" Развитие у дошкольников познавательной активности посредством формирования представлений о человеке в истории и культуре через приобщение к предметному миру".
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов по теме: " Развитие у дошкольников познавательной активности посредством формирования представлений о человеке в истории и культуре через приобщение к предметному миру".
Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.
Историзм присущ всякому познанию, независимо от его формы, поскольку не существует в мире неразвивающихся объектов. Общественно – исторический опыт человечества накапливается в форме явлений внешнего объективного мира, окружающего человека.
Необходимость исторического знания для развития перспективного взгляда на окружающие предметы отметил еще Аристотель, выдвинув идею о том, что без понимания прошлого мы не можем понять и настоящего.
Окружающий мир предметов с раннего возраста вызывает у человека любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать. Для удовлетворения данного желания ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь достаточный запас представлений об истории создания и изменении предметов человеком.
Как и любой человек, ребенок связан невидимыми нитями истории с далекими предками, с их традицией, культурой, мышлением. Окружающие ребенка предметы имеют особое значение в его развитии, что дает возможность сделать важные шаги к приобщению к миру взрослых, осознать ценность предметов, как результат труда человека. Формируя представления детей о длительном преобразовании предметов, об их назначении и важности в жизни человека, создавая необходимые условия для познавательной активности, она помогает ребятам больше узнать об истории происхождения предметов, показать удивительный, разнообразный рукотворный мир, вызвать восхищение людьми труда.
Всю совокупность исторических знаний условно можно разделить на две большие группы:
1) знания об истории возникновения и развития каких – либо объектов материальной действительности;
2) знания об истории познания человеком этих объектов.
Детям дошкольного возраста доступна для усвоения первая группа исторических знаний, так как представления о процессе преобразования человеком предметного мира с момента его создания создают перспективу его дальнейшего совершенствования. Кроме того, обращение к прошлому – одно из средств самопознания, определения своего места в мире и во времени (прошлое – настоящее – будущее), своих ценностных ориентаций.
В процессе исторического познания ребенок осваивает мир предметов, постигает диалектику его развития, наследует опыт прошлого, достраивает предметный мир, «переделывает» природу, выступает как субъект, активный носитель социальной сущности, творец, деятель.
В исследовании О.В. Дыбиной отмечается, что при изложении исторического взгляда на предметный мир нельзя:
1) ограничиваться только монологом – рассказом о прошлом предметов; необходимо включать в процесс ознакомления как можно больше действий (посидеть на бревне, осветить комнату свечой, надеть длинную одежду и походить в ней, написать несколько слов перьевой ручкой и т.д.);
2) терять из виду основное направление процесса при изложении истории создания вещи: человек создает много предметов, изменяет и совершенствует способы их использования для удовлетворения разных потребностей (естественных, духовных, интеллектуальных и т.д.) взрослых и детей;
3) перегружать детей сложной исторической информацией;
4) сводить организацию ознакомления с историей только к форме познавательных занятий.
Целью должно служить формирование у детей познавательного интереса, интеллектуально – творческое развитие ребенка, который сможет жить и творить в нашем техническом обществе. И в первую очередь надо воспитывать в ребенке гуманистическое начало, дать понятие о подлинных человеческих ценностях, чтобы сформировать у детей отношение к предметам не как к цели или смыслу существования, а как средству удовлетворения необходимых человеческих потребностей и инструменту познания окружающей действительности.
Эффективность ознакомления детей дошкольного возраста с историей предметного мира определяется рядом условий:
1) расширением и углублением представлений о прошлом предметного мира при активной позиции детей в процессе познания;
2) формированием познавательного интереса детей к истории создания и преобразования предметов человеком;
3) организацией предметно – развивающей среды.
Формируя у дошкольников интерес к истории предметного мира необходимо обеспечить овладение системой знаний о предметном мире (его прошлом и настоящем), а также овладение системой логических операций для установления причинно – следственных связей «человек – предмет», «ребенок – предмет», без чего невозможно предвидение будущего предмета.
Основой интереса дошкольника является эмоциональное отношение, выражаемое в положительном, предпочтительном отношении к объекту интереса. Яркие положительные эмоции, определяя потребности детей в познании, способствуют развитию новых мотивов деятельности. В основе любопытства, как первичной формы проявления познавательного отношения, лежит такое эмоциональное состояния как удивление. Предметы старины способны вызывать у детей интерес именно благодаря своей неопределенности. Они удивляют своей «необычностью»: восприятие ребенка вступает в конфликт с привычным опытом. Это ведет к стремлению разобраться в противоречии, следовательно, к зарождению познавательного интереса. Кроме этого эмоционально окрашенные факты о прошлом предметного мира, взволнованный рассказ взрослого вызывает у дошкольника эмоциональный подъем. В этом состоянии их восприятие обострено, и информация запоминается прочнее и на более длительный срок.
Таким образом, эмоциональное отношение к объекту – обязательный признак и основа интереса.
Через познание предметов прошлого и практические действия с ними ребенок подходит к деятельностному освоению доступного ему общественно – исторического опыта, по мере овладения которым происходит формирование устойчивого познавательного интереса к прошлому предметного мира.
Повышенная активность детей направляет их на поиск выразительных средств, обеспечивает отход от стереотипов, способствует становлению у ребенка позиции активного познания, созидания, преобразования, следовательно, направляет дошкольника на самостоятельный, творческий поиск решения проблемы.
Задача педагога - помочь раскрыть перед детьми дошкольного возраста удивительный, разнообразный рукотворный мир, мир, где преобразующая деятельность взрослых наглядно представлена в том, как изменялся один и тот же предмет в зависимости от потребностей в нем людей, где человек одну функцию предмета облекает в различные формы, т.е. одной форме человек придает разные функции, облегчая пользование предметом. Важное звено ее деятельности - показать воспитанникам историческую связь человека и предметов, как он изменял предметы, делая их более удобными и полезными. Такой ретроспективный подход интересен не только сам но себе, но и важен для развития перспективного взгляда ребенка на окружающие предметы. Это позволяет открыть перед детьми перспективу: как еще можно изменить предмет, сделать его красивее и полезнее.
При всем многообразии процессов, включенных в познавательный интерес, они не изолированы и их наличие является условием интеллектуально-творческого развития личности. Рассматривая весь воспитательно - образовательный процесс, как единство внутреннего и внешнего, важно развивать такие процессы, как интеллектуальные (способность к анализу, синтезу, сравнению, обобщению, установлению причинно – следственных связей), эмоциональные, волевые (развитие целенаправленности, формирование действий по планированию), творческие (развитие вариативности и гипотетичности) - все, что в органичном сцеплении и составляет основу ознакомления дошкольников с историей предметного мира.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Божович Л.И. Этапы формирования интереса в онтогенезе // Вопросы психологии. – 1987. - №4.
- Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М., 1981.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. – СПб.: Питер, 2001.
- Дильтей В. Описательная психология. Пер. с нем. – СПб., 1996.
- Дильтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. – 1998. – №4.
- Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей.
Монография - М.: Педагогическое общество России, 2002.
- Запорожец А.В. Роль Л.С. Выготского в разработке проблемы эмоций // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. – М., 1981.
- Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000.
- Куликова Т.А. О воспитании у детей познавательных интересов // Дошкольное воспитание. – 1976. - №6.
10. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1981.
11. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М.: Знание, 1997.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – Т.II. – М., 1989.
13. Трельч Э. Историзм и его проблемы. – М.: Юрист, 1994.
14. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проекта в формировании представлений о человеке в истории и культуре у детей с ограниченными возможностями здоровья
Проект "В Радужном Королевстве" направлен на развитие познавательно-исследовательских способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.В связи с реализацией программных задач сенсорного воспи...
Использование проектной деятельности в формировании представлений о человеке в истории и культуре у детей с ЗПР
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, то ...
Конспект занятия по развитию представлений о человеке в истории и культуре "Человек- творец"(старшая группа)
Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Детей на занятии знакомят с тем, что предметы созданы руками человека,они облегчают и улучшают нашу жизнь....
Перспективное планирование по развитию представлений о человеке в истории и культуре для дошкольников старшей группы.
Перспективное планирование по развитию представлений о человеке в истории и культуре для дошкольников старшей группы....
Перспективное планирование по развитию представлений о человеке в истории и культуре для дошкольников подготовительной группы.
Перспективное планирование по развитию представлений о человеке в истории и культуре для дошкольников подготовительной группы....
Проект "Формировании представлений о человеке в истории и культуре у детей с ОВЗ через образ Салавата Юлаева"
Знакомство с образом Салавата Юлаева как образцом героизма , мужественности и культуры башкирского народа через проектную деятельность "Формировании представлений о человеке в истории...
Развитие познавательной активности и формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве у детей старшего дошкольного возраста через аспекты развития связной речи и творческого рассказывания НОД «Сказка о гжельской розе» с использованием ИКТ
Представлен конспект открытого мероприятия с дошкольниками по ознакомлению с декоративно прикладным искусством (гжельским промыслом) через развитие связной речи и творческого рассказывания. Ребята вов...