Система методической работы, направленной на развитие креативного потенциала педагогов
методическая разработка на тему

В связи с переориентацией дошкольного образования с научно-технологической на гуманитарную модель образования подходы к организации методической работы меняются. Целью гуманитарной парадигмы является создание условий для творческой самореализации личности педагога, а задачей методической службы - раскрытие творческого начала воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система методической работы, направленной на развитие

креативного потенциала педагогов

«Творчество – удел избранных или необходимость существования»

Два мира есть у человека;

Один, который нас творит.

Другой, который мы от века

Творим по мере своих сил.

Н.Заболоцкий

Исходная ситуация

  Система российского образования перешла на очередной переломный этап, когда происходит обновление нормативной базы, утверждены новые федеральные государственные образовательные  стандарты и требования практически ко всем уровням образования. В период модернизации дошкольного образования возникает необходимость создания информационно-образовательного пространства,  познавательный, ценностный и  деятельностный  компоненты дошкольного воспитания.

Девиз: «В любой области создавать – значить гореть. Копировать – медленно тлеть». 

  Современное дошкольное образование направлено на реформирование и модернизацию традиционных методов обучения ребенка, что напрямую связано с профессиональным уровнем педагогов.

  Педагог в современных условиях, прежде всего исследователь, обладающий научным психолого-педагогическим мышлением, высоким уровнем педагогического мастерства, определенной исследовательской смелостью, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, потребностью в профессиональном самовоспитании.

  Методическая работа с педагогическими кадрами в последнее время чрезвычайно усложняется в силу сложного социального напряжения, увеличения психических нагрузок, падающих на личность воспитателя, снижения престижности педагогического труда.

Проблемы

  • Практика показывает, что остается неразрешенным противоречие между потребностью социума в высоком качестве дошкольного образования и невозможностью традиционными средствами решить эту проблему.
  • Неконкретность постановки целей и задач методической работы.
  • Недостаточный учет особенностей и возможностей ДОУ и педагогов приводит к слепому копированию годовых планов, тематики планируемых методических мероприятий из методической литературы.
  • Недостаточный уровень диагностико - аналитической работы разрушает связь теории и практики в методической работе: система мероприятий не способствует решению выявленных проблем.

Причины

  • Отток из ДОУ высокопрофессиональных кадров в другие сферы деятельности.
  • Низкая мотивация педагогов на совершенствование своей деятельности.
  • Утвердившиеся стереотипы методической работы в ДОУ.

Последствия

   Перечисленные проблемы снижают действенность и результативность методической работы, ослабляют ее роль в деле совершенствования педагогического процесса, достижения нового качества дошкольного образования.

 Актуальность

    При модернизации дошкольной образовательной системы, переходе ДОУ из режима функционирования в режим развития возрастает роль повышения квалификации кадров, так как именно от этого зависит развитие дошкольного образования как в содержательном, так и в организационно-управленческом аспекте.

    В связи с переориентацией дошкольного образования с научно-технологической (социократической, традиционной) на гуманитарную (личностно-ориентированную) модель образования подходы к организации методической работы меняются.

   Целью гуманитарной парадигмы является создание условий для творческой самореализации личности педагога, а задачей методической службы – раскрытие творческого начала воспитателя. Отношения базируются на основе «субъект-субъект» и успех достигается в процессе взаимодействия.

  Система методической работы должна учитывать положительные и отрицательные тенденции современного образования и быть ориентированной на развитие личности педагога, способного к самоопределению и самореализации. Важно, чтобы воспитатель был субъектом процесса собственного учения, а система методической работы должна стать толчком, стимулятором саморазвития, помочь каждому педагогу найти и осознать оптимальные способы саморазвития.

 «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением»

(Адольф Дистервег)

     Необходимо обеспечить условия для профессионального роста каждого педагога:

  • Во-первых – наличие мотивации для постепенного вхождения и приучения педагогического коллектива к постоянному самообразованию;
  • Во-вторых – создание творческой атмосферы, в которой бы у каждого педагога возникла потребность в саморазвитии.

   Одной из задач заведующего и старшего воспитателя ДОУ является создание благоприятного морально-психологического климата, обстановки творческого взаимодействия и сотрудничества. Только творчески работающий коллектив педагогов способен обеспечить высокий уровень воспитательно-образовательной работы с детьми, формирование творческой личности.

   Отмечая роль педагога,  влияние его собственной личности, индивидуальности на воспитание детей, В.А.Сухомлинский писал: «Без одухотворения живой мыслью и увлеченностью педагога метод остается мертвой схемой. Ибо с  того  момента, как маленький человек сделал первый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с тем, кто его воспитывает, предъявляет ему требования, вкладывает в него свои духовные силы, хочет видеть в нем свой идеал».*

*Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. (Методика воспитания коллектива.) М., 1975. С.237

   А.С.Макаренко особое значение придавал творчески работающему слаженному педагогическому коллективу, подчеркивая, что в таком коллективе даже молодой неопытный педагог может добиться многого, а если педагоги не объединены в сплоченный творческий коллектив, то даже опытный и творческий педагог не достигнет высоких результатов в работе с детьми.

  Создание творческой атмосферы в коллективе требует хорошего знания руководителем индивидуальных особенностей, возможностей и способностей каждого педагога. Выявив их необходимо создать условия для их реализации и дальнейшего совершенствования педагогической деятельности.

   Педагогическое творчество, как отмечают В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров, может возникнуть только при условии профессионально значимой мотивации.

Анализируя педагогическое творчество учителя, В.И.Загвязинский отмечает, что оно имеет много общего с другими видами творчества, но в нем есть и свои особенности, которые связаны с характером педагогической деятельности и её результатами – ростом, формированием личности ребенка.*

  Методическая работа в нашем ДОУ направлена на создание условий для стимулирования саморазвития каждого педагога, для его самореализации;  поэтому при планировании методической работы я учитывала следующее:

  • качественный состав педагогического коллектива;
  • результаты диагностического изучения личности в деятельности педагогов;
  • уровень творческого потенциала личности воспитателей;
  • личные интересы педагогов.

Повышение профессионально-личностной готовности педагогов к работе  стало возможно через:

  • создание объективных (социальных, материальных)  субъективных (личностных качеств) предпосылок и условий для творчества;
  • проявление позитивного отношения администрации ДОУ к инициативе и творческим проявлениям педагогов, внимательное, заинтересованное отношение к педагогическим поискам, своевременная поддержка, научная оценка их практической значимости;
  • создание интерактивных форм методической работы с педагогами, отсутствие излишней регламентации педагогической деятельности;
  • взаимодействие всех субъектов педагогического процесса на уровне сотрудничества, диалога, понимания, принятие позиций, предоставления возможности выбора индивидуальной траектории самообразования и саморазвития, создания ситуаций успеха каждому члену педколлектива
  • создание и поддержание положительного психологического климата в коллективе (атмосфера доброжелательности, уважение к личному мнению, творческому поиску каждого воспитателя).

   Важно не только вооружить педагога знаниями, но и помочь ему овладеть способами самостоятельной деятельности и решения возникающих проблем. В каждом ДОУ складывается своя определенная система работы с педагогическими кадрами, характер которой зависит от степени сплоченности коллектива, его творческой направленности, профессиональной и личной зрелости каждого педагога.

_____________________________________________________________________________

Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987.

К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы (испытывают затруднения в подборе и изучении методической литературы, в выборе темы, постановке целей и задач и т.п.).
 Диагностика позволяет дифференцированно, с учетом развития и задатков каждого педагога подходить к организации методической работы. Выбор оптимального варианта методической работы предполагает всестороннее изучение личности и деятельности воспитателя. Основными методами диагностики были анкетирование и тестирование.
Изучение результатов диагностики педагогов проводим по следующим направлениям:

  • уровень профессионального мастерства педагогов;
  • диагностика стиля взаимодействия субъектов образовательного процесса;
  • оценка психологического климата в коллективе;
  • оценка инновационного потенциала коллектива;
  • анализ мотивационной и стимулирующей деятельности педагогов;
  • самодиагностика способности воспитателя к саморазвитию, самооценка педагогов;
  • изучение удовлетворенности жизнедеятельностью педагогов в ДОУ;
  • эмоциональное состояние педагогов;
  • компетентность воспитателей по ИКТ.

   Прогнозируемый результат

  1. Сплочение педагогического коллектива на основе решения общих задач и принципов организации работы.
  2. Создание благоприятной психологической среды в педагогическом коллективе, стимулирующей развитие творчества, сотрудничества, взаимопомощи.
  3. Использование педагогическими работниками в своей профессиональной деятельности методов самопознания и саморазвития, рефлексии профессиональной деятельности.
  4. Повышение результативности работы с детьми (по итогам диагностики).

  Педагог – личность с объективным самовосприятием, позитивной «я–концепцией», способная к к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию.

Этапы работы

Первый этап предполагает:

  • Изменение позиций педагогов по отношению к собственному опыту и опыту коллег.
  • Самооценка состояния профессионально-педагогической компетентности как основание для построения личностно-ориентированного управления самореализацией.
  • Мотивация педагогов к развитию адекватного представления о собственной деятельности и профессиональной мобильности, необходимой для самореализации в профессии.
  • Знакомство педагогов с моделью идеального педагога.
  • Составление планов-проектов роста и совершенствования мастерства педагогов.
  • Ярмарка идей.
  • Просвещение педагогов по оформлению творческого педагогического труда.
  • Представление и защита педагогами своего профессионального опыта.

Второй этап:

  • Оформление позитивного педагогического опыта, подлежащего распространению.
  • Мастер-класс по представлению и защите профессионального опыта педагогов на мероприятиях разного уровня.
  • Подготовка фото и видео материалов для достижения личностных целей и целей учреждения в целом.
  • Помощь в подготовке презентации созданной методической продукции и творческих отчётов о результатах работы.
  • Представление материалов творческого труда на заседаниях педагогического совета ДОУ.
  • Участие педагогов ДОУ в конкурсах профессионального мастерства.
  • Участие детского коллектива в конкурсах образовательной системы разного уровня.
  • Проведение открытых мероприятий для педагогов районного уровня.
  • Публикации материалов творческого труда в профессиональных периодических изданиях.

Третий этап:

  • Оценка результатов труда на основании самоанализа деятельности педагогов.

План работы по проблеме

Направления работы

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1. Комплексное изучение профессионально-творческой деятельности педагога

Изучение перспективной направленности творческой деятельности

Оценка и самооценка способностей педагога эффективно решать педагогические задачи

Заполнение «Карты профессионального роста педагога»

Выявление барьеров профессионально-творческой деятельности и творческого саморазвития педагогов

Изучение межличностных отношений между педагогами. Микроклимат в коллективе

Определение динамики профессионального роста педагогов

Диагностика уровня сформированности мотивации саморазвития педагога (тест «Готовность к саморазвитию»)

2. Диагностика уровней сформированности мотивации творческого саморазвития педагога

Первичная системная диагностика мотивации творческого саморазвития педагога

Вторичная системная диагностика уровня мотивации творческого саморазвития педагога

3. Школа передового педагогического опыта

Посещение и анализ деятельности творчески работающих педагогов

Творческие сообщения из опыта работы: эффективность применения инновационных технологий в свете ФГОС

Эстафета творчества: творческие отчеты педагогов

4. Консультации

Как осуществить самооценку уровня сформированности мотивации творческого саморазвития педагога?

Методика и алгоритм педагогического анализа

Как построить правильно свои взаимоотношения в коллективе?

Как осуществить педагогический прогноз эффективности творческой самореализации

5. Семинары

Тренинг «Самореализация педагога»

«Повышение мотивации и профессиональной мобильности педагогов ДОУ – необходимые условия для самореализации в профессии»

«Повышение творческого потенциала педагога»

«Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

«Развитие коммуникативных навыков, лидерских качеств»

«Тренинг личностного роста»

«Наиболее значимые стимулы мотивации творческого саморазвития педагога»

6. Мастер-классы

«Игра как средство формирования коммуникативных навыков»

Отв.воспитатель

«Создание условий для развития у детей старшего дош.возраста культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками

Неделя открытых дверей для родителей

7. Участие в районных методических объединениях

МО воспитателей, учителей-логопедов, инструкторов по физ.культуре, ст.воспитателей

МО воспитателей раннего возраста, муз.руководителей,  учителей -логопедов

МО для воспитателей

МО воспитателей раннего возраста

МО для ст.воспитателей, воспитателей, воспитателей раннего возраста, муз.руководителей, учителей –логопедов, инструкторов по физ.культуре

МО для воспитателей, муз.руководителей

Информационное обеспечение:

  • Г.С.Красницкая, Б.Л.Борщанская, Л.А.Ненашева «Практикум по дошкольной педагогике» (М., 1997);
  • К.Ю.Белая «220 ответов на вопросы заведующей детским садом» (М., 1998);


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание дифференцированной системы методической работы, направленной на развитие мотивации профессионального совершенствования педагогических работников

        Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, быть готовым к решению сложных задач в образовании, к повышению своего педагогического мастерства п...

Методическая разработка «Система методической работы по сопровождению профессионально-личностного роста педагога в условиях введения ФГОС ДО в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара»

В данной работе подробно описана Модель методической службы и основные направления проектирования методической работы в МАДОУ «ЦРР – д/сад № 116» г.Сыктывкара. Также описаны функции и структура методи...

Методическая работа как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО

Повышение эффективности методической работы с цель повышения профессионализма педагогов...

Статья «Система методической работы с кадрами по повышению компетентности педагогов в период введения и реализации ФГОС ДО»

Методическая  работа  в дошкольном образовательном учреждении с кадрами по повышению компетентности педагогов   в период   введения и реализации ФГОС ДО...

СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ В ДОУ

ØСовременной системе дошкольного образования требуются специалистыØспособные понимать и видеть особенности речевого развития детей;Øизучать речь ребенка и ориентироваться в условиях общения и конкретн...

ПРОЕКТ «Система методической работы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ»

Современное образование находится на новом этапе развития – идёт модернизация. Ориентация на человека и его потребности, создание в дошкольных учреждениях условий, обеспечивающих всесторонне раз...