Методическая разработка ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ
методическая разработка (подготовительная группа)

Подготовила : воспитатель Черняева М.Ю Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Согласно содержанию Государственного стандарта образования РФ и требованиям времени, одним из ведущих приоритетов образования является создание условий для духовно - нравственного воспитания детей. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей. Обращение к проблеме формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников обусловлено потребностями общества, необходимостью наращивания духовно-нравственного потенциала в социуме, что является одним из важнейших условий общения людей, их выживания и прогресса в современном мире. Особое место в системе современных отношений «ребенок-взрослый» принадлежит семье. Приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка отчётливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровнях: в Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», Семейном кодексе. Первая школа воспитания растущего человека - семья. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье, поэтому формирование духовно-нравственных ценностей, прежде всего, должно исходить из семьи. Семья - это первая инстанция на пути ребенка в жизнь. С помощью родителей ребенок учится общению, взаимоотношениям с людьми, познает важность и ценность духовных и культурных ценностей. Роль семьи, роль родителей в воспитании духовно - нравственных ценностей самая главная и решающая, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта. Нравственное воспитание личности ребёнка, формирование духовно-нравственных ценностей - одна из самых важных задач детского сада. Остро стоит проблема формирования духовно - нравственных ценностей, переосмысления сформировавшейся ценностной ориентации, дополнение ее ценностями современного общества и остающимися во все времена высокими человеческими ценностями, такими как: любовь, человечность, сострадание, нравственность, вера, доброта, справедливость, забота, красота, культура поведения и воспитания и т.д. Формирование и развитие духовно - нравственной ценностной ориентации происходит на всех возвратных этапах развития человека. Дошкольное детство признано исследователями важнейшим этапом в развитии человека. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении и развития личности. Это период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. В современных условиях семья, как институт формирования основ нравственности, испытывает определённые трудности. Большую роль в поддержке семейного воспитания, в воспитании будущего семьянина играет детский сад. Одна из самых актуальных и значимых тем в современной педагогике - идея сотрудничества. Ее суть заключается во взаимодействии дошкольного учреждения и всех членов семьи ради достижения общей цели воспитания детей. Взаимодействие ребенка со старшим поколением в семье очень важно для воспитания. С бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек начинается приобщение ребенка к истории семьи, истории страны. Семейные реликвии, традиции - источник исторических знаний, которые отвечают образному характеру познания окружающего мира. Семейные традиции - это духовный феномен, присущий процессу создания членами семьи норм и ценностей, принимающих статус не писанного семейного закона, регулирующего, интегрирующего и организующего жизнь семьи. Одним из определяющих компонентов воспитания выступает передача некоторых традиций в процессе взаимодействия поколений. Перед ДОУ ставится задача духовно-нравственного воспитания дошкольников. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста. Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник - не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Воспитание духовно-нравственной личности, формирование духовно-нравственных ценностей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Таким образом, духовно-нравственное развитие, формирование духовно-нравственных ценностей в семье у детей через связь поколений, в целом воспитание дошкольников на основе взаимодействия семьи и ДОУ, является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_met.razrdokument_microsoft_word_3.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Методическая разработка

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ

В СЕМЬЕ

ЧЕРЕЗ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ

Подготовила : воспитатель Черняева М.Ю        

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных,  а  в современных условиях она приобретает особое значение.  Согласно содержанию Государственного стандарта образования РФ и требованиям времени, одним из ведущих приоритетов образования является создание условий для духовно - нравственного воспитания детей. В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель - воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Обращение к проблеме формирования духовно-нравственных ценностей у дошкольников обусловлено потребностями общества, необходимостью наращивания духовно-нравственного потенциала в социуме, что является одним из важнейших условий общения людей, их выживания и прогресса в современном мире.

Особое место в системе современных отношений «ребенок-взрослый» принадлежит семье. Приоритетная роль семьи в формировании личности ребёнка отчётливо обозначена в законодательных документах международного и отечественного уровнях: в Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», Семейном кодексе.

Первая школа воспитания растущего человека - семья. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье, поэтому формирование духовно-нравственных ценностей, прежде всего, должно исходить из семьи. Семья - это первая инстанция на пути ребенка в жизнь. С помощью родителей ребенок учится общению, взаимоотношениям с людьми, познает важность и ценность духовных и культурных ценностей. Роль семьи, роль родителей в воспитании духовно - нравственных ценностей самая главная и решающая, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта.

Нравственное воспитание личности ребёнка, формирование духовно-нравственных ценностей - одна из самых важных задач детского сада.    Остро стоит проблема формирования духовно - нравственных ценностей, переосмысления сформировавшейся ценностной ориентации, дополнение ее ценностями современного общества и остающимися во все времена высокими человеческими ценностями, такими как: любовь, человечность, сострадание, нравственность, вера, доброта, справедливость, забота, красота, культура поведения и воспитания и т.д. Формирование и развитие духовно - нравственной ценностной ориентации происходит на всех возвратных этапах развития человека. Дошкольное детство признано исследователями важнейшим этапом в развитии человека. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности ребенка. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания.

Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении и развития личности. Это период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений.

В современных условиях семья, как институт формирования основ нравственности, испытывает определённые трудности. Большую роль в  поддержке семейного воспитания, в воспитании будущего семьянина играет детский сад.

Одна из самых актуальных и значимых тем в современной педагогике - идея сотрудничества. Ее суть заключается во взаимодействии дошкольного учреждения и всех членов семьи ради достижения общей цели воспитания детей.

Взаимодействие ребенка со старшим поколением в семье очень важно для воспитания. С бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек начинается приобщение ребенка к истории семьи, истории страны. Семейные реликвии, традиции - источник исторических знаний, которые отвечают образному характеру познания окружающего мира. Семейные традиции - это духовный феномен, присущий процессу создания членами семьи норм и ценностей, принимающих статус  не писанного семейного закона, регулирующего, интегрирующего и организующего жизнь семьи. Одним из определяющих компонентов воспитания выступает передача некоторых традиций в процессе взаимодействия поколений.

Перед ДОУ ставится задача духовно-нравственного воспитания дошкольников. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста.  

Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Дошкольник - не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

Необходимо  помочь  родителям  осознать,  что в  семье,  в  первую  очередь  должны  сохраняться  и  передаваться  нравственные и  духовные  обычаи  и ценности, созданные  дедами и  прадедами,  и  что  именно  родители  ответственны  за  воспитание  детей.

Воспитание духовно-нравственной личности, формирование духовно-нравственных ценностей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Таким образом,  духовно-нравственное развитие, формирование духовно-нравственных ценностей в семье у детей через связь поколений, в целом воспитание дошкольников на основе взаимодействия семьи и ДОУ, является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы «Семья и её ценности»

Данная разработка представляет собой методический материал для проведения занятий по духовно-нравственному воспитанию детей. Предназначена для использования в работе воспитателей дошкольных образовате...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ

Работа имеет практическое значение, так как предложенные в ней методические рекомендации по проведению мероприятий, направлены на формирования духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников в ...

Методическая разработкa « ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ»

Методическая разработка « ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ» Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной ...

Методическая разработка "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЕСТВ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВАМ СКАЗКИ"

В современном, нравственно нестабильном обществе сказка, как и многие традиционно культурные ценности, ощутимо утратила свое значение. А ведь именно с помощью сказки детям дошкольного возраста гораздо...

Методическое пособие "Формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания"

Цель данного пособия заключается в сформированности духовно-нравственных ценностей у дошкольников и реализации педагогических условий формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возр...

Методическая разработка "Формирование духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста"

В разработке представлены конспекты, мастер классы, дидактические игры, рекомендации для педагогов образовательной деятельности в форме игровых ситуаций (занятия), апробированные в работе с детьми ста...