Инновационный образовательный проект формирования ситуации успеха в детско-родительском сообществе средствами креативной деятельности « Дорожка успеха»
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Образовательный проект «Дорожка успеха» направлен на коррекцию недостатков формирования эмоционально-волевой сферы, часто возникающие у детей с ограниченными возможностями здоровья, у детей с отклонениями в поведении, средствами креативной деятельности, в частности на примере изобразительной деятельности, как наиболее продуктивной. Проект направлен так же на развитие познавательных интересов; знакомство с русскими традициями, с культурой коренных народов Севера, воспитание нравственных качеств личности, патриотизма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Инновационный образовательный проект
формирования ситуации успеха в детско-родительском сообществе средствами креативной деятельности
« Дорожка успеха»
Проект подготовлен: педагогом – психологом Афанасьевой Ириной Артуровной
Пояснительная записка.
В пгт. Березово, как и в целом по России, существует проблема снижения показателей здоровья будущего поколения. Более того увеличивается число детей с отклонениями в развитии и отклонениями в поведении, которым необходимы специальные социально-психолого-педагогические, а иначе говоря коррекционно-образовательные услуги. Если для детей школьного возраста в районе есть специальная (коррекционная) школа, которая может решить хоть какую - то часть проблем в их обучении и воспитании, то для дошкольников такую помощь можно оказать только на базе детского сада и только при наличии высококвалифицированных педагогов и действующего медико-психолого-педагогического консилиума.
За последние годы в нашем саду отмечается рост количества детей «группы риска», т.е. с неврологическими заболеваниями, поведенческими отклонениями, а также увеличивается процент детей, имеющих сложный диагноз. У воспитанников старшего дошкольного возраста наблюдаются следующие показатели развития:
Недоразвитие эмоционально-волевой сферы – 65%
Недостаточный уровень осведомленности об окружающей действительности- 60%
Недоразвитие нравственных норм поведения, умение оценить свое поведение и поведение сверстников – 70%
Недоразвитие мелкой моторики – 42%
Недоразвитее связной речи – 70%
Конечно, процент повысился и благодаря созданию (в 2008г.) в детском саду «Солнышко» новой группы из неорганизованных детей старшего дошкольного возраста, у которых процесс адаптации оказался очень сложным и длительным.
Результаты собеседования и анкетирования родителей сводятся к необходимости решения следующих задач, стоящих перед семьей и ДОУ: нравственное развитие дошкольного возраста, внимательное отношение к проблемам ребенка, его успехам и неудачам.
Сензитивным периодом в развитии ребенка и при коррекции недостатков его развития является раннее и дошкольное детство. Отсутствие своевременной психолого-педагогической помощи взрослого детям с проблемами в развитии и поведенческими отклонениями приводят к возникновению вторичных нарушений в их развитии. Эти вторичные нарушения с началом школьного обучения приобретают характер школьной дезадаптации, которая может рассматриваться как дезадаптация социальная.
Поэтому актуальность данного проекта определяется его пропедевтической направленностью и заключается в возможности использования периода дошкольного детства для гармоничного развития и коррекции имеющихся у ребенка отклонений через формирование социальной, эмоциональной, нравственной, художественно-эстетической культуры его личности.
В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» каждому ребенку гарантировано право на развитие , воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в поведении. Они призваны обеспечить правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, реализацию концепции воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.
Направленность проекта.
Образовательный проект «Дорожка успеха» направлен на коррекцию недостатков формирования эмоционально-волевой сферы, часто возникающие у детей с ограниченными возможностями здоровья, у детей с отклонениями в поведении, средствами креативной деятельности, в частности на примере изобразительной деятельности, как наиболее продуктивной. Проект направлен так же на развитие познавательных интересов; знакомство с русскими традициями, с культурой коренных народов Севера , воспитание нравственных качеств личности, патриотизма.
Если конкретнее , то проект включает два основных направления работы:
Первостепенная
Социально-психолого-педагогическая
- Создание системы межличностных отношений (ребенок, педагог, родители, администратор) обеспечивающих ребенку чувство безопасности;
- Целенаправленное формирование высших психических функций;
- Развитие содержательной стороны деятельности и усиление ее социальной направленности;
- Профилактика и коррекция нарушений социально-личностного развития;
- Расширение средств и методов работы с родителями;
- Создание доброжелательной атмосферы, внимательного отношения к результатам совместной деятельности;
- Обеспечение пространства для личностного роста всех участников образовательного пространства и участников сотрудничества.
Второстепенная
Креативная (на примере художественно-эстетической):
- Развитие нестандартного мышления, умения ориентироваться в различных ситуациях, умения давать собственную оценку происходящему, находить положительное в любой сложившейся ситуации и проблеме;
- Развитие эстетического восприятия и предпочтения операциально-техническим умениям;
- Закрепление представлений о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности;
- Преодоление недостатков развития связной речи, путем рассуждений и описаний различных ситуаций, как предметных, так и образных;
- Преодоление недостатков общей и мелкой моторики.
Новизна проекта.
Оригинальность проекта «Дорожка успеха» заключается в особенностях построения процессов обучения и воспитания ребенка педагогами с опорой на положительные тенденции в развитии личности, а также на более сохранные функции организма, которые предусматривают:
- Своевременное определение отклонений или задержек в развитии ребенка, оказание необходимой помощи в коррекции умственных и поведенческих отклонений, выравнивании задержки развития.
- Создание благоприятной психолого-педагогической коррекционно-развивающей среды, включающей специально организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного и коммуникативного развития, а так же для развития креативной деятельности.
- Создание условий для активности самого ребенка (двигательной, эмоциональной, познавательной, речевой и коммуникативной) – общения со сверстниками, с умными , способными, увлеченными своим делом, эстетически развитыми взрослыми; приобретения радости узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого им, созерцание произведений изобразительного искусства; создания с родителями совместного продукта креативной деятельности в процессе творческого общения, испытания гордости за результат сотворчества, участия в народных играх, театрализованных представлениях;
- Формирование «Зоны ближайшего развития»;
- Интегративное взаимодействие с родительской общественностью на основе психолого-педагогического диалога;
- Стимулирование процесса к общения взрослого со своим и чужим ребенком, другими родителями, обсуждение сходства переживаемых ситуаций.
Наибольший эффект в воспитании и обучении достигается только при умелом , гибком использовании педагогами методов и приемов, основанных на знаниях психических особенностей детей дошкольного возраста (повышенная внушаемость, эмоциональная чувствительность, привязанность к педагогам), предполагающих ориентир не только на всю группу детей , но и учет индивидуальных особенностей каждого ребенка, его состояния, уровня подготовки, интересов, наклонностей.
Особенности построения воспитательно-образовательного процесса представлены в сравнительной таблице в рамках данного проекта.
Типовые образовательные программы | Проект «Дорожка успеха» |
Категория детей | |
Здоровые дети | Дети с задержкой в развитии, с особенностями в поведении, с различного рода отклонениями, с несформированностью ВПФ |
Продолжительность занятий | |
Соответствует возрастной норме | Может быть сокращена (по необходимости) |
Объяснение способа деятельности (например способа рисования) | |
Полное объяснение. Изобразительная грамота усложнена. Познавательный материал расширен. | Пошаговое объяснение с опорой на наглядность. Возврат к пройденному материалу. |
Цель подбора игр и упражнений педагогом-психологом | |
Подбор с целью всестороннего развития личности ребенка | Подбор с целью коррекции ВПФ, социального и эмоционального, речевого развития, психического состояния, детско-родительских отношений |
форма | |
Частая смена видов деятельности, динамичная | Использование повторов, дополнительных рассуждений, нестандартных объяснений ситуации. |
Цель и основные задачи проекта.
Проект социально-педагогической направленности ставит своей целью: создание условий ситуации успеха через развитие художественно-эстетической, нравственной культуры детей старшего возраста в атмосфере общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимопроникновения в детско-родительские проблемы посредством креативной деятельности (в частности изобразительной деятельности).
Формирование у детей художественной культуры является неотъемлемой частью становления у них общей духовной культуры. Эстетическая и художественная культура – важнейшее составляющее духовного облика человека, личности. От их наличия , степени развития в человеке зависит его интеллектуальность, нестандартность мышления, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность, отношение к миру, людям, социальная успешность.
Дети с особенностями в развитии, поведении нуждаются в специально организованной педагогической и психологической помощи, в ходе которой необходимо решить следующие задачи:
- Создать условия для развития успешности на занятиях через формирование устойчивого положительного эмоционального отношения и интереса к изобразительной деятельности.
- Развить мотивацию личности к познанию и творчеству.
- Воспитать нравственную личность через формирование правильного представления о стандартах поведения в обществе..
- Развить творческие способности, познавательную, изобразительную, эмоционально-волевую сферы личности дошкольника.
Задачи работы с родителями:
- Повысить родительскую компетентность в области индивидуальных и возрастных особенностей развития ребенка в сфере предлагаемого проекта.
- Сформировать у родителей потребности в чистом общении с детьми через повышение педагогических знаний.
- Ознакомить с традициями своего народа, народов Севера.
- Ознакомить с особенностями детского творчества, с методами и приемами изобразительной деятельности дошкольников.
Задачи детско – родительской деятельности:
- Использовать креативные методы деятельности, а именно нетрадиционные изобразительные техники.
- Сформировать практические навыки и умения в изобразительной деятельности, расширить основу художественной культуры у детей совместно с родителями.
- Развить коммуникативные формы поведения, способствующие самоактуализации и самоутверждению.
- Реконструировать детско-родительские отношения.
- Объединить родителей и детей в одну творческую деятельность.
- Оказать непосредственную помощь родителям, детям с интеллектуальными и поведенческими отклонениями реализовать свои задатки путем подбора наиболее адекватной тактики коррекционной работы, выбора приемов и методов воздействия на все сферы личности.
- Создать условия для готовности всей семьи к изменению социальной ситуации.
- Способствовать развитию нравственных, речевых, коммуникативных компетентностей родителей и детей.
Проект направлен решать все вышеперечисленные задачи путем включения в образовательно-воспитательный процесс родителей. Это решает ряд социально значимых проблем взаимодействия родителя и ребенка. Создается атмосфера успешности родителя и ребенка, а успешность поможет поверить в собственные силы, повысит самооценку, даст эмоциональный всплеск, который необходим всем участникам процесса.
Во взаимодействии педагога- психолога, педагога-логопеда и воспитателей с семьей ребенка можно выделить три ступени:
1 ступень: Создание у родителей установки на совместное решение задач коррекции и развития личности ребенка.
2 ступень: Разработка общей стратегии сотрудничества.
3 ступень: Реализация единого согласованного индивидуального подхода (единых требований) к ребенку, с целью максимальной коррекции отставания в развитии для перехода на следующую ступень развития.
Проект «Дорожка успеха» обеспечивает:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, родителей,
- эмоциональное благополучие каждого ребенка и родителя,
- интеллектуальное развитие каждого ребенка,
- создание условий для развития креативности в ребенке и родителях,
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка.
Предлагаемое содержание основных направлений психолого-педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится физическое и моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально – личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое развитие ребенка.
Особенности реализации проекта «Дорожка успеха».
Главные отличительные особенности проекта заключаются в активном вовлечении семьи в коррекционно-развивающий процесс дошкольного учреждения в форме детско-родительской группы, а так же ведение этой группы тремя специалистами: психологом, логопедом, воспитателем.
Проект составлен с учетом характера ведущей деятельности, структуры и выраженности нарушения, ведущих потребностей ребенка в различные периоды детства, а так же целей дошкольного воспитания.
Проект основан на концепции системного подхода к анализу психического развития ребенка; методах игровой терапии; песочной терапии, арттерапии, музокотерапии, нарративной психотерапии; методах поведенческого тренинга; системе психологического сопровождения. Данный проект базируется на личностно – ориентированной модели общения взрослого с ребенком (по А.В. Петровскому). Такой подход обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости; формирует начало личности (базис личностной культуры); развивает его индивидуальность
Методологические принципы данного проекта:
- принцип единства коррекции и воспитания;
- принцип единства диагностики и коррекции; принцип взаимосвязи коррекции и компенсации;
- принцип учета возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития;
- принцип комплексности методов психолого – педагогического воздействия;
- принцип личностно – ориентированного и деятельностного подхода
- принцип оптимистического подхода;
- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения
Построение проекта в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению общего развития детей имеет коррекционно-развивающую направленность.
Проект является составительским с элементами авторства. В него вошли методики, программы, способствующие развитию творческих проявлений.
Адресная группа: родители и дети старшего дошкольного возраста.
Количество участников группы: 10-12 человек.
Исполнители: воспитатель, психолог, логопед
Срок реализации проекта: 2 года (старшая группа – 1 год, подготовительная группа – 1 год), результат – выпуск в начальную школу.
1 год обучения и воспитания – «Создание комфортного детско-взрослого родительского мира». Возраст детей : 5-6 лет.
2 год обучения и воспитания – «Я сам строю свой мир». Возраст детей: 6-7 лет.
Переход от одного этапа к другому осуществляется с учетом результатов психолого-педагогического обследования детей.
Режим занятий: 2 раз в месяц с сентября по май. Вторая половина дня с 17.30 часов. Общее количество занятий - 20. Продолжительность занятий: 1 час 15 минут – 45 минут родительская группа, 30 минут – детская группа.
Этапы реализации проекта:
Диагностический этап (сентябрь)
- Наблюдение за участниками педагогического процесса.
- Диагностирование детей (2 неделя месяца)
- Анкетирование родителей, изучение запроса (3 неделя месяца)
Практический этап (сентябрь - май)
- Проведение занятий в детско-родительской группе.
- Индивидуальная и групповая консультативная работа с родителями, педагогами.
Аналитический этап (май)
- Наблюдение за участниками педагогического проекта.
- Диагностирование детей (1 неделя месяца).
- Анкетирование родителей, изучение запроса (2 неделя месяца)
- Анализ и оценка деятельности (3 неделя месяца).
Воплощение данного проекта на практике позволит в работе с детьми:
- сформировать у детей интерес к занятиям, стремление закрепить знания дома через включение в занятия заданий, близких по жизненному опыту, предоставление возможности высказать свою точку зрения ( даже нестандартную) и быть выслушанным, закрепление ситуации успешности через стимулирование - наклейки – поощрения.
- Расширить знания в познавательной сфере.
- Создать предпосылки к позитивной динамике в проблемных зонах у воспитанников, через подкрепление любых успешных действий, в процессе гармонизации межличностных отношений между ребенком и членами семьи.
Воплощение данного проекта на практике позволит в работе с родителями:
- Сформировать у родителей представления о ценности детско – родительских занятий, уникальности их организации в ДОУ.
- Адекватно применять родителями психолого-педагогические знания в практике собственной жизнедеятельности и взаимодействия с детьми.
- Заинтересовать родителей в психолого-педагогических знаниях о специфике детского мироощущения.
Воплощение данного проекта на практике позволит детско-родительскому сообществу:
- Формировать умение креативно сочетать изобразительные материалы и различные техники изображения: по – сырому, кляксография, пальчиковая живоспись, гратаж и т.д.
- Формировать показатели успешности в сотворчестве изобразительной деятельности.
- Формировать умение понимать друг друга и эффективно взаимодействовать в ситсемах «ребенок-родитель», «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый», «ребенок-педагог», «родитель -родитель», «родитель-педагог», «пеадгог-педагог».
- Создавать предпосылки для повышения родительского авторитета в глазах детей, представить родителей в роли союзников с детьми и утвердить их в обществе «хороших родителей».
- Создвать благоприятный микроклимат в ДОУ.
- Ориентировать семью не только на успехи в развитии, но ина позитивное отношение к педагогам, к ДОУ, на использование ошибок, как новые возможности для воспитания и обучения.
- Создавать условия для психологической подготовки детей к безболезненному и успешному вхождению в школьную жизнь.
- Формировать интерес к семейным традициям и ценностям.
Результат проекта во многом зависит от активности вовлечения семьи в процессе обучения и развития ребенка
Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, а так же специальным образовательным учреждениям, учреждениям дополнительного образования детей, взаимодействующих с родителями и детьми старшего дошкольного возраста. Можно адаптировать данный проект к условиям начальной школы для сплочения детско – родительских отношений в период адаптации первоклассников.
Содержание проекта.
Мир ребенка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребенка, полностью владеет им, подталкивает к созиданию, поисковой деятельности, раскрытия творческих способностей, заложенных в ребенке с рождения.
Целенаправленное социально-педагогическое и художественно –эстетическое развитие ребенка – дошкольника помогает ему раскрыть себя наиболее полно. Создает условия для динамики творческого роста. Большой потенциал для развития творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников.
1 год обучения
«Создание комфортного детско-взрослого родительского мира».
Основные задачи занятий:
- Воспитывать у детей желание общаться со взрослыми и сверстниками, положительно относиться к разным видам деятельности через создание эмоционально-положительного восприятия предложенных тем, совместной деятельности с педагогом и родителями.
- Формировать социальную направленность детской изобразительной деятельности, желание нарисовать себя, животных, природу.
- Развивать эмоционально-волевые качества ребенка посредством игры и обыгрывание продукта совместной деятельности.
- Знакомить детей и родителей с разнообразием изобразительного материала, со способами и новыми техниками изображения, креативными подходами, развивать целенаправленное движение руки.
- Воспитывать нравственно значимую культуру личности через фольклорные традиции.
- Расширять способность детей выражать свое настроение, быть внимательными к различным эмоциональным состояниям окружающих.
- Укреплять образ «Я», расширять представления о собственных возможностях и умениях, и успехах других.
- Развивать сенсорно-перцептивную способность.
- Развивать восприятие, внимание, память, мышление (операция анализа, и синтеза, сравнения классификации и обобщение).
- Вырабатывать единый стиль воспитания и общения с ребенком в ДОУ и семье.
- Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка.
- Развивать у родителей к чтению педагогической, психологической, научно-популярной, специальной, художественной литературы по семейному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста.
- Способствовать созданию атмосферы общности интересов (детей, родителей, педагогов).
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
«Я- единственный на планете» | 1 | |
«Волшебные средства понимания» | 2 | |
«Ассоциации» | 1 | |
«Наши имена» | 2 | |
«Моя семья» | 2 | |
«Я и другие» | 1 | |
«Волшебная Страна чувств» | 3 | |
«Волшебные краски» | 3 | |
«Давайте жить дружно» | 1 | |
«Смешные клоуны» | 1 | |
«Кажется мы расшалились» | 2 | |
«Обратите на меня внимание» | 2 | |
«До свидания!» | 1 |
2 год обучения
«Я сам строю свой мир»
Основные задачи занятий:
- Совершенствовать у детей и родителей положительные, дружеские отношения в ходе коллективной работы, умение договариваться, слушать и слышать друг друга, умение положительно оценивать работу не только свою, но и других.
- Совершенствовать тактильную чувствительность и зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, познавательную и эмоционально-волевую сферы личности дошкольника, творческие познавательные способности, коммуникативные навыки через креативную деятельность.
- Продолжать развивать творческое воображение, фантазию, умение составлять рассказы.
- Расширять эмоционально-познавательный интерес к окружающему миру.
- Совершенствовать операционно-технические навыки, вариативность выбора средств и форм выражения замысла.
- Формировать систему взглядов, оценок, ценностей и создавать условия для возникновения ценностных ориентиров личности.
- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
- Укреплять образ «Я», расширять представления о собственных возможностях и умениях, и успехах других.
- Обогащать отношения родителей и детей опытом эмоционального насыщения общением.
- Способствовать повышению успешности детей в изодеятельности.
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
«Мы снова встретились в стране Почемучек» | 1 | |
«Путешествие в страну Рисовандию» | 5 | |
Творческая мастерская «Булочная» | 2 | |
Творческая мастерская «Чудесная книга» | 2 | |
Праздник – развлечение «В гостях у пчел» | 1 | |
Творческая мастерская «Разноцветный хоровод» | 2 | |
Сказки – занятия «Глина и живая природа» | 4 | |
Занятие – путешествие «В гостях у Лесовичка» | 4 | |
Праздник – развлечение «Цветочная мозаика» | 1 |
Методическое обеспечение проекта.
Личная концепция педагогов.
Для особенных детей, о которых мы говорим в данном проекте эмоциональная сторона организации коррекционно - развивающего процесса является важным условием. Педагоги своим поведением, эмоциональным настроем должны вызывать у воспитанников положительный настрой на занятия. Необходима доброжелательность взрослых, благодаря которой у детей появляется желание действовать вместе и добиваться положительных результатов.
Следует помнить, что дети этого возраста эмоционально реагируют на неуспехи и неудачи в своей деятельности, могут болезненно относится к стилю отношения к себе взрослого, эмоционально реагировать на замечания и критику своей деятельности, требуют постоянной поддержки и одобрения.
Обязательным при проведении занятий является соблюдение условий принятия, безопасности, положительной поддержки личности детей.
Особенности внутренней позиции педагогов по отношению к ребенку:
- Нужно хотеть услышать ребенка;
- Нужно быть готовым позитивно подкреплять все идеи и ответы ребенка;
- Нужно быть готовым максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям детей (креативная компетентность);
- Нужно хотеть создать климат взаимного доверия;
- Нужно быть готовым принять ребенка, не оценивать и не осуждать его;
- Нельзя пытаться сделать все самому за ребенка, надо искренне верить в его возможности самому решить проблему;
- Нельзя брать на себя ответственность за выбор ребенка, надо воспринимать его как самостоятельную личность.
Условия проведения занятий.
- Избегать прямых оценок личности и характера ребенка. Ни каких ярлыков. Положительные оценки тоже должны быть не прямыми , оценивающими, а описательными только действия ребенка.
- Проводя занятия педагоги должны избегать высказываний с целью воздействия на поведение ребенка; приказаний, угроз, распоряжений, нотаций, поучений. Следует ограничиться разъяснениями, что и как надо сделать.
- Взрослый должен побуждать детей к сотрудничеству в проблемных ситуациях. Надо быть помощников ребенку в поисках выхода из проблемной ситуации.
- Педагогу, работающему с детьми, желательно использовать коммуникативные техники: техника эмпатического (активного) слушания, технику использования «Я - высказываний», технику разрешения конфликтных ситуаций.
Факторы, учитываемые педагогами на занятиях:
- Фактор успешности. Педагог конкретно должен видеть цель: «Для чего проводится погрупповове занятие?». Ребенок должен почувствовать свой успех деятельности.
- Фактор структурности. Учет возраста и возрастных особенностей ребенка.
- Фактор структурности. Использование символов, значков, картинок, ритуалов музыкального сопровождения. Ребенок должен четко видеть и чувствовать начало и конец занятия.
- Фактор комбинированости. Задействование всех каналов – слухового, зрительного , двигательного ит.д.
- Фактор максимального развития. Процесс игры важнее результата.
- Фактор групповой помощи. Научить детей: просить помощь, принимать ее, пользоваться ею. Этому способствуют хоровые ответы, создание команд.
- Фактор поощрения, оценки. Вербальная, тактильная – «Получи поддержку», прикосновение ладонью, «Объятие», «Островок успеха», «Цветок достижений», папка «Мои успехи» и т.д.
- Фактор преемственности. Перенос навыка с подгруппового занятия в жизнь группы, дома.
- Фактор работы в команде. Все взрослые должны стать партнерами, но не конкурентами. Выполнение детско-родительских отношений.
Условия реализации проекта.
- Наличие авторского методического руководства к проекту.
- Составление плана коллективных мероприятий: праздники, выезды на экскурсии, участие и организация детских выставок творчества, фотовыставки.
- «Стимульный» материал.
- Техническое оснащение: телевизор, видеомагнитофон, магнитофон компьютер, ксерокс, фотоаппарат.
- Оборудование и канцелярские материалы.
Механизм оценки получаемых результатов.
Оценка эффективности деятельности.
Очень важный, но не простой вопрос – оценка эффективности деятельности ведущих специалистов экспериментального проекта. Сложности вызваны рядом объективных причин. Во-первых, деятельность педагогов направлена на развитие ребенка. Темпы развития детей сугубо индивидуальны, и изменения могут проявиться не сразу. Необходимо, чтобы педагоги и родители осознали, что результаты работы психолога, воспитателя могут быть отсрочены и часто становятся заметными лишь через какое –то время.
Вторая проблема связана с тем, что параметры развития и психологического здоровья часто внешне не проявляются, а сопутствующие им поведенческие изменения не всегда социально желательны и могут не устраивать педагогов и родителей. Эту проблему можно решить с помощью прямых и косвенных методов.
Прямые основываются на сравнительном анализе результатов параметров диагностики и на выполнении итоговых работ детско-родительского сообщества.
Косвенные – это открытое и закрытое наблюдение, беседа, опрос, интервью, анкетирование, анализ педагогической деятельности, анализ продуктов творческой деятельности детей.
Цель инновационного образовательного проекта формирования ситуации успеха в детско-родительском сообществе средствами креативной деятельности « Дорожка успеха может быть достигнута используя следующие методы:
- анализ и обобщение теоретических и экспериментальных данных по рассматриваемой проблеме;
- опрос воспитателей, анкетирование родителей; диагностирование детей;
- наблюдение за детьми во время занятий и вне их;
- Диагностика детско – родительских отношений включает в себя следующие методики: методика Рене Жиля, проективный тест «Рисунок семьи», тест – опросник родительского отношения, разработанный А.Я. Варгой, сочинение родителями словесного портрета своего ребенка, методика "Раскрась чувства".8 «Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка», «Признаки психического напряжения и невротических реакций»9, направленные на изучение особенностей личности и эмоционального состояние ребёнка (для детей старшей и подготовительной групп).
методика "Шкала Бруковера" (модификация),10 направленная на изучение самооценки ребёнка (для детей старшей и подготовительной групп)..
Ожидаемые результаты:
- гармонизация микроклимата внутри семейной системы и макроклимата ближайшего социального окружения;
- сформированность у детей мотивационной обусловленности путем включения каждого ребенка в процессе осознания своей позиции как человека, сознательно и самостоятельно планирующего свою деятельность;
- сформированность способности к саморегуляции своей деятельности и самоконтролю, самостоятельному анализу своей деятельности;
- снижение уровня негативных эмоциональных проявлений детей, уровня тревожности как фактора, влияющего на общую успешность;
- сформированность ситуации успеха в детско-родительском сообществе средствами креативной деятельности «Дорожка успеха»;
- успешный выпускник детского сада, социально-адаптированный, коммуникативно – подготовленный к дальнейшему развитию личности в условиях школьного обучения.
Литература:
- Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. — М., 2004.
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. — Новосибирск, 1997.
- Громова Т.В. Страна эмоций. — М., 2002.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — М.: Речь, 2003.
- Ильина М.В. Чувствуем — познаем — размышляем. — М.: Аркти, 2004.
- Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. — Минск, 1997.
- Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. — М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. — СПб., 2001.
- Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. — М., 2003.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.
- Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. — Ярославль, 2000.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб., 2000.
- Мазепина Т.Б. Развитие навыков общения в играх, тренингах, тестах. — М., 2002.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения. — М., 2000.
- Сальникова Н. Работа с детьми. Школа доверия. — М., 2003.
- Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М., 1995.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать. — М., 2001.
- Хухлаева О.В. Маленькие игры в большое счастье. — М., 2001.
- Хухлаева О.В. Лесенка радости. — М.,1998.
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. — М., 2001.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект "Формирование положительных взаимоотношений детьей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Практическая значимость данного проекта заключается в том, что разработанную систему занятий и игр можно использовать как методическое руководство педагогам ДОУ...

Инновационный долгосрочный проект «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Данный проект разработан и представлен с целью оказать информационную и педагогическую помощь родителям детей дошкольного возраста и воспитателям дошкольных образовательных ...
консультация для воспитателей "Создание педагогом ситуации успеха – важное условие организации образовательной и игровой деятельности для гармоничного развития личности дошкольника."
Условия реализации ситуации успеха в игровой и образовательной деятельности....
Инновационный образовательный проект «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной деятельности с дошкольниками»
Показать, что игровые материалы «ДАРЫ ФРЕБЕЛЯ», наиболее эффективны в начальном воспитании детей и в то же время развивают их внутренние потребности....

Приказ or 01.09.2022.№ 346 Об апробации инновационного образовательного проекта "Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста" в МАДОУ ДС № 41 "Росинка"
quot;Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...

Доклад «Формирование ситуации успеха у детей дошкольного возраста через работу с родителями»
В докладе раскрывается тема развития ребенка, мотивированного на успех, благодаря совместной работе педагогов и родителей....