Повышение уровня учебной мотивации через создание ярких и объемных представлений об изучаемом материале путем активного использования ИКТ в образовательной деятельности.
методическая разработка по теме
Мир, в котором мы сегодня живем, становится все более зависимым от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений.
Информатизация общества изменила практику повседневной жизни. Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Наше дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, не может оставаться в стороне. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_ikt.docx | 34.35 КБ |
ikt_prezentaciya.rar | 2.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Повышение уровня учебной мотивации через создание ярких и объемных представлений об изучаемом материале путем активного использования ИКТ в образовательной деятельности.
С.Н.Вашкявичене, педагог дополнительного образования МДОУ «Пингвин»
"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость
Мир, в котором мы сегодня живем, становится все более зависимым от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности. Для миллионов людей компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни, стал незаменимым помощником. Он избавил человека от рутинного труда, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений.
Информатизация общества изменила практику повседневной жизни. Мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий. Наше дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, не может оставаться в стороне. Воспитатели ДОУ обязаны обеспечить полноценный переход детей на следующий уровень системы непрерывного образования. Для этого необходимо внедрение и использование информационных технологий в ДОУ.
Несколько лет назад мы даже и не мечтали об использовании информационных технологий в образовательном пространстве. Готовили дидактический материал, наглядные пособия, рисовали всё своими руками. Изменился мир, появились новые возможности для воспитателей. Теперь оформляя стенды группы к новому учебному году, мы не берем в руки карандаши, кисточки и краски. Мы обращаемся к информационным технологиям: технологии сканирования, технологии создания и обработки графических изображений, технологии создания и обработки текстовой информации.
По результатам анкетирования 57% наших педагогов используют в работе ИКТ в непосредственной образовательной деятельности (8 человек из 14 опрошенных) .
В профессиональной деятельности используют компьютеры 71 % педагогов (10 из 14). Из них имеют: базовый уровень – 40% (4 человека); пользовательский уровень –30 % (3 участника анкетирования), профессиональный уровень - 30% (3 человека) ; 43% (6 человек) подключены к сети Интернет и имеют собственную электронную почту.
Но вместе с тем, существует ряд серьезных проблем, важнейшими из них являются:
Низкая скорость Интернета;
Невысокий уровень информационной культуры педагогов;
Недостаточный уровень готовности педагогов к массовому применению информационных и Интернет-технологий в образовательном процессе;
Недостаточная обеспеченность компьютерной и коммуникационной техникой;
Отсутствие методики использования ИКТ в образовательном процессе; не сформулированы единые программно-методические требования к применению ИКТ на занятиях.
Жизненная необходимость введения в штатное расписание образовательных учреждений должностей системного администратора, инженера по обслуживанию компьютерной техники;
И наша задача на сегодня - решить эти проблемы…
Компьютер существенно облегчает процесс подготовки к занятиям. Он позволяет быстро изготовить необходимые дидактические пособия, раздаточный материал, предметные и сюжетные картинки, маски, медальоны для подвижных игр, театральной деятельности и многое другое.
В настоящее время использование ИКТ в практику ДОУ в основном заключается в следующем:
· подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, групп, кабинетов (сканирование, Интернет, принтер, презентации), оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности;
· подбор дополнительного материала из различных источников к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий;
· обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов;
· создание презентаций в программе Power Point для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
· оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности;
· использование цифровой фото и видеоаппаратуры и программ редактирования информации для просмотра, хранения и предоставления общего доступа всего фото и видеоматериала;
· использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.
· создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.
Овладение информатизацией начинается с раннего детства, потому как «способность усваивать новые факты обратно пропорциональна возрасту" (Глен Доман)
Очень тяжело маленькому ребенку высидеть на занятии 10- 20 минут, не потому что не хочет, а потому что не может. Таковы возрастные особенности. Значит использование информационных технологий в ДОУ для повышения эффективности образовательного процесса, — процесс объективный и вполне закономерный. Это требует оснащенности учреждения мультимедийным оборудованием.
Средства ИКТ в МДОУ «Пингвин»:
Компьютеры, мультимедийный проектор, принтеры и сканеры, DVD- проигрыватели, телевизоры, магнитофоны, фотоаппарат.
80% информации человеческий мозг усваивает через органы зрения. На занятиях с использованием компьютерных презентаций большинство детей становится более активны, открыты, у них менее выражена тревожность. Применение спецэффектов, анимации помогает удерживать внимание на экране компьютера, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей большой интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведется речь, внимание детей удерживается дольше. Дети уходят с занятия радостные, с ощущением успеха.
Преимущества компьютера:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
обладает стимулом познавательной активности детей;
в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
Наша задача заключается в создании системы и методики использования информационно-коммуникационных технологий, которые будут способствовать развитию ребенка и не навредят его здоровью. Согласно действующим санитарно- эпидемиологическим нормам занятия на компьютере с дошкольниками 5-6 лет могут проводится 2-3 раза в неделю по 10-15 минут, поэтому просмотр презентации не может длиться дольше этого времени. После занятия необходима небольшая гимнастика для глаз.
Ошибки при использовании ИКТ:
Недостаточная методическая подготовленность педагога
Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
Бесплановость, случайность применения ИКТ
Перегруженность занятия демонстрацией.
В нашем детском саду я начала работу по направлению использования ИКТ год назад. Я использую презентации MS Power Point в непосредственной образовательной деятельности при ознакомлении детей с окружающей действительностью. Так я создала серию презентаций – бесед на темы: «Времена года», «Север- наш край!», «Великие люди- герои» и другие по изучаемой программе «Семицветик» и презентации по изучаемым темам по основам безопасности жизнедеятельности- «Ребенок и природа», «Ребенок и другие люди» - правила поведения детей дома и на улице. В презентациях широко используются загадки, красочные иллюстрации, познавательный материал, взятый из энциклопедий для детей и Интернета.
Сейчас мы плавно переходим к использованию компьютера в работе с родителями:
- на родительских собраниях, где можно показать в презентации фото различных видов деятельности детей, видеоматериалы и проводить различные консультации с наглядностью.
- консультации специалистов для родителей.
В современном мире сложно стоять на месте, поэтому, хотим мы этого или не хотим, но ИКТ прочно входят в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений.
Следовательно, творческим педагогам, стремящимся идти в ногу со временем необходимо изучать возможности использования и внедрения новых ИКТ в свою практическую деятельность. Мы уверены, что в дошкольном учреждении использование ИКТ позволит модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей.
Литература:
Гирш И.С. «Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» (статья из Интернета)
Гурьев С.В. Целесообразность компьютеризации детских образовательных учреждений. http://www.rusedu.info/
Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. - М.: ВУ, 1995.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., Педагогика, 1989.
Гурьев С. В. кпн, доцент - "Информационные компьютерные технологии как эффективное средство в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста", 2008.
Давыдов Н.А. Педагогика - М: ИЭП, 1997.
Калиновский И.В., Мороз В.К. Сравнительный анализ эффективности компьютерных коммуникаций в образовании. - М.: ИНИНФО, 1993.Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Знание, 1989.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение методов интерактивного и активного обучения в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы» Тема: «Путешествие в волшебную страну математики»
Дети отправляются в "волшебную страну математики" чтобы помочь чебурашке. считают до 10 на остановках выполняют задания, и каждое задание приближает к "волшебной стране".Помогают Чебурашке и воз...
Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОО
Одной из задач, на решение которой направлен Стандарт, является обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития...
Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов.
Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов.Юлия НароноваПовышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывн...
«Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»
laquo;Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность»...
Доклад "Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ"
Доклад на педсовете....
Паспорт управленческого проекта «Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ»
Цель реализации проекта: создание и внедрение эффективной модели взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями как средство повышения качества образования.Основные задачи:1. Разр...
“Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в соответствии с ФГОС”
Семья и детский сад – два важных социальных института, при этом их воспитательные функции различны. Только в условиях грамотного сотрудничества педагогов и родителей возможно реализовать единые...