«Наставничество – как метод профессионального становления молодого педагога».
статья по теме

Кулиш Анна Николаевна

Как маленький ребенок начинает делать свои первые шаги при поддержке взрослых, так и молодой педагог   должен, в идеале, делать свои первые шаги в ДОУ при поддержке людей более опытных – педагогов – наставников.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем работы, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Молодые воспитатели боятся собственной несостоятельности, совершить педагогическую ошибку во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят. Чтобы этого не произошло, в ДОУ создаются условия для профессионального роста, более легкой адаптации и «вхождения» молодого специалиста в педагогический коллектив. К таким условиям относятся: внимание заведующего детским садом, методиста, старшего воспитателя, направленных на создание и развитие организационной культуры педагогического коллектива.

Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду осуществляется в непрерывной связи с процессом его личностного  и профессионального развития, материально-техническое обеспечение образовательного процесса помогает педагогу реализовать инновационные подходы.

Прохождение этапа профессионального становления для каждого молодого педагога индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому проведение систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет молодому педагогу получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, используя разнообразные формы взаимодействия друг с другом. При возникновении конфликтных ситуаций наставник предлагает различные варианты их решения,  в педагогической деятельности способствует развитию у молодого специалиста познавательного интереса к профессии, освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывает положительное влияние на рост его профессиональной значимости. Самое главное – молодой специалист может присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии, задать возникающие у него вопросы. При поддержке наставника молодой педагог начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями. Наставник помогает овладеть искусством общения, найти подход к любому  родителю, а через него узнать больше о ребенке и установить доверительные отношения с детьми и в дальнейшем завоевать любовь к детям и уважение их родителей.

Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта, играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого педагога. Молодой специалист получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и развивает способности, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него со всем коллективом. Для успешного выполнения отдельных педагогических действий необходимы профессиональные качества, которыми должен обладать педагог, такие как: умение мобилизировать себя; навыки произвольного внимания; умение грамотно и логично излагать свои мысли; навыки эффектной коммуникации и конструктивного общения; владение игровыми приемами.

Деятельность специалистов ДОУ – это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи и взаимоответственности. Педагог, работающий в ДОУ, должен обладать личностными качествами – трудолюбие, тактичность, ответственность, пунктуальность, отзывчивость, уверенность. С позиции профессиональных качеств: эмпатия, доброжелательность, деликатность, аутентичность, конкретность, открытость, непосредственность, коммуникабельность, конфиденциальность.

Молодой педагог в процессе тесного сотрудничества с наставником получает позитивный опыт общения с другими сотрудниками и детьми и повышает свой профессиональный уровень.

Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к  другому, является неотъемлемой частью повседневной жизни педагогов, что создает прочную профессиональную культуру в ДОУ и становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива, также помогает повысить профессиональную компетентность молодого специалиста, быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить  успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

 «Наставничество – как метод профессионального становления молодого педагога».

Как маленький ребенок начинает делать свои первые шаги при поддержке взрослых, так и молодой педагог   должен, в идеале, делать свои первые шаги в ДОУ при поддержке людей более опытных – педагогов – наставников.

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем работы, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Молодые воспитатели боятся собственной несостоятельности, совершить педагогическую ошибку во взаимодействии с воспитанниками, их родителями; опасаются критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят. Чтобы этого не произошло, в ДОУ создаются условия для профессионального роста, более легкой адаптации и «вхождения» молодого специалиста в педагогический коллектив. К таким условиям относятся: внимание заведующего детским садом, методиста, старшего воспитателя, направленных на создание и развитие организационной культуры педагогического коллектива.

Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду осуществляется в непрерывной связи с процессом его личностного  и профессионального развития, материально-техническое обеспечение образовательного процесса помогает педагогу реализовать инновационные подходы.

Прохождение этапа профессионального становления для каждого молодого педагога индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому проведение систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет молодому педагогу получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте, используя разнообразные формы взаимодействия друг с другом. При возникновении конфликтных ситуаций наставник предлагает различные варианты их решения,  в педагогической деятельности способствует развитию у молодого специалиста познавательного интереса к профессии, освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывает положительное влияние на рост его профессиональной значимости. Самое главное – молодой специалист может присутствовать у своего наставника на любом режимном мероприятии, задать возникающие у него вопросы. При поддержке наставника молодой педагог начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями. Наставник помогает овладеть искусством общения, найти подход к любому  родителю, а через него узнать больше о ребенке и установить доверительные отношения с детьми и в дальнейшем завоевать любовь к детям и уважение их родителей.

Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта, играет важную роль в формировании педагогического идеала молодого педагога. Молодой специалист получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и развивает способности, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, а через него со всем коллективом. Для успешного выполнения отдельных педагогических действий необходимы профессиональные качества, которыми должен обладать педагог, такие как: умение мобилизировать себя; навыки произвольного внимания; умение грамотно и логично излагать свои мысли; навыки эффектной коммуникации и конструктивного общения; владение игровыми приемами.

Деятельность специалистов ДОУ – это зона доверия между людьми, путь к их взаимопониманию, взаимопомощи и взаимоответственности. Педагог, работающий в ДОУ, должен обладать личностными качествами – трудолюбие, тактичность, ответственность, пунктуальность, отзывчивость, уверенность. С позиции профессиональных качеств: эмпатия, доброжелательность, деликатность, аутентичность, конкретность, открытость, непосредственность, коммуникабельность, конфиденциальность.

Молодой педагог в процессе тесного сотрудничества с наставником получает позитивный опыт общения с другими сотрудниками и детьми и повышает свой профессиональный уровень.

Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к  другому, является неотъемлемой частью повседневной жизни педагогов, что создает прочную профессиональную культуру в ДОУ и становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива, также помогает повысить профессиональную компетентность молодого специалиста, быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить  успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наставничество- как метод профессионального становления молодого педагога.

«Наставничество – как метод профессионального становления молодого педагога»Кныш Вера Анатольевна, воспитательМБДОУ д/с 61, Киселевский городской округ.Любое образовательное учреждение – эт...

(Выступление) Городская конференция молодых педагогов "Профессиональное становление молодого педагога в условиях ФГОС"

Младший дошкольный возраст - особый период в жизни ребенка. Культурно - гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую...

Педагогический проект "Наставничество, как метод сопровождения процесса профессионального становления молодого педагога" (01.06.2022)

Аттестационная работа. Педагогический проект в рамках курсов повышения квалификации "Методические и содержательные аспекты работы педагога-наставника" (13.04 - 1.06.2022)...

Программа наставничества профессионального становления молодого педагога в должности учитель-логопед

В майском Указе Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» В.В. Путин обратил ...

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Проблема привлечения молодых кадров является очень актуальной в современной ситуации российского образования. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соотве...