Статья по теме: «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»
статья
Проблемой готовности ребенка к обучению в школе занимаются многие специалисты в разных направлениях и с разными подходами. Всем известно, что от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его психическое самочувствие.
Одним из компонентов психической готовности ребенка к обучению в школе является эмоционально-волевая готовность (наличие познавательного мотива, эмоциональная устойчивость, стремление к достижению результата своей деятельности и т.д.).
В данной статье мы рассмотрим психологические особенности дошкольника в области развития эмоционально-волевых качеств и подведём итоги, сделав некоторые рекомендации по работе над эмоционально-волевой сферой характера ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_emotsionalno.docx | 30.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8
комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга
Статья по теме:
«Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста»
Автор: Михайлова Д.К.
Воспитатель
Санкт-Петербург
2020 год
Актуальность данной темы
Проблемой готовности ребенка к обучению в школе занимаются многие специалисты в разных направлениях и с разными подходами. Всем известно, что от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его психическое самочувствие.
Одним из компонентов психической готовности ребенка к обучению в школе является эмоционально-волевая готовность (наличие познавательного мотива, эмоциональная устойчивость, стремление к достижению результата своей деятельности и т.д.). Особенностью детей старшего дошкольного возраста является недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей.
А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми. Ведущей деятельностью в этом возрасте является сюжетно-ролевая игра. Именно в игре совершенствуется личность ребенка, развивается мотивационно-потребностная сфера, произвольность поведения, умственные способности, преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм, а при помощи выразительных действий формируется и чувственная сфера. “Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует свою мысль. Мы тем самым формируем наше чувство, выражая его” (С.Л.Рубинштейн).
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), вступившем в силу 1 января 2014 года, в качестве приоритетной задачи выделены охрана и укрепление не только лишь физического, но и психического здоровья детей (в том числе их благополучия в эмоциональной сфере).
Одной из компетенций педагога, прописанных во ФГОС, является необходимость обеспечить эмоциональное благополучие каждого воспитанника. Следует отметить, что особое внимание в ФГОС ДО уделено образовательным областям: коммуникативно-личностное, познавательноречевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Развитие детей в этих образовательных областях должно быть направлено на приобретение опыта в различных видах деятельности, к которым относятся и таки виды деятельности как конструирование из различных материалов, изобразительная, музыкальная деятельность.
Внутренний мир ребенка с трудностями в эмоционально-волевом развитии сложен. В наше время постоянно увеличивается количество людей, которые страдают неврозами. Когда эмоции выходят из-под контроля сознания, они начинают затруднять реализацию намерений, дезорганизуют межличностные взаимосвязи, не допускают должным образом совершать служебные и семейные обязанности, препятствуют проведению полноценного отдыха и пагубно влияют на здоровье.
Эмоционально-волевая сфера дошкольников как психолого-педагогическая проблема Эмоционально-волевая сфера личности
Эмоционально-волевая сфера характеризует содержание, качество и динамику эмоций, чувств и волевых особенностей человека. Содержательные аспекты эмоциональности находят отражение в явлениях и ситуациях, особо значимость для субъекта. Они связаны с базовыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивации, мировоззрением, ценностными установками, разумным волевым управлением. Содержательные аспекты волевой сферы находят выражение в способностях человека, которые проявляются в самодетерминации и регуляции им собственной деятельности и различных психических процессов. Основными функциями воли являются: выбор целей и мотивов, регуляция побуждения к действиям при недостатке или избытке их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей. Эмоции и воля достаточно часто объединяются в одну эмоциональноволевую сферу. Тем не менее, у различных исследователей данной проблемы акцентируются разные стороны этой сферы.
Пути формирования воли и эмоций образовались и существуют как относительно независимые, но в большинстве работ они рассматриваются как единое целое и используется термин эмоционально-волевая сфера личности. Этот термин используется в основном в прикладных и экспериментальных исследованиях при описании регуляции конкретных видов деятельности в конкретных условиях. Известно, что регуляция это целостный механизм и что различные сферы личности связаны друг с другом. Поэтому актуально рассмотрение взаимодействия, взаимообусловленности эмоциональной и волевой регуляции, единства эмоциональной и волевой сфер личности.
Характеристика эмоционально-волевой сферы дошкольников Дошкольный возраст, по определению А.Н.Леонтьева - это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие. Развитие эмоционально-волевой сферы - важнейший аспект развития личности в целом. Данная тема также значима социально - развитие эмоционально-волевой сферы является не только предпосылкой успешного усвоения знаний, но и определяет успех обучения в целом, способствует саморазвитию личности. С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту 3-4 года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной саморегуляции. Вторая охватывает возраст от 4 до 5 лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около 6 лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.
Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия - наследственность, особенности его физического развития.
Основной особенностью эмоциональной жизни дошкольника является господство всех чувств над всеми сторонами жизнедеятельности. При этом эмоциональность характеризуется такими качествами как непроизвольность, непосредственность и яркость. То есть чувства ребенка носят спонтанный характер, они могут быстро вспыхивать и тут же угасать. Отсюда и нестабильность настроения ребенка, напрямую зависящего от эмоционального состояния.
Особенностью данного возраста является и то, что как быстро ребенок проявляется свои эмоциональные переживания по отношению к тем или иным явлениям, также быстро он о них и забывает.
Стоит отметить, что старшие дошкольники в некоторых ситуациях могут подавлять и скрывать свои чувства, но только в особых ситуациях. В первую очередь взаимоотношения с взрослыми и другими детьми являются источником эмоциональных переживаний дошкольника. Также в качестве источников выступают ситуации, производящие на ребенка новые, необычные и сильные впечатления. Психологи отмечают, что дифференцированность эмоциональных переживаний, в дошкольном возрасте, зависит от количества полученных впечатлений.
К старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики, к которым относятся: интересы, мотивы, потребности, обусловливающие поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Содержание и особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников определяют успех ребенка в достижении целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей. Положительные эмоции способны влиять на эффективность обучения и воспитания детей, а волевое усилие оказывает влияние на становление любой деятельности дошкольника, а также и психического развития.
Мотивы дошкольника имеют разную силу и значение. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок начинает легко осуществлять выбор из нескольких предметов. Затем он подавляет побуждение, к примеру, не давать реакцию на предмет, который ему нравится. Это происходит из-за действия более сильного мотива, выполнявшего роль "ограничителя". Известно, что самый сильный мотив для дошкольника это поощрение, получение желаемого, менее сильный - наказание (это в первую очередь исключение из игры), еще слабее – собственное обещание ребенка.
Еще одной линией становления эмоционально-волевой сферы является осознание своих переживаний. В первой половине дошкольного детства, как и в раннем возрасте, ребенок еще не осознает имеющиеся у него разнообразные переживания. Под конец дошкольного возраста, он понимает 26 свое эмоциональное состояние и может его описать: "я рад", «я огорчен», «я сердит».
Одним их важных аспектов для дошкольников является психологическая готовность к школе, так как обучение в школе требует наличие у ребенка высоких интеллектуальных способностей, хорошей мотивации и производительности. Благодаря усложнению эмоциональномотивационной сферы у детей образуется внутренняя жизнь. Хотя внешние события, ситуации, отношения составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий и т.д.)
Можно сделать вывод, что дошкольное детство - это становление личности, в период которого познается мир человеческих отношений. Во время игр ребенок получает опыт общения со сверстниками, осваивает речь, у него появляется творческое воображение, возникает эмоциональное предвосхищение последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами Дошкольники уже в достаточной мере овладевают умением выражать эмоции и демонстрируемая ими экспрессия той или иной эмоции может не означать подлинное ее переживание ими. Дети начинают предвосхищать те 27 или иные эмоции, это существенно корректирует их поведенческую и деятельностную мотивацию.
Нарушения эмоционально-волевой сферы дошкольников
Как мы уже выяснили, в дошкольном детстве происходит интенсивное развитие эмоционально-волевой сферы, но наряду с развитием присутствуют и ее искажения, нарушения.
Г. М. Бреслав относит к эмоциональным нарушениям дошкольников:
1) отсутствие эмоциональной децентрации - ребенок не может сочувствовать ни в реальных жизненных ситуациях, ни при знакомстве с литературными произведениями;
2) отсутствие эмоциональной синтонии - дошкольник не способен отзываться на эмоциональное состояние другого человека, прежде всего близкого или симпатичного;
3) отсутствие специфического феномена эмоциональной саморегуляции - ребенок не испытывает чувства вины, которое связано с новым этапом самосознания («Это я сделал») и способностью эмоционального возвращения в прошлое.
Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Определенные поведенческие характеристики могут быть ранним проявлением эмоциональных расстройств. Особенностью данного возраста является психологическое новообразование, а именно начало произвольности психических процессов и психологической готовности к школе. Комплекс школьных нагрузок является своего рода «толчком» к проявлению скрытых в дошкольном возрасте психоэмоциональных отклонений. К наиболее выраженным проблемам в эмоционально-волевой сфере мы можем отнести агрессию и тревожность дошкольников. Необходимо именно в дошкольном возрасте обратить внимание на уязвимые точки эмоционально-волевой сферы, которые больше всего тревожат в поведении дошкольников, иначе в младшем школьном возрасте они будут представлять наибольшую трудность для осуществления процесса обучения.
Средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста
Существует достаточно средств и методов для эмоционального развития детей дошкольного возраста, например такие как:
-Сюжетно-ролевые игры – эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение проблемных ситуаций.
-Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения.
-Театрализованная деятельность – передача эмоций, характера героев и отношение их друг к другу.
-Совместные праздники, досуги.
-Использование художественной литературы – мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, уча сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся) Можно использовать задания- игры: «удивись, как зайчик», «порадуйся, как Маша», «скажи, как Зайчик, жалобно – Собака, Собака, помоги мне!»
-Использование музыки – вслушиваясь в слова и музыку песен и хоров, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.
-Изобразительная деятельность- использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.
-Наглядность – один из основных и наиболее значительных методов обучения дошкольников. Метод наглядности – пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отличают и порой попируют. Целесообразно ввести в практику игры с зеркалом.
-Моделирование- использование моделей для решения поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования влияет на развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с реальным. В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:
-пиктограммы,
-графические изображения лица,
-силуэты людей, пантомимически отражающие эмоции,
-«подвижные аппликации».
10. Развитие речи–активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь.
Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение и т. д.)
11. Подвижные игры–высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий.
Таким образом, эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.
Рекомендации по работе над эмоционально-волевой сферой характера ребёнка
Сделав анализ психолого-педагогической литературы, удалось собрать следующий список рекомендаций по данному вопросу:
- Интересуйтесь внимательно и искренне каждым шагом ребёнка. Старайтесь показать ему свою уверенность в том, что он обязательно чего-то достигнет.
- Отмечайте похвалой хорошие привычки в распорядке дня. Это касается и соблюдения точного режима питания.
- Старайтесь, чтобы ребёнок ежедневно тренировал свою волю. Это может быть помощь маме в выполнении каких-то домашних дел.
- Приучайте ребёнка убирать после игры игрушки, а после еды – посуду за собой.
- Ограничивайте потребление ребёнком «вкусненького», например сладкого.
- Вызывайте в ребёнке стремление к творчеству. Пусть он рассказывает сказки, стихи, сам играет на музыкальных инструментах и поёт.
- Сделайте так, чтобы малыш больше двигался и занимался физическими упражнениями, спортом, играми на свежем воздухе. Это может стать основой воспитания воли.
Список литературы
- Бадамен Л.О. Эмоции и характер детей [Текст] / Л. Бадамен, А. Миронов // Дошкольное воспитание. - 2012 - №1 - с. 27.
- Вачков И.В. Психология для малышей. – М., 2009.
- Воробьева Т. Программно-методическое руководство по организации занятий эмоционально-экспрессивного восприятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М.: 1992.
- Вилюнас В К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 2011.
- Горбачева В. А. К освоению правил поведения детьми детского возраста // -М. 2011.
- Ежкова Н.С. Эмоционально - ценностное развитие дошкольников [Текст] / Н.С. Ежкова. - Тула: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010.
- Запорожец А. В. Педагогические в психологические проблемы всестороннего развития и подготовки старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 2012. № 4.
- Кирьянова О. Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 23-25.
- Киселева М.В. Арттерапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, врачей и специалистов работающих с детьми — Спб:.Речь, 2011.
- Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.; Воронеж, 2011.
- Щетинина А.И. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека /А.И. Щетинина. // Вопросы психологии. - 2011 - №3 - с.61.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоционально-нравственной сферы у детей дошкольного возраста в период адаптации.
Развитие эмоционально-нравственной сферы у детей дошкольного возраста в период адаптации. "Топ, топ, топает малыш... " Как хочется каждой маме, чтобы ее малыш, придя в детский сад впервые , адап...
Статья на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
В статье говорится о развитии мелко-моторных навыках у детей младшего и старшего дошкольного возраста. Предлагаются рекомендации "Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость"....
Статья на тему:"Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
«Источник способностей и дарований детей – на кончиках пальцев» (В. А.Сухомлинский)...
Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».ФИО автора (полностью): Воронцова Татьяна НиколаевнаДолжность: воспитатель первой квалифика...
Статья на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средством пальчиковых игр".
В дошкольном возрасте ребенок изучает и постигает окружающий мир постоянно. Главный метод собирания информации в этом периоде - прикосновения. Ребенок стремится все трогать, гладить, хватать, пр...
Статья на тему развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
.............
Развитие эмоционально-волевой, коммуникативной сфер у детей 5-7 лет с нарушениями речи
Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье. Ходить, говорить, читать, писать, считать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать,...