Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию "Дорогою добра"
материал по теме
Программа кружка по основам православной культуры и конспект занятия будут интересны для дошкольных работников, работающих по реализации задач духовно-нравственного воспитания детей в светских дошкольных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_dorogoyu_dobra.doc | 173.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ромашка»
г. Кирсанов
Тамбовская область
Методическая разработка
по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста
«Дорогою добра»
Составитель:
Серяпина О.В.,
заместитель заведующего по УВР
2013 год
Содержание.
Вступление ………………………………………………………………….3
1.Программа дополнительного образования детей
по основам православной культуры «Дорогою добра»………………….4-9
2.Конспект занятия на тему «Семья»………………………………….10-14
3.Источники…………………………………………………………………15
4. Приложение……………………………………………………………16-19
Вступление
В настоящее время большое внимание уделяется вопросу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
В выступлении начальника управления образования и науки Тамбовской области Н.Г. Астафьевой на XX Международных Рождественских образовательных чтениях в рамках пленарного заседания 25 января 2012 года отмечались региональные инициативы создания и развития непрерывной системы духовно-нравственного просвещения подрастающего поколения в условиях конструктивного взаимодействия светских и религиозных организаций. В частности, одной из данных инициатив является апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Считаю, что работу в данном направлении нужно начинать с дошкольного возраста. Проводимое в 2012году анкетирование в МБДОУ детский сад «Ромашка» города Кирсанова Тамбовской области показало, что более 70% родителей поддерживают организацию работы по духовно-нравственному воспитанию детей (смотрите приложение). Но при организации данной работы мы столкнулись с проблемой недостаточно разработанной методической базой в данном направлении. Не хватает разработок программ, занятий для светских дошкольных образовательных учреждений, которые включили в вариативную часть своих образовательных программ изучение основ православной культуры.
Представленный материал в виде программы кружка по основам православной культуры , которая проходит апробацию в 2012-2013 учебном году, и примера занятия в этом кружке будут интересны воспитателям детских садов и педагогам воскресных школ, работающим с дошкольниками.
1. Программа дополнительного образования детей
по основам православной культуры «Дорогою добра».
Задачи : 1. Формировать у детей представления о духовно-нравственном укладе жизни своего народа посредством введения их в круг основных православных праздников.
2. Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей (доверия, послушания, милосердия, трудолюбия, любви к ближнему ) на основе познания и раскрытия значений православных праздников.
3. Воспитывать желание отмечать вместе с родителями православные календарные праздники, стремление к пониманию их жизненного смысла.
Главным условием реализации данной программы является естественное «вхождение» в педагогический процесс.
Основные характеристики деятельности: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного и художественно-эстетического, физического и трудового воспитания.
Программа кружка «Дорогою добра» рассчитана на дошкольников среднего – старшего дошкольного возраста и не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также уровню развития ребенка, срок реализации - 1 год .
Количество занятий в неделю – 1 занятие, в год -36 занятий.
Продолжительность занятий : 20-25 минут.
Учебный план
Название группы | Количество занятий в неделю | Количество занятий в год |
Средняя №1 (4-5 лет) | 1 | 36 |
Старшая №1 (5-6 лет) | 1 | 36 |
Программно-методическое обеспечение
Название программ, методических разработок | Дидактическое обеспечение |
«Лето Господне» Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников с особенностями психо-физического развития и нормально развивающихся детей на основе национальных традиций Православных праздников. Авторский коллектив: И.В. Коваленко, Л.П. Кондратова, священник Андрей Берсенёв, г. Луганск, 2010 | Иконы, образы икон по перечню православных праздников. Иллюстрации по темам православных праздников. Аудиозаписи православной музыки, духовных песнопений, звона колоколов. Сборник православных мультфильмов Дидактическая игра «Хорошо – плохо». Трафарет ангела, воина. Конструктивная игра «Построй храм»
|
Алексеева А. «О православном дошкольном воспитании в России».- М. «Дошкольное воспитание», 2004 (1) | |
Султанова Н. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» .-М. «Дошкольное воспитание», 2004 (5) | |
Костюнина Т. Рождественские встречи».-М. Дошкольное воспитание», 2005 (12) | |
Гладких Л. «Отечественная педагогическая литература как фактор укрепления духовно-нравственного здоровья семьи и детей» -М Дошкольное воспитание», 2006 (1). | |
Сунгурова Е.А. «Духовно-нравственное воспитание в современном мире. Православные праздники на святой Руси». http://festival.1senteber.ru/articles/510377 | |
Православный детский календарь на 2012 год/Сост.О.С.В. –М.: Православный приход храма Святаго Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы РПЦ, 2011 | |
Энциклопедия маленького христианина. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Автор-составитель Грабовская В.В. Издательство РООССА |
Результаты освоения программы кружка «Дорогою добра»
-наличие представлений у детей об основных православных праздниках,
-формирование у дошкольников духовно-нравственных ценностей (доверие, послушание, милосердие, трудолюбие, любовь к ближнему)
- формирование позитивного отношения ребенка к совместной с родителями подготовке и проведению православных календарных праздников.
В программе прослеживается несколько направлений работы:
1. Духовно-образовательное ( беседы во время занятий в кружке , устные поручения)
2. Воспитательно-оздоровительное ( праздники, подвижные игры и физкультминутки, экскурсии )
3. Культурно-познавательное (встречи, концерты, просмотр мультфильмов )
4. Нравственно-трудовое ( труд по самообслуживанию, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Предполагаемые результаты:
-наличие представлений у детей об основных православных праздниках,
-формирование у дошкольников духовно-нравственных ценностей (доверие, послушание, милосердие, трудолюбие, любовь к ближнему)
- формирование позитивного отношения ребенка к совместной с родителями подготовке и проведению православных календарных праздников.
Контроль за реализацией программы будет осуществляться в форме:
-наблюдений за детьми,
-бесед на заданные темы,
-участие в конкурсах, выставках,
-выступление на концертах,
-открытые занятия.
Формы работы с детьми:
Первичная диагностика (сентябрь)
Итоговая диагностика (май)
Интергированные занятия в кружке :
чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания,
беседы, беседы – обсуждения, продуктивная деятельность (поделки к празднику), разучивание стихов, песен к празднику, целевые прогулки в храм, просмотр мультфильмов, рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам,
В рамках работы кружка : оформление фотоальбома «Наши праздники», выставки поделок, выполненных детьми и детьми вместе с взрослыми, участие в праздничных мероприятиях в ЦД «Золотой Витязь»: «Рождественская елка», «Пасхальный перезвон», в конкурсах православной тематики различного уровня (при наличии положений).
Перспективный план занятий кружка «Дорогою добра»
на 2012-2013 учебный год
№ п/п | Месяц | Тема и содержание НОД |
1 | Сентябрь | Беседа с детьми «Дорогою добра» Цель: рассказать о содержании деятельности, которую будут проводить в течении года. Первичная диагностика |
2 | Сотворение Мира Господом (ангельский мир). Ангел-хранитель. Изготовление поделки Ангела. | |
3 | Праздник «Рождество Пресвятой Богородицы». Чтение Евангелия о земной жизни Богородицы (по теме праздника), беседа по прочитанному | |
4 | Экскурсия в Храм. Экскурсионный рассказ священника об истории храма. Рассматривание икон. | |
5. | Октябрь | Рассматривание иконы Пресвятой Богородицы. Рисование открытки на тему «Мама оберегает и молится обо мне, как Богородица молится и оберегает всех». |
6 | Разучивание стихотворений, песен по теме предстоящего праздника | |
7 | Праздник «Покров Пресвятой Богородицы» Чтение Евангелия о земной жизни Богородицы (по теме праздника), беседа по прочитанному | |
8 | Слушание духовной музыки, звона колоколов. Рассматривание иллюстраций различных храмов. Конструктивная игра «Постой храм» | |
9 | Ноябрь | «Золотые купола» -рассматривание иллюстраций куполов Храмов, аппликация куполов Храма |
10 | Встреча со священником с целью ознакомления детей с правилами жизни (Божии заповеди) | |
11 | Чтение и разучивание стихотворений по теме предстоящего праздника | |
12 | Просмотр мультфильма « Кукушка и скворец». Беседа по просмотренному | |
13 | Декабрь | Праздник «Введение во храм Пресвятой Богородицы» Чтение Евангелия о земной жизни Богородицы (по теме праздника), беседа по прочитанному |
14 | Беседа «Рождество Христово». Чтение Евангелия о земной жизни Иисуса Христа. Рассматривание иллюстраций к повествованию. Изготовление панно-коллажа «Рождество Христово» | |
15 | Разучивание стихотворений, песен к празднику. Оформление вертепа: создание (рисование, аппликация) фона для вертепа, оригами Теленок и Ослик. | |
16 | Театрализованное действо праздника. Репетиция ролей участников. Изготовление Вифлеемской звезды | |
17 | Январь | Празднование Рождества Христова. Участие в городском празднике «Рождественская елка» |
18 | Доброта спасет мир. Чтение рассказа Ф. Кривина «Иголка в долг». Беседа по содержанию рассказа. | |
19 | Крещение Господне. Рассказ педагога, рассматривание иллюстраций, иконы. Рисование «Воды Иордана» | |
20 | Таинство крещения. Чтение рассказа Н. Прохоровой «Небесный покровитель» | |
21 | Февраль | Милосердие, душевная чуткость – добродетели людские. «Теремок души». Рассматривание сюжетных картинок, рассказы детей отрывков сказок с добрыми делами героев, придумывание новой сказки, где герои попадают в беду и с Божьей помощью находят выход из сложной ситуации. |
22 | Сретение Господне. Чтение Евангелия о земной жизни Иисуса Христа. Беседа по прочитанному. | |
23 | Встреча со священником. Благословение священника. Изготовление поделки «Свеча» | |
24 | Высокомерие и гордость. Чтение рассказа И. Рутенина «Царица –тропинка». Беседа о прочитанном. | |
25 | Март | «Тропинки человечности» (по произведениям В. Сухомлинского, В. Осеевой). Чтение по выбору педагога. Дидактическая игра «Хорошо-плохо» (в картинках). Пословицы, поговорки по теме. |
26 | «Подснежник глянул голубой». Красота Божьего Мира вокруг нас. Чтение стихотворения П. Соловьевой «Подснежник». Рисование на пластине пластилином подснежника. | |
27 | Семья – малая Церковь. Комплексное занятие. | |
28 | Богочеловек Иисус Христос. Земная жизнь Иисуса –Сына Божьего. Рассказ педагога, рассматривание иллюстраций по теме. Рисование по теме по выбору детей. | |
29 | Апрель | Благовещение Пресвятой Богородицы. «На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны». Рассказ педагога о празднике и православных традициях. Рассматривание иконы (иллюстраций). Изготовление фигурки птички на нитке. |
30 | «В воскресенье вербное…» Вход Господень в Иерусалим. Рассказ педагога о празднике. Чтение стихотворения А. Блока «Вербочка». Рассматривание иконы (иллюстраций). Украшение веточек листочками и цветами. Создание композиции из веточек. | |
31 | Подготовка к празднику Воскресение Христово. Рассказ педагога о празднике. Слушание аудиозаписи песнопений. Оформление пасхальных открыток, поделок к празднику по выбору детей | |
32 | Христос воскрес! Празднование Воскресения Господне . Участие в городском фестивале православной культуры «Пасхальный перезвон» | |
33 | Май | Вознесение Господне. Рассказ педагога, рассматривание иллюстраций. Рисование детей по теме праздника |
34 | Беседа с детьми «Защитники Руси», рассматривание иллюстраций по теме. Лепка из соленого теста « Защитник Православия» | |
35 | Защитники Руси. Чтение художественной литературы по выбору педагога. Раскрашивание фигурок «Защитник Православия» | |
36 | Православные праздники. Рассказ воспитателя о тех праздниках, которые будут праздноваться в летний период и беседа о прошедших праздниках. Итоговая диагностика. |
Конспект
комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста
в православном детском саду или в группе, изучающей основы православной культуры
по теме «Семья»
Интеграция областей: Познание (формирование целостной картины мира»,
«Художественное творчество» (рисование), Музыка, Чтение художественной литературы, Коммуникация, Социализация.
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, театрализованная.
Цели: воспитывать уважение к членам семьи …….
Планируемые результаты: проявлять чуткость к художественному слову, положительные эстетические чувства и эмоции при исполнении музыкального произведения, интерес к изобразительной деятельности.
Материалы и оборудование: магнитофон, записи песни «Гимн семье», инструментальной музыки, атрибуты для инсценирования стихотворения: кукла, кроватка, подушка, матрац, простынь, одеяло, альбомные листы, упаковки карандашей по количеству детей, картинки с изображением семьи
Содержание организованной деятельности
(ход занятия)
- Организационный момент
Воспитатель: Без отца-полсироты, а без матери- и вся сирота.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Ребятки, о чем эти пословицы?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, о семье. Семья-частичка нашего общества и опора государства. Семья для православного христианина –малая Церковь.
2. Беседа о семье с инсценировкой
Воспитатель: В семье дети учатся любви и вере, терпению и заботе, прощению и самопожертвованию.
Пример такой заботы мы сейчас увидим в инсценировке стихотворения «Колыбельная», которое написала Агния Барто.
Воспитатель: Старший брат сестру баюкал:
Ребенок: -Баюшки-баю!
Унесем отсюда кукол,
Баюшки-баю.
Воспитатель: Уговаривал девчушку
(Ей всего-то год):
Ребенок: -Спать пора,
Уткнись в подушку,
Подарю тебе я клюшку,
Встанешь ты на лед.
Баю-баюшки,
Не плачь,
Подарю
Футбольный мяч,
Хочешь –
Будешь за судью,
Баю-баюшки-баю!
Воспитатель: Старший брат сестру баюкал:
Ребенок: - Ну не купим мяч,
Принесу обратно кукол,
Только ты не плачь.
Ну не плачь, не будь упрямой.
Спать пора давно…
Ты пойми – я папу с мамой
Отпустил в кино.
Воспитатель: Ребята, в чем заключается помощь мальчика?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, он не только помогал родителям и укладывал сестру спать, но и отпустил их , чтобы они отдохнули. А как вы помогаете своим родителям?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, я вижу, что вы настоящие помощники своим родителям. Старайтесь и в дальнейшем всегда и во всем им помогать.
3.Физкультминутка
Воспитатель читает и вместе с детьми сопровождает жестами и движениями: «Встань, как только солнце встанет,
И тихонечко к окошку
Руку луч к тебе протянет.
Ты подставь скорей ладошку,
Пусть тебя увидит мама,
И умытым, и обутым,
Всё прибрав, иди к ней прямо.
И скажи ей: «С добрым утром!»
И потом с улыбкой, с песней
Выйди к травам, людям, птицам.
И весёлым, интересным
День твой должен получиться».
4.Рисование на тему «Семья»
Воспитатель: Ребятки, посмотрите на стенд, как много на нем изображений семьи: папы и мамы, дети, бабушки и дедушки , и каждый что-то делает. Я вам предлагаю каждому изобразить на рисунке свою семью.
Включается инструментальная музыка. Выполнение задания детьми.
Дети отражают в своих рисунках семейные отношения: мама готовит, папа ремонтирует машину, дочка моет посуду и так далее.
Оформляются рисунки в форме выставки.
- Исполнение песни «Гимн семье».
Воспитатель: Ребятки, вы нарисовали очень интересные рисунки и у нас получилась настоящая выставка о семье и я предлагаю вам спеть песню Ильи Резника «Гимн семье».
Хрустальным голосом капели
Звенит ребячий смех чудесный,
И мать сидит у колыбели,
Дитя лаская тихой песней.
И дом молитвой освященный,
Стоит открытый всем ветрам,
И учит бабушка внучонка
Словам: «отчизна», «мама», «храм».
Припев:
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.
Семья –любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья –опора государства,
Страны моей, моей России.
Семья –источник изначальный,
Небесным ангелом хранимый.
И грусть, и радость, и печали –
Одни на всех, неразделимы.
Припев:
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.
Пусть повторятся в поколеньях
Благословенной жизни дни.
Храни господь, очаг семейный,
Любовь любимых охрани.
- Подведение итогов
Воспитатель: Дорогие ребята, я сейчас вас попрошу ответить на такой вопрос: о чем мы сегодня с вами говорили?
Ответы детей.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: В песне мы с вами пели о Петре и Февронии. Кто- нибудь знает кто они?
Ответы детей.
Воспитатель: Об этом мы поговорим с вами при следующей встрече. До свидания.
Примечание: При проведении данного занятия при наличии технических средств, можно заменить инсценировку просмотром мультфильма
« Кукушка и скворец»(о ценности семьи).
Источники:
- «Лето Господне» Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников с особенностями психо-физического развития и нормально развивающихся детей на основе национальных традиций Православных праздников. Авторский коллектив: И.В. Коваленко, Л.П. Кондратова, священник Андрей Берсенёв, г. Луганск, 2010
- Алексеева А. «О православном дошкольном воспитании в России».- М. «Дошкольное воспитание», 2004 (1)
- Султанова Н. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» .-М. «Дошкольное воспитание», 2004 (5)
- Костюнина Т. Рождественские встречи».-М. Дошкольное воспитание», 2005 (12)
- Гладких Л. «Отечественная педагогическая литература как фактор укрепления духовно-нравственного здоровья семьи и детей» -М Дошкольное воспитание», 2006 (1).
- Сунгурова Е.А. «Духовно-нравственное воспитание в современном мире. Православные праздники на святой Руси». http://festival.1senteber.ru/articles/510377
- Православный детский календарь на 2012 год/Сост.О.С.В. –М.: Православный приход храма Святаго Духа сошествия на Лазаревском кладбище г. Москвы РПЦ, 2011
- Энциклопедия маленького христианина. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Автор-составитель Грабовская В.В. Издательство РООССА
- Детям о семье: сб/сост. А.В. Велько.-Минск: Белорусская Православная Церковь, 2012
- С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под редакцией Л.А. Кондрыкинской.-М: ТЦ Сфера, 2004
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ПОКРОВИТЕЛЕМ ЗЕМЛИ БЕЛГОРОДСКОЙ СВЯТИТЕЛЕМ ИОАСАФОМ
Одно из направлений в дошкольной педагогике сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям, оно связано с воспитанием традиции, исторической преемственности поколений , воспитанием бережного ...
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Этот материал для ознакомления детьми сотворения мира. Откуда он взялся, кто его сотворил? Описание презинтации о 6 днях сотворения мира. Познакомить детей с понятием: кто такие атеисты. ...
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы «Семья и её ценности»
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию детей. Предназначена для использования в работе воспитателей дошкольных образовате...
Методическая разработка: Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников через реализацию совместных образовательных проектов ДОУ и городских организациями
Перспективный план реализации проектов....
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников «Семья как источник вдохновения»
Мы все стремимся воспитать у детей доброту, милосердие, чуткость, сострадание, чувство взаимопомощи, а в дальнейшем сформировать активную гражданскую позицию и вовлечь их в социально – полезную ...
Методическая разработка ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ
Подготовила : воспитатель Черняева М.Ю Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Согласно содержанию...