Использование проектной деятельности в формировании представлений о человеке в истории и культуре у детей с ЗПР
презентация к занятию по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

 

С самого рождения ребенок является первооткрывателем,  исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые:  солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, то детей в дошкольном возрасте называют «почемучками».  Самостоятельно ребенок  не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольной  практике педагоги широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование,  опытно -  исследовательская деятельность, решение кроссвордов,  головоломок и т.д.

Современное дошкольное  образование обновляется и реформируется. Одним из инновационных методов образовательной деятельности является проектная деятельность.  Что такое проект? И что такое проектная деятельность?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

коррекционного вида № 18 г. Липецка

Использование метода проекта

в формировании представлений

о человеке в истории и

культуре у детей с ЗПР.

(проект «В Радужном  королевстве»)

Учитель – дефектолог  :Попкова Г.Н.

2012г.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем,  исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые:  солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, то детей в дошкольном возрасте называют «почемучками».  Самостоятельно ребенок  не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольной  практике педагоги широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование,  опытно -  исследовательская деятельность, решение кроссвордов,  головоломок и т.д.

Современное дошкольное  образование обновляется и реформируется. Одним из инновационных методов образовательной деятельности является проектная деятельность.  Что такое проект? И что такое проектная деятельность?

Проект (в переводе с латинского)- «брошенный вперед» или разработанный план, замысел чего- либо. Проектная  деятельность-

* Самостоятельная или коллективная творческая деятельность, имеющая социально- значимый результат.

* Проектная  деятельность всегда  завершенная.

Результаты  поиска обобщаются и объединяются в одно целое.

* В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях.

Исследование метода проектной  деятельности в дошкольном образовании осуществляется по следующим этапам:

  1. Занятия с включением проблемных ситуаций, детского экспериментирования и т.д.
  2. Комплексные блочно- тематические занятия;
  3. Интеграция ( частичная или полная);
  4. Метод проектов:
  1. форма организации образовательного пространства;
  2. метод развития творческого познавательного мышления.

Наша группа, педагоги и дети, тоже приняли участье в разработке проекта  и его и его реализации. Тема проекта  « В  Радужном  королевстве» направлена на развитие познавательно -  исследовательских способности детей с ЗПР.

. Вид  проекта: познавательный фронтальный среднесрочный.

. Участники: воспитатели, учитель- дефектолог, дети с ЗПР (III год обучения), родители,  музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.

. Задействованы образовательные области:

познание коммуникация, художественное творчество, чтение художеств литературы, музыка, безопасность.

. Актуальность: в связи с реализацией программных задач   сенсорного  воспитания и приобретаемыми детьми  знаниями по направлению « Познавательно – речевое   развитие детей»  возникает потребность более углубленного исследования вопроса «Почему мир разноцветный?  и можно ли увидеть радуге все цвета, все их переливы и оттенки?»

В этом актуальность проекта «В Радужном королевстве».

Какова же цель нашей проектной деятельности, это:

. Создание условий для развития познавательно и исследовательск5их  и творческих способностей детей;

. Формирование представлений об окружающем мире;

. Формирование  аналитического  восприятия система эталонов  цвета у детей  с ЗПР с учетом их возрастных особенностей;

. Реализация знаний в практической деятельности;

. Развитие умений планировать свою деятельность для достижения определенного результата;

. Активизация взаимодействия  с  родителями в вопросах воспитания и развития собственного ребенка.

В процессе подготовки и реализации проекта были поставлены следующие задачи образовательных областей:

  1. Познание

.  Познакомить  детей  с последовательностью цветов в радуге.

. Закрепить  знание о цветах спектра, их оттенках тонах.

.  Уточнить, что окружающий мир  многоцветен и разнообразен.

.  Формировать устойчивый интерес к элементарным  математическим представлениям.

. На основе  знаний по ФЭМП  развивать у детей  с ЗПР приемы мыслительной деятельности, анализ синтез сравнение, классификацию, аналогию и обобщение, пространственное воображение.

  1. Коммуникация

.  Учить правильной последовательной речи.

.  Развивать познавательную  активность, коммуникативные навыки.

. Развивать умение анализировать, делать умозаключения, обосновывать свою точку зрения.

  1. Чтения художественной литература.

. Поддерживать и закреплять интерес к художественной литературе, как средству  получения новой  информации.

. Расширять словарный запас.

  1. Художественное творчество.

. Развивать эстетический вкус мелкую  моторику пальцев рук, фантазию, воображение,  творческое мышление.

. Поддерживать инициативу в проявлении  творчества при выполнении художественного замысла.

  1. Образовательная область «Музыка».

.  Развивать интерес к музыке как средству познания  эмоций, чувств, настроений.

.  Формировать  представления о выразительных возможностях музыки, богатстве  музыкальных настроений и эмоций.

. Воспитывать культуру поведения  в коллективной музыкальной  деятельности.

Для того, чтобы выполнить поставленные задачи и цели данного проекта, необходимо было начислить основные направления реализации проекта « В Радужном королевстве»:

  1. Совместная деятельность воспитателя с детьми.

.  Чтение художественной литературы,  загадывание загадок.

.  Беседа с детьми.

.  Проведение опытов.

.  Изготовление кукол из цветных ниток.

.  Изготовление «Цветика – Семи цветика».

.  Выполнение коллективных работ методом нетрадиционного рисования.

. Проведение дидактических игр.

. Организация сюжетно- ролевых игр.

. Развитие физических качеств детей.

  1. Совместная деятельность родителей и детей.

. Заучивание стихов («Разноцветные стихи»).

. Организация выставки рисунков  на тему « мама, папа и я – рисуем чудеса».

  1. Непосредственно – образовательная деятельность.

. Тематический день «В Радужном королевстве».

  1. Досуг на тему « Цветик – семи цветик».

Разрабатывая данный проект, педагоги нашей группы предположили, каков же будет  результат  такой  совместной  работы:

. Овладение детьми системой цветных эталонов.

. Развитие у детей с ЗПР познавательной  активности, творческих  способностей, коммуникативных навыков.

.  Развитие  способностей  у дошкольников устанавливать логические связи и производить  необходимые обобщения.

. Самостоятельное обоснование  детьми результатов опытно - экспериментальной деятельности. Дети самостоятельно раскрыли суть проблемы. действительно. мир разноцветный.

Радуга состоит из семи цветов , а при смешивании  трех красок  получается разные цвета спектра.

Вся  работа над процесс  реализации проекта "В радужном королевстве" была разделена на несколько практических этапов.

I этап  - подготовительный.

. На том этапе было необходимо донести до детей важность проекта данной темы.

. Создать условия реализации проекта.

. Выявить знания, умения и интересы детей. Это  происходит через модель трех вопросов:

1)          Почему мир  разноцветный?

Что вы об этом узнаете?

2)        Что вы хотели бы еще  бы еще узнать о разноцветном мире?

3)        Что надо сделать, чтобы это узнать?

(Беседа педагоги с детьми),

видеосъемка,

видеофрагмент

. Далее необходимо на данном этапе подобрать методическую, художественную литературу и иллюстрационный материал по теме проекта.

. Подготовить материал для продуктивной деятельности.

. Подобрать игровой  материал, атрибуты, реквизиты  (костюм  художника, цветные ленточки- браслеты, разноцветные дуги радуги, ленты 7 цветов, цветные флажки, солнышко, плачущая туча, солнышко в тучке, игрушки разного цвета).

II этап - основной.

Он затрагивает следующие образовательные области.

1) Образовательная область "Социализация".

. организация и проведение сюжетно- ролевых игр на темы:

"День рождения куклы " Аленушки".

. Организация и проведение дидактических игр:

" Кто  больше назовет предметов одного цвета"

" Какого цвета не стало"

" Найди цветок для бабочки"

" Привяжем ленточки к шарикам"

" Времена года"

(дидакт. игра по ИЗО,)

видеосъемка,

видеофрагмент.

2) Перечень  дидактических игр, используемых учителем - дефектологом в образовательной области "Познание"

" Доска Сегена"

"Геометрическое лото"

"Найдите фигуру в предмете"

"Почтовый ящик"

" Цветные кубики"

"Радужный мир» дидакт игра,

видеосъемка,

видеофрагмент.

С помощью этих игр формируются элементарные математические представления с углубленным изучение сенсорных эталонов разных свойств предметов у детей с ЗПР.

3) Образовательная область "Физическая культура".

. Происходит формирование двигательной

активности в подвижных играх.

"Краски"

"Змейка"

"Художник"

"День и ночь"

"Цветные автомобили"

. Комплексы утренней гимнастики.

4) Образовательная область "Чтение художественной литературы"

. Рассказывание сказки В Катаева "Цветник- семи цветик".

. Стихи о спектрах цвета.

. Загадывание загадок " Разноцветные загадки"

. Сказка "Фея-Радуга" Петуховой  А.А.

(чтение и беседа по содержанию сказки, видеосъемка, видеофрагмент).

5) Образовательная область "Музыка".

. Слушание музыки разного характера:

"болезнь куклы" П. Чайковского.

.Пение "Голубые санки" М. Лорданского.

6) Образовательная область

"Художественное  творчество"

.Рисование нетрадиционными методами:

"Снежная семья" (тычкование)

"Елочка" (монотопия)

"Капельки-кляксы" (кляксография)(занятие проводит воспитатель,

видеосъемка, видеофрагмент).

.Конструирование на тему:

"Куколки  из цветных ниток"

7) В образовательной области "Коммуникация" педагогами была проведена беседа на тему "Волшебная страна красок".

8) образовательная область "Безопасность" предусматривает:

.Опытно-экспериментальную деятельность.

.Смешивание разных цветов красок.

. опыты:   "Что такое радуга?"

Цветные льдинки".

9) образовательная область "Познание"

.Б.С.Д. "Развитие представление о человеке в истории и культуре".

.Предметы быта "Игрушки".

. Народные умельцы (Гжель)

III этап- аналитический.

. Изготовление модели "цветика- само цветика".

. организация выставки рисунков на тему: "Мама, папа и я- рисуем чудеса".

Завершающей частью проекта является его презентация:

.Защита проекта

Досуг "Цветик- семи цветик"

( совместно с муз. руководителем)

Видеосъемка (видеофрагент) подтверждает, что дети решили проблемную ситуацию, ответили на вопрос:

"Почему мир разноцветный?"

Выставка детских работ на тему:

"Мама. папа и я -рисуем чудеса".

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает  возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания.  Развивает творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

 



Предварительный просмотр:

Алгоритм разработки проекта.

Этапы

Задачи

Деятельность проектной группы.

Деятельность научно-методической службы.

Начальный

определение проблемы (темы). Выбор группы участников.

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания.

Мотивация проектирования, объяснение цели проекта.

Планирование.

Анализ проблемы определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. распределение ролей в команде.

формирование задач, накопление информации, выбор и обоснование критерия успеха.

Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы).

Наблюдение.

Принятие решения.

Сбор и уточнение информации. обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

работа с информацией. синтез и анализ идей.

Наблюдение консультации.

Оценка результатов.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач).

Участие в коллективном анализе проекта и самооценка.

Наблюдение. направление процесса анализа (если необходимо).

Защита проекта.

Подготовка к защите, обоснование процесса проектирования объяснение полученных результатов, их оценка.

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.



Предварительный просмотр:

Этапы проекта

Деятельность педагога.

Деятельность детей

I этап

  1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
  2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
  3. Формулирует задачу.
  1. Вхождение в проблему.
  2. Вживание в игровую ситуацию.
  3. Принятие задачи.
  4. Дополнение задач проекта.

II этап

4. Помогает в решение задач.

  1. Помогает спланировать деятельность.
  2. Организует деятельность.

5.   Объединение детей  в        рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

III этап

  1. Практическая помощь (по необходимости)
  2. Направление  и контролирование осуществляемого проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений навыков.

IV этап

  1. Подготовка к презентации.
  2. Презентация.

8. Продукт деятельности готовки  к презентации.

9.  Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.



Предварительный просмотр:

Литература:

  1. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду».
  2. Пилюгина Э.Г. « Занятия по сенсорному воспитанию в детском  саду».
  3. Вингер  А.А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»
  4. Смолцева А.А. «Математика до школы».
  5. Альтхауз Д. «Цвет, Форма, Количество».
  6. Ремезова А.А. «Играем с цветам».
  7. Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование».
  8. Яковлева М.О. «Педагогическое проектирование».

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Использование метода проекта в формировании представлений о человеке в истории и культуре у детей с ограниченными возможностями здоровья

Проект "В Радужном Королевстве" направлен на развитие познавательно-исследовательских способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.В связи с реализацией программных задач сенсорного воспи...

Конспект занятия по развитию представлений о человеке в истории и культуре "Человек- творец"(старшая группа)

Данное занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Детей на занятии знакомят  с тем, что предметы созданы руками человека,они облегчают и улучшают нашу жизнь....

Проект "Формировании представлений о человеке в истории и культуре у детей с ОВЗ через образ Салавата Юлаева"

Знакомство с образом  Салавата Юлаева как  образцом героизма , мужественности и культуры башкирского народа через проектную деятельность "Формировании представлений о человеке в истории...

Консультация для педагогов ДОУ «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о человеке в истории и культуре на основе изучения традиций и обычаев родного края»

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности &ndash...

Сообщение на педагогическом совете на тему: " Формирование у детей дошкольного возраста представлений о человеке в истории и культуре на основе изучения традиций и обычаев родного края".

Саратовская  область является многонациональным субъектом РФ и возникает острая потребность в организации целенаправленной работы по формированию поликультурной личности, сочетающей в себе систем...