Инновационный образовательный проект формирования ситуации успеха в детско-родительском сообществе средствами креативной деятельности « Дорожка успеха»
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Ирина Артуровна Афанасьева

Образовательный проект «Дорожка  успеха» направлен на коррекцию недостатков формирования эмоционально-волевой сферы, часто возникающие у детей с ограниченными возможностями здоровья, у детей с отклонениями в поведении, средствами креативной деятельности, в частности на примере изобразительной деятельности, как наиболее продуктивной. Проект направлен так же  на развитие познавательных интересов; знакомство с русскими традициями, с культурой коренных народов Севера, воспитание нравственных качеств личности, патриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационный образовательный проект  

формирования ситуации успеха в детско-родительском сообществе средствами креативной деятельности

« Дорожка успеха»

                                  Проект подготовлен:  педагогом – психологом                                                                                                                                                  Афанасьевой Ириной Артуровной

Пояснительная записка.

В пгт.  Березово, как и в целом по России, существует проблема снижения показателей здоровья будущего поколения. Более того увеличивается число детей с отклонениями в развитии и отклонениями в поведении, которым необходимы специальные социально-психолого-педагогические, а иначе говоря коррекционно-образовательные услуги. Если для детей школьного возраста в районе есть специальная (коррекционная) школа, которая может решить хоть какую - то часть проблем в  их обучении и воспитании, то для дошкольников такую помощь можно оказать только на базе детского сада и только при наличии высококвалифицированных педагогов и действующего медико-психолого-педагогического  консилиума.  

За последние годы в нашем саду отмечается рост количества детей «группы риска», т.е. с  неврологическими заболеваниями, поведенческими отклонениями,  а также увеличивается процент детей, имеющих сложный диагноз. У воспитанников старшего дошкольного возраста наблюдаются следующие показатели развития:

Недоразвитие эмоционально-волевой сферы – 65%

Недостаточный уровень осведомленности об окружающей действительности- 60%

Недоразвитие нравственных норм поведения, умение оценить свое поведение и поведение сверстников – 70%

Недоразвитие мелкой моторики – 42%

Недоразвитее связной речи – 70%

Конечно, процент повысился и благодаря созданию (в 2008г.) в детском  саду «Солнышко» новой  группы из неорганизованных детей старшего дошкольного возраста, у которых процесс адаптации оказался очень сложным и длительным.

Результаты собеседования и анкетирования родителей сводятся к необходимости решения следующих задач, стоящих перед семьей и ДОУ: нравственное развитие дошкольного возраста, внимательное отношение к проблемам ребенка, его успехам и неудачам.

Сензитивным периодом в развитии ребенка и при коррекции недостатков его развития является раннее и дошкольное детство. Отсутствие своевременной психолого-педагогической помощи взрослого детям с проблемами в развитии и поведенческими отклонениями приводят к возникновению  вторичных нарушений в их развитии. Эти вторичные нарушения  с началом школьного обучения приобретают характер школьной дезадаптации, которая  может рассматриваться как  дезадаптация социальная.

Поэтому актуальность данного проекта определяется его пропедевтической направленностью и заключается в возможности использования периода дошкольного детства для гармоничного развития и коррекции имеющихся у ребенка отклонений через формирование социальной, эмоциональной, нравственной, художественно-эстетической культуры его личности.

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку гарантировано право на развитие , воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются  на всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении. Они призваны обеспечить правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, реализацию концепции воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.

Направленность проекта.

Образовательный проект «Дорожка  успеха» направлен на коррекцию недостатков формирования эмоционально-волевой сферы, часто возникающие у детей с ограниченными возможностями здоровья, у детей с отклонениями в поведении, средствами креативной деятельности, в частности на примере изобразительной деятельности, как наиболее продуктивной. Проект направлен так же  на развитие познавательных интересов; знакомство с русскими традициями, с культурой коренных народов Севера , воспитание нравственных качеств личности, патриотизма.

Если конкретнее , то проект включает два основных  направления работы:

Первостепенная  

Социально-психолого-педагогическая

  • Создание системы межличностных отношений (ребенок, педагог, родители, администратор) обеспечивающих ребенку чувство безопасности;
  • Целенаправленное формирование высших психических функций;
  • Развитие содержательной стороны деятельности и усиление ее социальной направленности;
  • Профилактика и коррекция нарушений социально-личностного развития;
  • Расширение средств и методов работы с родителями;
  • Создание доброжелательной атмосферы, внимательного отношения к результатам совместной деятельности;
  • Обеспечение пространства для личностного роста всех участников образовательного пространства и участников сотрудничества.

Второстепенная 

Креативная (на примере художественно-эстетической):

  • Развитие нестандартного мышления, умения ориентироваться в различных ситуациях, умения давать собственную оценку происходящему, находить положительное в любой сложившейся ситуации и проблеме;
  • Развитие эстетического восприятия и предпочтения операциально-техническим умениям;
  • Закрепление представлений о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности;
  • Преодоление недостатков развития связной речи, путем рассуждений и описаний различных ситуаций, как предметных, так и образных;
  • Преодоление недостатков общей и мелкой моторики.

Новизна проекта.

        Оригинальность проекта «Дорожка успеха» заключается в особенностях построения процессов обучения и воспитания ребенка педагогами с опорой на положительные тенденции в развитии личности, а также на более сохранные функции организма, которые предусматривают:

  • Своевременное определение отклонений или задержек в развитии ребенка, оказание необходимой помощи в коррекции умственных и поведенческих  отклонений, выравнивании задержки развития.
  • Создание благоприятной психолого-педагогической коррекционно-развивающей среды, включающей специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития, а так же для развития креативной деятельности.
  • Создание условий для активности самого ребенка (двигательной, эмоциональной, познавательной, речевой  и коммуникативной) – общения со сверстниками, с умными , способными, увлеченными своим делом, эстетически развитыми взрослыми; приобретения радости узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого им, созерцание произведений изобразительного искусства; создания с родителями совместного продукта креативной деятельности в процессе творческого общения, испытания гордости за результат сотворчества, участия в народных играх, театрализованных представлениях;
  • Формирование «Зоны ближайшего развития»;
  • Интегративное взаимодействие с родительской общественностью на основе психолого-педагогического диалога;
  • Стимулирование процесса к общения взрослого со своим и чужим ребенком, другими родителями, обсуждение сходства переживаемых ситуаций.

Наибольший эффект в воспитании и обучении достигается только при умелом , гибком использовании педагогами методов и приемов, основанных на знаниях психических особенностей детей дошкольного возраста (повышенная внушаемость, эмоциональная чувствительность, привязанность к педагогам), предполагающих ориентир не только на всю группу детей , но и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, его состояния, уровня подготовки, интересов, наклонностей.

Особенности построения воспитательно-образовательного процесса представлены в сравнительной таблице в рамках данного проекта.

Типовые образовательные программы

Проект «Дорожка успеха»

Категория детей

Здоровые дети

Дети с задержкой в развитии, с особенностями в поведении, с различного рода отклонениями, с несформированностью ВПФ

Продолжительность занятий

Соответствует возрастной норме

Может быть сокращена (по необходимости)

Объяснение способа деятельности (например способа рисования)

Полное объяснение.

Изобразительная грамота усложнена.

Познавательный материал расширен.

Пошаговое объяснение с опорой на наглядность.

Возврат к пройденному материалу.

Цель подбора игр и упражнений педагогом-психологом

Подбор с целью всестороннего развития личности ребенка

Подбор с целью коррекции ВПФ, социального и эмоционального, речевого развития,   психического состояния, детско-родительских отношений

форма

Частая смена видов деятельности, динамичная

Использование повторов, дополнительных рассуждений, нестандартных объяснений ситуации.

Цель и основные задачи проекта.

        Проект социально-педагогической направленности ставит своей целью: создание условий ситуации успеха через развитие художественно-эстетической, нравственной культуры детей старшего возраста в атмосфере общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимопроникновения в детско-родительские проблемы посредством креативной деятельности (в частности изобразительной деятельности).

        Формирование у детей художественной культуры является неотъемлемой частью становления у них общей духовной культуры. Эстетическая и художественная культура – важнейшее составляющее духовного облика человека, личности. От их наличия , степени развития в человеке зависит его интеллектуальность, нестандартность мышления, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность, отношение  к миру, людям, социальная успешность.

        Дети с особенностями в развитии, поведении нуждаются в специально организованной педагогической  и психологической помощи, в ходе  которой необходимо решить следующие задачи:

  1. Создать условия для развития  успешности на занятиях через формирование устойчивого положительного эмоционального отношения и интереса к изобразительной деятельности.
  2. Развить мотивацию личности к познанию и творчеству.
  3. Воспитать нравственную личность  через формирование правильного представления о стандартах поведения в обществе..
  4. Развить творческие способности, познавательную, изобразительную, эмоционально-волевую  сферы личности дошкольника.

Задачи работы  с родителями:

  1. Повысить родительскую компетентность в области индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка  в сфере предлагаемого проекта.
  2. Сформировать у родителей потребности в чистом общении с детьми через повышение педагогических знаний.
  3. Ознакомить с традициями своего народа, народов Севера.
  4. Ознакомить  с особенностями детского творчества, с методами и приемами изобразительной деятельности дошкольников.

Задачи детско – родительской деятельности:

  1. Использовать креативные методы деятельности, а именно нетрадиционные изобразительные техники.
  2. Сформировать практические навыки и умения в изобразительной деятельности, расширить  основу  художественной культуры у детей совместно с родителями.
  3. Развить коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и самоутверждению.
  4. Реконструировать  детско-родительские отношения.
  5. Объединить родителей и детей в одну творческую деятельность.
  6. Оказать непосредственную помощь родителям, детям с интеллектуальными и поведенческими отклонениями  реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора приемов и методов воздействия на все сферы личности.
  7. Создать условия для готовности всей семьи к изменению социальной ситуации.
  8. Способствовать развитию нравственных, речевых, коммуникативных компетентностей родителей и детей.

Проект направлен решать все вышеперечисленные задачи путем включения  в  образовательно-воспитательный процесс родителей. Это решает ряд социально значимых проблем взаимодействия родителя и ребенка. Создается атмосфера успешности  родителя и ребенка, а успешность поможет поверить в собственные силы, повысит самооценку, даст эмоциональный всплеск, который необходим всем участникам процесса.

Во взаимодействии педагога- психолога, педагога-логопеда и воспитателей с семьей ребенка можно выделить три ступени:

1 ступень:  Создание у родителей установки на совместное решение задач коррекции и развития личности ребенка.

        2 ступень: Разработка общей стратегии сотрудничества.

        3 ступень: Реализация единого согласованного индивидуального подхода (единых требований) к ребенку,  с целью максимальной коррекции отставания в развитии для перехода на следующую ступень развития.        

        Проект «Дорожка успеха» обеспечивает:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, родителей,
  • эмоциональное благополучие каждого ребенка и родителя,
  • интеллектуальное развитие каждого ребенка,
  • создание условий для развития креативности в ребенке и родителях,
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка.

        Предлагаемое содержание основных направлений психолого-педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится физическое и моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально – личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое развитие ребенка.

Особенности реализации проекта «Дорожка успеха».

        Главные отличительные особенности проекта заключаются в активном вовлечении семьи в коррекционно-развивающий процесс дошкольного учреждения в форме детско-родительской группы, а так же ведение этой группы тремя специалистами: психологом, логопедом, воспитателем.

        Проект составлен с учетом характера ведущей деятельности, структуры и выраженности нарушения, ведущих потребностей ребенка в различные периоды детства, а так же целей дошкольного воспитания.

Проект   основан на концепции системного подхода к анализу психического развития ребенка; методах игровой терапии; песочной терапии, арттерапии, музокотерапии, нарративной психотерапии; методах поведенческого тренинга; системе психологического сопровождения. Данный проект базируется на личностно – ориентированной модели общения взрослого с ребенком (по А.В. Петровскому). Такой подход обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости; формирует начало личности (базис личностной культуры); развивает его индивидуальность

Методологические принципы данного проекта:

  • принцип единства  коррекции и воспитания;
  • принцип  единства диагностики и коррекции; принцип взаимосвязи  коррекции  и компенсации;
  • принцип учета возрастных  психологических и индивидуальных особенностей  развития;
  • принцип комплексности  методов психолого – педагогического воздействия;
  • принцип личностно – ориентированного и деятельностного подхода
  • принцип оптимистического  подхода;
  • принцип активного  привлечения  ближайшего социального окружения

Построение проекта в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению общего развития детей имеет коррекционно-развивающую направленность.

        Проект является составительским с элементами авторства. В него вошли методики, программы, способствующие развитию творческих проявлений.

        Адресная группа: родители и дети старшего дошкольного возраста.

        Количество участников группы: 10-12 человек.

        Исполнители: воспитатель, психолог, логопед

        Срок реализации проекта: 2 года (старшая группа – 1 год, подготовительная группа – 1 год), результат – выпуск в начальную школу.

        1 год обучения и воспитания – «Создание комфортного детско-взрослого родительского мира». Возраст детей : 5-6 лет.

        2 год обучения и воспитания – «Я сам строю свой мир». Возраст детей: 6-7 лет.

        Переход от одного этапа к другому осуществляется с учетом результатов психолого-педагогического обследования детей.

        Режим занятий: 2 раз в месяц с сентября по май. Вторая половина дня с 17.30 часов. Общее количество  занятий - 20.        Продолжительность занятий: 1 час 15 минут – 45 минут родительская группа, 30 минут – детская группа.

Этапы реализации проекта:

Диагностический этап (сентябрь)

  1. Наблюдение за участниками педагогического процесса.
  2. Диагностирование детей (2 неделя месяца)
  3. Анкетирование родителей, изучение запроса (3 неделя месяца)

Практический этап (сентябрь - май)

  1. Проведение занятий в детско-родительской группе.
  2. Индивидуальная и групповая консультативная работа с родителями, педагогами.

Аналитический этап (май)

  1. Наблюдение за участниками педагогического проекта.
  2. Диагностирование детей (1 неделя месяца).
  3. Анкетирование родителей, изучение запроса (2 неделя месяца)
  4. Анализ и оценка деятельности (3 неделя месяца).

  Воплощение данного проекта на практике позволит  в работе с детьми:

  • сформировать у детей интерес к занятиям, стремление закрепить знания дома через включение в занятия заданий, близких по жизненному опыту, предоставление возможности высказать свою точку зрения ( даже нестандартную) и быть выслушанным, закрепление ситуации успешности через стимулирование - наклейки – поощрения.
  • Расширить знания в познавательной сфере.
  • Создать предпосылки к позитивной динамике в проблемных зонах у воспитанников, через подкрепление любых успешных действий, в процессе гармонизации межличностных отношений между ребенком и членами семьи.

   Воплощение данного проекта на практике позволит  в работе с родителями:

  • Сформировать у родителей представления о ценности детско – родительских занятий, уникальности их организации в ДОУ.
  • Адекватно применять родителями психолого-педагогические знания в практике собственной жизнедеятельности и взаимодействия с детьми.
  • Заинтересовать родителей в психолого-педагогических знаниях о специфике детского мироощущения.

Воплощение данного проекта на практике позволит  детско-родительскому сообществу:

  • Формировать умение креативно сочетать изобразительные материалы и различные техники изображения: по – сырому, кляксография, пальчиковая живоспись, гратаж и т.д.
  • Формировать показатели успешности в сотворчестве изобразительной деятельности.
  • Формировать умение понимать друг друга и эффективно взаимодействовать в ситсемах «ребенок-родитель», «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», «ребенок-педагог», «родитель -родитель», «родитель-педагог», «пеадгог-педагог».
  • Создавать предпосылки для повышения родительского авторитета в глазах детей, представить родителей в роли союзников с детьми и утвердить их в обществе «хороших родителей».
  • Создвать благоприятный микроклимат в ДОУ.
  • Ориентировать семью не только на успехи в развитии, но ина позитивное отношение к педагогам, к ДОУ, на использование ошибок, как новые возможности для воспитания и обучения.
  • Создавать условия для психологической подготовки детей к безболезненному и успешному вхождению в школьную жизнь.
  • Формировать интерес к семейным традициям и ценностям.

Результат проекта во многом зависит от активности вовлечения семьи в процессе обучения и развития ребенка 

Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, а так же специальным образовательным учреждениям, учреждениям дополнительного образования детей, взаимодействующих с родителями и детьми старшего дошкольного возраста. Можно адаптировать данный проект к условиям начальной школы для сплочения детско – родительских отношений в период адаптации первоклассников.

Содержание проекта.

        Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, подталкивает к созиданию, поисковой деятельности, раскрытия творческих способностей, заложенных в ребенке с рождения.

        Целенаправленное социально-педагогическое и художественно –эстетическое развитие ребенка – дошкольника помогает ему раскрыть себя наиболее полно. Создает условия для динамики творческого роста. Большой потенциал для развития творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.

1 год обучения

«Создание комфортного детско-взрослого родительского мира».

Основные задачи занятий:

  • Воспитывать у детей желание общаться со взрослыми и сверстниками, положительно относиться к разным видам деятельности через создание эмоционально-положительного восприятия предложенных тем, совместной деятельности с педагогом и родителями.
  • Формировать социальную направленность детской изобразительной деятельности, желание нарисовать себя, животных, природу.
  • Развивать эмоционально-волевые качества ребенка посредством игры и обыгрывание продукта совместной деятельности.
  • Знакомить детей и родителей  с разнообразием изобразительного материала, со способами и новыми техниками изображения, креативными подходами, развивать целенаправленное движение руки.
  • Воспитывать нравственно значимую культуру личности через фольклорные  традиции.
  • Расширять способность детей выражать свое настроение, быть внимательными к различным эмоциональным состояниям окружающих.
  • Укреплять образ «Я», расширять представления о собственных возможностях и умениях, и успехах других.
  • Развивать сенсорно-перцептивную способность.
  • Развивать восприятие, внимание, память, мышление (операция анализа, и синтеза, сравнения классификации и обобщение).
  • Вырабатывать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
  • Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка.
  • Развивать у родителей к чтению педагогической, психологической, научно-популярной, специальной, художественной литературы по семейному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.
  • Способствовать созданию атмосферы  общности интересов (детей, родителей, педагогов).

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

«Я- единственный на планете»

1

«Волшебные средства понимания»

2

«Ассоциации»

1

«Наши  имена»

2

«Моя семья»

2

«Я и другие»

1

«Волшебная Страна чувств»

3

«Волшебные краски»

3

«Давайте жить дружно»

1

«Смешные клоуны»

1

«Кажется мы расшалились»

2

«Обратите на меня внимание»

2

«До свидания!»

1

2 год обучения

«Я сам строю свой мир»

Основные задачи занятий:

  • Совершенствовать  у детей и родителей положительные, дружеские отношения в ходе коллективной работы, умение договариваться, слушать и слышать друг друга, умение положительно оценивать работу не только свою, но и других.
  • Совершенствовать тактильную чувствительность и зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, познавательную и эмоционально-волевую сферы личности дошкольника, творческие познавательные способности, коммуникативные навыки через креативную деятельность.
  • Продолжать развивать творческое воображение, фантазию, умение составлять рассказы.
  • Расширять эмоционально-познавательный интерес к окружающему миру.
  • Совершенствовать операционно-технические навыки, вариативность выбора средств и форм выражения замысла.
  • Формировать систему взглядов, оценок, ценностей и создавать условия для возникновения ценностных ориентиров личности.
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
  • Укреплять образ «Я», расширять представления о собственных возможностях и умениях, и успехах других.
  • Обогащать отношения родителей и детей опытом эмоционального насыщения общением.
  • Способствовать повышению успешности детей в изодеятельности.
  • Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Тематическое  планирование

Тема

Кол-во часов

«Мы снова встретились в стране Почемучек»

1

«Путешествие в страну  Рисовандию»

5

Творческая мастерская «Булочная»

2

Творческая мастерская «Чудесная книга»

2

Праздник – развлечение «В гостях у пчел»

1

Творческая мастерская «Разноцветный хоровод»

2

Сказки – занятия «Глина и живая природа»

4

Занятие – путешествие «В гостях  у Лесовичка»

4

Праздник – развлечение «Цветочная мозаика»

1

Методическое обеспечение проекта.

Личная концепция педагогов.

Для особенных детей, о которых мы говорим в данном проекте эмоциональная сторона организации коррекционно - развивающего процесса является важным условием. Педагоги своим поведением, эмоциональным настроем должны вызывать у воспитанников положительный настрой на занятия. Необходима доброжелательность взрослых, благодаря которой у детей появляется желание действовать вместе  и добиваться положительных результатов.

Следует помнить, что дети этого возраста эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно относится к стилю отношения к себе взрослого, эмоционально реагировать на замечания и критику своей деятельности, требуют постоянной поддержки и одобрения.

Обязательным при проведении занятий является  соблюдение условий принятия, безопасности, положительной поддержки личности детей.

Особенности внутренней позиции педагогов по отношению к ребенку:

  • Нужно хотеть услышать ребенка;
  • Нужно быть готовым позитивно подкреплять все идеи и ответы ребенка;
  • Нужно быть готовым максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям детей (креативная компетентность);
  • Нужно хотеть создать климат взаимного доверия;
  • Нужно быть готовым принять ребенка, не оценивать и не осуждать его;
  • Нельзя пытаться сделать все самому за ребенка, надо искренне верить в его возможности самому решить проблему;
  • Нельзя брать на себя ответственность за выбор ребенка, надо воспринимать его как самостоятельную личность.

Условия проведения занятий.

  1. Избегать прямых оценок личности и характера ребенка. Ни каких ярлыков. Положительные оценки тоже должны быть не прямыми , оценивающими, а описательными только действия ребенка.
  2. Проводя занятия педагоги должны избегать высказываний с целью воздействия на поведение ребенка; приказаний, угроз, распоряжений, нотаций, поучений. Следует ограничиться разъяснениями, что и как надо сделать.
  3. Взрослый должен побуждать детей к сотрудничеству в проблемных ситуациях. Надо быть помощников ребенку в поисках выхода из проблемной ситуации.
  4. Педагогу, работающему с детьми, желательно использовать коммуникативные техники: техника эмпатического (активного) слушания, технику использования «Я -  высказываний», технику разрешения конфликтных ситуаций.

Факторы, учитываемые педагогами на занятиях:

  • Фактор успешности. Педагог конкретно должен видеть цель: «Для чего проводится погрупповове занятие?». Ребенок должен почувствовать свой успех деятельности.
  • Фактор структурности. Учет возраста и возрастных особенностей ребенка.
  • Фактор структурности. Использование символов, значков, картинок, ритуалов музыкального сопровождения. Ребенок должен четко видеть и чувствовать начало и конец занятия.
  • Фактор комбинированости. Задействование всех каналов – слухового, зрительного , двигательного ит.д.
  • Фактор максимального развития.  Процесс игры важнее результата.
  • Фактор групповой помощи. Научить детей: просить помощь, принимать ее, пользоваться ею. Этому способствуют хоровые ответы, создание команд.
  • Фактор поощрения, оценки. Вербальная, тактильная – «Получи поддержку», прикосновение ладонью, «Объятие», «Островок успеха», «Цветок достижений», папка «Мои успехи» и т.д.
  • Фактор преемственности. Перенос навыка с подгруппового занятия в жизнь группы, дома.
  • Фактор работы в команде. Все взрослые должны стать партнерами, но не конкурентами. Выполнение детско-родительских отношений.

Условия реализации проекта.

  1. Наличие авторского методического руководства к проекту.
  2. Составление плана коллективных мероприятий: праздники, выезды на экскурсии, участие и организация детских выставок творчества, фотовыставки.
  3. «Стимульный» материал.
  4. Техническое оснащение: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон компьютер, ксерокс, фотоаппарат.
  5. Оборудование и канцелярские материалы.

Механизм оценки получаемых результатов.

Оценка эффективности деятельности.

        Очень важный, но не простой вопрос – оценка эффективности деятельности ведущих специалистов экспериментального проекта. Сложности вызваны рядом объективных причин. Во-первых, деятельность педагогов направлена на развитие ребенка. Темпы развития детей сугубо индивидуальны, и изменения могут проявиться не сразу. Необходимо, чтобы педагоги и родители осознали, что результаты работы психолога, воспитателя могут быть отсрочены и часто становятся заметными лишь через какое –то время.

        Вторая проблема связана с тем, что параметры развития и психологического здоровья часто внешне не проявляются, а сопутствующие им поведенческие  изменения не всегда социально желательны и могут не устраивать педагогов и родителей. Эту проблему можно решить с помощью прямых и косвенных методов.

Прямые  основываются на сравнительном анализе  результатов параметров диагностики и на выполнении итоговых работ детско-родительского сообщества.

Косвенные – это открытое и закрытое наблюдение, беседа, опрос, интервью, анкетирование, анализ педагогической деятельности, анализ продуктов творческой деятельности детей.

Цель инновационного образовательного проекта формирования ситуации успеха в детско-родительском сообществе средствами креативной деятельности « Дорожка успеха может быть достигнута используя следующие методы: 

  • анализ и обобщение теоретических и экспериментальных данных по рассматриваемой проблеме;
  • опрос воспитателей, анкетирование  родителей; диагностирование детей;
  • наблюдение  за детьми во время занятий и  вне их;
  • Диагностика детско – родительских отношений включает в себя следующие методики: методика Рене Жиля, проективный тест «Рисунок семьи», тест – опросник родительского отношения, разработанный А.Я. Варгой, сочинение родителями словесного портрета своего ребенка, методика "Раскрась чувства".8 «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка», «Признаки психического напряжения  и невротических реакций»9, направленные на изучение особенностей личности и  эмоционального  состояние ребёнка   (для детей старшей и подготовительной групп).

методика  "Шкала  Бруковера" (модификация),10 направленная на  изучение самооценки ребёнка (для детей старшей и подготовительной  групп)..

Ожидаемые  результаты:

  • гармонизация  микроклимата  внутри семейной  системы и макроклимата  ближайшего  социального окружения;
  • сформированность у детей мотивационной обусловленности путем включения каждого ребенка в процессе осознания своей позиции как человека, сознательно и самостоятельно планирующего  свою деятельность;
  • сформированность способности к саморегуляции своей деятельности и самоконтролю, самостоятельному анализу своей деятельности;
  • снижение уровня негативных эмоциональных проявлений детей,  уровня тревожности как фактора, влияющего на общую успешность;
  •  сформированность  ситуации успеха в детско-родительском сообществе средствами креативной деятельности «Дорожка успеха»;
  • успешный выпускник детского сада, социально-адаптированный, коммуникативно – подготовленный к дальнейшему развитию личности в условиях школьного обучения.

Литература:

  1. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. — М., 2004.
  2. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. — Новосибирск, 1997.
  3. Громова Т.В. Страна эмоций. — М., 2002.
  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — М.: Речь, 2003.
  5. Ильина М.В. Чувствуем — познаем — размышляем. — М.: Аркти, 2004.
  6. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. — Минск, 1997.
  7. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. — М.: Педагогическое общество России, 2005.
  8. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. — СПб., 2001.
  9. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. — М., 2003.
  10. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.
  11. Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. — Ярославль, 2000.
  12. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2000.
  13. Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения в играх, тренингах, тестах. — М., 2002.
  14. Панфилова М.А. Игротерапия общения. — М., 2000.
  15. Сальникова Н. Работа с детьми. Школа доверия. — М., 2003.
  16. Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М., 1995.
  17. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. — М., 2001.
  18. Хухлаева О.В. Маленькие игры в большое счастье. — М., 2001.
  19. Хухлаева О.В. Лесенка радости. — М.,1998.
  20. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. — М., 2001.
  21. Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Формирование положительных взаимоотношений детьей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Практическая значимость данного  проекта заключается в том, что разработанную систему занятий и игр можно использовать как методическое руководство педагогам ДОУ...

Инновационный долгосрочный проект «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

    Данный проект разработан  и представлен с целью оказать информационную и педагогическую помощь родителям детей дошкольного возраста и воспитателям дошкольных образовательных ...

Инновационный образовательный проект «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»

Показать, что  игровые материалы «ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ»,  наиболее эффективны в начальном воспитании детей и в то же время развивают их внутренние потребности....