Использование метода проекта в формировании представлений о человеке в истории и культуре у детей с ограниченными возможностями здоровья
презентация к занятию по окружающему миру (старшая группа) по теме
Проект "В Радужном Королевстве" направлен на развитие познавательно-исследовательских способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с реализацией программных задач сенсорного воспитания и приобретаемыми детьми знаниями по направлению "Познавательно-речевое развитие детей" возникает потребность более углубленного исследования вопроса "Почему мир разноцветный?" и "Можно ли увидеть в радуге все цвета, их переливы и оттенки?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proekta_v_raduzhnom_korolevstve.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование метода проекта в формировании представлений о человеке в истории и культуре у детей с ограниченными возможностями здоровья
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что детей в дошкольном возрасте называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги. В дошкольной практике педагоги широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно - исследовательская деятельность, решение кроссвордов, головоломок и т.д.
Современное дошкольное образование обновляется и реформируется. Одним из инновационных методов образовательной деятельности является проектная деятельность. Что такое проект? И что такое проектная деятельность?
Проект (в переводе с латинского) – «брошенный вперед» или разработанный план, замысел чего-либо. Проектная деятельность – это:
Самостоятельная или коллективная творческая деятельность, имеющая социально-значимый результат.
Проектная деятельность всегда завершенная. Результаты поиска обобщаются и объединяются в одно целое.
В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим
исследовательский поиск в различных направлениях.
Исследование метода проектной деятельности в дошкольном образовании осуществляется по следующим этапам:
Занятия, блоки совместной деятельности с включением проблемных ситуаций, детского экспериментирования и т.д.
Комплексные блочно-тематические занятия.
Интеграция (частичная или полная).
Наша группа, педагоги, дети и их родители, тоже приняли участие в разработке проекта и его реализации.
Тема проекта «В Радужном королевстве» направлена на развитие познавательно - исследовательских способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вид проекта: познавательный, фронтальный, среднесрочный.
Участники: воспитатели, учитель-дефектолог, дети, их родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Задействованы образовательные области: познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка, безопасность.
Актуальность: в связи с реализацией программных задач сенсорного воспитания и приобретаемыми детьми знаниями по направлению «Познавательно-речевое развитие детей» возникает потребность более углубленного исследования вопроса «Почему мир разноцветный?» и можно ли увидеть в радуге все цвета, все их переливы и оттенки.
Какова же цель нашей проектной деятельности
Создание условий для развития познавательно-исследовательских и
творческих способностей детей.
Формирование представлений об окружающем мире.
Формирование аналитического восприятия системам эталонов цвета у
детей с ЗПР с учетом их возрастных особенностей
Реализация знаний в практической деятельности.
Развитие умений планировать свою деятельность для достижения
определенного результата.
Активизация взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и
развития собственного ребенка.
В процессе подготовки и реализации проекта были поставлены следующие задачи образовательных областей:
1. Познание
Познакомить детей с последовательностью цветов в радуге.
Закрепить знание о цветах спектра, их оттенках, тонах.
Уточнить, что окружающий мир многоцветен и разнообразен.
На основе знаний по ФЭМП развивать у детей с ЗПР приемы мыслительной деятельности: анализ, синтез, сравнение, классификацию, аналогию и обобщение, пространственное воображение.
2. Коммуникация
Учить правильной последовательной речи.
Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки.
Развивать умение анализировать, делать умозаключения, обосновывать
свою точку зрения.
3. Чтений художественной литературы
Поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе, как
средству получения новой информации.
Расширять словарный запас.
4. Художественное творчество.
Развивать эстетический вкус, мелкую моторику пальцев рук, фантазию,
воображение, творческое мышление.
Поддерживать инициативу в проявлении творчества при выполнении
художественного замысла.
5. Музыка
Развивать интерес к музыке, как средству познания эмоций, чувств, настроений.
Формировать представления о выразительных возможностях музыки, богатстве музыкальных настроений и эмоций.
Воспитывать культуру поведения в коллективной музыкальной деятельности.
Для того, чтобы выполнить поставленные задачи и цели данного проекта, необходимо было спланировать основные направления реализации проекта «В Радужном королевстве»:
I. Совместная деятельность воспитателя с детьми
Чтение художественной литературы, загадывание загадок.
Беседы с детьми.
Проведение опытов.
Изготовление кукол из цветных ниток.
Изготовление конечного продукта проекта «Цветика - семицветика».
Выполнение коллективных работ методом нетрадиционного рисования.
Проведение дидактических игр.
Организация сюжетно- ролевых игр.
Развитие физических качеств детей.
II. Совместная деятельность родителей и детей
Заучивание стихотворений из серии «Разноцветные стихи».
Организация выставки рисунков на тему «Мама, папа и я – рисуем чудеса».
III. Непосредственно - образовательная деятельность
Тематический день «В Радужном королевстве».
IV. Презентация проекта. Досуг на тему « Цветик – семицветик»
Разрабатывая данный проект, педагоги нашей группы предположили, каков же будет результат такой совместной работы:
Овладение детьми системой цветных эталонов.
Развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
Развитие способностей у дошкольников устанавливать логические связи и производить необходимые обобщения.
Самостоятельное обоснование детьми результатов опытно-экспериментальной деятельности. Дети самостоятельно должны раскрыть суть проблемы: действительно ли мир разноцветный.
Вся работа над проектом "В радужном королевстве" была разделена на несколько практических этапов.
I этап - подготовительный.
На этом этапе было необходимо донести до детей важность проекта данной темы.
Создать условия реализации проекта.
Выявить знания, умения и интересы детей. Это происходит через модель трех вопросов:
1) Почему мир разноцветный? Что вы об этом знаете?
2) Что вы хотели бы еще узнать о разноцветном мире?
3) Что надо сделать, чтобы это узнать?
Далее необходимо подобрать методическую, художественную литературу и иллюстрационный материал по теме проекта.
Подготовить материал для продуктивной деятельности.
Подобрать игровой материал, атрибуты, реквизиты (костюм художника, цветные ленточки-браслеты, разноцветные дуги радуги, ленты 7 цветов, цветные флажки, солнышко, плачущую тучу, солнышко в тучке, игрушки разного цвета).
II этап - основной
Он затрагивает следующие образовательные области.
1) Образовательная область "Социализация".
Организация и проведение сюжетно-ролевых игр на темы:
«День рождения куклы Аленушки», «В гостях у Мишутки» и др.
Организация и проведение дидактических игр:
- « Кто больше назовет предметов одного цвета»,
- «Какого цвета не стало»,
- «Найди цветок для бабочки,
- «Привяжем ленточки к шарикам»,
- «Времена года».
2) Образовательная область "Познание"
Дидактические игры:
- «Доска Сегена»,
- «Геометрическое лото»,
- «Найдите фигуру в предмете»,
- «Почтовый ящик»,
- «Цветные кубики»,
- «Радужный мир».
3) Образовательная область "Физическая культура".
Формирование двигательной активности и подвижные игры:
- «Краски»,
- «Змейка»,
- «Художник»,
- «День и ночь»,
- «Цветные автомобили».
Комплексы утренней гимнастики.
4) Образовательная область "Чтение художественной литературы":
Рассказывание сказки В Катаева "Цветник- семицветик".
Стихи о спектрах цвета.
Загадывание загадок " Разноцветные загадки".
Сказка "Фея-Радуга" Петуховой А.А.
5) Образовательная область "Музыка":
Слушание музыки разного характера:
- «Болезнь куклы» П. Чайковского.
- Разучивание песни "Голубые санки" М. Лорданского.
6) Образовательная область "Художественное творчество":
Рисование нетрадиционными методами:
- «Снежная семья» (метод «тычка»),
- «Елочка» (монотопия),
- «Капельки-кляксы» (кляксография).
- Конструирование на тему: "Куколки из цветных ниток".
7) Образовательная область "Коммуникация":
- Беседа на тему "Волшебная страна красок".
8) Образовательная область "Безопасность" :
- Опытно-экспериментальная деятельность.
- Смешивание разных цветов красок.
- Опыты: "Что такое радуга?", "Цветные льдинки".
9) Образовательная область "Познание":
- БСД "Развитие представление о человеке в истории и культуре".
- БСД "Предметы быта", "Игрушки".
- БСД "Народные умельцы" (Гжель).
III этап - аналитический.
Изготовление модели "Цветика- семицветика".
Организация выставки рисунков на тему: "Мама, папа и я – рисуем чудеса".
Завершающей частью проекта является его презентация: защита проекта. Досуг "Цветик- семицветик".
Литература:
1. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду».
2. Пилюгина Э.Г. « Занятия по сенсорному воспитанию в детском саду».
3. Венгер А.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».
4. Смолцева А.А. «Математика до школы».
5. Альтхауз Д. «Цвет. Форма. Количество».
6. Ремезова А.А. «Играем с цветом».
7. Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование».
8. Яковлева М.О. «Педагогическое проектирование».
Презентация проекта «Цветик-семицветик»
(с детьми с ограниченными возможностями здоровья, III год обучения)
Программные задачи:
- закрепить последовательность 7 цветов радуги и цвета природы;
- находить и назвать цифру 7 из нескольких цифр;
- использовать правильные навыки в составлении картинок;
- совершенствовать навыки в пении, музыкально-ритмических движениях;
- развивать мышление, внимание, мелкую моторику пальцев рук;
- выразительно читать разученные ранее стихи;
- вызвать эмоциональную реакцию у детей, поднять настроение.
Материал: цветик-семицветик, изготовленный совместно воспитателями, детьми и родителями; карточки с цифрами от 0 до 10; 20морковок; 2 корзины; кукла в зелёном платье; разрезные картинки; кукла в фиолетовом платье; куклы сделанные детьми из ниток; ленты желтого, синего, красного цвета.
Ход досуга
Дети входят в зал под музыку, садятся на стульчик полукругом.
Воспитатель: – Сколько в мире разных красок:
Синий цвет и голубой;
Желтый, фиолетовый, красный-
Знаем все цвета с тобой.
Я дарю всем цветок-
Он не мак, не василек.
Сосчитайте лепестки,
Сколько их, ну, назови!
(дети считают)
1 ребёнок: Цифра «семь»
Знакома всем!
2ребёнок : Семь у радуги цветов,
Столько ж - сколько лепестков!
3 ребёнок: Есть пословица поверь:
Раз отрежь, а семь отмерь!
4 ребёнок: И с семи часов утра
В детском саде детвора,
Воспитатель: Семь цветов, семь лепестков,
Кто цифру семь найти готов ?
( показывает цифры от «0» до «10» , любой ребёнок должен найти «7» )
5 ребёнок: Цифру семь кругом мы встретим,
Цифра семь знакома детям.
Воспитатель: Вот пред вами яркий цветик,
Он зовётся семицветик!
Итак, берём цветок,
Отрываем лепесток.
Кто из ребят пойдёт
И листок оторвёт?
(ребёнок отрывает лепесток)
Воспитатель: А теперь мои ребятки
Отгадать должны загадку:
Бабушка внученьку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла своё,
А, ну, подскажите, как звали её?
Дети: Красная Шапочка!
Игра «Собери картинку- портрет»
(Звучит музыка «Ах, в Африке горы...», дети собирают картинку-портрет Красной Шапочки)
Воспитатель: Отрываем лепесток,
Голубой, как ручеёк.
Голубые есть глаза,
Голубое небо,
Голубые облака
Побежали следом.
Вот какой лепесток-
Что похож на ручеёк.
Песня «Улыбка» (I куплет, припев)
Воспитатель: А теперь ещё листок-
Как морковка, лепесток,
Видят все, и спросу нет-
Это яркий....
Дети: - Оранжевый цвет!
(Показывает морковку)
Воспитатель: Открывайте шире глазки-
Это оранжевые краски.
Поиграем мы с морковкой,
Соберем их быстро ловко.
Игра «Кто больше соберёт морковок в корзинку»
(Дети собирают морковки под веселую музыку).
(Воспитатель предлагает сорвать лепесток зеленый; показывает куклу в зелёном наряде).
Кукла: Я пляшу с детьми в кругу
На зелёном, на лугу,
Я зову своих друзей:
«Выходите плясать живей!»
(Дети исполняют общую пляску «Современный танец»)
Воспитатель: Вот другой лепесток-
Фиолетовый листок.
(Выносит куклу в фиолетовом платье)
В этом году моден фиолетовый цвет,
Это переливов сиреневый рассвет!
Будьте всегда красивыми, опрятными,
Модными, изящными, нарядными!
Стих: Сколько ниток разноцветных!
Красных, синих, желтых, светлых...
Мы из ниток этих разных
Кукол сделали прекрасных!
Приглашаем всех на бал,
На весёлый карнавал.
Пусть поют и пляшут дружно,
Ведь и куклам праздник нужен.
(Дети демонстрируют кукол, сделанных из ниток)
Воспитатель: В синем море островок.
Дети: Это синий лепесток.
(Один из детей срывает синий лепесток)
Воспитатель: А теперь-ка, дружок,
Становись-ка в кружок!
Ленты синего цвета
Я даю этим детям.
Жёлтого- этому кругу.
Красные- остальным детям.
На цвет ленты вы смотрите,
С нами весело пляшите.
(Под музыку дети выполняют разные танцевальные движения)
Воспитатель: Последний жёлтый сорвём лепесток,
Исчезнет тогда наш красивый цветок.
Листья пестрые летят,
Осыпается наш сад,
Цвета блекнут, увядают,
Ну, когда это бывает?
Дети: Осенью!
Игра «Построиться в колонну по цвету радуги» (у детей в руках лепестки цветка)
Воспитатель: Вот какие наши краски-
Вышла радуга, как в сказке.
(Показываю на лепестки цветка, расположенных по цвету радуги)
Полюбуйтесь, все цвета,
Вот какая красота!
Сколько красок на свете-
Радуются этому дети!
Дети: Каждый
Охотник
Желает
Знать,
Где
Сидит
Фазан
Воспитатель: Итак, дети, давайте ответим на главный вопрос: Почему мир разноцветный?
Дети:
– Потому что в нем много красок
– Если бы мир не был цветным, он был бы скучным, неинтересным, мрачным.