Педагогическая мастерская "Мой успех- успех моей команды"
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_masterskaya._moy_uspeh-_uspeh_moey_komandy.docx | 37.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ ООШ села Филькино детский сад №45 «Филиппок»
Педагогическая мастерская
«Мой успех – успех моей команды»
Кутергина Ирина Николаевна
Один в поле не воин. Работая в команде, необходимо помнить, что долго на личном энтузиазме не продержишься.
Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство целей и мотивов деятельности.
То, что вы пришли сегодня на педагогическую мастерскую означает лишь одно – вы готовы развиваться, впитывать новые знания и навыки, общаться с коллегами в неформальной обстановке. И это просто замечательно! Сложная и напряженная работа, состояние стресса, гонка за высокими результатами очень часто не позволяют оглянуться назад, понять себя и свой внутренний мир, свою реальную мотивацию к достижению целей, чувства и мысли людей вокруг вас, ваших коллег. Участие в нашей пед.мастерской направлено на исправление таких ошибок, на передышку, на психологическую паузу и расслабление, просветление мыслей и чувств.
Упражнение «Комплимент»
Оборудование: мяч
Форма работы: групповая в кругу
Время: 5 минут
Ход упражнения:
Каждому человеку нравится, когда ему говорят приятное – комплимент. По очереди мы будем перебрасывать друг другу мяч. Тот, кто кидает мяч, должен сказать тому, кому адресован мяч, что-нибудь приятное, комплимент.
Кидать мяч можно только тем участникам, которые его еще не получали. Все участники должны в итоге нашего упражнения подержать мяч в руках и услышать о себе что-то приятное.
Проведение упражнения.
Я надеюсь, что это упражнение помогло вырастить внутри себя некую радость от общения, внутреннюю улыбку. Такое позитивное настроение мы постараемся сохранить на целый день.
Создание команды
Оборудование: текст, стенд, маркер
Время: 10 минут
Текст:
- Различия между командой и группой:
- Группа – люди, которые взаимодействуют друг с другом, сознают присутствие других членов группы
- Команда – это группа, члены которой оказывают влияние друг на друга ради достижения общей цели.
2) Принципы создания команды:
Процесс формирования команды – задание, требующее высокой управленческой компетенции.
При его осуществлении требуется не только наличие правило подобранных, высококвалифицированных специалистов, но и людей, желающих работать вместе, сообща, как команда.
Чтобы правильно организовать работу команды, ее создание должно пройти 4 стадии:
- Подготовка = предварительная работа. На данном этапе важно правильно определить, насколько вам действительно необходимо создание команды. Как правило, необходимость в создании команды возникает, если нужно использовать творческий подход к выполнению задачи. Для такой команды должна быть поставлена четкая цель.
- Создание условий работы = определение общей цели команды, необходимые ресурсы
- Процесс формирования и построения команды = подбор участников команды, границы команды
- Поддержка руководства
3)Эффективная команда:
Существует три фактора эффективной работы команды:
- Удовлетворение индивидуальных потребностей членов команды
- Успешное взаимодействие в команде
- Решение поставленной перед командой задачи
Эти элементы взаимозависимы.
Н-р: Личное удовлетворение потребностей зависит не только от успешного решения задачи, но и от взаимоотношений в команде и т.д.
Рассмотрим модель внутренних элементов эффективной команды:
Рассмотрим элементы, которые представлены в виде айсбергов, большая часть которых находится под водой.
Наблюдая работу команд в организациях, можно увидеть, что большая часть энергии направляется на точное решение задачи (что необходимо получить, какими средствами и ресурсами, когда).
Конечно, это важно, но нельзя забывать о процессе (каким образом команда будет работать).
Команда, достигшая своих целей, едва ли может считаться эффективной, если ее члены имеют противоречивые взгляды и разочарованы в своей организации.
Упражнение «Путаница»
Цель: активное взаимодействие, командообразование
Время: 10 минут
Ход упражнения:
Все участники становятся в круг и вытягивают вперед руки. После этого каждый участник должен схватить руками руки другого человека. Нельзя брать руку соседа или обе руки одного и того же человека.
После того, как все взялись за руки, группа должна распутаться, т.е. не разжимая рук, сделать так, чтобы все снова стояли в кругу.
Проведение упражнения
Обсуждение:
- Что было легко, а что тяжело?
- Кто брал на себя роль лидера, помогая другим распутаться?
Современный педагог, да и просто успешный человек должен быть инициативным, активным, ответственным, толерантным, креативным. Именно эти качества придется проявить вам в ходе наших следующих упражнений и заданий.
Упражнение «Сурдоперевод»
Цель: активизировать группу
Время: 10 минут
Оборудование: листочки со стишками
Ход упражнения:
Я предлагаю вам разделиться пары. Каждой паре я даю листочек с небольшим детским стихотворением.
Каждая пара по очереди выступает перед остальными участниками: 1 частник – диктор, 2-й – сурдопереводчик. Пока один из партнеров читает стихотворение, другой передает при помощи мимики и жестов содержание текста.
Проведение упражнения
Тексты карточек:
Идет бычок, качается, Вздыхает на ходу, Вот доска кончается, Сейчас я упаду. | Зайку бросила хозяйка, Во дворе остался зайка, Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок. |
Плачет кошка в коридоре, У нее большое горе – Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски. | Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке мяч. |
Где-то на белом свете, Там, где всегда мороз, Трутся спиной медведи О земную ось. Мимо плывут столетья, Спят подо льдом моря, Трутся об ось медведи, Вертится Земля. | Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым, Увяданья золотом охваченный Я не буду больше молодым. |
Я помню чудное мгновенье, Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. | Однажды, в студеную зимнюю пору, Я из лесу вышел – был сильный мороз. Гляжу – поднимается медленно в гору, Лошадка, везущая хворосту воз. |
Упражнение “Аквариум”
Участникам группы раздаются листы, ножницы, фломастеры. В течение 10-15 минут они должны решить, рыбкой какой породы они будут на данном занятии, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, породу рыбки.
На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана), которая является образом аквариума. В какое место приклеить рыбку – каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то у поверхности), кто-то в водорослях, кто-то среди камней. Так же участники должны назвать своё имя и рассказать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет своё существование среди других рыб.
Обсуждение. Какие же рыбки живут в нашем аквариуме?
Упражнение “Без командира”
Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся. Есть и другой тип – неуёмные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы “мир непременно погибнет!”. Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.
В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придётся и явным активистам, и пассивным людям, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно. Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.
Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещён: ни разговоров, никаких знаков, ни хватания за руки, ни возмущённого шипения – ничего. Работаем молча, Максимум – взгляд в сторону партнёров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!
- Прошу группу построиться в круг. Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально точно и быстро встала в круг.
Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность. Постройтесь, пожалуйста:
- в колонну по росту
- в два круга
- в треугольник
- в шеренгу по росту
- в четыре колонны с одинаковым количеством участников
- в шеренгу от самых светлых до самых тёмных волос
- В живую скульптуру Звезда, Медуза, Черепаха.
Обсуждение:
- Скажите, можно ли было это упражнение назвать тестом на лидерство и почему?
- Кто из вас лидер по натуре?
- Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было советов, указаний?
- Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?
Упражнение «Памятка на «черный день»
Оборудование: таблица-образец «Мои лучшие качества» для индивидуальной работы.
Форма работы: индивидуальная, в кругу.
Подготовка. Нарисовать на доске таблицу. Мои лучшие качества
Мои лучшие качества !
Мои способности и таланты !
Мои достижения !
У каждого из людей случаются приступы хандры, «кислого» настроения, когда кажется, что ты ничего не стоишь в этой жизни, ничего у тебя не получается. В такие моменты как-то забываются все собственные достижения, одержанные победы, способности, радостные события. А ведь каждому из нас есть, чем гордиться. Одним из хороших приемов повышения самочувствия в таких ситуациях является обращение к своим достоинствам, положительным характеристикам личности. Мы предлагаем составить вам памятку ваших достоинств, положительных характеристик личности.
Задание. Перенесите к себе на листки приведенную на доске таблицу и заполните самостоятельно ее графы следующим образом.
«Мои лучшие черты»: в эту колонку запишите черты или особенности своего характера, которые вам в себе нравятся и составляют вашу сильную сторону.
«Мои способности и таланты»: сюда запишите способности и таланты в любой сфере, которыми вы можете гордиться.
«Мои достижения»: в этой графе обозначьте свои достижения в любой области.
Желающие могут поделиться с остальными участниками своими памятками.
Упражнение «Домино»
Цели:
- создать в группе атмосферу открытости;
- позволить участникам открыто говорить о себе;
- показать, что в группе между участниками существуют как различия, так и объединяющие их вещи;
Ход упражнения:
Напомнить участникам правила игры в домино и предложить им поиграть в «особенное домино». Правила игры:
Первый участник (желательно - ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики - «С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое».
Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т.д. Обсуждение Вопросы для обсуждения:
- что участники чувствовали, пока ждали, что к ним кто-нибудь «прицепится»;
- старались ли они называть самые распространенные характеристики или, наоборот,
им хотелось чем-то выделиться;
- что нового они узнали друг о друге;
- что они чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;
Упражнение «А я считаю…»
Цели:
- осознать возможность сосуществования различных мнений;
- осознать ценность собственного мнения, отличного от других;
- научится правилам корректной дискуссии.
Ход занятия:
Проведите посреди аудитории воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс («согласен»), с другой - минус («не согласен»). Сама черта означает отсутствие мнения.
Объясните участникам, что вы будете зачитывать им утверждения, и каждый должен стать на сторону «плюса» или « минуса». Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться. Вот примеры утверждений (основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений. Мы рекомендуем вам придумать утверждения специально для вашей группы): - Лучше играть в футбол, чем в баскетбол.
- Весна лучше осени.
- Самый важный предмет - математика.
- Играть «в компьютер» веселее, чем смотреть телевизор.
- Самое прекрасное домашнее животное - кошка.
- Не иметь высшего образования - стыдно.
- Самая классная музыка - рок.
- Кока-кола вкуснее фанты.
- Заниматься рыбалкой - старомодно.
- Изучать иностранный язык легче, чем физику.
- Война - это всегда плохо.
Обсуждение:
Кто был прав в каждом случае? Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что по поводу зачитанных утверждений различные мнения имеют право на существование. Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Не испытывали ли они соблазна поменять мнение под давлением большинства? О чем спорят взрослые? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?
Упражнение «Ладошка»
Каждый участник обводит на листе бумаги контур своей ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальце что-то, что нравится ему в себе самом. Затем лист передается соседу справа. Он течение 30 секунд пишет на листе, снаружи ладони, что-то, что ему нравится в хозяине ладони. Пройдя круг, ладонь возвращается к хозяину.
Упражнение «Башня»
Цель - групповое взаимодействие, выявление лидеров, поиск способов решения проблем.
Ход упражнения: Все участники делятся на 5 команд. Каждой команде дается пачка соломинок для коктейля, скотч и ножницы. Задача – построить за 7 минут самую высокую башню, используя предложенные материалы.
Упражнение "Абстрактная живопись"
Психологический смысл упражнения:
На этапе создания рисунков тренируется креативность участников, на этапе презентации – уверенное поведение в ситуации представления публике результатов своего труда.
Материал: листы бумаги А4, цветные карандаши.
Инструкция: Участники получают по листу бумаги формата А4. Их просят взять карандаш или фломастер, закрыть глаза и разрисовать это лист таким образом, чтобы на нём не осталось свободного пространства, карандаш побывал во всех углах(1-2 минуты). Потом участников просят открыть глаза, внимательно вглядеться в получившиеся каракули, придумать, на что они похожи, и дорисовать их таким образом, чтобы вышло осмысленное изображение (6-10 минут). Заключительный этап – презентация авторами своих работ перед группой (1 минута на каждого человека).
Анализ:
1. Какие рисунки запомнились, показались наиболее интересными, чем именно?
2. Какие психологические качества требуются, чтобы успешно справиться с таким заданием?
3. Где в жизни пригодятся эти качества.
Рефлексия “Полет белой птицы”.
Ведущий: “Расположитесь максимально удобно, расслабленно, глаза закройте, руки и ноги скрестите, правая рука и правая нога – сверху.
Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное, чистое, синее небо.
В небе плавно летит белая птица. Я поднимаюсь и лечу рядом с ней, я сам эта белая птица.
Я лечу в спокойном синем небе, подо мной – спокойное синее море.
Вдали показался желтый песчаный берег, он приближается. Я подлетаю, опускаюсь на теплый желтый песок, снова превращаюсь в человека и ложусь на спину.
Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное синее небо, я расслаблен, отдыхаю.
Ступней моих ног коснулась приятная прохлада. Приятная прохлада заполнила мышцы ног. Мышцы – легкие и бодрые. Приятная прохлада заполнила живот, мышцы спины. Мышцы – легкие и бодрые. Приятная прохлада заполнила грудь, руки. Мне легче дышать. Приятная прохлада заполнила шею и голову. Голова – ясная и чистая. Мышцы – легкие и бодрые... Три глубоких вздоха, открываю глаза, встаю. Я отдохнул!”
Анкетирование «Обратная связь»
Дата ___________________
- Степень включенности: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Что мешает Вам быть более включенным в работу? __________________________________________________________
- Самые значимые (полезные) для Вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то понять в себе, в чем-то разобраться: __________________________________________________________________________________________________________________________
- Что Вам не понравилось _____________________________________________________________
- Ваши мысли после мастерской:_______________________________________________________________________________________________________________
- Ваши пожелания ведущим педагогических мастерских (по содержанию, форме проведения и т.д.) __________________________________________________________________________________________________________________________
План проведения педагогической мастерской
№ | Этап | Реквизит | Время |
1 | Вступление. | - | 5 мин |
2 | Упражнение «Комплимент» | Мяч | 5 мин |
3 | Создание команды (инф. блок) | Стенд или доска | 5 мин |
4 | Упражнение «Путаница» | - | 5 мин |
5 | Упражнение «Аквариум» | Ватман, бумага А4, фломастеры, ножницы, клей – карандаш, стенд | 10 мин |
6 | Упражнение «Без командира» | - | 10 мин |
7 | Упражнение «Домино» | - | 5 мин |
8 | Упражнение «А я считаю…» | + и – (2 знака) | 5 мин |
9 | Рефлексия | - | 5 мин |
10 | Обсуждение. Анкетирование. | Бланки анкет | 5 мин |
Итого: | 1 час |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Успехи моих воспитанников
v «Искусство педагога – в пробуждении природных сил ребёнка и его самодеятельности» ...
Успехи моих воспитанников
Участие в конкурсах различного уровня (муниципального, регионального, всероссийского и международного)...
Успехи моих дошкольников
Совместная работа педагога с детьми...
эссе "От чего зависит успех моей профессиональной деятельности"
размышление на тему значения профессии воспитатель...
Презентация "Успехи в моей работе"
Презентация "Успехи в моей работе"...
Успехи моих детей
Участие детей в викторинах и конкурсах. Их награждение....
Презентация "Мой успех - успех моих воспитанников"
Презентация "Мой успех - успех моих воспитанников"...