НАСТАВНИЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
статья
Проблема привлечения молодых кадров является очень актуальной в современной ситуации российского образования. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки. Молодой педагог, начинающий свою педагогическую деятельность в детском саду, нередко «теряется». И это понятно, так как недостаточная профессиональная компетентность вызывает большие сложности во всех аспектах работы воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazakova_ea_statya.docx | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
НАСТАВНИЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
Казакова Елена Александровна
педагог-психолог
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Гимназия № 9» структурное подразделение Детский сад
Наставничество — это инвестиция в долгосрочное
развитие организации, в ее «здоровье».
Дэвид Майстер
Проблема привлечения молодых кадров является очень актуальной в современной ситуации российского образования. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки. Молодой педагог, начинающий свою педагогическую деятельность в детском саду, нередко «теряется». И это понятно, так как недостаточная профессиональная компетентность вызывает большие сложности во всех аспектах работы воспитателя [1; 18].
Большинство молодых педагогов, в начале пути в системе специального образования, испытывают трудности в установлении контакта, межличностном общении с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и их родителями, в определении особых образовательных потребностей данной категории детей.
В том, чтобы молодой специалист чувствовал себя комфортно, чтобы у него не возникло желания уйти из профессии, помогает универсальная технология передачи личностного, жизненного и профессионального опыта – наставничество [3; 17].
Работа с молодыми специалистами в нашем учреждении традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы. Опыт работы показывает, что пользу получают все участники этого процесса:
- наставник развивает навыки управления, повышает свой статус, завоевывает репутацию профессионала и доверие коллег, принимает участие в формировании профессиональной команды (это очень важно, поскольку эффективность всей команды зависит от эффективности работы каждого ее члена);
- молодой педагог получает своевременную помощь на этапе включения в образовательный процесс, поддержку в профессиональном развитии;
- детский сад стабилизирует численность коллектива (снижается текучесть кадров), формирует команду высококвалифицированных сотрудников.
Наставник, сопровождает ряд этапов: адаптация, управление эффективностью деятельности, контрольно-оценочный этап.
1. Адаптация. Каждый из нас когда-то оказывался в роли новичка, поэтому мы помним, как важно быстро войти в курс дела, как велика в первые дни работы потребность в получении нужной информации. Роль наставника в процессе адаптации:
- помочь педагогу понять и принять свой новый статус;
- освоить новые нормы поведения;
- познакомиться с корпоративной культурой, традициями;
- помочь наладить и поддерживать взаимоотношения с коллективом;
- помочь педагогу сформировать профессиональные навыки, необходимые для выполнения его функциональных обязанностей.
2. Управление эффективностью деятельности. В основе данного процесса: постановка целей и разработка плана развития на основе плана мероприятий учреждения.
Цели могут быть уточнены и скорректированы в середине года — во время процедуры промежуточной оценки деятельности. Обязанности наставника, на данном этапе:
- скорректировать и утвердить цели работы на год;
- оценить компетенции и возможности педагога;
- помочь разработать индивидуальный план развития.
3. Оценка деятельности (промежуточная и итоговая). Проверка уровня профессиональной компетентности педагога, определение степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Исходя из опыта работы с наставляемым педагогом выделяется четыре направления.
№ п/п | Наименование направления | Действия наставника |
1 | Методическое | Диагностика профессиональных дефицитов наставляемого педагога. Корректировка траектории обучения. |
2 | Информационное | Обеспечение доступа к информационным, справочным ресурсам. |
3 | Организационное | Организация повышения квалификации, участия педагога в работе методического объединения, круглых столов, мастер-классов. Помощь в подготовке к участию в мероприятиях. |
4 | Коммуникативное | Доверительное общение с педагогом, укрепление профессионального сотрудничества, обсуждение возникающих проблем. |
Для успешного и быстрого включения в профессиональную деятельность разработан план работы с наставляемым педагогом. Выбирая формы наставничества, мы руководствовались актуальными проблемами нашей образовательной организации, связанными с повышением профессионального потенциала педагога и поддержкой воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В работе с педагогом применялись следующие эффективные виды и формы деятельности:
- индивидуальное консультирование; технология сотрудничества; методическое сопровождение; посещение занятий; участие в очных и дистанционных мероприятиях (семинарах, тематических педсоветах, вебинарах); участие в конкурсах профессионального мастерства [1; 21].
Исходя из своего опыта работы, могу утверждать, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности профессиональная адаптация молодого воспитателя может протекать длительно и сложно, потому что «Почти во всех делах самое трудное — начало».
Чтобы успех, маленькие победы не заставили себя ждать, мы представляем вниманию молодых педагогов методический коллаж, то есть комбинацию основных элементов педагогического мастерства, которые позволяют им быстро войти в профессию и пригодятся на протяжении всей профессиональной деятельности.
- 1-я составляющая нашего методического коллажа – «Траектория успеха».
В детском саду существует комплекс наставнических практик: разработана программа наставничества «Траектория».
Цель данной программы: планомерное раскрытие индивидуальных способностей начинающего педагога, создание условий для его профессионального становления.
Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся по следующим модулям:
- моделирование процесса обучения;
- моделирование воспитательного процесса;
- образовательные технологии и документация;
- развитие профессиональной компетентности педагога.
Продолжительность каждого модуля вариативна: прохождение всех модулей каждым конкретным молодым педагогом может быть необязательным с учетом его индивидуальных особенностей и профессиональных дефицитов.
В свою очередь, наставник составляет индивидуальный план обучения педагога, исходя из его потребности в профессиональных знаниях и навыках, в соответствии с уровнем его начальной подготовки и опытом работы.
- 2-й элемент в технике методического коллажа: говорим на одном языке.
Мы работаем с детьми с тяжелым нарушением речи. Работа с данной категорией детей имеет свою специфику:
- ведущими в нашей деятельности являются специалисты: учитель-логопед и педагог-психолог дают рекомендации по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса. Работа с данной категорией детей, с одной стороны, сложна, с другой стороны – интересна тесной связью психологии и педагогики.
- Мотивация к деятельности – 3-й элемент в технике методического коллажа.
Мотивационная сфера у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи отличается слабой выраженностью, кратковременностью побуждений к деятельности, что, в свою очередь, формирует у воспитанников стойкий отрицательный стереотип к школе и учебной деятельности. Перед педагогами встает трудная задача нейтрализации отрицательных мотивов, воспитание и формирование положительных стереотипов. Мотивация к учению складывается у ребёнка из многих факторов: личность педагога, система подачи информации.
30 минут серьезной работы …. А давно ли вы смеялись на занятии? И здесь на помощь приходит прием, автором которого считают известного психотерапевта и писателя Владимира Леви: «Комическая атака» - 4-й элемент методического коллажа. Нельзя не согласиться с мнением автора, что у многих детей, как и у взрослых, существует масса комплексов, внутренняя неуверенность. Юмор для большинства ребят безотказно делает свое доброе дело, помогает освободиться от напряжения, и после своеобразной «встряски» вновь включиться в работу.
Эта схема не исчерпывает всех видов методической работы в нашем учреждении с начинающими педагогами, и «опыт можно почерпнуть из книг, методической литературы, Интернета и других источников информации. Но человечество еще не придумало лучшего способа передачи опыта, чем личный контакт и творческое взаимодействие педагогов-единомышленников разных поколений. Наставник, как проводник, сможет провести вас туда, где он уже был, а вы – еще нет» [2; 74].
Литература:
- Волкова Н.А. Наставничество в школе как ресурсная среда для развития компетенций обучающихся [Электронный ресурс]/ Н.А. Волкова, И.В. Сычева// Академический вестник. Вестник СПб АППО. -2022.-№2. С.18-21.
- Гафнер Ю.А. Опыт реализации целевой модели наставничества в форме «преподаватель-преподаватель» [Электронный ресурс]/ Ю.А. Гафнер,// Академический вестник. Вестник СПб АППО. -2022.-№2. С.71-74.
- Журавлева Н.Н. Организация наставничества как необходимое условие управления качеством образования [Электронный ресурс]/ Н.Н Журавлева, И.А. Талышинская// Вестник педагогических инноваций. -2022.-№2. С.14-22.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наставничество – как метод профессионального становления молодого педагога».
Как маленький ребенок начинает делать свои первые шаги при поддержке взрослых, так и молодой педагог должен, в идеале, делать свои первые шаги в ДОУ при поддержке людей более опытных – пед...
Наставничество- как метод профессионального становления молодого педагога.
«Наставничество – как метод профессионального становления молодого педагога»Кныш Вера Анатольевна, воспитательМБДОУ д/с 61, Киселевский городской округ.Любое образовательное учреждение – эт...
(Выступление) Городская конференция молодых педагогов "Профессиональное становление молодого педагога в условиях ФГОС"
Младший дошкольный возраст - особый период в жизни ребенка. Культурно - гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую...
Педагогический проект «Наставничество, как метод сопровождения процесса профессионального становления молодого педагога»
Работа с молодыми педагогами...
Педагогический проект "Наставничество, как метод сопровождения процесса профессионального становления молодого педагога" (01.06.2022)
Аттестационная работа. Педагогический проект в рамках курсов повышения квалификации "Методические и содержательные аспекты работы педагога-наставника" (13.04 - 1.06.2022)...
Организация системы наставничества в образовательном учреждении, адаптация и профессиональное становление молодых педагогов
Организация системы наставничества...
Программа наставничества профессионального становления молодого педагога в должности учитель-логопед
В майском Указе Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» В.В. Путин обратил ...