Использование проектной деятельности в формировании представлений о человеке в истории и культуре у детей с ЗПР
презентация к занятию по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, то детей в дошкольном возрасте называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольной практике педагоги широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно - исследовательская деятельность, решение кроссвордов, головоломок и т.д.
Современное дошкольное образование обновляется и реформируется. Одним из инновационных методов образовательной деятельности является проектная деятельность. Что такое проект? И что такое проектная деятельность?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
коррекционного вида № 18 г. Липецка
Использование метода проекта
в формировании представлений
о человеке в истории и
культуре у детей с ЗПР.
(проект «В Радужном королевстве»)
Учитель – дефектолог :Попкова Г.Н.
2012г.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, то детей в дошкольном возрасте называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольной практике педагоги широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно - исследовательская деятельность, решение кроссвордов, головоломок и т.д.
Современное дошкольное образование обновляется и реформируется. Одним из инновационных методов образовательной деятельности является проектная деятельность. Что такое проект? И что такое проектная деятельность?
Проект (в переводе с латинского)- «брошенный вперед» или разработанный план, замысел чего- либо. Проектная деятельность-
* Самостоятельная или коллективная творческая деятельность, имеющая социально- значимый результат.
* Проектная деятельность всегда завершенная.
Результаты поиска обобщаются и объединяются в одно целое.
* В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях.
Исследование метода проектной деятельности в дошкольном образовании осуществляется по следующим этапам:
- Занятия с включением проблемных ситуаций, детского экспериментирования и т.д.
- Комплексные блочно- тематические занятия;
- Интеграция ( частичная или полная);
- Метод проектов:
- форма организации образовательного пространства;
- метод развития творческого познавательного мышления.
Наша группа, педагоги и дети, тоже приняли участье в разработке проекта и его и его реализации. Тема проекта « В Радужном королевстве» направлена на развитие познавательно - исследовательских способности детей с ЗПР.
. Вид проекта: познавательный фронтальный среднесрочный.
. Участники: воспитатели, учитель- дефектолог, дети с ЗПР (III год обучения), родители, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.
. Задействованы образовательные области:
познание коммуникация, художественное творчество, чтение художеств литературы, музыка, безопасность.
. Актуальность: в связи с реализацией программных задач сенсорного воспитания и приобретаемыми детьми знаниями по направлению « Познавательно – речевое развитие детей» возникает потребность более углубленного исследования вопроса «Почему мир разноцветный? и можно ли увидеть радуге все цвета, все их переливы и оттенки?»
В этом актуальность проекта «В Радужном королевстве».
Какова же цель нашей проектной деятельности, это:
. Создание условий для развития познавательно и исследовательск5их и творческих способностей детей;
. Формирование представлений об окружающем мире;
. Формирование аналитического восприятия система эталонов цвета у детей с ЗПР с учетом их возрастных особенностей;
. Реализация знаний в практической деятельности;
. Развитие умений планировать свою деятельность для достижения определенного результата;
. Активизация взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития собственного ребенка.
В процессе подготовки и реализации проекта были поставлены следующие задачи образовательных областей:
- Познание
. Познакомить детей с последовательностью цветов в радуге.
. Закрепить знание о цветах спектра, их оттенках тонах.
. Уточнить, что окружающий мир многоцветен и разнообразен.
. Формировать устойчивый интерес к элементарным математическим представлениям.
. На основе знаний по ФЭМП развивать у детей с ЗПР приемы мыслительной деятельности, анализ синтез сравнение, классификацию, аналогию и обобщение, пространственное воображение.
- Коммуникация
. Учить правильной последовательной речи.
. Развивать познавательную активность, коммуникативные навыки.
. Развивать умение анализировать, делать умозаключения, обосновывать свою точку зрения.
- Чтения художественной литература.
. Поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе, как средству получения новой информации.
. Расширять словарный запас.
- Художественное творчество.
. Развивать эстетический вкус мелкую моторику пальцев рук, фантазию, воображение, творческое мышление.
. Поддерживать инициативу в проявлении творчества при выполнении художественного замысла.
- Образовательная область «Музыка».
. Развивать интерес к музыке как средству познания эмоций, чувств, настроений.
. Формировать представления о выразительных возможностях музыки, богатстве музыкальных настроений и эмоций.
. Воспитывать культуру поведения в коллективной музыкальной деятельности.
Для того, чтобы выполнить поставленные задачи и цели данного проекта, необходимо было начислить основные направления реализации проекта « В Радужном королевстве»:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми.
. Чтение художественной литературы, загадывание загадок.
. Беседа с детьми.
. Проведение опытов.
. Изготовление кукол из цветных ниток.
. Изготовление «Цветика – Семи цветика».
. Выполнение коллективных работ методом нетрадиционного рисования.
. Проведение дидактических игр.
. Организация сюжетно- ролевых игр.
. Развитие физических качеств детей.
- Совместная деятельность родителей и детей.
. Заучивание стихов («Разноцветные стихи»).
. Организация выставки рисунков на тему « мама, папа и я – рисуем чудеса».
- Непосредственно – образовательная деятельность.
. Тематический день «В Радужном королевстве».
- Досуг на тему « Цветик – семи цветик».
Разрабатывая данный проект, педагоги нашей группы предположили, каков же будет результат такой совместной работы:
. Овладение детьми системой цветных эталонов.
. Развитие у детей с ЗПР познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
. Развитие способностей у дошкольников устанавливать логические связи и производить необходимые обобщения.
. Самостоятельное обоснование детьми результатов опытно - экспериментальной деятельности. Дети самостоятельно раскрыли суть проблемы. действительно. мир разноцветный.
Радуга состоит из семи цветов , а при смешивании трех красок получается разные цвета спектра.
Вся работа над процесс реализации проекта "В радужном королевстве" была разделена на несколько практических этапов.
I этап - подготовительный.
. На том этапе было необходимо донести до детей важность проекта данной темы.
. Создать условия реализации проекта.
. Выявить знания, умения и интересы детей. Это происходит через модель трех вопросов:
1) Почему мир разноцветный?
Что вы об этом узнаете?
2) Что вы хотели бы еще бы еще узнать о разноцветном мире?
3) Что надо сделать, чтобы это узнать?
(Беседа педагоги с детьми),
видеосъемка,
видеофрагмент
. Далее необходимо на данном этапе подобрать методическую, художественную литературу и иллюстрационный материал по теме проекта.
. Подготовить материал для продуктивной деятельности.
. Подобрать игровой материал, атрибуты, реквизиты (костюм художника, цветные ленточки- браслеты, разноцветные дуги радуги, ленты 7 цветов, цветные флажки, солнышко, плачущая туча, солнышко в тучке, игрушки разного цвета).
II этап - основной.
Он затрагивает следующие образовательные области.
1) Образовательная область "Социализация".
. организация и проведение сюжетно- ролевых игр на темы:
"День рождения куклы " Аленушки".
. Организация и проведение дидактических игр:
" Кто больше назовет предметов одного цвета"
" Какого цвета не стало"
" Найди цветок для бабочки"
" Привяжем ленточки к шарикам"
" Времена года"
(дидакт. игра по ИЗО,)
видеосъемка,
видеофрагмент.
2) Перечень дидактических игр, используемых учителем - дефектологом в образовательной области "Познание"
" Доска Сегена"
"Геометрическое лото"
"Найдите фигуру в предмете"
"Почтовый ящик"
" Цветные кубики"
"Радужный мир» дидакт игра,
видеосъемка,
видеофрагмент.
С помощью этих игр формируются элементарные математические представления с углубленным изучение сенсорных эталонов разных свойств предметов у детей с ЗПР.
3) Образовательная область "Физическая культура".
. Происходит формирование двигательной
активности в подвижных играх.
"Краски"
"Змейка"
"Художник"
"День и ночь"
"Цветные автомобили"
. Комплексы утренней гимнастики.
4) Образовательная область "Чтение художественной литературы"
. Рассказывание сказки В Катаева "Цветник- семи цветик".
. Стихи о спектрах цвета.
. Загадывание загадок " Разноцветные загадки"
. Сказка "Фея-Радуга" Петуховой А.А.
(чтение и беседа по содержанию сказки, видеосъемка, видеофрагмент).
5) Образовательная область "Музыка".
. Слушание музыки разного характера:
"болезнь куклы" П. Чайковского.
.Пение "Голубые санки" М. Лорданского.
6) Образовательная область
"Художественное творчество"
.Рисование нетрадиционными методами:
"Снежная семья" (тычкование)
"Елочка" (монотопия)
"Капельки-кляксы" (кляксография)(занятие проводит воспитатель,
видеосъемка, видеофрагмент).
.Конструирование на тему:
"Куколки из цветных ниток"
7) В образовательной области "Коммуникация" педагогами была проведена беседа на тему "Волшебная страна красок".
8) образовательная область "Безопасность" предусматривает:
.Опытно-экспериментальную деятельность.
.Смешивание разных цветов красок.
. опыты: "Что такое радуга?"
Цветные льдинки".
9) образовательная область "Познание"
.Б.С.Д. "Развитие представление о человеке в истории и культуре".
.Предметы быта "Игрушки".
. Народные умельцы (Гжель)
III этап- аналитический.
. Изготовление модели "цветика- само цветика".
. организация выставки рисунков на тему: "Мама, папа и я- рисуем чудеса".
Завершающей частью проекта является его презентация:
.Защита проекта
Досуг "Цветик- семи цветик"
( совместно с муз. руководителем)
Видеосъемка (видеофрагент) подтверждает, что дети решили проблемную ситуацию, ответили на вопрос:
"Почему мир разноцветный?"
Выставка детских работ на тему:
"Мама. папа и я -рисуем чудеса".
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Предварительный просмотр:
Алгоритм разработки проекта.
Этапы | Задачи | Деятельность проектной группы. | Деятельность научно-методической службы. |
Начальный | определение проблемы (темы). Выбор группы участников. | Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания. | Мотивация проектирования, объяснение цели проекта. |
Планирование. | Анализ проблемы определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. распределение ролей в команде. | формирование задач, накопление информации, выбор и обоснование критерия успеха. | Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение. |
Принятие решения. | Сбор и уточнение информации. обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. | работа с информацией. синтез и анализ идей. | Наблюдение консультации. |
Оценка результатов. | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). | Участие в коллективном анализе проекта и самооценка. | Наблюдение. направление процесса анализа (если необходимо). |
Защита проекта. | Подготовка к защите, обоснование процесса проектирования объяснение полученных результатов, их оценка. | Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. | Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
Предварительный просмотр:
Этапы проекта | Деятельность педагога. | Деятельность детей |
I этап |
|
|
II этап | 4. Помогает в решение задач.
| 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. |
III этап |
| 7. Формирование специфических знаний, умений навыков. |
IV этап |
| 8. Продукт деятельности готовки к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
Предварительный просмотр:
Литература:
- Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду».
- Пилюгина Э.Г. « Занятия по сенсорному воспитанию в детском саду».
- Вингер А.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»
- Смолцева А.А. «Математика до школы».
- Альтхауз Д. «Цвет, Форма, Количество».
- Ремезова А.А. «Играем с цветам».
- Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование».
- Яковлева М.О. «Педагогическое проектирование».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...
Использование метода проекта в формировании представлений о человеке в истории и культуре у детей с ограниченными возможностями здоровья
Проект "В Радужном Королевстве" направлен на развитие познавательно-исследовательских способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.В связи с реализацией программных задач сенсорного воспи...
" Развитие у дошкольников познавательной активности посредством формирования представлений о человеке в истории и культуре через приобщение к предметному миру".
Консультация для педагогов....
Конспект занятия по развитию представлений о человеке в истории и культуре "Человек- творец"(старшая группа)
Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Детей на занятии знакомят с тем, что предметы созданы руками человека,они облегчают и улучшают нашу жизнь....
Проект "Формировании представлений о человеке в истории и культуре у детей с ОВЗ через образ Салавата Юлаева"
Знакомство с образом Салавата Юлаева как образцом героизма , мужественности и культуры башкирского народа через проектную деятельность "Формировании представлений о человеке в истории...
Консультация для педагогов ДОУ «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о человеке в истории и культуре на основе изучения традиций и обычаев родного края»
Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности &ndash...
Сообщение на педагогическом совете на тему: " Формирование у детей дошкольного возраста представлений о человеке в истории и культуре на основе изучения традиций и обычаев родного края".
Саратовская область является многонациональным субъектом РФ и возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе систем...