Перспективный план музыкально-оздоровительной работы
учебно-методический материал по теме
Перспективный план музыкально-оздоровительной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективный план музыкально-оздоровительной работы | 202.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Перспективный план музыкально-оздоровительной работы
№ п/п | Вид деятельности | Программное содержание | Репертуар |
Сентябрь | |||
1 | Активное слушание музыки | Приучать внимательно слушать исполняемое произведение с использованием следующих приемов: слушать, лежа на ковре с закрытыми глазами; рассматривая иллюстрацию; предварительно прослушав сказку об этом произведении; выполняя определенные движения всем телом или одними руками; познакомить с пьесами из «Детского альбома» П. И. Чайковского | Фортепианные пьесы П. И. Чайковского: «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы»у «Новая кукла», «Игра в лошадки» |
2 | Музыкально-дидактическая игра. Элементарное музицирование | Учить различать мажор и минор (веселую и грустную музыку), используя разноцветные карточки (яркие цвета - мажор? темные - минор) и музыкальные инструменты (мажор - барабан, бубен, трещотки, минор - металлофон, «шуршунчики» (пластиковые бутылки, шумовые коробочки, ма-ракасы из пластмассовых контейнеров), ксилофон) | Музыкально-дидактическая игра «Мажор или минор?». Музыка для слушания: «Веселый крестьянин» Р. Шумана, «Грустная песня» Г. Свиридова, пьесы П. И. Чайковского, русские народные мелодии, «Колыбельная Светланы» (Т. Хренников, А. Гладков) |
3 | Пальчиковая игра | Развивать мелкую моторику пальцев рук, сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью | Пальчиковые игры: «Дружба» [10, с. 7], «В гости» [10, с. 8] |
4 | Дыхательная гимнастика | Познакомить с дыхательной гимнастикой А. Н, Стрельниковой, учить вдыхать носом, выдыхать ртом (вдох - шумный, резкий, короткий, как хлопок в ладоши, предельно активный; выдох -абсолютно пассивный, через рот - «не видно и не слышно») | Дыхательное упражнение «Ладошки» [12, с. 24] |
5 | Оздоровительные упражнения | Разучить комплекс оздоровительной гимнастики для горла, лечебные игры; тренировать носовое дыхание; формировать ритмичный и глубокий выдох; разучить с детьми игры на преодоление болезней носа и горла | Оздоровительные игры: «Кто громче» [1, с. 99], «Побулькаем» [1,сЛОО] |
6 | Артикуляционная гимнастика | Вырабатывать качественные, полноценные движения органов артикуляции | Артикуляционные упражнения «Знакомство с язычком и его домиком» [8, с. 4] |
7 | Пение | Распевать детей с использованием чистоговорок по звукам мажорного трезвучия, мажорного зву-коряда вверх и вниз; разучить песни об осени, передавая ее разный характер: осень дождливая, урожайная, золотая, веселая и грустная; приучать петь плавно, не выкрикивая отдельные слова и слоги | Чистоговорки: массаж лица «Ежик» [6Э с. 9], «Пчела» [6, с. 25], «Жа-жа-жа». Песни: «Осень» Е. Войтенко, «Ах, какая осень!» 3. Роот, «Осень - желтая листва» Е. Гомоновой |
8 | Музыкально-ритмические движения | Ориентирование в пространстве: учить двигаться врассыпную по всему залу, не наталкиваясь друг на друга; тренировать детей быстро становиться в круг. Основные движения: учить выполнять бодрый шаг в колонне по одному, шаг с высоким подниманием ног, движение по залу «змейкой». Танцевальные движения: познакомить с танцевальным движением «ладушки», отрабатывать технику исполнения дробного шага вперед и в кружении, работать над ритмичным выполнением танцевального движения «ковырялочка», приставного шага с хлопками | Музыка для движений: «Марш» Дж. Верди, «Военный марш» Г. В. Свиридова, «Марш» И. Дунаевского из к/ф «Веселые ребята», «Крыжачок» (белорусский народный танец), «Полянка» (русская народная мелодия), «Пружинка», «Плясовая» Т. Ломовой |
9 | Пляски, хороводы | Учить выполнять движения, одновременно четко исполняя песню, следить за ровным кругом, красивым шагом | Хороводы: «На горе-то калина» (русская народная мелодия, обработка А. Новикова), «Земляничка» Л. Яхнина и Г. Гладкова |
10 | Музыкальные и подвижные игры | Приобщать к активному участию в играх, соблюдая все правила; учить двигаться по залу, не сталкиваясь друг с другом, начинать и заканчивать движения строго по тексту | Игры с пением: «Плетень» (русская народная мелодия, обработка И, Кишко), «Ищи» Т. Ломовой |
11 | Речевые игры | Развивать координацию речи с движением, развивать общие речевые навыки, внимание, быструю реакцию на смену текста и музыкального материала | Речевые игры с движениями: «Кто нам песенку поет?», «Степка-растрепка» (описание см,: «Здо-ровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»: «Речевые игры») |
12 | Игровой массаж | Показать, как правильно выполнять самомассаж биологически активных зон лица для предотвращения простудных заболевании; обратить внимание на легкость прикосновения пальцев к лицу | Комплекс массажа лица «Лепка» [4, с, 51] |
Октябрь | |||
1 | Активное слушание музыки | Побуждать активно слушать музыку, двигаясь соответственно образу и характеру музыкального произведения, импровизируя с атрибутами (листочки, деревянные палочки); продолжать знакомство с пьесами из «Детского альбома» П. Чайковского; учить рассказывать о содержании, характере пьес, средствах музыкальной выразительности с использованием иллюстраций, игрушки | Произведения для слушания: «Вальсы» Ф. Шопена, «Полька» Ю. Чичкова, фортепианные пьесы П. Чайковского: «Баба Яга», «Игра в лошадки» |
2 | Элементарное музицирование | Побуждать озвучивать шумовыми инструментами небольшие сказки, импровизировать на заданную тему, передавать ее характер; учить ассоциировать звучание шумового инструмента с определенным зрительным образом | Инструментальные импровизации на темы: «Теремок», «Осенняя сказка» |
3 | Музыкально-дидактическая игра | Учить работать с пиктограммами, соотносить прослушанный музыкальный материал с той или иной пиктограммой, выражающей какое-либо чувство (радость, удивление, грусть, страх, злость, счастье и т. д.), со стихотворением из «Азбуки настроений», характеризующим музыкальное настроение | Музыкально- дидактическая игра «Гномы» с набором карточек. Музыка для слушания: «Веселая пастушка» (французская народная песня, обработка В. Астровой), «Грустная песенка», «Веселая песенка» Г. Струве, «В горного короля» Э, Грига |
4 | Пальчиковая игра | Продолжать разучивать пальчиковые игры, следить за четкими движениями пальцев, активным текста | Пальчиковые игры: «На лужок» [3, с, 15], «Сидит белка на ке», «Повстречались» [3, с. 17] |
5 | Дыхательная гимнастика | Продолжать над вдохом-выдохом детей | упражнения: «Ладошки» [12, с, 24], «Погончики» [12, с, 26] |
6 | Оздоровительные упражнения | Активизировать фонационный выдох с помощью фонопедических упражнений | Игровые фонопедические упражнения: «Резиновая игрушка», «Погреемся» (см.: «Оздоровительные упражнения») |
7 | Артикуляционная гимнастика | Развивать мышцы речевого аппарата детей, закрепить у детей знание органов артикуляции | Комплекс артикуляционной гимнастики «Домашняя [8, с. 10] |
8 | Пение | Работать с детьми над четкой дикцией и правильным интонированием в логопедических распевках на основе чистоговорок; учить детей исполнять песни по партиям, следить за своевременным вступлением голосов; работать над выразительной интонацией, плавным исполнением линии фразы | Логопедические распевки: «Гол в окне» [9, с. 47], «Гора» [9, с. 48]. Песни «Дождя не боимся» Мин-кова М. и Энтина Ю., «Листопад» Т. Попатенко, «Здравствуй, Родина моя!» Ю. Чичкова и К. Ибряева |
9 | Музыкально-ритмические движения | Ориентирование в пространстве: учить детей хорошо знать правую и левую стороны, быстрое перестроение из колонны по одному в пары, бег и движение, имитирующее походку животных, движение врассыпную чередовать с быстрым перестроением в круг. Основные движения: отрабатывать хороводный шаг, следя за осанкой, положением рук, головы, движением ног; добиваться плавного движения рук в различных упражнениях; работать над ритмичным выполнением бокового галопа.Танцевальные движения: работать над качеством исполнения приставного шага вперед, в сторону, сопровождая для большей ритмичности хлопками; учить детей кружиться в одну сторону, высо- ко поднимая колени или легко подпрыгивая; побуждать импровизировать знакомые танцевальные движения, соотнося их с характером музыки. Упражнения с предметами: учить выполнятьдвижения с лентой | Музыка для движений: «Марш» Н. Леви, «Марш» А. Витлина, «Итальянская полька» С. Рахманинова, «Во поле береза стояла», «Барашенька», «Ах ты, береза» (русские народные песни), «Танец» С. Затеплинского, «Каку наших у ворот» (русская народная мелодия, аранжировка В. Астровой), «Немецкий танец» Ф. Шуберта, «Уж я колышки тешу» (русская народная песня, обработка Е. Тиличеевой). «Упражнение с лентой» (швед- ская народная мелодия, обработка Л. Вихарева) |
10 | Пляски, хоро- воды | Учить детей ходить «змейкой» по всему залу, исполнять сольные движения, двигаться и красиво петь одновременно, ровно сужать и расширять круг | Танец «Кадриль с ложками» (русская народная мелодия, обработка Е. Туманяна), «Танец с балалайками» 3. Роот |
11 | Музыкальные игры | Продолжать разучивать подвижные игры, следить за выполнением всех правил, импровизировать движения | Музыкальные игры «Звероловы м звери» и Е. Тиличеевой и «Дождь» (русская народная песня) |
12 | Речевые игры | Эмоционально выполнять движения по тексту, координировать речь и движение | Речевые игры: «Лисичка-сестричка», «Волки и зайцы» (см.: «Речевые игры») |
Игровой массаж | Учить выполнять массаж спины друг другу; показать детям приемы массажа, движения рук | Массаж спины «Что в горбу?», «Веселый музыкант» (см.: «Игровой массаж») | |
Ноябрь | |||
1 | Активное слушание музыки | Приучать внимательно дослушивать музыкальное произведение до конца; знакомить с музыкой, рисующей природу; сопровождать слушание движениями (падающие листья, кружение ветра) | Музыка для слушания: «Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь» из цикла «Времена года» П. Чайковского, «Утро» Э. Грига |
2 | Музыкально-дидактическая игра | Продолжать работу с пиктограммами, соотносить характер прослушанного музыкального произведения с карточками-пиктограммами | Музыкально-дидактическая игра «Гномы» - набор карточек. Музыка для слушания: «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. Чайковского, «На гармонике» А. Гречанинова |
3 | Элементарное музицирование | Учить детей четко и ритмично аккомпанировать на детских шумовых инструментах; побуждать импровизировать различные ритмические рисунки (использовать погремушки, деревянные палочки, самодельные шумовые инструменты -«шуршунчики», «стукунчики», «скрипунчики») | «Светит месяц», «Я на горку шла» (русские народные песни) |
4 | Пальчиковые игры | Развивать внимание и быструю реакцию на смену движений и жестов, четкую дикцию | Пальчиковые игры: «Вверх ладошки!», «Вот помощники мои», «Гости» [7, с. 165-166] |
5 | Дыхательная гимнастика | Развивать у детей глубину вдоха, работать над правильным движением рук при вдохе | Дыхательные упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Насос» [12, с. 24, 26, 27] |
6 | Оздоровительные упражнения | Разучить комплекс оздоровительных упражнений; проследить за точным выполнением всех движений языком, использовать при показе игрушку «Ротик» | Оздоровительные упражнения для горла: «Лошадка», «Ворона», «Змеиный язычок», «Зевота», «Смешинка» [3, с. 34] |
7 | Речевая игра | Развивать координацию речи с движением; развивать творческое воображение, подражательность, общие речевые навыки; добавить в игры сопровождение самодельных музыкальных инструментов, звучащих (хлопки, шлепки, притопы) | Речевые игры со звучащими жестами: «Солнышко», «Листопад» (см.: «Речевые игры») |
8 | Артикуляционная гимнастика | Продолжать развивать речевой аппарат дошкольников с помощью артикуляционных упражнений, сопровождать выполнение упражнений движениями рук | Комплекс артикуляционных упражнений «Прогулочная сказка» [8, 19] |
9 | Пение | Работать над правильным и своевременным дыха нием во время пения; учить петь плавно, не разделяя слова на слоги, внимательно дослушивать окончание вступления, вовремя начинать и заканчивать песню, исполнять с солистами и по подгруппам | Песни: «Будет горка во дворе» Т. Попатенко и Е. Авдиенко, «Елка» Н, Куликовой и М. Новиковой |
10 | Музыкально-ритмические движения | Ориентирование в пространстве: чередование бега и ходьбы на носочках врассыпную с перестроением в 2-3-4 круга, движение двумя ровными шеренгами навстречу друг другу. Основные движения: кружение парами шагом с высоким подниманием ног и поскоками, «пружинка» с хлопками, с поочередным выставлением ног на пятку или на носок, пружинящий шаг, су-жая круг, расширяя круг, по кругу. | Музыка для движений: «Полька» П. Чайковского, «Полька "Триктрак"» И. Штрауса, «Марш» Л. Вишкарева, «Гопак» (русская народная мелодия), «Полька» (латвийская народная мелодия, обработка А. Жилинского), «Во саду ли, в огороде» (русская народная мелодия, обработка И. Арсеева), |
11 | Пляски, хороводы | Учить четко и ритмично выполнять движения в танце, работать над одновременным исполнением всеми детьми движений под пение хороводов; отработать индивидуальные танцевальные номера к утреннику | Хороводы: «Новогодняя хороводная» С. Шнайдера, «Хорошо, что снежок пошел» А. Островского. Танец фей (муз. П. Мориа, «Токката»). Танец «Тореадоры» (муз. из оперы «Кармен» Ж. Визе) |
12 | Музыкальные и подвижные игры | Побуждать детей импровизировать знакомые движения (танцевальные и физкультурные), активно принимать участие в подвижных играх, эмоционально исполнять роль ведущего | Подвижные игры: «Шел король по лесу» [7, с. 165], «Найди себе пару» (венгерская народная мелодия) |
13 | Игровой массаж | Разучить комплекс упражнений самомассажа головы для воздействия на активные точки, улучшающие кровообращение | Массаж головы: «Надо голову помыть», «Сено», «Роботы», «Расческа» (см.: «Игровой массаж») |
Декабрь | |||
1 | Активное слушание музыки | Продолжать знакомить детей с понятиями о вокальной, инструментальной и оркестровой музыке; учить определенными жестами показывать различные виды музыкального творчества («дирижировать оркестром», «играть на каком-либо музыкальном инструменте», подпевать вокалистам). Показать презентацию «Музыкальные инструменты» со звучанием отдельных инструментов симфонического оркестра | Музыка для слушания: «Рассвет на Москва-реке» М. Мусоргского, «Зима» А. Вивальди из цикла «Времена года», «Органная токката» И, Баха, пьесы из «Детского альбома» П, Чайковского в фортепианном и симфоническом исполнений |
2 | Музыкально-дидактическая игра | Развивать у детей звуковысотный слух с помощью музыкально-дидактических игр | Музыкально-дидактические игры: «Цирковые собачки», «Узнай песенку по двум звукам» Е. Тили-чеевой |
3 | Элементарное музицирование | Изготовление вместе с детьми самодельных музыкальных инструментов, импровизация небольших сюжетов с их использованием на тему «Зимние прогулки» | «Коробейники», «Полянка» (русские народные песни |
4 | Пальчиковая игра | Соединить пальчиковую гимнастику с массажем биологически активных точек рук | Массаж пальцев: «Прогулка», «Матрешки» [№ 6, с, 153, 175] |
5 | Дыхательная гимнастика | Продолжать разучивать упражнения гимнастики Стрельниковой, обращая внимание на осанку детей, правильное положение рук | Дыхательное упражнение «Кошка» («Присядь с поворотом») [№ 12, с. 30] |
6 | Речевые игры | Учить произносить фразы с различной динамикой голоса: на пиано говорить тихо, но не шепотом, на форте - громко, но без крика | Речевые игры: «Сторож» (см.: «Оздоровительные игры»), «Котик Рыжик» (см.: «Игровой массаж») |
7 | Оздоровительные упражнения | Развивать у детей подвижность и гибкость позвоночника, укреплять глазные мышцы с помощью упражнений для коррекции осанки на основе китайского искусства движения | Упражнения для коррекции осанки: «Кошка просыпается», «Медведь осматривается вокруг и защищается от врага», «Сова вглядывается в темноту» [№ 4, с. 30] |
8 | Артикуляционная гимнастика | Работать с детьми над коррекцией произношения, укреплением дыхательного аппарата | Комплекс артикуляционных упражнений «Спортивная сказка» [№ 8, с. 41] |
9 | Пение | С помощью логопедических распевок работать над умением петь с различной динамикой, распределять дыхание в музыкальной фразе; формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне отщ первой октавы до до второй октавы; учить брать дыхание перед началом песни, ее музыкальными работать над произношением сочетаний согласных звуков; индивидуальная работа с солистами | Логопедические распевки: «Курочка», «Песня ослика Иа» [№9,с. 16,20]. Песни: «К нам приходит Новый год» В. Герчик и Е. Петровой, «Елка» Е. Тиличеевой и Е. Шма-новой, «Новогодняя В. и П. «Русская зима» Л, Олифировой |
10 | Музыкально-ритмические движения | Ориентирование в пространстве: работать с детьми над быстрым и точным перестроением из колонны по одному в колонну по двое; учить двигаться по залу врассыпную различным шагом, не сталкиваясь друг с другом. Основные движения: совершенствовать умение бегать легко на носочках, поскоками, двигаться прямым и боковым галопом; оттачивать умение ритмично и согласованно двигаться в парах; учить двигаться ровными шеренгами, учитывая длину шага, расстояние до намеченной линии. Танцевальные движения: работать над поочередным выбрасыванием ног вперед в прыжке, учить выполнять полуприседание с выставлением ноги на пятку. Упражнения с предметами: продолжать учить двигаться с лентой; развивать навыки инсценировки песен; разучивание новогодних хороводов | Музыка для движений: «Маленький марш» Т, Ломовой, «Марш» Дж, Верди, «Смелый наездник» Р. Шумана, «Кто лучше скачет» Т. Ломовой, «Маленькая полька» Д. Кабалевского, «Уж как по мосту-мосточку» (русская народная мелодия, обработка А. Быканова), «Игровая» И. Кишко |
11 | Музыкальные и подвижные игры | Учить выразительно действовать с воображаемыми предметами, самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов | Музыкальная игра-хоровод «Ой, мороз» Г. Вихаревой, танец-игра «Зайцы и лиса» Г. Вихаревой |
12 | Игровой массаж | Побуждать детей активно участвовать в проведении самомассажа для профилактики простудных заболеваний | Массаж биологически активных зон: «Обезьяна Чи-чи-чи», «Снеговик» [№ 6, с. 45, 58] |
Январь | |||
1 | Активное слушание музыки | Беседа об изобразительности музыки; учить ясно излагать свои мысли, чувства, эмоциональное восприятие и ощущения при анализе прослушанных музыкальных произведений; продолжать знакомить с симфонической музыкой на примере симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»; предложить детям инсценировать сказку под музыку, используя детали костюмов | Музыка для слушания: «Январь» П. Чайковского, «Шарманка» Д. Шостаковича, симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева |
2 | Музыкально-дидактическая игра | Учить различать разножанровую музыку и подбирать к ней соответствующую картинку | Музыкально-дидактическая игра «Подбери картинку», муз. В. Ага-фонникова |
3 | Элементарное музицирование | Формировать умение через музыкальную интонацию, спетую, сыгранную на музыкальном инструменте, моделировать художественный образ музыкального произведения | Музыкальная сказка «Утро в деревне» с использованием русских народных мелодий |
4 | Пальчиковая игра | При помощи пальчиковой игры развивать координацию движения пальцев рук | Пальчиковые игры: «Морковка», «Луноход», «Часы» [Щ 11, с. 86, 94, 95] |
5 | Речевые игры | Развивать координацию речи с движением, творческое воображение, подражательность, общие речевые навыки; добавить в игры сопровождение самодельными музыкальными инструментами, звучащими жестами | Речевые игры: «Шкатулка», «Тарарам-шурум-бурум» [№ 5, с. 182, 186] |
6 | Дыхательная гимнастика | Разучить новое упражнение гимнастики Стрельниковой; напомнить детям о правилах дыхания во время упражнения: активный вдох - пассивный выдох | Дыхательное упражнение «Обними себя» [№ 12, с. 32] |
7 | Оздоровительные упражнения | Тренировать детей двигаться, сохраняя ровную осанку, правильное положение головы и туловища; развивать память, внимание, умение сохранять равновесие | Игры на формирование правильной осанки: «Роботы», «Волшебные слова», «Восточный носильщик» [№ 1, с. 16, 18, 19] |
8 | Артикуляционная гимнастика | Выработка качественных, полноценных движении органов артикуляции; учить имитировать движения животных | Комплекс артикуляционных упражнений «Зоологическая сказка» [№8, с. 51] |
9 | Пение | Распевать детей, используя чистоговорки на твердый и мягкий звук [с]; работать над умением про-певать слоги: СЯ-СЁ-СЮ-СИ-СЕ, петь с разными штрихами; учить ровно держать корпус при пении, следить за правильной артикуляцией, распределением дыхания; учить петь группой и с солистами | Логопедические распевки: «Музыкальная скороговорка», «Песок», «Лиса» [№ 9, с. 25, 26, 27]. Песни: «Все мы моряки» М. Садовского и Л. Лядовой, «Пригласи меня, папа, на вальс» Л. Оли-фировой |
10 | Музыкально-ритмические движения | Ориентирование в пространстве: выполнять чередование бега и ходьбы на носочках врассыпную с перестроением в 2-3-4 круга, движение двумя ровными шеренгами навстречу друг другу. Основные движения: отрабатывать кружение парами шагом с высоким подниманием ног и поскоками, «пружинку» с хлопками, с поочередным выставлением ног на пятку или на носок, пружинящий шаг, сужая круг, расширяя круг, по кругу. Танцевальные движения: отрабатывать технику исполнения «присядки», «качалочки»; работать над ритмичным исполнением тройных притопов и прихлопов | Музыка для движений: «Военный марш» Г. Свиридова, «Экосез» Ф. Шуберта, «Марш» Д. Кабалевского, «Вальс» Г. Свиридова, «Погремушки» Г. Вилькорейской |
11 | Пляски, хороводы | Отрабатывать одновременное исполнение всех движений, особое внимание уделить первой (ведущей) паре с целью построения ровного круга, полукруга с одинаковыми интервалами между детьми; учить выразительно выполнять движение под пение, начинать и заканчивать танец строго под музыку | «Русский перепляс» (русская народная мелодия, обработка К. Волкова), «Итальянская полька» Д. Шостаковича. Танцы: «Полька» В. Косенко, «Топ-топ» М. Ольгина и С. По-жлакова |
12 | Музыкальные и подвижные игры | Побуждать детей импровизировать различные танцевальные и физкультурные движения сольно; выразительно передавать характер героя игры | Музыкальные игры: «Кто скорей?» М. Шварца, «Кот и мыши» Т. Ломовой |
13 | Игровой массаж | Разучить массаж для рук с целью оказания благотворного воздействия на биоактивные точки пальцев, соответствующие внутренним органам; вызывать ощущение легкости и радости | Массаж рук: «Строим дом» [№ 6, с. 65], «Массаж для пальчиков рук» [№ 7, с. 168] |
Февраль | |||
1 | Активное слушание музыки | Учить различать характер музыкального произведения, высказываться об эмоционально-образном содержании музыки; различать средства музыкальной выразительности; отмечать скачкообразный ритм и изменение динамики; уметь передавать в движении различный характер образов | Музыка для слушания: пьесы «Аквариум», «Лебедь», «Куры и петухи» из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Музыкальная табакерка» А. Лядова |
2 | Музыкально-дидактическая игра | Учить на слух определять прозвучавшее произведение и находить соответствующую ему иллюстрацию; продолжать работу над развитием чувства ритма | Музыкально-дидактические игры. «Музыкальный магазин» (знакомые детские песенки), «Ритмическое лото» Е. Тиличеевой |
3 | Элементарное музицирование | Учить четко и ритмично аккомпанировать на детских шумовых инструментах; побуждать детей импровизировать различные ритмические рисунки (использовать погремушки, деревянные палочки, самодельные шумовые инструменты - «Оркестр парикмахеров») | «Неаполитанская песенка» П. Чайковского, «Млада» (русская народная песня) |
4 | Пальчиковые игры | Учить детей правильно и ритмично выполнять движения пальчиками, выразительно произносить текст игры - | Пальчиковые игры: «Божьи коровки», «Мы играем» [№ 3, с. 21] _ |
5 | Речевая игра | " Развивать координацию речи с движением, творческое воображение, подражательность, общие речевые навыки; добавить в игры сопровождение шу>»ш^шстр^ | Речевые игры с музыкальными инструментами: «Кухонный оркестр», «Матрешки и Петрушка» (см.: «Речевые игры») |
6 | Дыхательная гимнастика | Учить детей делать глубокий короткий вдох через нос с движениями рук и долгий выдох с произнесением различных звуков | Дыхательные упражнения: «Жуки», «Летчик и самолеты», «Надуй шарик» [№ 7, с. 170, 171] |
7 | Оздоровительные упражнения | Учить детей чувствовать напряжение и расслабление мышц туловища; развивать мышцы шеи, ног | Ритмопластические упражнения «Медведь» [№ 5, с. 177]. Динамические упражнения «Медвежата» [№ 6, с. 32] |
8 | Артикуляционная гимнастика | Развивать речевой аппарат детей, укреплять речевое дыхание; показать детям презентацию или иллюстрации к игре | Артикуляционная гимнастика «Утро с котиком Рыжиком» (см.: «Артикуляционная гимнастика») |
9 | Пение | Распевать детей по восходящему и нисходящему звукоряду из 5 звуков гаммы до мажор, сопровождая пение движением; учить детей петь торжественные песни, выдерживая заданный ритм, не выкрикивая отдельные звуки и слова, передавать радостное настроение; работать над умением петь соло и по подгруппам; в песнях о маме выдерживать линию мелодии, исполнять песни спокойно и выразительно, передавая ласковый и нежный образ | Приветственная коррекционная игра «Здравствуйте!» [№ 5, с. 181]. Песни: «Бескозырка» 3. Александровой и В. Модель, «Мамин праздник» Ю. Гурьева и С. Виг-дорова, «Самая хорошая» В. Иванникова и О. Фадеевой |
10 | Музыкально-ритмические движения | Ориентирование в пространстве: работать над умением выстраиваться в пары по кругу, выстраивать полукруг с равными интервалами между собой; отрабатывать умение двигаться противохо-дом. Основные движения: работать над плавным движением рук; продолжать оттачивать умение двигаться поскоками вперед и вокруг себя; закрепить все виды шага и бега. Танцевапьные движения: приставной шаг в сторону и вперед-назад с приседанием и без него; кружение поскоками по одному и в парах | Музыка для движений: «Учись плясать по-русски!» Л. Вишкаре-ва, «Хожу я по улице» (русская народная песня, обработка А. Дюбюк), «Лебедь» К. Сен-Санса, «Плавные руки» Р. Глиэра, «Вместе весело шагать» (муз. В. Ша-инского), «Гавот» Ф. Госсека, «Попрыгунья» Г. Свиридова, «Каблучки» (русская народная мелодия, обработка Е. Адлера) |
11 | Пляски, хороводы | Отрабатывать хороводный и дробный шаг, продолжать работу над ритмичным исполнением всех движений танцев, побуждать детей импровизировать танцевальные движения под музыку; учить через движение и жесты передавать характер, образ, настроение | Танцы: «Яблочко», муз. Р. Глиэра; «Задорный танец», муз. В. Золотарева |
12 | Музыкальные и подвижные игры | Побуждать детей эмоционально играть свои роли, передавая характерные особенности каждого героя | Музыкальные игры: «Пастух и козлята» (русская народная песня), «Бери флажок» (венгерская народная мелодия) |
13 | Игровой массаж | Разучить комплекс самомассажа тела, предварительно рассказать сказку о медвежатах, предложить детям сочинить свою | Комплекс игрового массажа тела «Веселые медвежата» (см. «Игровой массаж») |
Май | |||
1 | Активное слушание музыки | Привлекать детей к яркости музыкальных образов, переданных через средства музыкальной выразительности; учить ясно излагать свои мысли о прослушанной музыке контрастного содержания; познакомить с понятием «балет», показать видеофрагменты балета «Щелкунчик»; предложить детям стать танцорами балета - импровизировать свои балетные номера под музыку Чайковского | Музыка для слушания: «Весна» А. Вивальди (1-я часть), «Пляска птиц» Н. Римского-Корсакова, «Песня жаворонка» П. Чайковского, отрывки из балета «Щелкунчик» П. Чайковского («Танец феи Драже», «Вальс цветов», «Пляска пастушков» и т. д.) |
2 | Музыкально-дидактическая игра | Развивать чувство ритма, учить быстро реагировать на смену ритмического рисунка, слышать акценты первых долей | Музыкально-дидактическая игра «Определи по ритму» (ритм знакомых детских песен) |
3 | Элементарное музицирование | Продолжать работать с детьми над озвучиванием шумовыми музыкальными инструментами сказок; передавать звуки капели, шлепанье по лужам, свист ветра; разучить на металлофоне небольшие попевки | Музыкальные импровизации на темы: «Весенняя капель», «В школу», «Бубенчики» Е. Ти-личеевой |
4 | Пальчиковые игры | Развивать речевой и музыкальный слух, память, внимание, пространственную координацию | Пальчиковые игры: «В лесу» (см.: «Пальчиковые игры») |
5 | Речевая игра | Показать детям имитацию звуками и звучащими жестами игры на различных музыкальных инструментах; учить произносить отдельные слоги и слова в различном темпе с разной интонацией | Речевые игры со звучащими жестами: «Фома», «Пчелы водят хоровод» (см.: «Речевые игры») |
6 | Дыхательная гимнастика | Учить следить за осанкой и правильным положением рук при вдохе и выдохе, выполнять движения ритмично под счет педагога | Дыхательные упражнения: «Большой маятник» («Игрушка-неваляшка»), «Повороты головы» («Вправо - влево») [№ 12, с. 35, 361 |
7 | Оздоровительные упражнения | Укреплять голосовые связки детей с помощью фонопедических упражнений по методу В. Емельянова | Фонопедические упражнения; «Ау» [№ 5, с. 178], «Машина» [№6, с. 145] |
8 | Артикуляционная гимнастика | Совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ | Артикуляционные упражнения: «Трактор», «Гудок парохода», «Стрельба», «Фейерверк», «После сна» [№ 4, с. 53] |
9 | Пение | Распевкой подготовить голосовые связки детей к пению; сочетать распевку с оздоровительным самомассажем, упражнениями на правильную осанку; работать над воспроизведением и чистым пением общего направления мелодии и отдельных ее отрезков с аккомпаниментом; учить петь песню хором и «по цепочке» | Распевки с самомассажем: «Птичка», «Гусенок Тимошка» (см. «Игровой массаж»). Песни: «Апрель» А. Ермолова, «Солнечный зайчик» В. Мурадели и М. Садовского |
10 | Музыкально-ритмические движения | Ориентирование в пространстве: перестроения на основе танцевальных композиций - врассыпную лицом к зрителям, движение по диагонали. Основные движения: различные виды бега - прямой и боковой галоп, высокий и стремительный, с ускорением и замедлением темпа; пружинящий шаг по прямой и вокруг себя; работать над движениями рук - плавными, волнообразными, резкими взмахами. Танцевальные движения: работать над ритмичным исполнением «ковырялочки», шага с притопом; следить за сохранением ровной осанки во время исполнения, положением рук. Упражнения с предметами: выполнять движения с мячами, учить согласовывать свои движения с музыкой | Музыка для движений: «Шагают девочки и мальчики» В. Золотарева, «Цветные флажки» Е. Тиличее-вой, «Бег» Т. Ломовой, «Детская полька» М. Глинки, «Качание рук» (польская народная мелодия, обработка В. Иванникова), «Ах, улица широкая» (русская народная мелодия), «Во поле береза стояла» (русская народная песня |
11 | Пляски, хороводы | Работать над четким шагом, сохраняя красивую осанку, правильное положение рук; выполнять движения под счет; в хороводах выразительно передавать в движении содержание песни | Танец «Менуэт» (муз. П. Мориа), хоровод «Пришла весна» А. Филиппенко |
12 | Музыкальные и подвижные игры | Побуждать детей эмоционально играть свои роли, передавая характерные особенности каждого героя, подражать голосам птиц | Музыкальные игры: «Жаворонки» Е. Васильевой, «Пастух и козлята» (русская народная песня, обработка В. Трутовского) |
13 | Игровой массаж | Побуждать активно выполнять оздоровительный самомассаж биологически активных точек лица | Массаж биологически активных зон: «Ледоход» [№ 5, с. 180], «Считалка для мышки» [№ 6, с. 123] |
Апрель | |||
1 | Активное слушание музыки | Привлекать детей к яркости музыкальных образов, переданных через средства музыкальной выразительности; учить ясно излагать свои мысли о прослушанной музыке контрастного содержания; познакомить с понятием «балет», показать видеофрагменты балета «Щелкунчик»; предложить детям стать танцорами балета - импровизировать свои балетные номера под музыку Чайковского | Музыка для слушания: «Весна» А. Вивальди (1-я часть), «Пляска птиц» Н. Римского-Корсакова, «Песня жаворонка» П. Чайковского, отрывки из балета «Щелкунчик» П. Чайковского («Танец феи Драже», «Вальс цветов», «Пляска пастушков» и т. д.) |
2 | Музыкально-дидактическая игра | Развивать чувство ритма, учить быстро реагировать на смену ритмического рисунка, слышать акценты первых долей | Музыкально-дидактическая игра «Определи по ритму» (ритм знакомых детских песен) |
3 | Элементарное музицирование | Продолжать работать с детьми над озвучиванием шумовыми музыкальными инструментами сказок; передавать звуки капели, шлепанье по лужам, свист ветра; разучить на металлофоне небольшие попевки | Музыкальные импровизации на темы: «Весенняя капель», «В школу», «Бубенчики» Е. Ти-личеевой |
4 | Пальчиковые игры | Развивать речевой и музыкальный слух, память, внимание, пространственную координацию | Пальчиковые игры: «В лесу» (см.: «Пальчиковые игры») |
5 | Речевая игра | Показать детям имитацию звуками и звучащими жестами игры на различных музыкальных инструментах; учить произносить отдельные слоги и слова в различном темпе с разной интонацией | Речевые игры со звучащими жестами: «Фома», «Пчелы водят хоровод» (см.: «Речевые игры») |
6 | Дыхательная гимнастика | Учить следить за осанкой и правильным положением рук при вдохе и выдохе, выполнять движения ритмично под счет педагога | Дыхательные упражнения: «Большой маятник» («Игрушка-неваляшка»), «Повороты головы» («Вправо - влево») [№ 12, с. 35, 361 |
7 | Элементарное музицирование | Продолжать работать с детьми над озвучиванием шумовыми музыкальными инструментами сказок; передавать звуки капели, шлепанье по лужам, свист ветра; разучить на металлофоне небольшие попевки | Музыкальные импровизации на темы: «Весенняя капель», «В школу», «Бубенчики» Е. Ти-личеевой |
8 | Оздоровительные упражнения | Укреплять голосовые связки детей с помощью фонопедических упражнений по методу В. Емельянова | Фонопедические упражнения; «Ау» [№ 5, с. 178], «Машина» [№6, с. 145] |
9 | Артикуляционная гимнастика | Совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ | Артикуляционные упражнения: «Трактор», «Гудок парохода», «Стрельба», «Фейерверк», «После сна» [№ 4, с. 53] |
10 | Пение | Распевкой подготовить голосовые связки детей к пению; сочетать распевку с оздоровительным самомассажем, упражнениями на правильную осанку; работать над воспроизведением и чистым пением общего направления мелодии и отдельных ее отрезков с аккомпаниментом; учить петь песню хором и «по цепочке» | Распевки с самомассажем: «Птичка», «Гусенок Тимошка» (см. «Игровой массаж»). Песни: «Апрель» А. Ермолова, «Солнечный зайчик» В. Мурадели и М. Садовского |
11 | Музыкально-ритмические движения | Ориентирование в пространстве: перестроения на основе танцевальных композиций - врассыпную лицом к зрителям, движение по диагонали. Основные движения: различные виды бега - прямой и боковой галоп, высокий и стремительный, с ускорением и замедлением темпа; пружинящий шаг по прямой и вокруг себя; работать над движениями рук - плавными, волнообразными, резкими взмахами. Танцевальные движения: работать над ритмичным исполнением «ковырялочки», шага с притопом; следить за сохранением ровной осанки во время исполнения, положением рук. Упражнения с предметами: выполнять движения с мячами, учить согласовывать свои движения с музыкой | Музыка для движений: «Шагают девочки и мальчики» В. Золотарева, «Цветные флажки» Е. Тиличее-вой, «Бег» Т. Ломовой, «Детская полька» М. Глинки, «Качание рук» (польская народная мелодия, обработка В. Иванникова), «Ах, улица широкая» (русская народная мелодия), «Во поле береза стояла» (русская народная песня) |
12 | Пляски, хороводы | Развивать творческое воображение, способность к импровизации, передаче в пластике музыкального образа; учить танцевать в парах ритмично, координировать свои движения с движениями партнера; выполнять переходы от одного партнера к другому | «Полька» П. Чайковского, «Упражнение с мячами» А. Петрова. Танцы: «Чарли» Р. Паулса, «Сударушка» (русская народная мелодия, обработка Ю. Слонова) |
13 | Музыкальные и подвижные игры | Свободно ориентироваться в пространстве, передавать в соответствии с характером музыки игровые образы; инсценировать игровые песни, самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни | Музыкальные игры с пением: «Гори, гори ясно» (русская народная мелодия), «Красный платочек» (чешская народная мелодия), «Спляшем, Ваня» А. Варламова и И. Титовой |
14 | Игровой массаж | Учить выполнять поглаживающие, разминающие, постукивающие движения от периферии к центру тела | Массаж спины «Дождик», массаж тела «Грибной дождь» [№ 5, с. 59] |
Май | |||
1 | Активное слушание музыки | Продолжать учить детей определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средст ва музыкальной выразительности - темп, динамику, тембр; сочетать прослушивание произведений с соответствующими характеру движениями -плавным покачиванием рук, кружением и т. д.; учить рассказывать о своих чувствах и настроении | Музыка для слушания: «Белые ночи» П. Чайковского, «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди, «Май, милый май!» Р. Шумана. Песни Ю. Чичкова из сборника «Ромашковая Русь» |
2 | Музыкально-дидактическая игра | Развивать с помощью музыкально-дидактических игр музыкальную память, звуковысотный слух | Музыкально-дидактические игры: «Назови композитора», «Маленькие лесенки» (муз. Э. Костиной) |
3 | Элементарное музицирование | Используя шумовые инструменты детского оркестра Орфа, предложить озвучить импровизации на тему «Сказки весеннего леса»; предложить детям самим активно участвовать в сочинении партий, звуковых эффектов для изображения природы, животных, насекомых | Музыкальная импровизация на тему «Сказки весеннего леса» |
4 | Пальчиковые игры | Продолжать развитие мелкой моторики в сочетании с речевой игрой, учить изображать пальцами животных и птиц | Пальчиковые игры: «Зайцы», «Козы», «Птички», «Кошка и собаки» [№ 10, с. 17-20] |
5 | Дыхательная гимнастика | Продолжать знакомство детей с дыхательными упражнениями гимнастики Стрельниковой | Дыхательное упражнение «Шаги» [№ 12, с. 45] |
6 | Оздоровительные упражнения | Укреплять мышцы туловища и конечностей, формировать правильную осанку, развивать координацию движений и равновесие, чувство правильной позы при передвижении | Оздоровительные игры: «Юные балерины и танцоры», «Перейди через речку» [№ 1, с. 20-22] |
7 | Речевая игра | Работать над координацией движения и речи под музыку и без нее; развивать выразительность исполнения движений, мимики, жестов перед зеркалом; использовать в игре предметы и игрушки | Речевые игры: «Амалама» [№ 5, с, 66], «Обезьянки» (см : «Речевые игры») |
8 | Артикуляционная гимнастика | Развивать музыкальную память, запоминание текста песен, внимание, чувство ритма при произнесении текста | Артикуляционные упражнения «Котик Рыжик в детском саду» (см.: «Артикуляционная гимнастика») |
9 | Пение | Распевать детей с помощью логопедических распевок; учить произносить гласные слитно, отрывисто, громко, тихо, с разной интонацией; формировать звуковысотное восприятие, устойчивый ладотональный звук; учить передавать радостный, веселый характер песни, а также торжественную напевность прощальных с детсадом песен; работать над качеством пропевания музыкальных фраз без выкрикивания отдельных звуков | Логопедические распевки: «Колыбельная на [а]», «Песенка на [о]», «Плач на [у]» [№ 9, с. 23, 24]. Песни: «Мы теперь ученики» Г. Струве и К. Ибряева, «До свиданья, детский сад» Ю. Слонова и В. Малкова, «Я хочу учиться» А. Долуханяна и 3. Петровой |
10 | Музыкально-ритмические движения | Ориентирование в пространстве: закрепить умение начинать выполнение движений вправо, различные виды перестроений - в круг по одному и по парам, в полукруг, в колонны, шеренги, врассыпную. Основные движения: повторить все виды ходьбы - бодрая, спокойная, с высоким подниманием ног, дробный и хороводный шаг, пружинящий и приставной; закрепить умение выполнять различные виды бега - легкий, стремительный, поскоками, боковой и прямой галоп. Танцевальные движения: работать над качеством выполнения приставного шага с хлопком, притопом, приседанием; совершенствовать переменный, дробный шаг, шаг с притопом; продолжать работать над шагом польки и вальса | Музыка для движений: «Марш» Д. Кабалевского, «Упрямец» Г. Свиридова, «Марш» М. Робера, «Экосез» Ф. Шуберта, «Лошадки» М. Красева, «На горе-то калина» (русская народная мелодия, обработка, А. Новикова), «Ой, утушка луговая» (русская народная мелодия), «Детская полька» М. Глинки, «Вальс» Ф. Шопена |
11 | Пляски, хороводы | Развивать умение передавать через движение содержание текста хоровода; работать над ритмичным исполнением движений; инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в игре и хороводе | Хоровод «Хоровод дружбы» Е. Тиличеевой, танец «Самая счастливая» К. Ибряева и Ю. Чичкова. Инсценировка песни «Как у наших у ворот» (русская народная мелодия, обработка А. Быканова) |
12 | Музыкальные и подвижные игры | Развивать воображение, творчество в процессе игры; побуждать детей самостоятельно придумывать движения, соответствующие тексту игры | Музыкальная игра с пением «Игра с флажками» Ю. Чичкова. Музыкальная игра «Третий лишний», муз. И. Саца |
13 | Игровой массаж | Разучить новые виды самомассажа всего тела в игровой форме | Массаж рук «Муравьишка», массаж тела «Лягушата», массаж бедра «Дождик» [№5, с. 172, 167, 59] |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по кружковой работе в средней группе детского сада"Логоритмические занятия с детьми 4-5 лет" по авторской программе Картушиной М.Ю.
Задачи кружковой работы:· Способствовать развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артику...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ НС(К)НШ-Д/С V вида на 2011-2012 учебный год.
Программно-целевое планирование позволяет воспитателю осознанно решать задачи воспитания, осуществлять взаимосвязь социального, познавательного, эстетического, физического развития детей, ориент...
Перспективный план воспитательно-образовательной работы летом
В перспективном плане указаны тематические дни и мероприятия по реализации тематического дня....
Перспективный план организационно - методической работы в группе НПОЗ на 2012-2013 учебный год.
В перспективный план входят разделы: работа с детьми; организация развивающей среды; методическое обеспечение педагогического процесса; участие в методической работе; взаимодействе с семьей....
Перспективный план коррекционно-методической работы учителя-логопеда
Перспективный план коррекционно-методической работы учителя-логопеда на 2011-2012 уч. год....
Перспективный план кружка по работе с природным материалом
Представлены перспективные планы кружковой работы со второй младшей до подготовительной группы....
Перспективный план коррекционно-развивающей работы, календарный план НОД по подготовке к обучению грамоте, развитию речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР старшего возраста
Из опыта работы, представлена план-программа по разделам : развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языко...