познавательно-исследовательский проект "Трудолюбие". Тема: "Выращивание комнатного растения - глоксиния" (для детей 6-7 лет)
методическая разработка (старшая группа) на тему
Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взрослого. Возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка в группе детского сада и в детской комнате дома. Таким образом, назрела необходимость педагогического просвещения родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников, а так же целенаправленная работа с детьми по формированию устойчивой привычки трудиться. для того, чтобы приучать детей к труду и формировать целенаправленно трудовые навыки, я создала проект "Трудолюбие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_trudolyubie.docx | 29.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Набережные Челны
«Центр развития ребенка- детский сад № 104 «Бэлэкэч»
Познавательно-исследовательский проект
«ТРУДОЛЮБИЕ»
ТЕМА: «ВЫРАЩИВАНИЕ КОМНАТНОГО РАСТЕНИЯ - ГЛОКСИНИЯ»
(для детей 6-7 лет)
Материал подготовила:
Воспитатель первой
квалификационной категории
Низамова И.И.,
г. Набережные Челны
2014 год
Актуальность проекта:
Трудовое воспитание является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством формирования культуры межличностных отношений. В последнее время часто приходится слышать от родителей воспитанников, что дети не желают трудиться, с трудом овладевают навыками самообслуживания, предпочитают пользоваться помощью взрослого. Возникают трудности в привлечении детей к уборке игрушек, поддержанию чистоты и порядка в группе детского сада и в детской комнате дома. Таким образом, назрела необходимость педагогического просвещения родителей по вопросам трудового воспитания дошкольников, а так же целенаправленная работа с детьми по формированию устойчивой привычки трудиться.
Для того, чтобы приучать детей к труду и формировать целенаправленно трудовые навыки, мы создали проект «Трудолюбие».
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Участники проекта: дети 5-6 лет, воспитатели, родители.
Цель:воспитание трудолюбия и устойчивого положительного отношения к труду через формирование трудовых навыков и умений у воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
1. Формирование знаний, представлений о трудовой деятельности.
2. Формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать аккуратно, ловко, в достаточно быстром темпе.
3. Воспитание у детей: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.
4. Совершенствование имеющихся трудовых навыков и формирование новых, воспитание самостоятельности при выполнении различных поручений и несложных постоянных обязанностей.
5. Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно.
Объект исследования: луковицы комнатного растения – глоксиния.
Предполагаемый результат:
• формирование практических умений в выращивании комнатных растений;
• формирование умения ухаживать за комнатными растениями, используя полученные знания;
• формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.
• воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.
К концу исследования воспитанники должны знать:
- основные понятия и термины изучаемых областей знаний;
- произрастание корневой системы;
- виды посадочного материала; (красивая, синнингия, крапчатая, крохотная).
- требования условий к росту растений.
Должны уметь:
- применять технологию выращивания луковиц комнатного растения - глоксиния;
- выполнять наблюдения за ростом и развитием комнатного растения - глоксиния;
- сравнивать рост растений в разных условиях (за одной глоксинией ухаживаем, а за другой нет);
- анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.
Основной механизм реализации проекта:
Проведение серии регулярных бесед, наблюдений естественно - научного цикла.
Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит ребенку реализовать свою познавательную активность. Опыты и эксперименты подведут ребёнка к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
План реализации проекта:
НОД: «Ухаживаем за цветами». Цель: заинтересовать детей удивительной информацией о росте растений, дать понятие о том, что «Без труда, не вынешь и рыбку из пруда».
1.Исследовательская деятельность: посадка луковиц глоксинии и наблюдение за их ростом. Цель: вызвать у детей интерес к дальнейшим наблюдениям, привлечь к совместной деятельности.
2.Чтение художественной литературы: «Мойдодыр» — детская сказка в стихах Корнея Чуковского, «Айболит» Корнея Чуковского, Михалков С. «Дядя Стёпа – милиционер», Маршак С. «Почта», «Пожар», Г. Сапгир «Садовник», Б. Заходер «Портниха», «Строители», Е. Благиной «Посидим в тишине».
3.Экскурсия по детскому саду рассказ детям о труде сотрудников. Наблюдение за трудом взрослых в детском саду имеет большое образовательное значение: они уточняют представления детей, пробуждают любознательность, интерес к деятельности взрослых, способствуют выработке положительного отношения, уважения к их труду.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП (исследовательский)
Работа по реализации проекта осуществлялась в двух направлениях:
• работа воспитателя с детьми;
• самостоятельная исследовательская деятельность детей;
- работа с родителями
РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С РЕБЁНКОМ
После обсуждения с детьми последовательности работы, подготовили необходимый материал и оборудование для исследования. Дети очень серьезно отнеслись к предстоящей работе и с нетерпением ждали нового вопроса, ответ на который нужно было найти.
Нашей задачей было научить детей выделять проблему исследования, а затем, исходя из нее, планировать этапы своих действий.
Поэтому на этапе постановки проблемы и определения задач много времени уделяли обсуждению поступившего вопроса.
Например:
Что необходимо растению для роста?
В помощь детям заранее были приготовлены карточки-модели со схематическим изображением последовательности опыта. По этим карточкам они отбирали необходимый материал и оборудование для исследования и продуктивной деятельности, которое находилось в уголке экспериментирования.
Дети самостоятельно изучали все, что связано с выбранным ими вопросом, обсуждали этапы работы, совещались по ходу, договаривались, кто будет зарисовывать результаты опыта, а кто - отчитываться о проделанной работе.
Воспитатели на этом этапе практической исследовательской деятельности – выполняли обязанности консультанта исследователей. Помогали тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.
Экспериментирование может использоваться в различных видах самостоятельной деятельности детей, поэтому старались создать в группе все условия для развития опытно-экспериментальной деятельности детей. Поместили карточки с символическим изображением «методов исследования». Например, подумать – изображение «? », посмотреть в книге – изображение книги, спросить у другого человека – изображение человека.
Приобретенные знания и навыки дети синтезировали и пользовались ими при решении познавательных и практических задач в самостоятельной исследовательской деятельности.
При сборе сведений дети расспрашивали своих родителей об интересующем их вопросе, тем самым обменивались знаниями и опытом. Также обращались к книгам и энциклопедиям как источнику информации, просили прочитать взрослых.
Полученные в процессе сложной и серьезной работы сведения ребята обобщали, пробовали дать определения некоторым понятиям. Задача воспитателя заключалась в том, чтобы – уточнить, конкретизировать определение, научить смело высказывать свои предположения.
Таким образом, самостоятельная продуктивная деятельность детей способствовала развитию способностей к поисковой деятельности: планирование этапов своих действий, выбору материала и способу действия, умению аргументировать свой выбор.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
К организации поисковой и творческой деятельности детей подключили родителей. На собрании рассказали о проекте, его целях и задачах, сделав акцент на то, что без их помощи и участия будет трудно осуществить задуманное.
Прежде всего, родители пополнили книжный уголок детскими справочниками и энциклопедиями, прекрасно иллюстрированными, имеющими хорошие краткие и доступные детям информативные плакаты.
Для развития естественно-научных представлений предлагали родителям темы бесед с детьми:
-Приобщение детей к труду – важнейшая составляющая духовно-нравственного воспитания».
- Лень – плохая привычка!
- Что будет, если не ухаживать за растениями?
Большую помощь оказали родители в изготовлении карточек для фиксирования наблюдений, которые использовались детьми в самостоятельной деятельности, подборе посадочного материала.
Таким образом, роль родителей в реализации проекта – непосредственно участие и поддержка творческой активности детей.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
В ходе исследовательской деятельности по решению проблемы дети научились самостоятельно действовать, достигать результата и обозначать его с помощью условной схемы (зарисовывать результаты опытов, обобщать полученную информацию).
При обсуждениях в группе, а также в процессе самостоятельной исследовательской деятельности в детском саду приобрели умение строить гипотезы и высказывать предположения об ожидаемом результате, систематизировать ранее полученные и вновь приобретенные знания.
Заключение:
- узнали и смогли рассказывать о значимости труда;
-стали старательно и аккуратно выполнять поручения взрослых;
- у детей сформировались навыки совместной деятельности;
- установились дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь;
- для детей труд стал потребностью.
Список литературы:
1. Данюкова А. Вы любите проекты?//Обруч.-2001.-№4.-с.11-13.
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.-192с.
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./Авт.-сост.: Л.С.Киселева и др.- М.: АРКТИ, 2003.- 96 с.
4. Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л. Бизнес проект в ДОУ.//Обруч.- 2002.- № 6.- С.7-9.
5. Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики.//Дошкольное воспитание.- 2000.- № 2.- С.8-17.
6. Бинас А.В., Маш Р.Д. и др. Биологический эксперимент в школе. – М.: Просвещение, 1990.
7. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. –В.: Издательство «Учитель»,2008.
8. Наталья Кочкина – Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие.
9. Роза Буре – Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Влияние комнатных растений на здоровье детей. Оформление уголков природы в детском саду"
Комнатные растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещений, но и действенным средством в воспитании и образовании детей....
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Комнатные растения»
Нод по исследовательской деятельности с опытами...
Консультация для родителей «Роль комнатных растений в оздоровлении детей»
В каждом доме взрослые и дети выращивают растения. Их состав, как правило формируется стихийно. А между тем каждое из растений выделяет в воздух определенные вещества, очищает, увлажняет его. Комнатны...
Познавательно- исследовательский проект «Окружающие нас друзья - комнатные растения» с детьми средней группы
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ОКРУЖАЮЩИЕ НАС ДРУЗЬЯ - КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫАктуальность:Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное з...
Комнатные растения (проект для детей старшей группы детского сада)
Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «Комнатные растения» позволяет об...
Познавательно- исследовательский проект «Окружающие нас друзья - комнатные растения» с детьми средней группы
ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «ОКРУЖАЮЩИЕ НАС ДРУЗЬЯ - КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫАктуальность:Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, имеет важное з...
Конспект организованно-образовательной по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Комнатные растения»
Цель:Уточнить и систематизировать знания детей о комнатных растениях.Задачи:1. Закрепить знания об основных потребностях растений.2. Закрепить умение наблюдать и делать выводы.3. Побуждать детей к сра...