Главные вкладки
Перспективный план коррекционно-развивающей работы, календарный план НОД по подготовке к обучению грамоте, развитию речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР старшего возраста
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Из опыта работы, представлена план-программа по разделам : развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза; а так же понедельный план фронтальных занятий логопеда по обучению грамоте и лексико-грамматическому строю речи, развитию связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnye_i_kalendarnye_plany.docx | 78.02 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад № 498 комбинированного вида».
План-программа коррекционно-развивающей работы, направленной на профилактику речевых расстройств у детей старшей логопедической группы.
Учитель-логопед Наумкина Екатерина Сергеевна.
Развитие словаря
I период, ( Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) | |
1 | Уточнение и расширение запаса представлений, и обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. |
2 | Расширение объёма правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей, названий природных явлений ( осень, дождь, туман, слякоть, ветер, туча, лист, листопад, растение, дерево, ствол, ветка, корень, куст, трава, берёза, рябина, дуб, клён, ель, осина, сосна, урожай, помидор, огурец, лук, морковь, капуста, свёкла, картофель, кабачок, мухомор, боровик, подосиновик, лисичка, земляника, малина, баклажан, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, мандарин, гранат, банан, огород, сад, грядка, теплица, парника, черника, клюква, лес, болото, ножка, шляпка, мяч, машинка, кубик, кукла, пирамидка, конструктор, лапа, голова, ухо, нос, глаз, колесо, кузов, кабина, комбинезон, плащ, куртка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан, рукав, воротник, пуговица, карман, капюшон, ботинки, кроссовки, туфли, босоножки, сапоги, сандалии, тапки, каблук, задник, шнурок, чайник, кастрюля, сковорода, ковш, тарелка, ложка, вилка, нож, маслёнка, солонка, хлебница, сахарница, салатница, ручка, крышка, носик). |
3 | Обучение группировке предметов по признакам их соотнесённости и на этой основе развитие понимания обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых обобщающих понятий ( деревья, кустарники, овощи, фрукты, ягоды, грибы, игрушки, одежда, обувь, посуда, лесные ягоды, садовые ягоды, кухонная посуда, столовая посуда, чайная посуда, летняя одежда, осенняя одежда, летняя обувь, осенняя обувь). |
4 | Расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных глаголами с различными приставками, личных и возвратных глаголов (наливать, выливать, поливать, одевать-одеваться, обувать-обуваться). |
5 | Обогащение активного словаря относительными прилагательными со значением соотнесённости с продуктами питания, растениями, материалами ( берёзовый, морковный, яблочный, вишнёвый, грибной, шерстяной). |
6 | Обеспечение понимания и использования в речи слов антонимов ( большой-маленький, высокий-низкий, старый-новый). |
7 | Расширение понимания значения простых предлогов ( В, НА, У, ПОД, НАД, ЗА) и активизация их в речи. |
8 | Расширение экспрессивной речи притяжательными местоимениями ( мой, твой, наш, ваш, его, её), указательными наречиями ( тут, здесь, там), количественными и порядковыми числительными ( один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, первый, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый). |
9 | Закрепление в речи понятия слово и умения оперировать им. |
II период, (Декабрь, Январь, Февраль). | |
1 | Формирование внимания к слову, более точному пониманию его значения, умения выбирать наиболее подходящие в данной ситуации слова. |
2 | Дальнейшее обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств. |
3 | Расширение объёма правильно произносимых существительных- названий предметов, объектов, их частей, названий природных явлений ( зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, метель, вьюга, позёмка, снегопад, гололёд, сугроб, узор, ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, голубь, крыло, хвост, клюв, туловище, кормушка, корм, помощь, лиса, волк, медведь, лиса, заяц, ёж, белка, барсук, шуба, мех, жилище, корова, лошадь, коза, овца, кошка, собака, берлога, дупло, нора, хлев, коровник, конюшня, запасы, сено, пойло, корм, шкаф, стол, стул, диван, кресло, кровать, тумба, полка, стенка, дверца, ножка, ёлка, карнавал, хоровод, маска, подарок, машина, грузовик, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, метро, самосвал, фургон, корабль, самолёт, строитель, кабина, кузов, руль, штурвал, рабочий, военный, работа, профессия, труд, шофёр, водитель, машинист, лётчик, капитан, кондуктор, воспитатель, логопед, повар, прачка, врач, портниха, приёмщица, закройщица, каменщик, кровельщик, штукатур, маляр, плотник, пограничник, моряк, лётчик, экскаватор, трактор, бульдозер, пылесос, картофелечистка, мясорубка, овощерезка). |
4 | Развитие умения группировать предметы по признакам их соотнесённости и совершенствование на этой основе понимания обобщающего значения слов ( животное, зверь, птица, мебель, транспорт, профессия, домашние животные, дикие, животные, зимующие птицы, грузовой транспорт, пассажирский транспорт, профессии военных). |
5 | Дальнейшее расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания приставочных глаголов ( выезжать, въезжать, подъезжать, заезжать), возвратных и невозвратных глаголов ( чистить-чиститься). |
6 | Обогащение активного словаря притяжательными прилагательными (собачий, коровий, медвежий) и прилагательными с ласкательными суффиксами ( красненький, мягонький). |
7 | Обеспечение понимания и свободного использования в речи слов-антонимов ( хороший-плохой, тяжёлый-лёгкий). |
8 | Расширение понимания значения простых предлогов ( в, на, у, под, над, за, с, со, из) и активизация их в речи. Дифференциация простых предлогов ( на-с, в-из, над-под) в речи. |
9 | Закрепление в экспрессивной речи введённых в неё ранее притяжательных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных. |
10 | Совершенствование умения оперировать понятием слово. |
III период (Март, Апрель, Май, Июнь) | |
1 | Расширение понимания значения слова, его смысла применительно к определённой ситуации и формирование на этой основе более прочных связей между образами. |
2 | Расширение объёма правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений (весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталина, ручей, лужа, ледоход, льдина, почка, мать-и-мачеха, подснежник, верба, гнездо, пахота, сев, трактор, плуг, сеялка, лопата, грабли, семена, почта, почтальон, телеграмма, бандероль, марка, конверт, квитанция, космонавт, механизатор, хлебороб, тракторист, комбайнёр, регулировщик, лето, отдых, жара, солнцепёк, пляж, загар). |
3 | Совершенствование понимания обобщающего значения слов, продолжение работы по формированию родовых и видовых обобщающих понятий (птицы, рыбы, насекомые, цветы, профессии, перелётные птицы, аквариумные, речные и озёрные рыбы, полевые и луговые цветы) |
4 | Закрепление навыка употребления обиходных глаголов в рамках изучаемых лексических тем (таять, капать, течь, грохотать, вить, летать, плавать, поохать, сеять, белить, сажать, растить, регулировать, охранять), приставочных глаголов (прилетать, выводить, поливать, перекапывать, убирать, разносить). |
5 | Закрепление навыка употребления относительных прилагательных (ржаной, пшеничный), притяжательных прилагательных (грачиный), и прилагательных с ласкательными суффиксами (новенький, сухонький). |
6 | Обогащение экспрессивного словаря наиболее употребляемыми словами-антонимами (старый-новый, узкий-широкий) и словами-синонимами (бежит-мчится, красный-алый, весёлый-озорной). |
7 | Формирование представления о многозначности слов на основное усвоение устойчивых словосочетаний и речевых конструкций (гаечный ключ, скрипичный ключ, ключ от замка, ключ-родник). |
8 | Продолжение работы по уточнению понимания и расширению знания значений простых предлогов. |
9 | Активизация освоенных ранее других частей речи. |
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
I период, (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) | |
1 | Развитие навыков образования и практического применения в активной речи форм единственного и множественного числа имен существительных (куртка-куртки, дерево-деревья, пень-пни, ведро-вёдра), глаголов настоящего времени (убирает-убирают), глаголов прошедшего времени (собирал-собирала-собирали). |
2 | Совершенствование навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами (куклы, кукле, куклой, на кукле, мяч, по мячу, мячом, на мяче) |
3 | Совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кофточка, носочек, деревце, свитерок). |
4 | Совершенствование навыков образования и использования в экспрессивной речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (машинка, кармашек, куколка, яблочко), глаголов с различными приставками (насыпать, высыпать, посыпать) . |
5 | Формирование навыка образования и использования в речи относительных прилагательных (дубовый, грушевый, клюквенный, шерстяной, кожаный). |
6 | Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными (пальто, кофе, какао). |
7 | Совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже (красная груша, красный лист , красное яблоко, красные сливы, два мяча, пять мячей). |
8 | Обучение составлению простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении. Совершенствование навыка распространения простого нераспространённого предложения однородными подлежащими, сказуемыми, дополнениями (Девочка рисует цветы. Мальчик и девочка рисуют цветы. Девочка рисует и раскрашивает цветы. Девочка рисует цветы и фрукты.). |
II период (Декабрь, Январь, Февраль) | |
1 | Дальнейшее обучение образованию и практическому использованию в активной речи форм единственного и множественного числа имён существительных (стол-столы, белка – белки), глаголов настоящего времени (строит- строят, учит- учат, управляет – управляют), глаголов прошедшего времени (красил, красила, красили). |
2 | Совершенствование умения образовывать и употреблять существительных в косвенных падежах без предлогов и с некоторыми простыми предлогами (вороны, вороне, ворону, с вороной, о вороне) |
3 | Дальнейшее совершенствование умения образовывать и использовать в экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (диванчик, кроватка), суффиксами –онок-, -енок-, -ат-, -ят-(котёнок –котята, медвежонок-медвежата), прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (новенький, лёгонький), глаголов с различными приставками (пришивать, вышивать, зашивать, нашивать). |
4 | Совершенствование навыка образования и использования в речи относительных (деревянный, кожаный) и притяжательных (кошачий, медвежий) прилагательных. |
5 | Совершенствование умения пользоваться несклоняемыми существительными (метро, пианино, какао). |
6 | Совершенствование навыка использования и согласования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде , числе, падеже (белая снежинка, белый снег, белое окно, белые снежинки, два кота, пять котов). |
7 | Совершенствование навыка составления и распространения простых предложений однородными членами ( У Кати резиновый мяч. У Кати круглый красный резиновый мяч.). |
III период ( Март, Апрель, Май, Июнь) | |
1 | Совершенствование умения образовывать и употреблять предложно-падежные формы существительных единственного и множественного числа (пруд- пруда- по пруду- за прудом , в пруду; река –реки -на реке –над рекой –в реке; гнездо –гнезда –по гнезду –над гнездом –в гнезде; лужи –луж –по лужам –над лужами –в лужах). |
2 | Совершенствование умения изменять по падежам, числам и родам имена прилагательные (звонкий –звонкая –звонкое –звонкие; хрупкий –хрупкого –хрупкому –хрупким –о хрупком; зелёные –зелёных –по зелёным –над зелёными –на зелёных). |
3 | Закрепление навыков образования и употребления глагольных форм (копать –перекопать, вскопать, закопать, летает –летают, плавал –плавала –плавали). |
4 | Закрепление навыков образования и употребления относительных прилагательных с продуктивными суффиксами –ов-, -ев-, -ан-, -ян- (луговой, полевой, серебряный, ржаной), притяжательных прилагательных (пчелиный), прилагательных с ласкательными суффиксами (голубенький, сухонький). |
5 | Совершенствование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (жаркий день, жаркого дня, жаркому дню, жарким днём, о жарком дне, розовый клевер, розового клевера, розовому клеверу, розовым клевером, о розовом клевере, голубые незабудки, голубых незабудок, по голубым незабудкам, голубыми незабудками, о голубых незабудках) и числительных с существительными в роде и числе в именительном падеже (жук, два жука, пять жуков, одна муха, две мухи, пять мух). |
6 | Совершенствование навыка употребления простых предлогов и отработка словосочетаний с ними ( к реке, к озеру, от реки, от озера, с дома, со шкафа). |
7 | Совершенствование навыка составления простых распространённых предложений из 6-7 слов (Весной на деревьях и кустах распускаются первые листочки.). |
8 | Формирование навыка анализа простых предложений без предлога со зрительной опорой . |
9 | Обучение составлению предложений с противительным союзом -а- (Сначала надо вспахать землю, а потом взрыхлить её бороной.). |
10 | Обучение составлению сложноподчинённых предложений (Мы не пошли гулять, потому что шёл сильный дождь. Я увидел, что на яблоне распустились цветы.). |
Развитие фонетико - фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза
I период (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) Развитие просодической стороны речи | |
1 | Дальнейшее развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха. |
2 | Закрепление навыка мягкого голосоведения. |
3 | Воспитание умения пользоваться умеренным темпом речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением. |
4 | Развитие ритмичности речи, её интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях. |
Коррекция произносительной стороны речи | |
1 | Постановка и закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности. |
2 | Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию всех остальных групп. |
3 | Формирование правильных укладов йотированных звуков и аффрикат, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности. |
Работа над слоговой структурой слова | |
1 | Совершенствование умения различать длинные и короткие слова, запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных. |
2 | Обеспечение усвоения звукослоговой структуры двусложных слов с одним закрытым слогом (шишка, бидон), двумя закрытыми слогами (кафтан, кувшин), трёхсложных слов из открытых слогов (рябина, жёлуди) и использования их в речи. |
3 | Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ двухсложных и трёхсложных слов. |
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза | |
1 | Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук. |
2 | Совершенствование умения различать на слух гласные звуки –а-, -у-, -о-, -и-, выделять из ряда звуков, из слова ( начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук, различать гласные и согласные звуки. |
3 | Формировать умение определять на слух количество произнесённых звуков (-а-, -ау-, -ауи-, -ауио-, -ам-). |
4 | Закрепление навыка выделения согласных звуков из конца слова. Формирование умения определять место звука в слове. |
5 | Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых слогов (-ам-, -ин-, -уп-). |
Обучение элементам грамоты | |
1 | Закрепление представления о том, чем звук отличается от буквы. |
2 | Ознакомление с буквами А, О, У, И, П, М,Н. |
3 | Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина. |
4 | Обучение узнаванию «зашумлённых» изображений букв, букв, изображённых с недостающими элементами. Учить различать на слух гласные и согласные звуки, выделять первый гласный и согласный звук в слове, анализировать звуковые сочетания (ау, уа). |
Развитие связной речи и речевого общения | |
1 | Воспитание активного произвольного внимания к речи, совершенствование умения вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. |
2 | Совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать дуг друга до конца. |
3 | Обучение составлению рассказов-описаний о предметах и объектах по образцу и предложенному плану, связному рассказыванию по серии сюжетных картинок. |
4 | Совершенствование навыка пересказа коротких текстов со зрительной опорой и помощью педагога. |
5 | Совершенствование умения «оречевлять» игровую ситуацию. |
II период (Декабрь, Январь, Февраль) Развитие просодической стороны речи | |
1 | Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и развитие длительного речевого выдоха . |
2 | Закрепление навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятельности. |
3 | Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной речевой деятельности. |
4 | Развитие эмоциональной отзывчивости детей на увиденное и услышанное, совершенствование интонационной выразительности речи, тембровой окраски голоса в инсценировках, играх- драматизациях. |
5 | Совершенствование четкости дикции. |
6 | Совершенствование качества голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению). |
Коррекция произносительной стороны речи | |
1 | Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих, шипящих, йотированных звуков и аффрикат в игровой и свободной речевой деятельности. |
2 | Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию правильной артикуляции сонорных звуков. |
3 | Формирование правильных укладов звуков Р и Р`, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, игровой и свободной речевой деятельности. |
Работа над слоговой структурой слова | |
1 | Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трёхсложных слов с одним закрытым слогом (котёнок, снегопад). |
2 | Закрепление понятия слог, умения оперировать им, и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трёх слогов. |
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза | |
1 | Дальнейшее закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук. Написание звуковых диктантов. |
2 | Дальнейшее совершенствование умения различать гласные и согласные звуки. Ознакомление с гласными звуками Э, Ы и формирование умения выделять их в ряду звуков, слогов, слов. |
3 | Формирование представления о слогообразующей роли гласных звуков. |
4 | Формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам твёрдость-мягкость: в ряду звуков, слогов, слов. |
5 | Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов (-ан-, -ам-, -ма-, -на- и т.д.). |
Обучение элементам грамоты | |
1 | Закрепление представления о том, чем звук отличается от буквы. |
2 | Ознакомление с буквами Т, К, Б, Э, Г, Л, Ы. |
3 | Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, рисования в воздухе. |
4 | Обучение узнаванию зашумлённых изображений букв, изображённых с недостающими элементами. Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов. Определять наличие звука в слове, ударного гласного в начале и конце слова. Выделять гласный и согласный звук в прямом и обратном слогах и односложных словах. |
Развитие связной речи и речевого общения | |
1 | Совершенствование умения слышать ошибки в чужой и своей речи. |
2 | Дальнейшее совершенствование умения отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, занимать активную позицию в диалоге. |
3 | Совершенствование умения составлять рассказы- описания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине. |
4 | Совершенствование навыка пересказа коротких текстов со зрительной опорой и с небольшой помощью педагога. |
III период (Март, Апрель, Май) Развитие просодической стороны речи | |
1 | Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и развитие длительного речевого выдоха на материале стихотворных текстов с отработанными звуками. |
2 | Развитие навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятельности. |
3 | Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной игровой деятельности. |
4 | Совершенствование интонационной выразительности речи, тембровой окраски голоса в инсценировках, играх- драматизациях, театрализованных играх, в другой игровой и свободной речевой деятельности. |
5 | Совершенствование чёткости дикции на материале небольших стихотворных текстов с отработанными звуками. |
6 | Совершенствование качеств голоса (силы, тембра, способности к усилению и ослаблению) в играх- драматизациях, театрализованной и другой игровой деятельности. |
Коррекция произносительной стороны речи | |
1 | Дальнейшее закрепление правильного произношения свистящих и шипящих, йотированных звуков, аффрикат, звуков Р и Р` в игровой и свободной речевой деятельности. |
2 | Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к правильной артикуляции звуков Л и Л`. |
3 | Формирование правильных укладов звуков Л и Л`, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, игровой и свободной речевой деятельности. |
Работа над слоговой структурой слова | |
1 | Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трёхсложных слов со стечением согласных (сосулька, кактусы, трактора) и формирование навыка практического использования их в предложениях и текстах. |
2 | Закрепление понятия слог, умения оперировать им, и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трёх слогов. |
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза | |
1 | Дальнейшее закрепление понятия звук, гласный звук, согласный звук, мягкий согласный звук, твёрдый согласный звук. |
2 | Закрепление представления о слогообразующей роли гласных звуков. |
3 | Совершенствование умения различать на слух согласные звуки по месту образования, по твёрдости- мягкости в ряду звуков, слогов, слов. |
4 | Совершенствование умения определять место звука в слове (начало, середина, конец слова). |
5 | Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук, Слова со звуком в определённой позиции (начало, середина, конец слова). |
6 | Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов. Продолжение написания звуковых диктантов. |
Обучение элементам грамоты | |
1 | Ознакомление с буквами С, Ш, Х, В, З, Ж, Д,Ф. |
2 | Совершенствование навыка составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка, лепки из пластилина, рисования по тонкому слою манки и в воздухе. |
3 | Обучение узнаванию зашумлённых изображений букв, букв, изображённых с недостающими элементами. |
4 | Совершенствование навыка осознанного произнесения слов, предложений, небольших текстов с пройденными буквами. Учить навыкам звукового анализа и синтеза, преобразованию прямых и обратных слогов (ас-са), односложных слов (лак- лик). |
Развитие связной речи и речевого общения | |
1 | Дальнейшее развитие диалогической и монологической форм речи. Стимуляция собственных высказываний детей – вопросов, ответов, реплик, являющихся основой познавательного общения. |
2 | Дальнейшее совершенствование умения составлять рассказы- описания о предметах и объектах по предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине. Формирование умения отражать логическую и эмоциональную последовательность событий в рассказе, взаимосвязь его отдельных частей. |
3 | Совершенствование навыка пересказа коротких рассказов. |
4 | Формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом. |
МБДОУ детский сад № 498
Перспективно - календарный план фронтальных занятий в старшей логопедической группе.
Учитель-логопед Наумкина Екатерина Сергеевна.
СЕНТЯБРЬ
Обучение грамоте | Лексика, грамматика, связная речь | |
4 | «Развитие слухового внимания на неречевых звуках» Формирование слухового внимания и восприятия детей, развитие фонематических процессов, развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, развитие дыхания, голоса. | «Лес» Актуализация словаря по теме, преобразование им. сущ. ед. числа в им. сущ. множ. числа, развитие умения строить небольшие предложения, развитие наблюдательности, инициативной речи. |
ОКТЯБРЬ
Обучение грамоте | Лексика, грамматика, связная речь | |
1 | «Развитие слухового внимания на речевых звуках» Формировать у детей восприятие речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений, познакомить с понятием «слово», развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание. | «Осень» Закрепление представлений об осени и её приметах, расширение и активизация словаря по теме, совершенствование грамматического строя речи, развитие длинного плавного выдоха, связной речи. |
2 | «Звук и буква У» Познакомить детей со звуком У, способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «гласный звук».Учить выделять начальный ударный гласный звук в слогах и словах. | «Овощи, огород» Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия. |
3 | «Звук и буква А» Познакомить детей со звуком А, его характеристикой, дать понятие о месте нахождения звука в слове (начало слова), развивать фонематические процессы, закреплять понятие «слово», «гласный звук».Развивать умение выделять ударный гласный в начале слова, составление простых предложений. | «Сад, фрукты» Закрепление представлений о фруктах, уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха. Учить согласовывать имена существительные с глаголами. |
4 | «Звук и буква П» Познакомить детей со звуком П и способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки. Познакомить с понятием «согласный звук» и местонахождением звука в конце слов, учить выделять звук в слогах и словах (конец слова) | «Грибы, ягоды» Работа над словарём по данной лексической теме, учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа, закреплять употребление предлога в, упражнять детей в подборе обобщающих слов. |
НОЯБРЬ
Обучение грамоте | Лексика, грамматика, связная речь | |
1 | «Звук и буква О» Познакомить детей со звуком О, способом его характеристики с опорой на артикуляционные признаки. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей, развивать голос и дыхание, развивать фонематические процессы, закреплять понятие звук, слово, закреплять умение выделять гласный звук в начале слова. | «Одежда» Уточнение, расширение и активизация словаря по данной теме, формирование умения подбирать и согласовывать глаголы с именами существительными в форме единственного и множественного числа, развивать связную речь, упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению. |
2 | «Звук и буква И» Познакомить детей со звуком И и его акустико-артикуляционной характеристикой, развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей, закреплять понятия гласный звук, слово, слог, автоматизировать звук И в слогах, словах, предложениях. | «Обувь» Расширение и активизация словаря по данной теме, развитие связной речи, словообразования, развитие умения составлять рассказы-описания. |
3 | «Звук и буква М» Познакомить детей со звуком М, научить характеризовать данный звук, закреплять понятие о месте звука в слове, упражнять детей в делении слов на слоги, развивать фонематические процессы. | «Игрушки» Расширение, активизация словаря по теме, учить детей преобразовывать имена существительные единственного числа в имена существительные множественного числа, отрабатывать навык правильного использования падежных окончаний имён существительных в форме единственного числа. Закреплять умение строить небольшие предложения. |
4 | «Звук и буква Н» Познакомить детей со звуком Н, научить характеризовать данный звук, деление слов на слоги, определение места звука в слове, развитие фонематических процессов, составление звуковых схем и их анализ. | «Посуда» Учить подбирать антонимы к прилагательным и глаголам, упражнять в образовании прилагательных от существительных и давать понятие о материалах, из которых делают предметы посуды. |
ДЕКАБРЬ
Обучение грамоте | Лексика, грамматика, связная речь | |
1 | «Звук и буква Т» Познакомить детей со звуком Т, закреплять умение давать характеристику звуку, развивать фонематические процессы, закрепление понятий слог, слово, предложение, упражнять в выделении звука Т в конце и начале слова. | «Зима, зимующие птицы» Учить образовывать глаголы и закреплять знания детей о голосах птиц, учить образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, закреплять употребление существительных в именительном и родительном падежах множественного числа. |
2 | «Звук Ть, буква Т» Познакомить со звуком Ть, его характеристикой, познакомить с понятием согласный мягкий звук, развивать фонематические процессы, упражнять в звуковом анализе слогов. | «Домашние животные» Учить образовывать сложные слова, учить образовывать притяжательные прилагательные, расширять словарь антонимов, развивать навыки словообразования и словоизменения. |
3 | «Звук и буква К» Познакомить детей со звуком К, его характеристикой, закреплять понятия гласный, согласный твёрдый звуки, упражнять в определении места звука в словах, упражнять в звуковом анализе слогов с выкладыванием схемы. | «Дикие животные» Обучать образованию притяжательных прилагательных, закреплять практическое употребление в речи простых предлогов на, с, под, над, за. |
4 | «Звук Кь, буква К» Познакомить детей со звуком Кь и способом его характеристики, упражнять в делении слов на слоги, учить определять место звука в словах, упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов. | «Новый год» Закреплять умение подбирать прилагательные к существительным, упражнять в употреблении предлога без и имён существительных в различных падежах. |
ЯНВАРЬ
Обучение грамоте | Лексика, грамматика, связная речь | |
2 | «Звук и буква Б» Познакомить детей со звуком Б, научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля, развивать фонематические процессы, упражнять в делении слов на слоги. | «Мебель» Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, учить подбирать глаголы к существительным по теме, закреплять навык употребления существительных в родительном падеже. |
3 | «Звук Бь, буква Б» Познакомить детей со звуком Бь, буквой Б, научить характеризовать звук Бь, упражнять в выделении звука Бь в конце и середине слова, закреплять понятия слог, слово, предложение, развитие фонематических процессов. | «Транспорт» Обучать образованию приставочных глаголов движения, закреплять умение употреблять имена существительные в форме косвенного падежа. |
4 | «Звук и буква Э» Познакомить детей со звуком и буквой Э, научить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам, развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику, упражнять в делении слов на слоги, упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов. | «Профессии» Учить называть профессии по месту работы и роду занятия, закреплять употребление существительных в творительном падеже, упражнять в образовании существительных множественного числа родительного падежа. |
ФЕВРАЛЬ
Обучение грамоте | Лексика, грамматика, связная речь | |
1 | «Звук и буква Г» Познакомить детей со звуком Г, его характеристикой, развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики, фонематического слуха, деление слов на слоги, упражнять в звуковом анализе слогов и слов. | «Электроприборы» Уточнение, пополнение и расширение словаря по теме, развитие умения составлять описательные рассказы, подбирать слова- признаки, слова- действия. |
2 | «Звук Гь, буква Г» Познакомить детей со звуком Гь, его характеристикой, научить давать сравнительную характеристику двух звуков. | «Продукты питания» Упражнять в употреблении различных форм имени существительного, закреплять навык правильного использования в речи простых и сложных предлогов. |
3 | «Звук Ль, звук Л» Познакомить детей со звуками Л и Ль, научить характеризовать эти звуки, развивать фонематические процессы, упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов, делении слов на слоги, упражнять в выделении звуков в начале, середине, конце слов. | «Я и моё тело» Учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы, закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов, развивать словарь антонимов. |
4 | «Звук и буква Ы» Познакомить детей со звуком Ы, буквой Ы, научить характеризовать данный звук, упражнять в делении слов на слоги, развивать фонематические процессы, развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику. | «День защитников отечества» Обучать образованию прилагательных от существительных, закреплять умение согласовывать числительные два и пять с существительными. |
МАРТ
Обучение грамоте | Лексика, грамматика, связная речь | |
1 | «Звук С» Познакомить детей со звуком и буквой С, способом его характеристики, закреплять понятие предложение, упражнять в делении слов на слоги, звуковом анализе слов из трёх звуков, развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики. | «Домашние птицы» Активизация словаря по данной теме, развитие связной речи –составление предложений, описательных рассказов, упражнять детей в словообразовании. |
2 | «Звук Сь, буква С» Научить детей характеризовать звук Сь, развивать умение анализировать слоги, слова, развивать фонематические процессы. | «Весна, 8-е марта» Упражнять в образовании и практическом использовании в речи притяжательных и относительных прилагательных, учить классифицировать времена года, отрабатывать падежные окончания, имён существительных единственного и множественного числа. |
3 | «Звук и буква Ш» Познакомить детей со звуком Ш, научить характеризовать его, упражнять в анализе слогов и предложений, развивать фонематические процессы, мелкую, общую и артикуляционную моторику. | «Дикие птицы» учить образовывать глаголы и закреплять знания детей по данной теме, учить образовывать прилагательные и существительные с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов, закреплять употребление существительных в именительном и родительном падежах множественного числа. |
4 | «Звук Х, звук Хь» Научить детей характеризовать данные звуки, упражнять детей в определении места звуков в словах, упражнять в анализе слогов и слов, развивать фонематические процессы. | «Город» Учить образовывать сложные слова, закреплять умение составлять предложения с предлогами. |
АПРЕЛЬ
Обучение грамоте | Лексика, грамматика, связная речь | |
1 | «Звук В, буква В» Учить характеризовать звук В, развивать умение анализировать слоги, слова, развивать фонематические процессы. | «Инструменты» Познакомить детей видами инструментов, учить образовывать прилагательные от существительных, развивать умение согласовывать слова в предложениях. |
2 | «Звук Вь, буква В» Учить характеризовать звуки В, Вь, сравнивать их, развивать умение анализировать слова и слоги, развивать фонематические процессы. | «Космос» Формировать представления о космосе, уточнение , пополнение и активизация словаря по теме, составление простых предложений, описательных рассказов. |
3 | «Звук З, звук Зь» Учить детей характеризовать звуки З и Зь, сравнивать их, упражнять в звуковом анализе слов из трёх звуков, развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику. | «Хлеб» Учить подбирать синонимы и однокоренные слова, закреплять знания о профессиях людей, занятых в сельском хозяйстве. |
4 | «Звук и буква Ж» Научить детей характеризовать звук Ж, развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей, упражнять в анализе слогов и слов, развивать фонематические процессы. | «Рыбы» Уточнение ,расширение и активизация словаря по теме, упражнять в умении подбирать слова- признаки, слова- действия, составлять описательные рассказы. |
МАЙ
Обучение грамоте | Лексика, грамматика, связная речь | |
1 | «Звук и буква Д» Познакомить детей со звуком Д, способом его артикуляции, упражнять в определении места звука в слове, развивать умение анализировать слова и выкладывать их звуковую схему. | «Сад, огород, сельскохозяйственные работы» Работать над расширением и активизацией словаря по теме, учить составлять предложения, рассказы- описания. |
2 | «Звук Дь, буква Д» Познакомить детей со звуком Дь, его характеристикой, учить сравнивать со звуком Д, развивать фонематические процессы, упражнять в делении слов на слоги. | «Насекомые» Учить преобразовывать глаголы единственного числа во множественное число, развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа. |
3 | «Звук и буква Ф» Познакомить детей со звуком Ф, его характеристикой, закреплять умение определять место звука в слове, делать звуковой анализ слогов и слов. | «Времена года, лето» Учить образовывать и употреблять прилагательные в сравнительной степени, закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем времени, развивать словарь синонимов. |
4 | «Звук Фь, буква Ф» Познакомить детей со звуком Фь, научить характеризовать его, делать сравнительную характеристику, развивать фонематический слух, упражнять в составлении предложений. | «Полевые цветы» Уточнение, расширение и активизация словаря по теме, составление рассказов- описаний, слов- признаков, слов- действий. |
МБДОУ детский сад № 498
Перспективный и календарный план подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.
Учитель-логопед Наумкина Екатерина Сергеевна.
Сентябрь, 4-я неделя, «Лес»
Общие речевые навыки | Формирование навыка плавного, длительного речевого выдоха. Упражнение «Подуем на листики». |
Общая моторика, речь с движением | Упражнение «Ветер дует нам в лицо», «Клён» (А.В. Никитина стр. 10). |
Мелкая моторика | Упражнение «Осинка», «Подарки осени» (А.В Никитина стр. 9, 10) |
Зрительное и слуховое внимание | Игра «Четвёртый- лишний», «Чего не стало». Игра «Чего не бывает в лесу». |
Лексика, связная речь, грамматика | Актуализация словаря по теме. Составление предложений о лесе по наводящим вопросам. |
Грамота, развитие навыков языкового анализа | Развитие навыков слухового внимания и восприятия на неречевых звуках. |
Звукопроизношение | Общая артикуляционная гимнастика. |
Работа над слоговой структурой слов | Упражнение в передаче ритмического рисунка слов: лес, чаща, поляна. |
Октябрь, 1-я неделя, «Осень»
Общие речевые навыки | Тренировка плавного выдоха «Осенние листочки». Развитие силы и длительности выдоха, упражнение с тренажером. |
Общая моторика, речь с движением | «Ветер дует нам в лицо», «Дождик». |
Мелкая моторика | «Вышел дождик погулять», работа в тетради №1, «Осенние листья» |
Зрительное и слуховое внимание | «Четвёртый- лишний», «Чего не стало», «Что перепутал художник» (времена года). |
Лексика, связная речь. Грамматика. | Актуализация словаря по теме, составление предложений об осени по картине, распространение предложений прилагательными, полные ответы на вопросы об осени. |
Грамота, развитие навыков языкового анализа. | Развитие навыков звукового анализа и синтеза (выделение начальных гласных звуков) |
Звукопроизношение | Общая артикуляционная гимнастика |
Работа над слоговой структурой | Упражнение в передаче ритмического рисунка слов: дуб, кусты, рябина. |
Октябрь, 2-я неделя, «Овощи»
Общие речевые навыки | Дыхательное упражнение( на выдохе произнесение звука а), воспитание длительного плавного выдоха «Чей листочек дальше улетел». |
Общая моторика, речь с движением | Упр. «Присядь, когда услышишь звук у», упр. «Овощи», «Урожай» (А.В. Нищева). |
Мелкая моторика | Работа в тетради №1,пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла». |
Зрительное и слуховое внимание | Игра «Что прибавилось», «Чего не стало», упр. «Наша грядка» (А.В. Нищева). |
Лексика. Связная речь. Грамматика | Актуализация словаря по теме, отгадывание и толкование загадок, образование множественного числа существительных («Один- много»), составление рассказов об овощах. |
Грамота, развитие навыков языкового анализа | Звук У, выделение начального ударного звука в слогах, словах. |
Звукопроизношение | Общая артикуляционная гимнастика. |
Работа над слоговой структурой слов | Упражнение в передаче ритмического рисунка слов : лук, репа, морковь, овощи. |
Октябрь, 3-я неделя, «Сад, фрукты»
Общие речевые навыки | Развитие длительного плавного выдоха «Чей пароход дольше гудит», работа над чёткостью дикции и выразительностью речи упр. «Яблоко» (Н.В. Нищева). |
Общая моторика, речь с движением | Упр. «Ёжик и барабан», «Яблоня» (Н.В. Нищева). |
Мелкая моторика | Работа в тетради №1, пальчиковая гимнастика «Компот» (Н.В. Нищева). |
Зрительное и слуховое внимание | Игра «Что прибавилось», «Что изменилось», упр. «Яблоко», «Ёжик и яблоки» (Н.В. Нищева). |
Лексика. Связная речь. Грамматика | Актуализация словаря по теме, дифференциация овощей и фруктов, составление загадок- описаний, образование относительных прилагательных по теме, рассказ по картинке «Сбор урожая». |
Грамота, развитие навыков языкового анализа | Звук А, определение места звука в слове (начало слова), выделение начального ударного гласного в слове. |
Звукопроизношение | Специальные артикуляционные упражнения для шипящих звуков и звука Р. |
Работа над слоговой структурой | Упражнение в передаче ритмического рисунка слов: лимон, груша, мандарин. |
Октябрь, 4-я неделя, «Грибы, ягоды»
Общие речевые навыки | Развитие силы голоса, упр. «Эхо» (Н.В. Нищева), |
Общая моторика, речь с движением | «Топни, если услышишь звук П», упр. «За малиной». |
Мелкая моторика | Работа в тетради №1, пальчиковая гимнастика «В лес идём мы погулять» (Н.В. Нищева). |
Зрительное и слуховое внимание | Разрезные картинки по теме, упр. «Какой гриб лишний», «Подскажи словечко». |
Лексика. Связная речь. Грамматика | Актуализация и расширение словаря по теме, образование существительных с уменьш.-ласкат. суффиксами («Назови ласково»), образование относительных прилагательных, составление рассказов по опорным картинкам. |
Грамота, развитие навыков языкового анализа | Звук П, определение места звука в слове (конец слова), звуковой диктант. |
Звукопроизношение | Специальные артикуляционные упражнения для шипящих звуков и звука Р. |
Работа над слоговой структурой | Упражнения в передаче ритмического рисунка слов: клюква, малина, земляника. |
Ноябрь, 1-я неделя, «Одежда»
Общие речевые навыки | Развитие ритмичной и выразительной речи «Дождик, дождик», дыхательные упражнения (тренажеры). |
Общая моторика, речь с движением | Упр. «Помощники» (Н.В. Нищева). |
Мелкая моторика | Работа в тетради №1, пальчиковая гимнастика «Алёнка маленка», игры с пуговицами, кнопками. |
Зрительное и слуховое внимание | «Что изменилось» по теме, «подбери слово на звук О», «Четвёртый- лишний». |
Лексика. Связная речь. Грамматика. | Расширение словаря по теме, отгадывание и толкование загадок, образование относительных прилагательных, составление рассказов- описаний. |
Грамота, развитие навыков языкового анализа | Звук О, определение места звука в слове (начало, конец). Звуковой диктант. |
Звукопроизношение | Постановка шипящих звуков. |
Работа над слоговой структурой слова | Работа над двухсложными словами с закрытым слогом и стечением согласных: кафтан. Проговаривание предложений с отработанными словами. |
Ноябрь, 2-я неделя, «Обувь»
Общие речевые навыки | Коррекция речевого дыхания (тренажёры), работа над чёткостью дикции (стихотворение «Таня неумелочка» М Смирновой. |
Общая моторика, речь с движением | Наклонись, когда услышишь звук И, упр. «Две туфельки тип- топ» (Н.В. Нищева) |
Мелкая моторика | Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки» (Н.В. Нищева), работа в тетради №1, игры- шнуровки. |
Зрительное и слуховое внимание | Игра «Подбери пары туфель», «Что изменилось». |
Лексика. Связная речь, грамматика | Расширение словаря по теме, отгадывание и толкование загадок, образование множественного числа существительных, согласование прилагат. с сущ.,образование род. п. сущ.. |
Грамота, развитие навыков языкового анализа | Звук И. Слоговой анализ слов –названий обуви, выделение гласных, согласных звуков из ряда звуков, слогов. |
Звукопроизношение | Постановка шипящих звуков. |
Работа над слоговой структурой слова | Работа над двухсложными словами с закрытым слогом и стечением согласных, проговаривание предложений с отработанными словами. |
Ноябрь, 3-я неделя, «Игрушки»
Общие речевые навыки | Постановка дыхания, упр «Срываем яблоки», пропевание гласных звуков поворотом головы вправо, влево. |
Общая моторика, речь с движением, мелкая моторика | Тетрадь № 1, «Мячик мой» (Нищева Н.В.), координация речи с движением «Лошадка». |
Зрительное и слуховое внимание | «Что прибавилось», по теме игрушки, «Подскажи словечко». |
Лексика. Связная речь. Грамматика | Актуализация словаря по теме, отгадывание и толкование загадок, рассказы-описания о любимых игрушках. |
Грамота, развитие навыков языкового анализа | Звук М. определение места звука в слове (конец), определение количества услышанных звуков. |
звукопроизношение | Игры : «Насос», «Комар», «Змейка». |
Работа над слоговой структурой слова | Проговаривание двухсложных слов с закрытым слогом и стечением согласных (бантик, фантик, винтик), проговаривание предложений с отработанными словами. |
Ноябрь, 4-я неделя, «Посуда»
Общие речевые навыки | Пропевание гласного звука (начинается низким голосом, заканчивается высоким. Звуки: а, о, у, и. Работа над чёткостью дикции. |
Общая моторика, речь с движением, мелкая моторика | Тетрадь №1,»Чайник», «Помощники» (Нищева Н. В.) |
Зрительное и слуховое внимание | «Какие предметы спрятаны на картинке» (О.И. Крупенчук стр185); «Подскажи словечко» (Крупенчук стр187) |
Лексика. Связная речь. Грамматика. | Работа над словарём, формирование понятий: чайная, столовая, кухонная, «Что где лежит», «Сосчитай до пяти», «Из чего какая посуда», «Придумай загадку», «Один-много». |
Грамота, развитие навыков языкового анализа | Звук Н, место звука в слове, звуковой анализ слогов, звуковой диктант. |
Звукопроизношение | Игры : «Мухи в паутине», «Пчёлы и медвежата», «Пчёлки собирают мёд», «Балалайка». |
Декабрь, 1-я неделя, «Зима, зимующие птицы»
Общие речевые навыки, общая и мелкая моторика | Развитие силы голоса: пропевание гласного звука начиная низким голосом, заканчивая высоким. Работа над чёткостью дикции. Упр «Снегирь и сорока» (Крупенчук стр58), «Присядь, если услышишь звук…..», тетрадь №1. |
Зрительное и слуховое внимание | «Найди отличия» (Крупенчук стр59), «Послушай и сделай», «Какие птицы спрятались на картинке?» (Крупенчук стр62)»Дятел» (повторение ритмического рисунка) |
Грамота, Развитие навыков языкового анализа | Звук и буква Т. «Хлопни на заданный звук», «Покажи картинку с определённым звуком», место звука в слове, «Назови звуки в слогах». |
Лексика, связная речь грамматика | Расширение словаря по теме, «Назови ласково», «Сравни птиц с людьми и животными» (Крупенчук стр59), чтение, ответы на вопросы, пересказ рассказа «Снегирь» (стр. 59),»Четвёртый-лишний», «Продолжи предложение», загадки по теме, |
Работа над слоговой структурой слова | Работа над трёхсложными словами с закрытым слогом (снеговик, снегокат), проговаривание предложений с отработанными словами. |
Звукопроизношение | «Поезд», «Пчёлы», «Моторчик». |
Декабрь, 2-я неделя, «Домашние животные»
Общие речевые навыки, общая и мелкая моторика | Тренировка длительного речевого выдоха (тренажёры), массаж ладоней щёткой для волос» тетрадь №1, работа над чёткостью дикции. |
Зрительное и слуховое внимание | «Найди отличия» (Крупенчук стр. 158), «Какое слово отличается от других?, «Какое слово лишнее?», «Помоги зайчихе добраться до зайчат» (лабиринт). |
Грамота. Развитие навыков языкового анализа | Звук Ть, буква Т. «Чем различаются слоги, слова» (отличие в одном звуке). Место звука в слове. Звуковой анализ слогов. Придумай слово с заданным звуком. |
Лексика, связная речь, грамматика | Загадки по теме, беседа о дом. животных, рассматривание картинок. «Чей детёныш?», рассказы-описания, «Один, два, пять», «Что общего и чем отличаются», «Исправь предложение». Объясни пословицы (Крупенчук стр.162). «Назови ласково». |
Звукопроизношение | Автоматизация произношения шипящих звуков в открытых слогах, «Моторчик». |
Работа над слоговой структурой слова | Работа над трёхсложными словами с закрытым слогом (котёнок, ягнёнок). Проговаривание предложений с отработанными словами. |
Декабрь, 3-я неделя, «Дикие животные»
Общие речевые навыки, общая и мелкая моторика | Работа над чёткостью дикции, пропевание гласных звуков с постепенным нарастанием высоты голоса, пальчиковая гимнастика «в зоопарке мы бродили», общая моторика: «раз-подняться, потянуться…», тетрадь №1. |
Зрительное и слуховое внимание | «Обезьянка» (повторение движения за взрослым по показу), «Хлопни как я» (повторение ритмического рисунка), какие животные спрятались на картинке (стр 42, Крупенчук), «Глухой телефон». |
Грамота, Развитие навыков языкового анализа | Звук и буква К. Звуковой диктант, место звука в слове, подбор слов на заданный звук, звуковой анализ слогов и слов из трёх звуков, «подними руку, когда услышишь звук…», «выбери картинки с определённым звуком». |
Лексика, связная речь, грамматика | «Продолжи предложение», загадки по теме, «Кто как голос подаёт», «Какое слово не подходит», беседа, придумывание загадок-описаний, «Кто чем питается», «1, 2, 5». |
Звукопроизношение | Автоматизация произношения шипящих звуков, «Моторчик». |
Работа над слоговой структурой слова | Работа над трёхсложными словами с закрытым слогом (лисёнок, бельчонок). Проговаривание предложений с отработанными словами. |
Декабрь, 4-я неделя, «Новый год»
Общие речевые навыки, общая и мелкая моторика | Развитие плавного речевого выдоха, плавности речи, работа над интонационной выразительностью речи, пальчиковая гимнастика «Мы едем на лыжах» (Крупенчук, стр. 86), «Кто дольше пропоёт». |
Зрительное и слуховое внимание | «Какое слово отличается от других», «Сложи картинки в том же порядке», |
Развитие навыков языкового анализа | |
Лексика, связная речь, грамматика | |
Грамота | |
Звукопроизношение | |
Работа над слоговой структурой слова |
Январь, 2-я неделя, «Мебель»
Общие речевые навыки, общая и мелкая моторика | |
Зрительное и слуховое внимание | |
Развитие навыков языкового анализа | |
Лексика, связная речь, грамматика | |
Грамота | |
Звукопроизношение | |
Работа над слоговой структурой слова |
Январь, 3-я неделя, «Транспорт»
Общие речевые навыки, общая и мелкая моторика | |
Зрительное и слуховое внимание | |
Развитие навыков языкового анализа | |
Лексика, связная речь, грамматика | |
Грамота | |
Звукопроизношение | |
Работа над слоговой структурой |
Январь, 4-я неделя, «Профессии»
Общие речевые навыки, общая и мелкая моторика | |
Зрительное и слуховое внимание | |
Развитие навыков языкового анализа | |
Лексика, связная речь, грамматика | |
Грамота | |
Звукопроизношение | |
Работа над слоговой структурой слова |
Февраль, 1-я неделя, «Электроприборы»
Общие речевые навыки, общая и мелкая моторика | |
Зрительное и слуховое внимание | |
Развитие навыков языкового анализа | |
Лексика, связная речь, грамматика | |
Грамота | |
Звукопроизношение | |
Работа над слоговой структурой слова |
Февраль, 2-я неделя, «Продукты питания»
Общие речевые навыки, мелкая и общая моторика | |
Зрительное и слуховое внимание | |
Развитие навыков языкового анализа | |
Лексика, связная речь, грамматика | |
Грамота | |
Звукопроизношение | |
Работа над слоговой структурой слова |
Февраль, 3-я неделя, «Я и моё тело»
Общие речевые навыки, общая и мелкая моторика | |
Зрительное и слуховое внимание | |
Развитие навыков языкового анализа | |
Лексика, связная речь, грамматика | |
Грамота | |
Звукопроизношение | |
Работа над слоговой структурой слова |
Февраль, 4-я неделя, «День защитников отечества»
Общие речевые навыки, общая и мелкая моторика | |
Зрительное и слуховое внимание | |
Развитие навыков языкового анализа | |
Лексика, связная речь, грамматика | |
Грамота | |
Звукопроизношение | |
Работа над слоговой структурой слова |
Март, 1-я неделя, «Домашние птицы»
Общие речевые навыки, общая и мелкая моторика | |
Зрительное и слуховое внимание | |
Развитие навыков языкового анализа | |
Лексика, связная речь, грамматика | |
Грамота | |
Звукопроизношение | |
Слоговая структура слов |
Март, 2-я неделя, «Весна, 8-е марта»
Общие речевые навыки, общая и мелкая моторика | |
Зрительное и слуховое внимание | |
Развитие навыков языкового анализа | |
Лексика, связная речь, грамматика | |
Грамота | |
Звукопроизношение | |
Слоговая структура слов |
Март, 3-я неделя, «Дикие птицы»
Общие речевые навыки, общая и мелкая моторика | |
Зрительное и слуховое внимание | |
Развитие навыков языкового анализа | |
Лексика, связная речь, грамматика | |
Грамота | |
Звукопроизношение | |
Слоговая структура слов |
Март, 4-я неделя, «Наш город»
Общие речевые навыки, общая и мелкая моторика | |
Зрительное и слуховое внимание | |
Развитие навыков языкового анализа | |
Лексика, связная речь, грамматика | |
Грамота | |
Звукопроизношение | |
Слоговая структура слов |
Апрель, 1-я неделя, «Инструменты»
Общие речевые навыки, общая и мелкая моторика | |
Зрительное и слуховое внимание | |
Развитие навыков языкового анализа | |
Лексика, связная речь, грамматика | |
Грамота | |
Звукопроизношение | |
Слоговая структура слов |
Апрель, 2-я неделя, «Космос»
Общие речевые навыки, общая и мелкая моторика | |
Зрительное и слуховое внимание | |
Развитие навыков языкового анализа | |
Лексика, связная речь, грамматика | |
Грамота | |
Звукопроизношение | |
Слоговая структура слов |
Апрель, 3-я неделя, «Хлеб»
Общие речевые навыки, общая и мелкая моторика | |
Зрительное и слуховое внимание | |
Развитие навыков языкового анализа | |
Лексика, связная речь, грамматика | |
Грамота | |
Звукопроизношение | |
Слоговая структура слова |
Апрель, 4-я неделя, «Рыбы»
Общие речевые навыки, общая и мелкая моторика | |
Зрительное и слуховое внимание | |
Развитие навыков языкового анализа | |
Лексика, связная речь, грамматика | |
Грамота | |
Звукопроизношение | |
Слоговая структура слов |
Май, 1-я неделя, «Сад, огород, сельскохозяйственные работы»
Общие речевые навыки, общая и мелкая моторика | |
Зрительное и слуховое внимание | |
Развитие навыков языкового анализа | |
Лексика, грамматика, связная речь | |
Грамота | |
Звукопроизношение | |
Слоговая структура слов |
Май, 2-я неделя, «Насекомые»
Общие речевые навыки, общая и мелкая моторика | |
Зрительное и слуховое внимание | |
Развитие навыков языкового анализа | |
Лексика, связная речь, грамматика | |
Грамота | |
Звукопроизношение | |
Слоговая структура слов |
Май, 3-я неделя, «Лето»
Общие речевые навыки, общая и мелкая моторика | |
Зрительное и слуховое внимание | |
Развитие навыков языкового анализа | |
Лексика, связная речь, грамматика | |
Грамота | |
Звукопроизношение | |
Слоговая структура слов |
Май, 4-я неделя, «Полевые цветы»
Общие речевые навыки, общая и мелкая моторика | |
Зрительное и слуховое внимание | |
Развитие навыков языкового анализа | |
Лексика, связная речь, грамматика | |
Грамота | |
Звукопроизношение | |
Слоговая структура слов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план коррекционно-развивающей работы в старших группах
Цель: развитие эмоциональной сферы детей.Задачи:Сформировать умение понимать свое эмоциональное состояние;Научить распознавать чувства других людей;Оптимизировать процесс общения со сверстниками.Струк...
Перспективный план коррекционно-развивающей работы в старшей группе с ЗПР
Поквартальное планирование коррекционно-развивающей работы в старшей группе с задержкой психического развития...
Перспективный план коррекционно-развивающей работы в старшей группе
Перспективный план коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие: подготовка детей к обучению грамоте». Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР №7 «Солнышко» Тема: «Остров потерянных Слов».
Цель: совершенствовать фонематический слуха и восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов....
Конспект занятия по развитию речи в группе комбинированной направленности для детей 4-5 лет с ОВЗ на тему «Осень»
Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»Задачи:Коррекционно-образовательные: обобщить знания об осенних явлениях природы; закрепить навык образования существительн...
Перспективный календарно-тематический план коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет
Перспективный календарно-тематический план коррекционно-развивающей работы в старшей логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи с 5 до 6 лет. Структурировано в таблице по месяцам...
Перспективный план коррекционно-развивающей работы по образовательной области "Речевое развитие" во второй младшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Перспективный план коррекционно-развивающей работы по образовательной области "Речевое развитие" во второй младшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи ...