Организация и направления системы методической работы в ДОУ
статья по теме
Любое дело можно организовать с наилучшим результатом, если хорошо знать возможности людей, их творческую направленность, профессиональную зрелость каждого сотрудника. В дошкольном учреждении на первый план выходят проблемы, связанные с деятельностью педагогов, непосредственно осуществляющих образовательный процесс с детьми и методическим обеспечением с учетом ФГОС ДО.
Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Целью методической работы в детском саду является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольного учреждения является методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_i_napravleniya_sistemy_metodicheskoy_raboty._potapenko_s.v.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и направления системы методической работы
Потапенко С.В. – старший воспитатель
Любое дело можно организовать с наилучшим результатом, если хорошо знать возможности людей, их творческую направленность, профессиональную зрелость каждого сотрудника. В дошкольном учреждении на первый план выходят проблемы, связанные с деятельностью педагогов, непосредственно осуществляющих образовательный процесс с детьми и методическим обеспечением с учетом ФГОС ДО.
Методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.
Целью методической работы в детском саду является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.
Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей, качества профессионального развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей определяет основные задачи методической работы:
1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.
2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов.
3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.
4. Координация деятельности детского сада и семье в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.
5. Координация деятельности детского сада с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и образовательного учреждения в целом.
6. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.
Организация системы методической работы в дошкольном учреждении:
- развитие ребенка в образовательном пространстве дошкольного учреждения;
- организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и школой;
- информация периодических изданий дошкольного образования;
- банк внутренней информации;
- нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ;
- планирование деятельности ДОУ;
- организация и руководство образовательной деятельности ДОУ;
- контроль и регулирование образовательной деятельности ДОУ;
Организацию качественной методической работы в дошкольном учреждении обеспечивает старший воспитатель. От его профессиональной компетенции активной личной позиции, профессиональных способностей зависит качество образовательного процесса в ДОУ.
К их числу относятся:
1.Аналитические:
Анализ:
- - состояния воспитательно-образовательного процесса, выполнения образовательной программы;
- - уровня профессиональной компетентности педагогов, повышения их квалификации, аттестации;
- - передового педагогического опыта;
- - новейших исследований в области педагогики и психологии;
- - результативности методической работы.
2.Проектировочные
- -прогнозирование (совместно с заведующей) стратегических и тактических целей процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, разработка программы развития ДОУ;
- -проектирование развития педагогического коллектива в целом и отдельных педагогов;
- -планирование целей и содержания научно-методической деятельности коллектива, отдельных педагогов;
- -проектирование методической работы в ДОУ.
3.Организационные
- -руководство деятельностью педагогов в соответствии с Программой развития, годовым планом, образовательной программой ДОУ;
- -повышение квалификации (педагогов и своей);
- -организация нормированного взаимодействия между педагогическими кадрами;
- -выявление, изучение, обобщение и распространение инновационного опыта ДОУ;
- -организация выполнения плана научно-методической работы в ДОУ.
4.Регулятивные
- -осуществление контроля, за состоянием всех направлений воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, их регулирование в соответствии с Программой развития, планом работы ДОУ, требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
- -контроль и оценка повышения квалификации педагогов, хода научно-методической работы в ДОУ.
5.Коммуникативные
-построение взаимоотношений в коллективе на основе взаимного доверия, уважения, доброжелательности
-выбор и использование наиболее действенных средств организационного воздействия к педагогам
-изучение и учет взаимоотношений педагогов при выполнении работы
-предвидение и предотвращение конфликтов
-владение собой в критических ситуациях
-правильное восприятие критики и учет её в своей деятельности
Подходы к организации методической работы в ДОУ основаны на:
- системно-деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;
- личностно-ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка, коллектива в целом, направленности на развитие профессиональных и личностных качеств педагогов;
- дифференцированном подходе: учете уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в ДОУ;
- подход свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом образовательных программ и путей самореализации;
- мотивационно-стимулирующий подход: использовании различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;
- коррекционный подход: своевременном устранении выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.
Планирование методической работы осуществляется на аналитической основе:
- анализ внешней среды ДОУ (учета требований социального заказа, нормативно-правовых документов федерального, районного, муниципального уровней);
- анализ состояния ДОУ (уровня здоровья, развития детей, степени овладения ими образовательной программы; уровня профессиональной компетентности коллектива, особенностей и потребностей родителей, школы; четкого выделения факторов, влияющих на них);
- цели деятельности и необходимые средства их реализации определяются, исходя из результатов анализа.
Задачу обучения и развития педагогов следует признать основополагающей в управлении методической работой.
Внешнее повышение квалификации происходит:
- за счет посещения курсов повышения квалификации в КРИПКиПРО (традиционная и дистанционная формы);
- обучение в учебных заведениях;
- участие в работе методических объединений района.
Внутреннее повышение квалификации происходит за счет разнообразных форм методической работы с педагогами в МДОУ:
- участие в работе совета педагогов;
- обучение на семинарах и семинарах-практикумах;
- консультирование и др.
Поэтому модель организации и содержания развития педагогов, повышение их квалификации должна строиться, дифференцированно, чтобы были задействованы внутренние факторы и механизмы самого педагога, способствующие личностные и профессионально-нравственному развитию.
Старший воспитатель организует и контролирует работу педагогов по самообразованию, относящуюся к активным формам повышения квалификации.
Основными задачами аттестации являются:
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий; повышение эффективности и качества педагогического труда; выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;
- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников.
Своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и передовой практике, методическом обеспечении в системе дошкольного образования является важным условием высокой результативности воспитательно-образовательного процесса.
Повышение информированности педагогов способствует установке единой педагогической стратегии развития ДОУ, которая обсуждается, утверждается и реализуется через основной орган управления – педагогический совет и служит основным ресурсом развития коллектива в ДОУ
Обзор видов информации и формы методической работы:
- нормативно-правовые документы;
- современные программы, технологии, методики;
- современные тенденции развития дошкольного образования;
- содержание, формы, критерии оценки деятельности и т. д.;
- самостоятельная работа с материалами метод кабинета;
- педагогический совет;
- семинары (проблемные, практикумы);
- консультирование, обследование, лекции;
- информация на стенде;
- самообразование, наставничество, работа творческой группы;
- обучение на курсах повышения квалификации.
Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольного учреждения является методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.
Программно-методический комплекс дошкольного учреждения отбирается с учетом ориентации на ФГОС, нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (вид, приоритетное направление), особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность каждой программы и технологии. Таким образом, образовательный процесс во всех группах ДОУ осуществляется по комплексной программе, которая соотносится с социальным заказом и видом ДОУ.
Работа с родителями.
Детский сад – первое учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка.
Организация взаимодействия ДОУ и семьи:
- изучение семьи с целью выяснения её возможностей по воспитанию своих детей и детского сада;
- группировка семей по принципу возможности их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей сада;
- составление программы совместных действий педагога и родителя;
- анализ промежуточных и конечных результатов их совместной деятельности.
Выявление уровня педагогической культуры и степени участия родителей:
- анкетирование родителей;
- анкетирование воспитателей;
- тестирование родителей;
- индивидуальные беседы с родителями;
- индивидуальные беседы с детьми;
- посещение семьи ребёнка;
- изучение тестов – рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья».
В системе методической работы представлены взаимосвязанные формы сотрудничества педагогического коллектива с родителями: наглядная агитация, посещение семей, работа с неорганизованными детьми, совместные досуги и мероприятия, беседы, консультации, дискуссии, круглые столы, тренинги, ролевые игры, форум на сайте ДОУ, почта, семейные клубы, анкетирование, дни открытых дверей.
Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому задача старшего воспитателя - сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.
Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать ФГОС ДО и таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.
Реализация информационно - аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.
В методическом кабинете ДОУ постоянно действуют различные выставки и проводятся конкурсы, а также представлены материалы, отражающие мастерство педагогов: материалы семинаров-практикумов; по инновационной деятельности профессиональные копилки педагогов; план – график повышения квалификации педагогов; план аттестации педагогических кадров; передовой педагогический опыт.
Таким образом, в рамках выполнения основных задач методической работы методический кабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание дифференцированной системы методической работы, направленной на развитие мотивации профессионального совершенствования педагогических работников
Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, быть готовым к решению сложных задач в образовании, к повышению своего педагогического мастерства п...
Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов при организации экологического воспитания дошкольников
Раскрывается система работы по организации экологического воспитания дошкольников....
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОИСКА ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ МБДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Представлено содержание работы педагогического коллектива в условиях реализации ФГОС ДО...
Система методической работы, направленной на развитие креативного потенциала педагогов
В связи с переориентацией дошкольного образования с научно-технологической на гуманитарную модель образования подходы к организации методической работы меняются. Целью гуманитарной парадигмы является ...
Система методической работы в МБДОУ №37 «Колокольчик», направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов.
Система методической работы в МБДОУ №37 «Колокольчик», направленная на повышение профессиональной компетентности педагогов....
доклад на районном методическом семинаре "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОИСКА ПЕДАГОГОВ В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ МДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Материал предназначен для старших воспитателей, воспитателей. специалистов ДОУ....