Создание дифференцированной системы методической работы, направленной на развитие мотивации профессионального совершенствования педагогических работников
статья по теме
Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, быть готовым к решению сложных задач в образовании, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа.
Использование дифференцированного подхода в методической работе предполагает всестороннее изучение кадрового состава, личности и деятельности каждого воспитателя, позволяет учесть запросы и опыт каждого специалиста.
В основе создания системы дифференцированной методической работы по развитию мотивации профессионального совершенствования лежит диагностика мотивационных потребностей, уровня самой мотивации педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_differencirovannoy_sistemy_metodicheskoy_raboty.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание дифференцированной системы методической работы,
направленной на развитие мотивации
профессионального совершенствования педагогических работников»
Ховрина И.В.,
старший воспитатель
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 103 «Русалочка»
г.Воркуты
Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, быть готовым к решению сложных задач в образовании, к повышению своего педагогического мастерства призвана специально организованная методическая работа.
Использование дифференцированного подхода в методической работе предполагает всестороннее изучение кадрового состава, личности и деятельности каждого воспитателя, позволяет учесть запросы и опыт каждого специалиста.
Анализ педагогической деятельности воспитателей и результаты проведенной диагностики позволили выявить основные проблемы:
- увеличилось количество молодых специалистов, которые имеют недостаточную сформированность отдельных компонентов педагогической культуры и достаточно низкую потребность в дальнейшем ее совершенствовании;
- существует необходимость повышения уровня педагогического мастерства при реализации приоритетных направлений у педагогов, достигших определенной стадии профессионального развития, но отмечается отсутствие сложившейся системы саморазвития, зависимость профессионального развития от условий, мнения окружающих.
Таким образом, определились две проблемные группы педагогов, с которыми предстоит работать.
Перед нами также встала проблема: необходимо организовать методическую работу, направленную на деятельность педагога в системе повышения квалификации таким образом, чтобы реализовалась и технология его самосовершенствования, саморазвития. Это актуально для обеих групп: молодым специалистам – как залог их успешной реализации в педагогической деятельности, для более опытных педагогов – возможность поверить в свои силы, утвердиться в индивидуальном педагогическом стиле.
Ориентация на человека и его потребности, создание в ДОУ условий, обеспечивающих гармоничное развитие личности каждого педагога, мотивация на эффективную деятельность – такова суть организации педагогического процесса на личностно ориентированной основе.
В основе создания системы дифференцированной методической работы по развитию мотивации профессионального совершенствования лежит диагностика мотивационных потребностей, уровня самой мотивации педагогов.
Повышение профессионального уровня педагогов предполагает учет личностной мотивации. Поэтому дальнейшим важным шагом формирования дифференцированной системы методической работы явился поиск рациональных форм и методов, направленных на развитие мотивационной сферы педагогов, которые обеспечили бы благоприятную мотивационную среду в дошкольном учреждении.
Если рассматривать этапность работы в этом направлении, то можно выделить три уровня:
- На первом уровне идет работа по осознанию педагогом своего профессионального поведения, умений и навыков, самоорганизации.
- На втором уровне – помощь в выборе индивидуальной траектории саморазвития, самоутверждения, познания себя.
- На третьем уровне – создание условий к самостоятельному творчеству педагога, осознание им личностной готовности, профессиональной готовности.
Выделенные последовательные этапы управления дифференцированной методической работой по созданию условий, обеспечивающих мотивацию саморазвития педагога, учтены в перспективном плане, который разработан на основе деятельностного подхода и включает разнообразные формы и методы работы с педагогами второй группы.
Чтобы создавать и поддерживать мотивацию, необходимы побудительные действия. Участие педагогов в педагогических мастерских по направлениям деятельности, которые в нашем детском саду соответствуют приоритетным направлениям, могут стать такими побудительными действиями и помочь педагогам, находящимся на поисковом уровне повысить как свою мотивацию, так и профессиональный уровень.
Тематика данных психолого – педагогических мастерских определяется исходя из проблем, заявленных педагогами и объединенная по направлениям.
Основные задачи мастерских:
- осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности;
- расширение сферы профессионального самосознания;
- развитие творческих способностей и активизация личностных ресурсов педагогов.
В мастерских принимает участие весь педагогический коллектив, где обеспечивается взаимодействие педагогов и специалистов ДОУ разного возраста, разного уровня профессионального мастерства. Участие в мастерских дает возможность педагогам проработать проблемную тему, проявить свои возможности, реализовать идеи. В коллективе устанавливается место и роль каждого члена в решении тех или иных задач, с учетом их реального профессионального потенциала. В работе мастерских используются наиболее продуктивные методы работы: проблемный, игровой, моделирование. Работа строится через семинары-практикумы, творческие разработки, организационно-деятельностные игры. Использование разнообразных форм позволяет преодолеть монотонность мероприятий, изменить ролевые действия педагогов (скептик, аналитик, эксперт и др.) Случайный выбор определенной роли развивает у педагогов, как у молодых, так и со стажем, по-другому взглянуть на ситуацию, мобилизовать свой творческий потенциал, переосмыслить сложившиеся в процессе деятельности стереотипы, отношение к деятельности. Эмоциональные переживания определяют интерес, качество восприятия, запоминания.. Проводят заседания педагог-психолог ДОУ, педагоги-наставники, старший воспитатель.
Работа в педагогической мастерской рассматривается как одна из форм общения педагогов, одно из условий мотивационной среды. Общение с коллегами в процессе работы положительно влияет на развитие активности педагогов, на развитие их мотивационного уровня.
Следующим условием создания мотивационной среды является формирование собственного опыта в процессе практической деятельности.
Каждый педагог - индивидуальность; все хотят работать хорошо и быть неповторимыми, это учитывается при дифференцированном отборе целей работы с педагогами разных групп
Особое место, в этом смысле, имеет работа с молодыми педагогами. Для становления воспитателя и формирования его творческого почерка решающее значение имеют первые годы работы. Именно в это время молодые специалисты приобретают свой личный опыт, овладевают требованиями выполняемой деятельности, а это и есть период профессиональной адаптации.
Для молодого специалиста его собственный престиж, его репутация стоят на первом месте. Стараемся не упустить этот мотив из виду, т.к. молодые часто чувствуют себя отверженными. Новичок находится в особом состоянии, которое заставляет реагировать на все с удвоенной силой. Для работы с этой группой педагогов разработана рабочую программу, направленная на адаптацию и первоначальное становление молодого специалиста.
Апробирование полученных знаний на практике и формирование собственного опыта в процессе практической деятельности также способствует самоутверждению, самоактуализации как молодого педагога, так и педагога со стажем, но испытывающего определенные трудности в мотивации профессионального совершенствования. Преодоление трудностей, накопление опыта работы в инновационном режиме дает возможность осознать свою значимость для всего коллектива молодому педагогу, вновь почувствовать востребованность профессионалу.
Работа с педагогами построена так, чтобы каждый смог отработать проблемную тему на практике, а затем представить свои наработки коллегам. Такая возможность им предоставляется через итоговые мероприятия: выставки дидактических пособий, презентации методических разработок и педагогических проектов, фотовыставки и другое, приуроченные к педагогическому совету, семинару.
Вопросы, которые рассматриваются в процессе работы, побуждают педагогов к самостоятельному изучению методической литературы, служащей главным источником теоретических знаний, способом получения большого объема новой информации. Это побуждает педагогов к самообразованию, следующему условию мотивационной среды.
Обучение и самообучение воспитателя в процессе дифференцированной методической работы строится таким образом, чтобы у педагога проявлялась готовность к обобщенному и гибкому анализу своей деятельности, создаем условия для самоопределения, проявления своей неповторимости.
Результат – это итог или то, что получено при завершении какой-либо деятельности. Поэтому хотелось бы отметить результаты проводимой работы: педагоги нашего дошкольного учреждения постоянные участники городских Педагогических чтений, победители городского конкурса педагогических проектов (3 проекта заняли призовые места). Опыт работы специалистов ОУ был неоднократно представлен на городских семинарах. Дошкольное учреждение – призер Республиканского конкурса «Детский сад года» в номинации «Школа спорта и здоровья»
Качество работы в системе повышения квалификации педагогов напрямую влияет на эффективность воспитательной работы. Успехи воспитанников дошкольного учреждения – итог созданной системы. Воспитанники занимают призовые места, участвуя в городских спартакиадах («Веселые старты на воде», «Веселые старты»), конкурсах детского творчества и фестивалях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по проведению аттестации педагогических работников
Методические рекомендации по проведению аттестации педагогических работников с целью установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (перво...
Система методической работы, направленной на развитие креативного потенциала педагогов
В связи с переориентацией дошкольного образования с научно-технологической на гуманитарную модель образования подходы к организации методической работы меняются. Целью гуманитарной парадигмы является ...
«Система работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников ДОО».
laquo;Система работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников ДОО»....
Методические рекомендации по проведению аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
Методические рекомендации по проведению аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности/...
Методическая разработка мастер-класса для педагогических работников «Карты Проппа как средство формирования навыка пересказа сказок у детей дошкольного возраста»
Представленная методическая разработка мастер-класса для педагогических работников направлена на расширение представлений педагогов об использовании карт Проппа как средства формирования навыка переск...
Организация непрерывного образования и профессионального совершенствования педагогических работников в ДОО
Повышение квалификации педагогических работников – форма непрерывного образования педагогов, целью которой является повышение уровня теоретических знаний, а также сове...
Индивидуальный маршрут дальнейшего профессионального совершенствования педагогического работника
Индивидуальный маршрут дальнейшего профессионального совершенствования педагогического работника (ИОМ) — это структурированная программа действий по саморазвитию, составленная с учётом личн...