Дидактическая игра - как средство развития познавательной деятельности, у детей с нарушением в развитии.
материал (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
«Дидактическая игра – как средство развития познавательной деятельности, у детей с нарушением в развитии»
В течении нескольких лет я работаю над темой «Дидактическая игра -как средство развития познавательной деятельности, у детей с нарушением в развитии».
Считаю, что игра имеет исключительно важное значение для психомоторного, личностного развития ребенка и подготовки его к школе.
В образовательном процессе использую современные педагогические технологии. Мною наработан большой методический материал, дидактические игры и пособия по интеллектуальному развитию. Провожу открытые занятия, консультации по данной теме. Направленность педагогического процесса в моей работе с детьми предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций, внимания.
На первом этапе ранней комплексной коррекционно - развивающей работы, выбрала направление на развитие моторики речи, коммуникативного поведения.
По состоянию интеллекта дети моей группы представляют крайне разнородную категорию: одни имеют сохранный интеллект, у других наблюдается своеобразная задержка психического развития. В воспитании и обучении детей включаю комплексную методику коррекционно - развивающего воздействия с использованием регулирующей функции речи и ритмической организации движения.
Важное значение уделяю развитию игровой деятельности и коррекции нарушенных функций в процессе игры; воспитанию навыков самообслуживания и гигиены, формированию манипулятивной деятельности, зрительно-моторной координации. Прежде чем поставить задачи по развитию познавательной деятельности ребенка, провожу диагностическое обследование для выявления уровня развития каждого ребенка. (Диагностика прилагается) Рассматриваю факторы, которые могут тормозить в развитии познавательной деятельности: тяжесть двигательного поражения, нарушения артикуляционного аппарата.
При проведении диагностического обследования обращаю внимание на соответствие уровня выполняемых ребенком заданий возрасту и сохранных анализаторов; делаю анализ возможного обучения по принципу: темы обучения (время необходимое для овладения навыками, количество упражнений в процессе обучения); характер посторонней помощи и возможность ее использовать; способность частично приспособиться к двигательному дефекту, если есть физические отклонения; использование без речевых средств коммуникации; устойчивость внимания.
В исследовании предметной деятельности включаю участие
ребенка в совместной игре со взрослыми, где обращаю внимание на интерес к деятельности, активность включения в игру, попытки использовать предметы по назначению, умение обратиться за помощью.
Далее в самостоятельной деятельности наблюдаю за
адекватностью производимых действий с предметами, настойчивостью в
достижении результата, умение использовать помощь.
На основании обследования каждого ребенка делаю характеристику и игровой деятельности. Затем планирую коррекционную работу на каждого ребенка.
В конце года по результатам диагностического обследования наблюдаю стойкую положительную динамику познавательной деятельности.
На занятиях с детьми сочетаю умственное и сенсорное воспитание, тем самым развиваю обобщение способа обследования предметов и мыслительные процессы. При развитии самостоятельности детского мышления ставлю перед ребёнком задачу и обучаю его способам решения, формируя таким путём важнейшие мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнения, обобщения.
Считаю, что самый чувствительный период для развития познавательных способностей детей - это период от 3 до 7 лет. Именно в этот период необходимо развивать память, восприятие, внимание и мышление. Поэтому, для успешного решения поставленных перед ребенком задач, особенно с аномальными отклонениями, использую дидактические игры.
Игрою можно диагностировать, познать ребенка. С помощью игры можно корректировать, улучшать, развивать в детях важные психические свойства, человеческие личностные качества. Работа по данному виду деятельности позволяет утверждать, что игра основной вид деятельности детей, а также одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Для ребенка игра - это естественное состояние, в котором он существует, развивается, познает мир.
В своей работе с родителями использую нетрадиционные формы: «Семейный клуб», «Круглый стол», «Гостиная». Провожу игры - викторины, анкетирование, выставки, консультации по актуальным вопросам.
Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность – словом все что составляет богатство человеческой личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
1 слайд ТЕМА: «ЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»Выполнила : Пивкина Татьяна Николаевна воспитательМБДОУ «Центр развития ...
"Развитие познавательной деятельности у детей с нарушениями речи"
Презентация и пояснение к презентации...
Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра,как средство формирования позновательной активности у детей мл дош возраста....
Презентация "Логические игры как средство формирования познавательной деятельности у детей 4-5 лет"
Обучение детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, классификации, систематизации, ограничению, обобщению. умозаключениям....
Тема самообразования: Квест игра, как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Квест - это командная игра в которой задействованы не только выносливость и эрудиция, но и сообразительность, креативность и не стандартное мышление....
Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста.
Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего восп...
Презентация: "Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста"
Что такое дидактическая игра:Это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в ...