Выступление "Сотрудничество ДОУ и семьи в интегрированных группах с детьми с нарушением слуха"
статья

Усманова Лилия Дмитриевна

В нашем ДОУ работа с семьей занимает одно из основных мест в системе комплексного сопровождения детей с отклонениями в развитии. Опыт нашей работы показывает, что семья, где растет и воспитывается ребенок с ОВЗ, требует особой заботы и внимания.

В современных условиях вектор социально-педагогических контактов между участниками образовательных отношений, заявленных в ФГОС провозглашает не только осуществление психолого-педагогической поддержки родителей, но и их активное вовлечение в непосредственную образовательную деятельность ДОУ, что становится возможным только в условиях совместной партнерской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

        

Политические и экономические изменения, произошедшие в нашей стране в конце XX – начале XXI в., не могли не затронуть систему образования, в том числе и систему социального образования. Если до 90х годов проблема интеграции была практически запретной для обсуждения в общей и коррекционной педагогике, то в последние годы данная проблема является весьма актуальной, обсуждаемой и изучаемой. В настоящее время идея интеграции и инклюзии являются все более приоритетными. Важнейшими задачами образования являются гармонизация отношений между обучением и развитием, поддержка семьи и ближайшего социального окружения ребенка с проблемами в развитии.

        Проблемой обучения и воспитания детей с нарушениями слуха педагогический коллектив ДОУ № 29 города Нижнекамска занимается с 1989 года. Были открыты 2 специализированные группы, работающие по методике Э.И. Леонгард. Но к великому счастью родителей и детей с нарушениями слуха в последние годы стал доступным новый эффективный метод слухопротезирования – кохлеарная имплантация. Это заставило нас пересмотреть подход и организации обучения и воспитания таких детей. Ведь ребенку с кохлеарным имплантом необходима речевая среда. Изучив труды И.В. Королевой мы пришли к выводу о необходимости перепланирование наших групп.

        На сегодняшний день в нашем ДОУ успешно работают 4 интегрированных групп для детей с ОВЗ. Работа коллектива имеет своей целью определение наиболее действенной модели воспитания и развития детей с ОВЗ в условиях ДОУ, их социальную абилитацию и интеграцию в общество здоровых сверстников.

        В нашем ДОУ работа с семьей занимает одно из основных мест в системе комплексного сопровождения детей с отклонениями в развитии. Опыт нашей работы показывает, что семья, где растет и воспитывается ребенок с ОВЗ, требует особой заботы и внимания.

В современных условиях вектор социально-педагогических контактов между участниками образовательных отношений, заявленных в ФГОС провозглашает не только осуществление психолого-педагогической поддержки родителей, но и их активное вовлечение в непосредственную образовательную деятельность ДОУ, что становится возможным только в условиях совместной партнерской деятельности.

        Основными показателями сотрудничества и партнерства ДОУ и родителей являются:

  • Сплоченность – осознание общих ценностей, совпадение мнений по самым важным вопросам, готовность к совместным  действиям;
  • Ответственность – сознательное, добросовестное отношение к действиям;
  • Коллективизм – стремление решать все вопросы вместе, руководствуясь общими интересами, активизация родительской позиции соучастия в процессе образования;
  • Открытость – позитивное и терпеливое отношение к коллективу, готовность к обмену опытом;
  • Контактность – взаимное расположение, благоприятные личные взаимоотношения между педагогами и родителями, готовность к обмену опытом;
  • Организованность – наличие умений налаживать сотрудничество внутри и за пределами коллектива ДОУ, умение распределять обязанности, чтобы добиться наибольшей  эффективности в совместной работе;
  • Информированность – доступность для всех субъектов информации о состоянии для коллектива, открытое совместное обсуждение проблемных вопросов, понимание возможности существования различных точек зрения.

        Актуальность данной темы с учетом ФГОС заставила наш коллектив разработать более новые формы сотрудничества с родителями.

        В 2014г. мы   разработали проект «Сотрудничество ДОУ и семьи».

Основная идея проекта:

Создание и внедрение в образовательный процесс таких форм работы, которые смогут установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства, гуманное отношение и взаимопонимание с родителями и детей с ОВЗ.

Цель проекта:

  • Разработать модели сотрудничества ДОУ и семьи;
  • Вовлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс в условиях интеграции детей с ОВЗ.

Задачи проекта:

  • Создать социокультурную среду общения детей и взрослых, способствующую социализации личности;
  • Формировать систему поддержки важных социальных функции семьи: репродуктивной, воспитательной, досуговой, влияющих на качество семейного воспитания детей дошкольного возраста;
  • Обеспечить научно – методическое, материально – техническое сопровождение данного направления в деятельности ДОУ;
  • Объединять усилия педагогов и родителей в вопросе социально – личностного развития детей;
  • Расширять представление и обогащать знания родителей по вопросам организации совместной деятельности;
  • Гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых.
  • Пропагандировать опыт лучших семейных традиции и здорового образа жизни;
  • Создать благоприятный психологический климат в сообществе семей здоровых детей и детей с ОВЗ.

На подготовительном этапе мы провели ряд мероприятий:

Мероприятия

Задачи

  1. Анкетирование родителей.

Изучить интересы и потребности родителей в вопросах сотрудничества с детским садом.

  1. Опрос родителей по вопросам взаимодействия детского сада и семьи, о роли подготовки в организации совместных мероприятии.

Установление индивидуальных контактов с каждой семьей для определения направлений взаимодействия.

  1. Опрос педагогов с целью изучения предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий.

Формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе проекта.

  1. Мини педагогический совет участников проекта.

Анализ анкетирования, определение основных направлений, организация творческой группы, определение тем для встреч, разработка плана внедрения проекта, выработка единой системы по реализации проекта.

1слайд:

В процессе осуществления проекта нами было проведено множество различных мероприятий. Это заседания родительского комитета, где обсуждались вопросы не только организационного характера, но и текущие вопросы.

2 слайд:

При организации различных совместных встреч (мини – тренинги, круглые столы, семинары практикумы, индивидуальные беседы). Во время встреч с родителями мы изучаем и обобщаем опыт семейного воспитания. Родители делятся своими впечатлениями по различным вопросам: как ведет себя дома ребенок, любимые занятия, игры, форма и общение ребенка в семье, предъявление требований к его поведению со стороны членов семьи, выполнение режима дня, организация занятий, характер трудностей, испытываемых родителями в воспитании ребенка. Мы в свою очередь стараемся дать родителям советы, которые помогают в решении тех или иных проблем. Обсуждались вопросы по основным направлениям развития дошкольников и участию родителей в образовательном процессе, проблемы интеграции и эффективные пути их решения.

3 слайд:

Консультации узких специалистов учителя –дефектолога, психолога, логопеда помогают родителям справляться с проблемами каких либо нарушений у детей и находить оптимальные пути их решения.

4 слайд:

Проводились тематические консультации на различные темы: «Если хочешь быть здоров, закаляйся», «Кризис трех, как помочь ребенку». В процессе консультирования воспитатели раскрывают вопросы: как знакомить детей с окружающим миром, обучают родителей, правильно организовать игры, как привить трудовые навыки самообслуживания и многие другие вопросы, касающиеся воспитания и развития детей. Все эти встречи обязательно сопровождаются демонстрацией примеров, привлечением различных дидактических средств, показом открытых занятий для родителей.

5 слайд:

Мастер – классы для родителей «Развивая пальчики, развиваем речь», «Здравствуй, солнышко лучистое» организовали с целью знакомства родителей с нетрадиционными методиками изобразительной деятельности с целью формирования представлений о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у дошкольников.

6 слайд:

Важнейшей задачей педагогического коллектива является создание единого коллектива в лице детей, педагогов и родителей. Формирование

доверия, общего участия в судьбе ребенка лучше всего обеспечивается в организации таких мероприятий, как проведение совместных праздников. С огромным желанием наши мамы участвуют в празднике, посвященном Дню матери. Презентация родительских работ конкурса «У мамы руки золотые» развивает положительные эмоции у детей и родителей.

7 слайд:

Тематические развлечения: «Осень в гости к нам пришла», «Новогодняя сказка», «Масленка широка», «Навруз», «Мой папа - солдат». Знакомят родителей с творческими способностями детей, привлекают родителей к совместной подготовке и совместному творчеству, расширяют знания родителей о национальной культуре нашего народа. Родители видят своих детей в праздничной обстановке, и могут оценить результаты работы по музыкальному воспитанию, получают положительные впечатления.

8 слайд:

Различные конкурсы детских поделок, рисунков и совместных работ с родителями. Многократно отмечены различными дипломами и подарками.

9 слайд:

Наши дети ежегодно участвуют в городских и республиканских конкурсах художественного творчества и всегда занимают призовые места. Родители оказывают огромную поддержку в организации  мероприятий: помогают шить костюмы, обеспечивают транспортом и являются активными зрителями болельщиками за успехи своих детей.

10слайд:

Совместные физкультурно – оздоровительные мероприятия становятся все более значимыми такие праздники как «Папа, мама, я – спортивная семья», «Вместе мы дружнее, вместе мы сильнее» играют роль в воспитании и пропаганде здорового образа жизни. Очень приятно наблюдать с каким упорством и смелостью дети и родители под руководством педагогов показывают свою ловкость и физическое совершенство.

В современном контексте развития системы дошкольного образования, в условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед ДОУ поставлены обновленные целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие, как во внутреннем образовательном пространстве, так и во внешнем – социальном.  В новом веке в условиях стандартизации детский сад постепенно превращается в открытую  образовательную систему: с одной стороны педагогический процесс ДОУ становится более свободным, гибким, дифференцированным, с другой – педагогический коллектив ориентируется на взаимодействие с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в обучении и воспитании ребенка с нарушением слуха.

В консультации отмечается важность взаимодействия семьи и ДОУ, преемственность коррекционно-развивающего взаимодействия в семейном общении. Педагоги предлагают практические рекомендации и советы по ус...

Организация слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха.

В данной статье содержится информация о необходимости и значимости создания слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха....

конспект занятия по рисованию в средней группе с детьми имеющими нарушение слуха. Петушок - золотой гребешок.

развитие творческих способностей детей, формирование навыков использования нетрадиционных приёмов рисования....

Сообщение из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности "Конструктивно-модельная деятельность как средство формирования сенсорных эталонов с детьми с нарушеным слухом"

Сообщение из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности "Конструктивно-модельная деятельность как средство формирования сенсорных эталонов с детьми с нарушеным слухом"...

Особенности работы с детьми с нарушением слуха и зрения, с нарушением опорно - двигательного аппарата

нарушение слуха: особенности работы с ребенком после кохлеарной имплантации...

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И НАРУШЕНИМ ЗРЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ЗРЕНИЯ...