Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы «Семья и её ценности»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Данная разработка представляет собой методический материал для проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию детей. Предназначена для использования в работе воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_semya_i_eyo_tsennosti.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка детский сад №50 «Непоседа»
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию
детей старшей группы «Семья и её ценности»
Разработала: Елисеева Ирина Валериевна,
воспитатель МБДОУ «ЦРР детский сад №50 «Непоседа»
г. Новочебоксарск, 2017
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию детей
старшей группы «Семья и её ценности»
Цель разработки – формировать представления детей о семье, ценностях семьи
Задачи:
Образовательные – познакомить детей с понятиями «семья», «семейные ценности»; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи;
Развивающие - обогащать и активизировать словарный запас детей по теме занятия, развивать навыки рассказывания, навыки связной речи;
Воспитательные – воспитывать у детей гуманные чувства по отношению к близким людям, желание заботиться о них.
Оборудование: проектор, презентация, веник, разноцветные ленточки, чемоданчик.
Предшествующая работа: Рассматривание с детьми семейных фотографий, составление семейных альбомов.
Беседы «Золотая мама», «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Домашний адрес, квартира, моя комната».
Чтение художественной литературы: «Моя бабушка» С. Капутикян, «Мой дедушка» Р. Гамзатов, «Мама» Ю. Яковлев, «Прививка» А. Барто, «О мальчиках и девочках» С. Маршак, «Мойдодыр», «Айболит», К. Чуковский, «Вместе тесно, врозь скучно» К. Ушинский. Заучивание стихов: «Если был бы я девчонкой» Э. Успенский, «Бабушкины руки», Л. Квитко, «Не мешайте мне трудиться», «Вот так мама» Е. Благинина.
Загадки на темы: «Семья», «Родной дом», «Детский сад», пословицы о семье.
Рисование: «Моя семья».
Оформление выставки: «Мама и дитя»
Ход :
- Организационный момент ( дети в кругу):
Собрались все дети в круг, я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Меня в семье называют Ириночкой, мамой. А как вас называют ваши родители? (Ответы детей).
- Основная часть
Беседа. Дети стоят в кругу.
- Сегодня мы с вами поговорим на очень приятную, тёплую, но в то же время сложную тему: «Семья и её ценности»…
-Скажите, пожалуйста, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой. А почему? Да, конечно, вас ждет ваша семья.
- Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей)
Обобщение воспитателя: Что такое семья – понятно всем. Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование. Это одни на всех радости и печали, привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Послушайте, пожалуйста, какое замечательное стихотворение написала девятилетняя девочка Яна Фирсова:
«Семья – это мы, семья – это я, семья – это папа и мама моя.
Семья – это Владик, братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой.
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья - и сестрёнки мои озорные.
Семья – это крёстная, тёти и дяди,
Семья – это ёлка в красивом наряде.
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье, семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом».
- Вам понравилось стихотворение? Как хорощо, что у вас у всех есть семья. Вы – самые счастливые дети, потому что в ваших семьях любят друг друга, живут все весело и дружно.
Игра «Назови ласково каждого члена семьи».
Сын – сынок – сыночек;
Дочь – дочка – доченька;
Брат – братик;
Сестра – сестричка – сестренка;
Мама – мамочка – мамуля;
Папа – папочка – папуля;
Бабушка – бабуля – бабулечка;
Дедушка – дедуля – дедулечка.
Воспитатель: Ребята, я вижу, что все вы очень любите свою семью.
Просмотр презентации. Дети сидят на стульчиках.
- Ребята, а вы знаете, в нашей стране не так давно, почти 10 лет назад, 8 июля россияне начали отмечать праздник «День семьи, любви и верности». Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Праздник этот христианский, его истоки ведут к одной очень крепкой, христианской семье, жившей в далёкие времена – это Пётр и Феврония Муромские (слайд 1). Они издавна почитаемы в России как хранители семьи и брака. Пётр был человеком благородного происхождения, князем (слайд 2). Влюбившись в простую рязанскую девушку Февронию, он женился на ней. (слайд 3). Жили они в городе Муроме счастливо, нежно любили друг друга умерли в один день. Эти люди были ещё очень добрыми и помогали нуждающимся в помощи (слайд 4). Но среди них жили и плохие люди, они мешали их семье, поэтому Пётр и Феврония ушли в монастырь и стали служить там, продолжая делать добро всем нуждающимся (слайд 5). А когда они умерли, их признали святыми. Иконе Петра и Февронии молятся, чтобы семья была крепкая, чтобы детки были здоровыми и радовали своих родителей (слайд 6).
- Теперь мы с вами немного отдохнем.
Физкультминутка «Семья».
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать (указательным пальцем пересчитываем)
Папа, мама, брат сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щегол, сверчок и я -
Вот и вся наша семья. (загибают поочерёдно пальцы на руках)
- Ребята, сейчас предлагаю вам послушать рассказ известного писателя Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».
Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Отец и сыновья», беседа по содержанию.
- Ребята, давайте вспомним слова отца: «Если вы в согласии будете жить, никто вас не одолеет: а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит» Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей).
- Правильно, ребята. Только все вместе в мире и согласии мы можем совершать добрые дела. Давайте и мы сделаем веник, завяжем его красивой ленточкой. Он будет талисманом группы: держаться вместе, жить дружно и в согласии. Мы с вами знаем, что веник символизирует чистоту в доме. С давних времен веник служил на Руси не только инструментом для уборки, но и оберегом, защищающим от порчи и злых духов. В наше время считается, что такие веники помогают защитить дом от негативной энергии.
Пословицы и поговорки о семье.
-Ребята, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете? (ответы детей)
«Вся семья вместе, так и душа на месте»
«Каково на дому, таково и самому»
«Семья в куче, не страшна и туча»
«Согласную семью и горе не берет»
«Не будет добра, коли в семье вражда»
«В семье не лад, так и дому не рад»
«Семья без детей, что цветок без запаха»
3. Итог.
- О чем мы говорили сегодня? (о семье)
- А у вас есть семья? (рассказы детей о семье)
Воспитатель: И мы с вами тоже большая дружная семья, посмотрите какое у меня большое сердце и оно всех вас очень любит. Сейчас я хочу подарить вам частичку своего сердца, но это еще не все. Посмотрите, что еще у меня есть (показываю чемоданчик)
Игра «Чемоданчик пожеланий» (дети подходят к чемоданчику и высказывают пожелания своей семье)
- Сегодня мы с вами выяснили, что такое семья, что семья должна быть крепкой и дружной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ПОКРОВИТЕЛЕМ ЗЕМЛИ БЕЛГОРОДСКОЙ СВЯТИТЕЛЕМ ИОАСАФОМ
Одно из направлений в дошкольной педагогике сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям, оно связано с воспитанием традиции, исторической преемственности поколений , воспитанием бережного ...
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
Этот материал для ознакомления детьми сотворения мира. Откуда он взялся, кто его сотворил? Описание презинтации о 6 днях сотворения мира. Познакомить детей с понятием: кто такие атеисты. ...
Методическая разработка: Формирование духовно-нравственных ценностей дошкольников через реализацию совместных образовательных проектов ДОУ и городских организациями
Перспективный план реализации проектов....
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников «Семья как источник вдохновения»
Мы все стремимся воспитать у детей доброту, милосердие, чуткость, сострадание, чувство взаимопомощи, а в дальнейшем сформировать активную гражданскую позицию и вовлечь их в социально – полезную ...
Методическая разработка ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ
Подготовила : воспитатель Черняева М.Ю Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Согласно содержанию...
Методическая разработка "Система духовно-нравственного воспитания старших дошкольников"
Структурными компонентами духовно-нравственного воспитания как системы являются цель и задачи; содержание; взаимодействие участников воспитательного процесса — воспитателя и воспитанников; управ...
Конспект занятия по развитию речи, направленное на духовно-нравственное воспитание в старшей группе на тему: «Христианская семья и ее ценности»
Продолжать формировать знания детей о семье, «семейных ценностях»; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи; учить заниматься коллективно...