Выступление "Сотрудничество ДОУ и семьи в интегрированных группах с детьми с нарушением слуха"
статья
В нашем ДОУ работа с семьей занимает одно из основных мест в системе комплексного сопровождения детей с отклонениями в развитии. Опыт нашей работы показывает, что семья, где растет и воспитывается ребенок с ОВЗ, требует особой заботы и внимания.
В современных условиях вектор социально-педагогических контактов между участниками образовательных отношений, заявленных в ФГОС провозглашает не только осуществление психолого-педагогической поддержки родителей, но и их активное вовлечение в непосредственную образовательную деятельность ДОУ, что становится возможным только в условиях совместной партнерской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Политические и экономические изменения, произошедшие в нашей стране в конце XX – начале XXI в., не могли не затронуть систему образования, в том числе и систему социального образования. Если до 90х годов проблема интеграции была практически запретной для обсуждения в общей и коррекционной педагогике, то в последние годы данная проблема является весьма актуальной, обсуждаемой и изучаемой. В настоящее время идея интеграции и инклюзии являются все более приоритетными. Важнейшими задачами образования являются гармонизация отношений между обучением и развитием, поддержка семьи и ближайшего социального окружения ребенка с проблемами в развитии.
Проблемой обучения и воспитания детей с нарушениями слуха педагогический коллектив ДОУ № 29 города Нижнекамска занимается с 1989 года. Были открыты 2 специализированные группы, работающие по методике Э.И. Леонгард. Но к великому счастью родителей и детей с нарушениями слуха в последние годы стал доступным новый эффективный метод слухопротезирования – кохлеарная имплантация. Это заставило нас пересмотреть подход и организации обучения и воспитания таких детей. Ведь ребенку с кохлеарным имплантом необходима речевая среда. Изучив труды И.В. Королевой мы пришли к выводу о необходимости перепланирование наших групп.
На сегодняшний день в нашем ДОУ успешно работают 4 интегрированных групп для детей с ОВЗ. Работа коллектива имеет своей целью определение наиболее действенной модели воспитания и развития детей с ОВЗ в условиях ДОУ, их социальную абилитацию и интеграцию в общество здоровых сверстников.
В нашем ДОУ работа с семьей занимает одно из основных мест в системе комплексного сопровождения детей с отклонениями в развитии. Опыт нашей работы показывает, что семья, где растет и воспитывается ребенок с ОВЗ, требует особой заботы и внимания.
В современных условиях вектор социально-педагогических контактов между участниками образовательных отношений, заявленных в ФГОС провозглашает не только осуществление психолого-педагогической поддержки родителей, но и их активное вовлечение в непосредственную образовательную деятельность ДОУ, что становится возможным только в условиях совместной партнерской деятельности.
Основными показателями сотрудничества и партнерства ДОУ и родителей являются:
- Сплоченность – осознание общих ценностей, совпадение мнений по самым важным вопросам, готовность к совместным действиям;
- Ответственность – сознательное, добросовестное отношение к действиям;
- Коллективизм – стремление решать все вопросы вместе, руководствуясь общими интересами, активизация родительской позиции соучастия в процессе образования;
- Открытость – позитивное и терпеливое отношение к коллективу, готовность к обмену опытом;
- Контактность – взаимное расположение, благоприятные личные взаимоотношения между педагогами и родителями, готовность к обмену опытом;
- Организованность – наличие умений налаживать сотрудничество внутри и за пределами коллектива ДОУ, умение распределять обязанности, чтобы добиться наибольшей эффективности в совместной работе;
- Информированность – доступность для всех субъектов информации о состоянии для коллектива, открытое совместное обсуждение проблемных вопросов, понимание возможности существования различных точек зрения.
Актуальность данной темы с учетом ФГОС заставила наш коллектив разработать более новые формы сотрудничества с родителями.
В 2014г. мы разработали проект «Сотрудничество ДОУ и семьи».
Основная идея проекта:
Создание и внедрение в образовательный процесс таких форм работы, которые смогут установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства, гуманное отношение и взаимопонимание с родителями и детей с ОВЗ.
Цель проекта:
- Разработать модели сотрудничества ДОУ и семьи;
- Вовлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс в условиях интеграции детей с ОВЗ.
Задачи проекта:
- Создать социокультурную среду общения детей и взрослых, способствующую социализации личности;
- Формировать систему поддержки важных социальных функции семьи: репродуктивной, воспитательной, досуговой, влияющих на качество семейного воспитания детей дошкольного возраста;
- Обеспечить научно – методическое, материально – техническое сопровождение данного направления в деятельности ДОУ;
- Объединять усилия педагогов и родителей в вопросе социально – личностного развития детей;
- Расширять представление и обогащать знания родителей по вопросам организации совместной деятельности;
- Гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых.
- Пропагандировать опыт лучших семейных традиции и здорового образа жизни;
- Создать благоприятный психологический климат в сообществе семей здоровых детей и детей с ОВЗ.
На подготовительном этапе мы провели ряд мероприятий:
Мероприятия | Задачи |
| Изучить интересы и потребности родителей в вопросах сотрудничества с детским садом. |
| Установление индивидуальных контактов с каждой семьей для определения направлений взаимодействия. |
| Формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе проекта. |
| Анализ анкетирования, определение основных направлений, организация творческой группы, определение тем для встреч, разработка плана внедрения проекта, выработка единой системы по реализации проекта. |
1слайд:
В процессе осуществления проекта нами было проведено множество различных мероприятий. Это заседания родительского комитета, где обсуждались вопросы не только организационного характера, но и текущие вопросы.
2 слайд:
При организации различных совместных встреч (мини – тренинги, круглые столы, семинары практикумы, индивидуальные беседы). Во время встреч с родителями мы изучаем и обобщаем опыт семейного воспитания. Родители делятся своими впечатлениями по различным вопросам: как ведет себя дома ребенок, любимые занятия, игры, форма и общение ребенка в семье, предъявление требований к его поведению со стороны членов семьи, выполнение режима дня, организация занятий, характер трудностей, испытываемых родителями в воспитании ребенка. Мы в свою очередь стараемся дать родителям советы, которые помогают в решении тех или иных проблем. Обсуждались вопросы по основным направлениям развития дошкольников и участию родителей в образовательном процессе, проблемы интеграции и эффективные пути их решения.
3 слайд:
Консультации узких специалистов учителя –дефектолога, психолога, логопеда помогают родителям справляться с проблемами каких либо нарушений у детей и находить оптимальные пути их решения.
4 слайд:
Проводились тематические консультации на различные темы: «Если хочешь быть здоров, закаляйся», «Кризис трех, как помочь ребенку». В процессе консультирования воспитатели раскрывают вопросы: как знакомить детей с окружающим миром, обучают родителей, правильно организовать игры, как привить трудовые навыки самообслуживания и многие другие вопросы, касающиеся воспитания и развития детей. Все эти встречи обязательно сопровождаются демонстрацией примеров, привлечением различных дидактических средств, показом открытых занятий для родителей.
5 слайд:
Мастер – классы для родителей «Развивая пальчики, развиваем речь», «Здравствуй, солнышко лучистое» организовали с целью знакомства родителей с нетрадиционными методиками изобразительной деятельности с целью формирования представлений о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений у дошкольников.
6 слайд:
Важнейшей задачей педагогического коллектива является создание единого коллектива в лице детей, педагогов и родителей. Формирование
доверия, общего участия в судьбе ребенка лучше всего обеспечивается в организации таких мероприятий, как проведение совместных праздников. С огромным желанием наши мамы участвуют в празднике, посвященном Дню матери. Презентация родительских работ конкурса «У мамы руки золотые» развивает положительные эмоции у детей и родителей.
7 слайд:
Тематические развлечения: «Осень в гости к нам пришла», «Новогодняя сказка», «Масленка широка», «Навруз», «Мой папа - солдат». Знакомят родителей с творческими способностями детей, привлекают родителей к совместной подготовке и совместному творчеству, расширяют знания родителей о национальной культуре нашего народа. Родители видят своих детей в праздничной обстановке, и могут оценить результаты работы по музыкальному воспитанию, получают положительные впечатления.
8 слайд:
Различные конкурсы детских поделок, рисунков и совместных работ с родителями. Многократно отмечены различными дипломами и подарками.
9 слайд:
Наши дети ежегодно участвуют в городских и республиканских конкурсах художественного творчества и всегда занимают призовые места. Родители оказывают огромную поддержку в организации мероприятий: помогают шить костюмы, обеспечивают транспортом и являются активными зрителями болельщиками за успехи своих детей.
10слайд:
Совместные физкультурно – оздоровительные мероприятия становятся все более значимыми такие праздники как «Папа, мама, я – спортивная семья», «Вместе мы дружнее, вместе мы сильнее» играют роль в воспитании и пропаганде здорового образа жизни. Очень приятно наблюдать с каким упорством и смелостью дети и родители под руководством педагогов показывают свою ловкость и физическое совершенство.
В современном контексте развития системы дошкольного образования, в условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед ДОУ поставлены обновленные целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие, как во внутреннем образовательном пространстве, так и во внешнем – социальном. В новом веке в условиях стандартизации детский сад постепенно превращается в открытую образовательную систему: с одной стороны педагогический процесс ДОУ становится более свободным, гибким, дифференцированным, с другой – педагогический коллектив ориентируется на взаимодействие с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в обучении и воспитании ребенка с нарушением слуха.
В консультации отмечается важность взаимодействия семьи и ДОУ, преемственность коррекционно-развивающего взаимодействия в семейном общении. Педагоги предлагают практические рекомендации и советы по ус...
Организация слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха.
В данной статье содержится информация о необходимости и значимости создания слухо-речевой среды при работе с детьми с нарушением слуха....
конспект занятия по рисованию в средней группе с детьми имеющими нарушение слуха. Петушок - золотой гребешок.
развитие творческих способностей детей, формирование навыков использования нетрадиционных приёмов рисования....
Сообщение из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности "Конструктивно-модельная деятельность как средство формирования сенсорных эталонов с детьми с нарушеным слухом"
Сообщение из опыта работы воспитателя группы компенсирующей направленности "Конструктивно-модельная деятельность как средство формирования сенсорных эталонов с детьми с нарушеным слухом"...
Особенности работы с детьми с нарушением слуха и зрения, с нарушением опорно - двигательного аппарата
нарушение слуха: особенности работы с ребенком после кохлеарной имплантации...
Консультация для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ «Арт - терапия как средство развития когнитивных процессов в работе с детьми с нарушениями слуха в дошкольном образовании»
Консультация для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ...
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И НАРУШЕНИМ ЗРЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ЗРЕНИЯ...