Педагогический проект «Наставничество, как метод сопровождения процесса профессионального становления молодого педагога»
проект
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА»)
Педагогический проект
«Наставничество, как метод сопровождения процесса профессионального становления
молодого педагога»
Разработчик: воспитатель МДОУ «Детский сад «Росинка» г.Надыма» Т.Н.Маслова |
г.Надым
Содержание
Теоретическая интерпретация опыта: 6
Паспорт проекта
1. | Наименование | Педагогический проект «Наставничество, как метод сопровождения процесса профессионального становления молодого педагога» |
2. | Основание для разработки проекта. |
|
3. | Заказчик проекта. | Родители, администрация и педагоги коллектива МДОУ «Детский сад «Росинка» г.Надыма |
4. | Целевая группа. | Молодые педагоги (педагогический стаж работы до 3х-лет) |
5. | Цель проекта. | Развитие профессиональных умений и навыков молодого педагога (Развитие профессиональной компетентности молодого педагога ) |
6. | Задачи проекта. | - Ускорить процесс профессионального становления молодого педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности. - оказать методическую помощь молодому специалисту в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности; - индивидуализировать процесс повышения профессиональной компетентности и мастерства молодого педагога через создание индивидуальных образовательных маршрутов; - овладение современными подходами и внедрении передовых педагогических технологий в образовательный процесс. |
7. | Ожидаемый результат проекта. | - сформированность у молодого педагога потребности в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал. - Рост уровня самообразования, самоорганизации, саморазвития. |
8. | Срок реализации проекта. | 2 года |
Введение
Ты сам должен стать той переменой, которую тебе больше всего хочется совершить в своей жизни М. Ганди
Современная система дошкольного образования характеризуется постоянным повышением его качества, она требует максимальной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении. При этом большое внимание уделяется poли профессиональной компетентности педагогов. Становление педагога как профессионала состоит из целого ряда этапов, важнейшими из которых являются приобретение личностнo-профессиональных качеств и социально-профессиональной устойчивости в первые годы работы в дошкольном образовательном учреждении. Требования к личности и содержанию профессиональной деятельности начинающего педагога предполагают наличие y него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях. Сегодня обществу требуется не просто воспитатель, a педагог по дошкольному образованию, который способен обеспечить не только воспитание и обучение ребенка, нo и главное — развитие его личности. Изменения, происходящие с личностью в процессе подготовки, овладения профессиональной деятельностью и ee самостоятельного осуществления, приводят к становлению личности как профессионала.
На современном этапе система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Молодые специалисты, поступающие в дошкольные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, освоению ими новых педагогических технологий.
Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситуации, а просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же высокого и безупречного профессионализма.
В нашем образовательном учреждении мы выделили две категории педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию:
1. Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.
2. Начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы.
Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой молодой или начинающий педагог практически осваивает персональные приёмы под непосредственным руководством педагога-наставника.
В опыте работы нашего учреждения используется индивидуальная форма наставничества, хотя и другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады помочь молодому или начинающему коллеге.
В связи с меняющимися требованиями и большим потоком информации, молодые педагоги не всегда могут самостоятельно ориентируются в возникающих проблемах, которые порой самостоятельно не могут вычленить, поэтому возникла необходимость в создании проекта, направленного на предупреждение затруднений, развитие профессиональной траектории молодых специалистов
Гипотеза: Если осуществить адресный, точечный подход, используя новые формы работы с молодыми кадрами и создать условия для освоения современных технологий, тем скорее наметиться индивидуальная траектория роста.
Актуальность: Статистические данные последних лет неумолимы: педагогический состав дошкольных учреждений стремительно «стареет», а так же большое количество молодых специалистов, окончивших колледжи и получивших специальность «воспитатель ДОУ», не стремятся посвятить свою трудовую деятельность этой профессии. Причин ухода начинающих педагогов из сферы
дошкольного образования несколько:
1. слабая мотивация труда и дальнейшего профессионального роста;
2. неумение применять на практике теоретические знания, полученные в
ходе обучения;
3. недостаточный или отсутствующий опыт работы с детьми.
В этих условиях очень важны грамотная поддержка и сопровождение
молодых специалистов, сотрудниками ДОО не только администрацией, но и
коллегами в первую очередь опытными воспитателями. Поэтому основная
задача руководителя и педагогического коллектива помочь молодому педагогу в развитии его профессиональных умений и навыков, и вопрос наставничества сейчас как никогда актуален. На этом фоне одной из первостепенных задач коллективов детских садов становится всемерная поддержка тех немногих молодых специалистов, которые выбирают нелегкий путь воспитателя.
Цель проекта: Развитие профессиональных компетенций молодых специалистов, посредством наставничества.
Задачи проекта:
- оказать практическую помощь молодому специалисту в повышении уровня организации учебно – воспитательной деятельности;
- индивидуализировать процесс повышения профессиональной компетентности и мастерства молодого педагога через создание индивидуальных образовательных маршрутов, песонифицированных программ профессионального роста.
- овладение современными методами, приемами, технологиями, их эффективное применение на практике.
Концептуальность разработки проекта.
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности. Немаловажную роль играет благоприятная атмосфера внутри ДОУ, где в первую очередь администрация и педагогический коллектив готовы поддерживать и оказывать всестороннюю помощь начинающему педагогу на протяжении всего адаптационного периода молодого специалиста.
Теоретическая интерпретация опыта:
Наставничество - одна из форм сотрудничества, систематическая индивидуальная работу опытного воспитателя по развитию у молодого или начинающего специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в области воспитания и обучения для формирования компетенции для создания условий и ситуаций развития детей соответствующей специфике дошкольного возраста
- обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
- поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
- установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, е том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностях н социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченны е' возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников; построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; задержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; сценку индивидуального развития детей; взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. Вместе с тем при постижении азов профессиональной деятельности у многих начинающих педагогов возникают те или иные трудности.
Этапы становления молодого педагога включают:
• адаптацию(освоение норм профессии, её ценностей, приобретение автономности),
• стабилизацию(приобретение профессиональной компетентности,успешности, соответствия занимаемой должности),
• преобразование(достижение целостности, самодостаточности,автономности и способности к инновационной деятельности)
Согласно точке зрения М. Г. Гаруновa. В. В. Краевского, П. И. Пидкасистогo, и др., если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, то у него могут складываться качества конформности, безынициативности, могут появиться робость, неуверенность в себе, что приводит к серьезной деформации личности.
Адаптацию к изменяющимся требованиям образовательного процессa можно считать успешной, если достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере (в целом освоена педагогическая деятельность, осуществляется творческий подход к методикам преподавания, профессиональное мастерство высокo оценивается коллегами и родителями).
Предполагаемый результат
Данный проект способствует становлению молодого педагогана всех уровнях данного процесса:
1. вхождение в профессиональное образовательное пространство,
2. профессиональное самоопределение,
3. творческая самореализация,
4. проектирование профессиональной карьеры,
5. вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
6. самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Можно выделить два ведущих направления в становлении педагога
(воспитателя):
Направления ывапмриортльб Содержание направления
профессионализация
Появление новых качеств профессионала и именно здесь молодому педагогу необходимо наставничество.
социализация Появление новых качеств личности
Наставником может являться опытный педагогический работник
(воспитатель), обладающий высокими профессиональными и нравственными
качествами, знаниями в области методики преподавания и воспитания.
Наставник должен обладать высоким уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении.
Критерии отбора наставников— это совокупность требований,
предъявляемых к работнику и необходимых для выполнения функций
наставника.
Критерии отбора наставников:
Квалификация сотрудника
Должность: воспитатель первой или высшей
квалификационной категории. Приветствуется
наличие предыдущего опыта наставничества
Показатели результативности
• стабильно высокие результаты образовательной
деятельности
• отсутствие жалоб от родителей и воспитанников
Профессиональные знания и навыки
• доскональное знание методики дошкольного
образования, психологических особенностей детей
дошкольного возраста;
• умение эффективно налаживать
взаимоотношения с коллегами и воспитанниками;
• знание компьютерной программы
Профессионально важные качестваличности:
• умение обучать других
• умение слушать
• умение говорить(грамотная речь)
• аккуратность, дисциплинированность
• ответственность
• ориентация на результат
• командный стиль работы
Личные мотивы к наставничеству
• потребность в приобретении опыта управления людьми
• желание помогать людям(помощь раскрыться новичкам)
• потребность в приобретении нового статуса, как
подтверждение своей профессиональной квалификации
Новизна проекта заключается в совместном построении профессиональной траектории, которая впоследствии станет стартом для самосовершенствования, самообразования, самотворчества педагога как профессионала.
Участники проекта:
- администрация ДОУ;
- педагоги коллектива ДОУ;
- молодые педагоги ДОУ.
Срок реализации проекта (2 года)
2 года (сентябрь 2016 г.- май 2018 г.)
Ожидаемые результаты:
- Молодые педагоги адаптируются в новом коллективе;
- Рост профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов;
- Рост уровня самообразования, самоорганизации, саморазвития.
Контроль за реализацией проекта:
- Администрация ДОУ;
Принципы реализации Проекта:
- Принцип согласованности (совместное обсуждение конкретных задач, способов их решения);
- Принцип «выращивания» (создание условий для постепенного расширения сознания, пошагового развития личности педагога);
- Принцип саморазвития (создание условий для появления у педагогов установки на осознание ценности и значимости индивидуального развития каждого);
- Принцип рефлексивности (проведение анализа и коррекции деятельности, способов мышления педагогов);
- Принцип доброжелательности (опора на индивидуальность, уникальность и особенность личности педагога);
- Принцип самоопределения (осознание себя как уникальной и особенной личности, осознание своих возможностей в достижении ситуации успеха в деле, действии или деятельности);
- Принцип психологической поддержки (помощь в определении личностных качеств).
Условия реализации проекта:
1.Нормативно-правовое обеспечение:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Конвенция ООН о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. № 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ департамента образования ЯНАО от 30.01.2014 г. №134 «Об утверждении Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на территории Ямало-Ненецкого автономного округа»;
- Приказ Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район от 24.11.2013 № 1139 «Об утверждении дорожной карты развития современной информационно-технологической образовательной среды муниципальной системы образования Надымского района на 2013-2017 годы»;
- Устав МДОУ «Детский сад «Росинка» г.Надыма»;
- Основная образовательная программа МДОУ «Детский сад «Росинка» г.Надыма».
2. Кадровое, финансовое и материальное обеспечение проекта:
- Кадровое обеспечение проекта:
- Административный персонал ДОУ;
- Педагогический персонал ДОУ.
- Материально-техническое обеспечение проекта:
- Ресурсы ДОУ.
Проектная часть
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный
II. Реализационный.
III. Итоговый.
I. Подготовительный этап реализации проекта включает в себя:
• Изучение локальных актов образовательной организации о наставничестве.
• Закрепление молодых специалистов за воспитателями стажёрами.
• Подбор методической литературы для изучения молодыми специалистами.
• Составление плана работы с учетом индивидуальных затруднений, выявленных в процессе проведения мониторинга.
II этап Реализационный включает в себя:
• Изучение теоретического основания и содержания программы «От рождения до школы» авторы
• Совместное изучение новейших педагогических технологий и применение их в работе с детьми.
• Совместное проектирование образовательного процесса, составление календарного и перспективного планов работы.
• Ознакомление молодых специалистов с организацией предметно-развивающей среды в группах.
• Изучение опыта работы коллег своего учреждения и других ДОО.
• Показ совместной деятельности с детьми и режимных моментов наставниками для молодых специалистов в разных возрастных группах.
• Посещение режимных моментов и показ совместной деятельности молодыми педагогами, с дальнейшими предложениями по выбору наиболее эффективных методов работы с детьми.
• Консультации для молодых специалистов по работе с родителями.
• Самообразование молодых специалистов.
• Обсуждение образовательной деятельности, использования приемов и
методов в различных ситуациях.ЕСТЬ ВЫШЕ
Начальный этап вхождения начинающего педагога в педагогическуюсреду, его адаптация в коллективе будут успешны, если четко продумана и спланирована методическая поддержка на основе изучения затруднений и творческого потенциала специалиста, его профессиональных знаний. Должна быть создана такая система сопровождения молодых специалистов, которая поможет им не только адаптироваться, но и развить умение на практике применить знания, полученные в учебном заведении, сформировать педагогические навыки взаимодействия с детьми и их родителями.
направления деятельности по работе с молодыми специалистами:
1. Создание в организации условий для личностных проявлений начинающего педагога, для его самореализации.
3. Организация систематического, грамотного, увлекательного психолого-педагогического просвещения начинающих педагогов в различных формах.
4. Создание условий для повышения квалификации, профессионально-педагогической переподготовки воспитателей(если они пришли из других сфер деятельности).
5. Вовлечение молодых педагогов в научно-методическую и экспериментальную работу.
6. Деятельность всевозможных клубов, вечеров, интересных встреч, дискуссий, неформального общения профессиональной направленности.
7. Диагностика и мониторинг образовательного процесса, роста профессионального мастерства начинающего педагога.
8. Проведение и психолого-педагогический анализ мероприятий, организованных начинающими педагогами.
9. Контроль, учёт и оказание методической помощи воспитателям.
10. Обеспечение или предложения педагогам самостоятельно изучить необходимую литературу с рекомендациями по организации образовательного процесса, взаимодействию с родителями воспитанников, повышению профессиональной компетентности.
11. Научение педагогов правильному и рациональному ведению документации.
12. Организация индивидуального наставничества(распределение наставников; оформление документации по наставничеству: рекомендации начинающим педагогам и их наставникам, индивидуально-личностная программа повышения профессиональной компетентности начинающего педагога-воспитателя; создание методической копилки начинающего педагога-воспитателя).
13. Своевременное решение конфликтных ситуаций.
Педагог-наставник:
- содействует созданию благоприятных условий для профессионального роста начинающих педагогов;
- обеспечивает атмосферу взаимопомощи;
- координирует действия начинающего педагога в соответствии с задачами воспитания и обучения детей;
- оказывает помощь в проектировании, моделировании и организации воспитательно-образовательной работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями и задачами реализуемых программ;
- передает свой педагогический опыт и профессиональное мастерство;
- знакомит в процессе общения с теоретически обоснованными и востребованными педагогическими технологиями;
- консультирует по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
- оказывает позитивное влияние на рост профессиональной компетентности
начинающего педагога.
Формы работы используемые в работе по наставничеству: наблюдение
педагогического процесса у опытных педагогов, взаимопосещение, консультации, открытые мероприятия, круглые столы, семинары-практикумы и т.д. Разнообразные формы работы с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.
В методическом сопровождении деятельности начинающих педагоговважны не разнообразие мероприятий, а система, направленная насовершенствование профессиональной подготовки путем освоения целостной работы воспитателя дошкольной образовательной организации.
Вывод: система наставничества планируется и своевременно конкретизируется в зависимости от ожиданий и индивидуальных особенностей педагога. Эта система согласуется с годовыми задачами и спецификой ДОУ, поэтому она не может разрабатываться единой для всей системы дошкольного образования.
III этап реализации проекта - итоговый включает в себя.
• Показ молодыми специалистами открытых мероприятий:
- в образовательной организации
- на муниципальном уровне
• Анализ результатов работы на педагогическом совете.
• Ежегодное подведение итогов работы.
• Обобщение опыта работы.
Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодым воспитателем, специалистом целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля.
V. Механизм реализации проекта:
Реализация данного проекта рассчитана на 2 учебных года, осуществляется наставниками, молодыми (вновь принятыми педагогами), старшим воспитателем, заместителем заведующего по воспитательно-методической работе, руководителем дошкольной организации. Методическая служба и руководитель образовательного
учреждения осуществляют контроль реализацией программы и за работой
наставников.
Руководитель дошкольной организации в начале учебного года представляет
молодого специалиста педагогическим работникам детского сада, объявляет
приказ о закреплении за ним наставника, создает необходимые условия для
совместной работы молодого специалиста с закрепленным за ним наставником.
а основе примерного плана по наставничеству каждый наставник составляет индивидуальные планы работы на год, в соответствии с которыми и осуществляется работа и контроль. Контроль за реализацией проекта включает: посещение занятий, родительских собраний и других мероприятий проводимые наставником и молодым специалистом, анализ планов и отчетов.
В конце учебного года результаты работы по наставничеству, т.е. результаты реализации проекта представляются на итоговом педагогическом совете.
- Ограничения и риски:
Риски | Пути снижения рисков |
План работы с молодыми специалистами
на 2 учебных года
Содержание деятельности | Ответственный |
Собеседование с молодыми специалистами | |
Разработка и утверждение плана работы с молодыми специалистами | |
Организационные мероприятия: · анкетирование; · выбор и назначение наставника | Ст. воспитатель |
Консультация: «Адаптация к условиям ДОУ» | Ст. воспитатель |
Октябрь | |
Участие молодого специалиста в мероприятиях ДОУ, педсоветах, семинарах и т.д. | Ст. воспитатель |
Изучение методических разработок «Как подготовить конспект НОД» | Ст. воспитатель |
Выбор темы по самообразованию | Наставник |
Ноябрь | |
Участие в семинаре | Ст. воспитатель |
Изучение методических разработок «Методика проведения родительского собрания» | Наставник |
Декабрь | |
Изучение методических разработок «Формы работы с родителями» | Наставник |
Консультация «Разнообразные виды планирования» | Ст. воспитатель |
Январь | |
Консультация «Работа с родителями по адаптации ребенка к детскому саду » | Ст. воспитатель |
Изучение памяток «Самоанализ занятия», «Виды самоанализа» | Ст. воспитатель |
Февраль | |
Консультация «Общение воспитателя с родителями воспитанников» | Ст. воспитатель |
Консультация «Структура и содержание портфолио» | Ст. воспитатель, наставник |
Участие в педагогическом совете | Ст. воспитатель |
Март | |
Посещение НОД опытных педагогов | Ст. воспитатель |
Презентация по теме самообразования | Ст. воспитатель |
Апрель | |
Дискуссия «Трудная ситуация на занятие и ваш выход из нее» | Ст. воспитатель |
Тренинг «Твое оригинальное начало НОД» | Наставник |
Май | |
Подведение итогов работы | Ст. воспитатель, наставник |
Заключение
Движение личности в сфере профессионального труда получило название профессионального становления субъекта деятельности. Таким образом, профессиональное становление субъекта — это часть индивидуального развития человека с начала формирования профессиональных намерений до окончания активной профессиональной деятельности.
Профессиональные качества во многом зависят от характера, темперамента. Поэтому администрации детского сада к каждому педагогу надо подходить дифференцированно. Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.
Для успешной адаптации начинающих педагогов основным видом их познавательной и формирующей профессиональной деятельности следует признать самостоятельную работу, самообразование, самовоспитание, самоанализ, самоконтроль, то есть личностное адаптационное усовершенствование. Процесс профессиональной адаптации y каждого педагога индивидуален и зависит от множества факторов, но в целом он связан с понятием «адаптированность», которая определяется как освоение норм профессиональной деятельности. Достижение соответствия нормам обеспечивает качественную профессиональную деятельность, оптимальную работоспособность и является базой, фундаментом, непременным условием для развития творческиx способностей педагогa, совершенствования профессионального мастерства, формирования индивидуального стиля деятельности.
Литература
- Зеер Э. Ф. Психология профессий. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
- Якуш О. Е. Проблема адаптации молодых педагогов в современном дошкольном образовательном учреждении, 2011.
- Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
- БогословецЛ.Г.,Давыдова О.И. Тайм-менеджмент в работе образовательных учреждений. Методическое пособие.-М.:ТЦ Сфера,2012.
- Вершинина Н. Б., Суханова Т. И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: Справочно- методические материалы. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Волошина А. С. Методические рекомендации для тьютора, Ростов-на- Дону, 2007.
- Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: учеб.пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия» , 2007. – 176 с. – (Профессионализм педагога).
- Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ/Л.Т.Львова//Справочник старшего воспитателя,- 2008.-№11
- Микляева Н. В. Инновации в детском саду.- М.: Айрис ПРЕСС, 2008.
- Микляева Н.В., Микляева Ю.В. 2008. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ. Методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс.
- Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ. Выпуск 1. Учебно-методическое пособие. Издательство «Педагогическое общество России», 2013 г.
- http://www.resobr.ru/article/5196-sistema-raboty-starshego-vospitatelya-detskogo-sada-s-molodymi-spetsialistami
Приложения
Приложение 1
Памятка для молодых специалистов
"Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"
Старайтесь:
Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие – основа вашего здоровья.
Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты – в душе, в семье, на работе. Прививайте это детям.
Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.
Помните:
"Терпение – дар Неба". Обладающий терпением не унизится до раздражения.
Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
Великая миссия женщины – нести в мир любовь, красоту и гармонию.
Коллектив – это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
Не скупитесь на похвалу.
Не создавайте конфликтных ситуаций.
Следите за внешностью и поведением.
Ваше отношение к работе, людям, предметам – образец для подражания.
Воспитывая детей, стремитесь:
Любить ребенка таким, каков он есть.
Уважать в каждом ребенке личность.
Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.
В детском саду запрещается:
Кричать и наказывать детей.
Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
Приходить к детям с плохим настроением.
Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
Оставлять детей одних.
Унижать ребенка.
Приложение 2
Анкета молодого специалиста
- Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?
- Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?
8. Что Вас привлекает в работе коллектива:
- новизна деятельности;
- условия работы;
- возможность экспериментирования;
- пример и влияние коллег и руководителя;
- организация труда;
- доверие;
- возможность профессионального роста.
9. Что Вам хотелось бы изменить?
Приложение 3
Тест для молодого воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)
Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:
1. Поступление на работу в детский сад:
А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит.
Б. Ехал к вам, да заехал к нам.
В. Попался, как ворона в суп.
2. Посвящение в должность воспитателя:
А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют.
Б. Летать летаю, а сесть не дают. В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.
3. Первый самостоятельный опыт:
А. Прежде веку не помрешь.
Б. Его пошли, да сам за ним иди.
В. Как ступил, так и по уши в воду.
4. Отношение к наставничеству:
А. Наука учит только умного.
Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.
В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.
5. Проведение занятий с детьми:
А. Не бьет стрела татарина.
Б. Учи других – и сам поймешь.
В. Ехала кума неведомо куда.
6. Проведение режимных моментов:
А. День в день, топор в день.
Б. Жив, жив Курилка.
В. Что ни хвать, то ерш, да еж.
7. Родительские собрания:
А. Не трудно сделать, да трудно задумать.
Б. Первый блин комом.
В. Жаловался всем, да никто не слушает.
8. Участие в педагогических советах в ДОУ:
А. Живет и эта песня для почину. Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля.
В. Фасон дороже приклада.
9. Конец учебного года:
А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.
Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают.
В. Вечер плач, а заутре радость.
Ключ к тесту Если у Вас преобладают ответы: "А" – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как "идеальном педагоге" (каким бы Вы хотели стать), "потенциальном педагоге" (каким бы Вы могли стать) и "реальном педагоге" (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности. "Б" – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности. "В" – У Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется! Стрессоустойчивость: для ответов типа "А" – нормальная.для ответов типа " Б" – неустойчивая. для ответов типа "В" – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.
Приложение 4
Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)
Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд, в наибольшей степени соответст-вуют представлениям о Вашей деятельности: 1. Воспитатель детского сада – это:
А. Добрая лошадка все свезет.
Б. Без матки пчелки – пропащие детки.
В. Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия вскормлены.
2. Педагогический коллектив – это:
А. В мире, что в море.
Б. У одной овечки да семь пастухов.
В. Склеенная посуда два века живет.
3. Обучать детей – значит:
А. Что посеешь – то и пожнешь.
Б. Была бы нитка, дойдем и до клубка.
В. В дорогу идти – пятеры лапти сплести.
4. Воспитывать детей – значит:
А. Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет.
Б. Перемелется – все мука будет. В. Наказом воевода крепок.
5. Развивать детей – значит: А. Сей день не без завтра.
Б. Высоко летаешь, да низко садишься. В. Палка о двух концах.
6. Работа с родителями – это:
А. Бумага некупленная, письмо домашнее.
Б. В добрый час молвить, в худой промолчать.
В. По способу пешего хождения.
Ключ к тесту Если у Вас преобладают ответы: "А" – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функций воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что Вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности. Преимущество Вашей работы в качестве наставника заключается в том, что Вы ориентированы на когнитивную практику работы с молодыми специалистами, т. е. способны показать, чему нужно учить детей и как это лучше всего делать. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание дидактического, "поучающего" стиля взаимодействия. Постарайтесь быть демократичнее! "Б" – у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего Вам удается реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы ориентированы на эмотивную и креативную практику работы с ними, т. е. способны оказать психологическую поддержка и продемонстрировать весь педагогический потенциал Вашего подопечного. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание излишне демократического и либерального стиля взаимодействия. Иногда Вашему подопечному может понадобиться и четкая инструкция для ориентирования в сложных педагогических ситуациях. "В" – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы можете научить их усматривать педагогическую проблему в разных ее проявлениях и упрощать ее (в сложных ситуациях выделять 1–2 ключевые составляющие проблемы), а также объединять свои усилия с другими специалистами ДОУ и родителями детей для достижения оптимальных результатов педагогического процесса. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать формирование у него представлений о Вас как об идеальном педагоге, уровня которого достичь просто невозможно. Постарайтесь с присущим Вам чувством юмора объяснить, что Вы начинали точно так же.
Приложение 5
Семинар-практикум «Учимся проводить диагностику»
Предварительная работа: повторить Концепцию дошкольного воспитания, характеристику игры в раннем детстве, содержание главы «Организация игры в первой младшей группе» из методического пособия «Организация сюжетной игры в детском саду» Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой.
I. Вводная часть Старший воспитатель: Уважаемые педагоги, сегодня я пригласила вас на очередную деловую игру. Учитывая то, что игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение, несложно понять, для чего мы выбрали именно этот вид встречи. В качестве разминки мы поиграем в игру «Докажи очевидное»: я буду делать общеизвестные утверждения, отражающие значение игры, а вы должны доказать эти утверждения на примерах из своей практической работы.
1. Игра для ребенка - это радость и удовольствие.
2. Игра облегчает адаптационный период.
3. Игра помогает установить доверительные отношения с ребенком.
4. Игра способствует становлению целенаправленной деятельности.
5. Игра - окно в мир взрослой жизни.
6. Игра способствует развитию речи.
7. Игра имеет значение для умственного развития.
(После каждого утверждения предоставляется слово воспитателям, которые комментируют значение игры, опираясь на свой опыт работы и наблюдения за играми детей.) Старший воспитатель: Обобщая выступления, я зачитаю вам слова академика Рубинштейна: «В игре, как в фокусе, собираются, проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности».
II. Основная часть Старший воспитатель: Деятельность воспитателя по формированию игры должна начинаться с проведения диагностики, которая помогает определить стартовое начало в кропотливой педагогической работе. В связи с этим хочу напомнить вам важную заповедь: «Воспитатель должен быть настоящим наблюдателем - исследователем ребенка, а не пассивным воспринимателем его». В чем практическое значение такой установки? (Заслушиваются мнения воспитателей.) Такая исследовательская установка является основой педагогического творчества. Правильно проведенная диагностика поможет вам лучше узнать своих воспитанников, наметить перспективный план работы. В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что на каждом возрастном этапе ребенок должен овладевать все более сложным «языком» игры - общими способами ее осуществления. В возрасте от 1, 5 до 3 лет «язык» игры представлен наличием определенных игровых умений. Назовите их. Воспитатели говорят о том, что в первой младшей группе дети должны иметь определенные реакции на игровые действия взрослого, выполнять условные действия с игрушками, использовать в игре предметы-заместители и воображаемые предметы, должны вступать в ролевое речевое взаимодействие и поддерживать кратковременное игровое взаимодействие с партнером-сверстником. Затем ведущий раздает участникам семинара листы оценки уровня развития игровых умений детей раннего возраста и помогает им разобраться в его содержании. Старший воспитатель: Оценка уровня сформированности игровой деятельности осуществляется на основе анализа развития названных вами игровых умений. Всего выделено пять критериев. Каждый из критериев соответствует определенному игровому умению. Критерии оцениваются по трем уровням: низкий, средний, высокий. Задание: необходимо проследить изменение показателей по каждому критерию от низкого до высокого уровня. После самостоятельной работы воспитатели делают необходимую информацию. Старший воспитатель: Известно, что одним из методов педагогической диагностики является наблюдение. Сейчас мы с вами понаблюдаем за игрой детей, которую организует воспитатель первой младшей группы. Одновременно вы будете оценивать игровые умения выбранного вами ребенка. Участникам семинара предлагается взять по одной карточке с написанным на ней именем ребенка. У детей - участников игры на одежде значки с их именами. Воспитатель организует сюжетную игру: сначала индивидуально, затем с небольшими группами детей. Во время взаимодействия с малышами воспитатель побуждает их выполнять условные игровые действия: варить суп в кастрюльке, причесывать куклу и пр.; использовать предметы-заместители (палочку вместо ложки, кубик вместо мыла) и воображаемые предметы (покрутить руль, которого нет, налить водичку из нарисованного крана). В ходе игры воспитатель называет свои действия, стимулирует детей на обозначение игровых действий словом и на речевое взаимодействие со сверстниками. После просмотра игры воспитатели оценивают уровень сформированности игровых умений у наблюдаемого ребенка в соответствии с системой оценки игровой деятельности. Старший воспитатель: У каждого малыша свои темпы освоения элементарных игровых умений. Давайте познакомимся с результатами по каждому конкретному ребенку. (Воспитатели рассказывают об итогах диагностики.) Старший воспитатель: Суть диагностики не в простом определении уровня сформированности игровых умений, она помогает увидеть перспективу дальнейшей работы. Задание: составьте индивидуальные планы совершенствования игровой деятельности детей, за которыми вы наблюдали в ходе практической работы. Варианты перспективных планов работы, составленных воспитателями. У Наташи низкий уровень развития игровых 13 умений. Считаю, что необходимо активизировать работу по накоплению ребенком игрового опыта. Для этого нужно: - чаще вовлекать девочку в совместные игры с воспитателем; - на первых этапах организовывать простейшие формы игрового взаимодействия: покатать вместе мяч, построить башенку и др.; - проводить систематические наблюдения за окружающим, связывая их с игрой; - приобщать к образно-ролевым играм, которые учат искусству перевоплощения; - провести анкетирование родителей с целью изучения организации игровой деятельности в семье; - подготовить рекомендации для родителей по руководству игрой ребенка в домашних условиях. У Максима средний уровень развития игровых умений. Основная проблема - скудная речь. С целью развития речи ребенка считаю целесообразным: - создавать условия для речевой активности; - много говорить с ребенком, вовлекать его в разговоры на доступные его пониманию темы; - планировать проведение словесно-дидактических игр с игровыми действиями: «Кто что ест», «Кто что делает», игры с пальчиками и др.; - в ходе сюжетных игр стимулировать словесное обозначение игровых действий; - во время игр и других видов детской деятельности помогать ребенку вступать в речевой контакт со сверстниками и взрослыми; - организовать практикум для родителей на тему «Играя, учимся говорить». Старший воспитатель делает оценку перспективных планов: - Предложенные вами планы обеспечат формирование необходимых структурных компонентов игровой деятельности у конкретных детей. Они вполне могут быть реализованы в ближайшие 2-3 месяца. Дальнейшая работа воспитателя с этими детьми должна строиться с учетом их продвинутости в овладении игровыми умениями.
- Заключительная часть
Старший воспитатель: Я с удовольствием отмечаю, что цель семинара- практикума достигнута. Научившись проводить диагностику и планировать коррекционную работу, вы решили важную задачу: исходить из интересов ребенка и перспектив его развития. В какие бы игры не играли ваши воспитанники, будьте не рядом, а вместе с ними. Только партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методического сопровождения повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Конкурсы педагогического мастерства являются одним из важных этапов в развитии профессионализма педагога, т. к. дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным сообще...
Проект "Управление процессом профессиональной компетентности педагогов ДОУ в условиях освоения ИКТ"
Актуальность Обновление содержания ...
Презентация "Модель методического сопровождения повышения профессиональной компетентности педагогов в рамках реализации ФГОС ДО"
Изменившийся подход к системе дошкольного образования требует новых условий организации методической службы, а ориентация на подготовку «компетентного педагога» является тенден...
Педагогический проект "Наставничество, как метод сопровождения процесса профессионального становления молодого педагога" (01.06.2022)
Аттестационная работа. Педагогический проект в рамках курсов повышения квалификации "Методические и содержательные аспекты работы педагога-наставника" (13.04 - 1.06.2022)...
План методического сопровождения повышения профессиональной компетенции педагогов ДОО.
План методического сопровождения повышения профессиональной компетенции педагогов ДОО....
Наставничество как способ сопровождения и поддержки молодых педагогов в образовательной организации
Наставник в ДОУ – это высококвалифицированный специалист, который делится знаниями и практическими навыками с молодыми педагогами....
Педагогический проект «Наставничество как метод сопровождения процесса становления педагога»
Разработан педагогический проект по наставничеству молодых специалистов в ДОУ....