Экспериментально-исследовательская работа по размножению и выращиванию комнатных растений
материал (младшая группа) по теме
В материале описана экспериментальная работас детьми, которая вызывает у ребенка интерес к исследованию мира, природы и развивает способность мыслить.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Опыт работы:
"Экспериментально - исследовательская работа по размножению и выращиванию комнатных растений".
В силу возрастных особенностей, дети всегда готовы заинтересоваться всем новым в окружающем мире. Познавая природу, ребенок получает знания о природе, овладевает новыми умениями и навыками. У ребенка формируется доброе и заботливое отношение к природе.
Воспитание экологической культуры не реализуется само по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность.
Огромное значение для этого имеет экспериментальная работа с детьми , которая вызывает у ребенка интерес к исследованию мира, природы и развивает способность мыслить, стимулируя познавательную активность и любознательность.
Я занимаюсь экспериментально- исследовательской деятельностью в экологическом воспитании несколько лет. Проанализировав свой опыт за много лет, пришла к выводу: пробуждать у детей любовь к природе, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание увидеть конечный результат помогает мне экспериментальная работа по «Экологическому воспитанию», которую я начала уже в младшей группе.
Все вы знаете, что основной метод познания окружающего мира в младшей группе -это наблюдение и выполнение определенных поручений. Вот и с наблюдения я начала работу с малышами по формированию представлений о комнатных растениях, усложняя задачи по уходу за ними от полива до протирания листьев, затем привлекла детей к совместному труду в уголке природы.
В младшей группе много внимания уделяла играм с природным материалом, и ознакомлению детей с сезонными, природными явлениями, используя дидактические игры: «Цветок- огонек», «Ярко светит солнце», «Тучка, тучка серая», где учила детей несложному описанию внешнего вида растений, описанию характерных признаков явлений природы, а также работе с природным материалом.
Заинтересовавшись опытом по выращиванию растения из части листочка цветка «Сансивьера»,я решила попробовать провести его с малышами.
Мы с детьми приготовили горшок с песком. Я обрезала кусочки листика длиной 5-6 см. и высадила их в песок, объясняя детям свои действия, вызывая у них интерес. Закрыв стеклянной банкой и поставив в теплое, светлое место ежедневно наблюдали за нашим цветочком, поддерживала интерес по уходу. Через некоторое время дети заметили, что наша «Сансивьера» дала корешки и молодые побеги; рассмотрев растение мы вспомнили, о процессе посадки. Меня порадовало то, что дети радовались и сопереживали результату.
При выполнении с детьми простейших поручений, мне важно было научить их видеть, слышать, наблюдать природу растений, но с каждым днем меня и моих детей увлекала экспериментально- исследовательская работа по размножению растений, выращиванию их из листиков, клубней, черенков.
В средней группе путем черенкования мы посадили в горшок герань и традесканцию. Заранее приготовив горшок ,мы сделали отверстие на дне, мои дети уже знали для чего оно нужно. Дети приняли активное участие в подготовке земли правильно укладывая ее, произведя полив.
Внимательно выслушали мое объяснение о правилах посадки черенка Герани; в середине горшка палочкой нужно сделать небольшую лунку и посадили черенок до первого листика, а затем легонько прижали землю вокруг черенка.
Поместив герань в уголок природы дети ежедневно вели наблюдения, и дежурные рассказывали об изменениях происходящих с цветком. С нетерпением ждали, когда герань наберет цвет. А когда расцвела наша герань ,было много радости, тем самым мы с детьми увидели конечный результат нашей работы, из черенка мы вырастили красивый цветок.
А в старшей группе ранней весной я внесла в группу цветок «Глоксинию», которую мы осенью убрали в темное, прохладное место. дети каждый день подбегая к горшку с цветком ждали, когда же появится росток.
Также мы с детьми не забывали подкармливать наши цветы, знакомила с правилами подкормки.
Мне эта работа самой очень интересна так, как в процессе таких опытов формируются у детей элементарные понятия и умозаключения.
И не так давно я узнала о модульной технологии образования.
Модуль- это практическая деятельность детей, направленная на определенный результат, который понятен детям, связан с игровой мотивацией и сюжетно оформлен.
Захотелось это осуществить на практике. Так родился экологический модуль «Вырастим фиалку сами» (Сенполия).
Техника выращивания сводилась к тому, что у листика аккуратно обрезали черешок, затем листик клали лицевой стороной вниз на песок, прижимали скрепкой, и осторожно надрезали центральную жилку. Коробку закрыли но не плотно, по мере высыхания увлажняли. Результат заносили в дневник, через некоторое время листок укоренился, появилась розетка и выросла вот такая фиалка.
Дети познакомившись еще с одним из способов размножения проявили к нему интерес. Когда фиалка расцвела стали показывать родителям, сочинять стихи, сказки. А потом решили смодулировать цветок фиалку ,используя технику квилинг и плетение из бисера.
Для формирования познавательного интереса к миру растений я использую такие эксперименты как «Дыхание растения», это, когда цветок накрыт банкой и появляются капельки воды на стенке. Провожу опыты, используя лупу «Что внутри растения», также дети рисуют символьные рисунки например: (движение растения за солнцем), составляют кроссворды.
Рассказываю детям сказки экологического содержания, с последующим рассматриванием картинок, растений, бесед, игр- перевертышей. Например сказка «Маленькие путешественницы» (семенное размножение растений с помощью муравьев), или «Добрые дела маленькой феи» (лекарственные растения).
Родители в нашей группе являются полноправными участниками в образовательном процессе, так как они понимают, что это необходимо для их собственного ребенка, и не остаются в стороне от экспериментальной работы.
В этом году вместе с родителями подготовили индивидуальные семейные проекты, которые посвящены миру растений.
В своей работе использую различные формы работы с родителями, например: предлагаю сочинить сказку вместе с папой и мамой «Что такое сорняк?»,создать композицию из цветов (оригами) и т. д.
Очень порадовала семья Юлианы, вырастила лимон из косточки и подарила в группу, Дима и Кирилл с мамами принесли в подарок новый сорт фиалки и фуксии. Совместная работа способствует сплочению родителей и детей, развивает фантазию, творческую инициативу, умение добиваться результатов, воспитывает ответственность у детей и взрослых.
В будущем учебном году я беру на воспитание младших дошкольников, и работу по размножению буду продолжать.
А сейчас осуществляя преемственность, знакомлю детей младшей группы с группой в, которую они придут, дети подготовительной группы проводят для них экскурсию по уголку природы.
Экспериментально- исследовательская деятельность интересна и полезна для развития любознательной и познавательной активности детей независимо от возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль "Эффективность работы по ознакомлению детей с комнатными растениями"
Представлен материал по тематическому контролю в дошкольной организации...
познавательно-исследовательский проект "Трудолюбие". Тема: "Выращивание комнатного растения - глоксиния" (для детей 6-7 лет)
Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. В последнее время часто при...
Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы на неделю по теме "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ" в первой младшей группе.
Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы на неделю по теме "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ". Данное планирование расчитано для работы с детьми первой младшей группы.Удалова Све...
Календарный план воспитательно-образовательной работы средней группы по теме "Комнатные растения" с 5-9 февраля
план работы на неделю...
Календарный план работы воспитателя по лексической теме "Комнатные растения"
Примерный план работы воспитателя на неделю по лексической теме "Комнатные растения" в старшей логопедической группе....
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема: «Комнатные растения, размножение, уход»
П/с: Систематизировать и расширять представления детей о комнатных растениях. Дать представление о светолюбивых и теневыносливых, влаголюбивых и засухоустойчивых растениях. Закреплять умение ухаживать...
Проектная работа на тему " Уход за комнатными растениями"
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в дошкольном возрасте происходит становление человеческой личности, формировани...