Программа наставничества профессионального становления молодого педагога в должности «учитель-логопед» по теме «Коррекционно-логопедическая работа в логопункте ДОУ» на 2024 – 2025 учебный год.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Мухамадеева Гадиля Гафиулловна

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя-логопеда, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Особенно сложно в современных условиях работать начинающим педагогам.

Особенностью их труда является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя-логопеды с многолетним стажем, а родители и коллеги ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов.

В связи с этим молодым педагогам нужно целенаправленно помогать, создать необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для профессионального роста и более легкой адаптации в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo_2024-25.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1 «Солнышко» с. Альменева

ПРИНЯТА:

Педагогическим советом      

протокол  № ____                                                                          от « 01»  октября 2024 г.  

УТВЕРЖДЕНА:

заведующий МКДОУ

Детский сад № 1 «Солнышко»

Приказ № 78/1 от « 01»  10. 2024 г          

        __________ /И. В. Попова/

Программа наставничества профессионального становления молодого педагога в должности

 «учитель-логопед» по теме

«Коррекционно-логопедическая работа в логопункте ДОУ»

на 2024 – 2025 учебный год.

Педагог - наставник: Мухамадеева Г. Г.

учитель-логопед

Альменево

2024 год.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Содержание

Страница

1.

Паспорт Программы

2

2.

Пояснительная записка Программы

3

3.

Цель и задачи Программы

4

4.

Содержание Программы:

4.1. Этапы реализации Программы

4.2. План работы Программы

5

7

5.

Структура управления реализацией Программы наставничества

8

  1. Паспорт Программы

Полное наименование Программы

Программа наставничества МКДОУ Детский сад № 1 «Солнышко»

Решение об утверждении Программы

Приказ   № 78/1  от 01.10.2024

Автор-разработчик Программы

Мухамадеева Г. Г. – учитель-логопед ДОУ

Нормативно-правовая база

1.ФЗ РФ №273 «Об образовании», ст.28, 47, 48.

2. Указ Президента РФ от 02.03.2018 г. № 94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество».

3. Указ Президента РФ от 07.052018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

4.Локальные нормативные акты ДОУ:

1. Положение  о наставничестве;

2. Дорожная карта (план мероприятий) по реализации Положения;

3. Приказ о назначении куратора,  наставника и наставляемых;

4. Приказ об утверждении Программы наставничества.

Цель Программы

внедрение модели наставничества для максимально полного раскрытия потенциала личности наставляемого, успешной личной и профессиональной самореализации педагогических работников разных уровней образования

Задачи Программы

оптимизировать процесс формирования и развития профессиональных знаний,

навыков, умений педагогического работника, в отношении которых осуществляется наставничество;

формировать ответственного и сознательного отношения к работе;

изучение с наставляемым требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей;

активизация участия молодого специалиста в профессиональных конкурсах, олимпиадах, фестивалях и других мероприятия педагогического сообщества ДОУ, муниципального, регионального и федерального уровней;

создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;

формирование открытого и эффективного педагогического сообщества, в котором выстроены партнерские отношения

Ожидаемые результаты

  • Наставляемый приобретает возможность

личностного и профессионального роста.

  • Улучшится качество образовательного процесса в  речевом развитии детей ДОУ.

Форма наставничества

«педагог–педагог»

Срок и этапы реализации

октябрь 2024 г.- апрель 2025 г.

1 этап – диагностический (октябрь);

2 этап – практический (ноябрь - апрель);

  1. этап – итоговый (апрель).

  1. Пояснительная записка Программы

В настоящее время, в условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога. С целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях строятся новые детские сады, но вместе с, тем не менее, остро стоит вопрос обеспечения педагогическими кадрами не только новых дошкольных учреждений, но и уже действующих. Выпускники педагогических ВУЗов и колледжей все реже работают по специальности.

Актуальность

«Учитель и ученик растут вместе»

                                                                                              Конфуций

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль учителя-логопеда, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции. Особенно сложно в современных условиях работать начинающим педагогам.

Особенностью их труда является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя-логопеды с многолетним стажем, а родители и коллеги ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов.

В связи с этим молодым педагогам нужно целенаправленно помогать, создать необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для профессионального роста и более легкой адаптации в коллективе.

В нашем дошкольном образовательном учреждении используется системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, что позволяет молодому педагогу быстро адаптироваться к работе в ДОУ, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории. Одним из моментов системного подхода стало возрождение наставничества.

Наставничество – одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога – наставника.

Наставник – опытный педагог учреждения, принимающий на себя функцию обучения молодого педагога в период прохождения им испытательного срока.

Молодой педагог – работник учреждения в период обучения и вхождения в должность под руководством педагога – наставника.

Проведение на протяжении учебного года систематической работы по формированию традиций наставничества позволяет молодому педагогу получить поддержку квалифицированного специалиста, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

При поддержке наставника молодой педагог начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями. Наставник помогает овладеть искусством общения, найти подход к любому родителю, а через него узнать, как можно больше о ребенке, и в целом установить доверительные отношения с детьми, а в дальнейшем завоевать любовь детей и уважение их родителей. Именно поэтому в нашем учреждении разработана и внедряется программа по наставничеству.

В данном случае программа по наставничеству опытного учителя-логопеда с молодым учителем-логопедом.

  1.  Цели и задачи программы

Цель программы: оказание помощи молодому специалисту (учителю-логопеду) в их профессиональном становлении; формирование в МБДОУ профессиональных кадров, оказывающих коррекционную работу по развитию речи и постановке звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Оказать методическую помощь молодым педагогам в повышении уровня организации занятий по развитию речи и обучению грамоте.
  • Создать условия для организации предметно-развивающей среды в кабинете учителя-логопеда по развитию и совершенствованию речи детей.
  • Развивать потребность и мотивацию в непрерывном самообразовании.
  • Научить использованию различных моделей занятия с детьми.
  • Познакомить с разнообразными методами и приёмами обучения при проведении занятий по развитию речи и обучению грамоте, а также при проведении индивидуальной работы с детьми.

4.  Содержательный раздел.

4.1.  Этапы и сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год и представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию поставленных цели и задач.

Содержание программы реализуется последовательно.

Этапы реализации программы:

  1. этап. Диагностический

Задачи этапа: выявление профессиональных затруднений молодого педагога; разработка основных направлений работы с молодым педагогом.

Содержание этапа:

Педагог наставник анализирует профессиональную готовность молодого педагога по критериям:

- педагогическое образование, специальное образование по специальности «логопедия»;

- теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников, целостное видение коррекционно-образовательных процессов и тенденций, знание дифференцированных логопедических технологий, методов и средств профилактики, коррекции и устранения речевых нарушений у детей);

- наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста;

- ожидаемый результат коррекционной деятельности;

- выявление особенностей личности педагога.

Для получения необходимых сведений могут быть использованы методы:

- опрос;

- собеседование;

- анкетирование;

- наблюдение        за организацией        коррекционно–развивающей работы в группе.

В зависимости от результатов диагностического этапа, педагог - наставник ставит цели работы, определяет содержание работы, выбирает методы и формы работы.

Примерные цели работы:

- совершенствование профессиональной эрудиция и компетентности, т. е. владение логопедическими технологиями, адекватное и творческое их применение в практической деятельности, формирование

- интегральной компетентности (умения сочетать теорию и практику логопедии);

- формирование умения осуществлять компетентное и продуктивное педагогическое общение с педагогами и родителями (законными представителями) воспитанников;

- формирование устойчивой профессиональной мотивация, интереса к профессии, организация творческих действий в профессиональной среде, осознание индивидуальной ответственности за результаты деятельности

Формы работы:

- Консультации;

- Беседы;

- Изучение методической литературы;

- Взаимопосещения;

- Мастер-классы;

- Деловые игры;

Таким образом, разрабатывается индивидуальный план-программа профессионального становления молодого педагога на год. Результативность и эффективность реализации индивидуального плана профессионального становления анализируется педагогом - наставником и молодым педагогом не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план профессионального становления молодого педагога могут вноситьсяизменения и дополнения.

  1. этап. Практический.

Задача    этапа: реализация     основных     положений     Программы.

Содержание этапа:

- Создание благоприятных условий для профессионального роста молодого педагога;

- Взаимоподдержка и взаимопомощь;

- Координация действий педагогов в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей, принципами коррекционной работы;

- Разработка перспективных планов работы с детьми, индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с возрастными особенностями, требованиями ФГОС ДО, заключениями ПМПК, задачами адаптированной основной образовательной программы ДОУ;

- Оказание методической помощи опытным педагогом начинающему;

- Помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;

- Оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;

- Советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.

3 этап. Аналитический

Задачи этапа: подведение итогов работы и анализ эффективности реализации этапов программы.

Содержание этапа:

- Анализ результатов работы молодого педагога с детьми;

- Динамика профессионального роста молодого педагога;

- Рейтинг молодого педагога среди коллег;

- Самоанализ своей деятельности за прошедший год;

- Перспективы дальнейшей работы с молодым педагогом;

- Подведение итогов, выводы.

 4.2. План работы наставника учителя-логопеда Мухамадеевой Г.Г  с молодым специалистом учителем-логопедом   Исакаевой А.А. 

Содержание работы

Форма

 работы

Сроки

Ответственные

Изучение содержания образовательных программ, нормативных документов по организации образовательного процесса. Оказание помощи по организации работы с документацией:

-Изучение ООП ДОУ

-Изучение задач и целей годового плана учителя-логопеда на 2024-2025 уч. г.

  • - Структура перспективного планирования индивидуальных и подгрупповых занятий на логопедическом пункте для детей старшего дошкольного возраста
  • - Структура календарного планирования индивидуальных и подгрупповых занятий

- Составление циклограммы деятельности учителя-логопеда на логопедическом пункте и расписания занятий групп.

Оказание помощи в обследовании воспитанников для проведения на базе ДОУ ППк по отбору детей в логопедический пункт.

Собеседование.

Консультация

октябрь - 2024

Учитель-логопед

 (наставник)

Показ открытого занятия наставником с целью демонстрации структуры, задач, методов, приемов логопедической работы с детьми.

Мастер - класс

ноябрь 2024

Учитель-логопед

 (наставник)

Посещение наставником занятий с целью выявления профессиональных затруднений и оказания практической помощи

- умение грамотно подготовить занятие;

- умение сопоставлять задачи и содержание занятия;

- умение использовать разные методы и приемы для решения поставленных задач;

- умение подвести итог занятия.Использование ИКТ в деятельности учителя-логопеда

Практикум

декабрь -2024

Учитель-логопед

 (наставник)

Оказание помощи в определение характера динамики, результативности работы, составление прогноза, относительно дальнейшего развития и обозначение дальнейшего образовательного маршрута для каждого обучающегося.

Консультация

январь 2025

Учитель-логопед

(наставник)

Изучение и внедрение логопедических технологий

Знакомство с современными образовательными технологиями и способами их использования в работе с детьми.

Наблюдение, индивидуальная беседа.

февраль 2025

Учитель-логопед

 (наставник)

Посещение молодым специалистом занятий, с целью перенять педагогический опыт.

Практикум

март 2025

Учитель-логопед

 (наставник)

Рефлексия (анализ) педагогической деятельности.

  • Подведение итогов работы за год.

Отчет о результатах работы по теме самообразования.

Наблюдение, самоанализ

апрель 2025

Учитель-логопед

 (наставник)

Индивидуальные консультации по возникающим вопросам

Консультации

В течении года Согласно графику работы кабинета.

Учитель-логопед

(наставник)

Выявление профессиональных затруднений и совместное определение путей их устранения

Консультации

В течении года

Учитель-логопед

 (наставник)

5.Структура управления реализацией Программы наставничества

Уровни структуры

Направления деятельности.

Руководитель ДОУ

1.Утверждение локальных нормативно-правовых документов, необходимых для реализации Программы наставничества.

 2.Реализация кадровой политики в Программе наставничества.

3.Назначение куратора.

4.Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации Программы наставничества.

Куратор

1. Разработка Положения о наставничестве.

2. Разработка и реализация мероприятий дорожной карты Программы наставничества.

3.Разработка Программы наставничества.

4. Формирование базы наставников и наставляемых.

 5. Контроль процесса Реализации Программы наставничества

6. Решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации Программы наставничества.

7. Мониторинг результатов эффективности реализации Программы наставничества.

Наставник

1. Разработка и реализация Программы наставничества совместно с куратором.

2.Мотивационная (эмоционально-психологическая) поддержка наставляемых.

3.Оказание ситуативной помощи в выполняемой деятельности наставляемых. 4. Контроль и оценивание результатов собственной деятельности и деятельности наставляемых.

5.Мониторинг результатов эффективности реализации Программы наставничества.

Наставляемые

1.Решение поставленных задач через взаимодействие с наставником

Кадровая система реализации Программы наставничества

В процессе реализации Программы наставничества выделяется три главные роли:

 1. Наставляемые – участники программы, которые через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решают конкретные профессиональные задачи, приобретают новый опыт и развивают новые навыки и компетенции.

2. Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемых

3. Куратор – сотрудник ДОУ, который обеспечивает сопровождение реализации Программы  иотвечает за организацию всего цикла Программы наставничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наставничество – как метод профессионального становления молодого педагога».

Как маленький ребенок начинает делать свои первые шаги при поддержке взрослых, так и молодой педагог   должен, в идеале, делать свои первые шаги в ДОУ при поддержке людей более опытных – пед...

Наставничество- как метод профессионального становления молодого педагога.

«Наставничество – как метод профессионального становления молодого педагога»Кныш Вера Анатольевна, воспитательМБДОУ д/с 61, Киселевский городской округ.Любое образовательное учреждение – эт...

ПЛАН профессионального становления молодого педагога первого года работы в должности «Воспитатель детского сада»

ПЛАН  профессионального становления молодого педагога  первого года работы  в должности «Воспитатель детского сада»...

Педагогический проект "Наставничество, как метод сопровождения процесса профессионального становления молодого педагога" (01.06.2022)

Аттестационная работа. Педагогический проект в рамках курсов повышения квалификации "Методические и содержательные аспекты работы педагога-наставника" (13.04 - 1.06.2022)...

Программа наставничества профессионального становления молодого педагога в должности учитель-логопед

В майском Указе Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» В.В. Путин обратил ...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН профессионального становления молодого педагога первого года работы в должности «учитель-логопед» на учебный год

В плане представлены мероприятия, проводимые с наставляемым молодым педагогом на учебный год по месяцам....