Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы: "Русские богатыри"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
-Закреплять и расширять знания детей о русских богатырях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и др., об оружии древних воинов.
-Учить отвечать на вопросы связно и последовательно ; рассуждать о характерах героев, используя сравнения и синонимы; передавать в рисунке детали одежды русского богатыря;
-Формировать и воспитывать чувства патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_russkie_bogatyri.docx | 24.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Русские богатыри:
Цель:
-Воспитание интереса к истории России; чувство гордости за богатырскую силу Руси великой; уважение к защитникам – богатырям , желание быть похожими на них.
Задачи:
-Закреплять и расширять знания детей о русских богатырях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и др., об оружии древних воинов.
-Учить отвечать на вопросы связно и последовательно ; рассуждать о характерах героев, используя сравнения и синонимы; передавать в рисунке детали одежды русского богатыря;
-Формировать и воспитывать чувства патриотизма.
Словарная работа:
Богатыри, кольчуга, шлем, щит, кистень, сулица, гусляры, борозда, камни-валуны, застава.
Оборудование:
Картина В.Васнецова «Три богатыря»,иллюстрации с изображением богатырей,иллюстрации на тему «Русское оружие»,аудиозапись опера М.П. Мусоргского «Хованщина»- «Рассвет на Москве-реке», песня А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», «Богатырская симфония» А.П.Бородина
Предварительная работа:
Чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змей», «Садко», и другие. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря», «Богатырь на распутье». Заучивание пословиц, поговорок,просмотр DVDфильмов. Прослушивание музыкальных произведений.
Возраст:
5-6 лет (старшая группа)
-С древних времён на Руси 21 ноября отмечали Михайлов день.Святого Михаила считают в народе покровителем воинов,защитников земли Русской. История нашей страны никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства с древности всегда манили захватчиков. Но на их пути всегда вставали защитники земли русской. Горячо любили наши предки Русь Великую, потому и защищали её своей богатырской силой.
-А кто такие богатыри? (ответы детей)
-А откуда вы знаете о богатырях, ведь некоторые из них жили 1000 лет назад? (Мы слушали былины о подвигах богатырей).Да,народ сложил много былин.Былины-это героические песни,в которых правда перемежается с выдумкой.Разносили их по земле Русской сказатели-гусляры.
-Раньше наша Родина называлась Русью.В древней Руси за горами и сёлами тянулись леса дремучие.А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь-матушку много горюшка.Налетали на города и сёла враги: жгли,грабили,уводили людей в рабство.
Чтобы уберечь от врагов русскую землю,по краям степи стояли заставы богатырские-маленькие крепости.Защищали они от врагов,от чужих людей.
Стерегли землю Русскую богатыри славные: Добрыня Никитич,Алёша Попович,Дунай Иванович,Микула Селянинович,но славным и могучим был Илья Муромец.
Илья Муромец-крестьянский сын.С детства у него болели ноги и руки.Он видел,как горевали его мать и отец о том,как много горя на Руси.Он сидел на печи и думал: «Вот если бы я умелходить и держать в руках оружие,я бы защитил батюшку и матушку».И случилось чудо.Появилась сила в руках и ногах.По силе ему не было равных,так как часть своей силы отдал ему Святогор-богатырь.Он жил для людей,сделал много добра для них и отдал свою жизнь родной земле.
Илья Муромец был мудрый,справедливый,щедрый,за это его любил весь народ.
На Руси труд всегда в почёте,поэтому в былинах богатырей изображали за работой.Вот как поётся о Микуле Селяниновиче:
«Пашет пахарь,понукает на кобылу свою,погукивает,
Борозды кладёт,как рвы глубокие,из земли дубы вырывает,
Камни-валуны в сторону отбрасывает.
Только кудри у пахаря качаются,шёлком по плечам рассыпаются».
Говорит Микулушка: «Я знаю свою правду-истину- в том и сила моя непобедимая.Не в забаву трачу силу свою.Я хлеб рощу,я народ кормлю,людям счастье несу.От того-то я не обессилею»
Сегодня мы с вами поговорим о трех богатырях, познакомимся с очень интересной картиной.
На доску выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Три богатыря».
- Может, кто-то знает, как называется это полотно и кто его написал?
Ответы детей.
-Да, это картина художника В. Васнецова «Три богатыря».
Звучит вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке». Дети в течение нескольких минут рассматривают картину.
-Посмотрите на картину. Кто здесь изображен?(Русские богатыри).
-Кто назовет их имена?( Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец).
-Как изображены богатыри? (Художник изобразил богатырей в виде сказочных героев).
-Расскажите о каждом из них отдельно. Какие у них лица, одежда, оружие? Какие кони под ними и чем украшены?(ответы детей).
-Какой пейзаж окружает богатырей?( Здесь все красиво нарисовано – и облака, и небо, и даже елочки под ногами коней. Здесь все, как настоящее).
-Правильно, все красиво, но обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие? ( Природа спокойна, когда у нее есть такие защитники).
-Что делают в поле богатыри? (На заставе охраняют Русь от врагов).
-Кто из богатырей вам больше нравится?
Дети:
*Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех.
*А мне нравится Алеша Попович – он молодой, смелый. Врага побеждает не богатырской силой, а хитростью да ловкостью.
*Мне нравится Добрыня Никитич. Он бесстрашный воин, даже Змея Горыныча победил. Он красивый, у него русые кудри, зоркие глаза.
*А мне все богатыри нравятся. Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут.
-Чем схожи и чем отличаются богатыри?
Дети:
* Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи.
* Они разные по возрасту, имеют разных коней, разное оружие.
* У них разные лица и характеры. Они разные по происхождению.
В:Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.
В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.
По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у
него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.
Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукава усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.
У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым.
Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:
Стать за честь Родины против недруга,
За Отчизну в нужде сложить голову.
На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей. Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились. Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину.
-Ребята, что помогает богатырям в борьбе с врагами земли русской? (Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине).
-А вы умеете упражняться в силе и ловкости?(ответы детей). Покажите.
Звучит песня А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».
Перетягивание каната.
Познакомимся с историей русского оружия.
В:Вот посмотрите-это кольчуга.Э та железная одежда из металлических колец,в бою надёжно защищает владельца от ударов противника.Шлемы (железные шапки) служат для того,чтобы оберегать голову владельца от ран в бою.Это колющее оружие называется сулица.А это-кистень,он очень прост-металлическая гирька на цепи или ремне,который наматывается на руку или крепится к палке.Это-топор.Топор был очень распространённым оружием в древнерусском войске.А это-древние русские щиты.Щиты делали круглыми,из железа,(булата,стали,дерева).Вот каким оружием воевали русские воины на Руси.
-Мальчики, на кого из богатырей вы хотели бы быть похожими?(ответы детей).
-Девочки, а вы кого бы из богатырей угостили свежей водой?(ответы детей).
-Ребята, какие доспехи богатырей вам хотелось бы нарисовать?(ответы детей).
Работа детей. Звучит «Богатырская симфония»А.П.Бородина.
-Кто из богатырей вам понравился больше других?(ответы детей).
-Как вы считаете, есть богатыри в наше время (ответы детей).
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (ответы детей).
- Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т.д.)
В: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушка-Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины.
Используемый материал:
- Т.В.Аверина, Л.А. Николаева «Первоцвет».
- Журнал «Дошкольное воспитание № 6», 1997г.
3. «За край свой насмерть стой. Пословицы и поговорки народов СССР».
- Н. Рыльникова «Большая книга эрудитов».
- ИКТ.
Пословицы и поговорки о Родине, смелости, отваге.
Тот герой кто за Родину горой.
Кто смел тот на коня сел.
За край свой насмерть стой.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
Сам погибай, а товарища выручай.
Жить - Родине служить.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
Бой отвагу любит.
Боязливому по ухо - смелому по колено.
Бояться смерти - победителем не быть.
Смелому всегда удача.
Смелый там найдёт, где робкий потеряет.
За смелым победа.
За смелым бежит удача.
Кто смел, тот и умел.
Кто смел, тот и цел.
Кто храбр и лих, бывает скромен и тих.
Мужество смерти не боится.
Храбрец в день битвы познаётся.
Не перевелись ещё богатыри на земле Русской!
На вид богатырь, а сердце, как у птенца.
Богач не бессмертен, а богатырь не вечен.
Богатырь умрёт, имя его останется.
Каждый сам себе богатырь!
Не родом богатырь славен, а подвигом.
Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.
Богатырь возглавляет войско, мудрец открывает путь.
Перевернув горы, богатырем будешь
Славна богатырями земля русская (русская).
Не родом богатырь славен, а подвигом (русская).
Богатырь умирает, а слава воюет (русская, удмуртская).
Богатырская рука однажды бьет (русская).
Не тот богатырь, что гири поднимает, а тот, что врага одолевает (карельская).
Богатырь — от силы, красноречивый — от мудрости (киргизская).
Лучше богатырское сердце, чем золоченый меч (ногайская).
Богатырь без ран не бывает (башкирская, каракалпакская).
Богатыря узнаешь на поле брани (русская).
Богатыря узнаешь в битве, остряка — в споре (татарская).
Стрелок познается на охоте, богатырь — в бою (узбекская).
Источник: За край свой насмерть стой. Пословицы и поговорки народов СССР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД : «Формирование нравственно – патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста, посредством художественно – эстетического воспитания, в условиях реализации ФГОС ДОО с использованием ИКТ.»
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Именно этот...
Конспект непосредственно- образовательной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе: «Русские богатыри».
Цель: Познакомить детей с произведением искусства –картиной В. М. Васнецова.Задачи: Обучающие: Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и геро...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Русская Матрёшка»
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Русская Матрёшка»...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы на тему:"Ноев ковчег"
Данное занятие можно использовать для ознакомления детей старшей группы дошкольного учреждения с библейской историей про всемирный потоп. Конспект содержит описание практического занятия с...
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию. Старшая группа. Составление рассказа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»
Почти в каждой из былин упоминается Русь, Русская земля, Родина. Какие красивые и загадочные слова. Русь-короткое слово,которое пришло к нам из древности и осталось с нами навсегда....
План - конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию детей старшей группы «А». Тема: «Путешествие Дорогою Добра»
Цель. Сформировать у детей представление о духовно - нравственных нормах, отношениях с окружающими.Образовательные задачи:-систематизировать представления детей о полярных понятиях «до...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию для детей старшей группы: «Русская матрёшка»
Цель: закрепление знаний о официальных символах России; познакомить с неофициальными символами России.Задачи:активизировать и систематизировать знание детей о своей Родине – России;по...