Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы «Семья и её ценности»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Данная разработка представляет собой методический материал для проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию детей. Предназначена для использования в работе воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_semya_i_eyo_tsennosti.docx22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Центр развития ребенка детский сад №50 «Непоседа»

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию

 детей старшей группы «Семья и её ценности»

                                                          Разработала: Елисеева Ирина  Валериевна,  

                                                          воспитатель МБДОУ «ЦРР детский сад №50 «Непоседа»

г. Новочебоксарск, 2017

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию детей

старшей группы «Семья и её ценности»

Цель разработки – формировать представления детей о семье, ценностях семьи

Задачи: 

Образовательные – познакомить детей с понятиями «семья», «семейные ценности»; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи;

Развивающие  - обогащать и активизировать словарный запас детей по теме занятия, развивать навыки рассказывания, навыки связной речи;

Воспитательные – воспитывать у детей гуманные чувства по отношению к близким людям, желание заботиться о них.

Оборудование: проектор, презентация,  веник, разноцветные ленточки, чемоданчик.

Предшествующая работа: Рассматривание с детьми семейных фотографий, составление семейных альбомов.

Беседы «Золотая мама»«Любимый отдых членов семьи»«Как я помогаю дома»«Домашний адрес, квартира, моя комната».

Чтение художественной литературы: «Моя бабушка» С. Капутикян, «Мой дедушка» Р. Гамзатов, «Мама» Ю. Яковлев, «Прививка» А. Барто, «О мальчиках и девочках» С. Маршак, «Мойдодыр»«Айболит», К. Чуковский, «Вместе тесно, врозь скучно» К. Ушинский. Заучивание стихов: «Если был бы я девчонкой» Э. Успенский, «Бабушкины руки», Л. Квитко, «Не мешайте мне трудиться»«Вот так мама» Е. Благинина.

Загадки на темы: «Семья»«Родной дом»«Детский сад», пословицы о семье.

Рисование: «Моя семья».

Оформление выставки: «Мама и дитя»

Ход :

  1. Организационный момент ( дети в кругу):

Собрались все дети в круг, я – твой друг, и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Меня в семье называют Ириночкой, мамой. А как вас называют ваши родители? (Ответы детей).

  1. Основная часть

Беседа. Дети стоят в кругу.

- Сегодня мы с вами поговорим на очень приятную, тёплую, но в то же время сложную тему: «Семья и её ценности»…

-Скажите, пожалуйста, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой. А почему? Да, конечно, вас ждет ваша семья.

- Как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей)

Обобщение воспитателя: Что такое семья – понятно всем. Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование. Это одни на всех радости и печали, привычки и традиции. А ещё это опора во всех бедах и несчастьях. Это крепость, за стенами которой могут царить лишь покой и любовь. Послушайте, пожалуйста, какое замечательное стихотворение написала девятилетняя девочка Яна Фирсова:

«Семья – это мы, семья – это я, семья – это папа и мама моя.

  Семья – это Владик, братишка родной,

  Семья – это котик пушистенький мой.

  Семья – это бабушки две дорогие,

  Семья - и сестрёнки мои озорные.

  Семья – это крёстная, тёти и дяди,

  Семья – это ёлка в красивом наряде.

  Семья – это праздник за круглым столом,

  Семья – это счастье, семья – это дом,

  Где любят и ждут, и не помнят о злом».

- Вам понравилось стихотворение? Как хорощо, что у вас у всех есть семья. Вы – самые счастливые дети, потому что в ваших семьях любят друг друга, живут все весело и дружно.

     Игра «Назови ласково каждого члена семьи».

Сын – сынок – сыночек;

Дочь – дочка – доченька;

Брат – братик;

Сестра – сестричка – сестренка;

Мама – мамочка – мамуля;

Папа – папочка – папуля;

Бабушка – бабуля – бабулечка;

Дедушка – дедуля – дедулечка.

Воспитатель: Ребята, я вижу, что все вы очень любите свою семью.

          Просмотр презентации. Дети сидят на стульчиках.

- Ребята, а вы знаете, в нашей стране не так давно, почти 10 лет назад, 8 июля россияне начали  отмечать праздник «День семьи, любви и верности». Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Праздник этот христианский, его истоки ведут к одной очень крепкой, христианской семье,  жившей в далёкие времена – это Пётр и Феврония Муромские (слайд 1). Они издавна почитаемы в России как хранители семьи и брака. Пётр был человеком благородного происхождения, князем (слайд 2). Влюбившись в простую рязанскую девушку Февронию, он женился на ней. (слайд 3). Жили они в городе Муроме счастливо, нежно любили друг друга  умерли в один день. Эти люди были ещё очень добрыми и помогали нуждающимся в помощи (слайд 4). Но среди них жили и плохие люди, они мешали их семье, поэтому Пётр и Феврония ушли в монастырь и стали служить там, продолжая делать добро всем нуждающимся (слайд 5). А когда они умерли, их признали святыми. Иконе Петра и Февронии молятся, чтобы семья была крепкая, чтобы детки были здоровыми и радовали своих родителей (слайд 6).

- Теперь мы с вами немного отдохнем.

Физкультминутка «Семья».

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать (указательным пальцем пересчитываем)

Папа, мама, брат сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щегол, сверчок и я  -

Вот и вся наша семья. (загибают поочерёдно пальцы на руках)

- Ребята, сейчас предлагаю вам послушать рассказ известного писателя Л. Н. Толстого «Отец и сыновья».

Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Отец и сыновья», беседа по содержанию.

- Ребята, давайте вспомним слова отца: «Если вы в согласии будете жить, никто вас не одолеет: а если будете ссориться да всё врозь – вас всякий легко погубит» Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей).

- Правильно, ребята. Только все вместе в мире и согласии мы можем совершать добрые дела. Давайте и мы сделаем веник, завяжем его красивой ленточкой. Он будет талисманом группы: держаться вместе, жить дружно и в согласии. Мы с вами знаем, что веник символизирует чистоту в доме. С давних времен веник служил на Руси не только инструментом для уборки, но и оберегом, защищающим от порчи и злых духов. В наше время считается, что такие веники помогают защитить дом от негативной энергии.

Пословицы и поговорки о семье.

-Ребята, какие пословицы и поговорки о семье вы знаете? (ответы детей)

«Вся семья вместе, так и душа на месте»

«Каково на дому, таково и самому»

«Семья в куче, не страшна и туча»

«Согласную семью и горе не берет»

«Не будет добра, коли в семье вражда»

«В семье не лад, так и дому не рад»

«Семья без детей, что цветок без запаха»

3. Итог.

- О чем мы говорили сегодня? (о семье)

- А у вас есть семья? (рассказы детей о семье)

Воспитатель: И мы с вами тоже большая дружная семья, посмотрите какое у меня большое сердце и оно всех вас очень любит. Сейчас я хочу подарить вам частичку своего сердца, но это еще не все. Посмотрите, что еще у меня есть (показываю чемоданчик)

Игра «Чемоданчик пожеланий» (дети подходят к чемоданчику и высказывают пожелания своей семье)

- Сегодня мы с вами выяснили, что такое семья, что семья должна быть крепкой и дружной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ПОКРОВИТЕЛЕМ ЗЕМЛИ БЕЛГОРОДСКОЙ СВЯТИТЕЛЕМ ИОАСАФОМ

Одно из направлений в дошкольной педагогике сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям, оно связано с воспитанием традиции, исторической преемственности поколений , воспитанием бережного ...

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Этот материал для ознакомления детьми сотворения мира. Откуда он взялся, кто его сотворил? Описание презинтации о 6 днях сотворения мира. Познакомить детей с понятием: кто такие атеисты. ...

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников «Семья как источник вдохновения»

Мы все стремимся воспитать у детей доброту, милосердие, чуткость, сострадание, чувство взаимопомощи, а в дальнейшем сформировать активную гражданскую позицию и вовлечь их в социально – полезную ...

Методическая разработка ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ

Подготовила : воспитатель Черняева М.Ю Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Согласно содержанию...

Методическая разработка "Система духовно-нравственного воспитания старших дошкольников"

Структурными компонентами духовно-нравственного воспитания как системы являются цель и задачи; содержание; взаимодействие участников воспитательного процесса — воспитателя и воспитанников; управ...

Конспект занятия по развитию речи, направленное на духовно-нравственное воспитание в старшей группе на тему: «Христианская семья и ее ценности»

Продолжать формировать знания детей о семье, «семейных ценностях»; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи; учить заниматься коллективно...