Педагогическая Технология «Ситуация успеха»: Как с педагогической точки зрения определяется успех? Как помочь ребенку добиться успеха в жизни. Приемы создания ситуации успеха.
статья

Педагогическая Технология «Ситуация успеха»: Как с педагогической точки зрения определяется успех? Как помочь ребенку добиться успеха в жизни. Приемы создания ситуации успеха.

С психологической точки зрения успех – переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности (как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом). Важно подчеркнуть, что в педагогическом смысле это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики педагога, семьи.

Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на занятии и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.                                    

Переживание ребенком ситуации успеха:

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы;
  • позволяет ребенку почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
  • стимулирует к высокой результативности труда;
  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
  • развивает инициативность, креативность, активность;
  • поддерживает в группе благоприятный психологический климат

Действия педагога, обеспечивающие ситуацию успеха:

  • Не заостряйте внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора при общении.
  • Проявляйте интерес и великодушие к своим учащимся.
  • Никогда не называйте учащегося по фамилии и употребляйте ее только в случае, если есть необходимость проявить строгость и показать недовольство совершенным проступком
  • Не сравнивайте ребенка с другими, отмечайте «персональную исключительность»
  • Поддерживайте неуверенного ребёнка во время выполнения заданий на занятии. Эта поддержка нужна постоянно. Для этого можно использовать фразы: «Хорошо», «Молодец», «Старайся и дальше!» и т.д.
  • Оценивайте действия учащегося с акцентом на детали.
  • Не высказывайте недовольство учащемуся при всей группе, не применяйте угрозы.
  • Помните, что вы, как педагог, формируете личность учащихся и частично несете ответственность за их дальнейшую судьбу.

Создание ситуации успеха на занятии включает:

1.Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в группе на протяжении всего занятия. (Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание к друг другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.)

2. Второе условие — снятие страха — авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех - значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребенка, повышает активность и его свободу.

3. Ключевой момент — высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем?

4. Реальная помощь в продвижении к успеху — скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения.

5. Краткое экспрессивное воздействие — педагогическое внушение, собранное в яркий фокус (За дело! Приступаем!)

6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты)

7. Оценивание — оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы.

Существуют некоторые элементы успеха:

1. охрана физического и психологического здоровья ребенка, его психологическая защита, создание комфорта и удовлетворение потребности в эмоциональном общении;

2. направленность педагогического процесса на интеллектуальное, личностное развитие в зависимости от возрастных особенностей и индивидуальных склонностей и способностей;

3. развитие базиса личностной культуры, основанной на общечеловеческих духовных ценностях, уважении прав и свобод других людей.

Создание ситуаций успеха можно осуществлять через использование различных педагогических эффектов на занятии, развивающих интерес к учебе: эффект новизны, эффект разнообразия, эффект занимательности, эффект использования ярких художественных средств, эффект игры, эффект поиска и других методов и приемов для создания названных эффектов много и у каждого педагога они свои. Использование различных «изюминок», которые хороши тем, что они будят фантазию учащихся, создают у них ощущение успеха, помогают оживить занятие. Они используются как при изучении новой темы и при подведении итогов. Но особенно при подготовке к фестивалям, ярмаркам, выставкам.

Ситуация успеха не может возникнуть на пустом месте. Ее надо долго и терпеливо готовить, показывая ребёнку связь между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удалось. Ребёнку следует постоянно внушать, что он может достичь недостигнутого, используя установку на завтрашнюю радость. Он должен быть убежден, что малейшим успехам он обязан, прежде всего, самому себе. Настоящий педагог, сам переживающий радость познания, всегда стремится создать любому, даже не очень способному ребёнку «ситуацию успеха», позволяющую и ему ощутить эту радость.

Ситуация успеха создается педагогом в учебной деятельности. Но, как и любая деятельность, учение можно представить в виде достаточно простой последовательной цепи:

  1. установка на деятельность (эмоциональная подготовка ребенка на решение учебной задачи);
  2. обеспечение деятельности, операций (создание условий для успешного решения);
  3. сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).

Таким образом, можно определить ситуацию успеха как комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ребенка в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности дошкольника.

Приемы и методы создания ситуаций успеха:

Эмоциональные поглаживанияПедагог на занятии делает похвалу: «вы молодцы», «умницы», «ребята, я горжусь вами». Но только ли это похвала? Или констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил педагогу: «Да, я молодец, да, я умница. Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Внушаем ребенку веру в себя. Подбадривающие слова + мягкие интонации + мелодичность речи + корректность обращений + открытая поза и доброжелательная мимика = благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.                     

Прием «Даю шанс». Речь идет о заранее подготовленной отдельным педагогом ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности. Подобную ситуацию педагог может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит; сумеет как-то материлизовать.

Прием «следуй за нами». Для младшего учащегося педагог находит интеллектуального спонсора. Наиболее эффективный путь — привлечь к интеллектуальному спонсорству старшего учащегося. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств «старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В то же время младшему лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание.                                  

Прием «Заражение». «Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного учащегося станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Тогда ребенок, послуживший источником этого заражения, будет чувствовать как бы умноженную радость не столько за себя, сколько за окружающих.

Прием «Эврика». Секрет приема прост: заключается «в стремлении педагога разбудить мысль учащихся, дать возможность каждому сделать свое маленькое открытие, а окружающих, превратить в соучастников, включить в процесс творчества» (Амонашвили Ш. А.). Итак, нужно создать условия, при которых ребенок, выполняя какое-то задание, неожиданно для себя придет к выводу, раскрывающему ранее неизвестное. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это глубоко личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Вывод:

1. В педагогике категории «успех» и «ситуация успеха» рассматриваются как:

  • успех – планируемые педагогом и обучающимся перспективные результаты или цели деятельности;
  • успех – стимул, рассматриваемый с позиций педагогики как средство достижения желаемых целей (успех окрыляет и побуждает к достижению более высоких результатов и целей);
  • ситуация успеха – совокупность условий, обеспечивающих достижение желаемых результатов и целей.

2. Ситуация успеха, реализуясь в эмоционально-комфортном состоянии радости, связанной с достижением желаемой цели, стимулирует желание ученика включиться в учебный процесс, принять в нем активное и инициативное участие; становится устойчивым мотивом учебно-познавательной деятельности; организует условия для такого участия и влияет на формирование осознанного отношения к результатам учебного труда.

3. Ситуация успеха в образовательном процессе обеспечивается сочетанием следующих факторов и условий:

  • личностью ученика, его способностями и возможностями, мотивацией деятельности, психоэмоциональным и нравственным самочувствием;
  • личностью учителя, его профессиональной компетентностью, умением сформировать у ученика мотивацию учебного труда, возбудить стремление к успеху, к достижению все более высоких результатов;
  • педагогически целесообразным отбором содержания образования;
  • рациональным выбором форм, способов и средств организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
  • использованием эффективных методов стимулирования учебно-познавательной активности учащихся;
  • созданием благоприятного нравственно-психологического климата в ученическом коллективе и утверждением доброжелательного стиля межличностных отношений в системе «учитель – ученик».

4. Ситуация успеха только тогда становится действенным средством активизации познавательной деятельности, когда она:

  • реализуется на всех этапах образовательного процесса;
  • реализуется в готовности ученика на каждом новом этапе решать все более усложняющиеся учебные задачи;
  • реализуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Использование ситуации успеха должно помочь детям осознать себя полноценной личностью. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pedagogicheskaya_tehnologiya_situatsiya_uspeha.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая Технология «Ситуация успеха»: Как с педагогической точки зрения определяется успех? Как помочь ребенку добиться успеха в жизни. Приемы создания ситуации успеха.

С психологической точки зрения успех – переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошел их.

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности (как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом). Важно подчеркнуть, что в педагогическом смысле это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики педагога, семьи.

Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому ребёнку ситуацию успеха на занятии и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.                                    

Переживание ребенком ситуации успеха:

  • повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы;
  • позволяет ребенку почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
  • стимулирует к высокой результативности труда;
  • корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
  • развивает инициативность, креативность, активность;
  • поддерживает в группе благоприятный психологический климат

Действия педагога, обеспечивающие ситуацию успеха:

Не заостряйте внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора при общении.

Проявляйте интерес и великодушие к своим учащимся.

Никогда не называйте учащегося по фамилии и употребляйте ее только в случае, если есть необходимость проявить строгость и показать недовольство совершенным проступком

Не сравнивайте ребенка с другими, отмечайте «персональную исключительность»

Поддерживайте неуверенного ребёнка во время выполнения заданий на занятии. Эта поддержка нужна постоянно. Для этого можно использовать фразы: «Хорошо», «Молодец», «Старайся и дальше!» и т.д.

Оценивайте действия учащегося с акцентом на детали.

Не высказывайте недовольство учащемуся при всей группе, не применяйте угрозы.

Помните, что вы, как педагог, формируете личность учащихся и частично несете ответственность за их дальнейшую судьбу.

Создание ситуации успеха на занятии включает:

1.Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в группе на протяжении всего занятия. (Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание к друг другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.)

2. Второе условие — снятие страха — авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех - значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребенка, повышает активность и его свободу.

3. Ключевой момент — высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? Ради чего? Зачем?

4. Реальная помощь в продвижении к успеху — скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения.

5. Краткое экспрессивное воздействие — педагогическое внушение, собранное в яркий фокус (За дело! Приступаем!)

6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты)

7. Оценивание — оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы.

Существуют некоторые элементы успеха:

1. охрана физического и психологического здоровья ребенка, его психологическая защита, создание комфорта и удовлетворение потребности в эмоциональном общении;

2. направленность педагогического процесса на интеллектуальное, личностное развитие в зависимости от возрастных особенностей и индивидуальных склонностей и способностей;

3. развитие базиса личностной культуры, основанной на общечеловеческих духовных ценностях, уважении прав и свобод других людей.

Создание ситуаций успеха можно осуществлять через использование различных педагогических эффектов на занятии, развивающих интерес к учебе: эффект новизны, эффект разнообразия, эффект занимательности, эффект использования ярких художественных средств, эффект игры, эффект поиска и других методов и приемов для создания названных эффектов много и у каждого педагога они свои. Использование различных «изюминок», которые хороши тем, что они будят фантазию учащихся, создают у них ощущение успеха, помогают оживить занятие. Они используются как при изучении новой темы и при подведении итогов. Но особенно при подготовке к фестивалям, ярмаркам, выставкам.

Ситуация успеха не может возникнуть на пустом месте. Ее надо долго и терпеливо готовить, показывая ребёнку связь между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удалось. Ребёнку следует постоянно внушать, что он может достичь недостигнутого, используя установку на завтрашнюю радость. Он должен быть убежден, что малейшим успехам он обязан, прежде всего, самому себе. Настоящий педагог, сам переживающий радость познания, всегда стремится создать любому, даже не очень способному ребёнку «ситуацию успеха», позволяющую и ему ощутить эту радость.


Ситуация успеха создается педагогом в учебной деятельности. Но, как и любая деятельность, учение можно представить в виде достаточно простой последовательной цепи:

  1. установка на деятельность (эмоциональная подготовка ребенка на решение учебной задачи);
  2. обеспечение деятельности, операций (создание условий для успешного решения);
  3. сравнение полученных результатов с предполагаемыми (осознанное отношение к результату своего учебного труда).

Таким образом, можно определить ситуацию успеха как комплекс оптимальных приемов, который способствует включению каждого ребенка в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы личности дошкольника.

Приемы и методы создания ситуаций успеха

Эмоциональные поглаживанияПедагог на занятии делает похвалу: «вы молодцы», «умницы», «ребята, я горжусь вами». Но только ли это похвала? Или констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил педагогу: «Да, я молодец, да, я умница. Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и молодец!» Внушаем ребенку веру в себя. Подбадривающие слова + мягкие интонации + мелодичность речи + корректность обращений + открытая поза и доброжелательная мимика = благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей.    

                                                           

Прием «Даю шанс». Речь идет о заранее подготовленной отдельным педагогом ситуации, при которой ребенок получает возможность неожиданно, может быть, впервые, раскрыть для самого себя собственные возможности, способности. Подобную ситуацию педагог может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит; сумеет как-то материлизовать.

Прием «следуй за нами». Для младшего учащегося педагог находит интеллектуального спонсора. Наиболее эффективный путь — привлечь к интеллектуальному спонсорству старшего учащегося. Это дает много преимуществ. Здесь и реализация чувств «старшего», и осознание собственного интеллектуального «Я». В то же время младшему лестно принимать помощь старшего, чувствовать его внимание.                                  

Прием «Заражение». «Заразить» детский коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного учащегося станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Тогда ребенок, послуживший источником этого заражения, будет чувствовать как бы умноженную радость не столько за себя, сколько за окружающих.

Прием «Эврика». Секрет приема прост: заключается «в стремлении педагога разбудить мысль учащихся, дать возможность каждому сделать свое маленькое открытие, а окружающих, превратить в соучастников, включить в процесс творчества» (Амонашвили Ш. А.). Итак, нужно создать условия, при которых ребенок, выполняя какое-то задание, неожиданно для себя придет к выводу, раскрывающему ранее неизвестное. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это глубоко личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Вывод:

1. В педагогике категории «успех» и «ситуация успеха» рассматриваются как:

  • успех – планируемые педагогом и обучающимся перспективные результаты или цели деятельности;
  • успех – стимул, рассматриваемый с позиций педагогики как средство достижения желаемых целей (успех окрыляет и побуждает к достижению более высоких результатов и целей);
  • ситуация успеха – совокупность условий, обеспечивающих достижение желаемых результатов и целей.

2. Ситуация успеха, реализуясь в эмоционально-комфортном состоянии радости, связанной с достижением желаемой цели, стимулирует желание ученика включиться в учебный процесс, принять в нем активное и инициативное участие; становится устойчивым мотивом учебно-познавательной деятельности; организует условия для такого участия и влияет на формирование осознанного отношения к результатам учебного труда.

3. Ситуация успеха в образовательном процессе обеспечивается сочетанием следующих факторов и условий:

  • личностью ученика, его способностями и возможностями, мотивацией деятельности, психоэмоциональным и нравственным самочувствием;
  • личностью учителя, его профессиональной компетентностью, умением сформировать у ученика мотивацию учебного труда, возбудить стремление к успеху, к достижению все более высоких результатов;
  • педагогически целесообразным отбором содержания образования;
  • рациональным выбором форм, способов и средств организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
  • использованием эффективных методов стимулирования учебно-познавательной активности учащихся;
  • созданием благоприятного нравственно-психологического климата в ученическом коллективе и утверждением доброжелательного стиля межличностных отношений в системе «учитель – ученик».

4. Ситуация успеха только тогда становится действенным средством активизации познавательной деятельности, когда она:

  • реализуется на всех этапах образовательного процесса;
  • реализуется в готовности ученика на каждом новом этапе решать все более усложняющиеся учебные задачи;
  • реализуется с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Использование ситуации успеха должно помочь детям осознать себя полноценной личностью. Переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Залог успешной интеграции ребенка – создание ситуации успеха для ребенка.

Выступление с докладом на малом педсовете (с участием специалистов - логопед, дефектолог). Заинтересует как педагогов, так и родителей детей....

Консультация-тренинг для воспитателей: Технология создания ситуации успеха ребёнка-дошкольника.

Построение ситуации успеха, как и само воспитание ребенка,  кропотливый труд и просто наша жизнь. От нас зависит многое, но отнюдь не всё. Отдать детям столько душевного тепла, умения и знаний, с...

Технология создания ситуации успеха, как стимул личностного развития ребенка

Успех - это достижение значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом." Успех окрыляет ребенка, способствует выработке у него инициативы, увенности в св...

Технология создания ситуации успеха у дошкольников в работе учителя-логопеда

Я расскрываю основы "Ситуации успеха" методики Белкина А.С., а так же применения ее в своей работе с дошкольниками в рамках коррекционно-образовательного процесса....

Деловая игра "Педагогические приемы создания ситуации успеха для ребенка с интеллектуальными нарушениями"

Предоставлены материалы для проведения деловой игры с педагическими работниками на тему "Педагогические приемы создания ситуации успеха для ребенка с интеллектуальными нарушениями"...