План работы по реализации образовательного проекта: «Художественная литература, как средство всестороннего развития дошкольника и повышение читательского интереса детей через создание современной развивающей среды-библиотеки.
учебно-методический материал по художественной литературе (подготовительная группа)
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Мы создалм свою библиотеку в детском саду,дети и воспитатели часто приходят и читают зудожественные произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_po_realizatsii_obrazovatelnogo_proekta_samedovoy_s.h.docx | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по реализации образовательного проекта: «Художественная литература, как средство всестороннего развития дошкольника и повышение читательского интереса детей через создание современной эффективной комфортной развивающей образовательной среды-библиотеки».
Художественная литература играет огромную роль в личностном развитии человека. Она появляется в жизни человека еще в раннем детстве и постепенно образует круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература очень хорошо и точно поясняет и открывает ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих взаимоотношений и чувств. Она самым наилучшим образом развивает воображение и мышление детей, обогащает их эмоции, дает замечательные примеры русского литературного языка.
Очень важно и воспитательное, и познавательное значение литературы. Значение художественной литературы в развитии эстетического вкуса тоже переоценить сложно. Чем больше ребенок узнает нового из книг об окружающем мире, тем сильнее происходит воздействие на его личность, развивается умение точно и тонко прочувствовать ритм, склад и образность своей родной речи. Происходит обогащение лексического состава речи детей. Через чтение художественной литературы ребенку постепенно прививается любовь к семье, к природе и к Родине.
Актуальность темы
Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.
В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе, она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.
В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон».
Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе.
Задачи:
-Повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей
-Познакомить детей с творчеством и биографией писателей
-Научиться определять жанр произведения;
-Сформировать у детей интерес к библиотеке;
-Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы;
-Развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении;
-Воспитать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей
-Способствовать развитию памяти, речи, внимания
-Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
-Создать условия для эстетического развития через пополнения предметно-развивающей среды (театральный уголок, уголок книги).
Ожидаемый результат:
1.Развитие у детей литературной речи, эстетического сознания ребёнка, формирование его мировоззрения, пополнение литературного багажа, любовь к чтению книг.
2.Участие воспитанников в конкурсах детского творчества.
3.Вовлечение родителей в совместную творческую деятельность.
Список использованной литературы:
1. Гербова В.В., Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез. Москва, 2008.
2. Программа «От рождения до школы» - под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
4. Ушаков О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой.» – М., 2013.
5. Журналы «Дошкольное воспитание»
Работы над темой самообразования
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Определение темы по обобщению опыта работы, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения | Сентябрь 2024 |
2 | Постановка целей, задач работы | Сентябрь 2024г |
3 | Сентябрь 2024г | |
4 | Проведение обследования детей по интересующей проблеме (диагностика) | Сентябрь 2024г |
Организационный (обобщение) этап
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Теоретическая часть: Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы | В течение года |
2 | Практическая часть: Создание предметно-развивающей среды и отбор художественной литературы с учётом рекомендаций ФГОС. Проведение тематических бесед. Прослушивание аудио сказок. Создание книг из рисунков детей. Заучивание стихотворений, загадок, считалок. Развивать творческое воображение, мышление, память. Учить узнавать персонажи сказок, рассказов. Определять жанр произведения. -Знать название и автора, пересказывать содержание, высказывать свое отношение к героям . | В течение года |
Завершающий (внедрение) этап
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Оформление результатов обследования детей по проблеме | В течение года |
2 | Оформление опыта работы:
| в течение года |
Презентационный (распространение) метод
№ | Содержание работы | Сроки реализации |
1 | Выступление на педагогическом совете:
| Май 2025г |
2 | Предоставление опыта работы в методический кабинет электронного материала по развитию речи | Май 2025г |
3 | Подготовка материала к публикации на сайте ДОУ | В течение года |
4 | Участие в дистанционных педагогических конкурсах | В течение года |
5 | Публикация методической работы в социальных сетях | В течение года |
План работы на 2024-2025 гг
Раздел | Сроки | Содержание работы |
Изучение методической литературы | Сентябрь - май 2024-2025гг | 1. Гурович Л. М., Берегова Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. «Ребенок и книга»: СПб.: 2017. 2. Карпинская Н. С. «Художественное слово в воспитании детей». М., «Педагогика», 2016. 3. Найденов Б. С. «Выразительность речи и чтения». М., «Просвещение», 2009. 4. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. «Знакомим дошкольников с литературой». – М., 2013. 5. Бойко Е. А. Учимся строить предложения и рассказывать. Простые упражнения для развития речи дошкольников. – Рипол Классик, 2011.–256 с. 6. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2012. 7. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2004. - 255 с. 8. Гербова В. В. Работа с сюжетными картинами //Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23. 9. Гербова В. В. Составление описательных рассказов. |
Работа с детьми | Сентябрь – май 2024-2025гг | Подборка практического материала согласно плануработы по теме самообразования (пополнение развивающей предметно -пространственная среды: «Уголок книги», атрибуты для игр – драматизаций, иллюстрации для рассматривания и бесед) Создание библиотеки красочных книг для чтения художественной литературы. Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. |
Сентябрь – май 2024-2025гг | Подготовка фотографий детей во время инсценирования ими художественных произведений, чтения стихов на утренниках, рассматривания книг. Проведение тематических бесед: - «Важность книги в жизни человека»; - «Какие бывают книги?»; "Библиотека - дом, где живут книги"; Волшебные сказки»; - «Чем отличаются добрые и злые герои сказок»; - «Почему нужно беречь книги?». Чтение воспитателя по книге или наизусть, рассказывание художественных произведений. Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. | |
Сентябрь 2024 | Заучивание стихотворения И.Белоусова «Осень». Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. Организация уголка книг поэтов в библиотеке, работа в уголке. Оформление выставки книг «Поэты» | |
Октябрь 2024 | Ко Дню рождения Джанни Родари,Выставка художественных работ : «Любимые герои Джанни Родари». | |
Ноябрь 2024г | «А. С Пушкин – великий русский поэт и сказочник.» Знакомство с биографией Пушкина. Оформление выставки книг автора. Заучивание отрывка из стихотворения «У лукоморья дуб зеленый…», «Уж небо осенью дышало». Чтение сказок «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане». Выставка рисунков «По произведениям Пушкина». | |
Декабрь 2024г | Разработка и реализация проекта «Волшебный праздник Новый год» Выставка новогодних поделок «Новогодние чудеса» Подготовка к новогоднему утреннику (заучивание с детьми стихотворений наизусть) | |
Январь 2025г | 12 января в Париже родился сказочник Шарль Перро. Досуг «Путешествие в страну сказок» Выставка рисунков и поделок из любимых сказок. | |
Февраль 2025г | 11 февраля в Петербурге родился Валерий Бианки, автор многочисленных рассказов и сказок для детей. 17 февраля-день рождения Агнии Барто Организация уголка книги в библиотеке, работа в уголке. Подготовка к утреннику, посвященному 23 февраля | |
Март 2025г | 6 Марта-день рождения Петра Павловича ершова,автора сказки «Конек-Горбунок» 13 Марта родился Сергей Михалков. Выставка книг Ершова и Михалкова. Подготовка к утреннику, посвященному 8 марта | |
Апрель 2025г | 2 Апреля исполняется 220 лет известному сказочнику Хансу Кристиану Андерсену. Выставка книг Г.Х.Андерсена. Экскурсия с детьми в городскую библиотеку. Разработка и реализация мини проекта «Книга- наш лучший друг» Акция «Подари книгу другу» (Сделанную своими руками) | |
Май 2025г | Чтение и выставка произведений, посвящённых Родине, Великой Отечественной войне, её героях. Викторина «Путешествие в страну художественной литературы» | |
Работа с родителями | Октябрь 2024 г | Консультация для родителей: часто посещать с детьми библиотеку. |
Ноябрь 2024 | Консультация для родителей «Как научить ребенка учить стихотворения» | |
Декабрь 2024 г | Консультация для родителей «Роль сказки в жизни ребенка». | |
Апрель 2025 г | Консультация для родителей «Домашняя библиотека» | |
Март 2025г | Создание авторских книг для оформления выставки рисунков «Любимые герои сказок». Создание книги своими руками «Любимая сказка» | |
Май 2025г | Консультация для педагогов «Книги и детское чтение как источник творческого развития дошкольников» Рекомендации на летний период: «Читайте вместе с детьми» | |
Работа с педагогами | Январь 2025г | Выставка рисунков и поделок из любимых сказок в библиотеке. |
Апрель 2023г | Мастер-класс: «Подари книгу другу» (Сделанную своими руками) | |
Май 2023г | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете |
Паспорт Проекта
Тема проекта | Художественная литература, как средство всестороннего развития дошкольника и повышение читательского интереса детей через создание современной эффективной комфортной развивающей образовательной среды-библиотеки. |
Вид проекта | долгосрочный |
Участники проекта | воспитатели: Самедова Севиндж Халид кызы и Шепелева Татьяна Александровна |
Актуальность проекта | Ребенок неосознанно привыкает к грамотной речи, происходит развитие воображения,что положительно сказывается на его становлении и поможет в будущем мыслить правильно |
Цель проекта | Повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей |
Проблемный вопрос | Отсутствие интереса к чтению книг. |
Задачи проекта | Познакомить детей с творчеством и биографией писателей, научиться определять жанр произведения, сформировать у детей интерес к библиотеке; |
Продукт проекта | Дети узнают о значении книги в жизни человека, повысится интерес к чтению художественных произведений, повысится словарный запас детей, формируется бережное отношение к книге |
Сроки реализации | Сентябрь 2024-май 2025 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника» план работы по самообразованию.
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телеви...
План работы по самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника».
План работы по самообразования «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника». Воспитатель :Евдокимо...
План работы по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
План работы по самообразованию на тему: "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника" Актуальность темыВсем известно, что художественная литература служит ...
Отчет о выполнении плана работы по самообразованию по теме «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе, она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. А умение воспринимать художественно...
Презентация о проделанной работе по самообразованию на тему "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"
Презентация о проделанной работе по самообразованию на тему "Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника"...
План работы по самообразованию на 2020-2021 год Воспитателя Боевой Анны Андреевны тема: «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника»
План работы по самообразованию на 2020-2021 годВоспитателя Боевой Анны Андреевнытема: «Художественная литература как средствовсестороннего развития дошкольника»...
План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников»
Цель: обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста через формирование устойчивого интереса к художественной литературе, повысить своё профессиональное мастерство....