Программа наставничества профессионального становления молодого педагога в должности «учитель-логопед» по теме «Коррекционно-логопедическая работа в логопункте ДОУ» на 2024 – 2025 учебный год.
методическая разработка по коррекционной педагогике
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя-логопеда, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Особенно сложно в современных условиях работать начинающим педагогам.
Особенностью их труда является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя-логопеды с многолетним стажем, а родители и коллеги ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов.
В связи с этим молодым педагогам нужно целенаправленно помогать, создать необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для профессионального роста и более легкой адаптации в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo_2024-25.docx | 30.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 1 «Солнышко» с. Альменева
ПРИНЯТА: Педагогическим советом протокол № ____ от « 01» октября 2024 г. | УТВЕРЖДЕНА: заведующий МКДОУ Детский сад № 1 «Солнышко» Приказ № 78/1 от « 01» 10. 2024 г __________ /И. В. Попова/ |
Программа наставничества профессионального становления молодого педагога в должности
«учитель-логопед» по теме
«Коррекционно-логопедическая работа в логопункте ДОУ»
на 2024 – 2025 учебный год.
Педагог - наставник: Мухамадеева Г. Г.
учитель-логопед
Альменево
2024 год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Содержание | Страница |
1. | Паспорт Программы | 2 |
2. | Пояснительная записка Программы | 3 |
3. | Цель и задачи Программы | 4 |
4. | Содержание Программы: 4.1. Этапы реализации Программы 4.2. План работы Программы | 5 7 |
5. | Структура управления реализацией Программы наставничества | 8 |
- Паспорт Программы
Полное наименование Программы | Программа наставничества МКДОУ Детский сад № 1 «Солнышко» |
Решение об утверждении Программы | Приказ № 78/1 от 01.10.2024 |
Автор-разработчик Программы | Мухамадеева Г. Г. – учитель-логопед ДОУ |
Нормативно-правовая база | 1.ФЗ РФ №273 «Об образовании», ст.28, 47, 48. 2. Указ Президента РФ от 02.03.2018 г. № 94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество». 3. Указ Президента РФ от 07.052018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». 4.Локальные нормативные акты ДОУ: 1. Положение о наставничестве; 2. Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения; 3. Приказ о назначении куратора, наставника и наставляемых; 4. Приказ об утверждении Программы наставничества. |
Цель Программы | внедрение модели наставничества для максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемого, успешной личной и профессиональной самореализации педагогических работников разных уровней образования |
Задачи Программы | оптимизировать процесс формирования и развития профессиональных знаний, навыков, умений педагогического работника, в отношении которых осуществляется наставничество; формировать ответственного и сознательного отношения к работе; изучение с наставляемым требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей; активизация участия молодого специалиста в профессиональных конкурсах, олимпиадах, фестивалях и других мероприятия педагогического сообщества ДОУ, муниципального, регионального и федерального уровней; создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности; формирование открытого и эффективного педагогического сообщества, в котором выстроены партнерские отношения |
Ожидаемые результаты |
личностного и профессионального роста.
|
Форма наставничества | «педагог–педагог» |
Срок и этапы реализации | октябрь 2024 г.- апрель 2025 г. 1 этап – диагностический (октябрь); 2 этап – практический (ноябрь - апрель);
|
- Пояснительная записка Программы
В настоящее время, в условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога. С целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях строятся новые детские сады, но вместе с, тем не менее, остро стоит вопрос обеспечения педагогическими кадрами не только новых дошкольных учреждений, но и уже действующих. Выпускники педагогических ВУЗов и колледжей все реже работают по специальности.
Актуальность
«Учитель и ученик растут вместе»
Конфуций
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя-логопеда, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Особенно сложно в современных условиях работать начинающим педагогам.
Особенностью их труда является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя-логопеды с многолетним стажем, а родители и коллеги ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов.
В связи с этим молодым педагогам нужно целенаправленно помогать, создать необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для профессионального роста и более легкой адаптации в коллективе.
В нашем дошкольном образовательном учреждении используется системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, что позволяет молодому педагогу быстро адаптироваться к работе в ДОУ, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории. Одним из моментов системного подхода стало возрождение наставничества.
Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога – наставника.
Наставник – опытный педагог учреждения, принимающий на себя функцию обучения молодого педагога в период прохождения им испытательного срока.
Молодой педагог – работник учреждения в период обучения и вхождения в должность под руководством педагога – наставника.
Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет молодому педагогу получить поддержку квалифицированного специалиста, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
При поддержке наставника молодой педагог начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями. Наставник помогает овладеть искусством общения, найти подход к любому родителю, а через него узнать, как можно больше о ребенке, и в целом установить доверительные отношения с детьми, а в дальнейшем завоевать любовь детей и уважение их родителей. Именно поэтому в нашем учреждении разработана и внедряется программа по наставничеству.
В данном случае программа по наставничеству опытного учителя-логопеда с молодым учителем-логопедом.
- Цели и задачи программы
Цель программы: оказание помощи молодому специалисту (учителю-логопеду) в их профессиональном становлении; формирование в МБДОУ профессиональных кадров, оказывающих коррекционную работу по развитию речи и постановке звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Оказать методическую помощь молодым педагогам в повышении уровня организации занятий по развитию речи и обучению грамоте.
- Создать условия для организации предметно-развивающей среды в кабинете учителя-логопеда по развитию и совершенствованию речи детей.
- Развивать потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании.
- Научить использованию различных моделей занятия с детьми.
- Познакомить с разнообразными методами и приёмами обучения при проведении занятий по развитию речи и обучению грамоте, а также при проведении индивидуальной работы с детьми.
4. Содержательный раздел.
4.1. Этапы и сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год и представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию поставленных цели и задач.
Содержание программы реализуется последовательно.
Этапы реализации программы:
- этап. Диагностический
Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений молодого педагога; разработка основных направлений работы с молодым педагогом.
Содержание этапа:
Педагог наставник анализирует профессиональную готовность молодого педагога по критериям:
- педагогическое образование, специальное образование по специальности «логопедия»;
- теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников, целостное видение коррекционно-образовательных процессов и тенденций, знание дифференцированных логопедических технологий, методов и средств профилактики, коррекции и устранения речевых нарушений у детей);
- наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста;
- ожидаемый результат коррекционной деятельности;
- выявление особенностей личности педагога.
Для получения необходимых сведений могут быть использованы методы:
- опрос;
- собеседование;
- анкетирование;
- наблюдение за организацией коррекционно–развивающей работы в группе.
В зависимости от результатов диагностического этапа, педагог - наставник ставит цели работы, определяет содержание работы, выбирает методы и формы работы.
Примерные цели работы:
- совершенствование профессиональной эрудиция и компетентности, т. е. владение логопедическими технологиями, адекватное и творческое их применение в практической деятельности, формирование
- интегральной компетентности (умения сочетать теорию и практику логопедии);
- формирование умения осуществлять компетентное и продуктивное педагогическое общение с педагогами и родителями (законными представителями) воспитанников;
- формирование устойчивой профессиональной мотивация, интереса к профессии, организация творческих действий в профессиональной среде, осознание индивидуальной ответственности за результаты деятельности
Формы работы:
- Консультации;
- Беседы;
- Изучение методической литературы;
- Взаимопосещения;
- Мастер-классы;
- Деловые игры;
Таким образом, разрабатывается индивидуальный план-программа профессионального становления молодого педагога на год. Результативность и эффективность реализации индивидуального плана профессионального становления анализируется педагогом - наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситьсяизменения и дополнения.
- этап. Практический.
Задача этапа: реализация основных положений Программы.
Содержание этапа:
- Создание благоприятных условий для профессионального роста молодого педагога;
- Взаимоподдержка и взаимопомощь;
- Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей, принципами коррекционной работы;
- Разработка перспективных планов работы с детьми, индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с возрастными особенностями, требованиями ФГОС ДО, заключениями ПМПК, задачами адаптированной основной образовательной программы ДОУ;
- Оказание методической помощи опытным педагогом начинающему;
- Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
- Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;
- Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.
3 этап. Аналитический
Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.
Содержание этапа:
- Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
- Динамика профессионального роста молодого педагога;
- Рейтинг молодого педагога среди коллег;
- Самоанализ своей деятельности за прошедший год;
- Перспективы дальнейшей работы с молодым педагогом;
- Подведение итогов, выводы.
4.2. План работы наставника учителя-логопеда Мухамадеевой Г.Г с молодым специалистом учителем-логопедом Исакаевой А.А.
Содержание работы | Форма работы | Сроки | Ответственные |
Изучение содержания образовательных программ, нормативных документов по организации образовательного процесса. Оказание помощи по организации работы с документацией: -Изучение ООП ДОУ -Изучение задач и целей годового плана учителя-логопеда на 2024-2025 уч. г.
- Составление циклограммы деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте и расписания занятий групп. Оказание помощи в обследовании воспитанников для проведения на базе ДОУ ППк по отбору детей в логопедический пункт. | Собеседование. Консультация | октябрь - 2024 | Учитель-логопед (наставник) |
Показ открытого занятия наставником с целью демонстрации структуры, задач, методов, приемов логопедической работы с детьми. | Мастер - класс | ноябрь 2024 | Учитель-логопед (наставник) |
Посещение наставником занятий с целью выявления профессиональных затруднений и оказания практической помощи - умение грамотно подготовить занятие; - умение сопоставлять задачи и содержание занятия; - умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач; - умение подвести итог занятия.Использование ИКТ в деятельности учителя-логопеда | Практикум | декабрь -2024 | Учитель-логопед (наставник) |
Оказание помощи в определение характера динамики, результативности работы, составление прогноза, относительно дальнейшего развития и обозначение дальнейшего образовательного маршрута для каждого обучающегося. | Консультация | январь 2025 | Учитель-логопед (наставник) |
Изучение и внедрение логопедических технологий Знакомство с современными образовательными технологиями и способами их использования в работе с детьми. | Наблюдение, индивидуальная беседа. | февраль 2025 | Учитель-логопед (наставник) |
Посещение молодым специалистом занятий, с целью перенять педагогический опыт. | Практикум | март 2025 | Учитель-логопед (наставник) |
Рефлексия (анализ) педагогической деятельности.
Отчет о результатах работы по теме самообразования. | Наблюдение, самоанализ | апрель 2025 | Учитель-логопед (наставник) |
Индивидуальные консультации по возникающим вопросам | Консультации | В течении года Согласно графику работы кабинета. | Учитель-логопед (наставник) |
Выявление профессиональных затруднений и совместное определение путей их устранения | Консультации | В течении года | Учитель-логопед (наставник) |
5.Структура управления реализацией Программы наставничества
Уровни структуры | Направления деятельности. |
Руководитель ДОУ | 1.Утверждение локальных нормативно-правовых документов, необходимых для реализации Программы наставничества. 2.Реализация кадровой политики в Программе наставничества. 3.Назначение куратора. 4.Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации Программы наставничества. |
Куратор | 1. Разработка Положения о наставничестве. 2. Разработка и реализация мероприятий дорожной карты Программы наставничества. 3.Разработка Программы наставничества. 4. Формирование базы наставников и наставляемых. 5. Контроль процесса Реализации Программы наставничества 6. Решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации Программы наставничества. 7. Мониторинг результатов эффективности реализации Программы наставничества. |
Наставник | 1. Разработка и реализация Программы наставничества совместно с куратором. 2.Мотивационная (эмоционально-психологическая) поддержка наставляемых. 3.Оказание ситуативной помощи в выполняемой деятельности наставляемых. 4. Контроль и оценивание результатов собственной деятельности и деятельности наставляемых. 5.Мониторинг результатов эффективности реализации Программы наставничества. |
Наставляемые | 1.Решение поставленных задач через взаимодействие с наставником |
Кадровая система реализации Программы наставничества
В процессе реализации Программы наставничества выделяется три главные роли:
1. Наставляемые – участники программы, которые через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решают конкретные профессиональные задачи, приобретают новый опыт и развивают новые навыки и компетенции.
2. Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемых
3. Куратор – сотрудник ДОУ, который обеспечивает сопровождение реализации Программы иотвечает за организацию всего цикла Программы наставничества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Наставничество – как метод профессионального становления молодого педагога».
Как маленький ребенок начинает делать свои первые шаги при поддержке взрослых, так и молодой педагог должен, в идеале, делать свои первые шаги в ДОУ при поддержке людей более опытных – пед...
Наставничество- как метод профессионального становления молодого педагога.
«Наставничество – как метод профессионального становления молодого педагога»Кныш Вера Анатольевна, воспитательМБДОУ д/с 61, Киселевский городской округ.Любое образовательное учреждение – эт...
Педагогический проект «Наставничество, как метод сопровождения процесса профессионального становления молодого педагога»
Работа с молодыми педагогами...
ПЛАН профессионального становления молодого педагога первого года работы в должности «Воспитатель детского сада»
ПЛАН профессионального становления молодого педагога первого года работы в должности «Воспитатель детского сада»...
Педагогический проект "Наставничество, как метод сопровождения процесса профессионального становления молодого педагога" (01.06.2022)
Аттестационная работа. Педагогический проект в рамках курсов повышения квалификации "Методические и содержательные аспекты работы педагога-наставника" (13.04 - 1.06.2022)...
Программа наставничества профессионального становления молодого педагога в должности учитель-логопед
В майском Указе Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» В.В. Путин обратил ...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН профессионального становления молодого педагога первого года работы в должности «учитель-логопед» на учебный год
В плане представлены мероприятия, проводимые с наставляемым молодым педагогом на учебный год по месяцам....