Опыт работы педагога-психолога «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»
материал
На сегодняшний день в педагогике все более актуальным становится вопрос эмоционального развития ребенка. Современные ученые, психологи и педагоги считают, что этому вопросу не всегда уделяется достаточно внимания в отличие от интеллектуального развития детей. Как справедливо указывали и , только единство и согласованная работа этих двух систем могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться как наиболее важные, приоритетные задачи воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.doc7_.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы педагога-психолога
«Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»
На сегодняшний день в педагогике все более актуальным становится вопрос эмоционального развития ребенка. Современные ученые, психологи и педагоги считают, что этому вопросу не всегда уделяется достаточно внимания в отличие от интеллектуального развития детей. Как справедливо указывали и , только единство и согласованная работа этих двух систем могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться как наиболее важные, приоритетные задачи воспитания.
писал о феномене «засушенное сердце», или отсутствие чувства, наблюдаемом у его современников. Причиной этого считались особенности воспитания, направленного на логизированное поведение, что и сейчас не потеряло актуальности. В настоящее время «обесчувствованию» способствует технологизация современной жизни. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети мало общаются со взрослыми и сверстниками, тем самым в значительной степени снижают эмоциональную, чувственную и отзывчивую сферы к другим.
Эмоциональная сфера – важная составляющая в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, во-вторых – управлять своими эмоциями. Понимание собственных чувств – важный момент в становлении личности. Наиболее адекватное средство выражения чувств и переживаний – эмоциональная лексика. Распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и уровня развития. Чем больше ребенок знает о том, какие бывают эмоции, чем шире его эмоциональная лексика, тем точнее он поймет состояние другого человека. Таким образом, в работе педагога-психолога и учителя-логопеда над эмоциональной сферой ребенка с нарушениями речи обнаруживаются точки соприкосновения. Актуальность такого взаимодействия несомненна.
Вышесказанное стало основанием для разработки психолого-педагогического проекта «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи »
Цель проекта - создание и апробирование модели взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в процессе коррекционно-развивающей образовательной работы, стимулирующей развитие эмоционально-волевой сферы и формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи на основе развития невербальных и вербальных средств общения.
В соответствии с поставленной целью обозначены задачи:
- Изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту.
- Развитие невербальных средств общения: мимики, пантомимики.
- Овладение интонационной стороной речи.
- Формирование эмоциональной лексики.
- Развитие связных высказываний и речевой коммуникации.
В основу системы работы по формированию лексики детей с нарушениями речи положены принципы:
- деятельности подхода – определяет содержание и ход обучения с ведущей деятельности;
- системности – позволяет развивать речь как сложную функциональную систему, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии;
- развития чувства языка – состоит в том, что при многократном использовании в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналоги, а затем он усваивает и языковые закономерности;
- коррекции и компенсации – требует гибкого соответствия коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к характеру речевых нарушений у детей;
- общедидактические – наглядности и доступности материала, постепенного перехода от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, индивидуального подхода.
По итогам прохождения проекта ребенок должен стать эмоционально отзывчивым, который:
- откликается на эмоции близких людей и друзей;
. сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов;
- эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
- может выразительно прочитать стихотворение или пересказать роль персонажа в рассказе или сказке.
Результаты реализации проекта:
- повышение уровня эмоционального благополучия детей, их адаптированности, готовности к взаимодействию с внешней средой, обучению в школе;
- обеспечение целостности, единства коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах;
- полноценное профессиональное взаимодействие в педагогическом процессе;
- обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы с детьми;
- повышение уровня родительской компетентности;
- изменение социального позиционирования педагогов вследствие интеграции в профессиональное сообщество через повышение профессионального уровня, творческого характера деятельности педагогов, умения презентовать свой опыт работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: «Развитие речи и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения к миру сказки и театра.»
В опыте представлны формы работы по театральной деятельности....
Конспект непосредственной образовательной деятельности педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет через авторские сказки Тема: Необычное путешествие
Данная разработка будет полезна педагогам-психологам при реализации непосредственной образовательной деятельности в рамках сказкотерапии по развитию эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет...
Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы у дошкольников с ЗПР "Страна эмоций"
Коррекционно-развивающая программа Страна эмоций" направлениа на развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сфер у дошкольников с ЗПР, на равзвитие творческого потенциала. Коррек...
Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога по развитию эмоционально-волевой сферы с детьми 5-7 лет по теме: «Музыкальное искусство зарождает наши чувства: в мире эмоций и звуков»»
Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...
Опыт работы на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"
Опыт работы...
Конспект занятия педагога-психолога по развитию эмоционально - волево сферы для детей с ОВЗ 6-7 лет с использованием элементов АРТ терапии «Радость и грусть».
Работая с дтьми с ОВЗ, постоянно приходится искать новые, продуктивные методы работы. Арт - терапия прекрасно подходит при развитии эмоционаальной сферы, формирования средств коммуникации, личностного...
Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи
Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...