Система методической работы в МБДОУ №37 «Колокольчик», направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов.
материал на тему
Система методической работы в МБДОУ №37 «Колокольчик», направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 37 «Колокольчик»
«Система методической работы в МБДОУ №37 «Колокольчик», направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов».
Подготовила:
Клыкова Ирина Андреевна,
старший воспитатель
Система методической работы в МБДОУ №37 «Колокольчик», направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов.
Модель методической работы ДОУ – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и оценке уровня профессиональной компетентности педагогов, система методической работы, направленная на повышение профессиональной компетентности педагога, а тем самым и на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на его сплочение в достижении оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов (владение на высоком уровне методическим, психолого-педагогическим, практическим и аутопсихологическим компонентами профессиональной компетентности).
Основные задачи системы методической работы:
1. Изучение и оценка уровня профессиональной компетентности каждого педагога в учреждении.
2. Составление программы реализации системы методической работы с учетом выявленного уровня профессиональной компетентности каждого педагога.
3. Подбор форм, методов работы, направленных на повышение профессиональной компетентности в целом и развития её компонентов в частности с учётом выявленных уровней профессиональной компетентности педагогов.
4. Создание условий для повышения профессиональной компетентности каждого педагога учреждения.
Подходы к созданию модели методической работы в ДОУ основаны на:
- системно-деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;
- личностно-ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога, коллектива в целом, учете уровня профессиональной компетентности и индивидуальных образовательных запросов педагогов при построении системы методической работы в ДОУ;
- подход свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом методов обучения, средств, подходов к организации образовательной деятельности и путей самореализации, построении индивидуальной педагогической деятельности;
- мотивационно-стимулирующий подход: использование различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;
- коррекционный подход: своевременном устранение выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.
Содержание системы методической работы в ДОУ подбирается с учётом выявленных уровней профессиональной компетентности педагогов, а также формы и методы работы отбираются с учетом формируемых компонентов профессиональной компетентности. Модель системы методической работы, направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов, представлена в таблице.
Модель системы методической работы
направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов
Компоненты профессиональной компетентности | Показатели | Формы методической работы | Используемые методы |
Методический компонент | знание основ педагогики; знание основ дошкольной педагогики, психологии; знание методики организации работы с детьми, родителями; знание нормативных документов | Открытый показ. Семинар-практикум. Учебная дискуссия. Работа над единой методической темой. Круглый стол. Литературная газета. Брифинг. КВН. Смотр-конкурс. Тематические выставки. Педагогические совещания (информационные, оперативные, проблемные, разъяснительные, учебно-инструктивные). Педагогический совет Проектные группы (методическая, психолого-педагогическая, организационная, дидактическая, диагностическая, исследовательская, экспертная, контрольно-аналитическая) | Группа словесных методов (рассказ, беседа, инструктаж, работа с методической и дополнительной литературой (художественной, научно-популярной, справочной); группа наглядных методов (работа со схемами, моделями, просмотр видеозаписи, презентации и др.); практические (наблюдения, опыты, эксперименты); игровые (дидактические, имитационные, театрализация); методы моделирования и творческой работы педагогов; интерактивные методы; методы анализа и решения педагогических ситуаций (метод «кейсов») (ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-оценки, ситуации-проблемы); методы обоснования способа решения педагогической ситуации (информационного метода, метода экспертных оценок, метода эталонного сравнения, метода аналогии, метода антиципации); деловая игра (учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные); метод проектов; метод «Модерации». |
Психолого-педагогический компонент | знание возрастной психологии; знание педагогической диагностики; владение педагогической диагностикой; умения, необходимые для оценки полученных результатов и определения новых педагогических задач; умение побуждать и развивать у детей устойчивый интерес к деятельности | ||
Практический компонент | гностические умения; проектировочные умения; конструктивные умения; организаторские умения; коммуникативные умения; педагогические умения | ||
Аутопсихологический компонент | умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; способность к самообразованию; проявление индивидуального стиля педагогической деятельности; владение личностными качествами |
Указанные в модели системы методической работы формы и методы подбираются с учетом выявленных уровней профессиональной компетентности педагогов. Педагоги объединяются в группы по трем уровням профессиональной компетентности. При составлении содержания каждого из мероприятий методической работы ставятся цели и задачи по повышению профессиональной компетентности для педагогов всех трех уровней. Эта работа очень сложная, однако, она дает возможность повышать профессиональную компетентность каждого педагога.
Для внедрения данной модели системы методической работы разработана поэтапная программа реализации, представленная в таблице.
Программа реализации системы методической работы направленной на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ
1 этап Организационный Цель: подготовка к внедрению системы методической работы, направленной на повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
Задачи | Мероприятия | Ответственный | Срок выполнения |
Определение показателей оценки профессиональной компетентности | Создание исследовательской проектной группы. Состав: заведующий, заместитель заведующего по УВР, педагоги (не более 7 человек) Цель: организация работы по разработке показателей оценки профессиональной компетентности (составление плана работы группы, определение форм и содержания мероприятий для привлечения педагогов к решаемой проблеме, распределение обязанностей и полномочий между участниками группы) | Заместитель заведующего по УВР | Сентябрь |
2) Проблемное педагогическое совещание. Цель: привлечение педагогов к определению круга вопросов решения проблемы по оценке профессиональной компетентности педагога. | Заместитель заведующего по УВР | Сентябрь | |
3) Изучение психолого-педагогической литературы по вопросу оценки профессиональной компетентности педагога дошкольного учреждения. | Творческая группа | Октябрь | |
4) Индивидуальные консультации. Цель: оказание помощи педагогам в работе над определением показателей оценки профессиональной компетентности. | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель, Педагог-психолог | Октябрь | |
Круглый стол «Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения». Цель: привлечение педагогов к изучению понятия профессиональной компетентности педагога и выявлению её показателей оценки. | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель | Октябрь | |
Семинар-практикум «Оценка профессиональной компетентности педагога». Цель: привлечение педагогов к разработке показателей оценки профессиональной компетентности педагога. | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель | Октябрь | |
7) Заседание исследовательской проектной группы. Цель: обобщение полученных сведений по изучению показателей оценки профессиональной компетентности педагогов, выработка единых показателей её оценки. | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель | Октябрь | |
8) Педагогический совет. Цель: обсуждение и утверждения показателей оценки профессиональной компетентности педагогов. | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель | Октябрь | |
Подбор инструментария оценки профессиональной компетентности | 1) Создание психолого-педагогической проектной группы. Состав: педагог-психолог, заместитель заведующего по УВР, педагоги (не более 7 человек). Цель: организация работы по подбору, разработки инструментария для оценки и определения уровня профессиональной компетентности педагогов (составление плана работы группы, определение форм и содержания мероприятий для привлечения педагогов .к решаемой проблеме, распределение обязанностей и полномочий между участниками группы). | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель | Октябрь |
2) Проблемное педагогическое совещание. Цель: подбор инструментария для оценки показателей профессиональной компетентности педагогов. | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель | Ноябрь | |
3) Изучение психолого-педагогической литературы по вопросу экспертных оценок в образовании. | Педагоги | Ноябрь | |
Семинар «Экспертные оценки в образовании». Цель: теоретическое изучение методов и инструментов оценки профессиональной компетентности. | Педагог-психолог | Ноябрь | |
5) Педагогический КВН Цель: совершенствование знаний и умений педагогов использовать методы, инструменты оценки деятельности в практической работе. | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель | Ноябрь | |
6) Методическая выставка «Инструментарий оценки профессиональной компетентности» Цель: наработка практического материала (инструментария) по оценке профессиональной компетентности | Творческая группа | Ноябрь | |
7) Заседание психолого-педагогической проектной группы. Цель: анализ проведенной работы по подбору инструментария по оценке профессиональной компетентности, выработка единого перечня методов, способов оценки. | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель | Ноябрь | |
8) Педагогический совет Цель: ознакомление и утверждение перечня инструментария по оценке профессиональной компетентности педагогов. | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель | Декабрь | |
Выявление уровня профессиональной компетентности каждого педагога учреждения | 1) Создание диагностической проектной группы. Состав: заведующий, педагог-психолог, заместитель заведующего по УВР, педагоги (не более 7 человек). Цель: организация работы по проведению оценки профессиональной компетентности педагогов учреждения (составление плана работы группы, определение форм и содержания мероприятий для привлечения педагогов к решаемой проблеме, распределение обязанностей и полномочий между участниками группы). | Заместитель заведующего по УВР | Декабрь |
2) Проблемное педагогическое совещание. Цель: организация работы по оценке профессиональной компетентности педагогов | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель | Декабрь | |
3) Работа диагностической проектной группы. Цель: осуществление оценки профессиональной компетентности педагогов (анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, тестирование, изучение документации и др.) | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель | Декабрь-март | |
4) Семинар-практикум «Современный педагог, глазами родителей и детей». Цель: оценка показателей профессиональной компетентности педагогов. | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель | Декабрь | |
5) Фестиваль педагогических идей «Современная образовательная программа в рамках введения ФГОС ДО». Цель: оценка показателей профессиональной компетентности педагогов. | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель | Январь | |
6) Конкурс профессионального мастерства «Лучший в профессии» Цель: оценка показателей профессиональной компетентности педагогов. | Заместитель заведующего по УВР | Январь-февраль | |
7) Неделя педагогического мастерства (организация взаимопосещения по просмотру непосредственно образовательной деятельности с детьми). Цель: оценка показателей профессиональной компетентности педагогов. | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель, творческая группа | Февраль | |
Деловая игра «Решение педагогических ситуаций». Цель: оценка показателей профессиональной компетентности педагогов. | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель | Февраль | |
9) Смотр-конкурс «Моё Портфолио» Цель: оценка показателей профессиональной компетентности педагогов. | Творческая группа | Март | |
10) Педагогические чтения «Требования, предъявляемые к современному педагогу». Цель: оценка показателей профессиональной компетентности педагогов. | Творческая группа | Март | |
11) Круглый стол «Проблемы организации развивающей деятельности с детьми» Цель: оценка показателей профессиональной компетентности педагогов. | Творческая группа | Март | |
12) Самооценка педагогов (проведение работы по выявлению самооценки профессиональной компетентности педагогов) | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель | март | |
12) Заседания диагностической проектной группы. Цель: корректировка плана работы, обсуждение процесса проведения оценки профессиональной компетентности педагогов, полученных результатов. На итоговом заседании подводятся итоги, и обобщается результат работы по оценке профессиональной компетентности педагогов учреждения. | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель, творческая группа | Декабрь-март (ежемесячно 2 раза) | |
Анализ полученных результатов оценки профессиональной компетентности педагогов | 1) Создание экспертной проектной группы. Состав: заместитель заведующего по УВР, педагог-психолог, педагоги (не более 5 человек). Цель: анализ полученных результатов оценки профессиональной компетентности педагогов, обработка данных наблюдений, тестов, опросов и др. Определение уровня профессиональной компетентности каждого педагога и всего педагогического коллектива в целом. Разработка рекомендаций, по составлению индивидуального плана повышения профессиональной компетентности педагогов (составление плана работы группы, определение форм и содержания мероприятий для привлечения педагогов к решаемой проблеме, распределение обязанностей и полномочий между участниками группы). | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель, творческая группа | Май |
2) Семинар-практикум «Изучение результатов деятельности педагога» Цель: разработка образцов ведения документации, по внесению данных полученных в ходе оценки профессиональной компетентности педагогов для составления карты оценки профессиональной компетентности. | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель | Май | |
3) Деловая игра «Использование анкет, опросников, тестов и их обработка» Цель: развитие умения использовать в работе методы исследования и подводить итоги по их обработке. | Творческая группа | Май | |
4) Индивидуальная работа членов экспертной проектной группы. Цель: обработка полученных данных по оценке профессиональной компетентности педагогов, определение уровней профессиональной компетентности каждого педагога. | Творческая группа | Июнь | |
5) Заседание экспертной проектной группы. Цель: подведение итогов работы по оценке профессиональной компетентности педагогов. | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель | Июнь | |
Определение содержания методической работы исходя из уровней профессиональной компетентности педагогов (разработка технологической карты) | 1) Создание организационной проектной группы. Состав: заместитель заведующего по УВР, педагоги (не более 5 человек). Цель: разработка плана методической работы, отбор форм, средств, методов работы, распределение обязанностей между участниками взаимодействия, установление сроков исполнения и др. | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель, творческая группа | Май |
2) Педагогическое совещание (мозговой штурм). Цель: выявление идей по подбору мероприятий методической работы в интересной, развевающей форме, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности педагогов. | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель | Июнь | |
3) Конкурс профессиональный идей «Мероприятия по обучению взрослых» Цель: подбор, разработка мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогов. | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель, творческая группа | Июль | |
Создание дидактической проектной группы. Цель: разработка содержания мероприятий направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов (разработка подробных конспектов мероприятий) | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель, творческая группа | Июнь | |
5) Изучение методической литературы по вопросу методической работы с педагогами дошкольного учреждения, повышения профессиональной компетентности педагогов. | Педагоги | Июль | |
6) Педагогическая лаборатория Цель: подбор мероприятий, разработка содержания, определение форм, методов работы с педагогами и др. | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель, творческая группа | Июль | |
7) Заседание организационной проектной группы. Цель: разработка плана методической работы по повышению профессиональной компетентности с учетом выявленных уровней профессиональной компетентности каждого педагога учреждения. | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель, творческая группа | Август | |
2 этап Практический Цель: практическое внедрение системы методической работы, направленной на повышение профессиональной компетентности каждого педагога учреждения | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
Задачи | Мероприятия | Ответственный | Срок выполнения |
Реализация методической работы, направленной на повышение профессиональной компетентности каждого педагога учреждения | 1) Создание методической проектной группы. Цель: реализация методической работы, направленной на повышение профессиональной компетентности каждого педагога учреждения (составление плана работы группы, распределение обязанностей и полномочий между участниками группы). | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель, творческая группа | Август |
2) Педагогический совет. Цель: ознакомление с результатами оценки профессиональной компетентности педагогов учреждения, ознакомление и утверждения технологической карты методической работы на учебный год. | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель | Сентябрь | |
3) Организация работы по реализации технологической карты методической работы на учебный год | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель, творческая группа | Сентябрь-май | |
Создание диагностической проектной группы. Состав: заведующий, педагог-психолог, заместитель заведующего по УВР, педагоги (не более 7 человек). Цель: организация работы по проведению промежуточной оценки профессиональной компетентности педагогов учреждения (составление плана работы группы, определение содержания, сроков работы, распределение обязанностей и полномочий между участниками группы). | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель | Август | |
5) Педагогический совет. Цель: подведение итогов работы по повышению профессиональной компетентности педагогов учреждения. | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель, творческая группа | Май | |
6) Создание психолого-педагогической проектной группы. Состав: педагог-психолог, заместитель заведующего по УВР, педагоги (не более 7 человек). Цель: организация работы по подбору, пересмотру, разработки инструментария для оценки и выявления уровня профессиональной компетентности педагогов (составление плана работы группы, определение необходимости пересмотра имеющегося инструментария, распределение обязанностей и полномочий между участниками группы). | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель, творческая группа | Август | |
Создание условий для реализации работы по повышению профессиональной компетентности педагогов учреждения | 1) Подключение точек доступа Интернет. Цель: обеспечение педагогов средствами мобильной информации | Заместитель заведующего по АХР | Август |
2) Пополнение материально технической базы учреждения (приобретение методической литературы, технических средств, электронных библиотек, оформление подписки периодических изданий и др.) | Заместитель заведующего по АХР | В течение года | |
3) Прохождение курсов повышения квалификации (административной группы, педагогов) | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель | В течение года | |
4) Организация сотрудничества со специалистами Сур ГПУ, ИМЦ, ЦДиК | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель | В течение года | |
5) Организация работы по самообразованию педагогов учреждения | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель | Сентябрь -май | |
6) Создание контрольно-аналитической проектной группы. Состав: заведующий, заместитель заведующего по УВР, педагог-психолог, педагоги (не более 5 человек). Цель: контроль, регулирование, анализ выполнения поставленной цели и задач по развитию профессиональной компетентности педагогов (составление плана работы группы, распределение обязанностей и полномочий между участниками группы, проведение заседаний, решение текущих вопросов и др.). | Заместитель заведующего по УВР, Старший воспитатель, творческая группа | Сентябрь | |
7) Систематическое предоставление достоверной информации педагогам по всем возникающим вопросам | Заместитель заведующего по УВР | В течение года | |
8) Четкое распределение полномочий их делегирование | Заведующий | В течение года | |
9) Проведение оперативных педагогических совещаний. Цель: определение оперативной информации о текущей реализации методической работы, направленной на повышение профессиональной компетентности педагогов | Заведующий, Заместитель заведующего по УВР | В течение года | |
Мотивация педагогов к активному участию в реализации методической работы, направленной на повышение профессиональной компетентности | 1) Моральное стимулирование педагогов (награждение грамотами, благодарственными письмами, вынесение благодарности за работу и др.) | Заведующий Заместитель заведующего по УВР | В течение года |
2) Материальное поощрение (увеличение стимулирующих выплат, за расширенный объем работы, за качество работы) | Заведующий | В течение года (ежеквартальный пересмотр тарифной сетки, количества баллов) | |
3) Оформление в учреждении информационного стенда «Ими гордится Серебряное копытце» | Заместитель заведующего по АХР Заместитель заведующего по УВР | Ноябрь | |
4) Обобщение распространение передового опыта лучших педагогов в средствах массовой информации (городской журнал «Педагогический вестник») | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель | В течение года | |
5) Представление опыта работы лучшими педагогами педагогическому сообществу города (выступление на педагогических конференциях, участие в конкурсе профессионально мастерства, проведение открытых мероприятий) | Заведующий Заместитель заведующего по УВР | В течение года | |
6) Предоставление педагогического опыта родительскому сообществу (проведение открытых мероприятий, представление опыта на сайте учреждения) | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель | В течение года | |
3 этап Аналитический Цель: подведение итогов выявление результатов по практическому внедрению системы методической работы, направленной на повышение профессиональной компетентности каждого педагога учреждения | |||
Выявить уровень профессиональной компетентности каждого педагога учреждения | 1) Создание диагностической проектной группы. Состав: заведующий, педагог-психолог, заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель, педагоги (не более 7 человек). Цель: организация работы по проведению оценки профессиональной компетентности педагогов учреждения (составление плана работы группы, определение форм и содержания мероприятий для привлечения педагогов к решаемой проблеме, распределение обязанностей и полномочий между участниками группы). | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель | Май |
2) Работа диагностической проектной группы. Цель: осуществление оценки профессиональной компетентности педагогов (анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, тестирование, изучение документации и др.) | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель, педагог - психолог | Сентябрь-декабрь | |
3) День открытых дверей «Детский сад рад всем». Цель: оценка показателей профессиональной компетентности педагогов. | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель, творческая группа | Сентябрь | |
4) Смотр-конкурс подготовки групп к новому учебному году Цель: оценка показателей профессиональной компетентности педагогов. | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель, творческая группа | Сентябрь | |
5) Педагогический совет «Организация деятельности учреждения в новом учебном году» Цель: оценка показателей профессиональной компетентности педагогов. | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель, творческая группа | Сентябрь | |
6) Семинар «Работа с родителями, актуальные формы взаимодействия» Цель: оценка показателей профессиональной компетентности педагогов. | Творческая группа | Октябрь | |
7) Консультация «Активные методы работы с детьми». Цель: оценка показателей профессиональной компетентности педагогов. | Творческая группа | Октябрь | |
8)Общее родительское собрание «Детский сад от А до Я» Цель: оценка показателей профессиональной компетентности педагогов. | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель | Октябрь | |
9)Брифинг «Создание развивающей среды в группе с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей» Цель: оценка показателей профессиональной компетентности педагогов. | Творческая группа | Октябрь | |
10) Учебная дискуссия «Реализация ФГОС ДО- проблемы и вопросы» Цель: оценка показателей профессиональной компетентности педагогов. | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель | Ноябрь | |
11) Конкурс «Представление деятельности воспитателя родителям» Цель: оценка показателей профессиональной компетентности педагогов. | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель | Ноябрь | |
12) Банк педагогических идей «Тема самообразования, её актуальность и планируемый результат» Цель: оценка показателей профессиональной компетентности педагогов. | Творческая группа | Ноябрь | |
13) КВН «Игра - это весело и полезно» Цель: оценка показателей профессиональной компетентности педагогов. | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель | Ноябрь | |
14) Деловая игра «Решение конфликтных ситуаций» Цель: оценка показателей профессиональной компетентности педагогов. | Педагог-психолог | Декабрь | |
15) Круглый стол «Профессионально значимые качества личности педагога дошкольного учреждения» Цель: оценка показателей профессиональной компетентности педагогов. | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель | Декабрь | |
16) Издание газеты «Серебряный вестник» Цель: оценка показателей профессиональной компетентности педагогов. | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель | Декабрь | |
17) Педагогический совет «Профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения» Цель: оценка показателей профессиональной компетентности педагогов. | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель | Декабрь | |
18) Самооценка педагогов (проведение работы по выявлению самооценки профессиональной компетентности педагогов) | Заместитель заведующего по УВР | Декабрь | |
19) Заседания диагностической проектной группы. Цель: корректировка плана работы, обсуждение процесса проведения оценки профессиональной компетентности педагогов, полученных результатов. На итоговом заседании подводятся итоги, и обобщается результат работы по оценке профессиональной компетентности педагогов учреждения. | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель, творческая группа | Сентябрь-декабрь (2 раза в месяц, ежемесячно) | |
Анализ полученных результатов оценки профессиональной компетентности педагогов на конец учебного года, сравнительный анализ результатов оценки профессиональной компетентности на начало и конец учебного года | 1) Создание экспертной проектной группы. Состав: заместитель заведующего по УВР, педагог-психолог, педагоги (не более 5 человек). Цель: анализ полученных результатов оценки профессиональной компетентности педагогов, обработка данных наблюдений, тестов, опросов и др. Определение уровня профессиональной компетентности каждого педагога и всего педагогического коллектива в целом. (составление плана работы группы, распределение обязанностей и полномочий между участниками группы). | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель, творческая группа | Декабрь |
2) Индивидуальная работа членов экспертной проектной группы. Цель: обработка полученных данных по оценке профессиональной компетентности педагогов, определение уровней профессиональной компетентности каждого педагога. | Творческая группа | Январь | |
3) Заседание экспертной проектной группы. Цель: подведение итогов работы по оценке профессиональной компетентности педагогов на конец учебного, проведение сравнительного анализа повышения компетентности по каждому педагогу учреждения. | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель | Февраль | |
5) Педагогический совет Цель: подведение итогов работы по повышению профессиональной компетентности, оглашение результатов оценки профессиональной компетентности педагогов. | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель | Февраль | |
Определение эффективности созданной системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов учреждения | 1) Создание методической проектной группы. Цель: определение эффективности созданной в учреждении системы методической работы, направленной на повышение профессиональной компетентности каждого педагога учреждения (составление плана работы группы, распределение обязанностей и полномочий между участниками группы). | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель | Февраль |
2) Создание экспертной проектной группы. Состав: заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель, педагог-психолог, педагоги (не более 5 человек). Цель: анализ полученных результатов анкетирования педагогов, родителей, обработка полученных данных и др. (составление плана работы группы, распределение обязанностей и полномочий между участниками группы). | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель | Февраль | |
3) Анкетирование педагогов Цель: выявить отношение педагогов к созданной системе методической работы, к содержанию проводимых мероприятий, к качеству их проведения, актуальности выбранных форм, методов работы со взрослыми | Творческая группа | Февраль | |
4) Анкетирование родителей Цель: выявить отношение родителей к деятельности педагогов, учреждения в целом, мнение о профессиональной компетентности педагогов, оценку деятельности учреждения в целом и каждого педагога в отдельности | Педагог-психолог | Февраль | |
5) Заседание методической проектной группы. Цель: анализ организации методической работы в учреждении | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель | Март | |
6) Заседание экспертной проектной группы. Цель: подведение итогов анализа мнения педагогов и родителей о деятельности учреждения и педагогического коллектива | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель | Март | |
7) Педагогический совет Цель: подведение итогов работы по повышению профессиональной компетентности педагогов, созданию системы методической работы, учреждения направленной на повышение профессиональной компетентности каждого педагога | Заместитель заведующего по УВР, старший воспитатель | Март |
Для осуществления работы с педагогами по повышению их профессиональной компетентности на первом этапе реализации работы по созданию системы методической работы организационной проектной группой разрабатывается технологическая карта методической работы на год (сентябрь-май), структура и примерное содержание представлено в приложении (см. Приложение 3).
Сложность и многообразие целей и задач методической работы, разносторонний характер ее содержания, требуют разнообразия методических форм работы с кадрами и их оптимального сочетания между собой.
В системе методической работы предполагается использовать следующие формы:
Открытый показ. Занятие с последующим обсуждением просмотренного, форма обучения педагогов и распространения передового опыта.
Семинар-практикум. Проводится для более глубокого и систематического изучения проблем педагогики, психологии, методики; теоретический материал подкрепляется примерами из практики, показом отдельных приемов и способов работы. В ходе семинара совершенствуется профессиональное мастерство педагогов в определенном виде деятельности, развиваются творчество и фантазия.
Учебная дискуссия. Рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса; каждый должен высказать собственное мнение, учиться отстаивать его, доказать свою точку зрения.
Работа над единой методической темой. При правильном выборе единая методическая тема действительно способна увлечь педагогов. Существует ряд требований, которые необходимо учитывать, выбирая единую тему: актуальность для дошкольного учреждения, учет достигнутого уровня деятельности, интересов и запросов педагогов, тесная связь с конкретными научно-педагогическими исследованиями и рекомендациями, педагогическим опытом других учреждений. Не исключен и такой подход, когда коллектив сам проводит опытно-экспериментальную работу и создает необходимые методические разработки. Практика показывает целесообразность определения темы на перспективу с разбивкой по годам. Единая методическая тема должна проходить красной нитью через все формы методической работы и сочетаться с темами самообразования воспитателей.
«Круглый стол». При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговое размещение участников позволяет сделать их самоуправляемыми, поставить всех в равное положение, обеспечить взаимодействие. Организатор «круглого стола» продумывает вопросы к обсуждению.
Литературная газета. Интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель - показать творческие возможности педагогов, детей и родителей. Все участники пишут статьи, рассказы, сочиняют стихи, делают рисунки.
Брифинг. Встреча, на которой кратко излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Она может проводиться руководителем или специалистом, который заранее готовится к ответу на вопросы по определенной теме и позволяет максимально активизировать воспитателей. Создаются две команды: одна задает вопросы, другая отвечает; организатор задает вопросы, педагоги отвечают.
КВН. Прекрасная возможность показать в соревновании свои творческие способности, теоретические и практические знания, быстро разрешить педагогическую ситуацию, суметь объективно оценить знания своих коллег. Стимулирует активность участников в приобретении и демонстрации знаний, умений и навыков.
Смотр-конкурс. Способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции. Демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать результаты путем сравнения своих способностей с другими.
Тематические выставки. Представление наглядных материалов: рисунков, изделий, литературы. Способствуют обогащению знаний, являются содержательной формой обмена опытом педагогов.
Педагогические совещания — наиболее распространенная форма управления, позволяющая использовать коллективный разум, знания и опыт специалистов для решения сложных социальных проблем; организовать обмен информацией и накопленным опытом между отдельными сотрудниками; оперативно доводить конкретные задачи до непосредственных исполнителей.
Педагогические совещания дают возможность сотрудникам образовательного учреждения, приобретать умение решать трудные вопросы, а его руководителям — получать необходимую информацию. В связи с этим выделяется несколько видов совещаний:
- информационные — вид совещаний, целью которых является обобщение определенных сведений и изучения руководством образовательного учреждения различных точек зрения на возникающие проблемы;
- оперативные — вид совещаний, целью которых является получение информации о текущем состоянии дел в образовательном учреждении, выработки решений оперативного характера и постановки соответствующих задач перед исполнителями — сотрудниками ДОУ;
- проблемные — вид совещаний, целью которых является выработка коллегиальных решений по возникающим общим острым и сложным проблемам, касающимся управления воспитательно-образовательным процессом и сотрудничества с родителями воспитанников;
- разъяснительные — вид совещаний, целью которых является разъяснение и убеждение сотрудников образовательного учреждения в правильности новых стратегических задач и (или) сменой приоритетов;
- учебно-инструктивные — вид совещаний, целью которых является пропаганда определенных знаний, инновационных технологий и повышения квалификации педагогов ДОУ.
Педагогический совет является постоянно действующим органом коллегиального рассмотрения деятельности дошкольного учреждения, трибуной передового педагогического опыта. Он обсуждает и решает вопросы, связанные с основными направлениями деятельности дошкольного учреждения. Это может быть педагогический совет — дискуссия или диспут, круглый стол, творческий отчет методических объединений или инициативной группы педагогов, деловая игра, фестиваль и т. д.
Используемые формы методической работы взаимосвязаны, взаимообусловлены и предполагают обязательную дифференциацию их по значимости и преемственности:
- принцип значимости реализуется через отбор наиболее целесообразных форм работы для каждого этапа в развитии профессиональной компетентности и его соответствия ведущему виду деятельности педагога;
- принцип преемственности заключается в том, что каждая последующая форма работы является логическим продолжением предыдущей.
В детском саду нет двух одинаково подготовленных в теоретическом и методическом отношении педагогов, даже среди тех, кто проработал много лет. Выделяют три уровня профессиональной компетентности: низкий; средний; высокий.
В соответствии с уровнем профессиональной компетентности для каждого педагога подбираются формы, методы методической работы.
Так, методическая работа с педагогами низкого уровня ориентируется на выработку положительного отношения к педагогической деятельности, овладение теоретическими знаниями.
С воспитателями среднего уровня - формирование ориентации на общение, диалог, овладение педагогической техникой (системой умений), осознание собственной индивидуальности.
С воспитателями высокого уровня предполагает стимулирование ценностной ориентации на творчество в их педагогической деятельности, на создание индивидуальной методической системы. При этом ставка делается на самообразование и самоанализ собственных достижений, инициативу в апробации новых вариантов обучения и воспитания дошкольников.
Процесс системы методической работы в детском саду включает в себя определенные последовательные этапы:
1-й этап - теоретический - осознание идеи, осмысление передовых систем;
2-й этап - методический - показ лучших образцов: передового опыта; построение замысла индивидуальной методической системы;
3-й этап - практический - самостоятельная разработка и апробация воспитателями новых технологий обучения и воспитания;
4-й этап - аналитический - выявление результативности работы, а также анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения.
Если говорить об этапах методической работы, то в теории организации методической работы они соотносятся с используемыми формами.
Например, на теоретическом этапе осуществления методической работы приоритет отдается таким формам, как лекция, консультация, научно-исследовательская конференция, диспут, теоретический семинар, тестирование профессиональной подготовленности педагогов, аукцион педагогических знаний и т. д.
На методическом этапе на первый план выдвигаются методическая консультация, проведение методической недели, методический коллоквиум, психолого-педагогический или методический семинар, научно-методическая конференция, педагогическая гостиная, психологический тренинг, педагогический ринг, оперативное совещание и др.
На практическом этапе, в основном, используются деловые игры, круглые столы, взаимопосещения, педагогический час, открытые занятия и уроки, семинары-практикумы, творческие отчеты, научно-практические конференции и т. д.
На аналитическом этапе становится необходимым проведение педагогических советов по результатам тематических проверок, контрольных «срезов», обобщению итогов учебного года, организация эстафет педагогического опыта и конкурсов профессионального мастерства, аукционов педагогических идей и т. д.
В разработанной системе методической работы используются следующие группы методов (по Н. Ф. Виноградовой):
- группа словесных методов — рассказ, беседа, инструктаж, работа с методической и дополнительной литературой (художественной, научно-популярной, справочной);
- группа наглядных методов — работа со схемами, моделями, просмотр видеозаписи, презентации и др.;
- практические — наблюдения, опыты, эксперименты;
- игровые — дидактические, имитационные, театрализация;
- методы моделирования и творческой работы педагогов.
При этом все более активно нами планируется применять новые, отличающиеся от традиционных, интерактивные методы работы с педагогическим коллективом ОУ: они дают возможность одновременно решать учебно-познавательные, коммуникативно-развивающие и социально-ориентационные задачи благодаря тому, что:
- позволяют организовать образовательное коммуникативное пространство;
- позволяют адекватно представить новое содержание образования с помощью анализа и решения конкретных педагогических ситуаций и задач;
- тем самым способствуют усвоению профессиональных знаний, развитию умений реализовать эти знания на практике в педагогической деятельности.
Раскроем основные разновидности интерактивных методов обучения педагогов.
Методы анализа и решения педагогических ситуаций относятся к методу «кейсов» («Case study») — методу, где педагоги участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций и задач, взятых из реальной практики. При этом все обсуждаемые ситуации делятся на:
- ситуации-иллюстрации,
- ситуации-упражнения,
- ситуации-оценки,
- ситуации-проблемы.
Ситуации, которые демонстрируют достижение педагогической цели в виде преобразования личностных свойств и качеств воспитанников, относятся к ситуациям - иллюстрациям. Маркер таких ситуаций — ответ на вопрос: «О чем здесь говорится? Что хочет сказать наблюдатель?»
Ситуации, которые задают педагогическую задачу и демонстрируют способ ее решения, относятся к ситуациям-упражнениям. Маркер таких ситуаций — ответ на вопрос: «Что здесь нужно было сделать и как?»
Ситуации, которые направлены на оценку педагогических действий, соответствия друг другу компонентов педагогического процесса: цели, задач, содержания, методов, приемов и организационных форм воспитания и обучения, относятся к ситуациям-оценкам. Маркер таких ситуаций — ответ на вопрос: «Правильно или неправильно поступил педагог? Почему?»
Ситуации, которые направлены на анализ выводов из педагогической ситуации и разработку педагогической стратегии, относятся к проблемным педагогическим ситуациям. Маркер таких ситуаций — ответ на вопрос: «В чем заключается проблема? Что делать дальше?»
Проблемные педагогические ситуации делятся на три группы:
Первая группа проблемных ситуаций включает в себя условия, в которых задается необходимость усвоения действий, влияющих на эффективность осуществления педагогического взаимодействия педагога и детей.
Вторая группа проблемных ситуаций направлена на овладение действиями, обобщающими знакомые или известные педагогу практические и теоретические действия. Они касаются выбора технологий воспитания и обучения детей. При этом технологии могут быть
- предметно ориентированные,
- личностно ориентированные.
Третья группа проблемных ситуаций побуждает самостоятельно ставить задачи воспитания и обучения детей и планировать их выполнение.
При анализе ситуаций необходимо, во – первых, определить, к какому виду она относится.
Затем требуется выбрать метод обоснования способа решения педагогической ситуации. Это может быть сделано с помощью следующих методов:
- информационного метода (цитирование положений известных педагогов и ученых, которые пытались разрешить данную проблему);
- метода экспертных оценок (оценка ситуации с разных точек зрения, чаще всего, психологической, педагогической и социальной);
- метода эталонного сравнения (состоит из поиска эталона, чаще всего, возрастной нормы развития и ее сравнения с приведенным примером);
- метода аналогии (приведение примера из практики);
- метода антиципации (заключается в предвосхищении положительных и отрицательных результатов моделирования педагогического процесса для педагога, ребенка, родителей).
Все перечисленные методы достаточно эффективны.
Беседа — самостоятельный вид или дополнительный метод педагогического исследования в целях получения необходимой информации или разъяснения по поводу того, что не было достаточно ясным при наблюдении. В связи с этим беседа относится к устным (вербальным) методам исследования. С другой стороны, беседа может быть и методом обучения. В том случае она представляет собой диалог, направленный на обсуждение или выяснение какого-либо вопроса, обмен мнениями. Поэтому как метод обучения, характеризующийся наличием вопросов и ответов, беседа помогает спланировать или поддержать разговор заместителя заведующего по УВР с педагогами на определенную тему. При работе с педагогическим коллективом, в основном, использую воспроизводящие, обобщающие и проблемные беседы. По другой классификации — установочные, эвристические, итоговые и обобщающие беседы. Точно такие же виды беседы используются при работе с детьми дошкольного, что позволяет легко осуществлять перенос педагогических установок с одной ситуации (общение с коллегами и руководителями образовательного учреждения) на другую (педагогическое взаимодействие с воспитанниками и учениками). Так, беседа применяется педагогом с целью активизации умственной деятельности ребенка в процессе формирования установки на приобретение новых знаний (установочная беседа), их «открытие» (эвристическая беседа), повторения и закрепления, полученных ранее (итоговая беседа и обобщающая беседа).
Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования системы отношений, характерной для данного вида практики, т. е. для развития, воспитания и обучения детей и организации взаимодействия с их родителями. К. Ю. Белая отличает проведение деловой игры от метода игрового моделирования.
Проведение деловой игры предполагает развертывание особой (игровой) деятельности педагогов-участников в рамках имитационной модели, воссоздающей условия и динамику воспитательно-образовательного процесса или сотрудничества с родителями воспитанников. Бывают также игры, связанные с имитацией взаимодействия и взаимоотношений членов педагогического коллектива между собой и с руководством ДОУ, с членами аттестационной комиссии и др. Так или иначе, в зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается и каковы цели участников, различаются учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные деловые игры.
Чаще всего, однако, деловые игры применяются для обучающих целей - учебные игры. Среди них выделяются:
- Имитационные деловые игры — вид игр, связанных с такими абстрактными понятиями и темами, которые нельзя обыграть другими способами, например, от педагогов требуется обыграть с помощью микроэтюдов понятия «развитие», «игра», «воспитание» и «обучение».
- Позиционные деловые игры — вид игр, в которых взаимодействие между участниками игры строится как выяснение позиций по известным, традиционным и нетрадиционным методикам, технологиям, программам посредством столкновения взглядов и педагогических установок, борьбы мнений. При этом коллектив педагогов делится на команды, микрогруппы, одна из которых ищет и отстаивает достоинства обсуждаемых программ и методик, вторая — их недостатки.
- Ролевые деловые игры — вид игр, в которых определяются характеристики ролей и позиции участников взаимодействия относительно того или иного вопроса, проблемы. Они похожи на предыдущий тип игр, но при этом педагоги должны отрабатывать не определенную позицию, а социальную роль: например, роль руководителя проекта, роль лидера, роль Льстеца, роль Генератора идей, роль Буфера, роль Оппозиционера, роль Никого-не-трогаю-не-тронь-и- меня и др.
- Ситуационные деловые игры — вид игр, в которых определяются роли и позиции участников взаимодействия, но ведущим компонентом является ситуация, т. е. напряженное действие в относительно непродолжительное время. Ситуационные игры связаны с обыгрыванием ситуаций - иллюстраций, ситуаций-упражнений, ситуаций-оценок и проблемных педагогических ситуаций.
- Сюжетные деловые игры — вид игр, в которых определяются роли и позиции участников взаимодействия в определенном сюжете. Сюжетные линии можно проследить, представляя различные документы по определенному вопросу. Например, сюжет «Международная конференция», когда педагоги берут на себя роли своих коллег из зарубежных стран и разыгрывают свой приезд в Россию на научно-практическую конференцию, посвященную, например, вопросам использования игровых методов в обучении дошкольников.
- Организационно-деятелъностные деловые игры — самый сложный вид деловых игр, связанный с выработкой теоретических концепций и практических рекомендаций в рамках проблемы, коллективное написание рекомендаций, методических разработок. При этом ведущий сначала определяет проблему, над которой будет работать коллектив, затем происходит распределение ролей (например, заведующая, воспитатель, музыкальный руководитель, физкультурный работник, педагог-психолог, медсестра, бухгалтер, дворник, родитель), объединение в микрогруппы и обсуждение проблемы, выработка общей точки зрения на нее, презентация результатов. Обсуждение итогов работы в микрогруппах и разработка проекта решения и методических рекомендаций.
- Функциональные деловые игры — вид деловых игр, который связан с работой инициативных творческих групп в ДОУ, действующих на протяжении продолжительного времени. Например, они могут касаться отработки игровых приемов работы с детьми на занятиях с использованием здоровьесберегающих технологий.
Среди интерактивных методов обучения одним из самых популярных является метод проектов. Метод проектов — система обучения, возникшая во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США, в которой учащиеся приобретали знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. В 20-х годах XX века метод проектов стал частично применяться в практике отечественных школ. Позднее были разработаны комплексно-проектные программы. В начале 30-х годов XX века комплексная система обучения была отменена вследствие изменения социального заказа на образование (ориентации на техногенное общество) и возродилась в 90-е годы в виде интегративных курсов. Акцент стал делаться на экологическое воспитание детей.
Сегодня ситуация изменилась: метод проектов применяется как средство формирования междисциплинарных представлений у детей и взрослых в процессе осуществления проектной деятельности. При этом на практике выделяют творческие и научно-исследовательские проекты.
Первые из них относятся к организации проектной деятельности в процессе осуществления продуктивных видов детской деятельности и направлены на достижение результата — получение путем творческих действий и преобразований творческой работы, чаще всего поделки.
Другая категория проектов — научно-исследовательские проекты — относится к организации проектной в процессе экспериментальной деятельности: когда в начале работы ставится проблема, выдвигается цель и гипотеза исследования, формулируются его задачи, подбираются методы исследования, затем проводятся теоретическая и практическая части опытно-экспериментальной работы, которые позволяют подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования.
При этом каждый проект (как творческий, так и научно- исследовательский) от возникновения идеи до полного своего завершения проходит ряд ступеней своего развития (жизненный цикл), которые можно разделить на фазы, фазы — на стадии, стадии — на этапы. В целом каждый проект состоит из 3 фаз: фаза проектирования, технологическая фаза, рефлексивная фаза. Различаются они подготовительной работой, постановкой целей и задач, выбором методов и форм работы с детьми и, естественно, содержанием. Выбор темы и содержания каждого проекта, а также способов его реализации осуществляется в процессе работы методических объединений педагогов детского сада.
Метод «Модерации» относится к одному из самых известных методов интерактивного обучения.
К его воспитательным задачам относятся:
- развитие активности, самостоятельности и воли;
- формирование мировоззренческой установки, педагогической позиции, коммуникативных качеств и умений работать в коллективе.
К развивающим:
- развитие внимания, речи, творческих способностей и рефлексии;
- формирование умений находить оптимальные или наиболее простые решения, прогнозировать результат, развитие способности оценивать и использовать наиболее оптимальные для конкретной ситуации методики воспитания и обучения.
Этот метод побуждает педагогов действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы. Он предполагает владение ведущими технологиями организации мозгового штурма и генерации идей в процессе решения стандартных и нестандартных педагогических задач, а также технологиями рефлексии индивидуальной и коллективной деятельности. При этом очень важно обратить внимание на поведение отдельных членов педагогического коллектива, связанное с решением педагогических задач: кто обнаруживает и формулирует проблему, кто анализирует условия, формулирует задачи и определяет способы их решения, кто осуществляет исполнение и оценку выполнения решений. В соответствии с этим разрабатываются методические рекомендации для педагогов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что от выбранных методов обучения педагогического коллектива в значительной степени зависит эффективность методической работы. Однако, объединяя методы и формы работы в единую систему, необходимо учитывать их соответствие и оптимальное сочетание между собой.
В связи с этим в работе по созданию системы методической работы мы опираемся на взгляды А. М. Моисеева, который выделяет следующие важные критерии оптимальности их сочетания, влияющие на оценку результатов методической работы:
- Критерий результативности. Цель можно считать достигнутой, если результаты образования, воспитания и развития детей, занимающихся в учреждении, растут, достигая оптимального уровня для каждого ребенка, или приближаются к нему за отведенное время и без перегрузки ребенка.
- Критерий рационального использования времени. Эффективность методической работы достигается там, где рост мастерства педагога происходит при разумных затратах времени и усилий без перегрузки педагогов и детей.
- Критерий удовлетворенности педагога своим трудом можно считать достигнутым, если в учреждении создается такая творческая атмосфера, такой морально-психологический климат, при котором усиливается мотивация творческого, инициативного, самоотверженного труда педагога.
Предполагаемые результаты
Предполагаемый результат | Показатели |
Увеличение доли педагогов с высоким уровнем профессиональной компетентности. | Оценка профессиональной компетентности педагогов (анкетирование, тестирование, опрос, беседа, наблюдение, просмотр деятельности, изучение документации и др.). |
Увеличение доли педагогов, обобщивших опыт работы. | Анализ работы педагогов по обобщению опыта работы. |
Увеличение доли педагогов принимавших участие конкурсах профессионального мастерства. | Анализ участия педагогов учреждения в профессиональных конкурсах. |
Увеличение доли воспитанников с оптимальным уровнем освоения образовательной программой. | Данные мониторинга овладения воспитанниками образовательной программой. |
Увеличение числа педагогов, прошедших аттестацию. | Анализ результатов аттестации педагогов |
Увеличение доли педагогов, использующих в работе методов развивающего обучения, ИКТ. | Анализ материалов контроля воспитательно - образовательной деятельности. |
Увеличение доли педагогов разработавших авторских проекты образовательных программ | Анализ деятельности педагога (изучение опыта работы по самообразованию) |
Увеличение доли педагогов, стремящихся к построению собственной системы воспитательно-образовательной деятельности | Анализ материалов контроля (изучение документации, наблюдение за деятельностью и др.) |
Разработанная система методической работы, направленная на повышение профессиональной компетентности каждого педагога ДОУ | Анализ организации системы методической работы в МБДОУ |
Риски и их минимизация
Риски | Минимизация рисков |
Низкая активность участия педагогов в реализации проекта | Моральное и материальное поощрение; Совместное обсуждение разработки и внедрения проекта; Включение в созданные проектные группы по управлению и реализации проекта. |
Отсутствие финансов на приобретение материально-технической базы, прохождение курсов повышения квалификации | Привлечение средств при помощи Управляющего совета МБДОУ |
Недостаточное владение знаниями, умениями, нехватка опыта в организации оценки роста профессиональной компетентности | Организация взаимодействия с СурГПУ, ИМЦ, ЦДиК |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Инновационные подходы к организации самообразовательной работы в системе повышения профессиональной компетентности педагога"
Інформаційно-методична збіркаУ даній збірці висвітлюється зміст поняття самоосвітньої діяльності, виділяються його компонентні частини та визначаються підходи щодо організації цього проц...
Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов при организации экологического воспитания дошкольников
Раскрывается система работы по организации экологического воспитания дошкольников....
"Система работы ДОУ способствующая повышению профессиональной компетентности педагогов по взаимодействию с семьями воспитанников".
Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленько...
Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов
Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов...
Протокол МО "Повышение профессиональной компетентности педагогов по основным направлениям образовательной программы дошкольного образования МБДОУ№20 «Снегурочка», разработанной на основе ФОП ДО
Создание организационно-методических условий для внедрения основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФОП ДО....
методические разработки, содержание которых необходимо для повышения профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта и направленные на реализацию содержания образовательной программы
в материалах представлены актуальные методы, приемы и формы взаимодействия: интерактивные лекции, семинары- практикумы, деловые игры, тренинги, анализ проблемных ситуаций и моделирование, презентации ...
«Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
В данной статье раскрыт опыт создания системы методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста....