Доклад "Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ"
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 37
Доклад.
«Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ»
(выступление на педсовете)
Подготовила: Игнатова Л.И.
2020 год.
«Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность».
Каждого родителя интересует, как ребенок проводит время в детском саду, но немногие готовы активно поучаствовать в жизни ДОУ. Задача педагогов – организовать интересные совместные мероприятия, которые помогут родителям включиться в образовательный процесс, лучше узнать своего ребенка, установить доверительные отношения с ним, поделиться друг с другом опытом семейного воспитания, обсудить актуальные проблемы и найти пути их решения.
Семья и детский сад – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи
Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание единого пространства семья – детский сад, как пространства развития ребенка, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно.
Основные принципы определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка:
Принцип преемственности, согласованных действий.
Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОО.
Принцип открытости.
Принцип индивидуального подхода к каждой семье.
Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.
Принцип обратной связи.
В работе применяются различные формы взаимодействия с семьями воспитанников:
Конференции, «круглые столы»;
Консультации, семинары;
Беседы, дискуссии;
Смотры, конкурсы, выставки, выпуск газеты;
Участие в НОД;
Кружки;
Деловые игры;
Тренинги;
Квесты; (приключенческая игра)
Встречи с интересными людьми;
Праздники и развлечения;
Дни открытых дверей;
Распространение лучшего семейного опыта;
Походы, тематические прогулки;
Мастер-классы;
Родительские вечера;
Вечера вопросов и ответов;
Дни добрых дел.
Активные формы и методы работы с родителями
посещение семей воспитанников на дому;
родительские собрания ;
консультации;
совместные проекты;
выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
совместные экскурсии в школу, библиотеку, музей;
Дни открытых дверей;
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
оформление фотовыставок;
работа с родительским комитетом;
беседы с детьми и родителями;
родительский уголок.
Наглядно – информационное направление
Наглядно–информационное направление включает в себя:
родительские уголки;
семейный и групповые альбомы ;
фотовыставки;
картотека Добрых дел.
Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Развитие такого взаимодействия предлагает несколько этапов:
Первый этап – Приглашение будущих воспитанников и их родителей на встречу в детский сад за месяц-два до прихода детей в детский сад. Где рассказывается о детском саде, показываются преимущества учреждения.
Второй этап - демонстрация родителям положительного образа ребенка, благодаря чему между родителями и воспитателями складываются доброжелательные отношения с установкой на сотрудничество.
С этой целью создаем буклеты, газеты, видеоролики, в которых рассказываем родителям о достижениях ребенка.
Третий этап – предполагает ознакомление педагога с семьями и изучение вопросов о воспитании ребенка. Здесь проявляется активность родителей, которые делятся семейным опытом по воспитанию
Четвертый этап - практические задания психолого – педагогических особенностей воспитания дошкольников. При этом используются различные формы и методы. Это родительские собрания, групповые тематические выставки детских работ. Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает лучше узнать наших воспитанников.
«Открытость детского сада внутрь» - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада («Дни открытых дверей»). Родители, члены семьи вносят свой вклад в образовательную работу. Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Вместе с детьми учатся работе с бумагой (из салфеток, гофрированной бумаги). Организовывают мастер-классы, проводят тематические прогулки, походы, катание на коньках. Проходят встречи с интересными людьми («Гость группы»). А также игротренинги, квесты, досуговые мероприятия.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Показателями высокого профессионального уровня воспитателя и качества педагогического процесса являются владение и успешное применение новых технологий, отражающих личностно-ориентированный подход педагога к воспитанникам. Среди этих технологий – педагогика сотрудничества, использование метода проектов в работе с детьми.
Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и взрослых является проектная деятельность.
Проектная деятельность - это воспитание ребенка через деятельность, а в работе с семьей - через совместную деятельность. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний. Кроме того, открываются большие возможности для организации совместной познавательно - поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
При взаимодействии детского сада и родителей в проектной деятельности соблюдаются следующие правила:
1. Информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов.
2. Добровольность и возможность выбора.
3. Чувство успешности. Родители, как и дети должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности.
Использование проектной деятельности позволяет:
1.Повысить профессиональную компетентность педагогов детского сада по вопросам взаимодействия с семьей;
2.Приобщить родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;
3.Повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей.
Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания. Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Сценарии праздников и развлечений разрабатываются совместно с родителями, музыкальным руководителем, старшим воспитателем. Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, разрабатывается определенный алгоритм подготовки к праздникам:
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых;
- изготовление пригласительных билетов;
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- изготовление атрибутов, пособий.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. Вовлекая родителей в воспитательно-образовательный процесс, педагоги ДОО помогают им увидеть особенности мировосприятия дошкольников, лучше понять своего ребенка, обнаружить его сильные и слабые стороны, учитывать индивидуальные особенности в решении задач воспитания, проявлять искреннюю заинтересованность в его жизни и быть готовым всегда оказать ему поддержку. Так из зрителей и наблюдателей родители становятся активными участниками образовательной деятельности ДОО.
В заключение необходимо акцентировать внимание на том, что взаимодействие ДОО и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения потребностей и интересов семьи.
Ключевой идеей представленных форм взаимодействия в условиях детского сада является формирование доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одно звено, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие активного ребенка вне образовательной деятельности
Выступление из опыта работы на тему:"Развитие активного ребенка вне образовательной деятельности"Сейчас складывается тревожная статистика с ухудшением или нарушением физического развития и состояния з...
Выступление на методическом объединении для воспитателей младшего дошкольного возраста ««Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности» . Тема: «Шаги к успешному взаимодействию с семьей»
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. ...
Эссе «Самооценивание педагогом своей квалификации и образовательной деятельности в условиях реализации программы повышения качества образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации».
Работая в дошкольном образовании, я понимаю всю сущность этой профессии, а именно то, что в дошкольном...
Создание условий для повышения двигательной активности детей в образовательной деятельности в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями.
Выступление на педсовете...
Создание условий для участия родителей в образовательной деятельности
В данном материале раскрываются проблемы взаимодествия с родителями:выявление образовательных потребностей семьи;анкетирование родителей;установление партнёрских отношений педагогов с родителями;приём...
Теоретический доклад: «Активные формы организации образовательной деятельности с детьми в процессе реализации программы «Социокультурные истоки»
Теоретический доклад:«Активные формы организации образовательной деятельност с детьмив процессе реализации программы «Социокультурные истоки»...
Двигательная активность в специально-образовательной деятельности:логоритмика
Логоритмические занятия помогают улучшить важнейшие навыки:повышается ловкость, улучшается крупная и мелкая моторика, улучшается мимика, интонация и темп речи, развиваются творческие способности...