"Развитие познавательной деятельности у детей с нарушениями речи"
презентация к уроку по развитию речи на тему
Презентация и пояснение к презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_razvitie.pptx | 172.68 КБ |
tema.docx | 38.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Классификация речевых нарушений (Р.Е. Левина)
Клинико - педагогическая классификация
Психолого – педагогическая классификация
Познавательная деятельность Это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого человек приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него
Являются составной частью любой человеческой, в том числе и речевой, деятельности
Особенности восприятия при речевых нарушениях Снижен уровень фонематического восприятия Снижен уровень слухового восприятия Снижен уровень зрительного восприятия Снижен уровень развития буквенного гнозиса Нарушения в пространственной ориентации
Особенности внимания при речевых нарушениях Низкие показатель произвольного внимания Трудности в планировании своих действий Трудности при анализе условий, поиске способов и средств в решении задач Не сформирован контроль за деятельностью Трудности в распределении между речью и практическими действиями Снижение в процессе работы Неустойчивость внимания
Особенности памяти при речевых нарушениях Снижен уровень слуховой памяти Снежен уровень зрительной памяти Низкий уровень отсроченного воспроизведения Низкий уровень продуктивного запоминания Относительная сохранность смыслового, логического запоминания
Особенности мышления при речевых нарушениях Снижен уровень наглядно – образного мышления Низкий уровень таких операций как: анализ, синтез, сравнение, классификация, исключение лишнего понятия, умозаключение возникают трудности в установлении причинно-следственных связей и явлений
Особенности воображения при речевых нарушениях Низкий уровень общих сведений об окружающем мире Снижен уровень познавательных интересов Отсутствие целенаправленности в деятельности Сложность в создании воображаемой ситуации Низкий уровень развития игровой деятельности Низкий уровень развития творческой деятельности
основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются: Недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы Недостаточная концентрация и устойчивость внимания Низкий уровень развития моторики Отсутствие интереса к обучению Снижен объема памяти Трудностям в овладении письмом и грамотой Снижен уровень счетных операций Снижен уровень логического мышления
Список литературы Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с нарушениями речи: Учеб. пособие для студ. высш . учеб. заведений[Текст]/Калягин В.А., Овчинникова Т.С.– СПб., КАРО, 2005.- 290с. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции [Текст]/ Соботович Е.Ф. – М.: Классикс стиль, 2003.-140с. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология [Текст]/ Трошин О.В., Жулина Е.В.-М., 2005.-246с.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 4
Развитие познавательной деятельности у детей с нарушениями речи
Подготовила:
Старший воспитатель
С.В. Муллаярова
ВВЕДЕНИЕ
Речевая деятельность человека теснейшим образом связанна со всеми сторонами человеческого сознания. Речь - важный фактор психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, формируется воля и характер. Все психологические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.
Анализ онтогенеза развития речи показывает, что речь ребенка формируется под влиянием взрослых, зависит от нормального речевого окружения, достаточной речевой практики, а также от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.
В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной сферы. Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности, помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта. Соответственно наряду с непосредственным исправлением речевых нарушений открывается возможность воздействовать на те или иные особенности психического развития, прямо или косвенно мешающие нормальному функционированию речевой деятельности.
Среди исследователей, занимавшихся изучением познавательного развития детей с речевой патологией, можно назвать таких, как Л.С. Цветкова, Р.Е. Левина, Т.М. Пирцхалайшвили, Е. М. Мастюкова, Н.А. Чевелева, Г.С. Сергеева, которые исследовали разные периоды восприятия; Г. С. Гуменная, изучавшая особенности памяти; О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, Т.А. Фотекова, исследовавшие внимание; И.Т. Власенко, Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидович, Л.А. Зайцева, В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин, О.Н. Усанова, изучавшие своеобразие различных форм мышления; В.П. Глухов, исследовавший воображение.
СЛАЙД № 2
Существует классификацияречевых нарушений: климнико – педагогическая и психолого – педагогическая (РЕ Левина).
СЛАЙД № 3
Клинико – педагогическая классификация ориентирована на коррекцию дефекта речи, разработку дифференцированного подхода к их преодолению и нацелена на предельную детализацию видов и форм речевых нарушений.
СЛАЙД № 4
Психолого- педагогическая характеристика объединят обычно в три группы для удобства проведения коррекционной работы
Фонетико- фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства. При которых нарушено формирование всех компонентов устной речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
Недостатки мелодико – интонационной (дисфония, афония) и темпо- ритмической стороны (заикание, тахилалия, брадилалия) – нарушение темпо – ритмической организации речи, обусловленное судоржным состоянием мышц речевого аппарата.
СЛАЙД № 5
Познавательная деятельность – это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого человек приобретает знания, познает законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него.
Познавательная деятельность является важнейшей составляющей всех видов
человеческой деятельности, которые определены в современной психологии (предметной, игровой, продуктивной, трудовой), так как человек в процессе любого занятия (игры, труда, рисования, конструирования и пр.) приобретает систему знаний о предметах окружающего мира и учится преобразовывать их (изменять, дополнять, создавать новые варианты и пр.).
СЛАЙД № 6
Познавательная сфера – это внимание, восприятие, память, воображение, мышление.
Являются составной частью любой человеческой, в том числе и речевой, деятельности.
У детей с расстройствами речи имеется специфические особенности как речевого, так и общего психического развития (Н.С.Жукова, В.И. Лубовский, С.С. Ляпидевский и др.) Для многих детей с речевыми нарушениями характерна недостаточная выраженность познавательных процессов, нарушение и замедление приема и переработки сенсорной и речевой информации.
СЛАЙД № 7
Особенности восприятия при речевых нарушениях
Восприятие – ощущение, обобщенные с понятиями, простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа.
- Нарушения фонематического восприятия отмечаются у всех детей с нарушениями речи, причем наблюдается несомненная связь речеслухового и речедвигательного анализаторов
- Снижен уровень слухового восприятия: обусловлено нарушением функции речедвигательного анализатора при дизартрии и ринолалии.
- Снижен уровень зрительного восприятия: обусловлено недостаточной сформированностью целостного образа предмета, затруднения в упражнениях в условиях наложения.
- А.П. Воронова при исследовании дошкольников с общим недоразвитием речи отмечает, что дети данной категории в большинстве случаев имеют низкий уровень развития буквенного гнозиса: они с трудом дифференцируют нормальное и зеркальное написание букв, не узнают буквы, наложенные друг на друга, у них наблюдаются трудности в назывании и сравнении букв, сходных графически, и даже в назывании букв печатного шифра, данных в беспорядке.
- Нарушения в пространственной ориентации - слева/ справа.
СЛАЙД № 8
Особенности внимания при речевых нарушениях
Внимание – это главное условие осуществления познавательных процессов. Оно, не являясь самостоятельным процессом, составляет неотъемлемую часть, свойство различных видов деятельности, в том числе познавательной. Внимание не имеет своего, отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой, в том числе и речевой, деятельности.
В отношении речи этот механизм обладает определенным своеобразием, так как, с одной стороны, он обслуживает процесс рождения речи, с другой – речь сама становится средством направления внимания и контроля.
Изучением внимания у дошкольников с нарушениями речи занималась Т.С. Овчинникова. Ей удалось выявить особенности, отличающие детей с нарушениями речи от здоровых детей, и охарактеризовать продуктивность их деятельности при длительных умственных нагрузках.
- Низкие показатель произвольного внимания
- Трудности в планировании своих действий
- Трудности при анализе условий, поиске способов и средств в решении задач
- Не сформирован контроль за деятельностью
- Трудности в распределении между речью и практическими действиями
- Снижение в процессе работы
- Неустойчивость внимания
СЛАЙД № 9
Особенности памяти при речевых нарушениях
Память – следовая форма психического отражения, развивающаяся на основе генетической и физиологической памяти как запоминание, сохранение и последующее объективное и субъективное воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Память формирует содержательное в психике, опыт личности и ее «Я». Без памяти невозможно обучение.
- Снижен уровень слуховой памяти
- Снежен уровень зрительной памяти
- Низкий уровень отсроченного воспроизведения
- Низкий уровень продуктивного запоминания
- Относительная сохранность смыслового, логического запоминания
П.П. Блонский провел исследование состояния памяти разной модальности у дошкольников с нарушением речи и у их сверстников без нарушений речи. В обеих группах детей подтверждается общая закономерность, установленная П.П. Блонским: наилучшим образом развита моторная память, а хуже всего слуховая.
У данной категории детей заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Дети, как правило, не прибегают к речевому общению с целью уточнения инструкции. Однако при имеющихся трудностях у детей данной категории остаются относительно сохранными
СЛАЙД № 10
Особенности мышления при речевых нарушениях
Мышление – высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность обобщенно и опосредовано, устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями.
- Снижен уровень наглядно – образного мышления
- Низкий уровень таких операций как: анализ, синтез, сравнение, классификация, исключение лишнего понятия, умозаключение
- возникают трудности в установлении причинно-следственных связей и явлений
- дети с общим недоразвитием речи отстают в развитии наглядно-образного мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, классификацией, исключением лишнего понятия и умозаключением по аналогии.
Исследования ученых показывают, что дошкольники с нарушением речи характеризуются более или менее развитым наглядно-действенным мышлением и отставанием в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления.
СЛАЙД № 11
Особенности воображения при речевых нарушениях
Воображение – это форма опосредованного, обобщенного познания, создание на основе уже имевшихся восприятия и памяти новых, ранее не известных образов, представлений и понятий. Если восприятие обращено к настоящему, память к прошлому, то воображение – к будущему.
- Низкий уровень общих сведений об окружающем мире
- Снижен уровень познавательных интересов
- Отсутствие целенаправленности в деятельности
- Сложность в создании воображаемой ситуации
- Низкий уровень развития игровой деятельности
- Низкий уровень развития
творческой деятельности
В.П. Глухов исследовал воображение у детей с нарушением речи при помощи рисуночных проб, используемых для оценки творческих способностей, и выявил их более низкую продуктивность по этому показателю по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
Проведенные эксперименты позволили выявить специфические особенности воображения у детей данной категории: снижение мотивации в деятельности; снижение познавательных интересов; бедный запас общих сведений об окружающем мире; отсутствие целенаправленности в деятельности; сложность в создании воображаемой ситуации; недостаточную точность предметных образов – представлений; непрочность связей между зрительной и вербальной сферами.
СЛАЙД № 12
Основными особенностями познавательной сферы детей с речевыми нарушениями являются:
- Недостаточная сформированность и дифференцированность мотивационной сферы
- Недостаточная концентрация и устойчивость внимания
- Низкий уровень развития моторики
- Отсутствие интереса к обучению
- Снижен объема памяти
- Трудностям в овладении письмом и грамотой
- Снижен уровень счетных операций
- Снижен уровень логического мышления
ВЫВОД
Учителю – логопеду и педагогам важно знать закономерности психического развития ребенка, владеть методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста. Таким образом, учитель – логопед и педагог может дифференцировать различные формы речевых расстройств и отграничивать их от речевых нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и поведенческими нарушениями. Знание психологии помогает учителю - логопеду видеть не только само речевое расстройство, а прежде всего ребенка, правильно понимать связь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом.
Дисгармоничный характер познавательного и речевого развития детей с нарушением речи определяет необходимость целенаправленного изучения состояния их когнитивных функций. А именно выявление соотношений речевых симптомов и нарушений познавательной деятельности в структуре дефекта для выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении коррекционно-логопедических задач.
Коррекционно-развивающая задача предполагает преодоление недостатков познавательной деятельности: развитие понимания речи, речевого подражания, расширение пассивного и активного словарного запаса, лексико-грамматических структур, формирование связной речи, развитие сенсорного и интеллектуального потенциала, словесно-логического мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра - как средство развития познавательной деятельности, у детей с нарушением в развитии.
Из опыта работы....
Словесно дидактическая игра как средство развитие речевой мыслительной деятельности у детей с нарушениями речи.
Дидактическая игра одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра является основным видом деятельности детей. Дидактическая игра содержит в себе большлие возможности для ...
Словесно дидактическая игра как средство развитие речевой мыслительной деятельности у детей с нарушениями речи.
Дидактическая игра одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра является основным видом деятельности детей. Дидактическая игра содержит в себе большлие возможности для ...
Развитие познавателньой деятельности у детей с нарушениями речи
материал содержит в себе осбенности познавателньой сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями речи...
Презентация "Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"
quot;Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"...
Статья на тему «Особенности развития познавательных функций у детей с нарушениями речи»
Статья на тему:«Особенности развития познавательных функций у детей с нарушениями речи»Учитель-логопед АДАМЁНОК Н.Ю.Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми с...