Проект интегрированного занятия с элементами экспериментирования «Экологическая цепочка»
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Петрова Ольга Анатольевна

Данное занятие разработано с использованием принципа интеграции,       причем интеграция не только  образовательных областей,  видов деятельности, но и  интеграция города и села, интеграция двуязычия.   На занятии использована новая форма организации педагогического процесса - педагогические ресурсы родителей,  как  участников образовательного процесса. В рамках сетевого взаимодействия, на занятии работали дети сельского детского сада и педагог. В данной разработке занятия  вопросы к детям были продублированы на бурятском языке.

Педагог - разработчик:

Петрова О.А.

 

Участники:

  • Воспитанники старшей группы МДОУ №3
  • Педагог
  • Родители воспитанников
  • Воспитанники МДОУ с. Улентуй

«Через добрые дела можно стать юным экологом»

Проблема: Роль человека и его деятельности в нарушении экологического равновесия.

Цель: развивать у детей познавательные способности и активизировать аналитическое мышление в процессе разрешения специально-моделируемых проблемных ситуаций.

Задачи:

  •  Учить детей разрабатывать гипотезы, определять новые проблемы;
  • развивать умения синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных и практических задач;
  • совершенствовать речь детей и уровень накопленных практических навыков;
  • расширять знания детей об экологии и природоохранных мероприятиях в природе и городе;
  • воспитывать у детей чувство ответственности за природу и чистоту родного города, желание совершать только правильные и добрые поступки, помогать тем, кто попал в беду.

Предварительная работа

Чтение художественной литературы, повседневная работа по уходу за растениями в уголке природы и на участках детского сада, рассматривание иллюстраций в книгах и атласах, беседы, дискуссии на темы экологии в природе и городе. Выпуск экологической газеты «Понять природу», панорама добрых дел, участие в акции «Сделаем наш город чистым» - уборка мусора в парке, очистка водоема в парке, выезды на берег реки Джида – очистка площадки для отдыха, участие семей воспитанников в поэтическом конкурсе на тему природы, интегрированные занятия, заучивание стихов, проектная деятельность по созданию плакатов на экологические темы  и т.п.

Материал для занятия: пособия для экспериментальной деятельности – марля, вата, губка, загрязненный «родник».  Плакаты экологического содержания. Иллюстрации - портреты Лиха одноглазого, медведя одноногого, глобус, карандаши,  фломастеры и альбомные листы, эмблемы «Юный эколог». Панорама добрых дел.

1-я часть:

Ход занятия: Звучит музыка «Если с другом вышел в путь». Дети в костюмах туристов, вбегают в групповую комнату и выполняют под музыку танец, затем усаживаются на привале.

Родитель – педагог: Дети, сегодня мы с вами пришли на экскурсию в лес, давайте послушаем, как поют птицы, но вместо птиц они слышат плач

Проблемная  ситуация у загрязненного родника на пенечке сидит баба Яга:

плач Бабы Яги –

 Эх, природа стала бедной

в нашей чаще заповедной,

родники с живой водой

зарастают лебедой,

все Лиха одноглазые,

медведи одноногие,

хоть сказки не рассказывай

об этой экологии! (смотрит на фотографии Лиха и медведя)

Родитель - педагог: Дети, как вы думаете, отчего плачет баба Яга, что у нее случилось? (Версии, предположения)Отчего  природа стала бедной в этой чаще заповедной?

            ответы, версии детей:

Баба Яга: Ах, умники все-то вы угадали!

Родитель-педагог: Баба яга, мы определили твои проблемы и постараемся тебе помочь!

Баба яга: Пожалуйста, помогите, дети. Я уж, которые сутки не пила, вода в роднике грязная.

Родитель – педагог:  Не печалься, баба Яга. Дети, мы сможем помочь роднику? Как?

 Ответы детей.

2-я часть.

Практическая и экспериментальная деятельность (уборка вокруг родника, очистка воды при помощи марли, ваты, губки, в ходе эксперимента дети комментируют свои действия).

 Баба Яга ходит вокруг детей, задает вопросы:  Кому в живой природе нужна вода? Нужна ли вода неживой природе?  Можно ли прожить без воды? (организм человека на 70% состоит из воды)

Баба Яга: Вот какое важное и доброе дело вы сделали для леса и его обитателей, теперь все звери и деревья будут пить чистую воду.

3-я часть

2 -ой Родитель – педагог: а еще, баба Яга, дети вместе с родителями нарисовали плакаты, которые также отражают проблемы экологии.

Дети, как вы думаете, отчего на земле происходят пожары?

       Версии, предположения детей: педагог обобщает ответы детей, Правильно, в основном, пожары на земле происходят по вине человека, и только 3% от стихии (молния, газ).

Представьте себе, что будет, если люди на всем земном шаре начнут бросать спички, не тушить костры, бросать мусор на берегу реки и в своем дворе, на улице?     Версии детей – не будет нашей красивой планеты, ведь только на планете Земля есть жизнь. Рассказ ребенка и родителя о своем плакате. (Этот плакат призывает всех людей нашей планеты…..) Защита 2-го плаката «Помогите!»

 Родитель: Ребята, как вы думаете, есть ли в нашем городе природные объекты, которые подают нам сигнал  SOS? Назовите их. А какие добрые дела вы еще сделали? Как и чем, вы помогаете природе и городу? (дети показывают панораму добрых дел и рассказывают о них)

 (расклеивали листовки, обращения к жителям города, убирались в парке, в своем дворе)

Родитель: Давайте развеселим бабу Ягу и поиграем ней в игру. (На выбор)

 Игра с бабой Ягой: (угадай на ощупь предметы природного и рукотворного мира, объясни свой выбор: шишка еловая, мох, деревянная палочка от корня дерева, яйцо, камень, кубик, варежки, перо курицы, семена растения, ложка, игрушка).

 Игра с мячом «Что у волка на обед? баба Яга бросает мяч ребенку и задает вопрос,  что у косули на обед? Что у медведя на обед? Что у кабана на обед? Что у ежа на обед? Что у белки на обед? Что у зайца на обед? Есть ли дом у лося? Есть ли дом у волка? Есть ли дом у косули? И т.п. за правильный ответ – фишка

4-я часть

Баба Яга: дети, а может, вы нарисуете плакаты, а я их развешаю в своем лесу на деревьях, пусть все люди, которые придут в лес, читают их и поступают правильно. Звучит музыка, дети приступают к рисованию плакатов.  Презентация собственных работ, дарят свои работы бабе Яге. (прощаются)

Рефлексия:  (ответы на вопросы, подведение итогов, выводы)

Родитель – педагог:  Сегодня вы славно потрудились, помогли решить проблемы бабы Яги, очень много рассказали об экологических проблемах и знаете, как их нужно предотвратить. Вы – настоящие юные экологи, и мы рады присвоить вам это звание (вручение эмблем)

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ интегрированного занятия с элементами экспериментирования в I младшей группе для детей с общим недоразвитием речи

Материал НОД направлен на обогащение словарного запаса детей, воспитания у них навыков организованного поведения. Дети в игровой форме узнают о том, откуда берётся дождь, порисуют пальчиками на стекля...

Интегрированное занятие с элементами экспериментирования на тему: «Как же хорошо зимой!» (ФЦКМ, развитие речи, опыт с водой) в старшей группе.

Тема: «Как же хорошо зимой!»Программное содержаниеЦель: - Обобщить и систематизировать представления о зиме по основным и существенным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, я...

Конспект интегрированного занятия с элементами экспериментирования «Почему улетают птицы»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе для детей с ЗПР по теме "Перелетные птицы"....

Интегрированное занятие с элементами экспериментирования в младшей группе «Зайка в гости приходил».

Цель: познакомить детей со свойствами материалов: камень и вата.Задачи:- научить детей различать и называть качества предметов «твёрдый» и «мягкий»;- активизировать в речи дете...

Конспект открытого интегрированного занятия с элементами экспериментирования Тема: «Моя семья»

Данное занятие формирует у детей доброе и бережное отношение к семье. Поддерживает у детей познавательное отношение к членам семьи, знание имен и эмоциональную отзывчивость к традициям семьи....