Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Русская Матрёшка»
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию
в старшей группе «Русская Матрёшка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_duhovno-nravstvennomu_razvitiyu_matreshki.docx | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию
в старшей группе «Русские Матрёшки»
Цель:
- приобщить детей к народным традициям, закрепить понятие о значении русской печи на Руси, познакомить детей с народной игрушкой, Матрёшкой.
Задачи:
Образовательные: продолжать знакомить с историей русского народа; учить делать из бумаги русскую народную куклу матрёшку; формировать интерес к русскому прикладному искусству - деревянной игрушке, дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки.
Развивающие: развивать интерес детей к народному творчеству; развивать творческие способности детей; развивать эстетический вкус
Воспитательные: воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества, воспитывать любовь к народному искусству; формировать любовь к Родине, к традициям русского народа.
Методы и приемы проведения занятия:
- практические: организационный момент, игра «Матрёшки и мышь», продуктивная деятельность «Аппликация русской народной игрушки Матрешки».
- наглядные: демонстрация, использование объектов и материалов (игрушка матрешка, готовый картонный образец матрешки).
- словесные: вопросы, рассуждения, ответы детей (индивидуальные и хоровые, объяснения, рассказывание сказки).
Предварительная работа: разучивание слов игры «Матрёшки и мышки»
Материал: бумажные заготовки матрёшек, заготовки из цветной бумаги платочков и фартуков для украшения матрёшки, клей карандаш, салфетки.
Ход
Под русскую народную песню «Барыня» дети входят в группу.
Воспитатель:
День добрый, детушки-касаточки!
Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло на занятие. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю. (Воспитатель с детьми прикладывает правую руку к сердцу, и со словами):
Здравствуйте гости дорогие!
Гости званные, долгожданные!
(кланяются в пояс)
Воспитатель (обращается к детям):
Проходите, не стесняйтесь.
Поудобнее располагайтесь.
(Воспитатель и дети садятся на лавки у печи.)
Воспитатель
Ребята, а почему у нас в избе так тепло? Посмотрите сюда, что это? Русская печь. Давайте вспомним, что мы знаем о русской печи. Печь в русской избе самое главное. Без печи изба - не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Печь не только обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, на печи спали, на лежанке, чтоб тепло было, в печке пекли хлеб, готовили еду.
А вы знаете, что раньше на Руси, когда ещё не было телевизоров, компьютеров, телефонов, да что говорить даже книги были не в каждой избе. Долгими зимними вечерами люди не скучали, каждый занимался своим делом и был настоящим мастером. А детушки малые, усаживались возле взрослых у печи и слушали сказки. Сегодня я хочу тоже вам рассказать сказку.
Всем ли видно?
Всем ли слышно?
Приготовьте ушки, глазки,
Расскажу сейчас вам сказку.
В стародавние времена, когда люди еще в избах жили, и огонь в печи разводили, чтобы согреться и еду себе приготовить, жил мастер. Был он не богат, мастерил чашки, плошки, да ложки из дерева. И мечтал он сотворить что-нибудь такое, чтобы люди его запомнили, и его творением всю жизнь пользовались. Думал он, думал и ничего придумать не мог.
И была у этого мастера маленькая дочка.
У девочки всё было: и наряды, и сладости. Вот только кукол у неё не было. Играла девочка чугунками и ложками деревянными расписными, которыми мама её по хозяйству управлялась.
Вот и просит однажды девочка своего отца: «Сделай мне, пожалуйста, куколку, хоть небольшую». Не смог отец отказать в просьбе дочери своей любимой. Сделал ей куколку. (показывает матрёшку) И куколка такая ладная получилась. И надо ещё добавить, что куколка эта была непростая, а с секретом. В ней находилась ещё одна точно такая же куколка. Точь-в-точь как первая, только размером поменьше. А в ней ещё одна. А в ней ещё одна… И так их было сделано пять штук.
Девочка на свою куколку наглядеться не могла. Назвала она её Матрёшка. Матрёшка была одета в сарафан, на голове у неё был покрыт платок, сарафан подвязан фартуком. Ни на миг с ней расстаться не соглашалась. И спать с собой укладывала, и кормила-поила её, и нехитрые свои детские новости ей рассказывала. Отец нарадоваться не мог на свою дочку. И полетела весть о Матрёшке по всей Руси и за пределы её. Вот и сбылась мечта мастера.
Вот так ребята родилась матрёшка. Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.
Вот и сказки конец, а кто слушал молодец.
Воспитатель: Ребята, вы, наверное, устали, давайте отдохнем и проведем физкультминутку «Матрешки».
Хлопают в ладошки дружные матрешки (хлопают в ладошки)
На ногах сапожки, топают матрешки
(руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед; топают)
Влево, вправо наклонись, (наклоны телом влево–вправо)
Всем знакомым поклонись. (наклоны головой влево–вправо)
Друг за другом повернулись - все дружно улыбнулись.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка?
Назовите героев сказки?
Что сделал отец для дочери?
Как девочка назвала куклу?
Во что была одета кукла?
У мастера была мечта прославиться, сбылась она?
Воспитатель: Смотрите дети, у меня тоже есть такие куколки. Давайте, её рассмотрим: они сделаны из дерева (даёт каждому для тактильного восприятия, значит они деревянные, расписные, красивые, яркие.
В старину любили водить хороводы и играть в разные игры.
Игра «Матрёшки и мышки»
Вот матрёшечки гуляли, Гуляют в рассыпную
В лесу ягоды искали.
Вот так и вот так, Собирают ягоды.
В лесу ягоды искали.
Под кусточком посидели Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки
Вкусны ягодки поели.
Вот так и вот так,
Вкусны ягодки поели.
Как матрёшки устали - Закрывают глаза и кладут
Под кусточком задремали ладошки под щечку
Во так и вот так
Под кусточком задремали.
А потом они плясали, Выставляют ножки на пятку
Свои ножки показали. Кружатся, топая ногами
Вот так и вот так
Свои ножки показали
Только слышат вдруг подружки: Прикладывают поочередно руки то к
Прямо на лесной опушке одному, то к другому уху
Побежали по дорожке (прислушиваются).
Чьи-то серенькие ножки.
- Ой, Матрёшка, берегись!
Оказалось, это мышь!
Воспитатель: А теперь сядем за столы. Давайте вспомним что о Матрёшке говорилось в сказке. (ответы детей). Я предлагаю сделать русскую народную куклу Матрёшку из бумаги. Только не деревянную, а бумажную. Как в сказке говорилось, у Матрёшки был сарафан, платок, фартук и красивое личико (показать заготовки). Вот всё с вами у нас есть, только всё по отдельности, а нам нужно собрать всё вместе.
(Перед детьми лежат силуэты матрешек из цветного картона с готовыми личиками).
Дети смотрите я возьму силуэт Матрёшки, они все разноцветные, это уже одет на ней сарафан и личико у неё уже есть.
Я раздам вам детали. (воспитатель раздаёт платочки и фартуки из цветной бумаги)
Посмотрите я беру платок и приклеиваю где голова у Матрёшки. Затем я беру фартук, намазываю клеем и приклеиваю ниже платка примерно посередине. (всё сопровождается показом)
(Детям предлагается приклеить на заготовки детали.)
Всё у вас получилось? Возьмите влажные салфетки и вытрите руки, а затем стол. (Готовые работы выставляются на доске)
Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек получилось у нас.
Матрёшки мы подарим тем, кто заботится о нас и кого мы очень любим, своим мамам.
Вам было интересно?
- Что нового и интересного вы узнали? О чём вы дома расскажете родителям?
Давайте вспомним, как восхваляли на Руси печь.
(Воспитатель начинает говорить, а дети подхватывают:)
Ой, ты, печка-сударыня,
Помоги нам барыня.
Ты свари, испеки, обогрей,
Освети, полечи и спаси.
В дом богатства неси.
Ай, качи-качи-качи!
Глянь, баранки-калачи!
Глянь, баранки-калачи
С пылу, с жару из печи. (воспитатель со словами достаёт баранки и угощает всех)
А на прощание у нас есть для гостей пожелания:
1 ребёнок: -Будьте здоровы, живите богато.
2 ребёнок: -Будьте в дому, как оладышек в меду.
3 ребёнок: -Дай Бог вам удачи.
4 ребёнок: -Житья вам, бытья и здоровья.
(Дети кланяются, прижав руку к сердцу.)
+❤ В Мои закладки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию дошкольников старшей группы Тема: «Пришло Рождество, начинаем торжество»
дать понятие о духовно – нравственном воспитании- познакомить детей с православным праздником Рождеством Христовым.- формировать знания об обрядах, традициях, стихах и песнопении....
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе: Чудо рождества
Данная разработка направлена на формирование представления детей о празднике Рождества Христова, об истории рождения Иисуса Христа....
Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию в старшей группе "Ангел хранитель"
по программе: "Добрый мир"...
Конспект занятия по духовно нравственному воспитанию в старшей группе "Моя семья. Генеологическое древо"
Цель: расширение представлений детей о семье.Задачи:Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; о некоторых родственных отношениях; закреплять умение называть свое отче...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе "Если добрый ты..."
Занятие направлено на формирование культуры на основе традиционных духовных и нравственных ценностей...
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей старшей группы на тему:"Ноев ковчег"
Данное занятие можно использовать для ознакомления детей старшей группы дошкольного учреждения с библейской историей про всемирный потоп. Конспект содержит описание практического занятия с...
Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Толерантность-дорога к миру»
Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию в старшей группе на тему «Толерантность-дорога к миру»...