Роль сурдопедагога в организации коррекционно-образовательного процесса детей с нарушением слуха в условиях интегрированного образовательного учреждения
статья по теме
12-й год в нашем образовательном учреждении воспитываются и обучаются дети с нарушением слуха. Мы одни из первых в округе, начали работу по интегрированному обучению и воспитанию слабослышащих школьников и детей дошкольного возраста в условиях общеобразовательного комплекса – школа- сад. За эти годы накоплен большой опыт организации инклюзивного образования, апробированы различные модели интеграции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystup_mbou_progimnazii_na_seminare.docx | 43.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль сурдопедагога в организации коррекционно-образовательного процесса детей с нарушением слуха в условиях интегрированного образовательного учреждения
Парфёнова Н.Л.
учитель - дефектолог
г. Нефтеюганск 06.12.2011г.
Слайд № 1
12-й год в нашем образовательном учреждении воспитываются и обучаются дети с нарушением слуха. Мы одни из первых в округе, начали работу по интегрированному обучению и воспитанию слабослышащих школьников и детей дошкольного возраста в условиях общеобразовательного комплекса – школа- сад. За эти годы накоплен большой опыт организации инклюзивного образования, апробированы различные модели интеграции.
Слайд № 2
На данный момент, в связи с изменением статуса учреждения, 2-й год слабослышащие дети воспитываются только в дошкольном отделении Прогимназии.
В дошкольном отделении 5 интегрированных групп полного дня, с включением слабослышащих детей, по 1-2 человека в каждой группе, в соответствии с возрастом и уровнем развития, всего – 8 детей.
Слайд № 3
Дети имеют разную степень потери слуха: у 1 ребёнка – 2-3 степень, 5 детей имеют нарушения слуха 3- 4 степени, у 1- потеря слуха 4 степени, пограничная с глухотой. Из них 2 ребёнка слухопротезировано и 5 детей имплантированы. Кохлеарная имплантация новое направление помощи детям с нарушенным слухом. Ребёнку вживляется под кожу в ухо чип и с помощью процессора находящегося за ухом (в виде слухового аппарата), звуки и речь преобразуются в электрические импульсы, которые стимулирует слуховой нерв, он передаёт эти импульсы в слуховые центры мозга, и ребёнок воспринимает импульсы как речь, музыку, звуки.
В соответствии с возрастом и уровнем развития сформированы 2 подгруппы для групповых занятий
Слайд № 4
Образовательный процесс осуществляется в двух блоках: в общеразвивающем и коррекционном. Организация обучения в первом блоке осуществляется на основе программы «Сообщество», технология программы «Сообщество» выбрана неслучайно, она ориентирована на все категории детей, в том числе и детей с особыми потребностями. В этом блоке слабослышащие дети вместе со здоровыми детьми получают общеразвивающие знания и умения для ориентации в жизни общества, развития социальной активности, коммуникативных навыков при проведении утренних и итоговых сборов, на занятиях в центрах активности, на музыкальных и физкультурных занятиях, в кружках, занятиях в кабинетах Монтессори и Лего-конструирования, при проведении совместных дел со школьниками. Получение знаний и навыков, осуществляется воспитателями в группе и учителями - предметниками.
Во втором блоке работает сурдопедагог по программе для специальных ДОУ II вида – сурдопедагогом ведутся предметы: математика, развитие речи и осуществляется коррекционная работа по развитию слуховой функции, коррекции произношения и развитию речи на групповых и индивидуальных занятиях.
Цель обучения по этим программам едина – слабослышащий ребёнок социально адаптирован и успешен.
Слайд № 5
Сегодня я хочу поделиться вами, а какова роль сурдопедагога в организации коррекционно-образовательного процесса в условиях интегрированного образовательного учреждения.
Слайд № 6
Начну с того, что
Слабослышащие дети, поступающие в наше учреждение, имеют ряд особенностей в развитии, так как нарушение слуха серьёзно препятствуют успешности интеграции, изоляция ребенка от окружающего звукового опыта, нарушает естественный ход психического развития ребёнка и приводит к аномалиям в его развитии. При нарушениях слуха в первую очередь и в наибольшей мере страдает речь. Потеря слуха и нарушение развития речи приводит к общему недоразвитию психических процессов. Дети - инвалиды, приходя в группу, отличаются от своих здоровых сверстников, не только своей речью, у них нарушены коммуникативные навыки, они не умеют общаться с другими детьми, показывают свою агрессивность или наоборот боятся окружения, не самостоятельны, не умеют играть, в целом для них характерно несоблюдение норм принятого поведения. (Такой ребёнок становится изгоем, отверженным).
Эти особенности не позволяют слабослышащим детям эффективно развиваться, овладевать знаниями, приобретать жизненно-необходимые умения и навыки.
Поэтому выстроенный коррекционно- образовательный процесс слабослышащих детей носит характер всестороннего воздействия на ребёнка и ориентирован на преобразование всех сторон личности воспитанника за счёт сохранных анализаторов (Наша задача – научить его говорить, слышать окружающие звуки, сформировать социальные навыки, дать знания необходимые в жизни – социализировать ребёнка).
Социальная адаптация слабослышащего ребёнка будет успешной, если в комплексе будет обеспечено:
- развитие ребёнка на основе индивидуальной траектории;
- сопровождение сурдопедагога;
- взаимосвязанность всех специалистов (организация четкой системы «сурдопедагог-воспитатель-учитель-предметник- психолог);
- организована связь с семьёй;
- создана особая организация жизнедеятельности ребёнка;
- создана особая предметно-развивающая среда.
Слайд № 7
Когда сл/сл ребёнок только приходит в детский сад, в связи с его особенностями, часто возникает много проблем, как у самого ребёнка, так и его окружения:
Воспитатели, педагоги-предметники
- не знают как общаться с такими детьми;
- не могут принять особенности в поведении;
- затруднения в организации ОП слабослышащих совместно здоровыми детьми;
- не знают приёмов коррекционной работы.
Родители детей с НС
- боятся непринятия своего ребенка детьми, педагогами, родителями, отсутствия специальных условий;
- проблемы в воспитании и развитии НР
- «Позиция защиты» ребёнка от всех и от всего (мой ребёнок всегда прав).
Родители здоровых детей
- обеспокоены тем, что присутствие ребенка с НС в группе снизит качество образования их детей.
Здоровые дети
- затрудняются общаться и взаимодействовать, проявляют к детям с НС жалость, равнодушие, агрессию.
Задача сурдопедагога - оказать необходимую помощь в построении образовательного пространства и в создании необходимых условий для социальной адаптации, развития детей с нарушением слуха в условиях интегрированного образовательного учреждения.
Слайд № 8
Работа по сопровождению ребёнка с недостатками слуха идёт через организацию работы с ребёнком, воспитателем, родителем.
Ребёнок
Для удовлетворения потребностей ребёнка сурдопедагогом ведётся
- Коррекция нарушенных функций
- Организован ОП по инд траектории
- Создаётся развивающая среда
- Помощь ребёнку в случаях затруднения в общении с другими людьми.
Воспитатель
Сурдопедагог помогает воспитателю
- создать речевую среду в группе (что понимаем по реч. средой остановлюсь позже)
- выстроить индивидуальную траекторию развития ребёнка;
- должен научить, как организовать индивидуальную коррекционную работу со сл/сл ребёнком;
- как организовать ОП группе, так, чтобы это было и не в ущерб здоровым детям и не было игнорирования со сл/сл Р.
- очень важно для организации ОП сл/сл детей познакомить воспитателей с их психологическими особенностями;
- Учит надевать, снимать слуховые аппараты и правильно их использовать.
- Организовывать работу с родителями;
- Помогает решать проблемные ситуации в группе со сл/сл ребёнком и их родителями. Зная психологию и особенности слабослышащих детей, а так же их родителей, сурдопедагог часто выступает стабилизатором межличностных отношений: родителей и педагогов, воспитателей и сл/сл детей.
Родитель
При работе с родителями сурдопедагог проводит работу по
- Осознанию родителями роли семьи в воспитании и развитии ребёнка
- Знакомит с приёмами и методами воспитания и обучения
- Помогает организовать занятия с детьми дома
- Помогает разрешить проблемы в социальной адаптации и в развитии ребёнка
Сопровождение сл/сл Р имеет следующие направления: диагностическое, коррекционное, методическая помощь, координация работы в команде
Слайд № 9
При построении образовательного пространства обеспечивающего процесс социализации всех категорий детей (дошкольников, младших школьников, детей с ограниченными возможностями здоровья) в условиях общеобразовательного учреждения исходили из того, что, не смотря на разные возможности слабослышащих и здоровых детей, у них больше сходства, чем различий:
- Слабослышащему ребёнку нужно, то же, что и остальным детям (учёба, игры, праздники и т.д.).
- Дети лучше учатся друг у друга
А совместное обучение и воспитание способствует формированию у слабослышащих детей адекватного социального поведения, положительного отношения к своим сверстникам, более полного потенциала развития
Поэтому образовательное пространство выстроено, так, чтобы каждый ребенок, независимо от его состояния здоровья и возраста, не чувствовал бы себя ущемленным (комфортно), был принят таким, какой он есть, чтобы слабослышащий ребенок: не стремился к изоляции, не было иждивенческой позиции, не стремился примкнуть к группе на любых условиях и в любой роли, а здоровые дети, начиная с дошкольного возраста, не превращали бы слабослышащего ребенка в объект унижения и начинали понимать, что все люди разные, что отличие от других не мешает их общению.
И выстроено оно на взаимодействии всех категорий детей, находящихся в учреждении
Слайд № 6
Успех реализации поставленных целей задач в развитии слабослышащего дошкольника возможен только при чётком взаимодействии всех участников образовательного процесса, педагогов, специалистов, родителей. Он осуществляется под руководством учителя –дефектолога (сурдопедагога). Учитель-дефектолог помогает воспитателям педагогам-предметникам правильно организовать работу с интегрированной группой детей, знакомит их с приемами и методами обучения детей с нарушенным слухом, планирует речевой материал для отработки с детьми
В интегрированной группе возрастает роль воспитателя, т.к. наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с нарушенным слухом требует особого внимания к нему, готовности воспитателей, разделить ответственность за его воспитание и обучение, желание помочь ребёнку с ограниченными возможностями.
Развитие слабослышащего ребёнка невозможно без участия в этом процессе родителей, так как под их руководством ребёнок получает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Понимая это, работе с родителями придаётся особое значение, с момента поступления ребёнка в детский сад, весь процесс по реабилитации и интеграции строится на основе организации совместной работы с родителями. Можно назвать связь с родителями очень тесной, здесь и обучение родителей, консультирование по вопросам обучения и воспитания слабослышащего ребёнка, планирование совместных действий.
Слайд № 7
На этом слайде представлены некоторые образцы взаимодействия и способы действия с родителями. В последнее время большую популярность приобрёл сайт учреждения, где родители получают рекомендации сурдопедагога, материалы для развития ребёнка в домашних условиях.
Слайд № 8
В учреждении созданы все условия для успешного развития слабослышащего ребёнка и его социальной адаптации: в группах детского сада в соответствии с технологией программы «Сообщество» создана особая предметно - развивающей среда, это центры активности «Математики, «Литературы» «Науки и природы» «Практических навыков» «Песка и воды» и др.
В кабинетах Монтессори и Легоконструирования организована работа по развитию речемоторных навыков, развитию мышления и формированию умения конструировать и моделировать.
Коррекционная работа осуществляется в кабинетах психолога и сурдопедагога, они оборудованы необходимыми техническими средствами.
В учреждении выстроена система воспитательной работы, направленная на взаимодействие детей с нарушением слуха со школьниками.
Слайд № 9
В образовательного учреждении введён слухо – речевой режим.
Под слухо-речевым режимом мы понимаем – систему мероприятий и требований, направленных на мотивированное общение с ребенком со сниженным слухом, независимо от возможностей восприятия речи и уровня речевого развития.
Работники учреждения, сверстники, родители ознакомлены с правилами речевого режима:
- все обязаны выслушивать слабослышащего ребенка;
- мотивировать на общение (задавать вопросы, создавать ситуации и др.);
В ОУ создана и среда для общения слабослышащих и здоровых детей
Слайд № 10
Сурдопедагогом и воспитателями отслеживается развитие и социальная адаптация ребёнка с нарушением слуха, ведётся мониторинг на каждого ребёнка. На этом слайде представлены положительные результаты детей за прошлый год.
На момент поступления в детский сад в прошлом учебном году, только один ребёнок из 5 владел речью, в виде отдельных невнятно произнесённых слов, у остальных детей речи просто не было, у всех был низкий уровень сформированности социальных и коммуникативных навыков (кроме одной девочки, которая в детском саду 2-й год), на конец года видна положительная динамика у всех воспитанников по всем параметрам: в развитии слухового восприятия, в произношении в формировании социальных и коммуникативных.
Можно говорить о том, что на развитие коммуникативных навыков благотворно сказывается, нахождение ребёнка с нарушенным слухом в речевом пространстве слышащих детей, постоянное общение способствовало закреплению речевых умений, у всех слабослышащих детей сформированы навыки речевого поведения, они свободно вступают в устный контакт.
Слайд № 11
В интегрированных группах создан единый детский коллектив дети с нормальным и нарушенным слухом: вместе живут, играют, решают свои проблемы. Слышащие дети хорошо относятся к детям с нарушенным слухом, они умеют правильно говорить с ними - смотреть в лицо и не кричать, знают о назначении слуховых аппаратов. Это результат целенаправленного воспитания через жизнь рядом и вместе.
На этой таблице представлены проявление гуманных отношений здоровых детей к детям с нарушением слуха. Вы видите, что на конец года, нет проявлений негуманного отношения к слабослышащим детям.
Мы надеемся, что здоровые дети и в дальнейшем не будут делить мир на глухих и слышащих и сохранят естественное сейчас для них состояние - помочь тому, кому трудно.
Слайд № 12
Образовательное пространство слабослышащих детей выстроено на основе преемственности с СОШ №8 г. Нефтеюганска. Выпускники дошкольного отделения продолжают обучение в специальных классах начальной школы СОШ №8 и затем переходят на основную ступень. В наших учреждениях единые требования к организации и содержанию коррекционно-образовательного процесса, единая диагностика, мониторинг.
****В заключении хочу отметить, что организация инклюзивного обучения в нашем ОУ по данной педагогической технологии, оправдала себя, наши выпускники успешно обучались и обучаются в других ОУ, в СОШ №8, в специальной школе II вида г. Кургана, школе-интернате, в посёлке Излучинске, в Челябинском машиностроительном колледже.
Из школ города Кургана и п. Излучинска приходили благодарственные письма, где отмечалось качество знаний детей, их высокая активность, инициативность, самостоятельность. Выпускники не теряют связи с нашей школой, они частые гости в учреждении, ведь здесь им преподали азы жизни, научили говорить, слышать, здесь они приобрели друзей среди здоровых сверстников. А родители благодарят нас за адаптацию детей к жизни в обществе и до сих пор советуются с педагогами по вопросам дальнейшего обучения их детей.
Педагоги нашего ОУ представляли опыт организации инклюзивного образования слабослышащих детей на различных уровнях: города, региона, России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по интегрированному обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении компенсирующего вида
внедение в практику деятельности дошкольного образовательного учреждения всех видов интеграции, при которой все воспитанники группы, вне зависимости от уровня психофизического и речевого развити...
Выступление "Сотрудничество ДОУ и семьи в интегрированных группах с детьми с нарушением слуха"
В нашем ДОУ работа с семьей занимает одно из основных мест в системе комплексного сопровождения детей с отклонениями в развитии. Опыт нашей работы показывает, что семья, где растет и воспитывается реб...
План-конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы с нарушениями слуха с использованием различных видов деятельности для развития и стимуляции активной речи "Три медведя"
Цель: развитие и стимуляция речевой активности детей с нарушениями слуха с использованием различных видов деятельности.Задачи: 1. Развивать умение детей рассказывать совестно с педагогом сказку с опор...
План-конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми разновозрастной группы с нарушениями слуха с использованием различных видов деятельности для стимуляции и развития активной речи "Наш веселый теремок"
Цель: стимуляция развития речевой активности детей с нарушениями слуха с использованием различных видов деятельности.Задачи: 1.Упражнять в различении и назывании хорошо знакомых сказок, ее героев. Раз...
Конспект интегрированого занятия "Зима" с группе детей с нарушением слуха
Конспект интегрированого занятия по ознакомлению с окружающим, для детей с нарушением слуха ...
Методическая разработка по планированию «Интегрированных развивающих занятий по реконструкции коммуникации у детей с нарушением слуха раннего возраста».
В работе описан опыт разработки интегрированных занятий для детей раннего возраста после кохлеарной имплантации. Занятия направлены на развитие коммуникации, слухового восприятия, речи, музыкальных...
Конспект интегрированного занятия в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями слуха
интегрированное занятие "Поможем природе" по закрепление математических знаний и правил поведения в природе....