НАСТАВНИЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
статья

Казакова Елена Александровна

Проблема привлечения молодых кадров является очень актуальной в современной ситуации российского образования. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки.  Молодой педагог, начинающий свою педагогическую деятельность в детском саду, нередко «теряется».  И это понятно, так как недостаточная профессиональная компетентность вызывает большие сложности  во всех аспектах работы воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazakova_ea_statya.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК УСЛОВИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА

Казакова Елена Александровна

педагог-психолог

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Гимназия № 9» структурное подразделение Детский сад

Наставничество — это инвестиция в долгосрочное
развитие организации, в ее «здоровье».
Дэвид Майстер

        Проблема привлечения молодых кадров является очень актуальной в современной ситуации российского образования. Система образования нуждается в компетентном, ответственном педагоге, действующем в соответствии с государственной политикой и принципами психолого-педагогической науки.  Молодой педагог, начинающий свою педагогическую деятельность в детском саду, нередко «теряется».  И это понятно, так как недостаточная профессиональная компетентность вызывает большие сложности  во всех аспектах работы воспитателя [1; 18].

        Большинство молодых педагогов, в начале пути в системе специального образования, испытывают трудности в установлении контакта, межличностном общении с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и их родителями, в определении особых образовательных потребностей данной категории детей.

        В том, чтобы молодой специалист чувствовал себя комфортно, чтобы у него не возникло желания уйти из профессии, помогает универсальная технология передачи личностного, жизненного и профессионального опыта – наставничество [3; 17]. 

Работа с молодыми специалистами в нашем учреждении традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы. Опыт работы показывает, что пользу получают все участники этого процесса:

- наставник  развивает навыки управления, повышает свой статус, завоевывает  репутацию профессионала и доверие коллег, принимает участие в формировании профессиональной команды (это очень важно, поскольку эффективность всей команды зависит от эффективности работы каждого ее члена);
- молодой педагог  получает своевременную помощь на этапе включения в образовательный процесс, поддержку в профессиональном развитии;
- детский сад  стабилизирует численность коллектива (снижается текучесть кадров),  формирует команду высококвалифицированных сотрудников.

         Наставник, сопровождает ряд этапов: адаптация, управление эффективностью деятельности, контрольно-оценочный этап.

            1.  Адаптация. Каждый из нас когда-то оказывался в роли новичка, поэтому мы помним, как важно быстро войти в курс дела, как велика в первые  дни работы потребность в получении нужной информации.  Роль наставника в процессе адаптации:

- помочь педагогу понять и принять свой новый статус;

- освоить новые нормы поведения;

- познакомиться с корпоративной культурой, традициями;

- помочь наладить и поддерживать взаимоотношения с коллективом;

- помочь педагогу сформировать профессиональные навыки, необходимые для выполнения его функциональных обязанностей.

2.  Управление эффективностью деятельности. В основе данного процесса: постановка целей и разработка плана развития на основе плана мероприятий учреждения.

           Цели могут быть уточнены и скорректированы в середине года — во время процедуры промежуточной оценки деятельности.  Обязанности наставника, на данном этапе:

- скорректировать и утвердить цели работы на год;

- оценить компетенции и возможности педагога;

- помочь разработать индивидуальный план развития. 

3.  Оценка деятельности (промежуточная и итоговая).  Проверка уровня профессиональной компетентности педагога, определение степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

 Исходя из опыта работы с наставляемым педагогом выделяется четыре направления.

№ п/п

Наименование направления

Действия наставника

1

Методическое

Диагностика  профессиональных дефицитов наставляемого педагога. Корректировка траектории обучения.

2

Информационное

Обеспечение  доступа  к информационным, справочным ресурсам.

3

Организационное

Организация  повышения квалификации,  участия  педагога в работе  методического объединения, круглых столов, мастер-классов. Помощь в  подготовке  к участию в мероприятиях.

4

Коммуникативное

Доверительное общение с педагогом, укрепление профессионального сотрудничества, обсуждение возникающих проблем.

Для успешного и быстрого включения в профессиональную деятельность разработан план работы с наставляемым педагогом.  Выбирая формы наставничества, мы руководствовались актуальными проблемами нашей образовательной организации, связанными с повышением профессионального потенциала педагога и поддержкой воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

В работе с педагогом    применялись следующие эффективные виды и формы деятельности:

- индивидуальное консультирование;  технология сотрудничества; методическое сопровождение; посещение занятий; участие в очных и дистанционных мероприятиях (семинарах, тематических педсоветах, вебинарах); участие в конкурсах профессионального мастерства [1; 21].

 Исходя из своего опыта работы, могу утверждать, что   даже      при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности профессиональная адаптация молодого воспитателя может протекать длительно и сложно, потому что «Почти во всех делах самое трудное — начало».

           Чтобы успех, маленькие победы не заставили себя ждать, мы  представляем    вниманию молодых педагогов  методический коллаж, то есть  комбинацию основных элементов педагогического мастерства, которые позволяют им быстро войти в профессию и пригодятся на протяжении всей  профессиональной  деятельности.  

  • 1-я составляющая нашего методического коллажа – «Траектория успеха».

В детском саду   существует комплекс наставнических практик:   разработана  программа  наставничества «Траектория».

         Цель данной программы: планомерное раскрытие индивидуальных способностей начинающего педагога, создание условий для его профессионального становления.

        Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся по следующим модулям:  

- моделирование процесса обучения;

- моделирование воспитательного процесса;

- образовательные технологии и документация;

- развитие профессиональной компетентности педагога.

Продолжительность каждого модуля вариативна: прохождение всех модулей каждым конкретным молодым педагогом может быть необязательным с учетом его индивидуальных особенностей и профессиональных дефицитов.

В свою очередь, наставник составляет индивидуальный план обучения педагога, исходя из его потребности в профессиональных знаниях и навыках, в соответствии с уровнем его начальной подготовки и опытом работы.

  • 2-й элемент в технике методического коллажа: говорим на одном языке.

            Мы работаем с детьми с тяжелым нарушением речи. Работа с данной категорией детей имеет свою специфику:

- ведущими в нашей деятельности являются специалисты: учитель-логопед и педагог-психолог дают рекомендации по вопросам организации воспитательно-образовательного процесса. Работа с данной категорией детей, с одной стороны, сложна, с другой стороны – интересна тесной связью психологии и педагогики.

  • Мотивация к деятельности – 3-й элемент в технике методического коллажа.

  Мотивационная сфера у воспитанников с тяжелыми нарушениями речи отличается слабой выраженностью, кратковременностью побуждений к деятельности, что, в свою очередь, формирует у воспитанников стойкий отрицательный стереотип к школе и учебной деятельности. Перед педагогами  встает трудная задача нейтрализации отрицательных мотивов, воспитание  и формирование положительных стереотипов. Мотивация к учению складывается у ребёнка из многих факторов: личность педагога, система подачи информации.

30 минут серьезной работы …. А давно ли вы смеялись   на занятии?  И здесь на помощь приходит прием, автором которого считают известного психотерапевта и писателя Владимира Леви: «Комическая атака» - 4-й элемент методического коллажа. Нельзя не согласиться с мнением автора, что у многих  детей, как и у взрослых, существует масса комплексов, внутренняя неуверенность. Юмор для большинства ребят безотказно делает свое доброе дело, помогает освободиться от напряжения, и после своеобразной «встряски» вновь включиться в работу.

          Эта схема не исчерпывает всех видов методической работы в нашем учреждении с начинающими педагогами, и «опыт можно почерпнуть из книг, методической литературы, Интернета и других источников информации. Но человечество еще не придумало лучшего способа передачи опыта, чем личный контакт и творческое взаимодействие педагогов-единомышленников разных поколений. Наставник, как проводник, сможет провести вас туда, где он уже был, а вы – еще нет» [2; 74].   

Литература:

  1. Волкова Н.А. Наставничество в школе как ресурсная среда для развития компетенций обучающихся [Электронный ресурс]/ Н.А. Волкова, И.В. Сычева// Академический вестник. Вестник СПб АППО. -2022.-№2. С.18-21.
  2. Гафнер Ю.А.  Опыт реализации целевой модели наставничества в форме «преподаватель-преподаватель» [Электронный ресурс]/ Ю.А. Гафнер,// Академический вестник. Вестник СПб АППО. -2022.-№2. С.71-74.
  3. Журавлева Н.Н. Организация наставничества как необходимое условие управления качеством образования [Электронный ресурс]/ Н.Н Журавлева, И.А. Талышинская// Вестник педагогических инноваций. -2022.-№2. С.14-22.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наставничество – как метод профессионального становления молодого педагога».

Как маленький ребенок начинает делать свои первые шаги при поддержке взрослых, так и молодой педагог   должен, в идеале, делать свои первые шаги в ДОУ при поддержке людей более опытных – пед...

Наставничество- как метод профессионального становления молодого педагога.

«Наставничество – как метод профессионального становления молодого педагога»Кныш Вера Анатольевна, воспитательМБДОУ д/с 61, Киселевский городской округ.Любое образовательное учреждение – эт...

(Выступление) Городская конференция молодых педагогов "Профессиональное становление молодого педагога в условиях ФГОС"

Младший дошкольный возраст - особый период в жизни ребенка. Культурно - гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую...

Педагогический проект "Наставничество, как метод сопровождения процесса профессионального становления молодого педагога" (01.06.2022)

Аттестационная работа. Педагогический проект в рамках курсов повышения квалификации "Методические и содержательные аспекты работы педагога-наставника" (13.04 - 1.06.2022)...

Программа наставничества профессионального становления молодого педагога в должности учитель-логопед

В майском Указе Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» В.В. Путин обратил ...