РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по теме
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЕАПРВЛЕНИЙ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Соныгина Елена Николаевна А НО ДО «Планета детства «Лада» д/с№ 67 «Радость»
Федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, в части определения структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Основная общеобразовательной программы дошкольного образования определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Социально-эмоциональное развитие ребенка одно из приоритетных направлений личностного развития дошкольника. Проблема эмоционального развития исследовалась многими психологами и педагогами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Я.З. Неверович, А.П. Усова, Е.А. Флёрина и др.).
Одна из ведущих социальных потребностей дошкольников - это потребность в признании и принятии другими, особенно близкими и значимыми для ребенка людьми. Негативные социальные эмоции, которые испытывает ребенок в различных жизненных ситуациях, могут быть обусловлены именно непринятием и отчужденностью со стороны ближайшего окружения.
Специфика работы нашего образовательного учреждения заключается и том, что 39% детей живет в заводских семейных общежитиях, в которых 102 условия проживания не всегда способствуют созданию в семье благоприятного микроклимата, поэтому нам представляется значимым ведение дополнительной углубленной работы по этой теме.
Были определены основные направления деятельности:
- создание предметно-развивающей среды в группе (оформлен уголок «Наши эмоции», в его содержание входит панно «Лесенки успеха», жраны «Мое настроение», папка «Мои достижения», альбомы «Моя семья», «Мой друг», разнообразные дидактические игры: «Наши чувства и эмоции», «Комплимент», «Зеркало», «Театр настроения», «Приветствие» и др., поощряющие знаки-символы: «Доброе сердце», «Вежливый собеседник», флажки-символы «Хороший поступок», «Внимательный друг»; в группе установлен почтовый ящик для эмоциональных (злых и добрых) писем, рисунков; в речевом уголке есть книги, на которых наклеено изображение эмоций; дети с помощью воспитателя оформляют книжки- самоделки, в которых с помощью рисунка передают свое настроение; подобраны кассеты с музыкальными произведениями, рассказами и стихами; в театральном уголке есть разные маски, куклы, выражающие разное состояние души; оформлен «уголок уединения, который дает возможность побыть одному; есть «секретики», в которых хранятся маленькие личные вещи и игрушки ребенка (мягкие сумочки, разноцветные коробки; в группе установлен мягкий уголок для более тесного общения; зеркала для формирования самосознания (где ребенок может видеть себя в полный рост, рассматривать выражения своего лица);
- проведение педагогом-психологом оценки эмоционального развития детей с помощью диагностики, наблюдения за общением детей в игровой и учебной деятельности с составлением индивидуального маршрута развития ребенка при выявлении особенностей в эмоциональной сфере ребенка, рекомендации психолога предназначены как воспитателям, так и родителям;
- организация и проведение работы с родителями (были созданы условия для активизации посещаемости и участия родителей в совместных межгрупповых развлечениях, прогулках, субботниках, подготовке театральных выступлений, концертов; родительские собрания проводили в нестандартной форме «За чашкой чая», «Мамины посиделки»; кружки «Мастерская папы», «Бабушкино рукоделие»; при проведении родительских собраний включали показ детских спектаклей, открытых занятий, которые оживляли ход бесед и давали возможность педагогам и родителям найти точки соприкосновения на основе общей любви и заинтересованности в развитии детей; проведены практикумы, дискуссионные формы бесед с участием педагога-психолога и др. специалистов, на которых обсуждались вопросы психического, нравственного и физического здоровья детей, влияние стиля общения со взрослыми на личностное становление ребенка и развитие его эмоциональной сферы; в родительский уголок помещались статьи «Эмоции, эмоции...», «Застенчивый ребенок», «Осторожно детская тревожность», «Замкнутый ребенок»; «Детские страхи», «Агрессивность у детей», «Гиперактивный ребенок», проводилось анкетирование родителей «Эмоциональные проявления взрослого в отношениях с детьми»;
- проведение занятий по учебно-методическому пособию по социально-эмоциональному развитии детей от 3 до 6 лет «Я, ты, мы» (методика О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной);
- ведение воспитателем индивидуальных дневников наблюдения за каждым ребёнком.
Нами были учтены и созданы условия, способствующие социально-эмоциональному развитию ребенка: выбор воспитателем общения соответствовал личностным ожиданиям ребёнка; учитывались эмоциональные переживания ребёнка в разных ситуациях: деятельности и общения с окружающими; проводилось обучение детей разнообразным средствам самовыражения при переживании различных эмоциональных состояний; создавались ситуации, обеспечивающие использование ребёнком разнообразных средств выражения своих эмоциональных состояний (речь, мимика, пантомимика, движения и др.)
Результатом работы в данном направлении стало развитие у детей чувства собственного достоинства, уважительного отношения к сверстникам и взрослым, умения делать собственный выбор, понимания своих чувств и окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоционально-нравственной сферы у детей дошкольного возраста в период адаптации.
Развитие эмоционально-нравственной сферы у детей дошкольного возраста в период адаптации. "Топ, топ, топает малыш... " Как хочется каждой маме, чтобы ее малыш, придя в детский сад впервые , адап...
коррекционно - развивающее занятие по развитию эмоционально - волевой сферы у детей дошкольного возраста
Обучение дошкольников элементарным приемам саморегуляции дает возможность сопоставить свое поведение с поведением сверстников, проявить себя, раскрыть свой внутрений потенциал.Этой теме посвященно кор...
Особенности развития эмоционально волевой сферы у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Эмоции умственно отсталых дошкольников тесно связаны с интелектуальным развитием...
Опыт работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»
На сегодняшний день в педагогике все более актуальным становится вопрос эмоционального развития ребенка. Современные ученые, психологи и педагоги считают, что этому вопросу не всегда удел...
Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста в старшей группе
Цель:Умение понимать и осознавать эмоциональное состояние человека (мимика, жесты).Способность проявлять свои чувства.Умение применять силу воли в определенных ситуациях.Уметь слушать товарища и...
Деловая игра для педагогов . Развитие эмоционально-чувственной сферы у детей дошкольного возраста.2019г.
quot;Одно из условий успешной социализации детей дошкольноговозраста - развитие эмоционально – чувственной сферы "...
Статья по теме: «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»
Проблемой готовности ребенка к обучению в школе занимаются многие специалисты в разных направлениях и с разными подходами. Всем известно, что от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующ...