Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию "Дорогою добра"
материал по теме

Серяпина Ольга Валентиновна

Программа кружка по основам православной культуры и конспект занятия будут интересны для дошкольных работников, работающих по реализации задач духовно-нравственного воспитания детей в светских дошкольных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_dorogoyu_dobra.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ромашка»

г. Кирсанов

Тамбовская область

Методическая разработка

по духовно-нравственному воспитанию  детей  дошкольного возраста

 «Дорогою добра»

Составитель:

Серяпина О.В.,

заместитель заведующего по УВР

2013 год

Содержание.

Вступление ………………………………………………………………….3

     1.Программа дополнительного образования детей

     по основам православной культуры «Дорогою добра»………………….4-9

2.Конспект занятия  на тему «Семья»………………………………….10-14

3.Источники…………………………………………………………………15

     4. Приложение……………………………………………………………16-19

Вступление

      В настоящее время большое внимание уделяется вопросу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

    В выступлении начальника управления образования и науки Тамбовской области Н.Г. Астафьевой на XX Международных Рождественских образовательных  чтениях в рамках пленарного заседания 25 января 2012 года отмечались региональные инициативы создания и развития непрерывной системы духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения в условиях конструктивного взаимодействия светских и религиозных организаций. В частности, одной из данных инициатив является апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики».

   Считаю, что работу в данном направлении нужно начинать с дошкольного возраста. Проводимое в 2012году анкетирование в МБДОУ детский сад «Ромашка» города Кирсанова Тамбовской области показало, что более 70% родителей поддерживают организацию работы по духовно-нравственному воспитанию детей (смотрите приложение). Но при организации данной работы мы столкнулись с проблемой недостаточно разработанной методической базой в данном направлении.  Не хватает разработок программ, занятий для светских дошкольных образовательных учреждений, которые включили в вариативную часть своих образовательных программ изучение основ православной культуры.

     Представленный материал в виде программы кружка по основам православной культуры , которая проходит апробацию в 2012-2013 учебном году, и примера занятия в этом кружке будут интересны воспитателям детских садов и педагогам воскресных школ, работающим с дошкольниками.

1. Программа дополнительного образования детей

по основам православной культуры «Дорогою добра».

Задачи : 1. Формировать у детей представления о духовно-нравственном укладе жизни своего народа посредством введения их в круг основных православных праздников.

                 2. Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей (доверия, послушания, милосердия, трудолюбия, любви к ближнему ) на основе познания и раскрытия значений православных праздников.

                 3. Воспитывать желание отмечать вместе с родителями православные календарные праздники, стремление к пониманию их жизненного смысла.

       Главным условием реализации данной программы является  естественное «вхождение» в педагогический процесс.

     Основные характеристики деятельности: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного и художественно-эстетического, физического и трудового воспитания.

      Программа кружка «Дорогою добра» рассчитана на дошкольников среднего – старшего дошкольного возраста  и не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также уровню развития ребенка,  срок реализации - 1 год .

Количество занятий  в неделю – 1 занятие, в год -36 занятий.  

Продолжительность  занятий : 20-25 минут.

                                                            Учебный план

Название группы

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

Средняя №1

(4-5 лет)

1

36

Старшая №1

(5-6 лет)

1

36

Программно-методическое обеспечение

Название программ,  методических разработок

Дидактическое обеспечение

«Лето Господне» Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников с особенностями  психо-физического развития и нормально развивающихся детей на основе национальных традиций Православных праздников. Авторский коллектив: И.В. Коваленко, Л.П. Кондратова, священник Андрей Берсенёв, г. Луганск, 2010

Иконы, образы икон по перечню православных праздников.

Иллюстрации по темам православных праздников.

Аудиозаписи православной музыки, духовных песнопений, звона колоколов.

Сборник православных мультфильмов

Дидактическая игра «Хорошо – плохо».

Трафарет ангела, воина.

Конструктивная игра «Построй храм»

 

Алексеева А. «О православном дошкольном воспитании в России».- М. «Дошкольное воспитание», 2004 (1)

Султанова Н. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» .-М. «Дошкольное воспитание», 2004 (5)

Костюнина Т. Рождественские встречи».-М.  Дошкольное воспитание», 2005 (12)

Гладких Л. «Отечественная педагогическая литература как фактор укрепления духовно-нравственного здоровья семьи и детей» -М Дошкольное воспитание», 2006 (1).

Сунгурова Е.А. «Духовно-нравственное воспитание в современном мире. Православные праздники на святой Руси». http://festival.1senteber.ru/articles/510377

Православный детский календарь на 2012 год/Сост.О.С.В. –М.: Православный приход храма Святаго Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы РПЦ, 2011

Энциклопедия маленького христианина. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Автор-составитель Грабовская В.В. Издательство РООССА

Результаты освоения программы кружка «Дорогою добра»

-наличие представлений у детей об основных православных праздниках,

-формирование у дошкольников духовно-нравственных ценностей (доверие, послушание, милосердие, трудолюбие, любовь к ближнему)

- формирование позитивного отношения ребенка к совместной с родителями подготовке и проведению православных календарных праздников.

В программе прослеживается несколько направлений работы:

1. Духовно-образовательное ( беседы  во время занятий в кружке , устные поручения)

2. Воспитательно-оздоровительное ( праздники, подвижные игры и физкультминутки, экскурсии )

3. Культурно-познавательное (встречи, концерты, просмотр  мультфильмов )

4. Нравственно-трудовое ( труд по самообслуживанию, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Предполагаемые результаты:

-наличие представлений у детей об основных православных праздниках,

-формирование у дошкольников духовно-нравственных ценностей (доверие, послушание, милосердие, трудолюбие, любовь к ближнему)

- формирование позитивного отношения ребенка к совместной с родителями подготовке и проведению православных календарных праздников.

Контроль за реализацией программы будет осуществляться в форме:

-наблюдений за детьми,

 -бесед на заданные темы,

-участие в конкурсах, выставках,

-выступление на концертах,

-открытые занятия.

Формы работы с детьми:

Первичная диагностика (сентябрь)

Итоговая диагностика (май)

Интергированные занятия в кружке :

чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания,

беседы, беседы – обсуждения, продуктивная деятельность (поделки к празднику), разучивание стихов, песен к празднику, целевые прогулки в храм, просмотр мультфильмов, рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам,

   В рамках работы кружка : оформление фотоальбома «Наши праздники»,  выставки  поделок, выполненных детьми и детьми вместе с взрослыми, участие в праздничных мероприятиях в ЦД «Золотой Витязь»: «Рождественская елка», «Пасхальный перезвон», в конкурсах православной тематики различного уровня (при наличии положений).

Перспективный план занятий кружка «Дорогою добра»

на 2012-2013 учебный год

№ п/п

Месяц

Тема и содержание НОД

1

Сентябрь

Беседа с детьми  «Дорогою добра» Цель: рассказать о содержании деятельности, которую будут проводить в течении года.

Первичная диагностика

2

Сотворение Мира Господом (ангельский мир). Ангел-хранитель. Изготовление поделки Ангела.

3

Праздник «Рождество Пресвятой Богородицы».

 Чтение Евангелия о земной жизни Богородицы (по теме праздника), беседа по прочитанному  

4

Экскурсия в Храм. Экскурсионный рассказ священника об истории храма.   Рассматривание икон.

5.

Октябрь

Рассматривание иконы Пресвятой Богородицы. Рисование открытки на тему «Мама оберегает и молится обо мне, как Богородица молится и оберегает всех».

6

Разучивание стихотворений, песен по теме предстоящего праздника

7

Праздник «Покров Пресвятой Богородицы» Чтение Евангелия о земной жизни Богородицы (по теме праздника), беседа по прочитанному  

8

Слушание духовной музыки, звона колоколов. Рассматривание иллюстраций различных храмов. Конструктивная игра «Постой храм»

9

Ноябрь

«Золотые купола» -рассматривание иллюстраций куполов Храмов, аппликация куполов Храма

10

Встреча со священником с целью ознакомления детей с правилами жизни (Божии заповеди)

11

Чтение и разучивание стихотворений по теме предстоящего праздника

12

Просмотр мультфильма « Кукушка и скворец». Беседа по просмотренному

13

Декабрь

Праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы» Чтение Евангелия о земной жизни Богородицы (по теме праздника), беседа по прочитанному  

14

Беседа «Рождество Христово». Чтение Евангелия о земной жизни Иисуса Христа. Рассматривание иллюстраций к повествованию. Изготовление панно-коллажа «Рождество Христово»

15

Разучивание стихотворений, песен к празднику. Оформление вертепа: создание (рисование, аппликация) фона для вертепа, оригами Теленок и Ослик.

16

Театрализованное действо праздника. Репетиция ролей участников. Изготовление  Вифлеемской звезды

17

Январь

Празднование Рождества Христова. Участие в городском празднике «Рождественская елка»

18

Доброта спасет мир. Чтение рассказа Ф. Кривина «Иголка в долг». Беседа по содержанию рассказа.

19

Крещение Господне. Рассказ педагога, рассматривание иллюстраций, иконы. Рисование «Воды Иордана»

20

Таинство крещения. Чтение рассказа Н. Прохоровой «Небесный покровитель»

21

Февраль

Милосердие, душевная чуткость – добродетели людские. «Теремок души». Рассматривание сюжетных картинок, рассказы детей отрывков сказок с добрыми делами героев, придумывание новой сказки, где герои попадают в беду и с Божьей помощью находят выход из сложной ситуации.

22

Сретение Господне. Чтение Евангелия о земной жизни Иисуса Христа. Беседа по прочитанному.

23

Встреча со священником. Благословение священника. Изготовление поделки «Свеча»

24

Высокомерие и гордость. Чтение рассказа И. Рутенина «Царица –тропинка». Беседа о прочитанном.

25

Март

«Тропинки человечности» (по произведениям В. Сухомлинского,

В. Осеевой). Чтение по выбору педагога. Дидактическая игра «Хорошо-плохо» (в картинках). Пословицы, поговорки по теме.

26

«Подснежник глянул голубой». Красота  Божьего Мира вокруг нас. Чтение стихотворения П. Соловьевой «Подснежник». Рисование на пластине  пластилином подснежника.

27

Семья – малая Церковь. Комплексное занятие.

28

Богочеловек Иисус Христос. Земная жизнь  Иисуса –Сына Божьего. Рассказ  педагога, рассматривание иллюстраций по теме. Рисование по теме по выбору детей.

29

Апрель

Благовещение Пресвятой Богородицы. «На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны». Рассказ педагога о празднике и православных традициях. Рассматривание иконы (иллюстраций). Изготовление фигурки птички на нитке.

30

«В воскресенье вербное…» Вход Господень в Иерусалим. Рассказ педагога о празднике. Чтение стихотворения А. Блока «Вербочка». Рассматривание иконы (иллюстраций). Украшение веточек листочками и цветами. Создание композиции из веточек.

31

Подготовка к празднику Воскресение Христово. Рассказ педагога о празднике. Слушание аудиозаписи песнопений. Оформление пасхальных открыток, поделок к празднику  по выбору детей

32

Христос воскрес! Празднование Воскресения Господне . Участие в городском фестивале православной культуры «Пасхальный перезвон»

33

Май

Вознесение Господне. Рассказ педагога, рассматривание иллюстраций. Рисование детей по теме праздника

34

 Беседа с детьми «Защитники Руси», рассматривание иллюстраций по теме. Лепка из соленого теста « Защитник Православия»

35

Защитники Руси. Чтение художественной литературы по выбору педагога. Раскрашивание фигурок «Защитник Православия»

36

Православные праздники. Рассказ воспитателя о тех праздниках, которые будут праздноваться в летний период и беседа о прошедших праздниках. Итоговая диагностика.

Конспект

комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста

в православном детском саду или в группе, изучающей основы православной культуры

по теме «Семья»

Интеграция областей: Познание (формирование целостной картины мира»,

«Художественное творчество» (рисование), Музыка, Чтение художественной литературы, Коммуникация, Социализация.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, театрализованная.

Цели: воспитывать уважение к членам семьи …….

Планируемые результаты: проявлять чуткость к художественному слову, положительные эстетические чувства и эмоции при исполнении музыкального произведения, интерес к изобразительной деятельности.

Материалы и оборудование: магнитофон, записи песни «Гимн семье», инструментальной музыки, атрибуты для инсценирования стихотворения: кукла, кроватка, подушка, матрац, простынь, одеяло, альбомные листы, упаковки карандашей по количеству детей, картинки с изображением семьи

Содержание организованной деятельности

(ход занятия)

  1. Организационный момент

Воспитатель: Без отца-полсироты, а без матери- и вся сирота.

                       Вся семья вместе, так и душа на месте.

                       Семья сильна, когда над ней крыша одна.

                  Ребятки, о чем эти пословицы?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, о семье. Семья-частичка нашего общества и опора государства. Семья для православного христианина –малая Церковь.

2. Беседа о семье с инсценировкой

Воспитатель: В семье дети учатся любви и вере, терпению и заботе, прощению и самопожертвованию.

Пример такой заботы мы сейчас увидим в инсценировке стихотворения «Колыбельная», которое написала Агния Барто.

Воспитатель: Старший брат сестру баюкал:

Ребенок:         -Баюшки-баю!

                        Унесем отсюда кукол,

                         Баюшки-баю.

Воспитатель: Уговаривал девчушку

                         (Ей всего-то год):

 Ребенок:         -Спать пора,

                          Уткнись в подушку,

                          Подарю тебе я клюшку,

                          Встанешь ты на лед.

                         

                          Баю-баюшки,

                          Не плачь,

                          Подарю

                          Футбольный мяч,

                          Хочешь –

                          Будешь за судью,

                          Баю-баюшки-баю!

 Воспитатель:   Старший брат сестру баюкал:

  Ребенок:        - Ну не купим мяч,

                           Принесу обратно кукол,

                           Только ты не плачь.

                           

                            Ну не плачь, не будь упрямой.

                            Спать пора давно…

                            Ты пойми – я папу с мамой

                            Отпустил в кино.

Воспитатель: Ребята, в чем заключается помощь мальчика?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, он не только помогал родителям и укладывал сестру спать, но и отпустил их , чтобы они отдохнули. А как вы помогаете своим родителям?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, я вижу, что вы настоящие помощники своим родителям. Старайтесь и в дальнейшем всегда и во всем им помогать.

3.Физкультминутка

Воспитатель читает и вместе с детьми сопровождает жестами и движениями:      «Встань, как только солнце встанет,

                               И тихонечко к окошку

                               Руку луч к тебе протянет.

                               Ты подставь скорей ладошку,

                               Пусть тебя увидит мама,

                               И умытым, и обутым,

                               Всё прибрав, иди к ней прямо.

                               И скажи ей: «С добрым утром!»

                               И потом с улыбкой, с песней

                               Выйди к травам, людям, птицам.

                               И весёлым, интересным

                               День твой должен получиться».

4.Рисование на тему «Семья»

Воспитатель: Ребятки, посмотрите  на стенд, как много на нем изображений семьи: папы и мамы, дети, бабушки и дедушки , и каждый что-то делает. Я вам предлагаю каждому изобразить на рисунке свою семью.

Включается инструментальная музыка. Выполнение задания детьми.

Дети отражают в своих рисунках семейные отношения: мама готовит, папа ремонтирует машину, дочка моет посуду и так далее.

Оформляются рисунки в форме выставки.

  1. Исполнение песни «Гимн семье».

Воспитатель: Ребятки, вы нарисовали очень интересные рисунки и у нас получилась настоящая выставка о семье и я предлагаю вам спеть песню Ильи Резника «Гимн семье».

Хрустальным голосом капели

Звенит ребячий смех чудесный,

И мать сидит у колыбели,

Дитя лаская тихой песней.

И дом молитвой освященный,

Стоит открытый всем ветрам,

И учит бабушка внучонка

Словам: «отчизна», «мама», «храм».

Припев:

Друг друга храните во все времена,

Живите в ладу  и гармонии.

И пусть будет жизнь ваша освящена

Любовью Петра и Февронии.

Семья –любви великой царство.

В ней вера, праведность и сила.

Семья –опора государства,

Страны моей, моей России.

Семья –источник изначальный,

Небесным ангелом хранимый.

И грусть, и радость, и печали –

Одни на всех, неразделимы.

Припев:

Друг друга храните во все времена,

Живите в ладу  и гармонии.

И пусть будет жизнь ваша освящена

Любовью Петра и Февронии.

Пусть повторятся в поколеньях

Благословенной жизни дни.

Храни господь, очаг семейный,

Любовь любимых охрани.

  1. Подведение итогов

Воспитатель: Дорогие ребята, я сейчас вас попрошу ответить на такой вопрос: о чем мы сегодня с вами говорили?

Ответы детей.

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: В песне мы с вами пели о Петре и Февронии. Кто-  нибудь знает кто они?

Ответы детей.

Воспитатель: Об этом мы поговорим с вами при следующей встрече. До свидания.

Примечание: При проведении данного занятия при наличии технических средств, можно заменить инсценировку просмотром мультфильма

« Кукушка и скворец»(о ценности семьи).

Источники:  

  1. «Лето Господне» Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников с особенностями  психо-физического развития и нормально развивающихся детей на основе национальных традиций Православных праздников. Авторский коллектив: И.В. Коваленко, Л.П. Кондратова, священник Андрей Берсенёв, г. Луганск, 2010
  2. Алексеева А. «О православном дошкольном воспитании в России».- М. «Дошкольное воспитание», 2004 (1)
  3. Султанова Н. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» .-М. «Дошкольное воспитание», 2004 (5)
  4. Костюнина Т. Рождественские встречи».-М.  Дошкольное воспитание», 2005 (12)
  5. Гладких Л. «Отечественная педагогическая литература как фактор укрепления духовно-нравственного здоровья семьи и детей» -М Дошкольное воспитание», 2006 (1).
  6. Сунгурова Е.А. «Духовно-нравственное воспитание в современном мире. Православные праздники на святой Руси». http://festival.1senteber.ru/articles/510377
  7. Православный детский календарь на 2012 год/Сост.О.С.В. –М.: Православный приход храма Святаго Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы РПЦ, 2011
  8. Энциклопедия маленького христианина. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Автор-составитель Грабовская В.В. Издательство РООССА
  9. Детям о семье: сб/сост. А.В. Велько.-Минск: Белорусская Православная Церковь, 2012
  10. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под редакцией Л.А. Кондрыкинской.-М: ТЦ Сфера, 2004

Приложение

           

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ПОКРОВИТЕЛЕМ ЗЕМЛИ БЕЛГОРОДСКОЙ СВЯТИТЕЛЕМ ИОАСАФОМ

Одно из направлений в дошкольной педагогике сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям, оно связано с воспитанием традиции, исторической преемственности поколений , воспитанием бережного ...

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Этот материал для ознакомления детьми сотворения мира. Откуда он взялся, кто его сотворил? Описание презинтации о 6 днях сотворения мира. Познакомить детей с понятием: кто такие атеисты. ...

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы «Семья и её ценности»

Данная разработка представляет собой методический материал для проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию детей. Предназначена для использования в работе воспитателей дошкольных образовате...

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников «Семья как источник вдохновения»

Мы все стремимся воспитать у детей доброту, милосердие, чуткость, сострадание, чувство взаимопомощи, а в дальнейшем сформировать активную гражданскую позицию и вовлечь их в социально – полезную ...

Методическая разработка ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ

Подготовила : воспитатель Черняева М.Ю Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Согласно содержанию...