Инновационный образовательный проект формирования ситуации успеха в детско-родительском сообществе средствами креативной деятельности « Дорожка успеха»
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Образовательный проект «Дорожка успеха» направлен на коррекцию недостатков формирования эмоционально-волевой сферы, часто возникающие у детей с ограниченными возможностями здоровья, у детей с отклонениями в поведении, средствами креативной деятельности, в частности на примере изобразительной деятельности, как наиболее продуктивной. Проект направлен так же на развитие познавательных интересов; знакомство с русскими традициями, с культурой коренных народов Севера, воспитание нравственных качеств личности, патриотизма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационный образовательный проект
формирования ситуации успеха в детско-родительском сообществе средствами креативной деятельности
« Дорожка успеха»
Проект подготовлен: педагогом – психологом Афанасьевой Ириной Артуровной
Пояснительная записка.
В пгт. Березово, как и в целом по России, существует проблема снижения показателей здоровья будущего поколения. Более того увеличивается число детей с отклонениями в развитии и отклонениями в поведении, которым необходимы специальные социально-психолого-педагогические, а иначе говоря коррекционно-образовательные услуги. Если для детей школьного возраста в районе есть специальная (коррекционная) школа, которая может решить хоть какую - то часть проблем в их обучении и воспитании, то для дошкольников такую помощь можно оказать только на базе детского сада и только при наличии высококвалифицированных педагогов и действующего медико-психолого-педагогического консилиума.
За последние годы в нашем саду отмечается рост количества детей «группы риска», т.е. с неврологическими заболеваниями, поведенческими отклонениями, а также увеличивается процент детей, имеющих сложный диагноз. У воспитанников старшего дошкольного возраста наблюдаются следующие показатели развития:
Недоразвитие эмоционально-волевой сферы – 65%
Недостаточный уровень осведомленности об окружающей действительности- 60%
Недоразвитие нравственных норм поведения, умение оценить свое поведение и поведение сверстников – 70%
Недоразвитие мелкой моторики – 42%
Недоразвитее связной речи – 70%
Конечно, процент повысился и благодаря созданию (в 2008г.) в детском саду «Солнышко» новой группы из неорганизованных детей старшего дошкольного возраста, у которых процесс адаптации оказался очень сложным и длительным.
Результаты собеседования и анкетирования родителей сводятся к необходимости решения следующих задач, стоящих перед семьей и ДОУ: нравственное развитие дошкольного возраста, внимательное отношение к проблемам ребенка, его успехам и неудачам.
Сензитивным периодом в развитии ребенка и при коррекции недостатков его развития является раннее и дошкольное детство. Отсутствие своевременной психолого-педагогической помощи взрослого детям с проблемами в развитии и поведенческими отклонениями приводят к возникновению вторичных нарушений в их развитии. Эти вторичные нарушения с началом школьного обучения приобретают характер школьной дезадаптации, которая может рассматриваться как дезадаптация социальная.
Поэтому актуальность данного проекта определяется его пропедевтической направленностью и заключается в возможности использования периода дошкольного детства для гармоничного развития и коррекции имеющихся у ребенка отклонений через формирование социальной, эмоциональной, нравственной, художественно-эстетической культуры его личности.
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку гарантировано право на развитие , воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении. Они призваны обеспечить правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, реализацию концепции воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.
Направленность проекта.
Образовательный проект «Дорожка успеха» направлен на коррекцию недостатков формирования эмоционально-волевой сферы, часто возникающие у детей с ограниченными возможностями здоровья, у детей с отклонениями в поведении, средствами креативной деятельности, в частности на примере изобразительной деятельности, как наиболее продуктивной. Проект направлен так же на развитие познавательных интересов; знакомство с русскими традициями, с культурой коренных народов Севера , воспитание нравственных качеств личности, патриотизма.
Если конкретнее , то проект включает два основных направления работы:
Первостепенная
Социально-психолого-педагогическая
- Создание системы межличностных отношений (ребенок, педагог, родители, администратор) обеспечивающих ребенку чувство безопасности;
- Целенаправленное формирование высших психических функций;
- Развитие содержательной стороны деятельности и усиление ее социальной направленности;
- Профилактика и коррекция нарушений социально-личностного развития;
- Расширение средств и методов работы с родителями;
- Создание доброжелательной атмосферы, внимательного отношения к результатам совместной деятельности;
- Обеспечение пространства для личностного роста всех участников образовательного пространства и участников сотрудничества.
Второстепенная
Креативная (на примере художественно-эстетической):
- Развитие нестандартного мышления, умения ориентироваться в различных ситуациях, умения давать собственную оценку происходящему, находить положительное в любой сложившейся ситуации и проблеме;
- Развитие эстетического восприятия и предпочтения операциально-техническим умениям;
- Закрепление представлений о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности;
- Преодоление недостатков развития связной речи, путем рассуждений и описаний различных ситуаций, как предметных, так и образных;
- Преодоление недостатков общей и мелкой моторики.
Новизна проекта.
Оригинальность проекта «Дорожка успеха» заключается в особенностях построения процессов обучения и воспитания ребенка педагогами с опорой на положительные тенденции в развитии личности, а также на более сохранные функции организма, которые предусматривают:
- Своевременное определение отклонений или задержек в развитии ребенка, оказание необходимой помощи в коррекции умственных и поведенческих отклонений, выравнивании задержки развития.
- Создание благоприятной психолого-педагогической коррекционно-развивающей среды, включающей специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития, а так же для развития креативной деятельности.
- Создание условий для активности самого ребенка (двигательной, эмоциональной, познавательной, речевой и коммуникативной) – общения со сверстниками, с умными , способными, увлеченными своим делом, эстетически развитыми взрослыми; приобретения радости узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого им, созерцание произведений изобразительного искусства; создания с родителями совместного продукта креативной деятельности в процессе творческого общения, испытания гордости за результат сотворчества, участия в народных играх, театрализованных представлениях;
- Формирование «Зоны ближайшего развития»;
- Интегративное взаимодействие с родительской общественностью на основе психолого-педагогического диалога;
- Стимулирование процесса к общения взрослого со своим и чужим ребенком, другими родителями, обсуждение сходства переживаемых ситуаций.
Наибольший эффект в воспитании и обучении достигается только при умелом , гибком использовании педагогами методов и приемов, основанных на знаниях психических особенностей детей дошкольного возраста (повышенная внушаемость, эмоциональная чувствительность, привязанность к педагогам), предполагающих ориентир не только на всю группу детей , но и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, его состояния, уровня подготовки, интересов, наклонностей.
Особенности построения воспитательно-образовательного процесса представлены в сравнительной таблице в рамках данного проекта.
Типовые образовательные программы | Проект «Дорожка успеха» |
Категория детей | |
Здоровые дети | Дети с задержкой в развитии, с особенностями в поведении, с различного рода отклонениями, с несформированностью ВПФ |
Продолжительность занятий | |
Соответствует возрастной норме | Может быть сокращена (по необходимости) |
Объяснение способа деятельности (например способа рисования) | |
Полное объяснение. Изобразительная грамота усложнена. Познавательный материал расширен. | Пошаговое объяснение с опорой на наглядность. Возврат к пройденному материалу. |
Цель подбора игр и упражнений педагогом-психологом | |
Подбор с целью всестороннего развития личности ребенка | Подбор с целью коррекции ВПФ, социального и эмоционального, речевого развития, психического состояния, детско-родительских отношений |
форма | |
Частая смена видов деятельности, динамичная | Использование повторов, дополнительных рассуждений, нестандартных объяснений ситуации. |
Цель и основные задачи проекта.
Проект социально-педагогической направленности ставит своей целью: создание условий ситуации успеха через развитие художественно-эстетической, нравственной культуры детей старшего возраста в атмосфере общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимопроникновения в детско-родительские проблемы посредством креативной деятельности (в частности изобразительной деятельности).
Формирование у детей художественной культуры является неотъемлемой частью становления у них общей духовной культуры. Эстетическая и художественная культура – важнейшее составляющее духовного облика человека, личности. От их наличия , степени развития в человеке зависит его интеллектуальность, нестандартность мышления, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность, отношение к миру, людям, социальная успешность.
Дети с особенностями в развитии, поведении нуждаются в специально организованной педагогической и психологической помощи, в ходе которой необходимо решить следующие задачи:
- Создать условия для развития успешности на занятиях через формирование устойчивого положительного эмоционального отношения и интереса к изобразительной деятельности.
- Развить мотивацию личности к познанию и творчеству.
- Воспитать нравственную личность через формирование правильного представления о стандартах поведения в обществе..
- Развить творческие способности, познавательную, изобразительную, эмоционально-волевую сферы личности дошкольника.
Задачи работы с родителями:
- Повысить родительскую компетентность в области индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка в сфере предлагаемого проекта.
- Сформировать у родителей потребности в чистом общении с детьми через повышение педагогических знаний.
- Ознакомить с традициями своего народа, народов Севера.
- Ознакомить с особенностями детского творчества, с методами и приемами изобразительной деятельности дошкольников.
Задачи детско – родительской деятельности:
- Использовать креативные методы деятельности, а именно нетрадиционные изобразительные техники.
- Сформировать практические навыки и умения в изобразительной деятельности, расширить основу художественной культуры у детей совместно с родителями.
- Развить коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и самоутверждению.
- Реконструировать детско-родительские отношения.
- Объединить родителей и детей в одну творческую деятельность.
- Оказать непосредственную помощь родителям, детям с интеллектуальными и поведенческими отклонениями реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора приемов и методов воздействия на все сферы личности.
- Создать условия для готовности всей семьи к изменению социальной ситуации.
- Способствовать развитию нравственных, речевых, коммуникативных компетентностей родителей и детей.
Проект направлен решать все вышеперечисленные задачи путем включения в образовательно-воспитательный процесс родителей. Это решает ряд социально значимых проблем взаимодействия родителя и ребенка. Создается атмосфера успешности родителя и ребенка, а успешность поможет поверить в собственные силы, повысит самооценку, даст эмоциональный всплеск, который необходим всем участникам процесса.
Во взаимодействии педагога- психолога, педагога-логопеда и воспитателей с семьей ребенка можно выделить три ступени:
1 ступень: Создание у родителей установки на совместное решение задач коррекции и развития личности ребенка.
2 ступень: Разработка общей стратегии сотрудничества.
3 ступень: Реализация единого согласованного индивидуального подхода (единых требований) к ребенку, с целью максимальной коррекции отставания в развитии для перехода на следующую ступень развития.
Проект «Дорожка успеха» обеспечивает:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, родителей,
- эмоциональное благополучие каждого ребенка и родителя,
- интеллектуальное развитие каждого ребенка,
- создание условий для развития креативности в ребенке и родителях,
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка.
Предлагаемое содержание основных направлений психолого-педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится физическое и моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально – личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое развитие ребенка.
Особенности реализации проекта «Дорожка успеха».
Главные отличительные особенности проекта заключаются в активном вовлечении семьи в коррекционно-развивающий процесс дошкольного учреждения в форме детско-родительской группы, а так же ведение этой группы тремя специалистами: психологом, логопедом, воспитателем.
Проект составлен с учетом характера ведущей деятельности, структуры и выраженности нарушения, ведущих потребностей ребенка в различные периоды детства, а так же целей дошкольного воспитания.
Проект основан на концепции системного подхода к анализу психического развития ребенка; методах игровой терапии; песочной терапии, арттерапии, музокотерапии, нарративной психотерапии; методах поведенческого тренинга; системе психологического сопровождения. Данный проект базируется на личностно – ориентированной модели общения взрослого с ребенком (по А.В. Петровскому). Такой подход обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости; формирует начало личности (базис личностной культуры); развивает его индивидуальность
Методологические принципы данного проекта:
- принцип единства коррекции и воспитания;
- принцип единства диагностики и коррекции; принцип взаимосвязи коррекции и компенсации;
- принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития;
- принцип комплексности методов психолого – педагогического воздействия;
- принцип личностно – ориентированного и деятельностного подхода
- принцип оптимистического подхода;
- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения
Построение проекта в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению общего развития детей имеет коррекционно-развивающую направленность.
Проект является составительским с элементами авторства. В него вошли методики, программы, способствующие развитию творческих проявлений.
Адресная группа: родители и дети старшего дошкольного возраста.
Количество участников группы: 10-12 человек.
Исполнители: воспитатель, психолог, логопед
Срок реализации проекта: 2 года (старшая группа – 1 год, подготовительная группа – 1 год), результат – выпуск в начальную школу.
1 год обучения и воспитания – «Создание комфортного детско-взрослого родительского мира». Возраст детей : 5-6 лет.
2 год обучения и воспитания – «Я сам строю свой мир». Возраст детей: 6-7 лет.
Переход от одного этапа к другому осуществляется с учетом результатов психолого-педагогического обследования детей.
Режим занятий: 2 раз в месяц с сентября по май. Вторая половина дня с 17.30 часов. Общее количество занятий - 20. Продолжительность занятий: 1 час 15 минут – 45 минут родительская группа, 30 минут – детская группа.
Этапы реализации проекта:
Диагностический этап (сентябрь)
- Наблюдение за участниками педагогического процесса.
- Диагностирование детей (2 неделя месяца)
- Анкетирование родителей, изучение запроса (3 неделя месяца)
Практический этап (сентябрь - май)
- Проведение занятий в детско-родительской группе.
- Индивидуальная и групповая консультативная работа с родителями, педагогами.
Аналитический этап (май)
- Наблюдение за участниками педагогического проекта.
- Диагностирование детей (1 неделя месяца).
- Анкетирование родителей, изучение запроса (2 неделя месяца)
- Анализ и оценка деятельности (3 неделя месяца).
Воплощение данного проекта на практике позволит в работе с детьми:
- сформировать у детей интерес к занятиям, стремление закрепить знания дома через включение в занятия заданий, близких по жизненному опыту, предоставление возможности высказать свою точку зрения ( даже нестандартную) и быть выслушанным, закрепление ситуации успешности через стимулирование - наклейки – поощрения.
- Расширить знания в познавательной сфере.
- Создать предпосылки к позитивной динамике в проблемных зонах у воспитанников, через подкрепление любых успешных действий, в процессе гармонизации межличностных отношений между ребенком и членами семьи.
Воплощение данного проекта на практике позволит в работе с родителями:
- Сформировать у родителей представления о ценности детско – родительских занятий, уникальности их организации в ДОУ.
- Адекватно применять родителями психолого-педагогические знания в практике собственной жизнедеятельности и взаимодействия с детьми.
- Заинтересовать родителей в психолого-педагогических знаниях о специфике детского мироощущения.
Воплощение данного проекта на практике позволит детско-родительскому сообществу:
- Формировать умение креативно сочетать изобразительные материалы и различные техники изображения: по – сырому, кляксография, пальчиковая живоспись, гратаж и т.д.
- Формировать показатели успешности в сотворчестве изобразительной деятельности.
- Формировать умение понимать друг друга и эффективно взаимодействовать в ситсемах «ребенок-родитель», «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», «ребенок-педагог», «родитель -родитель», «родитель-педагог», «пеадгог-педагог».
- Создавать предпосылки для повышения родительского авторитета в глазах детей, представить родителей в роли союзников с детьми и утвердить их в обществе «хороших родителей».
- Создвать благоприятный микроклимат в ДОУ.
- Ориентировать семью не только на успехи в развитии, но ина позитивное отношение к педагогам, к ДОУ, на использование ошибок, как новые возможности для воспитания и обучения.
- Создавать условия для психологической подготовки детей к безболезненному и успешному вхождению в школьную жизнь.
- Формировать интерес к семейным традициям и ценностям.
Результат проекта во многом зависит от активности вовлечения семьи в процессе обучения и развития ребенка
Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, а так же специальным образовательным учреждениям, учреждениям дополнительного образования детей, взаимодействующих с родителями и детьми старшего дошкольного возраста. Можно адаптировать данный проект к условиям начальной школы для сплочения детско – родительских отношений в период адаптации первоклассников.
Содержание проекта.
Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, подталкивает к созиданию, поисковой деятельности, раскрытия творческих способностей, заложенных в ребенке с рождения.
Целенаправленное социально-педагогическое и художественно –эстетическое развитие ребенка – дошкольника помогает ему раскрыть себя наиболее полно. Создает условия для динамики творческого роста. Большой потенциал для развития творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
1 год обучения
«Создание комфортного детско-взрослого родительского мира».
Основные задачи занятий:
- Воспитывать у детей желание общаться со взрослыми и сверстниками, положительно относиться к разным видам деятельности через создание эмоционально-положительного восприятия предложенных тем, совместной деятельности с педагогом и родителями.
- Формировать социальную направленность детской изобразительной деятельности, желание нарисовать себя, животных, природу.
- Развивать эмоционально-волевые качества ребенка посредством игры и обыгрывание продукта совместной деятельности.
- Знакомить детей и родителей с разнообразием изобразительного материала, со способами и новыми техниками изображения, креативными подходами, развивать целенаправленное движение руки.
- Воспитывать нравственно значимую культуру личности через фольклорные традиции.
- Расширять способность детей выражать свое настроение, быть внимательными к различным эмоциональным состояниям окружающих.
- Укреплять образ «Я», расширять представления о собственных возможностях и умениях, и успехах других.
- Развивать сенсорно-перцептивную способность.
- Развивать восприятие, внимание, память, мышление (операция анализа, и синтеза, сравнения классификации и обобщение).
- Вырабатывать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
- Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка.
- Развивать у родителей к чтению педагогической, психологической, научно-популярной, специальной, художественной литературы по семейному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.
- Способствовать созданию атмосферы общности интересов (детей, родителей, педагогов).
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
«Я- единственный на планете» | 1 | |
«Волшебные средства понимания» | 2 | |
«Ассоциации» | 1 | |
«Наши имена» | 2 | |
«Моя семья» | 2 | |
«Я и другие» | 1 | |
«Волшебная Страна чувств» | 3 | |
«Волшебные краски» | 3 | |
«Давайте жить дружно» | 1 | |
«Смешные клоуны» | 1 | |
«Кажется мы расшалились» | 2 | |
«Обратите на меня внимание» | 2 | |
«До свидания!» | 1 |
2 год обучения
«Я сам строю свой мир»
Основные задачи занятий:
- Совершенствовать у детей и родителей положительные, дружеские отношения в ходе коллективной работы, умение договариваться, слушать и слышать друг друга, умение положительно оценивать работу не только свою, но и других.
- Совершенствовать тактильную чувствительность и зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, познавательную и эмоционально-волевую сферы личности дошкольника, творческие познавательные способности, коммуникативные навыки через креативную деятельность.
- Продолжать развивать творческое воображение, фантазию, умение составлять рассказы.
- Расширять эмоционально-познавательный интерес к окружающему миру.
- Совершенствовать операционно-технические навыки, вариативность выбора средств и форм выражения замысла.
- Формировать систему взглядов, оценок, ценностей и создавать условия для возникновения ценностных ориентиров личности.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
- Укреплять образ «Я», расширять представления о собственных возможностях и умениях, и успехах других.
- Обогащать отношения родителей и детей опытом эмоционального насыщения общением.
- Способствовать повышению успешности детей в изодеятельности.
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
«Мы снова встретились в стране Почемучек» | 1 | |
«Путешествие в страну Рисовандию» | 5 | |
Творческая мастерская «Булочная» | 2 | |
Творческая мастерская «Чудесная книга» | 2 | |
Праздник – развлечение «В гостях у пчел» | 1 | |
Творческая мастерская «Разноцветный хоровод» | 2 | |
Сказки – занятия «Глина и живая природа» | 4 | |
Занятие – путешествие «В гостях у Лесовичка» | 4 | |
Праздник – развлечение «Цветочная мозаика» | 1 |
Методическое обеспечение проекта.
Личная концепция педагогов.
Для особенных детей, о которых мы говорим в данном проекте эмоциональная сторона организации коррекционно - развивающего процесса является важным условием. Педагоги своим поведением, эмоциональным настроем должны вызывать у воспитанников положительный настрой на занятия. Необходима доброжелательность взрослых, благодаря которой у детей появляется желание действовать вместе и добиваться положительных результатов.
Следует помнить, что дети этого возраста эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно относится к стилю отношения к себе взрослого, эмоционально реагировать на замечания и критику своей деятельности, требуют постоянной поддержки и одобрения.
Обязательным при проведении занятий является соблюдение условий принятия, безопасности, положительной поддержки личности детей.
Особенности внутренней позиции педагогов по отношению к ребенку:
- Нужно хотеть услышать ребенка;
- Нужно быть готовым позитивно подкреплять все идеи и ответы ребенка;
- Нужно быть готовым максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям детей (креативная компетентность);
- Нужно хотеть создать климат взаимного доверия;
- Нужно быть готовым принять ребенка, не оценивать и не осуждать его;
- Нельзя пытаться сделать все самому за ребенка, надо искренне верить в его возможности самому решить проблему;
- Нельзя брать на себя ответственность за выбор ребенка, надо воспринимать его как самостоятельную личность.
Условия проведения занятий.
- Избегать прямых оценок личности и характера ребенка. Ни каких ярлыков. Положительные оценки тоже должны быть не прямыми , оценивающими, а описательными только действия ребенка.
- Проводя занятия педагоги должны избегать высказываний с целью воздействия на поведение ребенка; приказаний, угроз, распоряжений, нотаций, поучений. Следует ограничиться разъяснениями, что и как надо сделать.
- Взрослый должен побуждать детей к сотрудничеству в проблемных ситуациях. Надо быть помощников ребенку в поисках выхода из проблемной ситуации.
- Педагогу, работающему с детьми, желательно использовать коммуникативные техники: техника эмпатического (активного) слушания, технику использования «Я - высказываний», технику разрешения конфликтных ситуаций.
Факторы, учитываемые педагогами на занятиях:
- Фактор успешности. Педагог конкретно должен видеть цель: «Для чего проводится погрупповове занятие?». Ребенок должен почувствовать свой успех деятельности.
- Фактор структурности. Учет возраста и возрастных особенностей ребенка.
- Фактор структурности. Использование символов, значков, картинок, ритуалов музыкального сопровождения. Ребенок должен четко видеть и чувствовать начало и конец занятия.
- Фактор комбинированости. Задействование всех каналов – слухового, зрительного , двигательного ит.д.
- Фактор максимального развития. Процесс игры важнее результата.
- Фактор групповой помощи. Научить детей: просить помощь, принимать ее, пользоваться ею. Этому способствуют хоровые ответы, создание команд.
- Фактор поощрения, оценки. Вербальная, тактильная – «Получи поддержку», прикосновение ладонью, «Объятие», «Островок успеха», «Цветок достижений», папка «Мои успехи» и т.д.
- Фактор преемственности. Перенос навыка с подгруппового занятия в жизнь группы, дома.
- Фактор работы в команде. Все взрослые должны стать партнерами, но не конкурентами. Выполнение детско-родительских отношений.
Условия реализации проекта.
- Наличие авторского методического руководства к проекту.
- Составление плана коллективных мероприятий: праздники, выезды на экскурсии, участие и организация детских выставок творчества, фотовыставки.
- «Стимульный» материал.
- Техническое оснащение: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон компьютер, ксерокс, фотоаппарат.
- Оборудование и канцелярские материалы.
Механизм оценки получаемых результатов.
Оценка эффективности деятельности.
Очень важный, но не простой вопрос – оценка эффективности деятельности ведущих специалистов экспериментального проекта. Сложности вызваны рядом объективных причин. Во-первых, деятельность педагогов направлена на развитие ребенка. Темпы развития детей сугубо индивидуальны, и изменения могут проявиться не сразу. Необходимо, чтобы педагоги и родители осознали, что результаты работы психолога, воспитателя могут быть отсрочены и часто становятся заметными лишь через какое –то время.
Вторая проблема связана с тем, что параметры развития и психологического здоровья часто внешне не проявляются, а сопутствующие им поведенческие изменения не всегда социально желательны и могут не устраивать педагогов и родителей. Эту проблему можно решить с помощью прямых и косвенных методов.
Прямые основываются на сравнительном анализе результатов параметров диагностики и на выполнении итоговых работ детско-родительского сообщества.
Косвенные – это открытое и закрытое наблюдение, беседа, опрос, интервью, анкетирование, анализ педагогической деятельности, анализ продуктов творческой деятельности детей.
Цель инновационного образовательного проекта формирования ситуации успеха в детско-родительском сообществе средствами креативной деятельности « Дорожка успеха может быть достигнута используя следующие методы:
- анализ и обобщение теоретических и экспериментальных данных по рассматриваемой проблеме;
- опрос воспитателей, анкетирование родителей; диагностирование детей;
- наблюдение за детьми во время занятий и вне их;
- Диагностика детско – родительских отношений включает в себя следующие методики: методика Рене Жиля, проективный тест «Рисунок семьи», тест – опросник родительского отношения, разработанный А.Я. Варгой, сочинение родителями словесного портрета своего ребенка, методика "Раскрась чувства".8 «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка», «Признаки психического напряжения и невротических реакций»9, направленные на изучение особенностей личности и эмоционального состояние ребёнка (для детей старшей и подготовительной групп).
методика "Шкала Бруковера" (модификация),10 направленная на изучение самооценки ребёнка (для детей старшей и подготовительной групп)..
Ожидаемые результаты:
- гармонизация микроклимата внутри семейной системы и макроклимата ближайшего социального окружения;
- сформированность у детей мотивационной обусловленности путем включения каждого ребенка в процессе осознания своей позиции как человека, сознательно и самостоятельно планирующего свою деятельность;
- сформированность способности к саморегуляции своей деятельности и самоконтролю, самостоятельному анализу своей деятельности;
- снижение уровня негативных эмоциональных проявлений детей, уровня тревожности как фактора, влияющего на общую успешность;
- сформированность ситуации успеха в детско-родительском сообществе средствами креативной деятельности «Дорожка успеха»;
- успешный выпускник детского сада, социально-адаптированный, коммуникативно – подготовленный к дальнейшему развитию личности в условиях школьного обучения.
Литература:
- Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. — М., 2004.
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. — Новосибирск, 1997.
- Громова Т.В. Страна эмоций. — М., 2002.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — М.: Речь, 2003.
- Ильина М.В. Чувствуем — познаем — размышляем. — М.: Аркти, 2004.
- Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. — Минск, 1997.
- Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. — М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. — СПб., 2001.
- Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. — М., 2003.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.
- Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. — Ярославль, 2000.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2000.
- Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения в играх, тренингах, тестах. — М., 2002.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. — М., 2000.
- Сальникова Н. Работа с детьми. Школа доверия. — М., 2003.
- Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М., 1995.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать. — М., 2001.
- Хухлаева О.В. Маленькие игры в большое счастье. — М., 2001.
- Хухлаева О.В. Лесенка радости. — М.,1998.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. — М., 2001.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект "Формирование положительных взаимоотношений детьей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Практическая значимость данного проекта заключается в том, что разработанную систему занятий и игр можно использовать как методическое руководство педагогам ДОУ...
проект по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ "Формирование творческих способностей для детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"
Этот проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста, срок реализации шесть месяцев....
Инновационный долгосрочный проект «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Данный проект разработан и представлен с целью оказать информационную и педагогическую помощь родителям детей дошкольного возраста и воспитателям дошкольных образовательных ...
консультация для воспитателей "Создание педагогом ситуации успеха – важное условие организации образовательной и игровой деятельности для гармоничного развития личности дошкольника."
Условия реализации ситуации успеха в игровой и образовательной деятельности....
Инновационный образовательный проект «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»
Показать, что игровые материалы «ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ», наиболее эффективны в начальном воспитании детей и в то же время развивают их внутренние потребности....
Приказ or 01.09.2022.№ 346 Об апробации инновационного образовательного проекта "Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста" в МАДОУ ДС № 41 "Росинка"
quot;Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...