Развитие эмоционально-нравственной сферы у детей дошкольного возраста в период адаптации.
методическая разработка (младшая группа) по теме
Развитие эмоционально-нравственной сферы у детей дошкольного возраста в период адаптации.
"Топ, топ, топает малыш... "
Как хочется каждой маме, чтобы ее малыш, придя в детский сад впервые , адаптировался к новой обстановки безьолезненно и без стресса.Социализация малыша в детском коллективе, развитие навыков сосуществования, формирование культуры активного общения и его личностных особенностей- очень важный шаг в становлении личности.
Я хочу рассказать о своем опыте работы адаптации детей к детскому саду, к новым сверстникам и незнакомым взрослым. Моя работа состоит из двух направлений:
-настроения и чувства в период адаптации;
-воспитание социальных навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Моей главной задачей стало создание в группе теплой, сердечной атмосферы. Очень важно, чтобы каждый ребенок чувсвовал себя комфортно, постоянно накапливал опыт положительных поступков и доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым. Очень важно родителям в этот период спокойно влиться в детский коллектив: главное- положительный настрой родителей.Самые близкие- папа и мама- должны быть уверенны, что садик- это лучшее место для их ребенка; и тогда малышу обязательно передастся настроение родных.
Развивающая среда группы устроена с позиции социально-эмоционального благополучия ребенка: удобно ли, интересно ли, безопастно ли ему?
В начале года очень важно было установить добрые, доверительные отношения с детьми и родителями.Каждое утро с улыбкой, кого-то с любимой игрушкой ребенка, кого-то с потешкой встречаю я детей; называю их ласково, приветливо. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уверенно, он должен знать, что его в детском саду ждут и любят. В общении с детьми я постоянно подчеркиваю, что детский сад- это наш общий дом, где каждому ребенку живется весело, у него много друзей, а взрослые о нем заботятся. С первых дней пребывания детей в группе я стараюсь их сблизить, побуждаю проявлять интерес друг к другу, помогаю установить доброжелательные отношения, предупреждаю развитие ссор. Многие дети в начале года испытывают робость и неуверенность. Преодолеть это состояние мне помогают специально организуемые игры:
Игра № 1 "Утренняя улыбка."
Цель: воспитывать в детях потребность радовать своих близких заботливым отношением к нимоционально обогатить детей теплотой и поэзией, воспитывать добрые отношения.
Ход: воспитатель сообщает что по радио передают веселую музыку. "Давайте потренеруемся улыбатьсяю."
Встать, как только солнце встанет (руки тянут вверх)
И тихонечко к окошку в руку луч к тебе протянет(руки тянут вперед)
Ты подставь скорей ладошку(подставляем лодошки)
Пусть тебя увидит мама и умытым и обутым(проводят ладонями по лицу, дотрагиваются до обуви)
Все прибрав, иди к ней пямо и скажи ей:" С добрым утром, мама!"
А потом с улыбкой, с песней, выйдя к травам, людям, птицам ...(руки широко в стороны)
И веселым, интересным день твой должен получиться! (улыбаются друг другу)
Затем воспитатель предлогает поиграть в пальчиковую игру "Пальчики здороваются".Дети улыбаются друг другу.
Игра № 2 "Мыльные пузыри"
Цель: учить детей преодолевать барьер в общении, снять психологическое напряжение. Учить детей дружить.
Ход: педагог имитирует выдувание мыльных пузырей, а затем дети изоброжают полет этих пузырей, свободно двигаясь. После команды "Лопнули" дети ложатся на пол и слушают спокойную музыку.
Игра № 3 "Мы- дружные ребята"
Цель: воспитывать добрые, дружеские отношения. Развивать в детях умение чувствовать настроение окружающих.
Ход: руки детей вытянуты вперед. На счет "три"все одновременно хлопают в ладоши(можно придумать любые другие команды).
В первый раздел моей работы "Настроения и чувства" я включила знакомства с эмоциями "радость", "грусть".Дети учатся узнавать и называть причины возникновения этих эмоций, понимать их изменения.
По этой теме были проведены следующие игры:
-игра- тренинг "Три поросенка",
-игровая ситуация- имитация "Тренируем эмоции",
-пальчиковая гимнастика,
-"Волшебное зеркало",
-"Мои чувства",
-хороводные игры,
-чтение художественной литературы, сказок,
-игра "Театр эмоций".
Если мы хотим, чтобы ребенок вырос позитивным и радостным, он должен чувствовать атмосферу чуткости и доброжелательности, и , наоборот, частые запреты и эмоциональная быдность общения приведут к плаксивости и замкнутости ребенка. Для того, чтобы обогатить содержание положительных эмоций я использую игры:
Игра 1 : " Хоровод сказочных героев".
Цель: познакомить детей с эмоцией "радость". Воспитывать доброжелательность, корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения. Учить узнавать ярко выраженную эмоцию "радость" в изображении сказочных персонажей и людей(в позах , мимике ).
Игра 2 : "Солнечный зайчик".
Цель: учить детей понимать эмоциональные состояния других людей по выражению лица. Развивать логическое мышление. Обогощать речь.
В период адаптации дети подвержены такому состоянию как грусть. Это чувство переживается сдержанно. Для того, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, я стараюсь проявить заботу и ласку, одобряю попытки самостоятельных действий. На этот момент использую такие ситуации :
"Почему Гриша скучает?"
"Что случилось с зайчишкой?"
"Какой я?"
Cложность осознания эмоций связывается с недостатком социального опыта малышей. Поэтому моя цель - как можно больше расширять представления детей о сфере человеческих отношений, а богатство эмоциональных переживаний помогают глубже понимать действительность. Осуществляя задачу побуждения у малышей эмоционального отклика на желание участвовать в совместной игре, я использую такие методы, которые не только помогают снять эмоциональное напряжение, но и призывают ребенка преодолевать негативные эмоции.
Второй раздел "Воспитание социальных навыков общения" основывается на обеспечении постепенного накопления детьми опыта проявления доброго, заботливого отношения к окружающим. Для малыша общение со сверстриками необходимое составляющее гормоничного развития. Я знаю, что многих родителей пугает период адаптации ребенка в детском саду, поэтому грамотное и доброе поведение воспитателя должно сгладить этот период, помоч каждому ребенку реализовывать свои желания, отстаивать свою точку зрения. Именно в детском коллективе формируются социальные навыки общения самым естественным образом. В своей работе я обязательно учитываю эмоциональное состояние и индивидуальные особенности детей, используя различные методы.
Например, игры- этюды. В этюды обычно включаются различные игры на развитие навыков межличностного взаимодействия, на снятие страхов, грусти и повышение уверенности в себе; методы саморегуляции и снятия эмоционального напряжения; психомышечные тренировки; релаксация. Этюды можно повторять, если они нравятся детям или у кого-то получается не сразу.
1. "Иголка и нитка".
Цель: учить эмоционально выражать чувства радости и веселого настроения от общения с окружающими.Развивать произвольность.
Ход игры: выбирается водящий из детей. Он играет роль иголки, а все другие дети- нитка. Под веселую музыку "иголка" бегает между стульями, а "нитка"(группа детей друг за другом)- за ней. Если в группе есть зажатый, аутичный ребенок, то предлогаю роль "иголки" ему. В ходе игры, когда он будет водить за собой группу детей, у него будут развиваться коммуникативные и организаторские способности.
2. "Шалтай-Болтай".
Цель: расслабить мышцы рук, спины, груди. Развивать эмоциональную отзывчивость к сверстникам и сказочным героям.
Ход игры: воспитатель читает стихи "Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне..."
Сначала дете поворачивают туловище влево- вправо, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичнойй куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняют корпус тела вниз.
3. "Я вижу...".
Цель: установить доверительные отношения между взрослым и ребенком, развивать внимание и память.
Ход игры: участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся в группе, начиная словами "Я вижу...".
повторять один и тот же предмет дважды нельзя.
При планировании своей работы я учитывала следующие принципы:
1. Принцип последовательного обогащения детского опыта.
2. Принцип взаимосвязи семьи и детского сада.
3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
4. Принцип целенаправленности.
Ежедневно я использую игры с текстом, хороводы, игры- имитации, потешки, чтение сказок, в которых упражняю малышей в передаче различных игровых образов, эмоциональных состояний. В повседневной работе я постоянно помогаю детям осваивать формы культурного поведения и общения. Решая задачи социально- эмоционального развития своих воспитанников, я чувствую эмоциональную отзывчивость детей друг к другу, к своим близким, к педагогам детского сада- это самый главный и радостный успех моей работы, которую я буду продолжать и совершенствовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год
Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению на 2014-2015учебный год
Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также изменение, преобразование...
Использование малых фольклорных форм при формировании эмоционально-нравственного отношения к миру детей дошкольного возраста
В статье раскрыто духовно-нравственное воспитание дошкольников через использование малых фольклорных форм при формировании эмоционально-нравственного отношения к миру....
Театральная деятельность как средство эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в период адаптации.
laquo; Театр – волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре познает мир» ...
Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста в период адаптации в ДОУ
Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста в период адаптации в ДОУ...
проект по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в период адаптации с участием родителей
реализация проектной деятельности по нравственно – патриотическому воспитанию детей в условиях адаптации, с участием родителей.«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинает...