Обеспечение безопасного пребывания ребенка в ДОУ – приоритетное направление работы педагогов.
материал по теме

Безопасные условия пребывания в образовательном учреждении — это, в первую очередь, условия, соответствующие противопожарным, санитарным и техническим нормам и правилам, возрастным особенностям дошкольников.

Основными направлениями деятельности сотрудников детского сада по обеспечению безопасности в детском саду являются:

-пожарная безопасность;

-антитеррористическая безопасность;

-обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований;

-охрана труда.

В ДОУ приобретены и поддерживаются в состоянии постоянной готовности первичные средства пожаротушения: огнетушители, пожарные краны и т.д.

Соблюдаются требования к содержанию эвакуационных выходов. Согласно акту проверки по подготовке учреждения к новому учебному году нарушений требований пожарной безопасности в детском саду не выявлено.

В МАДОУ  разработаны следующие документы:

Паспорт безопасности;

Пожарная декларация;

Комплексный план мероприятий по безопасности;

Календарный план основных мероприятий при угрозе и возникновения производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

Поэтажные планы эвакуации воспитанников и персонала

  •  Локальная система оповещения персонала и посетителей о возникновении ЧС;
  • Инструкция о порядке действий при угрозе возникновения ЧС природного и техногенного характера.

В учреждении созданы безопасные условия воспитания и обучения детей и работы сотрудников. Ежегодно заведующим детским садом издается приказ о безопасности в ДОУ, в котором прописываются безопасные условия и ответственные за их выполнение. В детском саду создан паспорт безопасности с целью антитеррористической безопасности учреждения. В детском саду установлено оборудование противопожарной безопасности, на каждом этаже имеются огнетушители и схемы эвакуации из здания. В ДОУ имеется  «тревожная» кнопка, которая выведена на пульт вневедомственной охраны.

Главной целью по охране труда в детском саду является создание и обеспечение здоровых и безопасных условий труда, сохранение жизни и здоровья воспитанников и работающих в процессе труда, воспитания и организованного отдыха.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

сихологическая готовность ребенка к школе.

Готовность ребёнка к школе определяется  совокупностью его  общей,  интеллектуальной  и психологической, подготовки. 

Психологическая  готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных занятий с ребенком. 

В чем  же проявляется неподготовленность к школьному обучению? Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться  на  уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало  инициативы,  тяготеет  к  шаблонным  действиям  и   решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по  поводу  учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать, не говоря уже о 6-летках. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).

Истоки возможных школьных сложностей и неприятностей  нередко скрываются в дошкольном детстве.  До 6-7 -  летнего возраста ребенка родители не так часто обращают внимание на развитие малыша, на особенности его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться. А в школе «вдруг» у вполне нормального ребенка, с точки зрения родителя, начинают возникать и накапливаться трудности, иногда приобретая хронический характер.

Как же психологически подготовить ребенка к школе? 

  1. У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный  уровень  познавательных  интересов,  готовность  к изменению социальной позиции, желание учиться. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое. Многие  родители  понимают,  насколько  важно  у  ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях  и  о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает  желание  учиться,  создает положительное отношение к  школе. Информацию о мотивации Вашего ребенка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.
  2. Следующим условием успешной учебы является  выработка  у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно  приучить  детей начатое  дело доводить до конца. Далее  нужно  подготовить  дошкольника  к неизбежным трудностям  в  учении.  Сознание  преодолимости  этих  трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.
  3. При подготовке к школе родителям следует научить ребёнка и аналитическим навыкам: умению сравнивать,  сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научится  внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать  свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить,  что  и  как  понял  ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, а  кроме того, учит  связной,  последовательной  речи,  закрепляет  в  словаре  новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение  в школе.
  4. Ещё важно воспитать в ребёнке  любознательность,  произвольное  внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на  возникающие  вопросы.  Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован  интерес  к  знаниям,  будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие  и  волю  на выполнение   заданий.
  5. Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Чтобы получить представление о самооценке Вашего ребенка, можно предложить ему методику «Лесенка».
    Рисуете лестницу, состоящую из 11 ступенек. Дальше говорите, что на этой лестнице располагаются все люди на свете: от самых хороших, до  самых плохих. Вверху, на самой верхней ступеньке – самый хороший человек, а внизу, на самой нижней ступеньке – самый плохой человек, посередине – средние люди. Предложите ребенку определить, где его место, на какой ступеньке. У младших школьников нормой можно считать 6-7 ступеньку, у дошкольников – она может быть выше, вплоть до 11, но никак не ниже 4 – это уже сигнал неблагополучия.
  6. Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути. Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т.п., то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время. 
  7. Кроме всего перечисленного, ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.  

В первые дни занятий 

Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, вызывает беспокойство практически у любого первоклассника. Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство. Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку. Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.  

Заранее:

  1. Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.
  2. Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
  3. Постарайтесь заранее познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Хорошо, если ребенок будет ходить в школу не один, а вместе с каким-нибудь одноклассником, живущим по соседству.
  4. Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед и возможную линейку перед началом занятий, а также когда начинаются и кончаются уроки. 
  5. Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.
  6. Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

Школа начинается в апреле

Помните, песенку из нашего детства: "В юном месяце апреле, в старом парке тает снег..." Кажется, там еще было такое: "Детство кончится когда-то, ведь оно не навсегда..." Беззаботное детство наших с вами дошколят подходит к концу именно в апреле - в этом месяце начинается запись в первые классы. События, которые произойдут в жизни вашего ребенка в ближайшие месяцы, - выбор школы, первое собеседование и летняя подготовка к первому учебному году, заложат фундамент десяти лет школьной жизни, а может даже, определят и всю дальнейшую судьбу вашего малыша.

Где будем учиться?

Начинать думать над этим вопросом вообще-то надо не в апреле, а еще в сентябре, за год до поступления в первый класс. В Москве около полутора тысяч различных общеобразовательных учреждений, и сделать правильный выбор при таком разнообразии действительно не просто. Тем более что все чаще школы приобретают новые статусы, смысл которых, для большинства родителей остается загадкой. Итак,

Прогимназия - это подготовительная ступень для поступления в гимназию.

Гимназия дает классическое образование в средней и старшей школе с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. Гимназическое образование начинается с пятого класса, в начальной школе гимназических классов не бывает.

Лицей работает в тесном контакте с определенными вузами. Преподаватели этих вузов помогают разрабатывать учебные программы, ведут уроки или дополнительные занятия. Чаще всего выпускные экзамены в лицее засчитываются как вступительные в вуз.

Школы с углубленным изучением определенного предмета. Особой популярностью последнее время пользуются школы с углубленным изучением иностранных языков, истории и права, экономики и экологии. Можно также найти школу, специализирующуюся на изучении физики, математики, химии и биологии, изобразительного искусства, литературы, информатики, а так же музыки и хорового пения.

Школы с этнокультурным элементом. В таких школах подробно изучают культуру того или иного народа, его историю, традиции и язык. Учреждением с этнокультурным элементом образования может быть не только школа, но и детский сад, и УВК, и интернат.

УВК - учебно-воспитательный комплекс. Сочетает в себе дошкольное и школьное образование. УВК работают по схемам "детский сад - начальная школа" или "детский сад - средняя школа". Программа УВК построена так, чтобы облегчить ребенку привыкание к школьным порядкам и сделать переход из дошкольного периода в школьный максимально мягким. Единственный недостаток УВК, в том, что, если у ребенка не сложились отношения с ребятами в подготовительной группе, у него не будет возможности найти друзей в новом учебном коллективе.

Школы - экспериментальные площадки или школы-лаборатории находятся в подчинении городских властей. На их базе отрабатывают новые программы обучения.

Лесные (санаторные) школы созданы для обучения детей, страдающих определенными заболеваниями. Программы обучения в них разработаны с учетом состояния здоровья маленьких учеников. Лесные школы специализируются по заболеваниям:

  1. желудочно-кишечного тракта;
  2. нервной системы;
  3. кожи неинфекционного характера;
  4. сердечно-сосудистой системы;
  5. органов дыхания.

Школы здоровья. На сегодняшний день в столице таких школ около десятка. Они организуются в рамках городской программы "Образование и здоровье". Школы здоровья сочетают в себе функции поликлиники и школы одновременно. Например, первый этаж школьного здания занимают медицинские кабинеты, а на других этажах располагаются учебные классы. В Школы здоровья принимают ослабленных детей, нуждающихся в постоянном контроле врачей и оздоровительных процедурах. Школьное расписание составляется с учетом потребности в лечении. Например, два или три урока дети учатся, а потом расходятся на урок здоровья. Один идет на массаж, другой в кабинет физиотерапии, третий - на лечебную физкультуру. Таким образом, малыши имеют возможность лечиться, не пропуская уроков и не теряя время на дорогу до клиники. В остальном учебный план в школах здоровья не отличается от обычных.

Будь готов!

Прежде, чем отправиться в школу на собеседование, постарайтесь самостоятельно оценить, готова ли ваша кроха "сменить имидж" и превратиться из дошколенка в первоклассника.

Важнейший критерий оценки готовности малыша к обучению - анатомо-физиологическое развитие, позволяющее, во-первых, довольно длительное время выполнять определенные задания, а во-вторых, в достаточной степени владеть точными движениями пальцев рук, т.е. мелкая моторика должна быть развита настолько, чтобы малыш справлялся и с лепкой, и рисованием, и с письмом.

Не менее важна способность будущего ученика понять поставленную перед ним задачу и контролировать свои собственные поступки. Шести-семи летний ребенок в принципе способен уважительно относиться к предъявляемым требованиям и сдерживать непроизвольные действия. Если малыш не справляется с собственными чувствами настолько, чтобы выполнить до конца любую порученную (зачастую не самую интересную) работу, в школе возникнут проблемы с поведением и, как следствие, с успеваемостью.

Кроме того, признаком "школьной зрелости" психологи считают "личностную готовность", а иначе говоря, позитивное отношение малыша к школе. Страх перед школой, не желание становиться учеником или полное равнодушие к предстоящей перемене в жизни часто становится в дальнейшем причиной нежелания учиться.

И, наконец, к моменту поступления в школу, малыш должен быть достаточно развит интеллектуально. Для психологов и преподавателей это в первую очередь означает, что ребенок обладает определенным набором сведений об окружающем мире и может анализировать простые факты.

Тихо, идет собеседование

Не волнуйтесь, ничего страшного в собеседовании нет. По существующему положению, принятому Комитетом образования, ни одна школа не имеет права проводить "вступительные экзамены" в первый класс. Собеседование, это всего лишь знакомство, позволяющее преподавателям оценить психологическую готовность малыша к обучению. И если ваш ребенок ошибся, неверно сложив три яблока с двумя, не переживайте. Учителям не столько нужен точный результат, сколько важно понять имеет ли ребенок представление о количестве предметов.

Задания в каждой школе свои, но составлены они по единым принципам, учитывающим три стороны психологической готовности ребенка к школе:

Предлагаем вам примерный список вопросов, которые могут быть заданы малышу во время первого собеседования.

  1. Определение уровня готовности к обучению грамоте. 
  1. Знаешь ли ты буквы? Назови их. (Буквы написаны на карточках и разложены в алфавитном порядке)
  2. Причитай слово (дом, конь, кот, машина) Объясни, что означаю эти слова, или покажи картинки, где изображены предметы с этими названиями.
  3. Прочитай предложение ("Мама мыла раму"). О ком говорится в предложении?
  4. Прочитай рассказ или стихотворение (3-4 простых предложения или четверостишие, типа "Идет бычок качается...") Расскажи, о чем прочитал.
  5. Расскажи по картинкам сказку или рассказ (4-5 сюжетных картинок, разложенных по порядку)
  6. Прочитай наизусть стихотворение.
  7. Напиши печатными буквами слово на слух (дом, пол, стол, мама, папа).
  1. Определение уровня готовности к обучению математике. 
  1. Выяснение временных представлений (Что сейчас - утро или вечер? Что бывает раньше утро или день?).
  2. Выяснение пространственных представлений (Покажи правую руку. Кто сидит слева от тебя? Что из тех предметов лежит посередине? Что висит наверху? Что лежит внизу?).
  3. Пересчитай пальцы на руках. На какой больше?
  4. Положи на стол столько палочек, сколько кружков на рисунке.
  5. Каких кружков больше? (Перед ребенком кладут пять больших красных кружков и семь маленьких синих).
  6. Продолжи счет 1, 2, 3... (учитель определяет, до которого числа ребенок знает счет).
  7. Назови цифры на картинках.
  8. Назови достоинство монет один (рубль, два, пять).
  9. Реши задачу. У Саши было 5 рублей. Он купил билет на автобус за 3 рубля. Сколько денег у него осталось?
  10. Назови фигуры (перед ребенком выкладывают вырезанные из картона круг, прямоугольник, квадрат, треугольник).
  11. Сложи прямоугольник из двух треугольников.
  1. Выявление представлений об окружающем мире. 
  1. Как называется страна, в которой мы живем?
  2. Назови город, в котором ты живешь.
  3. Назови свой адрес.
  4. Как зовут твоих родителей, как зовут твоих бабушек и дедушек?
  5. Где работают папа и мама?
  6. Какое сейчас время года? А в какое время года ты пойдешь в школу?
  1. Выявление отношения к школе. 
  1. Ходишь ли ты в детский сад?
  2. Что тебе нравится в садике, а что не нравится?
  3. Чем ты любишь заниматься больше всего?
  4. Хочешь ли ты пойти в школу?
  5. Понравилось ли тебе сегодня в нашей школе?

Лето на подготовку

Знакомо ли вам чувство ожидания перед важным, значительным, поворотным событием в жизни. Возбуждение, тревога, печаль, нетерпение, радость, грусть... Чувства смешиваются, образуя взрывной коктейль, выплескивающийся то смехом, то слезами. Именно в этом состоянии и пребывает теперь ваш ребенок. Задача родителей в этот момент - как можно больше находится рядом с малышом, с пониманием отнестись к его переживаниям и наилучшим образом подготовить к предстоящим переменам.

Основная психологическая проблема, которую переживают дети в первый год школьной жизни, - расставание с играми. Еще вчера он возился с конструктором, играл "в магазин" или гонял мяч под одобрительные возгласы взрослых, всячески поощряющих "эти развивающие игры", как вдруг сегодня те же взрослые недовольно хмурятся, оттого, что он тратит драгоценное время на бестолковые забавы. Первокласснику игра необходима ничуть не меньше, чем дошколенку. Не пытайтесь внушить малышу, что учеба дело серьезное, что к ней надо относиться ответственно. Лучше научите ребенка играть в новую, занимательную игру - ученье. Практически все дети, приходят в школу с желанием стать учениками, но как это делается, они не знают. Они не умеют учиться, но хотят хорошо "играть" в ученика. Играйте с ребенком в "школу", пусть любимые игрушки станут учениками. Сначала взрослый читает ребенку и игрушкам-ученикам сказку, а потом ребенок проверяет у игрушек домашнее задание - игрушки голосом мамы или папы пересказывают сказку с ошибками, а малыш исправляет допущенные ошибки. В игре познакомьте малыша со школьными правилами - не вставать с места без разрешения, не выкрикивать ответ, входить и выходить из класса по звонку. Пусть ребенок сам расскажет об этих правилах ученикам-игрушкам и следит, чтобы они их выполняли.

Тяжелым испытанием для первоклашки становятся первые отметки, пусть даже вместо баллов учитель рисует цветные звездочки и флажки. До поступления в школу, работу малыша никто и никогда не оценивал, за любой рисунок, прочитанный стишок или помощь по дому его хвали, восхищались умением и сообразительностью. Ребенок попросту оказывается не готовым к тому, что далеко не все у него получается на "отлично", а учитель оценивает не только факт выполнения задания, но еще и качество работы. Чтобы оценки не стали причиной сильнейшего стресса, приучите малыша к мысли, что его действия можно оценивать. Так, известный российский педагог Цукерман предлагает родителям незадолго до школы ввести в жизнь ребенка "Волшебные линеечки" - вертикальные полоски на листах бумаги. Пусть ребенок ставит красный крестик на вершине полоски, если, по его мнению, он справился с заданием хорошо, если работа вышла не совсем удачно - крестик по середине, а уж если поручение осталось невыполненным или сделано не верно, то крестик должен стоять внизу. После того как малыш сам оценит свои действия, обсудите вместе, почему он так считает. Выскажите свое мнение, посоветуйте, как лучше выполнить задание в следующий раз. Используйте линеечки для оценки самых разных действий ребенка - как он почистил зубы, как разговаривал с бабушкой, как помог маме убрать со стола или полить цветы в саду, но никогда не оценивайте умение дошкольника читать, писать и считать. Этими навыками ему еще только предстоит овладеть.

За лето перед школой постарайтесь научить ребенка организовывать и планировать свои действия, выполнять их, соотнося со временем. Для тренировки составляйте с ребенком расписание совместных дел на следующий день, проговаривая, сколько время вы можете уделить каждому мероприятию, чтобы успеть все намеченное. Научите ребенка составлять алгоритм выполнения какого-то задания, например, рисования картинки - сначала рисуем домик, потом дерево, затем солнышко, после этого начинаем раскрашивать, сначала закрашиваем все желтое, потом зеленое, и, наконец, зеленое и т.д.). Научившись планировать простые дела, ребенок без труда сможет самостоятельно организовывать свой школьный день.

За три-четыре месяца до начала школьных занятий необходимо приучить ребенка к определенному режиму дня. Подъем в семь утра станет настоящей трагедией для ребенка, которому все лето давали возможность всласть отсыпаться. Постарайтесь заранее узнать, в какую смену будет учиться ваш первоклассник и все домашние занятия - рисование, лепку, чтение книжек, упражнения в счете и письме, проводите в то время, в какое у малыша будут занятия в школе. Не увлекайтесь тренировками в письме и математике. Школьные программы постоянно совершенствуются и дополняются, к детям теперь применяют иные требования, чем когда-то к нам, поэтому, ребенку, скорее всего, придется переучиваться писать и считать, а это, как известно, сложнее, чем учиться заново. Кроме того, ребенок который к первому классу знает таблицу умножения и пишет диктанты письменными буквами, скорее всего, в школе заскучает и быстро потеряет интерес к учебе. Гораздо полезнее тренировать память ребенка, развивать его наблюдательность, учить концентрировать внимание, обладая этими умениями, ребенок без труда освоит все свои первые школьные науки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приоритетное направление работы ДОУ

Приоритетное направление работы ДОУ...

Укрепление здоровья детей и безопасность как приоритетные направления работы при создании предметно-пространственной среды младшей группы

Попадая в социальную среду, мир ребенка стремительно наполняется новыми впечатлениями и эмоциями, а вокруг появляются множество новых предметов. Задача дошкольного учреждения – ответственно отне...

Укрепление здоровья детей и безопасность, как приоритетные направления работы при создании предметно-пространственной среды средней группы.

В настоящее время здоровье человека – это проблема достаточно актуальна для всех времён и народов и становится первостепенной. Существует более 300 определений понятия «здоровье».Сог...

Статья: "Социально-коммуникативное развитие детей - приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОУ".

    В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государств...

Укрепление здоровья детей и безопасность как приоритетные направления работы при создании предметно-пространственной среды группы

В настоящее время здоровье человека является проблемой, которая затрагивает все времена и народы и становится наиболее актуальной.Охрана здоровья детей, пожалуй, является высшим приоритетом общества в...