"Мастерская успеха"
рабочая программа (старшая группа) по теме

Иванова Маргарита Александровна

Рабочая программа по музыкально-театрализованной деятельности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_muz._teatra.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 24        

«РУСАЛОЧКА»

            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка по музыкально-театрализованной

деятельности для детей 5-7 лет

Составитель:

Музыкальный руководитель

Иванова Маргарита Александровна

2012

Пояснительная записка.

Воспитать цельную личность — нелёгкая задача. Для этого необходимо создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка.

Отсюда возникает необходимость таких форм занятий, в которых каждый ребёнок будет активно переживать содержание занятия и так же активно участвовать в художественном самовыражении.

Дошкольник не должен просто сидеть и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводит ребенка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребенке.

При всём разнообразии видов художественной деятельности, занятий (по форме и по содержанию) особое место в воспитательно-образовательной работе занимает театрализованная деятельность. Через театрализованную деятельность ребёнок получает информацию об окружающем мире, у него формируются творческие способности. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты, шуточные диалоги.

Театрализованная деятельность способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния.

В процессе освоения театрализованной деятельности обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, навыки связной речи расширяется её интонационный диапазон.

Неоценима и воспитательная роль театрализованной деятельности. Она учит доброте, чуткости, честности, смелости, формируют понятия добра и зла. Робкому ребёнку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому — преодолеть неуверенность в себе.

Театрализованные игры являются средством сохранения эмоционального здоровья ребенка.

Кружковая работа позволяет занять детей в свободное от занятий время, раскрепостить детей, снять «установку» на занятие, позволяет воспитателю избегать шаблонного начала занятия.

        Цель программы -  Приобщать к художественному слову. Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением, используя шапочки – маски.

 Обогащать словарный запас; формировать звуковую культуру речи,

навыки связной речи.

Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей.

2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных.

4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.

7. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

   Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.

3. «Развитие речи» - у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.

5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.

Кружковые занятия проводятся по 25-30 минут, во второй половине дня,  два раза в неделю.  


ХАРАКТЕРИСТИКА   РАЗДЕЛОВ     ПРОГРАММЫ.

         Раздел «Театрализованные игры» - содержит в себе общеразвивающие и специальные театральные игры, а также  игры на превращения. Именно в игре ребёнок чувствует себя более раскованно, свободно и естественно. Все дети обладают одаренностью, которая обнаруживается в игре и проявляется и в наблюдательности, и в зорком схватывании ими сходства и характерных черт, и  в необыкновенно развитом инстинкте подражания.      Указанные особенности  ребёнка – эмоциональность и подражание - являются основой развития  творческих(сценических)способностей детей.

         «Театрализованные этюды» - раздел состоит из упражнений и этюдов с воображаемыми предметами и игр на память физических действий другого персонажа, ребенка или взрослого. Использование этюдов и упражнений направлено на развитие внимания, реакции, выражение основных эмоций, напряжение, расслабление. Они дают  ребёнку возможность воплотить свой творческий замысел, наиболее ярко и красочно    используются с детьми  имитация голосом и движениями  образов животных, образные песни и пляски.

Раздел «Пальчиковая гимнастика» в программе служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

         «Культура и техника речи» - раздел включает в себя артикуляционную гимнастику,  творческие игры со словом, игры и упражнения на опору дыхания, игры на расширение диапазона голоса, игры и упражнения на свободу звучания с мягкой атакой, скороговорки. Речевые упражнения, очень помогают в театральной деятельности.  Ровное метричное декламирование текста, ритминизованное произнесение отдельных слов, затем цепочек из слов, небольших диалогических текстов с постепенным  «извлечением» из них ритмической основы – вот вехи развития чувства метроритма в речевых упражнениях. Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки,  потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы.

Перспективный план.

Сентябрь-Ноябрь

Разделы программы

Задачи

Репертуар

Театрализованные игры

Развивать внимание, память, наблюдательность, фантазию, выдержку, образное мышление, согласованность действий и быстроту реакции. Тренировать слуховое и зрительное внимание. Привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность.

«Передай позу», «Запомни фотографию», «Телепаты», «След в след», «Тень», «Вышивание», «Живой телефон», «Марионетки»,  «Превращение детей», «Превращение комнаты», «Превращение предмета».

Театрализованные этюды

 

Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, "воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

«Снежная королева»,  «Заводная кукла», «В «детском мире», «Кто на картинке?», «Осенние листья», «В стране цветов», «Заколдованный лес», «В замке спящей красавицы».


Пальчиковая гимнастика

Развивать мелкую моторику и координацию движения рук, память и мышление.

 «Утро»,  «Деревья», «Пион», «Бабочка», «Птенчики», «По бревнышку»,  «Дом», «Цветы»,  «Птичка»,   «Лодочка», «Веселый оркестр»,  «Считалочка».  

Артикуляционная гимнастика

 Развивать умение освобождать мышцы шеи и челюсти. Разогреть мышцы дыхательного аппарата. Тренировать четкое произношение согласных на конце слова. Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление. Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера, развивать быструю реакцию.

«Зарядка для губ»,

«Зарядка для шеи и челюсти»,

«Зарядка для языка»,

«Упражнения на три вида выдыхания», «Кошка сердится», «Шумят деревья», «Летит пчела», «Работает насос», «Сверлит дрель»,  «Пилит пила», «Свистит ветер».        

Декабрь-Февраль

Разделы программы

Задачи

Репертуар

Театрализованные игры

Развивать внимание, память, наблюдательность, фантазию, выдержку, образное мышление, согласованность действий и быстроту реакции. Тренировать слуховое и зрительное внимание. Привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами. Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность.

«Эстафета», «Что ты слышишь?»,

«Упражнение с предметами»,

«Руки-ноги», «Упражнение со стульями», «Есть ли нет?» «Передай позу», «Угадай: что я делаю?», «Одно и то же по-разному», «Превращение детей», «Превращение комнаты», «Превращение предмета».

Театрализованные этюды

 

Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, "воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

«Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!», «Дрессированные собачки», «Король», «Змейка с воротцами», «День рождения».

Пальчиковая гимнастика

Развивать мелкую моторику и координацию движения рук, память и мышление.

«Котик»,  «Уточка», «Листочки»,  «Кулачок»,  «Лиса», «Курица», «Встреча», «Волна», «Замок»,

«Игра  в прятки», «Передай позу», «Угадай: что я делаю?», «Щелчок», «Лапки».

Артикуляционная гимнастика

 Развивать умение освобождать мышцы шеи и челюсти. Разогреть мышцы дыхательного аппарата. Тренировать четкое произношение согласных на конце слова. Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление. Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера, развивать быструю реакцию.

«Зарядка для губ»,

«Зарядка для шеи и челюсти»,

«Зарядка для языка»,

«Упражнения на три вида выдыхания», «Больной зуб», «Капризуля», «Птичий двор», «Чудо-лесенка», «Самолет», «Веселые стихи», «Волшебная корзинка», «Похожий хвостик», «Испорченный телефон», «Ручной мяч», «Фраза по кругу».

Март - Май

Разделы программы

Задачи

Репертуар

Театрализованные игры

Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий, наблюдательность, произвольную зрительную память, активность и выдержку. Учить удерживать внимание, чувствовать партнера. Оправдать заданную позу, развивать память. Развивать умение оправдывать свое поведение, свои действия нафантазированными причинами (предлагаемыми обстоятельствами). Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность.

 «Запомни фотографию», «Кто во что одет?», «Внимательные матрешки», «Телепаты», «Дружные звери», «Кругосветное путешествие», «Одно и то же по-разному», «Превращение детей», «Превращение комнаты», «Превращение предмета».

Театрализованные этюды

Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы. Развивать навыки действия с воображаемыми предметами, "воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

«Поварята», «Живой телефон», «Муравьи», «Снеговик», «Не ошибись»,

«Осьминог», «Змеи», «Заколдованный лес», «В царстве золотой рыбки», «У волшебницы анитры», «В замке спящей красавицы».

Пальчиковая гимнастика

Развивать мелкую моторику и координацию движения рук, память и мышление.

«Жук», «Комарик», «Пальчики», «Щенок», «Вертолет», «Ножки», «Дождик»,  «Барабанщики»,

«Коза»,  «Зайчик»,  «Улитка», «Солнышко», «Стул», «Флажок»,  «Дом», «Мизинчик».

Артикуляционная гимнастика

 Развивать умение освобождать мышцы шеи и челюсти. Разогреть мышцы дыхательного аппарата. Тренировать четкое произношение согласных на конце слова. Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление. Учить строить диалог, самостоятельно выбирая партнера, развивать быструю реакцию.

«Зарядка для губ»,

«Зарядка для шеи и челюсти»,

«Зарядка для языка»,

«Упражнения на три вида выдыхания», «Колокольчики», «Колыбельная», «Эхо», «Забавные стихи», «Сочини сказку», «Придумай диалог», «Ручной мяч», «Змейка с воротцами»

«Главное слово».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОТ УСПЕХОВ ПЕДАГОГОВ – К УСПЕХАМ ВОСПИТАННИКОВ» (создание портфолио инструкторов по физической культуре)

laquo;ОТ УСПЕХОВ ПЕДАГОГОВ – К УСПЕХАМ ВОСПИТАННИКОВ»(создание портфолио инструкторов по физической культуре)        Содержание:1....

Педагогическая мастерская «Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности»это еще одна возможность надпомнить педагогам о важности создания ситуации успеха для к...

Инновационный образовательный проект формирования ситуации успеха в детско-родительском сообществе средствами креативной деятельности « Дорожка успеха»

Образовательный проект «Дорожка  успеха» направлен на коррекцию недостатков формирования эмоционально-волевой сферы, часто возникающие у детей с ограниченными возможностями здоровья, ...

Методическая мастерская "Путь к успеху"

Методическая мастерская "Путь к успеху"...

Педагогическая мастерская "Мой успех- успех моей команды"

Сценарий проведения педагогической мастерской. Методическая разработка...

Педагогическая Технология «Ситуация успеха»: Как с педагогической точки зрения определяется успех? Как помочь ребенку добиться успеха в жизни. Приемы создания ситуации успеха.

Педагогическая Технология «Ситуация успеха»: Как с педагогической точки зрения определяется успех? Как помочь ребенку добиться успеха в жизни. Приемы создания ситуации успеха.С психологиче...