Система методической работы по приоритетному направлению работы ДОУ
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Система методической работы по приоритетному направлению работы ДОУ | 205.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультет повышения квалификации
педагогических кадров
Кафедра педагогики и методики дошкольного образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: « Система методической работы по приоритетному направлению работы ДОУ»
Слушателя курсов повышения
квалификации старшего воспитателя
ГБОУ д/с № 1776 с этнокультурным
(русским) компонентом образования
Северного округа
Лосик Инны Степановны
Группа ДОУ 3
Москва, октябрь 2012 г.
1.Введение
1.1.Обоснование важности и актуальности темы ……………………..3
1.2. Цель. Задачи. Методы работы ………………………………………4
2. Теоретическая часть
2.1.Анализ научно- методической литературы…………………………9
2.2.Состояние изученной данной проблемы…………………………...18
2.3.Характеристика состояния работы по данной теме……………….20
3. Практическая часть
3.1. Опыт по совершенствованию образовательного процесса…………..22
3.2. Методы, средства, используемые для достижения положительных результатов работы коллектива……………………………………………30
4.Заключительная часть.
* Выводы. Перспективы дальнейшей работы…………………………..34
1.Введение
1.1. Обоснование важности и актуальности темы.
Приоритетным направлением работы ГБОУ детский сад с этнокультурным (русским) компонентом образования №1776 является приобщение детей к истокам народной мудрости, самобытности, духовным ценностям народного творчества, воспитание нравственно - патриотических чувств, толерантности через разнообразные виды детской деятельности, что способствует сохранению целостности педагогического процесса.
Необходимость обращения к истокам народной культуры, традициям, обычаям народа неслучайна. Не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколение. Поэтому важно возродить преемственность между ними, дать детям нравственные устои, патриотические настроения. Безжалостное обрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. В нашей повседневной жизни малыши окружены в основном современными ритмами, которые не всегда отличаются хорошим вкусом. Поэтому особенно актуальной является задача – привить детям любовь к русской культуре, познакомить с её истоками, обычаями, традициями, ввести ребенка в духовный мир, т.к. это является одним из главных показателей становления личности.
Согласно положению Концепции дошкольного воспитания (1989) о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а также идее выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно-нравственного, эстетического и патриотического развития человека (И.А. Ильин, Д.С. Лихачев и др.) необходимо вести работу с детьми в обозначенном направлении.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; самореализовать себя как личностей, любящих свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки), народные игры.
В настоящее время отечественная педагогика развивается в трёх направлениях. Первое направление ориентировано на формирование у детей знаний, умений и навыков. Основная цель которого- умственное воспитание. Второе направление характеризуется введением в отечественное образование системы зарубежного опыта воспитания и образования, без учёта своеобразия природных, социально- исторических, духовных традиций, духовного своеобразия народа и государства.
Мы же (наш педагогический коллектив) ориентируемся на третье направление, которое предполагает обращение к духовно- нравственным традициям отечественного образования и воспитания. Это направление видится нам наиболее перспективным, поскольку связано с укладом жизни и форм национального (русского) опыта, восстановлением, сохранением и передачей народных традиций подрастающему поколению.
Мы считаем, что именно в дошкольном и младшем школьном возрастах содержание образования должно быть открытым для формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств, так как в этом возрасте ребенок познает мир и связан с ним преобладающе на эмоционально-когнитивном уровне. Дошкольник эмоционально сострадателен, эмоционально соучастен.
1.2. Цель. Задачи. Методы работы.
Для того, чтобы зажечь в сердце ребенка любовь к народной культуре, обеспечить обожание ребенком других людей, в детском саду проводится большая, целенаправленная работа, по ознакомлению дошкольников с народным творчеством, актуализируя развитие доброты, различие добра и зла, окружив уютом, теплом психологической комфортности, обеспечив эмоционально – нравственное переживание ребенком лучших традиций народной культуры (гостеприимства, дружелюбия, хлебосольства, трудолюбия и др.) в играх, сказках, художественно-творческих видах деятельности, осознания своей сопричастности к родной культуре, народу, Родине. Только так с раннего детства можно развивать глубокий, духовный, творческий патриотизм. Именно поэтому, родная культура, семья, должны стать неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса, формирующих душу ребенка, порождающим личность.
Однако, окружающая действительность, особенно в городе, не даёт возможности реального приобщения детей к народной культуре. Для педагогического коллектива возникает задача целостной организации образовательного пространства и создания условий для эмоционального насыщения внутреннего мира ребенка ценностным содержанием.
Особая роль в ее решении принадлежит созданию в дошкольном учреждении оазиса культуры, оберегая детей от жестокости современного мира и низкопробных образцов массовой культуры, ориентирующих на “культ денег, силы и богатства”.
Необходимость опоры на традиционную систему ценностей отечественной культуры для общества и для государства показали первые "постперестроечные" годы. Оказывается без опоры на традиционные ценности невозможно выстроить нормальные межличностные отношения и отношения внутри государства и с миром в целом. Именно поэтому, в организации образовательного пространства детского сада мы обратились к ценностям русской традиционной культуры и выбрали статус образовательного учреждения с этнокультурным компонентом.
Издавна в отечественной педагогике воспитание тесным образом связывалось с развитием духовно- нравственной сферы сознания человека, имело основную цель - воспитание человека существом мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, честным, трудолюбивым, скромным, уважительным, ответственным.
Эти духовно- нравственные особенности русского человека составляют ядро личности и благотворно влияют на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние, общее физическое и психическое развитие.
«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»- говорил К.Д. Ушинский. «Обращение к опыту народной педагогики в настоящее время, когда идёт поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно- нравственные компоненты в содержании образования» (Рубцов В.В.).
Народное воспитание имеет еще одно, на наш взгляд, преимущество - оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков - мужчин-защитников, а из девочек - женщин-матерей. Народная педагогика создает у детей осознание своей сопричастности не только семье, группе или саду, но и общностям более высоких порядков (город, народ). Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в воспитании не соблюдается историческая преемственность поколения. Это очень опасно- лишить ребёнка исторической памяти. Самым слабым звено на сегодняшний день, как ни странно, в воспитании ребёнка, является СЕМЬЯ. Поэтому, дошкольному учреждению предстоит помочь семье в решении проблемы духовно-нравственного воспитания.
Перед дошкольным учреждением стоит сложная задача- привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, объединив усилия для развития и воспитания детей. Помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей на основе народной педагогики, которая направляет воспитание на конкретную личность, которая связана ответственностью не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа.
Городская программа «Московская семья- компетентные родители» обратила внимание педагогов на проблемы, характеризующие сложность и многогранность современной социальной действительности, на то, что сегодня, «в городских условиях жизни семья существенно меняется как ценность и культурная реальность. Стали иными экономические условия её жизни, система норм и семейных ценностей. Разрушились традиционные уклады, преобразовались межпоколенные родственные, соседские связи, изменилось ролевое поведение мужчин и женщин в семье и многое другое. Всё это не может не отражаться на характере детско- родительского общения, приводит к дефициту его позитивных эмоциональных связей, что потенциально и реально уменьшает воспитательные возможности нынешней семьи. Это заметно отразилось на качестве её социализирующего влияния, привело к деформации в физическом, духовно- нравственном, эмоциональном развитии детей».
В связи с этим государство ставит очень важную задачу по укреплению социальной ценности семьи, родительства и детства. Детский сад, в свою очередь стремиться помочь родителю в содействии нравственному и эмоциональному благополучию ребёнка, повысить их воспитательную компетентность через язык игры, через психолого-педагогическое сопровождение родительской компетентности, использование эффективных методов включения родителей в продуктивную жизнь ребёнка в детском саду.
Таким образом, разработка и реализация программы «Московская семья- компетентные родители» в ДОУ направила весь коллектив на мобилизацию профессиональных сил, диалогическую стратегию сотрудничества.
Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены потребностью существенных изменений в ходе функционирования учреждения для перехода в режим развития. Свою работу ДОУ строит в соответствии с основными документами:
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (с изм. и доп.);
Семейный кодекс РФ от 08.12.1995г. № 223 ФЗ (с изм. и доп.)
Законом РФ « Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992 (с изм. и доп.);
Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (постановление от 27.10.2011 № 2562, с изм. и доп.);
СанПин 2.4.1.2660-10 утверждённые постановлением Главного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164 (с изм. И доп.);
Приказ «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» № 2151 от 20.07.2011;
«О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» (письмо МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ от 09.08.2000 № 237/23-16);
Государственная программа г.Москвы на среднесрочный период 2012-2016 гг. «Развитие образования г.Москвы»(«Столичное образование).
Устав ГБОУ г.Москвы детский сад № 1776 с этнокультурным (русским) компонентом,
«Постановление правительства Москвы о школах с этнокультурным компонентом» (1996г.)
Наше дошкольное учреждение ориентировано на социально- образовательный запрос более глубокого изучения русской культуры. Направление нашей работы:
Развитие познавательно- творческих способностей дошкольников через различные формы освоения традиций и национальных ценностей в процессе разнообразных видов детской деятельности.
В соответствии с этим была поставлена задача –
педагогического моделирования целостной образовательной системы на основе традиционных духовно-нравственных ценностей отечественной культуры с разработкой комплекта методических материалов для воспитателей, содержащих рекомендации по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
В ДОУ были организованы семинары по изучению научно-методических материалов:
Концепции и стратегии модернизации московского образования;
рекомендации городской конференции и окружных круглых столов по вопросам развития этнокультурного компонента содержания образования;
рекомендации городской конференции и окружных круглых столов по вопросам проектной деятельности в учебных заведениях.
материалы окружной программы развития образования в 2012-2016 гг. «Качество образования как фактор личностного развития и социализации детей и молодежи САО города Москвы»;
рабочие планы образовательной деятельности работы образовательных учреждений с этнокультурным компонентом образования Северного округа, создаваемые на основе московского базисного учебного плана и целевых программ МДО;
учебно-методические разработки по отдельным учебным программам этнокультурного компонента образования, создаваемые авторами курсов;
программа повышения квалификации «Методологические, психологические и педагогические основы организации проектной деятельности в образовании (программа профессионального развития)»;
методики и инструментарий проведения мониторинга хода и результатов образовательной деятельности:
Анкеты, интервьюирование, продуктивные (рисуночные) тесты
Продуктивные тесты: «Дом» – «Дерево» – «Человек»- «Деревня» - «Несуществующее животное»; Тест «Герой и Красавица»
Диагностическая методика «5 рисунков» (Н.А.Лепской);
Восьмицветный тест Люшера; диагностика по музыкальной деятельности О.П.Радынова; план-диагностика Мерзляковой
Тест «Лесенка» по исследованию индивидуальных особенностей и качеств личности (самооценка)
Т.Д. Марцинковской;
Эмоциональное благополучие в группе;
Креативность: тест Торенса .
Теоретическая часть
2.1.Анализ научно-методической литературы.
Анализ научно- методической литературы показал, что истоками этнохудожественного образования являются идеи великих педагогов и просветителей России о патриотическом, художественно- эстетическом и национальном воспитании подрастающего поколения на основе народной художественной культуры. Эти идеи развивались одновременно с мечтой о создании народной школы, так как наша отечественная школа никогда в полной мере не была носительницей полноценного этнокультурного образования.
Изначально образование в России строилось по европейскому образцу на основе реформ, проводимых Петром Первым. Последствиями этих преобразований стало массовое отторжение подрастающего поколения от традиционной народной культуры, так как школа была засорена иноземным влиянием. Вот как об этом пишет писатель-декабрист А.А.Бестужев-Марлинский: «Подрастающее поколение всасывало с молоком матери безнародность и удивление только чужому, росло на основе французской литературы, вовсе несходной с нравом русского народа и с духом русского языка». [1]
О своих школьных годах воспоминаниях Е.Р. Дашкова. Она пишет: «Мой дядя не жалел денег на учителей, и мы получили хорошее образование: мы говорили на четырех языках…, хорошо танцевали, умели рисовать; некий статский советник преподавал нам итальянский язык, а когда мы изъявили желание брать уроки русского языка, с нами занимался Бехтеев; у нас были изысканные и любезные манеры, и потому не мудрено, что мы слыли за отлично воспитанных девиц. Но что же было сделано для развития нашего ума и сердца? Ровно ничего!» [2]
Перенос идей западного образования без учета национальных особенностей традиционной русской культуры пагубно отразился на результатах воспитания. “Россия слишком мало известна русским” – этот коренной недостаток русского образования отмечал Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) в своей записке Николаю 1 “О народном воспитании” Гениального поэта тревожила «познавательная пустошь» соотечественников. Видя в народной культуре источник нравственности и духовности, А.С.Пушкин в своих произведениях раскрывал своеобразие русской души, отмечая ее сильные и слабые стороны с присущими для нее двумя истинно патриотическими чувствами: «любви к родному пепелищу" и "любви к отеческим гробам", в которых "обретает сердце пищу". Из этих чувств человек познает смысл жизни, приобретает "самостояние", укрепляет связи с устоями народной жизни и традициями семейного круга ("Моя родословная"), наполняется чувством любви к малой Родине, являющимся залогом любви к Отчизне.[3]
В отрыве образования от народной культуры многие отечественные мыслители видели опасность для будущего России. Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) и Иван Васильевич Киреевский (1806-1856) видели недостатки русской действительности и боролись за сохранение всего лучшего, что было накоплено культурой Древней Руси. Они считали, что у истоков народной педагогики стояла нравственная народная философия воспитания со свойственным ей культом человека и его одухотворенности на началах соборного бытия и неприятия рационализма, свойственного западно-европейской цивилизации. В допетровской Руси они видели самобытную культуру – свидетельство реально проявленной творческой силы народа и ее огромных потенциальных возможностей.
Отмечая противоположные пути развития России и Запада, И.В. Киреевский подчеркивал, что эта разница исходит из особенностей русской традиционной культуры и образа жизни славян, и «образованность древне языческого мира» хранится в семейных традициях воспитания, в котором главенствует духовное начало, обращенность к житейским правилам соборного бытия[4].
А.С.Хомяков одним из первых уловил разницу отечественного и зарубежного воспитания, отмечая, что у нас – «дух, духовность, а у них – «материальное, рациональное». Отсюда – важное педагогическое заключение: строй ума у ребенка, у которого первыми словами были «Бог, тятя, мама», будет не таков, как у ребенка, первыми словами которого были: «деньги и выгода».[5] Подчеркивая значимость этнокультурных основ образования А.С.Хомяков утверждал, что образование должно опираться на лучшие традиции, укореняться на народности, иначе «обессиленный ум не даст плода в знании, убитое чувство глохнет и засыхает, человек отрывается, так сказать, от почвы, на которой вырос, и становится пришельцем в своей собственной земле».
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) одним из первых отстаивал взаимосвязь воспитания с национальными особенностями культуры каждого народа, подчеркивая, что "всякий должен расти в своем Отечестве и заранее привыкать к его климату, обычаям, характеру жителей, образу жизни и правления…». Он указывал на то, что в России есть все для того, чтобы «сделаться хорошим русским...», и «негоже перепоручать воспитание и
образование ребенка гувернеру-французу», как это было принято в русских семьях первой половины XIX в.[6]
Василий Васильевич Розанов (1856-1919) в ряде своих теоретических работ сформулировал принципы образования на основе взаимосвязи с традиционной культурой. Более всего его волновала утрата русскости, патриотизма. В письме к М.О. Гершензону он пишет: «У нас совсем нет мечты своей родины… у греков она есть, была у римлян, у французов – «прекрасная Франция», у англичан – старая Англия; у немцев – «наш старый Фриц»… Только у прошедших русскую гимназию – «Проклятая Россия…»; у нас слово «отечество» узнается одновременно со словом «проклятие».[7]
В своей статье "Важная комиссия" [8] В.В. Розанов призывает ввести русскую культуру в содержание образования: "Дайте в школу русский строй, русский быт, русский дух!". В его школьном проекте увеличено количество учебных часов на преподавание русской истории и литературы[9], но его идеи не были реализованы.
Идею введения в содержание образования традиционной народной культуры развивал Федор Михайлович Достоевский (1821-1881). Он подчеркивал, что реформы Петра Первого разрушили социальные устои и разделили общество на две социальные группы, к которому относит всех, кто ее возделывает, исключая и обособляя дворянство в «образованный класс». Слову "почва" Достоевский придает новое социально-философское значение: "почва" – это земля, ее основание, то, на чем стоит человек; это народ с его обычаями, культурой, традициями; это «генофонд нации». Причина разобщенности народа и интеллигенции, по мнению писателя, заключается именно в «почвенности»: «История вырыла между нами пропасть» и со временем этот разрыв не уменьшался, а становился все глубже и глубже. «Разрыв с почвой» – трагедия для интеллигенции, не знающей своих корней и отделенной от своей культуры.
Ф.М. Достоевский утверждал, что образование должно быть направлено на «познание России: ее истории, языков, народностей, обычаев, всех славянских наречий и даже отчасти византизма… Надо изучить и осознать законы русской мысли и русского развития, их особенности, которые «не подразумеваются русскими даже в том, что она должна быть на свете, она есть действительно, и что с условиями ее развития слита, может быть, вся русская будущность».[10] Утверждая, что все беды, обрушившиеся на плечи русского народа, происходят от незнания родной культуры, Достоевский обращается с призывом «стать русским», т.е. «стать самим собой» и «перестать презирать свой народ». [11]
Заимствование чужого опыта без осмысления, глубокого анализа встретило решительный отпор у классиков русской педагогической мысли К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого. Оба они выступили с резкой критикой зарубежной школы, справедливо упрекая немецкую школу за абстрактность, метафизичность, педантизм и узкую рецептурность.
Изучив европейское образование, Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1871) подчеркивал необходимость создания школы на основе принципа народности. До сих пор К.Д.Ушинский остается единственным теоретиком в педагогике, обосновавшим этот принцип в учении о воспитании.[12]
Под «народностью» Ушинский понимал «самое высокое и самое прекрасное создание божие на земле» и выделял следующие признаки народности:
творчество народных масс, создающих богатейшие духовные ценности;
патриотизм, любовь к Отечеству, формируемые в процессе воспитания на основе народности;
православно-религиозная нравственность, духовность русского народа,
следование православной традиции.
В неравном бою с теми просветителями, которые отсекали почвенное начало и национальный колорит образования, он отстаивал идею народности и утверждал, что каждый народ в своей культуре хранит свой собственный идеал человека и воспроизводит его в воспитании.
К.Д. Ушинский призывает поднять уровень знаний о России, чтобы возвратить оторвавшемуся от своей истории и культуры россиянину ее ценности. Необходимо так построить образование, чтобы «каждый юноша, оканчивая курс учения, знал о России столько же положительных фактов, сколько знает о своей маленькой Швейцарии десятилетний швейцарец, окончивший курс начальной школы». Только тогда Россия может построить систему образования, соответствующую стремлениям и потребностям народной души[13].
В своих рекомендациях Ушинский советует педагогам изучить фольклор, народное искусство, историю России и не вставать в позицию абсолютного судьи наследию предков. Педагог и методист – не цензор, а проводник, ведущий к нему потомков. Задача педагога - сформировать личностное, ценностное отношение каждого из питомцев к историко-культурному наследию, ввести их в мир народного предания через устное народное творчество, народные песни, хоровое пение.
Особое внимание он придавал содержанию детских книг и учебников с письменными заданиями. Книги для детей «Детский мир» (1861 г.) и «Родное слово» (1864 г.) содержат народные пословицы и поговорки, загадки, сказки, в которых отражены все стороны жизни русского народа (домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная), его потребности и привычки. В учебник «Родное слово» включены упражнения по элементарной грамматике родного языка и задания по художественно-творческим видам деятельности (рисованию, черчению, рукоделию и др.).
Фольклорные тексты, по словам К.Д.Ушинского, раскрывают перед ребенком красоту и меткость русского языка, «пробуждают к жизни семена родного языка, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребенка». [14] В качестве первых предложений для написания маленькими пальчиками ребенка К.Д. Ушинский предлагает не “мама мыла раму” и даже не “я люблю родную землю”, а полные чувства и мысли выразительные фрагменты народной речи: “от радости кудри вьются, а от горя секутся”, “солнышко совсем меня сожгло». Так на основе образов народной культуры «в душе дитяти с логической мыслью будет срастаться прекрасный поэтический образ Родины», развитие ума будет идти «дружно с развитием фантазии и чувств: логическая мысль отыщет себе поэтическое выражение ...».
Методические рекомендации к «Родному слову», составленные К.Д.Ушинским для педагогов, сыграли исключительную роль в профессиональном образовании российских учителей. Многие известные ученые (В.Я. Струминский, Н.К. Гончаров, М.А. Данилов и др.) отмечали «Родное слово» как гениальное творение великого педагога, где самые прогрессивные мысли отечественной педагогики о развивающем характере обучения воплощены с огромным педагогическим мастерством. По отзывам многих народных учителей, книги Ушинского – высоконравственные народные книги для чтения, в которых представлены реальные знания, будившие у детей живую любовь к Отечеству, родной природе, развивавшие умственно и нравственно, раскрывающие способности к творчеству.
Велики заслуги К.Д. Ушинского в духовном объединении прогрессивных педагогических сил в России. Борясь за русскую национальную систему воспитания, он не провозглашал ее исключительной для России, а предполагал творческую переработку и применение ее к просвещению других народов. Это делало великого русского педагога народным просветителем всероссийского и мирового масштаба. В этом и заключается неподражаемое педагогическое мастерство К.Д. Ушинского и его вклад в развитие этнохудожественного образования.
Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) – сторонник свободного пути развития человечества, защитник идеалов любви и согласия, ненасильственного воспитания детей. Он был глубоко убежден, что русская школа может достичь заметных результатов в своем развитии, если будет оставаться самобытной, продолжающей и развивающей то лучшее, что было ею накоплено и создано народом. Абсолютизируя, а подчас и гиперболизируя недостатки официальной «земской» школы (муштру, зубрежку, телесные наказания, формализм и т.д.), Л.Н. Толстой в поисках образца воспитания обращается к крестьянским «школам грамотности», существовавшим в Древней Руси. Борясь за просвещение крестьянских детей, он первым в России создал школу свободного воспитания и творческого развития ребенка , в которой сочетались интересные по содержанию и занимательно поставленные уроки литературы, рисования, пения, музицирования с разнообразными играми и экскурсиями.
Важную роль для развития русской школы сыграли оригинальные учебники "Азбука" и "Новая азбука" Л.Н.Толстого [15]. В поисках материалов для учебников Л.Н.Толстой обратился к русскому устному народному творчеству и литературе народов разных стран. Он использовал почти все жанры устного народного творчества. В «Азбуку» включено 260 пословиц, поговорок и загадок, тексты русских народных сказок, научно-популярных рассказов о трудовой жизни народа, древнеславянские тексты (отрывки из Нестеровой летописи, Библии, тексты молитв и т.д.).
В современной России и далеко за ее пределами педагоги бережно относятся к наследию Льва Николаевича. Его педагогические труды изучаются и воплощаются в практике. В ряде школ Тульской области и других российских городах, включая Москву, Санкт-Петербург, а также в школах Японии, Франции, Германии, США, Южной Кореи и других странах работают школы свободного воспитания, построенные на основе педагогических идей Л.Н.Толстого.
Иван Александрович Ильин (1882-1954) русский философ, психолог, писатель, пророчески говорил о духовном обновлении и возрождении России. В своих работах «Истоки и смысл русского коммунизма», «Русская идея», «Самопознание», «Путь к очевидности» И.А.Ильин призывает народ подняться и вновь обрести свою культуру, свой «национальный духовный лик». C гениальной глубиной, мудростью и даже поэзией он выразил свое убеждение относительно цели русского воспитания:
«…России нужен не шум, а ответственная идея на десятилетия, на века… Эта идея должна быть государственно-историческая, государственно-патриотическая, государственно-религиозная. Эта идея должна исходить из самой ткани русской души и русской истории, из их духовного склада. Эта идея должна говорить о главном в русских судьбах – и прошлого, и будущего; она должна светить целым поколениям русских людей, осмысливая их жизнь и вливая в них бодрость…
Что же это за идея? Это есть идея воспитания в русском народе национального духовного характера. Это – главное. Это – творческое. Это – на века. Отсюда придет ее возрождение. Отсюда ее величие воссияет в невиданных размерах. … Здесь источник расцвета русской науки, русского искусства, русской культуры». [16]
Народное художественное творчество И.А. Ильин определял как «живую культурно-историческую психологию». В народном творчестве продолжает существовать народная память в «священных подвалах сознания». Зондируя этот «источник», философ обнаруживает в нем магическую глубину, где инстинкт, художество и опыт жизни народа скопили национальную, суеверно-языческую мудрость. Без осмысления мифологического в народном творчестве нельзя понять сакральные смыслы древнейших традиций. Именно поэтому он придавал особое значение русской народной сказке, заселяющей душу национальным мифом, «хором образов», в которых народ «созерцает себя и свою судьбу». Он призывает педагогов учить детей слушать и рассказывать сказки, декламировать стихи, знакомить с вечно живыми образами национальной святости, мужества и доблести героев народа, так как народная поэзия, былины, песни пробуждают в ребенке чувство соучастия в делах святых, а «русскость героя» дарует веру в силу своего народа. [17]
Выдающийся отечественный педагог и психолог Павел Петрович Блонский (1884 – 1941) выдвигает идею историзма, согласно которой схема развития ребенка в общих чертах напоминает схему развития «ума человечества», но это «копия смутная, неясная, с массой пробелов и искажений». Именно этим объясняется близость детского сознания к мифологическому. Вот почему исходной точкой обучения должно быть детское, народное и старинное научное и художественное творчество и каждый ребенок должен познакомиться и «пережить» его. Через сказки и песни, причудливые рассказы про старину на настоящем русском языке, народные предания и праздники ребенок приобщается к миросозерцанию народа. Такое обучение поможет ребенку сердцем и мыслью слиться с родной культурой, научит жить. Если же ребенок не мыслил и не чувствовал, как его народ, не изжил близкого к нему старинного и народного творчества, то впоследствии он не будет самостоятельно мыслить и чувствовать как народ.
В своей статье «Задачи и методы новой народной школы» (1915г.) П.П. Блонский говорит о необходимости обучения детей с опорой на народную художественную культуру и дает методические рекомендации по организации таких занятий. Он рекомендует учителям в свои уроки включать рассказы о народных героях, народную музыку и поэзию, направлять фантазию детей.
В качестве примера методики организации урока на основе народного художественного творчества в этой же статье приводится урок-путешествие «Фантазия на тему «Ночь в низовьях Волги». В начале урока детям раздаются открытки или показываются картины на экране, а затем начинается рассказ педагога: «Мы плывем. Ночь. Яркая луна. На левом берегу далеко-далеко вглубь уходит степь. На правом – все утесы да утесы, дикие, наваленные друг на друга, слышится песня. Детям предлагается запеть песню «Как по морю» или «Ах, ты, ночь ли ноченька!» После пения тихая пауза, и далее учитель продолжает аккомпанировать и говорит: «Дети, мы подъехали к утесу Стеньки Разина». Раздача картинок. Рассказывание или чтение легенды о Стеньке Разине, затем рассказывание историй о заколдованных кладах. Но вот рассвет. Совместное описание «Гимн утру». Урок заканчивается совместным детским творчеством легенд, их рисованием, лепкой, кто, что захочет.
В книге «Трудовая школа» (1919г.) П.П. Блонский придерживался взглядов на то, что программы изучения литературы, музыки, изобразительного искусства должны строиться на понимании и элементарных умениях владения языком искусства, начиная со старинного русского искусства. Ученый советовал производить возможный синтез музыки, поэзии, театра для более осмысленного восприятия отдельного вида искусства» ... достичь ее (цель музыкального воспитания) возможный синтез с поэзией и театром».
Ильин И.А. Духовный смысл сказки //Студенческий меридиан.- 1989. - № 2. - С.5-27.
Однако методические рекомендации П.П..Блонского не были внедрены и даже были запрещены, как и вся деятельность его научной школы.
И.Ф. Гончаров (профессор, доктор педагогических наук, член-корреспондент Всемирной славянской академии наук, руководитель движения Всероссийского движения «Русская новая школа») является одним из авторов концепции создания современной «Русской школы» и целого ряда программ и методических разработок,[18] которые сегодня включены в перечень передовых педагогических технологий.
И.Ф. Гончаров подчеркивает, что только в национальном лоне может созреть одаренный человек. Талантливые, гениальные, состоявшиеся в жизни люди - все национальны. Стратегия национального развития – самобытное национальное творчество, активизация потенциального запаса творческих сил народа, культ работы высокого качества, не допуская внедрение в сознание учеников национальной заносчивости, высокомерия, шовинизма, ксенофобии. Верховная, всеопределяющая идея русской школы - воспитание человека более совершенной формации, отличном в положительном смысле от человека предыдущих культурных ступеней. Заботясь о национально-русской доминанте в воспитании и образовании, русская школа не чуждается культуры других народов, но воспринимает ее не слепо, по-своему перерабатывает и усваивает. Она наследует русскую культуру, основываясь в учебно-воспитательной работе на принципе русского патриотизма, ведет учащихся к интернационализму в хорошем значении этого слова и избегает национальной ограниченности.
2.2. Состояние изученной данной проблемы.
В современном образовании сложилось несколько подходов по освоению народной художественной культуры.
Сторонники культурно-исторического подхода стараются максимально наполнить содержание образования русским этнографическим и историческим материалом. Они предлагают осуществить переход к воспитанию на положительных примерах, показать детям светлые стороны национального характера, героического прошлого страны. При этом ведущее место отводится русской истории, отечественной литературе, фольклору, народному декоративно-прикладному искусству.
Другим примером освоения народной художественной культуры являются русские школы, созданные при участии в качестве учредителей православные учебные заведения. В таких школах в содержание образования включено религиозное искусство, составляющее неотъемлемую часть русской культуры: предания о житии святых, духовная музыка, церковные песнопения и др.
Еще одним примером являются образовательные учреждения с этно- и поликультурной направленностью образования, в которых обучаются дети разных национальностей.
Эти образовательные учреждения направлены на формирование у детей и подростков межкультурных коммуникаций и межэтнической толерантности[19], патриотизма, духовно-нравственных качеств личности, бережного отношения к культурному наследию народов России и мира.
В 90-е ХХ века начался новый этап развития этнохудожественного образования, который связан с созданием научно-обоснованной преемственной системы профессионального образования.
В 1995 году открывается специальность «Народное художественное творчество» в вузах культуры, а затем в педагогических вузах России. В них осуществляется подготовка специалистов по специальности «Народное художественное творчество», специализации «Руководитель этнокультурного центра», «Художественный руководитель коллектива» и «Преподаватель».
Большой вклад в развитие этнохудожественного образования внесли, М.И. Долженкова, М.С. Жиров, В.Ф. Зива, Т.С. Комарова, Г.Я.Никитина, Т.Я. Шпикалова , Т.И. Бакланова и др.
С 1995 года ведется работа по созданию преемственной модели этнохудожественного образования «детский сад – школа – вуз» на основе духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры (автор концепции Т.И. Бакланова).
С 2000г. народная художественная культура введена в Госстандарт общего образования по образовательной области «Искусство» в предметах: «Изобразительное искусство» и «Технология и художественный труд», «Музыка» и «Мировая художественная культура»[20].
Развитию этнохудожественного образования уделяется большое внимание в центре «Этносфера», Московском институте открытого образования, ведущих работу по повышению квалификации работников образования.
О возрастающей роли народной художественной культуры в современном образовании отмечается на международных и всероссийских научно-практических конференциях. В 2001 году в Москве была проведена Международная научно-практическая конференции «Европейская школа – ХХ1 века» (2001г), на которой приняты предложения по изучению в школах отечественного культурного наследия с целью формирования у детей и подростков миротворчества, миролюбия, дружелюбия, братства, ненасилия и мира.
Различный опыт развития этнохудожественного образования в России был представлен на 11 Всероссийской научно-практической конференции в Шуйском государственном педагогическом университете (2004г.). Участниками этой конференции была принята «Концепция этнокультурного образования».[21] В этом документе намечена стратегия развития этнохудожественного образования и пути его совершенствования, а также определены основные требования и подходы к преподаванию народной художественной культуры в различных учреждениях образования и подготовки кадров.
Таким образом, развитие этнохудожественного образования в России исторически проходило в сложных условиях. Народная художественная культура долгое время не принималась во внимание в образовательной политике государства. Идеи воспитания подрастающего поколения на основе народной художественной культуры пронизывают труды многих отечественных педагогов прошлого и настоящего. Эти идеи связаны с созданием этнокультурной школы и возрождением России, а утрата русскости воспринималась многими учеными как прямая опасность жизни народа и умножения его творческой самобытной силы.
В конце ХХ века реформирование образования способствовало обогащению содержания современного образования на основе народной художественной культуры для решения важнейших педагогических проблем современности, а также развитию системы непрерывного этнохудожественного образования, открытию вузовской специальности «народное художественное творчество», созданию преемственной системы, начиная с его первой и важнейшей ступени – детского сада, школе, учреждениях дополнительного и профессионального образования. Анализируя основания духовно-нравственного воспитания, при определении исходных понятий «воспитание» и «развитие», мы опирались на работы О.С. Анисимова [18], Л.С. Выготского [80], Г.С. Семенова [298], В.И. Слободчикова [305].
2.3.Характеристика состояния педагогического потенциала русской традиционной культуры и задачи его реализации в этно -художественном образовании
Осмысление традиционной народной художественной культуры в контексте духовно-нравственных ценностей и идеалов народа позволяет раскрыть ее педагогический потенциал, имеющий большое значение для воспитания, развития и оздоровления современных детей.
Под «ценностями» в педагогике подразумеваются элементы нравственного воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые выражаются в личностных установках, свойствах и качествах, определяющих его отношение к обществу, природе, другим людям, самому себе.
В наследовании детьми лучших духовно-нравственных ценностей и стереотипов поведения[22], характерных для русской традиционной культуры /Т.И. Бакланова/, заключается основное предназначение этнохудожественного и этнокультурного образования.
Духовно-нравственные ценности и образы-идеалы отечественной культуры имеют большое значение для духовно-нравственного развития современных детей, поскольку несут в себе информацию о духовно-нравственных качествах (добродетелях) человека (добротолюбии, нестяжательстве, трудолюбии, правдолюбии, любомудрии, справедливости, достоинстве, чести, мужестве и др.). Через них для современных детей раскрывается мир традиционных гармоничных отношений человека с природой и другими людьми, они содержат в себе глубинные механизмы социокультурной адаптации, сохранения физического и духовного здоровья людей, передачи и наследования лучших традиций.
Духовно-нравственное развитие личности является результатом целенаправленного совместного воспитательного влияния семьи и образовательных учреждений, развития ценностных ориентаций и идеалов, гуманных отношений, складывающихся в процессе взросления человека. Конечная цель этого процесса – человек духовный, воплощающий в себе свободу мысли, творчества, нравственного поступка, независимость от чуждых аморальных давлений, стремящийся к справедливости, ответственности, организации и любви.
В энциклопедическом словаре понятие «духовность» рассматривается как «идеальная потребность к познанию» или «духовное познание», «специфическое человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности». Духовность личности включает в себя усвоение ценностей народной жизни, исторически сложившихся лучших традиций, выработанных на основе народной морали с представлениями народа о добре, справедливости, счастье. Важным показателем проявления духовности человека является способность к рефлексии, самопознанию, переосмыслению и корректировке жизненных явлений в соответствии с усвоенными общечеловеческими духовными ценностями и моральными нормами.
Среди духовно-нравственных ценностей русского народа, которые необходимо прививать современным детям, особое значение имеют ценности матери и материнства, семьи и традиционных семейных отношений; ценности родной природы и родины; трудолюбия и производительного труда на родной земле, как основа счастья и благополучия. Эти ценности отражены во всем многообразии народного художественного творчества. Они закреплены в образах – идеалах русского народа и в произведениях искусства, основанного на фольклорных традициях (А.С..Пушкина, М.И..Глинки, П.И..Чайковского, Н.А..Римского-Корсакова, братьев Васнецовых и др.).
Практическая часть
Опыт по совершенствованию образовательного процесса.
Признание ведущей роли позитивного творческого начала в становлении личности определяет новый подход к пониманию роли дошкольного образования, и в частности, к пониманию соотношения в нём процессов воспитания и обучения. В дошкольные годы у ребенка закладываются первые модели поведения и отношения к миру и самому себе, формируется базис культуры личности. К сожалению, очень часто конечным результатом дошкольного образования и воспитания декларируется “подготовка ребенка к школе”, при этом игнорируется то, что ребенок является субъектом культуры с самого рождения и “забывается”, что у каждого ребенка есть свой внутренний мир, который движет его саморазвитие с раннего возраста. Именно поэтому формирование познавательного интереса и способности детей к творчеству через многообразные средства народной культуры, введение детей в мир сказки и сказочных ситуаций - одна из задач современного образования.
Этими современными тенденциями обусловлена идея педагогического моделирования образовательной системы познавательно-творческого развития детей на основе подхода, где ведущая роль отводится духовно-нравственным ценностям русской традиционной культуры. Эти положения мы учитывали при моделировании образовательной системы и планировании педагогического процесса в ГБОУ детский сад № 1776 с русским этнокультурным компонентом.
В процессе реализации программы развития дошкольного учреждения, по обновлению содержания обучения, развития познавательной творческой деятельности дошкольников с использованием ТРИЗ, уделялось внимание формированию у дошкольников образа мира, где первоначальные ситуативные представления систематизировались и становились знаниями.
В результате усвоения систематизированных знаний у детей формировались обобщенные способы умственной познавательной деятельности, развивались диалектичность мышления, способность к прогнозированию будущих изменений. Все это является одной из важнейших основ компетентности ребенка, его готовности к продуктивному взаимодействию с новым содержанием обучения в школе.
Изучив методическую литературе по данной теме, мы обратились к инновационному опыту ОУ, работающих в этом направлении. Опираясь на подход в педагогическом проектировании образовательной системы детского сада с этнокультурным (русским) компонентом образования, мы использовали русскую народную сказку как стержень интеграции различных видов детской деятельности.
Методологической основой нашего проектирования является концепция «Русская традиционная культура в целостном образовательном пространстве детского сада и начальной школы» (Т.И Баклановой) и концепция развития познавательно-творческой деятельности на основе народной художественной культуры /А.В. Нестеренко/, работ А.И. Савенкова, М.Ю. Новицкой и др.
Работая по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Истоки» (Авторы: Л.А.Парамонова, Т.И.Алиева, А.Н.Давидчук и др.), мы успешно совмещаем ее с нашими идеями, ежегодно подтверждая это позитивными результатами в развитии детей. С 2001 года внедрили в педагогический процесс программу М.Ю. Новицкой «Наследие». Педагоги изучили народные праздники, народный календарь, познакомились с опытом этнокультурного образования. Большинство педагогов прошли обучение на курсах повышения квалификации в МИОО. Разработаны методические материалы к программам: «Оберег» (Е.Г.Борониной); «День за днем» (Е.В.Соловьевой); «Золотые ворота» (Е.В.Мартинковой) и др.
Одним из вариантов проектирования выступает разработанная нами модель развития воспитанников детского сада. Подобная модель позволяет комплексно изучать ребенка на различных стадиях его развития, определять пути использования полученных результатов в воспитательно-развивающем процессе с целью повышения его эффективности. В ней рассмотрены конкретные механизмы организации развития дошкольников. Модель имеет следующую структуру:
Модель социо-культурного и познавательно-творческого развития дошкольника
Цель развития дошкольника: | ||||||||||
Принципы организации педагогического процесса: | ||||||||||
системность | научность | доступность | Культуро сообразность | технологичности | ||||||
Условия функционирования системы социо-культурного и познавательно-творческого развития | ||||||||||
организационные | педагогические | методические | ||||||||
Задачи развития: 1. Развивать навыки системного, поискового, изобретательского мышления через рассматривание событий, предметов, явлений, веществ в их развитии, изменении, применении; 2. Развитие познавательно-творческой активности через обогащение способов познания современными психотехниками, (играми, загадками, определением смысла), опыта деятельности и расширение представлений о Картине мира (схемы, мнемодорожки) 3. Развивать творческое воображение через народные игры, сказки; Воспитание инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками. 4. Поддержание и развитие детской впечатлительности, эмоциональности. 5. Развитие технических навыков, навыков исполнительства, способностей через игры, самостоятельную деятельность, совместную деятельность(взрослый-ребенок) | ||||||||||
Функции развития: | ||||||||||
информационная | оценочная | формирующая | Креативная | |||||||
Этапы управления процессом развития дошкольников: | ||||||||||
Подготовительный | Входной мониторинг | Развивающий | Выходной мониторинг | Коррекционный | ||||||
Выявление знаний, умений, навыков, необходимых для развития. | Мониторинг развития ребенка | На основе полученных данных развитие необходимых навыков | Мониторинг развития ребенка, методы исследования, как анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, наблюдения, проективные методики (рисование сказочных героев). | Использование выводов мониторинга в целях коррекции и дальнейшего развития воспитанников | ||||||
Критерии | Влияние окружения | |||||||||
Взрослый анкет-опросников | Детское общество |
Реализуя любознательность, потребность ребенка к познанию и к творчеству, в детском саду создана специальная образовательная среда – пространство сказки, где возможно действие с необычными предметами старинного быта, домашней утвари, простейших орудий производительного и художественного труда, изделий народных умельцев в образе сказочных зверей и птиц. Образовательная деятельность с детьми проводится в мини музее «Русская изба».
В нашем детском саду действует сезонная детская картинная галерея по тематике: « Образы родной природы», «Времена года», «Сказка в рисунках детей» и др. Детская художественная галерея, выставки детского творчества и фоторепортажи о событиях детского сада, украшают фойе, лестничные марши, прихожие групп, позволяя познакомить родителей с этнокультурным направлением работы детского сада и поднять престижность и значимость этой работы, в ответ на недопонимание отдельных господ актуальности этой работы. Детские рисунки представляются на районные и городские выставки детского творчества.
Педагогами разработана образовательная модель на основе перспективного планирования, что позволяет решать проблему системно. Вся работа построена на народном календаре и народных сказках, так как фольклор может стать не только предметом изучения, но и частью детской жизни, делая её богаче, интереснее, красочнее и одухотворённее.
Педагогическая технология приобщения дошкольников к народным традициям построена на основании следующих подходов:
- вовлечение детей в разнообразные виды деятельности;
специально организованное общение;
учебно-познавательная среда;
изобразительная, музыкально - театрализованная деятельность, при сохранении приоритета игровой, включающей сюжетно-ролевую, творческую);
- интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, декоративно- прикладного, искусство слова) при опоре на фольклор,
- использование взаимодействия в системе «воспитатель-ребёнок-родитель», т.к. семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, влияющих на становление личности;
- осуществление воспитательной работы на основе традиций русской культуры;
- обеспечение активности детей на всех этапах приобщения к традициям русского народа.
На занятиях используются произведения отечественного искусства, детская литература, экспонаты музея детского сада, игрушки. Большая работа ведется в группах в книжном уголке. Дети рассматривают иллюстрации, открытки, значки. Совместно с родителями проводятся праздники и досуги по народному календарю осенние ярмарки, «Кузьминки»; Рождественские колядки, Зимние посиделки, «Масленица»; «Сороки. Жаворонушки, прилетайте», «Идёт Матушка Весна»; Летом- «Троица. праздник русской берёзки», «Здравствуй, Лето красное. Уличные гуляния», «Спас». В ДОУ организуются экскурсии ( по Москве; во время отпуска родителей- по другим городам) , посещение музеев и выставок(народной игрушки, декоративно- прикладного искусства и др.)
Ежегодно наши дети принимают участие в фестивале национальных культур, в конкурсах детского творчества округа и города Москвы.
Целенаправленная работа с детьми способствует развитию духовности, поднятию их интереса к окружающей действительности, искусству, эмоциональной отзывчивости на красоту русской природы, рукотворного мира, потребности использовать данные знания и умения на практике.
Специфика работы дошкольного учреждения проявляется в следующем:
обновлённом содержании дошкольного образования;
оптимизации образовательно-воспитательного процесса на основе педагогического потенциала средств русской традиционной культуры, позволяющего интегрировать различные виды детской деятельности и содержании в непосредственно образовательной деятельности ;
в создании эколого-художественной предметно-развивающей среды учреждения;
разработке целостной интегрированной развивающей системы обучения и воспитания;
широком использовании здоровьесберегающих технологий, в том числе арт-терапевтических методик (сказкотерапии, цветотерапии, музыкотерапии, куклотерапии, фольклоротерапии и др.),
привлечении родителей к сотворчеству, объединении наших усилий для достижения успехов в процессе совместного воспитания детей.
В дошкольном учреждении была разработана и внедрена педагогическая технология социально- культурного и познавательно –творческого развития детей, включающей методическое обоснование содержания, форм и методов организации познавательной и художественно- творческой деятельности дошкольников на основе традиционной русской художественной культуры.
Использовались методические приёмы: рассматривание и разгадывание таинственных узоров, украшающих предметы, а также способы извлечения звуков, озвучивания природных стихий и явлений природы – все это для пытливого детского ума является загадкой, тайной, обладающей притягательной силой к познанию, к исследованию, к экспериментированию и порождающей желание воспроизведения.
От наблюдения, сравнения объектов в процессе детских исследований развивается мышление, анализ, приводящий к определенным выводам и заключениям, поиску и нахождению разных способов решения проблемы; воображение способствует созданию нового продукта.
Для детей дошкольного возраста окружающий мир, художественная народная культура – огромное поле для познания, исследования, творчества. Этот Мир разнолик, поэтому в работе с детьми используются разные виды работ: наблюдательные, описательные, экспериментальные для раскрытия тайн, поиска аналогов в современном мире, проверке народной мудрости, создание своего варианта творческих заданий, основанных на собственных интересах, что еще более ценно, жизненно важно именно в этом возрасте.
Эти исследования объединяет один общий подход к познаваемым объектам – относительную самостоятельность выполнения исследования.
Такой путь реализации задач дошкольного образования является более эффективным, поскольку соответствует психовозрастным особенностям дошкольников, способствует развитию ребенка и обучению многому по облегченному методу. Кроме того, такая педагогическая технология является здоровье сберегающей, поскольку включает в себя элементы арт-терапии, сказкотерапии. Народные сказки, традиционные игры и язык танца, в сочетании с песенным и музыкальным фольклором, как музыкальное единство ритмики, звуков, движений и поз, жестов, прихлопываний, приступываний, мимики, слов, междометий важны в качестве формы переживания положительных, социально значимых состояний, снижения тревожности и усталости. Создание атмосферы доверия, радости, комфортного психологического климата и единения детского коллектива рассматриваются нами как эффективные психотерапевтические методы.
Особенное значение для познавательно-творческого развития, формирования личностных качеств ребенка, имеют интерактивные методы, традиционные игры с природным материалом, помогающие ребенку избавиться от страхов, застенчивости, конфликтности в общении и других проблем. Активизируя пространственное воображение и образное мышление ребенка, тренируя мелкую моторику кисти руки, традиционные народные игры с природным материалом (песком, водой, лоскутками, глиной, соломой деревом и пр.) настраивают ребенка на постижение морального пространства собственного бытия, построения образа мира, который связан с внутренним изменением сознания.
Обеспечивая взаимодействие, эти игры являются творческим знаком ребенка, способны высвобождать бессознательные процессы, «развязывать узлы проблем, активизировать чувства, а не рациональные структуры, ликвидировать у ребенка скрытые источники страданий.
В ГБОУ д/с 1776 по педагогическому моделированию системы познавательно-творческой деятельности дошкольников на основе народной художественной культуры, установились прочные связи с МИОО, МГПУ, МГУКИ (кафедра теории и истории народной художественной культуры). Эта связь позволяет обеспечить высокую эффективность воспитательно-образовательного процесса, духовно-нравственного, интеллектуального и творческого развития дошкольников.
Эффективность воспитательно- образовательной работы с детьми по развитию познавательно-творческих способностей, духовно- нравственного, художественно-эстетического воспитания детей обеспечивается за счёт:
создания психологически комфортной креативно- развивающей образовательной среды на основе традиционной русской культуры;
внедрения широкого использования перспективных форм работы с детьми (народных календарных праздников, досугов, концертов, экскурсий, посещения выставок народного творчества и искусства, участия в конкурсах детского творчества и др.).
проведения разнообразной методической работы (семинары-практикумы, «круглые столы», «педагогический пробег», «деловые игры», «Школа передового опыта» и др).
организации развивающих игр- занятий художественно-эстетического цикла во вторую половину дня в кружках и студиях по интересам с педагогами дополнительного образования (музыкально-песенный фольклор, детский оркестр народных инструментов, художественный труд, дизайн, изостудия, театр).
Не нарушая целостности процесса, в непосредственно образовательной деятельности дети познают радость познания и творчества в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности. В совместной деятельности вместе с родителями и педагогами готовятся атрибуты к играм, декорации к сказкам, элементы костюма к празднику.
На основе народных и авторских сказок работа спланирована перспективно с учётом всех видов непосредственно организованной образовательной деятельности дошкольников:
Познание
Коммуникация
Физическая культура
Здоровье
Художественное творчество
Музыка
Безопасность
Чтение художественной литературы
Социализация
Труд (художественный труд, дизайн).
Педагогами создана система комплексных интегрированных игр-занятий с детьми на основе сказки, состоящая из двух программ:
Познавательно-развлекательная программа для детей и родителей «У Фомушки в гостях»;
Познавательно-творческая программа «Секреты Деда Всеведа».
Разработана система занятий «Сказки бабушки Арины» - мл.возраст, «В гостях у Марьюшки - искусницы» - старший дошкольный возраст.
Не менее интересным является блок перспективного планирования по русским народным сказкам и сказкам А.С. Пушкина.
Система игр- занятий с «ложковым театром», которые способствуют развитию коммуникативных навыков у детей, формированию дружелюбия.
Интересны и содержательны программы детских студий по интересам: «Маленькие мастера и мастерицы», детского народного шумового оркестра «Колокольцы- бубенцы», фольклорной студии «Зёрнышки», детского кукольного театра «Сказка», изостудии «Солнышко».
3.2.Методы, средства, используемые для достижения положительных результатов работы коллектива.
Педагоги детского сада стремятся к созданию и внедрению собственных технологий, которые носят развивающий и воспитывающий характер, обеспечивают эмоционально-психологический комфорт каждому ребёнку. Они понимают, что приобщение детей к этническим ценностям в доступных для дошкольников формах обязательно в системной, а не в отрывочной работе, чтобы перед ребёнком прошли яркие образы, каждый из них стал ближе к своему народу, чтобы у него был воспитан вкус, интерес к жизни, искусству предков Повышается профессиональная компетенция педагогов в области теории и истории народной художественной культуры благодаря усилению методической работы в учреждении.
Основной задачей методического руководства - повышение методической и этнокультурной компетентности педагогов через систему методических мероприятий и дальнейшего изучения технологий этнокультурного образования.
Повышения педагогического мастерства воспитателей
Для этого необходимо
выявить исходный уровень педагогического мастерства каждого воспитателя, т. е. уровень его знаний, педагогических способностей и умений;
выработать у воспитателей потребность в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании;
развить гуманистическую направленность личности каждого воспитателя;
развить педагогическую технику, т. е. организаторские, коммуникативные и другие умения.
Для решения этих задач использовались разнообразные анкеты, тесты, индивидуальные беседы, экспресс- опрос и др.
Методическая работа в детском саду строится на основе изучения передовых технологий этнокультурного и дошкольного образования через ряд мероприятий:
организация деятельности проблемно-проектного семинара педагогов- по анализу ситуаций развития детей и определению направлений педагогической и психологической поддержки.
Апробация методик социально-культурного и познавательно-творческого развития детей на основе русской традиционной культуры в конкретных детских группах.
Изучение теоретической литературы по этнокультурному образованию детей и анализ современных педагогических технологий и возможностей их применения в детском саду.
Разработка и проведение мониторинга развития детей в ходе реализации методик.
Реализация сотрудничества с другими ДОУ района по поликультурному направлению.
Развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ
Разработка дидактических пособий для педагогов по методике этнокультурного образования и педагогических технологий социально - культурного и познавательно-творческого развития детей на основе этнокультуры.
Презентация результатов работы по этнокультурному образованию и педагогических технологий социально - культурного и познавательно-творческого развития детей на основе этнокультуры в форме мастер- классов, видеопрезентаций и для других учреждений округа и города.
Реализация сотрудничества с родителями воспитанников по духовно - нравственному воспитанию.
Воспитателями и специалистами индивидуально и в коллективе собирается материал по новым педагогическим технологиям, тщательно изучается, отслеживая результативность и эффективность, а потом анализировались эти результаты и пропагандировались через разные структурные элементы методической службы.
На семинарах изучался опыт этнокультурного образования, педагогический потенциал народной художественной культуры (фольклора, сказок, народного искусства).
Был проведен научно-практический семинар в рамках преемственности работы детского сада и начальной школы по духовно-нравственному и познавательно-творческому развитию детей «Родная природа-краса ненаглядная». Цель семинара – приобщение детей и родителей через народное творчество гуманному отношению к миру природы, чувства сопричастности ко всему живому, стремление проявлять заботу о сохранении природы родного края. Итогом семинара была защита детских (школа) проектов и детско-взрослых проектов (детский сад) «Образ родной природы в народном творчестве».
На окружном методическом объединении «Народные праздники как источник приобщения детей к истокам русской народной культуры» рассматривались разностороннее влияние народных праздников на личность ребенка, формирование опыта нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами.
На педсовете обсуждались темы:
Народная культура – как одно из средств реализации новых технологий в оздоровлении дошкольников.
Познавательное развитие дошкольников через восприятие природного мира на основе народного календаря, народных сказках, легендах, мифах.
«Традиционные весенние празднования в русской народной культуре»
«Народная художественная культура в содержании этнокультурного образования дошкольников»
«Роль традиционной народной культуры в воспитании и развитии дошкольников»
«Совместная познавательно- творческая деятельность детей и родителей по освоению культурного наследия России»
«Современные педагогические технологии этнокультурного образования дошкольников» и другие.
Проводились практикумы с воспитателями с целью создания банка идей по тематике и сюжетам сказок для занятий познавательно-творческой направленности;
индивидуальные консультации для педагогов по моделированию образовательного процесса на основе сказки, разработке сценариев и конспектов игр-занятий с детьми.
отрытый просмотр и анализ организации и проведения интеграции непосредственной образовательной деятельности;
конкурс методических и дидактических пособий.
В дошкольном учреждении активно работает творческая группа, которая состоит из опытных, активных, творчески мыслящих педагогов. Ими была разработана тематика вопросов познавательно-творческой направленности, которые вошли в содержание перспективного планирования по ознакомлению детей с русской традиционной культурой педагогов. Ею обсуждаются сценарии, тематика и конспекты занятий с детьми на основе народной сказки.
Обмен творческими замыслами и опытом в рамках работы творческой группы активизируeт деятельность педагогического коллектива;
Коллектив педагогов активное принимает участие в окружных
- научно-практических семинарах,
- конкурсе национальных культур,
- выставках детского творчества.
Это способствует реализации творческого потенциала, повышению педагогической компетенции воспитателей в этнокультурном образовании детей. Всё это делается для совершенствования педагогического процесса, поиска новых форм, путей реализации задач воспитания и развития ребёнка-дошкольника как личности.
Через городские методические объединения решались задачи:
Выявление, обобщение и распространение положительного педагогического опыта;
Поиск и внедрение в учебный процесс интенсивных форм и методов работы по здоровье сберегающим образовательным технологиям;
Участие в выставке художественного и декоративно-прикладного
творчества;
Использование практического материала, материала из опыта работы для расширения компетенций педагогов.
Регулярно проходили открытые игры-занятия в соответствии с планом.
« Круглый стол» по теме: «Оптимизация режима двигательной активности детей средствами «малых фольклорных форм». Цель круглого стола - поделиться наработками по проведению двигательных физкультминуток. Каждым из педагогов предложил материал по данной теме.
В конце учебного года мы проводим педагогический мониторинг, который фиксирует результаты уровня развития, воспитания, состояния здоровья, развития творческих способностей воспитанников детского сада и реализации творческого потенциала педагогов, уровня родительской компетентности
В результате методической работы был наработан и накоплен материал по вопросам этнокультурного образования.
Исходя из вышеизложенного, система методической работы оправдывает себя, дает положительные результаты в активизации творческого потенциала педагогов, повышении их профессионального уровня и эффективности педагогического процесса.
Подтверждается так же гипотеза о позитивном влиянии традиций народной культуры на гармоничное эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. В процессе дифференцирования представлений о добре и зле происходит формирование гуманных чувств и социальных эмоций и осуществляется последовательный переход от психофизиологического уровня их развития к социальному, что обеспечивает коррекцию отклонений в поведении ребенка.
4.Заключительная часть
Выводы. Перспективы дальнейшей работы.
Комплексный подход к организации педагогического процесса позволил обеспечить социально-культурное и познавательно-творческое развитие путем введения детей в культурную традицию народной сказки, знакомя их с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты. Также был расширен кругозор детей об целостной картине мира посредством введения их в литературную и музыкальную культуру, что заметно содействовало эмоциональному развитию детей, развитию коммуникативных навыков и речевой активности.
Результаты психолого-коррекционной работы позитивно сказались на формировании социальных эмоций. У 8 детей из 12 пропала боязливость в отношениях с детьми, что мешало прежде заводить дружбу. Застенчивые и боязливые дети в процессе занятий приобрели чувства сорадования и сострадания, что было отмечено в передаче ими интонаций, мимики, жестов. Процесс драматизации позволял закреплять эти внешние проявления, а через рисунок фиксировалось и закреплялось эмоциональное отношение к качествам героев, оценка их нравственного поведения. В процессе диалога с педагогом-психологом дети научились выделять довольно глубокие нравственные характеристики, такие как воля, послушание, терпение.
На 17,5% увеличилось число проявлений сострадания, соучастия, взаимопомощи. Исчезли проявления агрессивности, что было отмечено как педагогами, так и родителями всех детей, участвующих в экспериментальных занятиях. Отмечено увеличение на 10,5% числа детей, устойчиво проявляющих чувство доброжелательности. 19,5% родителей, которые ранее фиксировали конфликтные отношения своих детей с ними, отметили у них тенденцию к исчезновению агрессивности и появление благодарности и послушания.
Как показывает анализ нашей работы, перспективное планирование на основе русской народной сказки позволяет решить поставленные задачи патриотического и духовно-нравственного воспитания, а также преобразовать интерьер детского сада.
При изучении реального состояния этнокультурного образования, используя анализ документации, беседы с родителями и педагогами, анкетирование, продуктивные методики и анализ общения с детьми по восприятию и пониманию содержания текста сказок и ситуации, можно говорить о положительных результатах работы педколлектива по решению поставленных задач.
Позитивно окрашенное общение складывается у 32,5 %, а 15% детей старшего дошкольного возраста имеют негативно окрашенное общение. Для этих детей характерно эмоциональное состояние по типу «все плохо, люблю драться, мир злой и опасный». Причиной такого поведения детей является непонимание этнокультурных паттернов и ситуаций. В процессе целенаправленной работы с детьми и родителями, педагоги успешно преодолели проблемы этнокультурной социализации и адаптации, негативных отношений к другим детям
Подводя итоги работы, можно отметить, что:
1. Разработана и частично осуществлено внедрение модели приобщения детей к ценностям и идеалам отечественной культуры на основе взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ.
2. Осуществлена система мероприятий, направленных на повышение этнокультурной компетентности педагогов и родителей посредством изучения этнопедагогики и национально- культурного наследия России.
3. Разработана модель семейного клуба «Трио» как перспективной формы взаимодействия педагогов с родителями на основе общности интересов и задач духовно-нравственного и патриотического воспитания детей на основе национальных ценностей и культурных традиций.
4. Созданы презентации с конспектами и фотографиями по совместным проектам «Ребёнок и родитель»- «Дом моих предков, «Символы России» по интегрированной системе «Сказочный мир русской культуры»;
5. Подготовлены информационно-тематические папки - передвижки для родителей по правовому и по этнокультурному воспитанию детей.
Выполнение данных задач привели к следующим результатам:
У детей вырос интерес к окружающему миру, обогащаются представления о культурных традициях россиян. Развивается связная, выразительная речь на основе введения аналитических и философских бесед, сравнения прошлого с настоящим. Значительно пополнился словарный запас. Накопленный опыт на основе традиций отечественной культуры, нравственные представления знания и чувства переносятся детьми в различные деятельности: игровую (сюжетно – ролевая игра, игры с народными игрушками и обрядовыми куклами), трудовую, продуктивную детскую деятельность, а затем – в повседневную жизнь.
Повысился уровень познавательных интересов, вырос объем памяти, отмечается динамика в духовно-нравственной сфере личности детей (доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию, дружелюбие).
В процессе анализа проделанной работы следует отметить, что произошли значительные изменения методического кабинета. Кабинет пополнился новым оборудованием, новинками методической, энциклопедической литературы, что обеспечивает возможности для самообразования воспитателей, качественной работы творческой группы. В методическом кабинете собрана библиотека по музейной и этно педагогике по вопросам приобщения детей и родителей к народной культуре. оформлены творческие папки воспитателей с опытом работы. Систематизирован методический материал по работе с воспитателями.
Создается новая модель этнокультурного образовательного пространства учреждения для комплексного развития дошкольников.
Этнокультурное воспитание детей идет в тесном контакте с родителями и педагогами. Развивается сообщество «дети-педагоги-родители», как активных участников по приобщению к наследию отечественной культуры.
Апробируется новая перспективная форма работы по взаимодействию с семьей: Семейный клуб «Трио», «Вечёрки на темы: «Сакральные тайны русской сказки», « Народные игры наших бабушек», «Игрушки наших предков», «Семейные традиции», «Тайна Имени», « Роль отца в семье» и др.
Продолжается обучение педагогов методам проектной деятельности и педагогическому моделированию, идет апробация интегрированной системы «Сказочный мир русской культуры» (А.В. Нестеренко), осуществляется внедрение модели «Семейного клуба «Трио» взаимодействия педагогов, детей и родителей по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры.
Сегодня, педагоги нашего учреждения находятся в творческом поиске путей к качественным изменениям в развитии ДОУ, которые соответствовали бы интересам и потребностям детей, родителей, педагогов и способствовали бы достижению устойчивых высоких показателей развития.
Перспективу развития детского сада мы видим
в переходе учреждения в качественно новое состояние – выход на Центр развития ребёнка;
в укреплении материально- технической базы для внедрения и реализации в ДОУ современных инновационных, здоровьесберегающих технологий по психофизическому развитию, патриотическому, духовно –нравственному, художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, социальному развитию современных детей;
в качественной трансформации системы управления, всех компонентов педагогического процесса и условий его реализации в ДОУ;
в совершенствовании содержания, системы работы по приоритетным направлениям;
в создании атмосферы творчества в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников;
в получении качественно новых результатов деятельности;
в освоении инновационных, создании авторских методик,
ориентированных на зону ближайшего развития субъектов;
в включении в проектную деятельность большинства педагогов;
в расширении внешних связей, открытости ДОУ;
в повышении педагогической компетентности, профессионального уровня педагогов через самообразование, обучение, совершенствование методической работы в ДОУ, прохождении стажировки на
стажировочной площадке ГБОУ города Москвы детский сад с этнокультурным (русским) компонентом № 2177 «Ребенок в многонациональном мегаполисе»;
в реализации модуля «Растим патриотов России»;
в реализации программы «Качество образования как фактор личностного развития и социализации детей и молодежи САО г.Москвы» .
Литература:
Нормативные правовые документы: Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации";
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
Маханёва М.Д. «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг." Изд. 2-е, испр., доп. - 72 с. Развитие и воспитание
Дьяченко О.М. Лаврентьева Т.Н.»Психическое развитие дошкольников».-М.: Педагогика, 1984
Нравственное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: Для занятий с детьми 2-7 лет (под ред. Комаровой Т.С., Гербовой В.В.) Библиотека "Программы воспитания и обучения в детском саду"
Султанова Н. “Духовно – нравственное воспитание дошкольников”. - м. “Дошкольное воспитание”,2004 г. (5).
Материалы Международной конференция «Проблемы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей на основе традиционной отечественной культуры»
[1] И.Гончаров. Новая школа России: каков ей быть? / Воспитание школьников, 1997, № 1, С. 2.
[2] Дашкова Е.Р. Записки //Литературные сочинения. М.: Правда. 1990, С. 33. (1826).
[3] Пушкин А.С. Два чувства дивно близки нам... // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти т. - М., 1963. Т. 3.
[4] И.В.Киреевский О характере просвещения Европы и его отношение к просвещению России // Киреевский И.В.Критика и эстетика. – М., 1979, с. 258.
[5] Хомяков А.С. Об общественном образовании в России //Русский архив. – 1879.-№1, с 114.
[6] Николаева А.И. Русская национальная школа XIX-XX вв. История. Современность. Опыт. -М., 2000.
[7] Розанов В.В. Письмо М.О.Гершензону // Новый мир.1991. №3.
[8] Розанов В.В. Важная комиссия // Новое время 1900. 7 января
[9] Розанов В.В. О национальной школе // Новое время. 1900. 28 января.
[10] Достоевский Ф.М. Заметки по поводу статьи А.А.Головачева о классическом образовании. – Собр. Соч.: в 30т., Т.20. – Л., 1980, С.151
[11] Достоевский Ф.М. Дневник писателя. –М.: Современник, 1989.С.375.
[12] Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения в 2 тт., Т.1. – М., 1988, С.180
[13] Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими. //Изб. Пед. соч.: в 2 т., Т.2. – М., 1054, С. 282
[14] Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.6 – М.-Л. , 1948, С. 298.
[15] Первая "Азбука" была переписана. В 1875 г. вышла "Новая азбука", и она выдержала испытание временем, более 30 раз переиздавалась.
[16] Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. – Новосибирск: Русский архив, 1991, С.8-9.
[17] Ильин И.А. Духовный смысл сказки //Студенческий меридиан.- 1989. - № 2. - С.5-27.
[18] Гончаров И.Ф. Русская современная школа. Концепция. – СПб., 1998, 79с
[19] «Толерантность» – терпимость к любому вероисповеданию, любой точке зрения, культуре, понимание глобальности и локальности происходящих событий, дающее возможность ориентироваться в различных ситуациях, развивающее общекультурность.
[20] Концепция содержания образования в образовательной области «Искусство» в 12-летней школе.
[21] Бакланова Т.И., Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Концепция этнокультурного образования РФ // Непрерывное этнохудожественное образование: Методология. Проблемы. Технологии. – Шуя, 2004.
[22] «Стереотип поведения» Л.Н.Гумилев выделяет в качестве одного из основных признаков этноса. Он рассматривает его как особый поведенческий язык, «азбука» поведения и адаптации человека к условиям природно-климатической среды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание дифференцированной системы методической работы, направленной на развитие мотивации профессионального совершенствования педагогических работников
Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, быть готовым к решению сложных задач в образовании, к повышению своего педагогического мастерства п...
Обеспечение безопасного пребывания ребенка в ДОУ – приоритетное направление работы педагогов.
Безопасные условия пребывания в образовательном учреждении — это, в первую очередь, условия, соответствующие противопожарным, санитарным и техническим нормам и правилам, возрастным особенностям дошкол...
Из опыта работы по приоритетному направлению "Развитие мелкой моторики у детей с ОНР"
Описание из опыта работы воспитателя по развитию мелкой моторики у детей группы компенсирующей направленности для детей с ОНР....
Система методической работы, направленной на развитие креативного потенциала педагогов
В связи с переориентацией дошкольного образования с научно-технологической на гуманитарную модель образования подходы к организации методической работы меняются. Целью гуманитарной парадигмы является ...
Обобщение опыта по теме «Система работы по приоритетному направлению: социально-коммуникативное развитие»
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательно...
Система методической работы в МБДОУ №37 «Колокольчик», направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов.
Система методической работы в МБДОУ №37 «Колокольчик», направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов....
Организация и направления системы методической работы в ДОУ
Любое дело можно организовать с наилучшим результатом, если хорошо знать возможности людей, их творческую направленность, профессиональную зрелость каждого сотрудника. В дош...