Система работы в организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
план-конспект занятия (младшая группа) на тему
- Результаты адпатации детей
- Основные составные части модели организации адаптационного периода
- Перечень игр с описанием хода игры
- Памятка для воспитателей групп раннего возраста
- Конспект встречи воспитателей и родителей семейной адаптационной грруппы "Мамина школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rezultat.doc | 56.5 КБ |
model_organizacii_adaptacionnogo.doc | 17.5 КБ |
igry_v_adaptacionnyy_period.doc | 50.5 КБ |
model_organizacii_adaptacionnogo.doc | 17.5 КБ |
konspekt_vstrechi_adaptiruemsya_vmeste.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования муниципального образования город Новороссийск
Тема опыта:
«Система работы в организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Автор опыта:
Данилович Галина Алексеевна
воспитатель
МДОУ №17
Результативность опыта.
Показателями окончания адаптационного периода являлись: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; общение с ними по собственной инициативе; умение общаться со сверстниками, не конфликтовать; желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени. Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился. После проведенной мной работы можно сказать, что, в течении последних лет не было ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптацией.
Проведена оценка физического состояния детей, проведен анализ заболеваемости детей за год, причин не посещения ДОУ. При этом было установлено, что случаи заболевания детей, несомненно, отмечались, но их количество в сравнении с другими группами ДОУ были несколько ниже. Была проведена также и оценка эмоционального благополучия детей, эта характеристика была выбрана как показатель адаптации ребенка к ДОУ. При этом использовалась методика исследования эмоционального благополучия детей Е.П. Арнаутовой, И.Ю. Ильиной.
Эмоциональное благополучие детей
Обобщая результаты опыта видно, что при поступлении детей в группу, то есть в начале адаптационного процесса эмоциональное благополучие детей было низким – 11 человек (55%) показали именно такой уровень, лишь у 2 детей (10%) уровень эмоционального благополучия был высоким, то есть адаптация протекала легко. В конце адаптационного периода изучая эмоциональное благополучие детей наблюдаем совершенно иную картину. К концу опытного периода никто из детей не испытывал эмоционального дискомфорта от нахождения в группе, в ДОУ, в большинстве своем 12 детей (60%) ощущают себя комфортно в группе, в ДОУ. У 8 детей (40%) отмечен высокий уровень эмоционального благополучия, это значит, что они прошли адаптационный период к ДОУ, и посещение детского сада более для них не является стрессом. Полученные данные говорят о том, что дети отличаются друг от друга по своему эмоциональному состоянию, темпераменту, состоянию здоровья, физическому развитию – по ключевым характеристикам, которые влияют на процесс адаптации детей к ДОУ. И это нормально, так как все люди обладают индивидуальностью.
Проводя анализ результатов, можно заключить, что работа прошла успешно, так как наблюдается значительное улучшение показателей эмоционального благополучия детей.
Таким образом, следует считать, что выбранная методика адаптации детей к ДОУ является успешной, а условия создаваемые – благополучными. Я, при выбранном подходе к детям в период адаптации, помогала им социализироваться, приобрести навыки и привычки необходимые для посещения детского сада. Созданная мною модель организации адаптационного режима способствует более легкому привыканию к новым условиям. Результатом моей работы можно считать организацию на базе нашего ДОУ семейной адаптационной школы для родителей, а также мною разработаны памятки по организации педагогического процесса в период адаптации (для воспитателей групп раннего возраста), разработан методический материал, где собраны картотеки пальчиковых игр, игр в адаптационный период, варианты адаптационных занятий. Успешная адаптация – это залог физического и психологического благополучия ребенка, что и показали результаты проведенного опыта. Реализация построенной модели организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение является важным аспектом совершенствования здоровьесберегающего компонента путем предотвращения психоматических заболеваний детей раннего возраста.
Библиографический список:
1 Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. – 2 Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медецина 2007..
3 Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС ,1999.
4 Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006.
5 Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.
6. Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. – М.: Педобщество, 2003
7 Ж-л № 4. Ребенок в детском саду.-2001.
8 Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка – М.: Просвешение,1985.
9. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – М.: Владос, 2007
10. Берк Л. Развитие ребенка. СПб.: Питер, 2006.
11. Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста: учебное пособие для студентов вузов. М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2007.
12. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2004.
13. Калинина Р.Р. Ребенок пошел в детский сад. К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. 1998. № 4.
14. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. М.: Издательство ВУММЦ, 1996.
Предварительный просмотр:
Управление образования муниципального образования город Новороссийск
Тема опыта:
«Система работы в организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Автор опыта:
Данилович Галина Алексеевна
воспитатель
МДОУ №17
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА
Индивидуальный подход к ребенку
- Гибкий режим
- Создание условий для общения со знакомыми игрушками и вещами
- Использование игрушек-забав
- Учет домашних привычек
- Использование баюкалок при укладывании детей спать
Создание предметно-развивающей среды
- Уголок «Моя семья»
- Уголок «Позвони маме»
- Уголок «Маша – растеряша»
- Уголок «Уединение»
Побуждение ребенка к общению со сверстниками
- игры ребенка рядом со сверстниками
- Приучение к объединению в игре с другим ребенком
- Ситуации, общение
- Использование фольклора
- Элементы театрализованной деятельности
- Игры с воспитателем
- Игры-занятия, упражнения
Контроль за физическим состоянием ребенка
- Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка
- Элементы закаливающих мероприятий
Предварительный просмотр:
Управление образования муниципального образования город Новороссийск
Тема опыта:
«Система работы в организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Автор опыта:
Данилович Галина Алексеевна
воспитатель
МДОУ №17
Игры в адаптационный период с детьми двух-трех лет
Иди ко мне.
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов, и манит его к себе, ласково, приговаривая: «Иди ко мне, мой, хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой хороший Коля пришел!»
Покружимся
Ход игры. Воспитатель берет мишку (игрушку), крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая его к себе игрушку.
Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
Хоровод с куклой
(проводится с двумя-тремя детьми)
Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она «здоровается» с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла «предлагает потанцевать». Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию.
Собирание «сокровищ»
Ход игры. На прогулке воспитатель собирает вместе с ребенком «сокровища» (камешки, стручки, веточки, листья, раковины) и складывает их в корзину. Выясняет, какие «сокровища» вызывают у малыша наибольший интерес (это подскажет дальнейшие пути общения). Затем называет какое-либо «сокровище» и просит достать его из корзины.
Кто в кулачке?
Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.
Воспитатель читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения:
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (сжать пальцы в кулак)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (выставить вперед большой палец).
Зайка.
Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок – «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.
Выдувание мыльных пузырей.
Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)
Хоровод
Ход игры. Воспитатель держит за руки и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились. БУХ!
При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.
Вариант игры:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг, Дружно прыгаем мы вдруг. ГЕЙ!
Взрослый и ребенок дружно подпрыгивают.
Прячем мишку
Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.
Солнышко и дождик
Ход игры. Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «на небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. По сигналу: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются за стульями. Игра повторяется.
Поезд
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.
Догонялки (проводится с 2-3 детьми)
Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».
Вариант: игра проводится с мишкой.
Солнечные зайчики
Материал. Маленькое зеркальце.
Ход игры. Воспитатель зеркалом пускает солнечных зайчиков и говорит при этом:
Солнечные зайчики.
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
пусть бегут к тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать.
Игру можно повторить 2-3 раза.
Игра с собачкой
Материал. Игрушечная собачка.
Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол. Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!» При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
Делаем коллаж
Материал. Обрезки цветной бумаги, поздравительные открытки, веревочки, кусочки пенопласта, пряжи и т.п.
Ход игры. Воспитатель расстилает на столе большой лист плотной бумаги или картона. Кисточкой промазывает клеем с одной стороны кусочек пенопласта (открытку и т.д.) и передает ребенку, чтобы он наклеил его на бумагу. Разрешает малышу самому выбирать предметы, которые ему хотелось бы наклеить. Внимательно понаблюдав за действиями взрослого, ребенок сумеет сам намазывать клей. Завершенный коллаж можно повесить на видном месте, чтобы все могли им любоваться.
Ловись, рыбка
Материал. Картонная коробка, металлические пробки от бутылок («рыбки»), магнит, палочка и веревка (для удочки).
Ход игры. В картонную коробку помещают несколько металлических пробок от бутылок, желательно разного цвета. К одному концу веревки (или тесемки) привязывают палочку, а к другому – брусок магнита. Воспитатель показывает ребенку, как выуживать «рыбок» из коробки, притягивая металлические пробки магнитом. Если пробки разного цвета, то малышу можно предложить вытянуть, например, красную рыбу. После того как будут извлечены все пробки, взрослый считает их («Вот сколько рыб мы поймали!») и игра начинается сначала.
Игра способствует развитию согласованности движений.
Игра с кистями рук
Ход игры: (Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторять их.) Взрослый отпускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струи дождя». Складывает пальцы каждой руки колечком и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцами – «кисточкой» кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке.
Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук-стук-хлоп, стук-стук-хлоп и т.п.
Покатаемся на лошадке
Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, то можно посадить ребенка на колени).
Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: «Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно». Ребенок тихо повторяет: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослы добивается, чтобы ребенок произносил звук «н.» протяжно, а все звукосочетание – громко и четко.
Книжка – угадай-ка
Материал. Записная книжка с проволочной спиралью.
Ход игры. Наклеивают в записной книжке через страницу (на правой стороне) картинки с изображением известных ребенку предметов. Каждую страницу без картинок разрезают на несколько горизонтальных полосок, начиная с левого края. Рассматривая книжку вместе с малышом, воспитатель постепенно отворачивает полоску за полоской. Ребенок старается угадать, что изображено.
Забава с увеличительным стеклом
Материал. Увеличительное стекло (предпочтительно пластмассовое)
Ход игры. На прогулке воспитатель дает ребенку травинку. Показывает, как смотреть на нее через лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь увеличительное стекло на пальцы и ногти – это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь по участку, можно исследовать цветок или кору дерева, рассмотреть кусочек земли: нет ли там насекомых и т.д.
Вместе с мишкой.
Материал. Игрушечный медвежонок.
Ход игры. Воспитатель беседует «на равных» с мишкой и ребенком, например: «Катя, тебе нравиться пить из чашки?», «Миша, нравится тебе пить из чашки?» Делает вид, что поит мишку чаем. Затем проделывает с мишкой другие манипуляции.
Такие действия формируют у ребенка навыки сюжетной игры.
Игра с куклой
Материал. Кукла.
Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, ноги, живот и т.д. Предложите причесать ее, умыть, накормить и т.д.
Собираем игрушки
Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, тра-ля-ля их на место убираем».
Передай колокольчик
Материал. Колокольчик.
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).
Зайка
Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок – «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть.
С нами вместе поплясать
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.
Позови
Материал. Мяч.
Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля с кем ты хочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет: «Вова иди играть». После игры Коля садится на место, а Вова зовет следующего ребенка.
Мяч в кругу
Ход игры. Дети (8-10 человек) садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.
Все дальше и выше
Материал. Яркий мяч.
Ход игры. Ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Малыш ловит мяч.
Упражнение повторяется с другим ребенком.
Еле-еле
Ход игры. Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки. Воспитатель говорит или поет:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели, А потом, а потом
Все бегом, бегом, бегом! Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите. Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
В соответствии со словами песенки дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем медленнее и останавливаются.
Мы топаем ногами
Ход игры. Играющие дети становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст так медленно, с расстановкой, давая возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
(Дети берутся за руки, образуя круг)
Мы бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются. Игра повторяется.
Мяч
Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает на месте, а воспитатель, положив на его голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый, мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз, два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним играть!» После этого «мячик» убегает, а взрослый ловит его.
Огуречик, огуречик …
Ход игры. На одном конце площадки – воспитатель (ловишка), на другом – дети. Они приближаются к ловишке прыжками на двух ногах. Воспитатель говорит:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
При последних словах дети убегают, а воспитатель их догоняет.
Предварительный просмотр:
Управление образования муниципального образования город Новороссийск
Тема опыта:
«Система работы в организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Автор опыта:
Данилович Галина Алексеевна
воспитатель
МДОУ №17
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА
Индивидуальный подход к ребенку
Гибкий режим
Создание условий для общения со знакомыми игрушками и вещами
Использование игрушек-забав
Учет домашних привычек
Использование баюкалок при укладывании детей спать
Создание предметно-развивающей среды
Уголок «Моя семья»
Уголок «Позвони маме»
Уголок «Маша – растеряша»
Уголок «Уединение»
Побуждение ребенка к общению со сверстниками
игры ребенка рядом со сверстниками
Приучение к объединению в игре с другим ребенком
Ситуации, общение
Использование фольклора
Элементы театрализованной деятельности
Игры с воспитателем
Игры-занятия, упражнения
Контроль за физическим состоянием ребенка
Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка
Элементы закаливающих мероприятий
Предварительный просмотр:
Управление образования муниципального образования город Новороссийск
Тема опыта:
«Система работы в организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Автор опыта:
Данилович Галина Алексеевна
воспитатель
МДОУ №17
Тема встречи: «Адаптируемся вместе».
Цель:
познакомиться с родителями, создать благоприятный эмоциональный настрой, дать информацию о работе Клуба;
познакомить родителей с особенностями адаптации детей к детскому саду;
способствовать сплочению родительского коллектива, формированию доверительных отношений между родителями и педагогами.
Ход встречи
1. Приветствие.
– Добрый день наши, дорогие родители! Мы рады видеть Вас на 1 занятии нашего Клуба!
Создание «Маминой школы» представляет собой попытку передать родителям опыт осмысленного отношения к детям. Здесь будет осуществлена практика совместного участия в психологическом и нравственном становлении тех, кто от нас зависит, практика извлечения уроков из обыденной жизни. Этот Клуб для тех, кто любит детей, любит их не издалека, не любуется ими, как живой занимательной игрушкой, а любит деятельной любовью.
Однако наши дети не только наше счастье и радость, но и наша боль и тревога. Ведь нужно не только родить ребенка, но и воспитать его настоящим прекрасным человеком. Многие родители воспитывают детей так, как принято в ближайшем окружении, как воспитывали их самих, как делают их знакомые и соседи. Такая самодеятельность зачастую заканчивается печально.
Мы надеемся, что наша школа будет не только полезной, но и интересной, где родители могут узнать много нового о самих себе. На нашем занятии мы попытаемся разобраться в проблемах адаптации наших детей к детскому саду.
2. Игра-знакомство «Приветствие».
3. Упражнение «Кто родился в мае…»
4. Упражнение «Орехи»
5. «Особенности адаптации».
– Как примут ребенка в детском коллективе? Какие отношения сложатся у него с воспитателем? Не будет ли малыш часто болеть? Насколько быстро он привыкнет, адаптируется в новой среде? Привычные родительские тревоги и волнения. Такие же проблемы выступают и перед воспитателем, принимающим в свою группу новичков.
Особого внимания с этой точки зрения требуют те малыши, которым впервые предстоит перейти из достаточно замкнутого семейного круга в мир широких социальных контактов. Дело в том, что в этот период интенсивно развивается организм, созревают психические процессы. А на этапе становления дети в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. От того, насколько малыш в семье подготовлен к переходу в дошкольное учреждение, зависят и течение адаптационного периода (который может продолжаться иногда и полгода), и его дальнейшее развитие. Задача родителей заключается в том, чтобы не только обеспечить необходимый физический уход, но и способствовать наиболее полному развитию его психики, которое изначально построено на определенных закономерностях взаимодействия его со взрослыми. Знание этих закономерностей, применение их в практике семейного воспитания создадут условия и для благополучного включения ребенка в новую социальную среду.
– Так что же такое адаптация?
6. Игровое упражнение «Ромашка»
- Анкетирование «Готовность ребенка к поступлению в ДОУ»
– Как вы считаете где, на каком уровне может возникнуть сложность у вашего ребенка? Длительность адаптации зависит так же и от уровня развития ребенка. Если с ним систематически занимались дома, и рос он человеком общительным и самостоятельным, то в группе он быстро устанавливает контакт с воспитателями, может себя занять содержательной игрой и не чувствовать себя заброшенным и беспомощным. Если родителям удалось сформировать у ребенка навыки самообслуживания, умение играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребенка с воспитателем, то, думаем, адаптационный период будет безболезненным и коротким.
Эмоциональная привязанность к матери формируется с момента рождения и пронизывает все раннее детство ребенка. По мере взросления малыша она может несколько видоизменяться в зависимости от расширения круга общения. Поэтому важно, чтобы любой другой опыт (например, общение с другими детьми и взрослыми, пребывание ребенка в незнакомом месте, игра с новыми игрушками) ребенок раннего возраста проиграл вместе с мамой, что поможет ему удовлетвориться в безопасности данного опыта.
8. «Уровни адаптации».
– Взрослые в семье понимают, что адаптационный период – один из самых сложных в жизни ребенка. Все охают, причитают, волнуются за него, но не более того! Родители зачастую не готовят своего ребенка к посещению детского сада, а следовало бы.
Родителям предлагаются 3 карточки с описанием уровня адаптации, и предлагается самим попробовать определить уровень.
9. Разминка «Атомы и молекулы»
10. Выработка родителями рекомендаций по облегчению процесса адаптации.
11. Обсуждение.
Родители разбиваются на 2-3 группы, им предлагается самостоятельно выработать рекомендации по облегчению процесса адаптации.
12. «Как можно облегчить крохе процесс адаптации?» (рекомендации старшего воспитателя)
13. Притча «Банка жизни».
14. Релаксация.
15. Рефлексия, раздача памяток об адаптации.
Что понравилось (солнышко) и не понравилось (тучка) на занятии. Раздача памяток.
Игра-знакомство «Приветствие».
Участники садятся полукругом
Инструкция: «Сейчас каждый по очереди будет выходить в центр, поворачиваться лицом к группе, называть своё имя и здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Мы же все вместе будем повторять каждое предложенное приветствие».
Упражнение «Кто родился в мае…»
Группа рассаживается по кругу. Объясните участникам, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга. Вы называете личностное качество или описываете ситуацию и просите участников, по отношению к которым справедливо высказывание, выполнить определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: «Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами». Темп игры должен возрастать. Варианты высказываний:
-у кого голубые глаза - трижды подмигните;
-чей рост превышает 1 м 70 см, пусть изо всех сил крикнет: «Кинг Конг!»;
-тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;
-кто родился в мае, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;
-кто любит собак, трижды пролайте;
-кто любит кошек, трижды промяукайте;
-у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это его не касается;
-кто пьет кофе с сахаром и молоком, загляните себе под стул;
-у кого есть веснушки, пробегите по кругу;
-замужние опишите в воздухе большую восьмерку рукой;
-пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;
-тот, кого принуждали прийти в эту группу, должен затопать по полу ногами и крикнуть: «Я не позволю себя заставлять!»;
-у кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка);
-кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;
-кто изредка мечтал стать невидимым, закройте лицо ладошками;
-тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажется как это делается;
-кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: «Хватит!».
Рефлексия эмоционального состояния: участники сидят в кругу и по очереди высказываются, что они чувствуют, что им понравилось, а что нет, чего они ожидали, что им было легко выполнять, где возникали трудности и т.д.
Упражнение «Орехи»
Всем участникам предлагается выбрать из корзинки по 1 грецкому ореху, внимательно рассмотреть его и положить обратно. Ведущий перемешивает орехи и предлагает участникам отыскать именно свой орех.
Ведущий: «Несмотря на то, что на 1 взгляд все орехи одинаковы, у каждого есть свои неповторимые особенности – так и каждый ребенок неповторим…»
Игровое упражнение «Ромашка»
Предлагается к обозрению три уровня адаптации ребенка к детскому саду: физиологический, социальный и психологический.
Адаптация – это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Наиболее сложная перестройка организма происходит на начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, а это в свою очередь, может привести к нарушению здоровья, поведения и психики. Как вы считаете, какой уровень важнее?
Так, что же все - таки происходит, почему одни дети легко адаптируются, а другие тяжело? Что стоит за этим? А для этого я предлагаю вам проанализировать некоторые ситуации.
Родителям предлагаются лепестки от «ромашки» с некоторыми факторами, влияющими на определенный уровень адаптации. Предлагается самостоятельно найти уровень, к которому принадлежит определенный фактор.
Заболевания, передающиеся по наследству от отца, матери |
Отягощенная беременность |
Осложнения в период родов |
Перенесенные заболевания в период новорожденности |
Группа здоровья при рождении |
Вредные привычки (соска, памперс и т.п.) |
Умение самостоятельно кушать |
Умение самостоятельно играть |
Умение мыть и вытирать руки |
Умение одеваться |
Навыки самостоятельного пользования горшком |
Контактность ребенка со взрослым |
Умение общаться с сверстниками |
Эмоциональность ребенка |
Тип нервной системы (темперамент) ребенка |
Индивидуальность |
Аффективная привязанность к одному из родителей |
Разминка «Атомы и молекулы»
«Сейчас Вы будите хаотично двигаться по залу. Когда я буду называть числа – Вы будете объединяться по столько человек, какое число я назову». В конце группа должна разделиться на 2 подгруппы для выполнения следующего задания.
Уровни адаптации
1. В период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу, беспокойство. Дома у них выраженное отрицательное, негативное отношение к воспитателю и сверстникам, мал опыт общения, ни находятся на попечении всех родных по очереди, поэтому не привыкли самостоятельно занять себя ни на минуту. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников, к тому же в силу своего возраста сверстники не могут ярко продемонстрировать свое положительное отношение к ним, уровень игровых умений не высок, низкий уровень сформированности самостоятельности. В течение дня практически не меняется эмоциональное состояние (бездеятельность, плач, требуют утешения, безучастно сидят, с детьми в контакт не вступают). Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев)
2. Дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, сторонятся их, впоследствии подражают им, в первые дни плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются со взрослыми. У таких детей сформированы навыки самообслуживания, они ищут контакты со сверстниками, спокойны, активно играют. Средний уровень адаптации (20-40 дней)
3.При ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со взрослыми. Могут занять себя содержательной игрой, не чувствуя себя беспомощным, так как самостоятельны, навыки самообслуживания сформированы. В течение дня смеются, ликуют, поют, радостно бегут навстречу сверстникам, воспитателям. Легкий уровень адаптации (10-15 дней)
«Как можно облегчить крохе процесс адаптации?»
- Постарайтесь научить малыша самостоятельно знакомиться с другими детьми при помощи замечательных фраз: «А как тебя зовут? Можно с тобой поиграть? И т.п.
- Учите, как правильно постоять за себя, делиться, но знать, что свое, а что – чужое, как меняться и добиваться разрешения поиграть чужой игрушкой, как попросить помощи и не быть ябедой.
- Отправляясь, первый раз в сад, напоминайте себе, что Вы сами его выбрали, поэтому с ребенком ничего плохого не случится. Если Вы не будете скрывать от крохи волнения, то ему передастся напряженное состояние.
- Дома спокойно объясните малышу, что там он, как все дети, останется один, что Вы непременно заберете его после обеда, сна и т.д.
- Придя в детский сад, осмотрите раздевалку, покажите малышу шкафчик. Пока ребенок осваивается, не тормошите его, не позволяйте другим людям подшучивать и стыдить кроху. Готового заплакать («Ай-ай-ай, как не красиво, как не стыдно и т.п.).
- Вместе загляните в группу – обычно малыша сразу захватывает множество игрушек, и он на какое то время забывает о маме. Подумайте: может Вам стоит исчезнуть именно в этот момент?
- Пообещав ребенку забрать его в определенное время, лучше подстрахуйтесь и придите раньше. Опоздание к условленному сроку – самое худшее, что может быть в этот период.
Забирая малыша, не забудьте расспросить воспитателя о поведении и эмоциональном состоянии крохи. Посоветуйтесь об оптимальном графике дальнейшего посещения. Доверяйте опыту и чутью воспитателей, прислушивайтесь к их рекомендациям!
Анкета «Готовность ребенка к поступлению в детский сад»
Ф.И.ребенка возраст лет мес.
1. Какое настроение преобладает у ребенка?
-бодрое – 3 балла; - раздражительное, неустойчивое – 2 балла; -подавленное – 1 балл
2. Как ваш ребенок засыпает?
-быстро (до 10 мин) – 3 балла; - медленно – 2 балла; - неспокойно – 2 балла
3. Что вы делаете, чтобы ваш ребенок заснул?
-дополнительное воздействие – 1 балл; - без воздействия – 3 балла
4. Какова продолжительность сна?
-2 часа – 3 балла; - менее 1 часа – 1 балл
5. Какой аппетит у вашего ребенка?
- хороший – 4 балла; - избирательный – 3 балла
-неустойчивый – 2 балла; - плохой – 1 балл
6. Как относится ваш ребенок к высаживанию на горшок?
-положительно – 3 балла; - отрицательно – 1 балл
-просится на горшок – 3 балла; - не просится, но бывает сухой – 2 балла
-не просится, и ходит мокрый – 1 балл
7. Есть ли у вашего ребенка отрицательные привычки?
-сосет палец, пустышку или др. – 1 балл; - нет – 3 балла
8. Интересуется ли ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
-да – 3 балла; - нет – 1 балл; - иногда – 2 балла
9. Проявляет ли интерес к действиям взрослого?
-да – 3 балла; - нет – 1 балл; - иногда – 2 балла
10. Как ваш ребенок играет?
-умеет играть самостоятельно – 3 балл; - не всегда – 2 балла; -не играет сам – 1 балл
11. Взаимоотношение со взрослыми:
-легко идет на контакт – 3 балла; - избирательно – 2 балла; -трудно – 1 балл
12. Взаимоотношение с детьми:
-легко идет на контакт – 3 балла; - избирательно – 2 балла; -трудно – 1 балл
13. Отношения к занятиям: внимателен, усидчив, активен:
-да – 3 балла; - нет – 1 балл; -иногда – 2 балла
14. Есть ли у ребенка уверенность в себе?
-есть – 3 балла; - не всегда – 2 балла; -нет – 1 балл
15. Есть ли опыт разлуки с близкими?
-перенес разлуку легко – 3 балла; - тяжело – 1 балл
16. Есть ли аффективная привязанность к какому либо из взрослых?
-есть – 1 балл; - нет – 3 балла
Анализ и интерпретация результатов анкетирования:
54 – 40 баллов – ребенок готов к ДОУ;
39 - 24 балла – ребенок условно готов к ДОУ;
23 – 16 баллов – ребенок не готов к поступлению в ДОУ.
Притча «Банка жизни»
…На стол ставится стеклянная пустая банка.
-Сегодня я хотела бы поговорить с Вами о жизни, что Вы можете сказать об этой банке?
(Она пустая.)
-Совершенно верно, — затем из-под стола достается мешок с крупными камнями и укладываются в банку до тех пор, пока они не заполнят ее до самого верха.
— А теперь что Вы можете сказать об этой банке?
(Теперь банка полная!)
Достается еще один пакет с горохом, и засыпается в банку. Горох начинает заполнять пространство между камнями:
-А теперь?
(Теперь банка полная!!!)
Достается пакет с песком, и засыпается его в банку, спустя какое-то время в банке не осталось свободного пространства.
(Ну, теперь-то банка точно полная!)
Тогда достается стакан чая и выливается в банку
- А вот теперь банка полная! Сейчас я буду объяснять Вам, что произошло. Банка — это наша жизнь, камни — это самые важные вещи в нашей жизни, это наша семья, это наши дети, наши любимые, все то, что имеет для нас огромное значение; горох — это те вещи, которые не так значимы для нас, это может быть дорогой костюм или машина и т.д.; а песок — это все самое мелкое и не значительное в нашей жизни, все те мелкие проблемы, которые сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни; так вот, если бы я сначала засыпала в банку песок, то в нее бы уже нельзя было поместить ни горох, ни камни, поэтому никогда не позволяйте различного рода мелочам заполнять Вашу жизнь, закрывая Вам глаза на более важные вещи. А чашечка чая – чтобы, не смотря ни на какие проблемы у Вас всегда оставалось время попить чаю с приятными людьми!
Релаксация.
На фоне легкой музыки звучат слова:
«А сейчас мы приглашаем Вас в путешествие.
Представьте себе сейчас галактику Вселенной…
Мы видим с Вами там потоки звезд, их водопадов неимоверное сияние… И вдруг как брызги искр, взметнувшись фейерверком, слились они в светящуюся, серебрившуюся точку... Сейчас мы с Вами сами стали очевидцами того, как зажигаются на небе звезды…
Когда на небе загорается звезда, то на земле рождается ребенок. Малыш сравним лишь с утренней звездой, холодный блеск которой согревает солнце… Это чудо сделало Вас мамой и папой,… берегите его… и совершенствуйтесь сами, идя рядом с ним… Дайте руку ему, свою крепкую руку.
Его нежные пальчики вложите в ладонь и ведите по жизни, ее лабиринтам, словно гид, который осилил этот путь.
Ведь только, Вы… – родители… являетесь одновременно сразу и тучами и солнцем для детей…. И лишь только Вам подвластно устранять все «ветряные мельницы» взаимоотношений, с которыми сражается ребенок, чтоб утвердить себя в своей семье… Полюбите своего ребенка…каким б он не был, долгожданным или нет… Ведь раз он появился…, раз он есть,… Ваш долг в том, чтобы ребенок стал счастливым.»
Спасибо Вам за наше путешествие!
Адаптация социальная - универсальный процесс приспособления к изменениям окружающей среды любой социальной единицы и результат ее соответствующих изменений.
Адаптация физиологическая - совокупность реакций организма, которые обеспечивают его приспособление к меняющимся условиям среды.
Адаптация психологическая - изменение чувствительности органов чувств в результате длительной стимуляции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая работа.Адаптация детей раннего возраста к условиям детского образовательного учреждения.
Целью этой работы с детьми было создание благоприятных условий для обеспечения более мягкой и безболезненной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ через внедрение новых организационных спосо...
Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"
Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным на...
система работыпо приобщению детей раннего возраста к истокам отечественной народной культуры через использование фольклора в условиях реализации ФГОС ДО
Приобщение детей к истокам отечественной народной культуры, через использования фольклора. Детский фольклор даёт нам возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщить к народной поэзиии. Песенк...
Система работы педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУС
Данная работа содержит материал о возможностях смягчения процесса адаптации детей раннего возраста....
Опыт работы "Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада"
Адаптация. Статья....
Опыт работы: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Пояснительная запискаАдаптация - это процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного го...
Статья из опыта работы "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"
Статья для педагогов, работающих в группах раннего возраста....
Комментарии
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ