Экспериментально-исследовательская работа по размножению и выращиванию комнатных растений
материал (младшая группа) по теме

Гиматдинова Ольга Евстафьевна

В материале описана экспериментальная работас детьми, которая вызывает у ребенка интерес к исследованию мира, природы и развивает способность мыслить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы:

"Экспериментально - исследовательская работа по размножению и выращиванию комнатных  растений".

В силу возрастных особенностей, дети всегда готовы заинтересоваться всем новым в окружающем мире. Познавая природу, ребенок получает знания о природе, овладевает новыми умениями и навыками. У ребенка формируется доброе и заботливое отношение к природе.

Воспитание экологической культуры не реализуется само по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность.

 Огромное значение для этого имеет экспериментальная работа с детьми , которая вызывает у ребенка интерес к исследованию мира, природы и развивает способность мыслить, стимулируя познавательную активность и любознательность.

Я занимаюсь экспериментально- исследовательской деятельностью в экологическом воспитании несколько лет. Проанализировав свой опыт за много лет, пришла к выводу:  пробуждать у детей любовь к природе, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание увидеть конечный результат помогает мне  экспериментальная работа по «Экологическому воспитанию», которую я начала уже в младшей группе.

Все вы знаете, что основной метод познания окружающего мира в младшей группе -это наблюдение и выполнение определенных поручений. Вот и с наблюдения  я начала работу с малышами по формированию представлений о комнатных растениях, усложняя задачи по уходу за ними от полива до протирания листьев, затем привлекла детей         к совместному труду в уголке природы.

В младшей группе много внимания уделяла играм с природным материалом, и ознакомлению детей с сезонными, природными явлениями, используя дидактические игры: «Цветок- огонек», «Ярко светит солнце», «Тучка, тучка серая», где учила детей несложному описанию внешнего вида растений, описанию характерных  признаков явлений природы, а также работе с природным материалом.

Заинтересовавшись  опытом по выращиванию растения из части листочка цветка «Сансивьера»,я решила попробовать провести его с малышами.

 Мы с детьми приготовили горшок с песком. Я обрезала кусочки листика длиной 5-6 см. и высадила их в песок, объясняя детям свои действия, вызывая у них интерес. Закрыв  стеклянной банкой и поставив в теплое, светлое место ежедневно наблюдали за нашим цветочком, поддерживала интерес по уходу. Через некоторое время дети заметили, что наша «Сансивьера» дала корешки и молодые побеги; рассмотрев растение мы вспомнили, о процессе посадки. Меня порадовало то, что дети радовались и сопереживали результату.

При выполнении с детьми простейших поручений, мне важно было научить их видеть, слышать, наблюдать природу растений, но с каждым днем меня и моих детей увлекала экспериментально- исследовательская работа по размножению растений,  выращиванию их из листиков, клубней, черенков.

В средней группе путем черенкования мы посадили в горшок герань и традесканцию. Заранее приготовив  горшок ,мы сделали отверстие на дне, мои дети уже знали для чего оно нужно. Дети приняли активное участие в подготовке земли правильно укладывая ее, произведя  полив.

Внимательно выслушали мое объяснение о правилах посадки черенка Герани; в середине горшка палочкой нужно сделать небольшую лунку и посадили черенок до первого листика, а затем легонько прижали землю вокруг черенка.

Поместив герань в уголок природы дети ежедневно вели наблюдения, и дежурные рассказывали об изменениях происходящих с цветком. С нетерпением ждали, когда герань наберет цвет. А когда расцвела наша герань ,было много радости, тем самым мы с детьми увидели конечный результат нашей работы, из черенка мы вырастили красивый цветок.

А в старшей группе ранней весной я внесла в группу цветок «Глоксинию», которую мы осенью убрали в темное, прохладное место. дети каждый день подбегая к горшку с цветком ждали, когда же появится росток.

Также мы с детьми  не забывали подкармливать наши цветы, знакомила с правилами подкормки.

Мне эта работа самой очень интересна так, как в процессе таких опытов формируются у детей элементарные понятия и умозаключения.

 И не так давно я узнала о модульной технологии образования.

Модуль- это практическая деятельность детей, направленная на определенный результат, который понятен детям, связан с игровой мотивацией и сюжетно оформлен.

Захотелось это осуществить на практике. Так родился экологический модуль «Вырастим фиалку сами» (Сенполия).

Техника выращивания сводилась к тому, что у листика аккуратно обрезали черешок, затем листик клали лицевой стороной вниз на песок, прижимали скрепкой, и осторожно надрезали центральную жилку. Коробку закрыли но не плотно, по мере высыхания увлажняли. Результат заносили в дневник, через некоторое время листок укоренился, появилась розетка и выросла вот такая фиалка.

Дети познакомившись еще с одним из способов размножения проявили  к нему интерес. Когда фиалка расцвела стали показывать родителям, сочинять стихи, сказки. А потом решили смодулировать цветок фиалку ,используя технику квилинг и плетение из бисера.

Для формирования познавательного интереса к миру растений я использую такие эксперименты  как «Дыхание растения», это, когда цветок накрыт банкой и появляются капельки воды на стенке. Провожу опыты, используя лупу «Что внутри растения», также дети рисуют символьные рисунки например: (движение растения за солнцем), составляют кроссворды.

Рассказываю детям сказки экологического содержания, с последующим рассматриванием картинок, растений, бесед, игр- перевертышей. Например сказка «Маленькие путешественницы» (семенное размножение растений с помощью муравьев), или «Добрые дела маленькой феи» (лекарственные растения).

Родители в нашей группе являются полноправными участниками в образовательном процессе, так как  они понимают, что это необходимо для их собственного ребенка, и не остаются в стороне от экспериментальной работы.

В этом году вместе с родителями подготовили индивидуальные семейные проекты, которые посвящены миру растений.

В своей работе использую различные формы работы с родителями, например: предлагаю сочинить сказку вместе с папой и мамой «Что такое сорняк?»,создать композицию из цветов (оригами) и т. д.

Очень порадовала семья Юлианы, вырастила лимон из косточки и подарила в группу, Дима и Кирилл с мамами принесли  в подарок новый сорт фиалки и фуксии. Совместная работа способствует сплочению родителей и детей, развивает фантазию, творческую инициативу, умение добиваться результатов, воспитывает ответственность у детей и взрослых.

В будущем  учебном году я беру на воспитание младших дошкольников, и работу по размножению буду продолжать.

А сейчас осуществляя преемственность,  знакомлю детей  младшей группы с группой в, которую они придут, дети подготовительной группы проводят для них экскурсию по уголку природы.

Экспериментально- исследовательская деятельность интересна и полезна для развития любознательной и познавательной активности детей независимо от возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль "Эффективность работы по ознакомлению детей с комнатными растениями"

Представлен материал по тематическому контролю в дошкольной организации...

познавательно-исследовательский проект "Трудолюбие". Тема: "Выращивание комнатного растения - глоксиния" (для детей 6-7 лет)

Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. В последнее время часто при...

Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы на неделю по теме "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ" в первой младшей группе.

Ежедневное планирование воспитательно-образовательной работы на неделю по теме "КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ".  Данное планирование расчитано для работы с детьми первой младшей группы.Удалова Све...

Календарный план работы воспитателя по лексической теме "Комнатные растения"

Примерный план работы воспитателя на неделю по лексической теме "Комнатные растения" в старшей логопедической группе....

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема: «Комнатные растения, размножение, уход»

П/с: Систематизировать и расширять представления детей о комнатных растениях. Дать представление о светолюбивых и теневыносливых, влаголюбивых и засухоустойчивых растениях. Закреплять умение ухаживать...

Проектная работа на тему " Уход за комнатными растениями"

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в дошкольном возрасте происходит становление человеческой личности, формировани...