенок ________________________________________________________
Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) __________________________________________
Резус фактор (отрицательный, положительный, совместимость, несовместимость резус-фактора матери и ребенка) ______________________________________________________
Вес и рост ребенка при рождении ________________________________________________
Вскармливание: когда принесли кормить __________________________________________
как взял грудь __________________________________________________
как сосал (наблюдались ли срыгивания, поперхивания) _______________
Грудное вскармливание до ______________________________________________________
Когда выписали из роддома _____________________________________________________
если задержались, то почему ____________________________________________________
Раннее развитие
Голову держит с _______________________________________________( в N с 1,5 мес.)
Сидит ________________________________________________________( в N с 6 мес.)
Стоит _______________________________________________________( в N с 11-12 мес.)
Ходит _______________________________________________________( в N с 1 года)
Первые зубы __________________________________________________( в N в 6-8 мес.)
Перенесенные заболевания
(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,
судороги при высокой температуре)
До года ______________________________________________________________________
После года ____________________________________________________________________
До 3 лет ______________________________________________________________________
Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время
(в соответствии с данными медицинской карты)
Раннее речевое развитие
Гуление __________________________________________________________ (в N 2-3 мес.)
Лепет _______________________________________________________( в N от 4 до 8 мес.)
Характер лепета _______________________________________________________________
Первые слова ___________________________________________________(в N около года)
Первые фразы _______________________________________________( в N от 1,5 до 2 лет)
Прерывалось ли речевое развитие (по какой причине) _______________________________
_____________________________________________________________________________
Использование жестов __________________________________________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное, дефект остается незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер и др.) _____________________________________________________________________________
Занимались ли с логопедом (с какого возраста) _____________________________________
Результаты логопедической работы ______________________________________________
- Исследование неречевых психических функций
1. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:
а) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);
б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);
в) характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры);
г) индивидуальные особенности.
2. Состояние слухового внимания:
а) дифференциация звучащих игрушек;
б) определение направления источника звука (звучащей игрушки).
3. Исследование зрительного восприятия:
а) восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом): большой – маленький;
б) восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):
2-3 года – красный, синий, желтый, зеленый;
3-4 года – красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;
в) восприятие формы ( с3 лет.):
различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат).
4. Исследование зрительно - пространственного гнозиса праксиса:
а) ориентировка в пространстве (вверху – внизу, впереди – сзади);
б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);
в) складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки).
5. Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики – моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.).
Для детей от 2 до 3 лет:
- пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;
- перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;
- медленно покружиться на месте;
- бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;
- поймать брошенный мяч;
- подпрыгнуть на двух ногах на месте;
- выполнить наклоны вперед и в сторон.
Для детей от 3 до 4 лет:
- пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см друг от друга;
- перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;
- пройти по положенному на пол шнуру;
- прыгнуть в длину с места;
- переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки в другую (над головой, за спиной, перед собой);
6. Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики).
В 2-3 года:
- «покормить» куколку;
- слепить из пластилина палочку, шарик, баранку;
- уметь самостоятельно пользоваться ложкой.
В 3-4 года:
- расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш;
- рисовать горизонтальные и вертикальные линии;
- рисовать круг, тело человека;
- складывать крупную мозаику.
- Исследование фонетической стороны речи (определение симптоматики и механизмов нарушений)
Воспроизведение звукоподражаний
Повторить за логопедом:
Кукла плачет: а-а-а. Мышка пищит: и-и-и
Ребенок плачет: уа. Собака лает: ав.
Поезд гудит: у-у-у. Заблудились в лесу: ау.
Ослик кричит: иа. Кошка мяукает: мяу.
Исследование звуко - слоговой структуры слов (с 3 лет)
Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов).
Состояние звукопроизношения
Гласные: ____________________________________________________________________
Согласные: ___________________________________________________________________
[б], [п,] [м] ____________________________________________________________________
[в,] [ф]________________________________________________________________________
[д,] [т,] [н] ____________________________________________________________________
[г,] [к,] [х] ____________________________________________________________________
[й]___________________________________________________________________________
свистящие ____________________________________________________________________
шипящие _____________________________________________________________________
аффрикаты ___________________________________________________________________
[л,] [л’]_______________________________________________________________________
[р,] [р’] _______________________________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);
в) челюсти;
г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);
д) твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);
е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
ж) язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подязычной связкой).
Состояние речевой моторики
1. Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):
- поднять брови вверх («удивиться»);
- нахмурить брови («рассердиться»);
- прищурить глаза;
- надуть щеки («толстячок»);
- втянуть щеки («худышка»);
(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)
2. Состояние артикуляционной моторики (выполнение по подражанию):
а) губы – «улыбка» - «трубочка»;
б) язык – широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;
в) мягкое небо – широко открыть рот и зевнуть.
Отметить следующие параметры движений:
а) наличие или отсутствие движений;
б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);
в) объем движений (полный, неполный);
г) способность к переключению от одного движения к другому;
д) замены движений;
е) добавочные и лишние движения (синкинезия);
ж) наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.
Состояние дыхательной и голосовой функции (с 3 лет)
1. Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.).
объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное). Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное).
2. Характеристика голоса:
а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);
б) тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый и др.);
в) атака голоса (мягкая, твердая);
г) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности).
Особенности просодической стороны речи
(при наличии фразовой речи):
а) темп (нормальный, быстрый, медленный);
б) ритм (нормальный, аритмия);
в) паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки);
г) употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).
III. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)
1. Показать на картинках предметы, называемые логопедом:
стол – стул, косы – козы;
папа – баба, горка – корка;
точка – дочка, миска – мишка.
2. Показать собачку, когда она зарычит : р-р-р (из ряда звуков).
IV. Исследование лексики и грамматического строя
импрессивной речи
1. Пассивный словарь:
а) понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.;
б) понимание обобщающих слов (с 3 лет): выбрать предметы или картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;
в) понимание действий:
- показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.д. ( на картинках);
- выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).
2. Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка – чашки, гриб – грибы, кукла – куклы, мяч – мячи).
3. Понимание предложно – падежных конструкций с предлогами на, в, под, за с 3 лет). («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т.п.).
4. Понимание уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных (показать на картинках: дом – домик, ложка – ложечка, мяч – мячик, кукла – куколка).
V. Исследование лексики и грамматического строя
экспрессивной речи
1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).
2. Активный словарь:
а) существительные (назвать предметы, картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Семья», «Животные» и т.д.;
б) глагольный словарь (назвать, что делает мальчик, по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т.д.);
в) прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества предметов).
3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи);
а) употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:
стол – столы рука – руки
мяч – мячи шар – шары
кукла – куклы глаз - глаза
б) употребление имен существительных в именительном падеже единственного числа без предлога («Назови, что ты видишь на картинках». – «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т.д.);
в) употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):
Это хвост кого? – Лисы.
Это сумка кого? – Мамы.
Это машина кого? – Мальчика.
Это уши кого? – Зайца;
г) согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского (с 3 лет) (назвать цвет предметов: шар – красный, карандаш – синий, машина – красная, чашка – синяя);
д) употребление предложно – падежных конструкций (с 3 лет) с предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами);
е) употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам):
стол – столик ложка - …
нос - … кукла - …
дом - … кровать - …
VI. Состояние связной речи
(обследуется при наличии фразовой речи)
Логопедическое заключение
Дата _________________________________________________________________________
Логопед ______________________________________________________________________
Консультант врачей – специалистов:
ЛОР _________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Невропатолог _________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Психоневролог ________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания во второй младшей группе на тему: «Развитие речи ребенка в младшем дошкольном возрасте»
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики. Нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начин...
Организация режимных моментов с учетом индивидуальных особенностей ребенка в младшем дошкольном возрасте
Консультации для родителей по организации режима детей в младшем дошкольном возрасте....
Коррекционно-развивающее занятие с ребенком ОВЗ младшего дошкольного возраста.
На занятии развиваем мелкую моторику,формируем целеноправленность действий,устойчивость внимания...
Влияние пространственно-развивающей среды на социальное развитие ребенка в младшем дошкольном возрасте.
Главная задача государства и общества по отношению к детям – обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, возможности саморегуляции, формирование у ребёнка основ ...
«Значение развития связной речи ребенка в младшем дошкольном возрасте»
laquo;Значение развития связной речи ребенка в младшем дошкольном возрасте»...
«Использование подвижных игр для развития ребенка в младшем дошкольном возрасте», опыт работы воспитателя
Опыт работы воспитателя в использовании подвижных игр в младшем дошкольном возрасте....
Влияние пространственно-развивающей среды на социальное развитие ребенка в младшем дошкольном возрасте
Консультация для родителей...